Целомудрие словарь. Целомудрие и его формы в современной жизни, отношение к нему в разных религиях. Отношения будущих супругов

«Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями.»
Монахиня Нина (Крыгина), «Целомудрие Царской семьи»

«Целомудрие - всеобъемлющее название всех добродетелей».
Иоанн Лествичник.

Целомудрие – это добродетель являющая духовную и телесную чистоту, непорочность.
Это внутренняя чистота души, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами.

Целомудрие и благородство – две нравственных ценности, которые в большей степени связанны с понятием "Чести" .

“Целомудрие” в словаре русских синонимов:
безукоризненность, безупречность;
здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность.

Словарные определения

В словаре Ушакова (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Целомудрие, целомудрия, мн. нет, ср. (·книж.). Добродетель, строгость в нравственном отношении.

В словаре Ожегова (Толковый словарь Ожегова)
Целомудрие:
1. То же, что девственность;
2.перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

“Целомудрие” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» Термин «целомудрие» в словаре не найден.

«Целомудрие» в христианской религиозной традиции

Слово «целомудрие» - это религиозное, это духовное слово. И поэтому, чтобы стать целомудренным, нужно стать чуточку религиозным. Священники это знают. Слово, понятие «целомудрие» появилось задолго до рождения Руси. Вот два очень небольших примера.

Вот послание апостола Павла к римлянам. 3-й сих из 12-й главы:
1) на церковнославянском языке:
«глаголю бо благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры»
2) на русском:
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте целомудренно, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»

Вот молитва Ефрема Сирина, жившего в IV веке
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Отсюда видно, что целомудрие – это дух, это дар, который нужно испрашивать и получив, очень бережно его хранить.

Целомудрие – это религиозное понятие. Целомудрие – это не хорошо или плохо, это – либо есть, либо нет. Девственность, супружеская верность, скромность и т.д. все это о целомудрии, но не целомудрие. Целомудрие начинается с послушания: родителям, учителям, мужу, жене... Но как удержаться в послушании, если человек не религиозен, если его оценки всего на уровне: «хорошо – плохо». Да еще и того «хорошо – плохо», как он сам их себе представляет.

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие - уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний;
совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога ».

Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом - богатство церковной дисциплины».

Определени из Википедии - свободной энциклопедии.

Целомудрие - положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают:
а). отказ человека от сексуальных отношений вообще,
б). воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

В моральной философии, помимо этого содержания, в понятие целомудрия привносился некоторый особенный смысл: во-первых, оно, как правило, применялось в качестве характеристики еще не сформировавшегося человека; во-вторых, выражало подобающее отношение (а именно - воздержание) не только к сексуальным, но и к телесным удовольствиям вообще, а также к сильным страстям, влечениям, необузданным порывам и т. п. - ко всему, что может разрушить целостность человека. Целомудрие понималось как отказ молодого человека от испытаний, с которыми он пока не в силах справиться.

Некоторые культуры ориентировали на целомудрие как на универсальный идеал. В христианстве это отчасти проявилось в обете безбрачия всего католического духовенства (целибат) и православного монашества, а также в том, что для мирян допустимыми признавались только брачные сексуальные отношения, единственное оправдание имеющие в рождении детей.

Понятию целомудрия по значению близко понятие невинности. Как и состояние невинности, целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Существенная же особенность целомудренного человека состоит в том, что он не является невинным в отношении добра и зла, знает их абсолютную различенность, его мысли, чувства и поступки находятся в поле напряженности, образованном основной моральной дихотомией, поэтому подлежат моральной оценке. Невинность же внеморальна. Кроме того, внутренняя жизнь целомудренного человека сложна, дифференцирована, осознаваема. В силу данных особенностей сохранение внутренней гармонии и гармонии с миром, непорочности, покоя в добре требует от целомудренного человека, в отличие от невинного, для которого такое состояние естественно и бессознательно, совершения определенных усилий. Моральное усилие целомудренного направлено прежде всего на соблюдение запретов. Поддерживаемое в результате такого морального усилия блаженство П. А. Флоренский определял как «отдых от неустанно-жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души...».

Другим близким по значению понятию целомудрия является понятие умеренности. Если целомудрие характерно для этапа духовного становления человека, то умеренность является добродетелью зрелого человека, она проявляется в устойчивом самообладании, в умении быть хозяином своих чувств, желаний и страстей. Если целомудренный оберегает себя от непосильных испытаний, отказываясь от всего того, что может ввергнуть его во власть соблазнов, то для умеренного соблазнов не существует. По описанию Аристотеля, умеренный не имеет дурных влечений и не испытывает удовольствий, противоположных правильному суждению. Умеренность является характеристикой стремящегося к нравственно обоснованной или допустимой, с точки зрения нравственности, цели, будь то высшее благо, беззаветное служение Богу, счастье, выполнение долга перед самим собой. Целомудрие же характеризует духовное созревание человека, его основное назначение - защитить неокрепшую душу и дать ей сформироваться.

В современной либеральной этико-философской мысли понятие целомудрия перемещено в сферу сексуальности. Так, Р.Скрутон анализирует целомудрие в контексте сексуального желания. Целомудрие здесь предполагает сдержанность и осуществление лишь такого сексуального желания, которое направлено на объединение с другим(ой), предстающим(ей) в рамках данного отношения во всей полноте своей личности. Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, в первую очередь - единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого. В противном случае как субъект, так и объект желания оказываются лишенными целостности: телесность и личностность обоих оказываются отделенными друг от друга, а их отношения - обезличенными.

Целомудрие, строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость - качество, приобретаемое человеком с возрастом. Стыдливость по отношению к противоположному полу особенно сильно выражается с появлением вторичных половых признаков. В этот период молодые люди начинают серьёзно дружить, влюбляться. Дружба, а затем и любовь между юношей и девушкой - серьёзное испытание их нравственности. Сначала счастьем кажется возможность дотронуться до руки любимого, потом - прижаться к нему, поцеловать. Но человек быстро привыкает к дозволенному, и вот уже новый "запретный плод" манит, разжигает страсти. Попав в половодье неизведанных ощущений, молодые люди не всегда могут разобраться в своих чувствах, правильно оценить перспективы отношений друг с другом. Поэтому девушки должны хорошо взвесить все за и против добрачной половой жизни, а не руководствоваться минутным порывом. Во все времена молодым до брака предписывалось целомудрие, хотя общественное мнение легче прощало юношу и строже спрашивало с девушки.

Дело здесь не только во влиянии церковной морали, но и в том, что биологическую ответственность за интимную связь несёт исключительно женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребёнка, если отец откажется от него. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив девственность даже анатомически. Более того, во многих случаях именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых к себе отношений. Она задаёт тон любовным отношениям, делает их пошлыми или высокодуховными, поистине красивыми.

Не менее важной в межличностных отношениях является и позиция юноши. Недаром мерилом мужского достоинства всегда считалось его отношение к женщине. Настоящего мужчину как раз и отличает в отношении к любимой женщине сдержанность и корректность. Сегодня моральные требования, предъявляемые к мужчине и женщине, стали менее строгими. Однако и в наши дни без любви, уважения, привязанности, чувства долга интимная близость сводится лишь к обычному физиологическому акту. Вот почему юношеская сдержанность, девичья чистота, гордость, целомудрие - понятия не устаревшие. Это вопросы не только морали, но и будущего здоровья, счастья.

«Целомудрие - это не столько физиологическая и не только нравственная категория, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира».
Вера Абраменкова «Воспитание целомудрия»

«Целомудрие – это суверенитет как личности, так и общества по отношению ко злу».
Артемий Ермаков «Государство и целомудрие»

Высказывания великих и известных людей о Целомудрии.

Альбер Камю (1913-1960, французский писатель и философ): «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл»

Иоанн Крестьянкин (1910-2006, священнослужитель РПЦ, архимандрит): «Красота души – в целомудрии и правде, здоровье души – в мужестве и благоразумии».

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799, французский драматург и публицист): "Небо всегда покровительствует невинности!"

Павел Гумеров (р.1974, русский священник, писатель): "Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли как грязь пачкают, оскверняют душу и сердце."

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современное общество к невинности и нравственности относится как пережиткам прошлого. Только христианство дает правильную оценку. Целомудрие — что это означает? Духовная и физическая чистота, непорочность, мысли и поступки, связанные со словом честь — это и есть истинное значение целомудрия.

Это понятие включает нравственную чистоту. Девушки с ранних лет хотят повзрослеть, и для этого не гнушается любыми способами. Они редко думают о последствиях своего поведение. Встречи с мужчинами, употребление алкоголя, сигареты, обладание современными гаджетами – это не относится к целомудренности.

Характерные черты для целомудрия:

  • кротость и скромность, которая не позволяет хвалить себя перед преподавателями, а лучшее доказательство – это изучение предмета и способность правильно понимать материал;
  • серьезное отношение к словам и данным обещаниям;
  • отсутствие пагубных страстей.

Нравственная женщина осознает, что сигарета во рту и бокал спиртного смотрятся дешево. Такое поведение провоцирует презрение и заинтересует мужчину для одноразового секса.

Целомудрие – это духовная чистота. Такие девушки не гонятся за славой и материальными благами. Они живут интересами семьи. Для них характерны добрые дела, помощь животным, больным и детям.

С точки зрения православной веры, значение слова целомудрия в церкви – девушка проявляет строгость в отношении посторонних мужчин, не нарушает пост, причащается и исповедуется. Кроме этого прививать девушке чувство личного достоинства, уважение к старшим и понимание нравственности должна семья.

Святые отцы о целомудрии

Монахиня Нина дала определение нравственности, как мудрого отношения к жизни.

По мнение Иоанна Лествичника, это объединение всех положительных достоинств.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что высокая нравственность является избавлением от всех грешных мыслей, скверных слов.

Как результат, вот что такое целомудрие:

  • учиться молчанию и посвящать мысли раздумьям о рае и аде;
  • отказаться от блудных мыслей;
  • помогать больным и сиротам.

Святой Амвросий Медиоланский приводит три вида нравственности: вдова, супруги, девственность. Он говорит, что это правило христианской дисциплины.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин назвал целомудрие красотой души, наполненное духовной силой, здравым смыслом и отвагой сопротивления злу.

Кроме святых отцов о нравственности говорили известные писатели. Философ Альбер Камю, утверждал, что в распущенности теряется смысл бытия, только нравственность его возвращает.

Пьер Огюста Карон де Бомарше прекрасно сказал что, чистые душой люди под покровительством Святых Небес.

Мужское целомудрие

Сила целомудрия для мужчин помогает не оказаться в ловушке, которая может его погубить. Человек, украшающий себя добродетелью, обеспечивает защиту, которая поможет выдержать любые искушения.

Те, кто легко окунается вволю сексуальных страстей, теряет быстро мужскую активность. Это ведет к алкоголизму и другим серьезным отклонениям в физическом смысле. Мужчине обладает даром оплодотворения, и осквернение этого источника в православной вере считается грехом.

Отношения будущих супругов

И вот что говорит православие о целомудрии до брака: во-первых, не коснутся нравственных людей негативные последствия ранних половых связей, во-вторых, целомудрие до брака обладает массой преимуществ. Будет много времени для собственного духовного развития.

Молодость – это время сильных эмоциональных нагрузок, которые необходимо пережить. Когда человек научится справляться с собой и контролировать свои чувства до брака, можно говорить о доверии и не нарушении верности друг другу.

Пусть хранит Вас Господь!

Очищение души и тела для христианина - это путь ко спасению. Духовные и физические недостатки являются следствием того, что человек полностью подчинился своей животной природе, и разрушающие страсти возымели главенство над его разумом. Жажда новых ощущений, подкрепленная открывающимися возможностями эры сверхновых технологий, все сильнее толкает человечество в пропасть бездуховности и безнравственности.

Целомудрие во все времена было тем бастионом, который сдерживал упадок культуры народов и наций, помогая выживать под напором периодически накатывающих волн вседозволенности, нигилизма и воинствующего атеизма.

Что такое целомудрие

Один немецкий врач периода второй мировой войны, осматривающий пригоняемых в Германию незамужних советских девушек, обнаружил, что 97% из них оказались девственницами. Озадаченный доктор обратился с письмом к Гитлеру, в котором призывал немедленно прекратить вести боевые действия против Советского Союза. Свои заключения он основывал на том, что воевать с народом, у которого такая высочайшая нравственность подобно самоубийству. Это был очень неглупый немец, и если бы он был услышан, возможно, исход войны не имел бы столь ужасных последствий.

Происхождение слова

Если рассматривать этимологию слова «целомудрие», то оно имеет значение «невинность». По всей видимости эта форма была образована в старославянском языке как калька с греческого sōphrosynē - «благоразумие». В церковно- и старославянском пишется как: цѣломѫдрие σωφροσύνη, цѣломѫдрьнъ σώφρων.

В узком понимании слово «целомудрие» означает умение держать под контролем свои сексуальные желания и связанные с ними неблаговидные поступки. В более широком смысле - это нравственная строгость и чистота, моральная добродетель, которая проявляется не только в отношении к противоположному полу, но и в манере общения, взглядах, одежде. Это своеобразная противоположность праздности, где неуемная разгульность приводит к необузданной сексуальной невоздержанности и развращенности.

Данное понятие определяет целостность личности, стремящейся к единству с Богом и соблюдающей внутренний закон, именуемый совестью и помещенный в сердце каждого человека. У того, кто прислушивается к совести, постепенно начинает открываться слышание голоса ее мудрости.

Значение понятия

Значение слова целомудрие в понятии большинства сводится к волевому обузданию низких страстей и вожделенных позывов во имя духовной чистоты и верности партнеру, системе духовных воззрений. На самом деле, смысл этого понятия гораздо шире. Это даже не шаблон добродетельного, ревностного религиозного поведения и не манера явления себя в обществе.

Данное понятие накладывает отпечаток на все сферы бытия того, кто желает следовать подобному образу жизни. Им пропитан каждый вдох человека. Каждая его мысль наполнена свежестью и ароматом чистоты, исходящими из глубины души, начинающей осознавать свою целостность. Когда эта «мудрость» пропитывает ум настолько, что он просветляется, обретает ясность и видит единственно правильный путь созидания через накопление добродетельной силы, данное понятие становится естественной, неотъемлемой частью жизни человека.

Целомудрие и девственность

Очень часто эти два понятия отождествляются, что является неправильным. Разница заключается в том, что девственность относится к физическому понятию, связанному с сохранением целостности гимена (плевы - складки слизистой оболочки, предохраняющей вход во влагалище) и с половым воздержанием юноши до вступления в супружеские отношения.

Целомудрие - понятие духовного плана, имеющее в своей основе чистоту мыслей, откуда исходит правильность поступков и гармоничность отношений, как межличностных, так и общественных. Она, в отличие от девственности, может иметь несколько форм проявления.


Формы целомудрия

Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

Супругов

Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине - залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

Вдовства

Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

Девственности

Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души.


Кто такая целомудренная девушка

Целомудренной называют девушку, принявшую эстафету духовной и физической чистоты от своих родителей и собирающуюся в будущем передать ее своим детям. Она ждет своего избранника, а если такой уже имеется - показывает ему необходимость разумного воздержания, что непременно окажет позитивное влияние на их будущее потомство.

Внешний вид

Целомудренность проявляется в том, что девушка не старается быть броской и заметной, не стремится всегда эффектно выглядеть, не требует от других признать хоть в чем-то ее значимость. Она всегда во всем знает меру и понимает, что в этом мире обладает истинной ценностью, но никогда не выставляет свои знания напоказ.

Девушка не обязательно должна быть застенчива и закрыта, даже наоборот, ей интересно живое общение, а не пустая болтовня. Ее главное богатство всегда внутри, и она не собирается раздаривать его недостойным и кому попало.

Легко шагая по жизни, она всегда начеку, чтобы не проглядеть своего единственного и неповторимого, для которого собирается открыть все свои душевные ценности, изумруды нежного, трепетного сердца.

Качества и черты характера

Среди основных качеств ей присущи следующие: душевная и телесная чистота, скромность, гордость, чувство долга, умеренная стыдливость.

Девушке свойственны такие черты характера:

  • серьезность и ответственность;
  • кротость;
  • смирение;
  • склонность к благотворительности;
  • отсутствие порочных привязанностей и вредных привычек.


Принципы и постулаты служения мужу

Истинная природа женщины раскрывается в бескорыстной преданности своему мужу. Только при условии соблюдения основных принципов служения и следования определенным постулатам, она может стать по-настоящему счастливой и защищенной от любых жизненных невзгод, окруженной вниманием и благосклонностью своего мужа.

Целомудренная женщина должна следовать таким принципам:

Постулаты служения - это правила, которые запускают созидательные процессы в семье. По сути, это пять опор, каждая из которых является основополагающей, то есть, опираясь на любую из них, женщина получит благорасположенность и уважение со стороны мужчины.

Главные правила, как вести себя целомудренно:

  1. Сокровенное служение мужу, глубоко понимать его как личность.
  2. Доброжелательность, почтение к своему мужчине, стремление сглаживать конфликты.
  3. Поддержание добрых отношений с друзьями и родственниками мужа.
  4. Разделение с супругом обетов, взятых им на себя.
  5. Верность.

Данное видео поможет более детально ознакомиться с принципами служения мужу.

Что такое целибат

В большинстве религиозных конфессий и в некоторых духовных течениях существует обет безбрачия, который дают те, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу или любимому делу. Это значит, что человек делает осознанный шаг к усмирению своей плоти, который продиктован либо духовными устремлениями, либо внешними условиями.

Происхождение слова

Данный термин происходит от латинского caelibatus, что переводится как «неженатый». Практика воздержания уходит своими корнями в глубины тысячелетий и была распространена по всему миру. Известны примеры из древнего индуистского эпоса, когда не только брахманы, но и легендарные герои давали обещание Богу, что откажутся от семейной жизни во имя достижения внутренней силы благочестия.

Известно и о том, что древнеримские весталки - жрицы Весты, которая являлась богиней любви, также давали подобный обет. Его нарушительниц закапывали живьем в землю.

Значение понятия

Тот, кто становится на этот путь, преследует определенные цели. Одни усматривают в этом необходимое условие для стяжания духовной силы, ее сохранения во имя совершенствования. Так поступают буддийские монахи.

Для других - это своеобразная служебная необходимость. Например, в традиции западной церкви целибатом называется обязательное безбрачие у католического духовенства (за исключением дьяконов). Похожее явление существует и в православии, где епископами могут становиться лишь монашествующие и те священники, которые не имеют семьи.

Значение данного понятия для каждого практикующего свое, в зависимости от того, что он несет в своем сердце, выполняя этот обет.


Целибат для женщин и мужчин

Как для мужчин, так и для женщин, этот метод устраняет на пути следования к Богу или другой цели помеху в виде семьи, которая переключает основное внимание человека и отнимает значительную часть его времени и сил. Люди, которые видят смысл своей жизни в служении Богу или любимому делу, могут обратиться к этой практике, чтобы убрать со своего пути все, что препятствует движению к высшей истине в их понимании.

Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету. У одних это связано с общественной деятельностью, у других - с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям.

Но все же имеются отличия в практиковании этого метода мужчинами и женщинами. Связано это в первую очередь с устройством их внутренних природ.

Для мужчин:

  • энергия движется вверх, стараясь охватить непознанное;
  • склонность постигать жизнь, используя логику, включая в этот процесс весь свой умственный потенциал (жить по уму);
  • основная активность проявляется за рамками личной системы, мужчине необходим социум для самовыражения;
  • масштабность действий.

У женщины энергия движется ближе к земле. Ее сознание старается охватить вниманием то малое, которому она в состоянии дать любовь и поддержку. Она познает мир чувствами и сердцем, не старается спасти весь мир, но в состоянии обогреть тех, кто ей действительно дорог.


Целибат в современной жизни

Ежегодно сотни людей, находясь в разных частях света, с различными духовными взглядами, традициями и мировоззренческими позициями принимают добровольный отказ от телесных утех и брачных уз. У каждого из них свои аргументы в пользу подобного выбора, но наверняка почти все хотят сделать хотя бы свой мир немного светлее и чище.

Для чего и кому нужен

Этот вопрос естественным образом возникает у тех, кто хочет понять основные цели подобного обета. Устремления могут отличаться не только по причине следования конкретному учению, но в каждом конкретном случае: какой вид воздержания выбирает послушник (моральное или физическое), на какой период (месяцы, годы, всю жизнь).

Рассмотрим конкретнее:

  • христианин дает обет, чтобы уподобиться жизни Спасителя, приблизить свою земную жизнь к Господу и его Небесному Царству;
  • буддист практикует отказ ради самопознания и духовного роста;
  • индуист использует обет для достижения духовного совершенства, самоосознания, обретения трансцендентных знаний и просветления;
  • люди, занятые духовными практиками благодаря этому накапливают силу;
  • некоторые прибегают к воздержанию для укрепления здоровья;
  • есть и те, кто пришли в этот мир без потребности в физической близости с особого рода духовными программами.

Польза и вред

Отношение к обязательному безбрачию неоднозначное, особенно среди прихожан католической церкви, поскольку их духовенство обязано строго блюсти свой обет. Но как показывает опыт - принудительное воздержание негативно отражается на деятельности священников.

Стоит сказать также, что без этого явления, сама церковь утратит роль целомудренной невесты, следующей за своим женихом Христом, давшим всей своей жизнью заповедь непорочности. Поэтому необходимо определить положительную сторону воздержания.

Рассмотрим полезные моменты воздержания:

  • сохранение внутренней энергии и целостности организма;
  • накапливание духовной силы, улучшение здоровья;
  • освобождение времени для молитв и мыслей о высоком;
  • способность к достижению значительных результатов, как в духовных, так и в мирских делах.

Те, кто не приемлет данное ограничение, аргументируют свое мнение тем, что этот обет противоречит естественным природным потребностям и функциям человека.

Минусы целибата:

  1. Отсутствие интимной жизни при ее большом внутреннем желании может привести к серьезным нарушениям физического здоровья.
  2. Воздержание может быть чревато возникновением различных комплексов и скрытых желаний, которые могут вылиться наружу в самых непредсказуемых формах.
  3. Для этой практики нужна готовность, созревшая на многих психоэмоциональных и физических уровнях, а кроме этого, смирение и сильная личная волевая устремленность. В противном случае разочарование будет минимальным злом по отношению к практикующему.
  4. Не усмиренное желание может подталкивать священников к неестественному удовлетворению своих сексуальных потребностей: гомосексуализму, педофилии, онанизму.


Как принять

Если человек собирается сделать столь серьезный шаг в своей жизни, ему нужно все хорошо обдумать, приняв во внимание все свои сильные и слабые стороны. Если это не связано с профессиональной деятельностью католического священника, адепту следует благоразумно подойти к тому, насколько серьезно его решение.

Возможно, стоит взять на себя первоначально обет не столь строгий, как иногда молодому человеку подсказывают его максимализм и эго, старающееся всегда преувеличивать чувство собственной значимости. Несколько месяцев или лет воздержания смогут показать человеку, насколько эта ноша является для него благой или непосильной.

Пороки в среде католических священников говорят о том, что церковь давно уже стала институтом, сотворенным руками человека, а следовательно, ему присущи и все его несовершенства. Может быть, недалеко то время, когда этот обязательный пункт, касаемый безбрачия в католицизме, будет пересмотрен, что исключит подобные бездуховные проявления в церковной среде.

Но правильно ли обещать Богу выбрать путь отказа от соблазнов. Наверное, человека к этому решению должна подвести сама жизнь. Чтобы дать обещание Богу в отказе от телесных удовольствий, необходимо искренне, от всего сердца обратиться к нему за благословением и поддержкой. Это не обязательно должен быть храм или монастырь. Главное, чтобы намерение было чистым и смиренным.


Отношение религии к целомудрию и целибату

В мировых религиях и других вероисповеданиях присутствуют такие понятия, как целомудрие и обеты телесных ограничений, необходимые для сохранения чистоты и непорочности. Однако относятся к ним по-разному.

В православии

Допускается брак, если он предшествует посвящению в сан дьякона и священника. Это положение было закреплено еще правилами шестого Вселенского Собора. Но подняться до сана епископа в православии сможет только выбранный из числа безбрачного (черного) духовенства - монахов малой схимы. Как в Русской Православной Церкви, так и в других поместных церквях, епископ выбирается только из числа иноков.

В православии поощряются и браки при невозможности воздержания, и отказ от семейных отношений, а обет безбрачия можно принимать как на определенный срок, так и на всю жизнь.

В католицизме

У католиков этот обет окончательно утвердился в девятом веке. В нем заключено предписание о том, что священники должны блюсти целомудрие. Если кто-то нарушает это условие, считается, что он совершает святотатство.

Пасторам запрещено не только вступать в брак, но и состоять в ранее заключенном союзе. После рукоположения в священнический сан все попытки сочетаться брачными узами с женщиной считаются недействительными.

В виде исключения в католической церкви могут рукополагаться в священники семейные мужчины, перешедшие в католицизм из англиканства или протестантизма, где они были духовными лицами. Обязательное соблюдение этого правила также не распространяется на греко-католиков и представителей духовенства Восточно-католических церквей, находящихся в юрисдикции Папы Римского .

В протестантизме

В протестантизме и англиканстве предпочтение отдается женатым священнослужителям. Право духовенства вступать в брак основывается на естественных условиях природы человека.

Кстати, именно протестантские страны во всех рейтингах развития опережают католические, и тем более православные, где есть установки на отказ от института семьи, который является природным образованием.


В других вероисповеданиях

В иудаизме отношение к безбрачию сугубо отрицательное, поскольку это противоречит прямым библейским предписаниям: плодиться и размножаться. Мужчина, не имеющий семьи, здесь считается человеком наполовину.

Иудаизм не приемлет воздержание как средство совершенствования и обретения святости, а рассматривает безбрачие в качестве помехи для личного духовного роста.

Здесь уместно привести высказывание лауреата Нобелевской премии по химии Майкла Левитта, который на вопрос, почему так много евреев получают эту награду, ответил с юмором, что в христианской семье умного мальчика отдают в монахи, а в еврейской такому ребенку дают совет, чтобы он нашел самую красивую женщину и женился на ней.

В Исламе брак и семья - это основа. Понятие о пренебрежении семейными узами во имя саморазвития, в том числе с использованием воздержания от взаимодействия с противоположным полом, противоречат законам Шариата и абсолютно чужды культуре мусульман в каком бы то ни было ее проявлении.

Несмотря на противоречивые взгляды представителей разных конфессий, истина в вопросе безбрачия находится обычно где-то посередине. Несомненно, рациональные корни имеются в любом из рассмотренных мнений, и каждый волен выбирать то, что более близко его душе.

Видео

Из этого видео можно узнать о том, насколько важно для мужчины половое воздержание.

Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко.

Целомудрие

Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту — дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой.

Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутнозеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке - капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязую воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

Одна девушка рассказывала, что у ее молодого человека умерла мама, он остался один и в течение трех лет у него никого не было. «Представляете, целых три года его никто не жалел!» Вот она его и пожалела, не задумываясь о том, что она - не первая, кого он берет на жалость, да и не последняя. Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомиться «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить ее, пусть она одна воспитывает своего ребенка! Тем не менее, многие девушки надеются на то, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но если такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.

Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще У. Шекспир писал:

«И добродетель в этот жирный век
Должна просить прощенья у порока»
.
(Гамлет).

И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!”

Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным предавлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

Думая, что встретила любящего человека, она обманулась, и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, которую он якобы испытывал, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Просто он ею воспользовался для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

В современный разговорный язык прочно вошло слово “пользователь”. Говорить о том, что данный человек - пользователь, например, компьютера, значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то - о безнравственности, более того, - о подлости.

Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.

Подчас приходится сталкиваться с ситуациями, по-видимому совершенно безнадежными. В церковь приходят самые разные люди и нередко совершенно случайно. Девушка попросила подвезти ее и, узнав, что водитель едет в храм, пошла вместе с ним. Ожидая, пока священник освободится, расплакалась, а потом крепко заснула. Оказывается, она потеряла работу, а вместе с ней и жилье, поскольку нет денег, чтобы его оплачивать, и уже неделю нигде не живет, спит где придется. «Где ты работала?», - «В казино», - «Что же, и «этим» занималась?», - «Да, с тринадцати лет». Мать умерла, отца она не помнит… Она осталась совершенно одна на всем белом свете, образования нет, ничего кроме своего постыдного ремесла она не умеет. Для других в двадцать лет жизнь только начинается, а для нее уже все позади…

Видимо, это достаточно типичная картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все, и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.

Широко известно горестное восклицание Есенина: “О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!” Все растрачено и безвозвратно потеряно. Почему? “Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает ” (Иак. 1,15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже самых близких людей. “У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой виллочки. Одни ножки, да и те старые ”, - так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», - говорил премудрый Соломон (Притчи 6.32,33).

Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества. Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно. «Я свою любовь сберегу, Через реки перекину мосты, Если только я поверить смогу, Что идешь навстречу ты». Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.

Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой: «Шерри, как горько сидеть у закрытой двери. Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…». Я своего добьюсь, но не интеллектом, ни мужеством, ни решимостью, ни трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются, как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?

Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н. Гумилева в свое оправдание могут сказать:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны»
.

Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Б. Шергин.
«…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
- Эй, борода!
- Все с бородами, - усмехнулись крестьяне.
- Кто у вас тут мастер? - сердится чиновник.
- Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.
- Я желаю купить здешнюю игрушку - кораблик!
- За худое понятие об учтивости ничего не купишь, - слышится спокойный ответ».

Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника. Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й. Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.

1 Б. Шергин. Понятие об учтивости. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. с. 207.

Первое, что приходит на ум при слове целомудрие, это мысли о девичьей непорочности. Но не всё так просто. Понятие это очень многогранно. Конечно, оно связано с сексуальностью, но не только женской. И не только с ней. Целомудрие имеет отношение и к житейским нормам морали, и к религиозным ценностям.

Вконтакте

Одноклассники

Значение слова «целомудрие»

В словарях

Что означает это слово ? В словаре синонимов целомудрию соответствуют, например,

  • безупречность;
  • безгреховность;
  • невинность;
  • чистота;
  • скромность;
  • девственность.

А также оно характеризуется как соблюдение строгих нравственных правил.

В Википедии

Понятие целомудрия имеет две стороны . В википедии это слово означает:

  • одну из добродетелей в Христианстве.
  • черту человека, относящуюся к моральным качествам.

В Христианстве слово целомудрие обозначает чистоту человека, которая присуща как его физической (телесной) природе, так и его духовным, душевным качествам. Она ведёт к отсутствию порочных наклонностей. Целомудренный человек характеризуется чистотой мыслей и поступков, которые диктуются его внутренним миром, независимо от внешних негативных воздействий. Одной из сторон целомудрия является воздержание от интимных отношений вне супружества, но его нельзя сводить только к такому узкому пониманию. Очень близко понятие целомудрия к благородству. Вместе их можно рассматривать как категорию чести.

Как понятие морального сознания целомудрие предполагает наличие внутри человека определённой силы, которая помогает ему сопротивляться познанию и ощущению сторон жизни, могущих нанести вред его личности.

К таким сторонам жизни в быту чаще всего относят половое воздержание:

  • полное;
  • целомудрие до брака;
  • в период брака, но за его пределами.

Но не только близких отношений между полами в браке и вне брака касается это понятие. Его связывают ещё и с религиозностью человека, его верностью идеалам, семейным ценностям, любовью к близким, Отечеству, с мудростью.

Таким образом, целомудрие можно трактовать как целый набор качеств, объединяемых мудростью и цельностью, внутренней красотой. Для мужчины и женщины – это несколько разные стороны человеческой натуры.

Так, представитель мужского пола, должен быть в первую очередь ответственным за жизнь семьи, государства, быть лидером. Женщина должна хранить очаг , «собирать» вокруг себя домочадцев, охватывать их теплом и любовью. Хотя внешняя красота и является привлекательной, внутренняя более важна.

Что говорили Отцы церкви

Отцами церкви уделено целомудрию немало внимания как добродетели, объединяющей в себе христианские ценности.

Апостол Пётр

Ему приписываются замечательные слова о том, ч то украшением женщины являются не красиво заплетённые волосы, золочёный убор и роскошный наряд, а сокровища её сердца и кротость молчаливого духа. Это делает её драгоценной в очах Бога. То есть женщина и девушка красивы, когда у них большое доброе сердце, они мягки, покладисты и терпимы.

Ефрем Сирин (богослов IV век)

В своей молитве он призывал Господа отвести от него праздность, пустословие, любовь к плотским удовольствиям. И, напротив, просил у Бога : приобщения к смиренности духа, терпению и целомудренности; возможности видеть собственные прегрешения.

Святой Амвросий Медиоланский (учитель церкви IV век)

Он выделяет три вида целомудрия: супружеское, целомудрие вдовства и девственности. Все три он ценит одинаково высоко. К признакам целомудрия он относит стыдливость как её неизменного спутника, который, соединяясь с чистотой, охраняет нравственность, особенно в юности. Он считает стыд хорошим наставником в соблюдении телесной чистоты.

Святой Амвросий подчёркивает , что целомудренного человека можно определить не только по поступкам, но ещё и по внешним признакам: походке, телодвижениям, умению вести себя. «Наглая» походка, «кривляния», неприличные позы говорят о легкомыслии и отсутствии скромности.

Игнатий Брянчанинов (проповедник XIX век)

По его мнению, целомудрие означает избежание «блудных дел», сквернословия, сладострастия и двусмысленности в разговорах, чтении и мечтах. А также к целомудрию он причисляет: молчание, помощь больным и калекам. Он призывает помнить о смерти и адских муках , а также совершенствовать целомудрие как чистоту, позволяющую увидеть мысленным взором Господа.

Как видно из приведённых высказываний, целомудрие – неотъемлемая часть религиозности. Одной из её характерных черт является послушание – Богу, закону, родителям, мужу. И ещё ей присущи скромность и нестяжание, то есть отсутствие безудержного стремления к материальным ценностям, пустому времяпровождению, телесным наслаждениям.

Не обходят вниманием добродетель целомудрия и ведические учения .

Индийские мудрецы выделяют 8 качеств, характеризующих целомудренную женщину:

Как видно из рассмотренных рассуждений древних философов , они вполне актуальны для нашего времени. Если современная женщина обладает указанными качествами, её вполне можно назвать целомудренной.

О времена, о нравы

К сожалению, в нынешние времена не всегда можно наблюдать стремление к такому женскому идеалу. Не все девушки и молодые люди думают о создании крепкой семьи на долгие годы, о взаимной любви и большом уважении друг к другу. Они не всегда готовы брать ответственность за обеспечение семьи, воспитание детей.

Часто наблюдается стремление «пожить для себя», получить как можно больше удовольствий и окружить себя излишествами, стремясь к надуманному престижу. Как следствие, в семье наблюдаются конфликты, пары распадаются, детей воспитывают одинокие матери или государство. Отцы уклоняются от помощи детям, прячась от алиментов.

Понятно, что у ребёнка , выросшего в подобном окружении, нравственные идеалы размыты или вовсе отсутствуют. Их «воспитывают» улица и социальные сети. Таким образом, понятие целомудрия отходит на последний план или даже становится предметом насмешек, рассматривается как пережиток.

К сожалению, многие сегодняшние юноши и девушки относятся к целомудренности девушки как качеству, не заслуживающему особого уважения. Интимные отношения до брака для них – явление обыденное, как и рождение детей до женитьбы. Нередки случаи, когда девочки становятся мамами, ещё не окончив школу.

Причиной такого поведения является в том числе недостаточное родительское внимание и опека. Великий полководец Александр Суворов известен ещё и тем, что с большой любовью относился к своей дочери и ценил её честь больше, чем собственную жизнь и честь. Сегодняшним родителям, бесспорно, нужно брать с него пример.

Нельзя снижать планку

Снижение планки нравственных идеалов пагубно влияет на окружающую жизнь. Людям приходится расплачиваться за безнравственные поступки здоровьем и благополучием своим и близких. Напротив, «выигрывает» девушка, являющаяся целомудренной, хотя и не пользующаяся мимолётным успехом у парней. Она заботится не о преходящем внешнем эффекте, а о нравственном совершенствовании, о воспитании в себе доброты, уважения к старшим, честности и порядочности. В итоге она будет интересна окружающим намного больше, чем пустая кокетка.

Целомудренная личность должна обладать большой внутренней силой и стойкостью. Эти качества необходимы, чтобы сопротивляться негативным влияниям. Такой человек не идёт на компромиссы с совестью, не поддаётся мимолётным увлечениям, его нельзя заставить совершать дурные поступки, идти на предательство, лгать, причинять страдания другим.

Целомудрие позволяет человеку:

  • не совершать поступки, не обдумывая их последствия;
  • управлять желаниями;
  • избегать греховных мыслей;
  • выбирать правильные пути и ставить достойные цели;
  • уважать себя и других;
  • не впасть в .

Целомудренная женщина любит и ценит своего мужа .

  • хранит ему верность;
  • вдохновляет на добрые дела;
  • является хорошей помощницей в его начинаниях;
  • уважает его семью.

Воспитание целомудрия распадается на три составляющие.

Таким образом, целомудрие – очень широкое понятие . Оно относится и к религиозным, и к светским моральным нормам. Целомудрие очень важно, как для юношей и девушек, только вступающих в жизнь, так и для зрелых людей. Оно призывает не только отказываться от телесных излишеств – сексуальных, пищевых, но и не совершать дурных поступков, стремиться к самосовершенствованию, нравственной чистоте.