Дискредитируют их истинное назначение очень. Когда вас пытаются дискредитировать. II. Задачи, упражнения, комментарии

«Необходимо развивать механизмы общественного контроля, в том числе через систему региональных общественных палат. Тем более что еще далеко не везде - это тоже нужно отметить - понимают и ценят потенциал и возможности некоммерческого сектора», - заявлял в ноябре 2016 года на форуме Общественной палаты РФ «Сообщество» президент России Владимир Путин. Слова главы государства некоторые члены ОП Свердловской области восприняли буквально и принялись «развивать механизмы общественного контроля», а также оценивать потенциал своих полномочий через собственную систему координат. Вмешательство в конфликты бизнес-структур, угрозы и оскорбления - это далеко не полный список компетенций, которые приписали себе некоторые обнаглевшие «общественники».

В России в целом и в Свердловской области продолжается развитие общественных институтов власти. Стремление гражданского общества влиять на определенные процессы в жизни страны и своего региона приветствуется в Кремле и находит поддержку у президента Владимира Путина. На практике реализация его указаний периодически выходит за пределы разумного, а сама суть общественного контроля дискредитируется.

«Защитник народа»

В 2015 году был избран новый состав Общественной палаты Свердловской области. В него повторно попал скандально известный в Екатеринбурге деятель, куратор общественного движения «За Справедливое ЖКХ» в Верх-Исетском районе, экс-кандидат в депутаты городской думы Валерий Черкашин. За месяц до переизбрания в стенах мэрии Екатеринбурга Валерий Черкашин отметился агрессивной выходкой в отношении депутата Вячеслава Вегнера.

«Матерился в три этажа, по сути, угрожал убийством. Со мной рядом стояли другие депутаты и были просто ошарашены», - рассказывал Вегнер изданию «Новый день».

Коллега Вегнера Дмитрий Сергин подтвердил, что инцидент имел место: «Всего разговора я не слышал, но звучало что-то вроде «смотри, ходи осторожно». Тон был угрожающий».

Эта история и её попадание в СМИ не стали уроком для Валерия Черкашина. Угрозы и использование оскорбительной лексики в отношении собеседников продолжались. В июне 2017 года член ОП приехал в Камышлов, где на улице Карловарской продолжается строительство многоквартирного дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Дом должен быть сдан согласно условиям муниципального контракта еще в ноябре 2016 года, но до сих пор не введен в эксплуатацию.

Вероятно, это и вывело из себя Валерия Черкашина, который позволил себе фривольное общение с представителями подрядчика. «Тыканье» и надутое возмущение, сопряженное омерзительным пафосом, ничего, кроме удивления, не вызывают.

Валерия Черкашина относят к команде бывших «центровых», известных своими методами работы с оппонентами. Спустя 15–20 лет мало что поменялось

«Я стою на самом главном в стране - на защите жителей! Я пришел от народа! А ты мошенник, понимаешь?! Сидишь дурака включаешь! Ты у меня уже двенадцатый вот такой же подлец!» - кричал строителям Валерий Черкашин.

После стройплощадки Валерий Черкашин, выпускник Уральской государственной юридической академии и экс-заместитель директора Института муниципального управления, проехал в администрацию Камышлова, где у него появилась возможность «спросить» с чиновников за срыв сроков реализации программы по переселению. Там с ним произошел курьезный случай, показывающий реальный уровень его образования. Черкашин начал задавать вопросы, проявив свое незнание школьной программы по географии. Еще с 6-го класса ученики российских школ знают, что на картах зеленым цветом изображены леса/скверы/парки. Валерий Черкашин, как выяснилось, не знает. «Это озера?» - поинтересовался он у главы Камышлова Алексея Половникова, изучая карту города. «Это у нас леса», - смущенно ответил градоначальник.

Его приезд оказался в итоге сотрясением воздуха - дома так и стоят незаселенные, а жители продолжают жить в прогнивших бараках. Спрашивается, зачем тогда ездил?

Чиновники Камышлова оказались в некотором смятении после того, как Валерий Черкашин (слева) поделился своими знаниями с уроков географии

Общественный терроризм

В Общественной палате Свердловской области Черкашин возглавляет комиссию по развитию гражданского общества, взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и СМИ, а вопрос строительства жилья скорее относится к компетенции другой комиссии - по социальной политике и качеству жизни. Тем не менее по стройкам ездит именно Черкашин. Его интерес к этой теме (на реализацию программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» ежегодно только в Свердловской области выделяются сотни миллионов рублей) проявляется не впервые и, вероятно, не случаен.

Так, в начале 2016 года в Дегтярске (Черкашин по неизвестным причинам называет город «Дегтярка») начал развиваться конфликт между компаниями-застройщиками и мэрией, которая разыгрывала контракты на строительство домов для переселенцев из аварийного жилья. Изначально обсуждалось, что контракт достанется строительной компании из Екатеринбурга ООО «Верона», у которой уже были готовые дома, но тендер был отменен.

«Почему нельзя сейчас взять вот эти готовые 2000 (квадратных метров. - Прим.), два месяца - и люди переедут в новое жилье. Вы первоначально договаривались с «Вероной», что вы отдадите», - заявлял Черкашин мэру.

В эфире телекомпании «Резонанс» (у собственников которой с Черкашиным весьма дружественные отношения) он регулярно нахваливал дома, построенные компанией «Верона». Получается, что член Общественной палаты лоббирует интересы коммерческой организации за некое вознаграждение? Законно ли это? В итоге «Верона» тогда контракты так и не получила, бюджетные средства осваивала другая компания. Но Черкашин и тут не растерялся, заявив, что лично принимал действия для предотвращения конфликта.

«Я четко вел на контроле, мы нашли общий язык с главой Дегтярки Бусахиным Игорем Николаевичем. Когда были какие-то сбои, конфликты между застройщиками, подрядчиками и заказчиками, он сразу звонил мне, я приезжал, и ситуацию выруливали. Слава богу, дома построилися», - заявлял Валерий Черкашин.

Дома «построилися», жизнь «удалася» - Валерий Черкашин нарочно или нет, но делает ошибки в словах, чем создает себе имидж, с одной стороны, простого деревенского мужика, с другой - люди думают о нем как о необразованном человеке. А ведь он, на минутку, регулярно принимает участие в официальных совещаниях, «решает масштабные вопросы».

«Решала» с корочкой

Иногда «решение вопросов» заканчивается для одних досадой (думали, помогут, оказалось - не в те двери стучали), для других - довольной улыбкой на лице (чем она вызвана - расскажем далее).

Шестого апреля этого года на площадке Общественной палаты Свердловской области собирались дольщики, вложившие свои деньги в строительство жилого дома на Ломоносова, 90, в Екатеринбурге. Поводом для собрания послужили срыв сроков сдачи дома в эксплуатацию (дольщики должны были заселиться еще в первом полугодии 2016 года, но заехали гораздо позже) и «недоделки» строителей, которые отошли от проекта - некоторые дизайнерские и технологические решения были изменены в одностороннем порядке, без уведомления дольщиков. По их мнению, застройщик пошел на удешевление стоимости строительства, при этом цена квадратного метра осталась прежней. Платили за одно - получили другое.

Участие в собрании дольщиков и представителей застройщика (екатеринбургского филиала компании «Брусника») принял и Валерий Черкашин. За день до собрания он ходил по стройплощадке, выражая свое недовольство работой строителей, и обещал, что виновные будут наказаны, но за несколько минут до встречи с дольщиками пообщался с коммерсантами, после чего резко сменил свою позицию.

«Мы подключились к работе, и выяснилось, что дом-то сдан. Сегодня я сам лично, своими ножками прошел, посмотрел: дом готов к заселению. Все, что касается Общественной палаты, мы свою работу, я считаю, выполнили. Пообщались с руководством, министерством и всеми чиновниками и результат получили налицо. Мы стоим на стороне общества, в котором мы живем. Я никогда не пойду защищать бизнес, это не мое», - заявил на совещании Валерий Черкашин.

Резкую смену мнения общественника можно трактовать по-разному. Однако вызывает сомнение честность вышеуказанного «защитника людей» и его неподкупность.

Вся эта ситуация явно не пошла на пользу Общественной палате Свердловской области, которую он представляет. После собрания дольщики написали коллективное обращение к председателю ОП Станиславу Набойченко: «К сожалению, наши проблемы не решены. Встреча ничего не дала, а принесла разочарование».

На «Крузаке» в «Малину»

Последняя история с участием Валерия Черкашина произошла на днях. Уехал он с мероприятия, как обычно, ни с чем. В буквальном смысле. Чем наверняка разочарован: не удалось даже затраты на бензин отбить (на видео зачастую мелькает внедорожник премиум-класса Toyota Land Cruiser 200, на котором приезжает общественник, при этом где он официально работает, нам выяснить не удалось).

Так, 23 ноября Валерий Черкашин совместно со своим коллегой, членом ОП СО и известным в регионе «афганцем» Евгением Тетериным (передвигается на «Ауди» с «блатным» номером 777), приехал в Арамиль «закрывать» парк отдыха «Малина», где жители города отдыхают в выходные и праздничные дни, здесь же свои мероприятия проводят ветераны, играют дети. Общественные «ревизоры» стали «козырять» обращением местных жителей, которые якобы возмущены пьянками-гулянками в зоне отдыха, расположенной на берегу реки Исеть. К слову, руководству никогда не поступало замечаний по этому поводу. Более того, на территории парка даже не допускают продажи алкогольных напитков.

Сами «жалобщики», впрочем, не пришли. Выяснилось, под письмом подписались некие жители с противоположного берега, с улицы Пролетарской. Правда, фамилии, указанные в письме, не совпадают с фамилиями реальных владельцев домов либо их жильцов, что может свидетельствовать о том, что письмо - «липа».

«Обращение кто подписывал?» - поинтересовались собравшиеся на защиту парка ветераны. «Ваши жители», - ответил Черкашин. «Озвучьте фамилии, пожалуйста», - попросили ветераны, но ответа не услышали.

Цель приезда общественников стала очевидна после предложения Валерия Черкашина привести территорию парка в первоначальное состояние (до облагораживания здесь было болото, валялся мусор). «Кто разрешил здесь отсыпать берег реки?» - возмущенным голосом поинтересовался Валерий Черкашин. Вероятно, по его мнению, захламленная местность куда лучше волейбольной и детской площадок, веревочного парка, площадки воркаута, беседок.

Недоумевающих ветеранов Черкашин не только перебивал, проявляя неуважение к старшему поколению, но и удивлял своими заявлениями.

«Вы положение знаете об Общественной палате? По просьбе, по обращению жителей беспрепятственно в любой кабинет чиновника - в дверь ногой», - с гордостью и пафосом заявил Черкашин.

Услышав, что полномочий у Черкашина едва ли не больше, чем у самого президента России, жители попросили его разобраться с незаконной вырубкой леса недалеко от города. Однако принимать обращение общественник отказался. Черкашин предложил пенсионерам зайти на сайт Общественной палаты Свердловской области и оставить обращение там. Вот она - эффективность связующего звена между властью и обществом, которым должна выступать ОП СО.

В чьих интересах действовали Черкашин и Тетерин (члены «афганского» сообщества заявляют, что подобные действия недостойны десантника) достоверно не известно, но их действия могут быть выгодны Наталье Ларионовой - депутату местной думы, основателю арамильского «Парка сказов», по сути конкуренту парка «Малина».

Облачко замарано?

Говорить, что Валерий Черкашин каким-то образом финансово материализует свои полномочия, мы не беремся. Возможно, есть некая классическая схема, по которой совершается «наезд» с использованием телекамер и громких заявлений: коммерсантам обещают, что будут написаны заявления в контрольно-надзорные органы, а общественники обязательно проконтролируют исполнение законов. Затем конфликт «тушат», приходит посредник и предлагает ситуацию урегулировать. Разумеется, не безвозмездно. Подобная схема позволяет почти безнаказанно, на грани «закошмаривания» и вымогательства, «доить» коммерсантов. По мнению редакции, действия Черкашина в эту схему укладываются, но утверждать, что он её использует, мы не можем. Подтвердить или опровергнуть её использование могут только правоохранительные органы, куда редакция отправит соответствующие обращения.

«Сейчас Общественная палата - это такое еще не замаранное, чистенькое облачко, и полномочия у нее более обширные. Я, работая с населением, вижу отношение к ней. К нам много народу идет, потому что к другим доверие потеряно», - заявлял ранее в интервью СМИ Валерий Черкашин.

Учитывая методы работы Валерия Черкашина, говорить о доверии к Общественной палате не приходится. Более того, своими действиями он часто подставляет губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, заявляя, что работает с ним в одной связке.

Редакция издания намерена отправить имеющуюся информацию (фото-, аудио- и видеоматериалы) в Генеральную прокуратуру РФ, чтобы надзорное ведомство проверило сомнительные действия общественников и в случае подтверждения информации наказало виновных, возможно действующих по вышеуказанной незаконной схеме.

Денис Стрельцов © «Вечерние Ведомости»

Которая очень активно продвигается «Диснеем» – это дискредитация и обесценивание родительства. Реальное отношение «Диснея» к родителям и детски-родительским отношениям сильно разнится с поверхностным позиционированием компании как «семейно-ориентированной».

Давайте посмотрим, как проводится тема родителей в случайно выбранных, но примерно одинаково известных 27 продуктах компании.

Однозначно пози тивные образы родителей:

Мультфильм «Спящая красавица». (1959) (+)

Присутствует позитивный образ родительской пары, правда, практически не участвующей в истории. Также на позициях материнских фигур выступают три феи-крестные: они самоотверженно заботятся о принцессе, пока с той окончательно не снимается проклятье. Благодаря их родительской заботе и достигается счастливый финал.

Мультфильм «101 далматинец». (1961) (+)

Пара далматинцев-супругов представляют собой очень положительный образ родительской пары. У героев рождается 15 щенков, и в течение истории они становятся ещё более многодетными родителями – спасают от смерти и усыновляют 84 щенка-далматинца. Герои-родители ведут себя заботливо и самоотверженно по отношению ко всем героям-детям.

Мультфильм «Геркулес». (1997) (+)

У главного героя Геркулеса в истории две пары родителей – земная пара и родные родители – боги Зевс и Гера. Все родители живы от начала до конца истории. Геркулес испытывает подчеркнутое уважение как к своим земным родителям, так и к божественным.

Мультфильм «Мулан». (1998) (+)

Присутствуют позитивные родительские образы в большом количестве: оба родителя главной героини, бабушка, также духи-предки, которые заботятся о своих потомках и охраняют их благополучие. Тема уважения к родителям предстаёт в качестве завязки истории: главная героиня проявляет инициативу пойти на войну, чтобы избавить от этой обязанности пожилого отца, уже прошедшего одну войну.

Предлагаем также ознакомиться с видеообзором: Дискредитация образа матери в современном кинематографе

В) Ислама.

9. Впишите ключевое слово:

«________ - процесс усвоения знаний, навыков, ценностей, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением».

10. Представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека, его судьбе было ведущим в этике…

А) Эпикурейцев;

Б) Киников;

В) Киренаиков;

Г) Стоиков.

Дополнительная литература

1. Васютинский Н.А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. – М., 1990.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб. – 1996.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994.

5. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – М., 1997.

6. Культурология ХХ век. Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. – М., 1996.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4.

8. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше.-

9. Франк С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. Соч. – М., 1990.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М., 1992.

11. Чавчавадзе Н. З. Человек – культура – ценности / Н. З. Чавчавадзе // Вопросы философии. 1986. № 12.

Тема. Человек и общество: проблемы деятельности, свободы, ответственности.

I. Интеллектуальная разминка

1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей.

2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями.

3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется _______.

4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека.

5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

6. То, на что направлена деятельность человека.

7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

9. Мотивом человеческой деятельности выступает _________.

10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия.

11. Главный вид человеческой деятельности это - _______.

12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое.

13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

14. Какое из философских направлений особое место отводит практике?

15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно.

16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется __________.

18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к ________.

19. Дискредитация ценностей ведет к _______.

20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий.

21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______.

22. Представителями этой мировоззренческой позиции были ________.

23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется ________.

24. Есть два типа деятельности. Назовите их.

25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности.

1. В философии деятельность рассматривается как специфически человеческая форма отношения к миру, высшая форма универсальной активности людей.

· В чем выражается принципиальное отличие деятельности людей от других форм активности в мире?

· Выделите структурные элементы деятельности.

· Что составляет смысл деятельности?

· Каково методологическое значение деятельности?

2. «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В. И. Ленин).

· Разделяете ли Вы это суждение?

· Возможна ли здесь свобода деятельности?

· Что такое свобода? Как она соотносится с необходимостью, с одной стороны, с интересами и устремлениями людей, с другой?

3. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу.

· В чем сущность и методологическое значение такого подхода? Ответ аргументируйте.

4. Выскажите свое отношение к суждению: «Цель оправдывает средства». Приведите примеры, когда эта идея была реализована в истории, жизни.

5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования».

III. Заполните таблицы

1. Понимание деятельности в истории философииФилософия Суть

деятельности Ценностные

1. Немецкая классическая

2. Марксистская

3. Современная западная

(по выбору)

2. Ваша будущая профессиональная деятельность с точки зрения ее структурыСтруктура

деятельности Основные

характеристики

профессиональной

деятельности Другие

специфические

1. Объект деятельности

2. Субъект деятельности

5. Средства достижения целей

6. Результат

7. Этические основания

3. Типы, виды и формы деятельностиТип деятельности Сущность Виды Формы

1. Практическая деятельность

2. Духовная деятельность

1. Деятельность как способ реализации сущностных сил человека.

2. Деятельность, необходимость, свобода, ответственность.

3. Ценностные основания деятельности.

4. Творчество как свободная деятельность. Виды ее проявления.

5. Деятельность человека в условиях социального хаоса.

1. «Действовать, действовать, действовать – вот для чего мы существуем». Это высказывание принадлежит …

А) И. Г. Фихте;

Б) Л. Фейербаху;

В) Ф. В. И. Шелленгу;

Г) Г. Лейбницу.

2. Проблема деятельности актуализировалась в философии…

А) Античности;

Б) Нового времени и Просвещения;

В) Средневековья;

Г) Возрождения.

3. Среди предложенных выберите более полное и верное суждение:

А) Практика – чувственное восприятие мира;

Б) Практика – только материально-предметная деятельность людей;

В) Практика – логически обоснованная действительность.

Г) Практика – многообразная целеполагающая и целесообразная чувственно воспринимаемая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

4. К духовной деятельности следует отнести…

А) Политическую забастовку;

Б) Обучение;

В) Религиозные обряды;

Г) Философские концепции;

Д) Производственную деятельность.

5. Определению свободы как философской категории в большей степени соответствует суждение …

А) Свобода – возможность поступать, так, как хочу;

Б) Свобода – поведение человека, независимое от законов природы и общества;

В) Свобода есть нечто надуманное, нереальное;

Г) Свобода заключается в способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями на основе познанной необходимости.

6. Суждение: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключалось в том, чтобы его изменить» принадлежит …

А) Гегелю;

В) Марксу;

Г) Шопенгауэру.

7. Впишите ключевое слово:

«Социальный процесс, при котором продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную и враждебную людям силу, называется ___________».

8. Принцип «У-вэй» (недеяние), выражающий суть жизненной позиции даосизма, означает ….

А) Отстранение от мира;

Б) Следование естественным законам мира, неразделенность с миром;

В) Пассивное отношение к миру;

Г) Власть над миром.

9. Впишите пропущенные слова:

«Деятельность состоит из ________, поведение – из _________».

10. Понятие «социального действия», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность, является центральным в социальной философии и социологии …

А) Г. Зиммеля;

Б) М. Вебера;

В) Э. Дюркгейма;

Г) Г. Спенсера.

Дополнительная литература

1. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батишев // Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996. № 5.

4. Александров А. Д. Творческая сущность человека / А. Д. Александров // Человек в зеркале наук. – СПб., 1993.

5. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

6. Ильенков Э. В. Свобода воли / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1990. № 2.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М., 1974.

8. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В. А. Капранов. – Л., 1975.

9. Келле В. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Келле // Человек. 1997. № 6.

10. Научно-техническое творчество. Социально-философские проблемы. – М., 1979.

11. Философские проблемы деятельности: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1985. № 2, 3, 5.

12. Мотивационная регуляция деятельности и поведения человека. М., 1988.

13. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб., 1997.

Тема. Человек – природа – общество. Глобальные проблемы современности.

I. Интеллектуальная разминка

1. Совокупность естественных условий существования человеческого общества.

2. Наука, изучающая взаимоотношения общественного человека со средой его обитания.

3. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

4. Взаимоотношения человека и природы в первобытном обществе отличались их __________.

5. Для христианства характерным стало противопоставление природы _____.

6. Продолжающее традицию античности Возрождение, рассматривает все природное как воплощение ________.

7. Новое время выдвигает основную методологическую установку «Знание - сила», означающую _______.

8. Суть концепции «географического детерминизма» состоит в _______.

9. Когда и кем она была впервые четко сформулирована?

10. Совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием.

11. Приоритетной интерсоциальной проблемой современности выступает проблема _______.

12. Мыслитель-гуманист второй половины ХХ века, впервые забивший тревогу по поводу возможной гибели человечества, создатель Римского клуба.

13. Римский клуб это – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политиков и общественных деятелей из многих стран мира, имеющая своей целью ________.

14. Цель науки III тысячелетия – не конфронтация и монолог с природой, а _______.

15. Кем и когда для обозначения «общей науки об отношении организмов к окружающей среде» был введен термин «экология»?

16. Наука о закономерностях, воспроизводстве населения в общественно исторической обусловленности этого процесса, называется _________.

17. Направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль технических наук, специального знания в жизни современного общества.

18. Народонаселение это - ________.

19. Совокупность таких, уже не допустимых нарушений равновесия природы, которые, по словам Н. Н. Моисеева, могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человечества невозможным, называется _________.

20. Новое экологическое мышление ведущей ценностью современности провозглашает ________.

21. Коэволюция есть _______.

22. Русский ученый, философ-космист, сформулировавший эту идею в виде принципа антропокосмизма.

23. Целенаправленное разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего, есть ________ движение.

24. Система научно-философского прогностического знания о будущем Земли и человечества.

25. Гуманизация современного общества предполагает ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Один из выдающихся представителей гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовое проявление бездуховности, писал: «Одно из двух: западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не товар и производство, или же Запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».

· Что такое человечность?

· В чем выражается бездуховность западного общества?

· Актуальна ли эта проблема для России? Ответ аргументируйте.

· Каковы гуманистические измерения современной цивилизации?

2. В специальной литературе сегодня часто можно встретить выражение «экологическое варварство».

· Что оно обозначает?

· Как можно изменить такого рода отношение к природе?

· Какую роль в этом может сыграть самовосстановление природных ресурсов природным законодательством?

· Что, собственно, представляет собой экологизация материальной, духовной и др. сфер общественной жизни, ценностных ориентаций человечества?

3. Для решения глобальной проблемы предотвращения войн, установления безъядерного и ненасильственного мира существенное значение, по мнению специалистов, имеет формирование нового, справедливого и разумного мирового порядка.

· Каким требованиям, по-вашему, должен отвечать такой порядок?

· Сформулируйте его основания и характерные черты.

· Каким здесь должно быть экономическое мышление? Политическое?

· Какое место будет в нем отведено преодолению эгоизма, индивидуализма, национализма?

4. В. М. Бехтерев более 80 лет назад, выступая на открытии института в Петербурге, сказал: «В наше время высшие школы преследуют только профессиональные качества, они готовят юристов, врачей, архитекторов и т. д. Но при этом упускают из виду, что в центре этой работы должен быть поставлен человек, что для государства, кроме профессиональных деятелей, нужны лица, которые понимают то, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика».

· Насколько актуальна это проблема сегодня?

· Как образование, его качество связано с решением глобальных проблем современности?

· Что вы ждете от высшего образования?

5. Канадский ученый, специалист по проблемам изучения агрессии и войн А. Рапопорт образно сравнил милитаризм, институт войн с раковой опухолью, разрушающей организм посредством его собственных клеток. К его гибельным последствиям для цивилизации он относил «парниковый эффект», «озоновые дыры», «опустынивание». Продолжите этот ряд.

III. Заполните таблицы.

1. Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурсЭпоха Суть

взаимоотношений Особенности Цель жизни в

соответствии

1. Первобытное общество

2. Средние века

3. Возрождение

4. Новое время

5. Современность

2. «Сценарии» будущего общества, проблема взаимоотношения его с природойФилософское направление Сущность Представители Ваша оценка

1. Русский космизм

2. Концепция «пределы роста»

3. Ноосфера

4. Информационное общество

3. Классификация глобальных проблем современности

глобальных проблем Разновидности Краткая

характеристика Перспективы

1. Интерсоциальные

2. Взаимоотношения

человека и природы

3. Взаимоотношения

человека и общества

IV. Тематика творческих заданий

1. Римский клуб и его деятельность.

2. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения.

3. Экология человека и экологическое право о необходимости сохранения и развития природных свойств и сущностных качеств человека.

4. Разоружение как глобальная проблема – рудимент прошлого или забота о будущем.

5. Ноосферный проект социоприродной революции.

1. Учение о глобальных проблемах называется __________.

2. Римский клуб это - …

А) Объединение футбольных болельщиков Италии;

Б) Объединение римских политиков для борьбы с коррупцией;

В) Объединение ученых для решения глобальных проблем современности;

Г) Объединение поклонников Леонардо да Винчи.

3. Термин «ноосфера» в научный оборот впервые вводит …

Б) Флоренский;

В) Гумилев;

Г) Вернадский.

4. Ноосферная концепция разработана отечественным ученым и мыслителем …

А) Циолковским;

Б) Флоренским;

В) Вернадским;

Г) Чижевским.

5. К глобальным проблемам современности не относится …

А) Предотвращение войн;

Б) Строительство Байкало-Амурской магистрали;

В) Гармонизация отношений человека и биосферы;

Г) Рациональное воспроизводство населения планеты.

6. Наука о самоорганизации материальных систем есть …

А) Семиотика;

Б) Семантика;

В) Синергетика;

Г) Футурология.

7. Термин «коэволюция» означает …

А) Взаимодействие индивида и природы;

Б) Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

В) Современную эволюцию.

8. Наиболее перспективными направлениями для развития человечества XXI века являются …

А) «Холодная война»;

Б) Социально-культурная изоляция;

В) Доминирование одних и подчиненное положение других государств;

Г) Общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.

9. Впишите пропущенное слово:

«Никакое другое развитие – научное, техническое или экономическое – не дает удовлетворительных результатов, если оно не подкрепляется ______- революцией, перестройкой сознания и ценностей».

10. Завершите высказывание:

«Социальный прогресс сегодня должен измеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и _________». Это обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества.

Дополнительная литература

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1988.

2. Горелов А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. – М., 1998.

3. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

4. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М. 1995.

5. Кочергин А. Н. Философия и глобальные проблемы / А. Н. Кочергин. – М., 1996.

6. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.

7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стингерс. – М.,1986.

8. Олейников Ю. В., Орлов А. А. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю. В. Олейников, А. А. Орлов. – М., 1999.

9. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М. 1993.

10. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

11. Философия русского космизма. – М., 1996.

Под дискредитацией в экономических и социальных науках понимают комплекс действий, направленных на умышленный подрыв авторитета, делового или общественного имиджа, доверия граждан (клиентов, бизнес-партнёров и т.д.) В экономике такой подход традиционно относят к инструментам нечестной (так называемой «чёрной») конкуренции. Явление в большинстве случаев имеет явно выраженный негативный оттенок и используется недобросовестными игроками экономического рынка для подрыва доверия к дискредитируемому объекту с целью его устранения или снижения конкурентоспособности.

Теория дискредитации

Сегодня всё чаще можно услышать о теории дискредитации, сторонники которой придерживаются беспристрастного и логического подхода к решению политических, экономических и социальных вопросов. В числе задач ТД её приверженцы называют разоблачение манипуляционных схем и пропаганды, популяризацию науки и стремление к логически осмысленному решению проблем. Под самой дискредитацией здесь понимают «способ развенчания истинности антинаучных и алогичных проявлений», а дискредитаторами называют людей, способных представить любую проблему в виде математической формулы или модели.

Дискредитация власти

Дискредитация власти - юридический термин, впервые появившийся ещё в советском уголовном праве и означающий подрыв авторитета государственной власти должностным лицом. При этом такие действия расцениваются как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением и вверенной властью. В более широком смысле дискредитацией государственных властей называют целый ряд скрытых и открытых манипуляций, совершаемых умышленно с целью ухудшения (очернения) имиджа органов законной власти в глазах граждан и направленных на снижение доверия и поддержки избирателей.

Дискредитация России

В декабре 2015 года группа депутатов представила на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за дискредитацию России с наложением штрафа в размере до 2 миллионов рублей. Авторы инициативы понимают под таким определением любые действия, направленные на подрыв государственного авторитета России: умышленное распространение ложных сведений об экономической, политической и социальной обстановке в РФ, а также правовом положении российских граждан. При этом депутаты предложили считать отягчающими обстоятельствами очернение России должностными лицами и распространение ложной информации в СМИ.

Стратегия дискредитации

Существует большое количество стратегий и тактик, направленных на подрыв авторитета дискредитируемого объекта. Так, в политике одной из самых распространённых стратегий дискредитации можно назвать тактику обвинений и насмешки, которая негативно воздействует на имидж, подрывает доверие и уважение граждан. К скрытым тактикам можно отнести навязчивую самопрезентацию и формирование «своего круга» (происходит агрессивное разделение на «своих» и «чужих»). Наиболее же действенной во всех отношениях называют речевую (коммуникативную) стратегию. Целый ряд тактик, используемых для ухудшения бизнес-имиджа конкурентов, существует также и в экономике.

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Тема. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОБОДЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ

I. Интеллектуальная разминка

1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей.

2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями.

3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется _______.

4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека.

5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

6. То, на что направлена деятельность человека.

7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

9. Мотивом человеческой деятельности выступает _________.

10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия.

11. Главный вид человеческой деятельности это - _______.

12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое.

13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

14. Какое из философских направлений особое место отводит практике?

15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно.

16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется __________.

18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к ________.

19. Дискредитация ценностей ведет к _______.

20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий.

21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______.

22. Представителями этой мировоззренческой позиции были ________.

23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется ________.

24. Есть два типа деятельности. Назовите их.

25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. В философии деятельность рассматривается как специфически человеческая форма отношения к миру, высшая форма универсальной активности людей.

· В чем выражается принципиальное отличие деятельности людей от других форм активности в мире?

· Выделите структурные элементы деятельности.

· Что составляет смысл деятельности?

· Каково методологическое значение деятельности?

2. «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В. И. Ленин).

· Разделяете ли Вы это суждение?

· Возможна ли здесь свобода деятельности?

· Что такое свобода? Как она соотносится с необходимостью, с одной стороны, с интересами и устремлениями людей, с другой?

3. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу.

· В чем сущность и методологическое значение такого подхода? Ответ аргументируйте.

4. Выскажите свое отношение к суждению: «Цель оправдывает средства». Приведите примеры, когда эта идея была реализована в истории, жизни.

5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования».

III. Заполните таблицы

1. Понимание деятельности в истории философии

2. Ваша будущая профессиональная деятельность с точки зрения ее структуры

3. Типы, виды и формы деятельности

IV. Тематика творческих заданий

1. Деятельность как способ реализации сущностных сил человека.

2. Деятельность, необходимость, свобода, ответственность.

3. Ценностные основания деятельности.

4. Творчество как свободная деятельность. Виды ее проявления.

5. Деятельность человека в условиях социального хаоса.

V. Тесты

1. «Действовать, действовать, действовать – вот для чего мы существуем». Это высказывание принадлежит …

А) И. Г. Фихте;

Б) Л. Фейербаху;

В) Ф. В. И. Шелленгу;

Г) Г. Лейбницу.

2. Проблема деятельности актуализировалась в философии…

А) Античности;

Б) Нового времени и Просвещения;

В) Средневековья;

Г) Возрождения.

3. Среди предложенных выберите более полное и верное суждение:

А) Практика – чувственное восприятие мира;

Б) Практика – только материально-предметная деятельность людей;

В) Практика – логически обоснованная действительность.

Г) Практика – многообразная целеполагающая и целесообразная чувственно воспринимаемая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

4. К духовной деятельности следует отнести…

А) Политическую забастовку;

Б) Обучение;

В) Религиозные обряды;

Г) Философские концепции;

Д) Производственную деятельность.

5. Определению свободы как философской категории в большей степени соответствует суждение …

А) Свобода – возможность поступать, так, как хочу;

Б) Свобода – поведение человека, независимое от законов природы и общества;

В) Свобода есть нечто надуманное, нереальное;

Г) Свобода заключается в способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями на основе познанной необходимости.

6. Суждение: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключалось в том, чтобы его изменить» принадлежит …

А) Гегелю;

В) Марксу;

Г) Шопенгауэру.

7. Впишите ключевое слово:

«Социальный процесс, при котором продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную и враждебную людям силу, называется ___________».

8. Принцип «У-вэй» (недеяние), выражающий суть жизненной позиции даосизма, означает ….

А) Отстранение от мира;

Б) Следование естественным законам мира, неразделенность с миром;

В) Пассивное отношение к миру;

Г) Власть над миром.

9. Впишите пропущенные слова:

«Деятельность состоит из ________, поведение – из _________».

10. Понятие «социального действия», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность, является центральным в социальной философии и социологии …

А) Г. Зиммеля;

Б) М. Вебера;

В) Э. Дюркгейма;

Г) Г. Спенсера.

Дополнительная литература

1. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батишев // Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996. № 5.

4. Александров А. Д. Творческая сущность человека / А. Д. Александров // Человек в зеркале наук. – СПб., 1993.

5. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

6. Ильенков Э. В. Свобода воли / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1990. № 2.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М., 1974.

8. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В. А. Капранов. – Л., 1975.

9. Келле В. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Келле // Человек. 1997. № 6.

10. Научно-техническое творчество. Социально-философские проблемы. – М., 1979.

11. Философские проблемы деятельности: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1985. № 2, 3, 5.

12. Мотивационная регуляция деятельности и поведения человека. М., 1988.

13. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб., 1997.