Конспект лекций по социологии. Лекции по обществознанию по разделу: "Социология"

Социальные отношения.

3.1. Социальная стратификация и мобильность.

Страты – большие группы людей, различающиеся по своему положению в социальной структуре общества.

Социальная стратификация (слой) – 1. деление общества на социальные группы и слои, выделяемые по самым разнообразным признакам: уровню доходов, близости к властным структурам, профессии, виду деятельности, престижу, уровню образования,

культуры и т.д.

2-е определение. Иерархически (лестница) организованная система социального неравенства.

Современная стратификация российского общества.

Структура Элита

(строение) Средний класс

Бедные

Ниже уровня бедности

Этническая структура – (народы, нации)

Демографическая структура – (возраст, пол)

Классовая структура – (слои общества)

Социальная дифференциация (разделение людей в обществе на группы,

неравенство людей).

Экономическая Профессиональная

(доходы, уровень Политическая (престижные

жизни, богатые, (управляющие, управляемые) квалификационные)

бедные, средние)

Социальное равенство – равенство перед законом, равенство прав и возможностей.

Социальная мобильность – (переход с одного уровня социальной структуры общества на другой)

Вертикальная Горизонтальная

повышение или понижение переход из одной группы в другую

своего социального статуса. на одном уровне без изменения

социального статуса.

«Социальные лифты».

Армия

Школа

Церковь

Люмпены – «лохмотья», оказавшиеся на «дне» - бродяги, нищие.

Маргиналы – «находящиеся на краю», занимающие промежуточное положение

между устойчивыми общностями.

Разрыв связей (экономических, социальных, культурных) с

прежней социальной общностью, группой и попытки установить

их с новой, оказавшийся неспособным адаптироваться в новой

социокультурной среде.

Чаще выполняют неквалифицированную работу (иммигранты,

безработные, инвалиды, бомжи)

3.2. Социальные группы.

Касты Классы

Социальная группа (страта, Сословия Большие группы

членство), в которой передается Группы людей, которые людей, различающиеся

человеку только по рождению. обладают закрепленными по их месту в системе

Переход из одной касты в в законе или обычае правами общественного произво-

другую при жизни не возможен. и обязанностями, передава- дства, по их отношению

«Закрытое общество», невозможно емые по наследству. к средствам произв-ва,

занять более высокое положение. по их роли в обществен-

ной организации труда.

– Рабы и рабовладельцы

– Феодалы и зависимые

крестьяне

– Буржуазия и

пролетарий

Привилегированные Непривилегированные

3.3. Молодежь как социальная группа.

Молодежь – социально-демографическая группа определенного возраста (от 16 до 25 лет), социального положения, психического склада.

– В 18 лет полная дееспособность

– С 15 лет устройство на работу

– С 14 лет – паспорт

Для работников, не достигших 18 лет льготы:

– Запрет ночных, сверхурочных работ

– Отпуск не менее 31 дня.

3.4. Этнические общности

«Этнос» - народ

Род, племя Народность Нация – в э тнокультурном

(первобытное общество) (с появлением классов, значении: высшая форма

государства) этнической общности.

В начале XXв – общность

языка, территории, экономики

Сейчас – многокультурная,

политическая, гражданская,

территориальная общность,

как сообщество (совокупность)

граждан данного государств

Развитие наций

Национальная Интернациональная

(стремление сохранять свою Интеграция – расширение связей между

особенность, к саморазвитию, различными нациями в экономической,

национальной самостоятельности, политической, культурной сферах.

уникальности своей культуры; Пример : экономические интеграции - ЕС

развитие экономики, политики) (европейский союз) 25 государств, 40 языков,

единая валюта – евро.

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Дискриминация – принижение, умаление, ущемление прав по национальному признаку

(нарушение прав человека), национальные чувства очень уязвимы.

Национализм – превосходство одной нации над другой, исключительность «своей нации».

Геноцид – истребление целых групп населения по национальному признаку (евреев Гитлер)

«холокост».

Пути разрешения конфликтов .

Толерантность – «терпимость» другой нации, непримирима к фашизму, терроризму,

религиозному фанатизму.

Гуманистический подход к этническим проблемам: а) идея мира и согласия, уважение национального достоинства, добровольный поиск согласия (консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, отказ от национального насилия; б) развитие последовательное демократии, правового государства, прав и свобод личности независимо от национальности, свобода любого народа.

Овладение культурой межнациональных отношений. реализация прав и свобод людей любой национальности, уважение самобытности, национального самосознания, языка,

обычаев, исключение национального недоверия, вражды, уважение другой нации.

3.7. Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов, преследующих свои цели.

Причины конфликтов – противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов двух сторон.

3 стадии конфликта: 1. Предконфликтная

2. Конфликтная стадия

3. Послеконфликтная

Последствия

Дезинтегративные Интегративные

Усиливают ожесточение, разрушают Помогают разрешить проблемы, найти выход

нормальные партнерские отношения, из ситуации, усиливают сплоченность группы,

отвлекают от решения насущих проблем. позволяют осознать свои интересы.

Виды норм

Регулируют

Обеспечиваются

Традиции и

Привычныеобряды (свадьба,

праздники и т.д.)

Поддерживаются силой

Правовые

Законы, издаваемые государством.

Соблюдение обеспечивается

силой государства.

Моральные

Мораль несет оценочную нагрузку

(добро-зло, хорошо-плохо)

Силой общественного одобрения

или осуждения.

Политические

Регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, социальными группами, государствами.

Законами, международными

договорами, политическими

принципами.

Эстетические

Представления о прекрасном и

безобразном в поведении людей, в производстве и в быту.

Суждениями: «прожил красиво, ведет

себя безобразно» оценки с моральным порицанием.

Религиозные

Совпадают с нормами морали, права.

Сознанием верующих в неизбежность

кары за грехи – отступление от норм.

Социальные нормы – направляют поведение людей, контролируют его, регулируют и оценивают.

3.9. Социальный контроль.

Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества.

Санкция – элемент механизма социального контроля, либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм.

Социальные санкции (меры воздействия)

Конформизм Девиантность

система вознаграждений наказание за отклонение

за выполнение норм, от норм

т.е. за конформизм,

за согласие с ними

Типология социальных санкций

Формальные Неформальные

3.10. Свобода и ответственность.

Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т.е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание называют ответственностью за свою деятельность и её последствия (уголовная, административная и др.). Это внешние формы воздействия на человека.

Ответственность – внутренний регулятор деятельности человека, сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.

3.11. Отклоняющееся (девиантное) поведение и его типы.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

Типы отклоняющегося поведения.

– Преступления и правонарушения

– Алкоголизм, наркомания

– Религиозный фанатизм

– Расовая нетерпимость

– Терроризм

– Организованная преступность

3.12. Социальная роль

Социальная роль – ожидаемое поведение, соответствующее социальному статусу

В семье – сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка.

В школе – ученик, ученица.

3.13. Социализация индивида.

Социализация индивида – 1. Процесс включения человека в ту или иную социальную группу;

2. Формирование типично-групповых свойств;

3. Процесс освоения культурных норм и социальных ролей.

Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ.

Давыдов С. А.

Данное пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений и представляет собой конспект лекций по курсу «Социология». С помощью материала, содержащегося в конспекте, студент изучит основные вопросы курса, что поможет ему сдать экзамен или зачет.

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой . Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология . Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии , которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией . Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления . Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:

По времени действия:

1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.

Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.

Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях .

Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.

Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей .

5. Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

ТЕМА 1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Цель - сформировать представление об объекте и предмете социологии, принципах ее построения, функционирования и вырабатывать научный подход к анализу общественных явлений.

Время: 2 часа
План.

1 Объект и предмет социологии.

2 Социология и другие общественные науки.

Основная литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.И. Добренькова/ – М.: ГАРДАРИКИ, 2001.

2. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Батыгина / - М., 2000.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. – М., 1994.

4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

5. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. Эфендиев А.И. М., 1993.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.. 1997.

Дополнительная литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. 1993.

2. Гофман А.Б. семь лекций по истории социологии. М., 1995.

3. История теоретической социологии / Под ред. Давыдова Ю. Н. М., 1997.

4. Добреньков В.И. Социология, образование, общество. Вестник МГУ. Социология и политика. 1996, № 5.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

6. Комаров В.С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социс, 1990, № 4.

1. Объект и предмет социологии.

Чтобы ответить на вопрос является ли социология наукой, во-первых, мы должны знать, что такое наука, в противном случае вопрос не имеет особого смысла. На самом деле нынешние философские взгляды на природу науки разнообразна, и в значительной степени либерализовали от прежних взглядов. Во-первых, они больше не принимают сильные критерии фальсификации в качестве научного метода. Есть несколько способов сформулировать подделку, но ее е я имею в виду что-то вроде этого: научные теории должны сделать наблюдаемые предсказания, и мы должны отбросить теорию, если мы находим только одно расхождение между предсказаниями теории и наблюдения. Потому что даже физика не может удовлетворить такую ​​сильную crite RIA, теперь философы, как Лакатош (1970) допускают толерантность к такой неспособности до некоторой степени. Еще одно новое движение в философии является нападение на универсальных законов. Картрайт (1983) утверждал, что, казалось бы, универсальные физические законы не являются действительно универсальными, сюда м логической точки зрения. Эти и другие причины (примечание1), Картрайт (1983) и Hacking (1983) представил новый взгляд на науку, в которой несогласованные "модели", вместо универсальных законов и теорий, играют центральную роль научного исследования. Здесь «модели» означает упрощенных мысленные картины структуры. Например, планетарная модель атома давно известна как упрощенно, но до сих пор он широко используется химиками как удобный способ для думать о химических реакциях.

Ранние социологию пытались установить социологии как науки, и их аргументы в основном по методологии социологии. Конт утверждал, что социология использует четыре различных вида методик, а именно: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторических исследований как частный случай сравнения. Это методология, используемая в ряде других научной области, особенно в биологии. Так что, если его социология действительно следовали за этими методами, это был бы Rong случай й социологии как науки. Но на самом деле он никогда не делал эмпирических исследований, поэтому мы не можем взять его аргумент по номинальной стоимости. Но его аргументы повлияли на других социологов, особенно Дюркгейма. Для Дюркгейма, социология представляет собой исследование о т социальных фактов. Социальный факт "вещь, которая является внешним по отношению и коэрцитивную из, актера". Потому что они являются внешними, социальные факты не могут быть исследованы с помощью интроспекции). Мы должны использовать эмпирические исследования. Типичное использование этой методологии в своем анализе самоубийства. Дюркгейм использовали статистические данные по уровню самоубийств установить свой аргумент, что самоубийство является социальным явлением. Он отказался альтернативные гипотезы. Это замечательная попытка эмпирического исследования общества, но есть несколько проблем. Дюркгейм применяются слишком строгие критерии фальсификации, чтобы конкурировать счетов. Принятие их является самоубийственным для социологии, потому что это трудно для социологической теории, чтобы сделать точный прогноз, не говоря уже, чтобы сделать точный и правильный прогноз (и без этого, критерии фальсификация не работают). Еще одна связанная с этим проблема в его отбраковки иона интроспекции как социологического метода. Это ограничивает сферу социологии слишком узко, а на самом деле даже собственное исследование Дюркгейма становится невозможным. Например, определение Дюркгейма самоубийства "ни одного случая смерти" в результате непосредственно из indirec TLY от положительного или отрицательного акта индивида против самого себя, который он знает, должен произвести этот результат " "(ED стр.32). Но, без использования интроспекции, как мы можем решить, если "он знает, что" результат или нет, только из внешних данных?

Как и антропологии, экономике, политологии, психологии, социологии является социальная наука. Все эти дисциплины используют исследования, чтобы попытаться понять различные аспекты человеческого мышления и поведения. Хотя в этой главе, естественно, основное внимание уделяется методам социологических исследований, большая часть обсуждения также актуальна для исследования в других социальных и поведенческих наук.

Когда мы говорим, что социология является социальной наукой, мы имеем в виду, что она использует научный метод, чтобы попытаться понять многие аспекты общества социологи исследования. Важной целью является дать обобщений-общие утверждения относительно тенденций среди различных аспектов общественной жизни. Мы имеем теорию Маркса, теорию Дюркгейма, теорию Вебера и так далее, но ни один из них не являются общими для всех социологов. Это, кажется, делает сильный контраст, с другими ш областях науки, где ученые пришли к согласию относительно основных теорий. Но, как мы видели в предыдущем параграфе, некоторые философы думают, что даже в другой научной области, что ученые работают над являются несогласованные модели, а не универсальной теории. И, как F или таких моделей, мы можем найти в изобилии моделей разделяют многие социологи. На самом деле, это то, что Вебер назвал "идеальные типы". Идеальные типы построены через преувеличивает некоторые черты реальных случаев. Путем сравнения с идеальными типами, мы можем найти характеристики каждого вещественного случая. Эти идеальные типы являются полезными концептуальными инструментами для социологии как раз в том же смысле, как планетарная модель атома является полезным концептуальным инструментом для химиков. Таким образом, в этой точке, разница между социологией и угие научных областях, не столь велика, как это кажется.

Для того, чтобы говорить о "значение свободной" социологии, я представляю различие, сделанное философами в последнее время. Это различие между "эпистемологических ценностей" и не-эпистемологические ценности. Значения Эпистемические связаны с особым типом вопроса "что мы должны принять как знание (или факт)?" Логическая последовательность, эмпирическая адекватность, простота и т.д. критерии для того чтобы ответить на такой вопрос, и они ар электронной называются эпистемические значения. С другой стороны, другие значения должны быть использованы, чтобы ответить на более широкий вопрос: "Что мы должны делать?" Они не являются эпистемологические ценности. С помощью этого различия, мы найдем, что претензии "стоимость бесплатно" социологии, сделанные еа Rly социологи были на самом деле требования о независимости значений эпистемическими от других ценностей в социологии (даже если они не осознают этого различия).

Во-первых, давайте посмотрим случай Спенсер. Спенсер отличает несколько видов эмоциональных пристрастий, и утверждал, что мы должны исключить эти уклоны из социологических исследований. Ни один из этих уклонов не эпистемическое значение как охарактеризовано выше. Кроме того, требование Спенсера, что мы должны исключить эти уклоны ценностное суждение, но это эпистемическое оценочное суждение, и насколько само по себе это утверждение не влияет на эмоциональные пристрастия, чтобы применить такое значение для социологии должно быть. Так что аргумент Спенсера согласен с моим определением "значение свободной" социологии. То же рассуждение относится и к Веберу. Вебер говорит, что учителя не должны использовать обстоятельства в лекционном зале, чтобы запечатлеть на студентов его личные политические взгляды, так как задача учителя, чтобы научить своих учеников признать "факты, которые неудобны для их партии мнения ". Опять же, это оценочное суждение, но эпистемическое один. По-видимому социология (или любая другая наука) не может быть свободным от всех значений (так как идеал "ценности свободной" социология сама является значение), но по крайней мере он может быть свободным от не эпистемическими видов ценностей, когда мы решим, что факт, а что нет.

Я предполагаю, что даже Маркс может согласиться это понятие "ценности" свободной социологии до некоторой степени. Конечно, в теории Маркса суждение ценности и т heory неразрывно связаны между собой, но его фактические аргументы показывают, что он выделил эти две вещи. Например, Маркс критикует Рикардо в «Теории прибавочной стоимости», но основная причина, он критикует Рикардо не то, что Рикардо капиталистическое, но тха т концептуальная схема Рикардо недостаточно, потому что он не может справиться с определенных случаях. Таким образом, критерии этого суждения эпистемологические ценности, а не другие виды стоимости. Я думаю, что этот способ аргументации дает теорию Маркса ее pursuasiv eness.

Конечно, я признаю, не эпистемологические ценности и социология имеют много взаимосвязей. Например, выбор темы исследования влияют личные ценности социолога, а иногда и в результате социологического исследования имеет непосредственное значение Норматив е (например анализ Маркса о отчужденного труда). Но все-таки, я думаю, в точке принятия что-то как факт, мы должны быть свободны от не эпистемическими значений.

Конт считал, что социология является изучение социальной статики (социальная структура) и социальной динамики (социальных изменений). Дюркгейм считал, что социология должна иметь дело с социальными фактами. Зиммель утверждал, что «все, что не наука о внешней природе должна быть наука общества» . Есть ли какие-либо из них правильный ответ? Я не думаю, что есть что-то правильно или неправильно на эту тему, но мое собственное предпочтение является ответом Зиммеля процитировал здесь.

В соответствии с либерализацией философской точки зрения на науку, нет ничего плохого в том признав Вебера и "идеальные типы", как научный метод, признавая тем самым социология с использованием этих методов в качестве науки. Последнее различие между эпистемных и не-эпистемологические ценности делает требование "значение бесплатно" социология. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза. Наконец, в 19 в. рождается собственно наука социология, в ряду творцов которой выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюргейм и М. Вебер. С них открывается научный период истории социологии.

Термин «социология» происходит от латинского слова « societas » (общество) и греческого « logos » (слово, учение). Из чего следует, что социология есть наука об обществе в буквальном смысле слова. На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему.

В научный оборот понятие «социология» было введено французским философом Огюстом Контом и 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе. Причем, наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком, английском языках. Огюст Конт (1798-1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала эмпирической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца Х I Х века.

Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой «французской социологической школы». С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институциализация социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было записано «...одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах». В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В последующие годы принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управ­лении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии. Началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на «позитивных аспектах социального развития страны» и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет «застоя» носили однобокий характер.

Так как социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60-х годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С.Г. Струмилина, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская социологическая ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных социологических исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал «Социологические исследования». Но развитие социологии постоянно тормозилось в период «застоя». А после выхода в свет «Лекций по социологии» Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие «социология» оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

В последние годы социология выдвигается в число приоритетных наук и учебных дисциплин, изучение которых предусматривается Государственным образовательным стандартом. С 1993 года социологическая наука включена в перечень обязательных предметов, преподаваемых в вузах России. На данный момент около 20000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

Специфика каждой общественной науки проявляется в том, какую качественно своеобразную область общественной жизни она изучает.

Предмет социологии это категория социальная. Социология изучает человеческое общество и поведение людей в социальных обстоятельствах, проясняя и акцентируя внимание на тех социальных силах, которые влияют на жизнь.

Социология – это эффект, который возникает в результате взаимодействия людей. Социальная жизнь – область социальных отношений, как между общностями людей так и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.

По субъекту социальные отношения бывают:

Социально- демографические

Социально – территориальные

Социально – этнические

Сами социальные отношения основываются на действиях и взаимодействиях людей, а социологию можно охарактеризовать как «науку о поведении людей в среде себе подобных». Социальное явление возникает уже тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого или нет.

Объектом изучения социологии является общество, его становление и развитие, а так же социальные организации и институты, закономерности социальных действий и массовое поведение

Различия между научной и обыденной точкой зрения на социальную жизнь состоит в том, что:

1. Социология стремится выработать целостное представление об обществе, рассматривает общество в единстве его компонентов.

Обыденный же взгляд ограничивается знанием тех сфер общественной жизни с которыми он сталкивается.

2. Социологическое познание строится в соответствии определенной методикой и методологией. Истинность получаемых социологией фактов и обобщений устанавливается в ходе эмпирического исследования путем сопоставления выдвинутых гипотез с полученными данными.

Обыденное представление о социальном мире формируется под влиянием разных источников: семья, друзья, школа. Критериями их истинности выступает личный опыт человека и здравый смысл.

3. Социология использует специальные термины и понятия (социальная стратификация, девиантное поведение, социальная роль), которые позволяют увидеть и понять в общественной жизни многое о существование чего, обычно человек может и не догадываться.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом изучения практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.

Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что, противостоит ему в качестве объективной реальности Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т.д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялся объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный методологический порок еще присущ

В современной науке существуют различные подходы в определении предмета социологии, так например, по Конту, социология - это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.

Сен-Симон считал, что социология - это социальные обязанности, группы, социальные институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие. Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

П. Сорокин - «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой».

Существуют и другие трактовки, однако общепризнанным является определение, согласно которому социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различньгх социальных системах для целенаправленного управления ими. Следовательно, социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Определим два рабочих определения социологии:

Социология – наука о развитии и поведении организованных и деятельных человеческих сообществ.

Социология – это наука об обществе и взаимосвязях в нем.

Вывод: Социология в широком смысле слова – это учение или наука об обществе. Центральным понятием этой науки является «социальное». Под ним понимают совокупность свойств и отношений данного общества, интегрированную в процессе совместной деятельности индивидами или группами индивидов. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получения конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

2. Социология и другие общественные науки.

Общество изучают и другие общественные науки. Однако социология – единственная из них, изучающая общество как целостный организм, в то время как другие общественные науки изучают отдельные стороны общественной жизни. Социология применяет системный подход. Системный подход – это подход к изучению свойств, сторон, частей предмета исследования в контексте целостной системы. Все объекты, которые изучает социология, - сложные системы, поэтому системный подход необходим.

К середине 20 в. обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская социология – это наука преимущественно о человеческом поведении. Сейчас эти различия стираются, хотя до сих пор европейская социология сохраняет классическую социально – философскую ориентацию, а американская социология – проблемно ориентированная, т. е. направлена на решение конкретных социальных проблем.

Социология тесно связана с философией. Социальная философия является разделом философии. Предмет социальной философии – общественная жизнь под углом мировоззренческих проблем, среди которых центральное место занимают проблемы смысла жизни, смысла и цели существования общества, его судеб и перспектив, движущих сил его развития, качественного своеобразия общества в его отличии от природы. По этим проблемам до сих пор теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество, а не только какую – либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое знание на исследовании конкретных факторов общественной жизни.

Тесная взаимосвязь определяется между социологией и политологией тем, что, во–первых, личности, социальные группы и социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во–вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в–третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.)

Также социология тесно связана с психологией, экономикой, культурологией, статистикой. Но если, например, психология изучает поведение человека, социология исследует массовое поведение и массовые социальные процессы. Социологи изучают группы, а социальная психология – индивидов в группах. В настоящее время развиваются направления на стыке наук. Например, социогеография – влияние географической среды на общество; социобиология – влияние биологических основ, инстинктов на социальное поведение.

Практическая и теоретическая важность социологии объясняется следующим:

Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.

Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется, в других классах наук, и не изучаются другими науками. Рассмотрим их следующим образом:

а) Социология и физико-химические науки. Класс явлений взаимодействия между людьми не сводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. Может быть, в далеком будущем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае, такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось? Мы имеем ряд формул вроде того, что: «сознание есть течение нервно-энергетического процесса», «война, преступление и наказание» суть явления «утечка энергии», «продажа- покупка - это реакция обмена», «сотрудничество - есть сложение сил», «социальная борьба - вычитание сил», «вырождение - распадение сил».

Хоть это и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, так как в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.

Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел. Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.

б) Социология и психология. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.

Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения, частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды «неоднородные» и «имеющее слабо организованную связь» (толпа, театральная публика и т.д.) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных «однородных» и «органически соединенных», которые изучает социология. Ясно, что они не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать одним из разделов общей социологии, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

Следовательно, получается, что психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, тогда, как социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

в) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т.д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: верителя и должника, супруги и супруга.

Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями (между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д.)

Таким образом, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим.

Социология является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

Она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию: общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук;

Все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект;

Техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками.

Сложилась целая система исследований проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические и т.д.). Такие исследования получили название социологические.

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных элементов.

Вывод: соотношение социологии и других общественных наук показывает взаимопроникновение в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук.

3. Структура, категории, функции и методы социологии как науки

Структура социологии

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена:

Тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию.

Социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средством планомерного, целенаправленного воздействия на социальные проблемы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят.

Социологические знания – единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития, ориентируют на выявление механизмов действия законов и форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т.п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Основные элементы социологии : (структура)

Общая социологическая теория дает представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмом, раскрывает место и роль основных элементов общества, формулирует принципы социального познания.

Специальные социологические теории- уточняют положения общей социологии применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия.

Конкретные социологические исследования - это измерение конкретных социальных процессов, на основе подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая и специальная социологические теории. Здесь собирается информация о конкретных социальных явлениях.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы в исторически длительные периоды.

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Например, группа - это люди, объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т.д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Категории социологии - это основные понятия, отражающие существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы социальной реальности. Их принято делить на общефилософские, общесоциологические и операционные.

Общефилософские:

общество

социальные и нравственные нормы, культура

культурные ценности

личность

социальная среда, и др.

Общесоциологические:

социальное действие

социальное взаимодействие

социальный институт

социальные процессы

социальная система

социальная структура, и др.

Операционные:

выборка

репрезентативность

генеральная совокупность

мнения людей относительно кого-либо

уровень дохода определенных социальных групп

общественное мнение.

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет.

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии , в рамках которой проявляется ряд ее других функций.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

В этом плане социология способна:

1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и, кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию . Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей.

Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить в социологии следующие функции:

1. Теоретико-познавательная . Социология раскрывает существенное и закономерное во всех сферах социальной жизни, создает теоретические модели общества в целом и его отдельных компонентов.

2. Описательно-информационная . Так как проводит систематическое накопление материала относительно сторон социальной жизни. На основании полученной информации принимаются управленческие решения.

3. Методологическая. Положения социологической науки являются ориентирами для других наук, то есть выступают как методы (способы, инструменты) познания.

4. Мировоззренческая. Социология как научная дисциплина, давая совокупность знаний об обществе, участвует в формировании у индивидов представлений о мире и наиболее общих ценностных ориентациях.

5. Прогностическая. На основе изучения тенденций изменения социальной реальности, социология дает определенное предвиденье будущего.(примером краткосрочного прогноза является предположение победы того или иного кандидата на выборах.)

6. Функция социального планирования . В ходе социального планирования создаются оптимальные модели развития социальной сферы предприятий, регионов.

7. Воспитательная. Социология не имеет в себе каких-либо нравоучений, но показывает человеку его место в обществе, характер социальных связей, роль социальных норм, она определенным образом взаимодействуют на сознание и поведение людей.

Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон - это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон - это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.

В отечественной социологии на сегодняшний день существует следующая классификация законов:

Законы различаются по времени действия

1. Общие - действующие во всех общественных системах. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений).

2. Специфические - действующие в рамках одной или нескольких общественных систем. (Закон перехода от одного типа общества к другому).

Законы различаются по степени общности .

1. Законы, характеризующие развитие социальной сферы в целом.

2. Законы, определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.

Законы различаются по способу их проявления:

1. Динамические - определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях

2. Статистические (стохастические) - отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности. Фиксирует лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим зако­ном линии движения. Характеризуют не поведение каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или признак, присущий классу объектов в целом.

3. Причинные - фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить социально-бытовые условия жизни).

Функциональные - отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями. (Пример: способ производства при переходе от одной социально-экономической формации к другой).

Различают следующую типологизацию социальных законов по формам связей (5 категорий)

I категория. Законы, отражающие инвариантное (не изменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. То есть если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б.

(Пример: при тоталитарном управлении обязательно есть оппозиция).

II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. Эти законы характеризуют вариабельность системы, возможность принимать различные состояния. Если законы развития обуславливают переход от одного качества социального объекта к другому, то законы функционирования создают предпосылки для этого перехода.

(Пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом).

IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. (Пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин).

V категория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями. (Пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов, рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии).

Гегель говорил: «Вся философия резюмируется в методе».

Так и в социологии - специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода. Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной, детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то, очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологической исследование.

Социологическое исследование - один из основных методов в социологии. Он включает в себя:

1) Теоретическую часть

Разработка программы исследования; обоснование цели и задач; определение гипотез и этапов исследования.

2) Инструментальную часть (процедурная часть)

Набор инструментов сбора информации;

Выбор метода сбора информации;

Определение результативной выборки; возможность обработки информации;

Получение характеристик состояния исследуемой реальности.

При изучении социальных процессов применяются следующие методы:

1. Методологический принцип объективности, предполагающий, что каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое .

2. Методологический принцип историзма предполагает изучение социологических проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразие конкретных обстоятельств.

3. Методологический принцип системности это способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого–либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

Значение проблемы метода социологии состоит, прежде всего, в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения всех требований.

Воздействие социологии на общественное развитие широко и многообразно. Это связано, прежде всего, с тем, что социологическое знание все больше проникает в самые различные слои населения, чему способствует, в частности, систематическое изучение соответствующих проблем, как в средней школе, так и в высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки кадров. Благодаря этому все больше специалистов получают возможность применять на практике свои социологические знания, в том числе и в процессе профессиональной деятельности. Велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики и в определении эффективности проведенных в ее рамках мероприятий. К сказанному можно добавить, что методы исследования, выработанные в социологии, все шире и успешнее используются в других общественных науках.

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно определить объект и предмет социологии?

2. Охарактеризуйте процесс возникновения, становления и развития современной социологии?

3. Что представляет собой структура социологии?

4. Как можно охарактеризовать категории современной социологии?

5. Что представляет собой метод социологической науки?

6. Каковы основные функции социологии?

7. Какие существуют основные социологические законы ?

8. В чем проявляется связь социологии с другими науками об обществе?

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

2. Структура социологии

4. Основные парадигмы социологии

5. Социология в системе гуманитарных наук

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).