Конспект занятия буква д. Конспект урока по литературе на тему "звуки и буквы д, д". Конспект урока по чтению

Обучение грамоте

Тема: «Звуки [д], [д’].Буквы Д,д»

Цель урока:

Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.

Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.

Планируемые результаты

Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Ход урока.

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

II. Работа над новым материалом.

1. Работа с учебником.

Составить предложения по иллюстрации.

Назвать слова со звуком «д» (водолазы, дно, медуза)

2. Физминутка под музыку.

3. Работа над развитием речи

О какой букве идёт речь в загадке?

Буква - домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Буква Д)

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д)

Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)

Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)

Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)

Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

Звуко-буквенный анализ открывшихся картинок

(Дом, дятел, дерево, дудочка, крокодил, медуза.)

В какой части слова вы слышите звук [д], [д’].

Составим схемы слов.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].

Посмотрите на картинку, найдите 8 слов со звуками [д], [д’].

Составьте рассказ по картинкам, используя слова со звуками [д], [д’].

Посмотрим результат нашей работы (просмотр мультфильма)

Прочитайте текст.

О ком говорится в тексте?

Где живёт дрозд?

Как вы думаете, почему дрозд живёт у Димы?

Когда Дима может выпустить дрозда?

Развитие фонематического слуха

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук

III. Закрепление.

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их (чтение загадок)

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Тема урока: Звуки [д] - [д , ]. Буквы «Д д».

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая (Образовательная):

познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;

вырабатывать навыки осознанного чтения;

Развивающая:

способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

развивать произвольное внимание;

Воспитательная:

способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Сейчас у нас урок обучения грамоте.!

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.

2. Актуализация знаний.

Чтение с доски:

Ба баб

Бо боб

Бу буб

Бе беб

Бы быб

3.Знакомство с новыми звуками и буквой.

1.)-К нам на урок пришёл в гость

Сейчас прослушайте отрывок из сказки

Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»

Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)

Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.

А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

Называется (дуб)

На дубе сидит (дятел)

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

Из тучки пошёл… (дождик).

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

Какие первые звуки услышали в этих словах?

Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).

Звуки [д] - [д , ] обозначаются буквой Д

Вот так выглядит буква Д.

Послушайте стихотворения о букве.

Д- с высокой крышей дом.

В этом доме мы живём.

На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)

Помогите собрать букву.

У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.

2. Чтение слогов с буквой Д.

Откройте учебник стр.109.

Прочитаем слоги с новой буквой.

Да Ди

Ды Ду

До Де

3. Физ. минутка.

4. Чтение слов, предложений.

Закройте глаза и послушайте шум моря

Мы очутились на море.

Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза

Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).

Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.

Посмотрите, что за странные люди под водой?

Кто знает, кто это?

Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.

2. Чтение слов на стр.109.

Прочитаем слова в столбик.

Прочитаем текст

Откройте кассу букв и напечатайте слово.

Дом, Дима

4. Загадки. Деление отгадок на слоги.

Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)


Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Итог урока.

- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.

Послушайте его.

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не ленится-

На зарядку становится?

Чистить зубы, умываться,

Закалятся, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

Сними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай. К врачу тебе пора.

Понравился вам совет Доктора Айболита.

− Что нового узнали, чему научились?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

− Как вы сегодня поработали?

− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

− Что интересного было на уроке?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа села Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва

Конспект урока литературное чтение

(обучение грамоте)

1 класс

Тема: « Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д »

Учитель: Хуваа Чечек Санышировна

Литературное чтение 1 класс

Тема:« Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д »

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д" ], выделять в речи согласные звуки [д], [д’]

Задачи:

Образовательные: овладение умением давать характеристику звукам, формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивающие: развивать связную устную речь, память, навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами. Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Универсальныеучебныедействия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать учебную задачу, извлекать необходимую информацию из текста и иллюстраций.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение) , определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Предметные: дифференцировать звуки по твердости и мягкости [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Личностные : осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Формы работы: групповая,индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник Азбука, проектор, презентация

Дополнительные

Раздаточный материал(карточки, схемы слов) , карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

1

Организационный момент

В школу мы пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаемвнимательно,
работаемстарательно.

Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку,

учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

2

3

4

Актуализация знаний

Игра

Характеристика звуков

Речевая разминка

подготовительная работа;

Открытие нового знания

формулирование темы и цели урока

создание проблемной ситуации

Знакомство с новыми звуками

[д], [ д/ ]

Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите? (листья).

А это не просто листья, а они с секретом.

Давайте посмотрим, что за секрет? (листочки переворачиваются и на них появляются буквы)

У меня есть две корзинки, помогите мне разложить в них листочки с буквами.

Как вы считаете, почему мы будем раскладывать эти листочки в две корзинки?

(Потому, что в одной будут гласные звуки, а в другой - согласные)

Раскладывая буквы, вы должны назвать звук, который она обозначает.

(Дети показывают букву и называют звук)

Скажите, а листья, с какого дерева мы раскладывали в корзинки? (с дуба ) В процессе урока мы обязательно еще вернемся к такому могучему дереву.

А сейчас, давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.

Ученик. Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки?

ласные и согласные ).

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

( Ударные и безударные ).

Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие )

Приведите примеры с согласным звуком вначале слова и скажите, какой он твердый или мягкий.

Листок рефлексии. (Кто не ошибался и отвечал правильно, раскрасьте листик на дубе зеленым цветом, а у кого не все получилось - желтым)

А сейчас мы проведем с вами речевую разминку. (слайд)

Внимательно слушаем, как я четко проговорю слова, а вы повторите за мной.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

Ребята, кто был внимателен и может сказать, какой звук часто встречался у нас в речевой разминке? (новый звук [д] )

-Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

( Знакомство с новыми звуками и буквой Д)

Звуки [д], [ д/ ] и буква Д д. (слайд)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, будем исследовать эти звуки, охарактеризовать их.

Скажите, а для чего нам нужны эти знания и где могут пригодиться? (мы научимся читать слова с новым звуком,узнаем, какой буквой обозначаются эти звуки). А на уроке письма научимся писать эту букву.

Алгоритм работы (на доске)

    Знакомство с новымизвуками

    Знакомс тво с новойбуквой

    Чтениеслогов и слов

    Работанадпредложение м

    Чтениетекста

- Помогите мне закончить предложения. На слайде появляется картинка.

Тут наш... (дом).

Из трубы идёт... (дым).

У дома растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

( Проговаривая каждое слово дети дают характеристику звуку [д], [ д/ ], используя карточки синяя - зеленая)

(Алгоритм определения мягкости согласного звука на доске)

Проверяем, как мы выполнили задание (слайд)

Листок рефлексии . Оцени себя.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5

работа в парах

со схемами, исследование звуков

Физкультминутка

знакомство с новой буквой

Отгадайте загадки (слайд)

1. Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Из него добротен сруб. Угадали? Это ( дуб)

дуб и покажите ее.

(

Проведем исследование нового звука .

Что нам для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске)

2. Долго дерево долбил

Всех букашек истребил

Зря он времени не тратил

Длинноклювый пестрый … ( дятел)

Выберите схему соответствующую слову дятел и покажите ее.

( схема прикрепляется на доске)

Проведем исследование нового звука .

(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный . При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий . Звук [д] может быть твердый или мягкий .)

Листок рефлексии . Оцени себя.

Следим только глазками.

Выполняется упражнение для глаз.

На что похожа буква Д ? (слайд)

( карточка на доске )

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

(Указать на план работы: знакомство с новой буквой)

Звуки [д], [ д’ ] обозначаются буквой Д .

С какими буквами рядом стоит буква Д в алфавите?

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом исследования звуков .

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков,

привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям.

6

Обводка по шаблону

самостоятельная работа

Обвести по шаблону букву Д печатную

Образец на доске (схема буквы)

Сначала, посмотрите, как правильно нужно выполнить задание.

(Учитель показывает на доске)

П равила просадки при письме (напомнить)

    Обвести по воздуху

    Обвести пальцем

    Обвести по шаблону по направлению стрелок.

Сравните, какая из букв написана правильно в соответствии с образцом?

Листок рефлексии . Оцени себя.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ,

анализировать свою работу, находить ошибки

7

Первичное закрепление

Работа с учебником

Азбукой

    рассматривание иллюстрации

    составление рассказа

    словарная работа

(ключевые слова на доске)

    чтение, анализтекста

    озаглавливание

Работа в парах

(чтение по одному, хором) с.105

Рассматривание иллюстрации «Клад найден» с.104

Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

Чтение слов, записанных на доске. Анализ слов (водолазы, подводные, клад, морские, обитатели)

По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить

О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)

Давайте проверим предположение, прочитав текст с.105

Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

Где работают водолазы?

Кем работают папы Нади и Димы?

Что они делали на дне реки?

Листок рефлексии . Оцени себя.

А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем

- От чего зависит мягкость и твердость звуков [д], [ д’ ]

Продолжим работу в парах.

Правила работы в парах (назвать).

Послушайте внимательно задание, обсудите и договоритесь, как вы будете работать. Обязательно выслушайте друг друга.

Задание : - Посчитайте, сколько слов написано на карточке, прочитайте слова на карточках, которые у вас лежат на партах.

Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук Д – твердый, в каких – мягкий

(дети, Дима, дело, кактус, домик, дым)

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [д], [ д’ ] ?

(От того, какая гласная буква стоит после них. Схема.)

Слова, в которых, звук д – твёрдый,обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий, зеленым цветом

Проверка . Чтение слов (слайд)

Кто догадался, какое слово лишнее, почему?

- Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

Кто допустил ошибки?

Листок рефлексии . Оцени себя.

- Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?

Мягкость и твердость согласных звуков [д], [ д’ ] зависит от того, какая гласная буква стоит после них.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные УУД :

о риентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения )

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок ,

анализировать свою работу

8

Итогурока

Наш урок подходит к завершению .

Какая была тема урока?

Какие цели ставили? Чему научились?

Кто достиг поставленных целей?

Посмотрите на ваш листок.

Каких листочков у вас больше?

Молодцы! (слайд)

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата

Познавательные УУД: ориентировать ся в своей системе знаний

Наталья Муховикова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [Д]»

Тема : Звук и буква Д .

Цель : познакомить детей со звуком и буквой Д .

Задачи :

Научить характеризовать звук [Д] по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать слоги;

Упражнять в выделении звука [Д] в середине и начале слов;

Развивать у детей фонематические процессы;

закреплять понятия : слог, слово, предложение;

Тренировать в выкладывании схемы предложения;

Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование : зеркала, таблица, обозначения звуков , предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Д] , буква Д , дидактическое пособие «Звукарик » , пеналы для выкладывания схемы предложения.

1. Организационный момент.

Логопед : - Сядет тот, кто определит количество слогов в слове :

гамак, бал, Таня, муха, баня, малина, сова, лапа, бумага, сок, канава.

2. Объявление темы.

Логопед : - Послушайте слова. Какой 1-й звук в этих словах ?

Дети : - звук [Д] .

Логопед : - сегодня мы познакомимся со звуком [Д] .

3. Артикуляционная гимнастика. (выполняется перед зеркалом)

Заборчик – трубочка, почистим зубки (только нижние) .

Проговаривание чистоговорок.

Да-да-да –бежит вода.

Ду-ду-ду – тебя найду.

До-до-до – звучит гудок.

Ды-ды-ды – цветут сады.

Наш язычок готов к работе.

4. Акустико-артикуляционный образ звука .

Логопед : -Произнесите звук [Д] .

Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Д] .

[Д] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом : губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов.

Воздух не выходит свободно, он встречает преграду : язык и верхние зубы. Значит, звук Д - согласный , обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [Д] : Д-д-д.

Звук [Д] - согласный , твердый, будем обозначать синим цветом.

Несколько детей повторяют полную характеристику звука [Д] .

5. Связь звука и буквы .

Знакомство с буквой Д . Показ буквы . «Написать» букву Д в воздухе , а затем на столе пальчиками.

Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Д .

Один ребенок находит букву среди других .

6. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [Д] , в ряду других слогов : да, му, ко, та, до, мы, ту, ду, по, да, ды, ка, ду и т. д.

7. Закрепление звука в слогах .

Затем логопед произносит утрированно слог ДА.

Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога.

По следам анализа проводится игра «Живые слоги» .

Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами» : логопед говорит, кто из них каким будет звуком , а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог) :

Это слог ДА.

Оля у нас какой звук ? (Звук А .)

А Ваня у нас какой звук ? (Звук Д .)

Аналогично проводится звуковой анализ слога ДУ (выходят другие дети) .

Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки разведем,

И по кругу все пойдем

8. Закрепление звука в словах .

Определение места звука Д в словах :

Дыня, дом, посуда, дубы, подарок, карандаши, подушка, вода, и т. д.

Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике » (ди-дактическая игра «Звукарик » ).

Логопед звук [Д] в начале слова ?

Дети : - две.

Л : - Назовите какие?

Дети : - Дыня и дубы.

Логопед : - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в середине слова?

Дети : - две.

Л : - Назовите какие?

Дети : - Карандаши и подушка.

9. Закрепление звука в предложениях .

Логопед : отгадайте, что я загадала.

Растут в лесу. У них есть : корни, ствол, ветки, листья.

Дети : - Дубы.

Логопед : - Придумайте предложение из 4-х слов.

Дети : - Дубы растут в лесу.

Логопед : - Какое 1-е слово?

Дети : - Дубы.

Логопед : - Какое 2-е слово?

Дети : - Растут.

Логопед : - Какое 3-е слово?

Дети : - В.

Логопед : - Какое 4-е слово?

Дети : - Лесу.

Можно сыграть в игру «Живое предложение» .

Логопед : Сколько слов в предложении?

Дети : - Четыре слова.

Логопед : - Назовите слово-действие?

Дети : - Растут.

Логопед : - Какое маленькое слово в предложении?

Дети : - В.

Логопед : - Маленькое слово В – это предлог.

Логопед : - Выложите схему предложения. А Паша у доски.

Логопед : - Какое 1-е слово?

Дети : - Дубы.

Логопед : - Какое 2-е слово?

Дети : - Растут.

Логопед : - Какое 3-е слово?

Дети : - В.

Логопед : - Какое 4-е слово?

Дети : - Лесу.

Логопед : - Посмотрите на доску и проверьте у вас так?

Дети : - Да.

Логопед : - Я показываю на слово не по порядку. А вы называете.

Логопед : - Молодцы.

Логопед : - Какое слово в предложении со звуком [Д]

Дети : - Дубы.

Логопед : - Где мы слышим в слове ДУБЫ звук [Д] (в начале, в середине, в конце?

Дети : - В слове дубы мы слышим звук [Д] в начале слова .

Логопед : - Какого цвета нужно взять квадрат, чтобы обозначить звук [Д] ?

Дети : - Квадрат синего цвета.

Логопед : - Возьмите квадрат и положите в начало слова.

Логопед : - Молодцы, все правильно положили.

16. Итог занятия .

Логопед : С каким звуком познакомились ? Какой это звук ?

Назовите слова с этим звуком .