Княгиня суздальская. Икона София Суздальская: в чем помогает? Тропарь преподобной софие суздальской

Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 г. Святое Крещение. Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии, Юрия Константиновича, князем. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Он понял, что именно Соломония сможет воспринять идею великокняжеского служения как особого служения Богу, разделить с ним трудности управления государством, понести его крест. И он не ошибся в своем выборе: Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 г. было совершено Таинство Венчания великого князя Василия и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее.

Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Она видела в своем новом служении поприще для еще больших подвигов и благотворительности. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она усугубила свои молитвы о благе отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. «Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства "на постриганье". Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени». В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у современников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. «Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки». Московская Богородице-Рождественская обитель, возрожденная из пепла державным отцом Василия III, была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана и с монастырем преподобного Сергия, и с великокняжеским домом.

Годы шли. При дворе московского Государя возрастало беспокойство, так как пресечение великокняжеской ветви рода Рюриковичей могло снова ввергнуть Русскую землю в междоусобицы и смуты.

Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших своекорыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. Вопрос был поставлен ими так, что касался и блага отечества, и самого заветного желания великого князя – иметь сына-наследника.

В 1523 г., вернувшись с объезда своих земель в Москву, князь Василий III стал советоваться с боярами: «Кому по мне царствовать на Русской земле, и во всех городах моих и в пределах? Братьям ли отдать? Но они и своих уделов не умеют управить». Бояре отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода. В ближайшем окружения великого князя нашлись люди, которые смело объяснили ему всю противозаконность его намерения. То были митрополит Московский Варлаам, преподобный Максим Грек, Симеон Курбский, инок Вассиан. Нужно сказать, что, по свидетельствам древнерусских летописей, несмотря на опасения за судьбу своего рода и государства, великий князь долго не решался расстаться со своей супругой, которую искренно любил и с которой вместе прожил более двадцати лет.

Начиная с 1523 г. подспудные придворные интриги переросли в открытые распри боярских «партий». Но великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

София Суздальская на памятнике князю Владимиру Святому во Владимире

Соломония была пострижена в черницы с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 г. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты.

Спустя короткое время она была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.

Согласно свидетельству целого ряда летописей, развод супругов и пострижение великой княгини совершились по просьбе последней. Приведем здесь наиболее полное из них. По «Типографской летописи»:

В лето 7034-е благоверная княгиня Соломонида, видя неплодство из чрева своего, якоже и древняя она Сара, начат молити государя великого князя Василия Ивановича всея Руси, да повелит ей облещися в иночески образ. Цари же государь всея Руси не восхоте сотворити воли ея, начаша глаголати сице: "Како могу брак разорити и вторым совокупитися?", понеже государь богочтив и совершитель Заповедем Господским и законному повелению. Христолюбивая же великая княгиня с прилежанием и с слезами начат молити государя, да повелит ей сотворити тако, якоже хощет. Царь же и государь всея Руси ни слышати сего не восхоте и приходящих от нея велмож отревая з злобою. Великая же княгиня, видя непреклонна государя на моление ея, начат молити святейшаго архиепископа Данила, митрополита всея Руси, да умолит о сем государя, дабы сотворил волю ея быти, понеже Дух Святый всея пшеницу в сердце ея и да възрастит плод добродетели. Святейший же Данил, митрополит всея Руси, моления, слез ея не презре, много моли о сем государя и с всем священным сонмом, да повели воли ея быти. Царь же и государь всея Руси, видя непреклонну веру ея, и моления отца своего Данила митрополита не презре, повеле совершите желание ея».

«Любящим Бога, по слову апостола, вся поспешествуют во благое». То, что великой княгине суждено было переселиться из чертогов княжеских в монашеские келлии, послужило ей ко благу. Для преподобной Софии, которая и до пострига была по своему внутреннему устроению далеко не обычной мирянкой, Богородице-Рождественский монастырь стал дверью в жизнь иноческую, в новое, но, по существу, родное и близкое бытие в Боге. В суздальской же обители, в которой прожила она семнадцать лет в подвиге поста и молитвы, совершилось ее восхождение к вершинам святости.

Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители.

Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси, ибо, по слову Христову, «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают светильника и поставляют его под спyдом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине сyть». Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи.

В 1542 г. София была погребена в усыпальнице Покровского собора.

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 г. на могиле святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

В 1609 г. во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена с горящими свечами в руках в иноческих одеждах и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.

В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.

Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний.


Колонки от надгробной сени над захоронением Софии Суздальской

(Соломонии Сабуровой). XVIII в.

Суздальский летописец XVIII в. ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Будучи сам очевидцем многих событий, происходивших у гробницы праведницы, и свидетелем глубокого всенародного почитания ее, он верил в грядущее прославление преподобной, ибо не ложны слова пророка, многократно повторяемые в течение года на богослужениях: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX вв. Этому немало способствовало некоторое оживление интереса к русской истории в царствование императоров Александра III и Николая II. О личности и судьбе преподобной Софии стали упоминать в своих трудах церковные и светские историки. В конце XIX в. имя святой «было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 г., а также в Церковный календарь на 1916 г. под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде».

Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 г. Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный Церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.

В 90-х гг. XX в., по прошествии тяжелого для Русской Церкви периода гонений, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.

Произошло это событие более чем через 450 лет после блаженной кончины праведницы. Присутствовавшие в то время у раки преподобной свидетельствовали об испытанной ими великой, ни с чем не сравнимой духовной радости.

Иконы в окладе. Преподобная София Суздальская.

Сер. – вторая пол. XVII в.

Акафист преподобной благоверной великой княгине Софии Суздальской

Кондак 1

Избранней Божественным промышлением славней подвижнице земли Суздальския, преподобней матери Софии достойную честь и похвалу воздадим, яко святей угоднице Божией и усердней молитвеннице о всех почитающих ея пречестную память. И ныне припадающе к ея святому гробу со умилением зовем:

Икос 1

Ангелов лики возрадовашася, видяще твое иноческое житие в подвизех поста, бдения и богомыслия, и яко единонравную прияша душу твою, достойно венчанную чином ангельским в пострижении монашестем, да будеши образ жития во Христе всем ищущим спасения. Темже воспеваем ти:

Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;

Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.

Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;

Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.

Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;

Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.

Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;

Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 2

Видящи злострадания жительства в мире сем, волнами житейскаго моря обуреваемем, презрела еси всяческую тленность благ земных: богатства, власти и чести, и в надежде живота вечнаго оставила еси славу великокняжескую, в благодарении поющи Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разумеющи вся суетная и скоротечная в мире сем, покорила еси себе, яко кроткая агница, воли Всемогущаго Бога и, вземши крест на рамо свое, понесла еси во след Христа Жизнодавца. Мы же, дивящеся твоему смирению и послушанию, во умилении поем ти:

Радуйся, мира сего тленную красоту совершенне отвергшая;

Радуйся, славу его и богатство нивочтоже вменившая.

Радуйся, земнаго жительства скорогибнущия прелести отвергшая;

Радуйся, в нетленные одежды равноангельскаго жития облекшаяся.

Радуйся, яко свеща негасимая, любовию к Богу возженная;

Радуйся, яко роса небесная, благодатию Божиею напоенная.

Радуйся, миро благоуханное, добродетельми насыщенное;

Радуйся, розго многоплодное, от лозы, Христа, взращенное.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 3

Силою свыше вооружившися, противостала еси всем кознем диавольским; ты непрестанным пощением, псалмопением и терпением попрала еси древняго змия, имущи в сердце своем сладчайшее имя Иисуса, и тем обрела еси покой душе своей, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 3

Имущи боголюбивую душу, взыскала еси Царствия Небеснаго и правды его; неустанным деланием правил монашескаго жития восходила еси от силу в силу и достигла еси высоты совершенства в меру полнаго возраста духовнаго. Мы же, славяще твоя труды и добродетели, сице тебе поем:

Радуйся, вся искушения вражеская силою свыше победившая;

Радуйся, похоть плоти многим воздержанием умертвившая.

Радуйся, похоть очес непрестанною молитвою угасившая;

Радуйся, гордость житейскую нелицемерным смирением искоренившая.

Радуйся, яко добропобедно взошла еси на гору святости;

Радуйся, яко узрела еси очима души обители небесная.

Радуйся, горлица чистая, к Божественным чертогам возлетевшая;

Радуйся, кроткая голубице, к Богу вознесшаяся.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 4

Бурю помышлений претерпела еси, преподобная мати Софие, егда направила еси стопы своя путем иноческаго жития, обаче скоро познала еси душею неизглаголанную радость общения со Христом в непрестанных трудех поста, бдения и молитв и в мире сердца своего прославила еси Всещедраго Бога, поющи: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о мнозех бедах и мятежах жительства суетнаго мира, утешалася еси Божиим изволением, данным тебе жребием монашескаго бытия. Темже славяще твое благочестное житие в подвизех послушания, целомудрия и нестяжания, воспеваем тебе сицевая:

Радуйся, волею Божиею от мира во обитель благоотишную пресельшаяся;

Радуйся, тамо сокровище нетленное неложно себе стяжавшая.

Радуйся, яко жена потерянную драхму жития во Христе иночеством нашедшая;

Радуйся, подобне купцу богатство, честь и славу на бисер Царства Небеснаго пременившая.

Радуйся, яко тамо сердце твое, идеже сокровище твое;

Радуйся, яко скрыла оное на Небеси, идеже червь не тлит.

Радуйся, зерно горушично, доброделанием в велие древо взрастившееся;

Радуйся, яко семя словес Христовых богате уплодоносила еси.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 5

Богозданную обитель во имя Покрова Божия Матере возлюбила еси всею душею твоею, под священный Ея омофор всельшаяся, и святым водительством Царицы Небесныя обрела еси покой и сладость душевную, и Сыну Ея Христу Богу воспела еси благодарственную песнь, зовущи: Аллилуия.

Икос 5

Видевши путь к Царствию Небесному, предначертанный Христом во Святем Евангелии, непоколебимо шествовала еси стезями богоугоднаго жития и достигла еси неизреченных благ, уготованных Богом любящим Его. Мы же, назидаемии твоим добрым житием, воспеваем ти:

Радуйся, прежде всего Царствия Небеснаго искавшая;

Радуйся, чаяние жизни будущаго века исповедовавшая.

Радуйся, заповеди Новаго Завета в жительстве исполнившая;

Радуйся, к нищим духом себе присовокупившая.

Радуйся, с плачущими в покаянии утешение себе обретшая;

Радуйся, преподобная, с кроткими блаженство унаследовавшая.

Радуйся, с алчущими правды Божия зело насыщенная;

Радуйся, с милостивыми от Бога помилование получившая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 6

Проповеда земля Суздальская твое изрядное житие, во мнозех добродетелех процветшее; мирстии людие текоша к тебе, да узрят тя, духовне совершенную, и слышат душеспасительныя глаголы твоих богомудрых уст, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 6

Возсия свет благодати подвигов твоих, просвещающий всякаго человека, грядущаго ко святей обители Покрова Божия Матери на поклонение, да приимут зде хотящии спастися помощь твоими молитвами от Всещедраго Бога, внемлющаго гласу моления угодников Своих. Сего ради возглашаем ти:

Радуйся, Богом Светодавцем в иноческих трудех просвещение;

Радуйся, огнем святости людем приходящим возсиявшая.

Радуйся, свещнице, не под спудом, но вверху стоящая;

Радуйся, лучами Солнца Правды вся блистающая.

Радуйся, в нощи грехов людских тьму погибельную прогоняющая;

Радуйся, яко седящии во тьме греха видят свет твоего жития.

Радуйся, тако просветившаяся пред человеки светом души твоея;

Радуйся, тако прославившая Отца милости и щедрот, Иже есть на Небесех.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 7

Хотящи последовати Искупителю рода человеческаго, рекшему: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет», возненавидела еси вся красная земных благ и всею крепостию души своея возлюбила еси Сладчайшего Иисуса, поющи: Аллилуия.

Икос 7

Дивную тя во святых показа Христос Бог, сподобивый ангельскаго чина прияти и нарещи тя Софиею, тезоименитая Премудрости Божией, да будеши великая и неизреченная домостроительства Божия тайны, да ведаеши и благая вечная, да Царство Небесное наследуеши со всеми небожителями. Мы же таковому Божию изволению чудящеся, зовем ти:

Радуйся, Божественнаго промышления достойная избраннице;

Радуйся, света небеснаго земное зерцало.

Радуйся, печати Премудрости Божия дивная носительнице;

Радуйся, благодати Духа Святаго непорочное вместилище.

Радуйся, сосуде златый чистоты душевныя и телесныя;

Радуйся, образе честный иноческаго жития.

Радуйся, ангельскому славословию непрестанными песньми подражавшая;

Радуйся, деланьми благочестия на лествицу духовную возшедшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 8

Странное чудо видимо есть, како честь и хвалу века сего на тихое и безмолвное житие пременила еси и славное звание великия княгини смиренно сложила еси; едино, еже есть на потребу, сие возлюбила еси, благодарственно гласом радования Богу поющи: Аллилуия.

Икос 8

Всю себе, яко Жениху, Господу Иисусу предавши, уподобилася еси мудрым девам, елеем добрых дел светильники своя исполнившим, и, бодрствующи, в радости сретила Его. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, небесных чертогов богоизбранная наставнице;

Радуйся, обители горния преславная насельнице.

Радуйся, многоми добродетельми путь свой к небеси уготовившая;

Радуйся, слезами, скорбьми и покаянием стези своя оросившая.

Радуйся, глас Жениха Небеснаго всерадостно услышавшая;

Радуйся, пира брачнаго жизни вечныя приобщившаяся.

Радуйся, Божественнаго рая сладость вкусившая;

Радуйся, света невечерняго приснотекущую радость восприявшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 9

Всякое плотское мудрование в себе упразднила еси силою Божественныя благодати, сораспявши себя Христу со страстьми и похотьми, добре в иночестве пожила еси; темже и была еси яко древо, насажденное при исходищих вод, приносящи мног плод Богу Жизнодателю, поющи: Аллилуия.

Икос 9

Вития многоглаголивая не возмогут изрещи твоя труды сокровенныя, подвиги и благодеяния, ими же угодила еси Богу, Прославляющему прославльших Его, Иже содела тя нарочитым сосудом благодати Своея, из него же преизливаются чудеса всем тя воспевающим:

Радуйся, Премудрости Божия житием своим проповеднице;

Радуйся, благости Божией в человецех свидетельнице.

Радуйся, любве Божия невредимое хранилище;

Радуйся, милосердия Божия достохвальное приятелище.

Радуйся, яко тобою славится Бог, дивный во святых Своих;

Радуйся, яко тобою посрамляется отец лжи диавол.

Радуйся, смирением своим Богом вознесенная;

Радуйся, чистотою сердца своего Господом прославленная.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 10

Спасти хотя всякаго человека, великодаровитый Господь управи житие твое, преподобная мати Софие, и благослови твоя стопы исправити к деланию заповедей Своих. Ты же, яко благопослушливая раба Господня, в смиренномудрии познала еси волю Небеснаго Домовладыки Христа и исполнила вся заповеданная Им, воспевши с радостию: Аллилуия.

Икос 10

Стена необоримая бысть тебе всемогущий Покров Пресвятыя Богородицы, препобедила еси вся искушения духов злобы, облекшися в броню правды, и угасила еси разженныя стрелы лукаваго, вземши щит веры. Сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, Пресвятыя Богородицы усердная почитательнице;

Радуйся, всечестнаго Покрова Ея неумолкаемое хваление.

Радуйся, возлюбленная дщере Царицы Небесныя;

Радуйся, ревностная печальнице пред Нею за вся единоверныя.

Радуйся, смирению Девы Марии благочестне учившаяся;

Радуйся, Ея святейшему послушанию неленостно последовавшая.

Радуйся, всеблаженным Ея омофором во иночестве утвержденная;

Радуйся, милостию Богородицы вся обеты монашества соблюдшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 11

Пением чудес, от твоих молитв проистекших, утешаемся, о преподобная мати Софие, величаем твоя подвиги, их же неослабно понесла еси до последняго издыхания. Егда же скончала еси поприще земнаго живота своего, преселилася душею в небесныя жилища и тамо воспеваеши Царю царствующих хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светоприемную свещу славы Божия зрим тя, во тьме грехов наших светящую, и ко святей иконе твоей, надеющися на твое вспоможение, притекаем, и к раце мощей твоих с верою и любовию припадаем, воспевающи тебе таковая:

Радуйся, яко подвигом добрым подвизалася еси;

Радуйся, яко течение земнаго жительства доблественне скончала еси.

Радуйся, яко веру правую нелицемерно соблюла еси;

Радуйся, яко в радость Господа твоего достойно взошла еси.

Радуйся, жизни вечныя красоту узревшая;

Радуйся, доброту неизреченную в селениих вышних обретшая.

Радуйся, с чины ангельскими немолчно ликующая;

Радуйся, со всеми святыми Бога Творца славословящая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 12

Благодати чудо явила еси ныне: грех наших ради по многолетии судом Божиим попущеннаго запустения обитель сию Покрова Богородицы, юже во граде Суздали, твоим предстательством, праведная мати Софие, Господь паки возроди и дарова ю ищущим спасение, да вси благодарственно поют Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поющи твоя новая чудеса, блаженная мати Софие, почитаем твою пречестную память, твоим бо непрестанным тщанием и небесными молитвами пред Престолом Божиим святая обитель, в ней же ты телом почиваеши, вновь созидается и милостию Царицы Небесныя новым стадом монашествующих обильно населяется. Поминающи твоя таковая благодеяния, приносим тебе песнь сию:

Радуйся, своим попечением обитель сию не оставившая;

Радуйся, дерзновенным ходатайством пред Богом о ней болезнующая.

Радуйся, яко твоим предстательством новыя свещи иночества зде возгораются;

Радуйся, яко твоими молитвами токи благодати Божия заблудшия во граде Суздале к Церкви обращают.

Радуйся, обители сия присная хранительнице;

Радуйся, иночествующих в ней незримая наставнице.

Радуйся, прибегающим к тебе в молитвах скорая помощнице;

Радуйся, чудес многоразличных неоскудеваемый источниче.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 13

О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася, преподобная Софие, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты. / Его же моли спастися граду Суздалю / от вражиих нахождений и междоусобныя брани // и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Нощи страстныя избегши, богомудрая Софие преподобная, / к Незаходимому же Солнцу Христу пришедши, / умертвила еси плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами, / показася равна Ангелом. / На земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, / и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, / Софие преподобная, // моли спастися душам нашим.

Величание

Ублажаем тя, / преподобная мати наша Софие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Вероисповедание православие Рождение ок.
Смерть 18 декабря (1542-12-18 )
Суздаль Место погребения Покровский монастырь (Суздаль) Род Сабуровы , Рюриковичи Отец Сверчков-Сабуров, Юрий Константинович Супруг Василий III Дети Георгий (предположительно) Соломония Юрьевна Сабурова на Викискладе

Соломони́я Ю́рьевна Сабу́рова , в постриге София (ок. - 18 декабря ) - первая жена Василия III , великого князя Московского. Сослана им в монастырь за бездетность.

Брак и развод [ | ]

Покров святителя Леонтия Ростовского. 1514. Мастерская вел. кн. Соломонии Сабуровой.

После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя », - ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой .

Постриг [ | ]

Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

Канонизация [ | ]

София Суздальская

Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Рождение ок.
Смерть 18 декабря (1542-12-18 )
Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря , 14 августа
Покровительница Суздаль
Категория на Викискладе

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче , сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году , во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому . От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь . В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной . В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на г.

Мощи [ | ]

В культуре [ | ]

См. также [ | ]

Преподобная София, Суздальская чудотворица! 29 декабря. Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III, при котором Русь переживала свое лучшее государственное время. Бог Промыслитель предызбрал ее в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости. Соломония родилась около 1490 года. Она рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни. Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из многочисленных знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо великокняжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола. 4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась как красотой внешней, так и духовной, будучи скромна и благочестива. Жизнь в кремлевских палатах шла тогда по строгому и определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы, без благословения Божия не начиналось никакое дело. Монашеское молитвенное правило было тогда уставом всякой доброй домашней жизни. В великокняжеской семье оно исполнялось всегда тщательно и неопустительно. Раннее утро начиналось с моления в Крестовой палате Кремля, за ним следовала литургия в храме. В княжеских покоях постоянно читались жития святых, творения отцов Церкви как первые настольные книги. По обычаю того времени жена проводила свою жизнь строго в стенах дома, не показываясь в обществе и не участвуя в шумных празднествах двора. Ни близость к власти, ни богатство не искусили и не изменили чистый склад души великой княгини. С высоты своего положения она лучше и глубже видела бедствия многих людей. Вся Москва знала ее милосердие к убогим и обездоленным. В стенах княжеского двора Соломония ежедневно кормила множество нищих. Милостыню она раздавала с необычайной щедростью, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Не только в миру княгиня была сердобольной матерью, но и монашеские обители она воспринимала близко к своей душе, стараясь облегчить их трудности, благоукрасить храмы. Она любила и чтила этот род людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях великой княгини изготовлялись церковные облачения, покровы в святые обители. Так, на раку преподобного Сергия из глубокого почитания этого всероссийского угодника Божия она собственноручно вышила церковный покров. Двадцать с лишним лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив память о себе как добродетельной жены, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия. Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки. С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу. В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода. Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие. Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале, причем в той обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные некогда супругами. Служа Богу, великая княгиня, в монашестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости монахини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14). Семнадцать лет подвизалась святая София в Покровском монастыре, и здесь же в 1542 году она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором. По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского. Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие. Хотя видимо благоверная княгиня Соломония и оставила свое земное царство, однако тем она стяжала непреходящее Царство Самого Бога, Его славу, святость и бессмертие. Ее земное неплодие, о котором часто недоумевает и воздыхает человек, Великодаровитый Господь разрешил в многоплодие духовное, совершенное и прекрасное: семьей ее стал монастырь как община небесная, а детьми – вечные христианские добродетели, умудрившие ее и давшие ей по существу и достоинству тезоименитое имя Софии. Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь, подобно великой княгине Софии, увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией, и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви. Аминь. Тропарь преподобной Софие Суздальской глас 4 Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стнически бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ния и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Кондак преподобной Софие Суздальской глас 1 Но́щи стра́стныя избе́гши, богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ пло́тское мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся ра́вна а́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода . Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам , князь-инок Вассиан (Патрикеев) , преподобный Максим Грек , которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил , одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного .

Постриг

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской . Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь , которому она покровительствовала еще с года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына - царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Иноческий подвиг

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в году власть перешла к его вдове, Елене Глинской , для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь , где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в году. Затем вернулась в Суздаль , где преставилась к Богу 18 декабря года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря .

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией . Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович , первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В году, во время нашествия поляков , преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому . От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду

Государь Всея Руси Иоанн Третий, чувствуя приближение кончины, пожелал женить сына Василия - своего наследника и соправителя. По его приказу в Москву на смотр невест были доставлены сотни девиц, прекрасных лицом и станом. После строго отбора десять достойнейших из них были представлены Василию Иоанновичу.

Сердце молодого царя покорила Соломония из рода Сабуровых. Отец её, боярин Юрий Константинович, был потомком татарского мурзы Чета, принявшего в четырнадцатом веке христианство с именем Захарий.

Соломонию торжественно ввели в особые царские хоромы, где ей предстояло жить до свадьбы под присмотром дворовых боярынь. Но она словно не рада была пышным палатам, устроенным по вкусу покойной матушки Василия Иоанновича, величественной царицы Софьи из византийской императорской династии Палеологов. Целыми днями просиживала государева избранница за рукоделием и шептала молитву, роняя на шитьё слёзы. В услужении при царской невесте позволили находиться ее младшей сестре Марии. Бойкая девочка никак не могла взять в толк, отчего горюет Соломония.

Ну что же ты все плачешь, сестрица? Ты только посмотри, как красиво и разумно здесь все устроено! Век бы жила в этой хоромине! Какая же ты счастливица, что стала царицей!

Соломония:

Ох, Марьюшка, что за царица из меня? Я - раба Государева. Коли Господь рассудил мне стать женой царя, буду служить ему верой и правдой. Может быть, детушки мои будут достойны этих палат, а я здесь словно на чужом месте. Потому и робею, потому и плачу .

Тише воды, ниже травы держала себя Соломония во дворце и после свадьбы. Покорная мужу, она даже в мыслях не прекословила ему и во всем старалась угождать.И царь благосклонно относился к супруге, ценя ее добросердечие. Годы шлив любви и согласии. Одно лишь омрачало счастье супругов - Бог не давал им наследника. Недоброжелатели шептались за спиной у кроткой царицы, что она не оправдала надежд государя. А иные бояре и в лицо осмеливались попрекнуть её бездетностью, притворно изображая сочувствие. Соломония безответно сносила упреки. Свою боль и надежду царица изливала в шитых шелком иконах - она ни на день не оставляла рукоделие. В 1525 году, через двадцать лет после Венчания, Соломония подарила Троице-Сергиеву монастырю собственноручно вышитую пелену «Явление Богоматери преподобному Сергию». На клеймах, окружавших центральный образ, царица запечатлела сюжеты, рассказывающие о чудесных случаях дарования дитя после долгих лет бездетности - «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Зачатие Богородицы». Здесь же она оставила надпись: «Помилуй, Господи, благоверного великого князя Василия Ивановича, Государя всея Русии его благоверную великую княгиню Соломонию и подай им, Господи, плод чрева».

Бездетность царицы была бедой не только личной, но и династической. Василий Иоаннович желал видеть на русском престоле только своего сына. Когда же у венценосной четы иссякли надежды на беременность Соломонии, она сложила с себя царскую корону, надев вместо нее монашеский клобук. Царь женился на молодой княжне Елене Глинской, и через три года она родила сына Ивана - будущего царя, вошедшего в русскую историю под прозванием Грозный.

Соломония Сабурова приняла монашество с именем София и поселилась в Суздальском Покровском монастыре. В одних летописях сказано, что это был добровольный шаг великой княгини, в других утверждается, что постриг был совершен по велению царя. Но ни один исторический документ не подвергает сомнению факт, что, оставив мир, великая княгиня нашла утешение в молитве и радость - в богообщении.

Святость Софии была очевидной для современников, народное почитание великой княгини началось вскоре после ее кончины. Уже в шестнадцатом веке стали известны многочисленные случаи исцеления по молитвам к ней. В семнадцатом столетии была написана икона Софии Суздальской, и образ прославился как чудотворный. Однако, официальная канонизация княгини свершилась только в 1984 году! И это посмертное молитвенное служение преподобной Софии, лишь спустя четыре столетия увенчавшееся прославлением - словно еще один штрих к портрету кроткой, смиренной праведницы.