Что читать в таравих намазе. Как женщине совершать молитву тарауих в своем доме

Порядок совершения намаза

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно совершают 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата.

Перед совершением таравих-намаза, после сунната ночного намаза, произносится намерение на пост в месяце Рамазан следующими словами:

Транскрипция: «Навайту ан асума савма гъадин аьан адаи фарзин рамазана hазиhи ссанати Лиллаhи Таала».

Перевод: «Поистине, я намереваюсь держать пост завтра, разрешенный фарз, в месяце Рамазан, этого года, ради Аллаhа (с.т.) Всевышнего».

Затем перед таравих-намазами читают следующее:

Транскрипция: «Халисан мухлисан ла илаhа иллаллаh садикьан му саддикьан Мугьаммадун Расулуллаh. Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь йа гьаййу йа кьййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин васаллим. Аллаhумма инна нас алукаль жанната ванаузубика минаннари вама фи hа».

Затем после каждых двух ракаатов тарвих-намаза и витру-намаза читается следующее:

Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь. Йа гьаййу йа кьаййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль жанната ва наузубика минаннар».

Затем после завершения витр-намаза трижды читают следующее (на третий раз во время чтения повыщают голос):

Транскрипция: «Субгьаналь маликиль кьуддус».

В завершении читается следующее дуа:

Транскрипция: «Аллаhумма инни аузубиризака сахатъика ва би муаьафатика мин аьукьубатика ва ааьузубика минка ла угьси санаан алейка анта кама аснайта ала нафсика фаинтаваллав факьул гьасбийаллаhу ла илаhа илла hува алейhи таваккалту ваhува раббуль аршиль азъим».

Затем совершаются два сажда (земной поклон), в которых читают по семь раз:

Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь».

Между сажда читают «Аят-аль Курси» и перед произнесением «салама» читают «Аттагьиййату».

Затем совершается Тасбигьат ночного намаза (33 раза субhаналлаh, 33 раза альхамдулилляh, 33 раза аллаhу акбар, и т.д.).

Ценности таравих намаза

Али бин Абу Талиб передает: «Однажды я спросил у Пророка (с.т.а.в.) о достоинстве молитвы Таравих». Пророк (с.т.а.в.) ответил:

«Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллаh (с.т.) простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь, то Аллаh (с.т.) простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: «Поистине Аллаh (с.т.), Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи».

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Кьуръан.

Если и в 5-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению Тьавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы).

И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаhа (с.т.) о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы (а.с.) и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрагьима (а.с.).

Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаhу (с.т.), как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь - Аллаh (с.т.) дает ему баракат в пропитании.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллаh (с.т.) в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь - Аллаh (с.т.) освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь - Аллаh (с.т.) воззовет: «О, Раб Аллаhа (с.т.)! Я доволен тобой и твоими родителями».

Если и в 19-ю ночь - Аллаh (с.т.) поднимет его степень до Рая Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - возведет Аллаh (с.т.) ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь - Аллаh (с.т.) возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллаh (с.т.) освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллаh (с.т.) возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь - Аллаh (с.т.) возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллаh (с.т.) скажет: «О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб».

Пророк (с.т.а.в.) сказал: «В месяц Рамазан каждый день и в каждую ночь у Аллаhа (с.т.) Всевышнего освобождаются обреченные (в Ад). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно дуа».

Абу Хурайра (р.а.) говорит, что Расулаллаh (с.т.а.в.) сказал: «У троих дуа не отвергается. Это держащий уразу во время ифтара, справедливый правитель и обиженный. Его дуа Аллаh (с.т.) поднимает выше облаков, и открывает небесные двери для нее. И говорится ему: «Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время».

Пусть Аллаh (с.т.), который охватывает все своей Милостью простит нас и примет наши молитвы. Аминь!

Рамадан – щедрый месяц поста, молитв, добрых поступок, пожертвований и очищения от грехов. Краткое руководство по Рамадану мы писали ранее. Во время поста после ночной молитвы и до рассвета верующие читают Таравих-намаз – специальная молитва, которая совершается только в Рамадан и является сунной. Таравих нужно читать после ночного намаза Иша и до рассвета, с наступлением которого приходит время Фаджр. Обычно в Рамадан мусульмане ходят в мечеть для групповой молитвы, но это не обязательно, допустимо молиться обособленно.

Пророк Мухаммад ﷺ несколько раз в месяц совершал намаз Таравих вместе с первыми мусульманами, он говорил:

«Кто проводит Рамадан с верой (соблюдая пост и молясь) и в ожидании награды, тому будут прощены содеянные ранее небольшие грехи (кроме тяжких)» (Передал Абу Хурайра, хадисы Аль-Бухари 38, Муслим 760).

Происхождение названия Таравих

Слово Таравих (تراويح‎) переводится с арабского языка, как «передышки». Оно образовано от единственного числа арабского слова аль-тарвих (الترويح), что значит «отдых». Намаз получил такое название, потому что он продолжается около 2 часов, но между каждыми четырьмя ракатами верующие делают перерывы по 2-3 минуты для отдыха во время которых читают тасбих (восхваляют Всевышнего) или истигфар (просят прощения и каются).

Кратко о молитве Таравих
Этап или действие Описание
8 или 20 ракатов Выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз
Периодичность совершения Ежедневно в течение всего месяца Рамадан
Характер выполнения Можно индивидуально, но предпочтительнее — в джамаате с другими верующими
Намерение Вознамериться выполнить сунна-намаз Таравих, состоящий из заданного количества ракатов
1 джуз за ночь Во время Таравиха рекомендуется прочитать 1/30 часть Корана
Перерыв Делается между 4-мя ракатами, в течение которого восхваляется и поминанается Аллахﷻ и читаются короткие проповеди
Награда «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения, тому будут прощены его предыдущие грехи» (Сахих Аль-Бухари, Хадис № 8901)
Другие молитвы Ночной намаз (Иша) делается перед Таравихом, намаз Витр — после него

Таравих. Сколько ракатов надо делать?

По поводу количества ракатов молитвы Таравих есть разные мнения и каждое мнение опирается на мнение учёных-передатчиков хадисов.

Первое мнение

У Айши, жены пророка Мухаммада ﷺ, спросили, как он молился в Рамадан. Она ответила:

«Посланник Аллаха не молился больше 11 ракатов ни в Рамадан, ни в другие месяцы, он делал четыре раката, и не спрашивайте, как прекрасно они продолжались, затем еще четыре, не спрашивайте, на сколько прекрасно длились, и после них еще три». Затем Айша спросила: «О Посланник Аллаха, спите ли Вы перед совершением витр?» и он ответил ей: «О Айша, мои глаза спят, но не спит мое сердце» (Сунан Аби Дауд 40/1341).

Согласно этому хадису сунна – намаз Таравих из 8 ракатов (и 3 — витр), которые читаются по два с перерывами на отдых. После прочтения суры аль Фатиха в каждом ракате читают любую суру из Корана. Мусульмане, знающие Коран наизусть, за месяц поста прочитывают всю священную книгу Коран. Отдыхая между ракатами, произносят Зикр по 33 раза.

После последнего раката снова отдыхают, можно с закрытыми глазами, затем читают три раката намаза аль-Витр.

Второе мнение

Каждую ночь Рамадана согласно сунне от заката до рассвета выполняется 20 ракатов намазов. О том, что Пророк ﷺ и его сподвижники иногда совершали в мечети намаз Таравих из 20 ракатов вместо 8 , говорил Абдурахман ибн Абдуль-Кари. Он рассказал, что пришел в мечеть со вторым халифом Умаром. Там они увидели, что верующие молятся небольшими группами. Халиф Умар сказал:

«Было бы хорошо объединить их для совместной молитвы».

Он назначил имамом Убейя ибн Кияба, после чего верующие совершили совместную молитву 20 ракатов. Ритуал чтения в двадцать ракатов стал традицией во времена праведного халифа Умара и признан большинством современных богословов.

Несмотря на различия в точках зрения по поводу количества ракатов в намазе Таравих, строгих ограничений в этом отношении нет. Данная молитва является сунной муаккада и отступление от общепринятого количества не является наказуемым нарушением. Верующие делают столько ракатов, сколько считается общепринятым в джамаате. Согласно многочисленным хадисам, в религии ислам нет затруднения для верующих, соответственно, чрезмерная щепетильность и излишняя строгость не является благом.

Таравих-намаз. Видео из исламского культурного центра, г.Киев

Таравих для женщин

Намаз Таравих для женщин не отличается от мужского, они могут молиться дома или посещать совместные молитвы в мечети. Женщинам рекомендовано использовать меньше благовоний (духов), чтобы не отвлекать молящихся. Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Не запрещайте (женщинам) поклоняться Аллаху в мечети, но пусть не выходят слишком надушенными (набрызганными духами)» (Сунан Абу Дауд 155/565).

Что делать, если пропущен Таравих?

Намаз Таравих не относится к обязательным молитвам, он является сунной. Если верующий пропустил его, возмещать ничего не нужно. Айша рассказала:

«Посланник Аллаха молился Таравих в мечети вместе с другими верующими. На второй и третий день там собралось много людей, но он не пошел в мечеть, а утром сказал, что видел, как люди собирались, но не пришел, чтобы они не считали это обязательным» (Абу Дауд 1373).

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации, духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть - это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома».

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба». Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны. В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах». Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода.

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.
Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила).
Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства - твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство - твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я - твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Правила совершения Таравих намаза.

Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракатов. Намаз выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 раката, как 2 раката Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракатов. Можно так же читать по 4 раката 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката.

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....

5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».

6) Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.

11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.

12) После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату ...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА

Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

После совершения ночного намаза и ратибата читается первая молитва. Эта же молитва произносится и после первого и третьего таравих-намаза, а также по окончании первого (двухракаатного) намаза витру. После второго и четвертого таравих-намаза три раза читается вторая молитва, а затем по одному разу первая молитва. По завершении витр-намаза читается третья молитва. Эти вышеназванные молитвы читаются всеми молящимися вслух.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ

I. “Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли "аля Мухаммадин ва "аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль джанната ва на"узубика мина-н-нар”.

2. “Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи "адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината "арщихи ва мидада калимати”.

3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).
Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та"аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал "ибада биль-маути валь-фана". Субхана раббика раббиль "иззати "амма йасифун ва салямун "аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил "алямин”.
Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:
“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.
Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.
Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.
Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.
Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.
Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.
Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.
Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.
Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.
Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.
Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.
Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.
Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.
Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.
Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.
Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.
Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.