Конспект занятия по краеведению ознакомление детей с печкой. Конспект занятия по краеведению на тему «История края Конспекты занятий по краеведению в начальной школе

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

СТАРИЦЫНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема : «Люби и знай свой край»

Форма проведения: игра - путешествие

Целевая аудитория: 9 - 10 лет

Оборудование: компьютер с проектором, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Инструменты и приспособления: ручки, клейстер, заготовки для изготовления кормушек, кисти

Раздаточный материал: карточки

Этапы работы

Предварительная подготовка

Оформление помещения

Цель и задачи занятия

Цели занятия:

Обучающая:

формирование экологической культуры

Развивающая:

    Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать

Воспитательная:

    Создать условия для воспитания: бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе

Задачи:

    расширение представлений о природе Хабаровского края

    развитие навыков коллективной работы, исполнительских умений, творческих способностей

    развитие мышления

    повысить познавательный интерес к природе Хабаровского края

Организационный момент .

Цель для воспитанников: подготовить к работе на занятии; организация группы, наличие принадлежностей для занятия

Цель для педагога:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

Создание положительных эмоций на работу;

Формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:

словесный (беседа)

Беседа по изученному материалу.

Его цель – развивать умения монологической речи

Метод организации работы: фронтальный

Воспитанники закрепляют знания об экологии, месте проживания (о крае)

Организационная часть

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер в ладонях.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем!

Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала «экоколобками»? Может быть, кто-нибудь догадался, почему?

Ответы детей

Итак, экоколобки – это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг - чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?».

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

А вы знаете, где вы живете?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и боль­шая. Всего за полтора часа ее можно облететь на косми­ческом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

«Что такое экология?»

Ответы детей

Экология – это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.

В переводе с греческого языка слово «экология» озна­чает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», ко­торый есть у каждого растения, животного, человека.

По­слушайте стихотворение «Земля - наш дом».

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля - наш общий дом ­

Наш добрый дом, просторный дом ­

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

В каком крае и городе мы живем?

Ответы детей

Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам.

Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры.

А теперь по вагонам и в путь!

Основная часть

Цель для педагога – побудить воспитанников к активности на занятии.

Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Педагог должен подвести воспитанников к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Цель для воспитанников: продемонстрировать на практике умения четко выполнять задания

Формы и методы организации фронтальной деятельности воспитанников:

Словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)

Наглядный (просмотр видеоролика, презентация)

Практический

Критерии определения уровня внимания и интереса к занятию:

Доступность материала;

Эмоциональный настрой воспитанников

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к своему краю, творческая активность.

Воспитывающий аспект связан с воспитанием охранительных действий к окружающему миру, внимательности, обогащением словарного запаса

Форма организации : индивидуальная

Практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки..

Итак, первая наша остановка и станция «Лесная»

Край родной! Ты лесами красив.

Ты раскинул поля широко!

Серебристыми ветками ив

Шелестят берега над рекой

На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь.

Задание «Лишнее растение»

Для этого нужно выполнить задание.

Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.

1.тополь, осина, инжир

2.сосна, ель, кипарис

3.береза, клен, туя

4.виноград амурский, баобаб, женьшень

5.шиповник, адонис амурский, кактус

6. бархат амурский, калина, персик

Лес – это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?

Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу.

– Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук?

(Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

– Ты куда идешь?

В лес, конечно!

Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика) .

Игра «Экологический светофор»

Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается желтый свет светофора).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зеленый свет светофора).

– Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе.

Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

А, вы, обещаете?

Теперь продолжим наш путь.

Кого еще мы можем встретить в наших лесах?

Следующая станция – «Жители леса»

Задание «Загадки про животных»

1. Троп копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

2). Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами– кисти – рожки,

С виду котик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

3. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

4. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в зубке серенькой зимой

И в рыжей шубке - летом. (Белка)

5. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк.)

6. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост-

Я коварна и хитра,

Глубока моя нора. (Лиса.)

7. Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр.)

Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое?

Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока.

На языках народов Приамурья тигра часто называют «Амба» (большой), чтобы не накликать беду.

А мы с вами будем охранять животных?

А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку.

Физминутка

Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет?

Следующая станция «Птичьи разговоры»

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц.

Игра «Учимся сочинять стихи»

Скажите, сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуем. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы.

Кораблик – (зяблик)

Макушка – (кукушка)

Капля – (цапля)

Париж – (чиж, стриж)

Птица – (синица)

Врач – (грач, дергач)

Гол – (щегол)

Палка – (галка)

Майка – (чайка)

Не робей – (воробей)

Прорубь – (голубь)

Стайка – (чайка)

Корона – (ворона)

Шляпка – (оляпка)

Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц!

Как мы с вами можем помочь птицам?

(Ответы детей)

Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме?

Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц.

Практическая работа

Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем.

Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь.

Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. О чем вам, например, говорит название «Амур»?

Верно, это название реки, которая протекает в нашем городе и поэтому наш город как называется……?

Над Амуром небо голубое.

Шепот рощ, да гомон птичьих стай…

Как не залюбуешься тобою,

Край родной, дальневосточный край!

Все здесь сердцу чуткому отрадно,

Все невольно привлекает взор:

Лес осенний - празднично нарядный,

Разнотравья летнего ковер.

По весне разливистые зори,

А зимой - бескрайние снега.

Круглый год широкая, как море,

Над Амуром плещется тайга…

Следующая станция – «Амурская»

Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб.

И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать «зашифрованные слова».

Задание «Зашифрованные слова»

АУХА (УАХА) КАРАСЬ (АСЬКАР)

ОСЕТР (ТРЕСО) КЕТА (ЕТАК)

СОМ (МОС) САЗАН (НАЗАС)

ЩУКА (АКУЩ) КАСАТКА (ТАСАККА)

Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему?

Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов.

Наше путешествие подходит к концу.

И последняя станция «Экопитание»

Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов.

Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить.

1.песенка «Вини-Пуха» 3. песенка «Кто пасется на лугу»

2.песенка «Антошка» 4.песенка «Два веселых гуся»

Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой.

Многоуважемые экоколобки!

Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом?

Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем?

Рефлексия

Цель для педагога:

Научить воспитанника проводить самоанализ деятельности (анализировать, размышлять);

Увидеть внутреннее состояние воспитанника

Цель для воспитанника:

Оценить свою деятельность на занятии

.Метод работы: словесный.

У меня есть экоколобки трех цветов: желтый, зеленый, красный. Я вам предлагаю выбрать такого экоколобка, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и посадить его в наш экопаровозик для дальнейшего исследования экологических проблем.

Спасибо за работу!

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.
  • продолжать знакомить детей с историей улицы Ленина (Качинской, Благовещенской), ее славными жителями – столбистами братьями Абалаковыми; учить ориентироваться по маршрутной карте;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, вызвать у детей чувство гордости за своих соотечественников.

Материал:

  • фотографии-портреты братьев Абалаковых,
  • маршрутная карта: “Детский сад – музей братье Абалаковых”;
  • иллюстрации Красноярских столбов, туристическое снаряжение и набор предметов для игры “Выбери нужное и собери рюкзак” (компас, маршрутная карта, бинт, термос, набор посуды, веревка, набор инструментов).

Предварительная работа:

  • рассматривание серии фотографий “Заповедник “Столбы”, “Край причудливых скал”;
  • совместное с детьми оформление фотогазеты “Моя семья путешествует по заповеднику “Столбы”;
  • совместно с родителями создание в музее ДОУ экспозиции “Туристическое снаряжение”;
  • просмотр диафильма “Заповедник Столбы” с последующей беседой, знакомство с маршрутной картой, оформление альбома с рисунками детей “Край причудливых скал”.

Ход занятия

Воспитатель (приглашает детей в музей МДОУ “История одной улицы”). В городе Красноярске много красивых улиц, зданий (детям предлагается выбрать эмблему с изображением памятников Красноярска “Часовня”, “храм Благовещенский”, “Часовая башня” и распределиться на подгруппы).

Воспитатель. В нашем музее собран материал об истории улицы, на которой стоит наш детский сад. Вспомните какое название носила наша улица в давние времена (улица Качинская: она расположена возле речки Кача; позднее – Благовещенская, т.к. свое начало ведет от Благовещенского храма).

Чем знаменита? Кто прославил нашу улицу?

Воспитатель предлагает детям выполнить первое задание рассказать об одной из достопримечательностей улицы Ленина (дети после обсуждения в команде выбирают экскурсовода и тему экскурсии по экспозициям музея МДОУ: рассказ об ученом садоводе В.М. Крутовском, о художнике В.И. Сурикове, об остроге Красный яр и его основателе атамане Дубенском).

Заслушиваются рассказы каждой команды.

Воспитатель. Я бы тоже хотела бы тоже побывать сегодня в роли экскурсовода и рассказать вам о замечательных жителях улицы Ленина мужественных столбистах братьях Евгении и Виталии Абалаковых, перед вами фотографии этих удивительных наших земляков. Имена этих братьев, известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Родились братья в городе Енесейске Красноярского края, в семье сибирского казака. После смерти родителей осиротевших братьев взял на воспитание дядя, который жил в г.Красноряске, на ул. Ленина. Здесь и прошло их детство. Братья любили проводить свой отдых в заповеднике “Столбы”, так назвались скалы причудливой формы. Всех кто увлекается скалолазанием в заповеднике “Столбы” в Красноярске называют столбистами.

Каким же скалами-столбами увлекались братья Абалаковы.

Для выполнения второго задания детям предлагается выбрать иллюстрации с видами красноярских “Столбов”: “Перья”, “Дед”, “Беркут”, “Чертов палец” (1 фотографию на команду) и предлагает детям рассказать, почему, по их мнению, так называются эти скалы. Дети вместе с воспитателем выслушивают ответы представителя команды.

Ведущий. Столбами Женя и Виталий увлеклись на всю жизнь, даже, когда после окончания школы они уехали в Москву учиться, они каждое лето приезжали в Красноярск и конечно совершали походы на родные Столбы. Братья покоряли не только Столбы, были горы выше во много раз в разных уголках земли. Один раз Женя руководил экспедицией на очень высокие горы, и была одержана победа. Но тогда случилась беда, среди ночи, снежная пещера, где укрылись альпинисты, была замурована толстым слоем снега. Женя руками, лопатой раскапывал спасительный проход, победил, спас товарищей. Ему присвоили звание – заслуженный мастер спорта. Виталий Абалаков стал инженером конструктором. Как вы думаете кого называют конструктором (изобретатель, придумальщик) Имя Виталия Абалакова известно любому туристу. Он изобрел очень удобное снаряжение для скалолазов. Какое снаряжение необходимо, чтобы забраться на скалу (веревка толстая, удобная обувь, которая цепляется за скалы, крючки цепляться за скалы, особые гвозди, которые можно вбить в расщелины скалы).

Каждый, кто увлекается походами, мечтает раздобыть настоящий абалаковский рюкзак. Чтобы узнать, что необходимо положить в рюкзак настоящего скалолаза – столбиста, мы поиграем в интересную и хитрую игру “Выбери нужное и собери рюкзак”.

Каким качествами характера должны обладать настоящие столбисты, такие как братья Виталий и Евгений Абалаковы (смелыми, многое уметь, не бояться трудностей, выносливыми, помогать товарищам). Сегодня мы познакомились со знаменитыми братьями, их именем названа одна из улиц нашего города, есть даже музей братьев Абалаковых.

К нам в детский сад пришло необычное письмо от работников музея братьев Абалаковых. Что же написали нам музейные работники? “Дорогие ребята. Вы изучаете историю своей улицы, собираете материал о жителях, которые прославили улицу, на которой они жили и свой город Красноярск. Мы приглашаем вас в музей смелых скалалазов-столбистов братьев Абалаковых. Мы приглашаем вас в гости. А как нас найти вам подскажет маршрутная карта”.

Дети вместе с воспитателем, используя маршрутную карту, отправляются в дом-музей Абалаковых, где экскурсовод познакомит ребят с экспозицией музея.

Часто ли мы, взрослые, задумываемся о своих национальных корнях? О том, кто были наши прадеды, и как они жили? Почему у нас именно такая культура, а никакая то иная и нужно ли" ее беречь..? К сожалению, большинство из нас не только не ищет ответы на эти вопросы, но и предпочитает вообще не вспоминать о своих истоках и любит повторять, что такая мол теперь ситуация – “живем одним днем”. А что же говорить о детях, об их духовно – нравственном состоянии. Общество крайне озабочено духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения. В связи с этим важнейшей задачей воспитания, определенной Концепцией модернизации российского образования является формирование гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Как порастающее поколение вернуть к нравственным ценностям?

Проблематика вопроса, о которой я говорила выше “натолкнула” наш коллектив на идею: главным условием присвоения ребенком общечеловеческих, нравственных ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, формирование его самосознания является его окружение, его социум, в котором он живет, учится, творит, выстраивает взаимоотношения.

Поэтому целью своей деятельности в рамках социализации личности дошкольника мы определили как формирование базовой культуры личности ребенка, нравственности, гражданственности через решение следующих задач, представленных на экране.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где он проводит большую часть своего времени.

Немало важную роль в ознакомлении дошкольников с социумом ближайшего окружения является организация в ДОУ развивающей среды, Центральным звеном которой является мини-музей “История одной улицы”.

В нем подобран и представлен материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике ул. Качинской, Благовещенской, Ленина. Экспонаты представлены фотографиями, макетом, альбомами, предметами городского быта ХVIII–ХIХ вв., эскизами городского костюма.

Особую гордость у нас педагогов, родителей вызывает тот факт, что дети с большим удовольствием проводят экскурсии по мини-музею для своих младших товарищей, сотрудников, родителей, гостей нашего сада. У каждого ребенка-экскурсовода есть любимая экспозиция. Желающих быть экскурсоводами всегда очень много, дети с удовольствием рассказывают о любимом экспонате музея, поэтому экскурсии всегда" проходят очень интересно и живо. Во время проведения этих экскурсий дети учатся общаться: тактично, с уважением обращаться с вопросами, просьбами; внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека приветливо с улыбкой, доброжелательно предлагать свою помощь другим.

С 2005 года совместно с сотрудниками Литературного музея мы разработали и реализуем образовательную программу мини-музея “История одной улицы”, этой маленькой Родины, а у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на "протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Целью про граммы является формирование у детей через создание социокультурной сферы целостной картины мира, основ гражданственности, интереса к своей малой Родине.

В процесс е организации музейных занятий особое внимание уделяется знакомству с особенностями города, нашего района. Выделение объектов для такого рода экскурсий, прогулок, целевых посещений во многом связано с особенностями нашего района, а именно, улица Ленина как исток возникновения острога; со зданием мужской гимназией ныне Политехническим университетом, музеем-усадьбой В.И. Сурикова.

В 2007 году мы познакомились с новым для нас объектом культурного наследия домом-музеем братьев Абалаковых. В ходе музейного занятия дети узнали много интересного о знаменитых красноярцах столбистах, увидели снаряжение, которым пользуются скалолазы. И даже пообщались с кандидатом в мастера спорта по скалолазанью.

На протяжении 3 лет наш детский сад в рамках работы музея дружит с ветераном Великой отечественной войны, жителем ул. Ленина Копытовым Юрием Александровичем. Он частый гость в нашем музее.

Нам важно знать результат нашей· работы в этом направлении, в связи с чем совместно с психологом ДОУ разработан специальный опросник для детей старшего возраста, цель которого определить динамику социального развития каждого ребенка.

Высокую оценку нашей музейно-образовательной деятельности дали сотрудники Литературного музея. В журнале “Красноярские ярмарки” они так отзываются о нашем сотрудничестве. Цитата: “Ведь это даже не сотрудничество, а настоящее сотворчество! Неслучайно именно с этим коллективом родился необычный совместный проект по созданию детского музея по истории улицы Благовещенской – Ленина, а также совместная музейно-образовательная программа по краеведенью “История одной улицы”. Музей получился прелюбопытный – пройдя по дощатой мостовой, дети попадают в миниатюрный купеческий особняк 19 века. Лейтмотивом работы музея стали слова Ренара “Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная”.

Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной “картины мира”, для развития социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей “малой Родине”.

И сегодня актуальны слова нашего выдающегося педагога В. А. Сухомлинского “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества”.

Открытое занятие по краеведению

Тема: Болото – кладезь добра.

Цели:

    Формирование представлений о природном сообществе «болото»;

    Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

Задачи:

    Познакомить обучающихся со значением болот, растительным миром;

    Дать представления о болотах Переславского края;

    Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников регулятивных УУД: целеполагания, навыков самоконтроля;

    Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников познавательных УУД: анализ объектов, синтез, сравнение, смысловое чтение, развивать умение работать с информацией, представленной в табличной форме и в виде карт, доказательство и аргументация позиций;

    Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников коммуникативных УУД: осуществление сотрудничества в поиске и сборе информации.

Планируемые результаты:

    Имеют представление о значении болот, о болотах Переславского края, о растительном мире;

    Осуществляют доказательства и аргументацию позиций;

    Способны проконтролировать выполнение задания, формулируют задачи урока с помощью учителя;

    Могут работать с таблицей и картой;

    Осуществляют сотрудничество в группе.

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел звонок веселый.
Работать дружно мы готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Актуализация знаний, постановка цели

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.

Звуки болота

Где можно услышать эти звуки? Получились разные ответы.

Давайте проверим, кто же прав. У вас на партах конверты с пазлами – вам надо собрать из них картинку - подсказку и подумать, что изобразил на ней художник. Работать вы будете в группах (учитель назначает произвольно ) - дети собирают картинку болота.

Что изобразил художник? Ваша версия, 1 группа. Ваша версия, 2 группа.

(если будут затруднения с темой урока, дать 2 подсказку - загадку про болото:

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.
)

Куда мы отправимся в путешествие?

Какая тема занятия у нас будет сегодня? (болото – открывается часть темы )

2) – Отгадайте, какие ягоды мы будем с вами собирать на болоте.

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Ответ: Клюква)

Молодцы, вы получаете ягодку . (прикрепляется на доске)

Давайте отправимся в путешествие.

Мы к болоту вместе вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

1 остановка: отдохнем и поиграем

(дети встают в круг)

- Игра : я сейчас буду называть слова. Если они относятся к болоту, вы хлопнете 1 раз, если не относятся к болоту – топнете 1 раз. Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к болоту.

(Слова для игры: лев, трясина, камыши, твердая почва, вода, шторм, непросыхающая грязь, высокие деревья, большие волны, кочки, зебра, лягушки, буря)

Какие слова вы запомнили?

Вывод: трясина

камыши

вода

грязь

кочки

лягушки

ягодку – клюкву.

3) - Трясина, грязь – это хорошо или плохо?

Продолжите предложение Зачем … (нужны болота? – открывается на доске).

Мы путешествуем по Переславскому краю. Какой еще вопрос можно задать? Продолжите предложение Какие болота… (есть в Переславском крае?).

А есть ли на болоте кроме камышей другие растения? Что еще будете узнавать на занятии?

Какие …(растения можно увидеть на болоте?)

На болоте живут только лягушки? На какой еще вопрос найдете ответ? Какие …(животные обитают на болоте?)

Вывод: - Зачем нужны болота?

- Какие болота есть в Переславском крае?

- Какие растения можно увидеть на болотах?

- Какие животные обитают на болотах?

Молодцы, получаете еще ягодку .

Наша остановка закончилась, отправляемся дальше в путь .

Игра : в болоте, чтобы не утонуть, стараются идти друг за другом по кочкам. Вот и вы сейчас попробуете переправиться через болото по кочкам. Идти надо осторожно, чтобы не упасть в болото. Переправляться вы будете группами (девочки, мальчики) . Когда вся группа окажется на другом берегу, вам надо собрать из букв 1 слово.

(проводится игра - составляются слова – мыло, сито ).

(справка из словаря: устройство с сеткой для процеживания или просеивания).

Молодцы, вы справились с заданием и получаете ягодку.

Можно ли эти слова отнести к болоту? Вернемся к этим словам чуть позже.

Совместное открытие знаний

1) 2 остановка

Недавно в автобусе я услышала разговор бабушки с внуком. Послушайте, о чем они говорили.

- Бабуль, а ты знала, что город Санкт-Петербург построен целиком на болоте? – окликнул Саша бабушку

- Петербург-то? Знала, конечно.

- Как же такое огромное болото осушили? Просто удивительно.

- Много жизней погубили, пока осушили. Страшно подумать, сколько рабочих в этих топях навсегда осталось, сколько умерло от болезней. Хотя город, несомненно, красивый.

- А всё равно, здорово, что человек может болота осушать. Вот бы и у нас в роще болото осушили, - мечтательно произнёс Саша.

- Чем же тебе наше болото помешало?

Да, зачем оно вообще нужно?

Те, кто согласен с мальчиком - подойдите к Максиму. Кто не согласен, подойдите к Стасе (дети встают по группам).

Каждая группа подумает сейчас по 2 аргумента - доказательства: группа Максима подберет 2 аргумента … «против» болот, а группа Стаси … - «за» болота. (отвечают, чередуясь, по 1 аргументу).

Обе группы поработали хорошо.

Получаете ягодку.

Может быть, кто-то изменил свое мнение, может сейчас перейти в другую группу.

2)- Чтобы убедиться, кто же все-таки прав, выполните задание. У вас на партах есть большие листы и карточки с плюсами и минусами болот. Группа Саши будет выбирать … (спросить сначала группу) только минусы болот, т.е. что в болотах плохо и приклеивать на большой лист . Группа бабушки будет выбирать… … (спросить сначала группу) только плюсы, т.е. что хорошего в болотах и приклеивать на лист .

Повторите задание.

- болото – место обитания многих животных;

- опасное место для людей;

- на болотах растут ценные ягоды;

- на болотах образуется торф;

- трудная проходимость;

- болота помогают очищать окружающую среду от вредного углекислого газа;

- источник редких и лекарственных растений;

- тучи комаров в летний период;

- болота процеживают воду, очищая ее от вредных примесей;

- болота могут гореть из-за подземного пламени;

(Вывешиваются работы и по очереди группы зачитывают)

А что же ответила бабушка внуку? Давайте послушаем. (бабушка говорит заключительные слова)

Во-первых, на болоте растёт черника, которую ты так любишь. Не было бы болота – остались бы мы без черники. Во-вторых, комаров, которых ты так не любишь, едят птицы. Не было бы комаров на болоте – и птиц в роще не было бы. В-третьих, болота выделяют в атмосферу кислорода больше, чем лес на таком же участке.

О каких еще плюсах в существовании болот рассказала бабушка? (вывесить плюсы)

Вывод: - Чего больше: плюсов или минусов в нашей таблице?

- Неслучайно люди на всей планете отмечают 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий. Организаторы этого международного дня, проводя различные мероприятия, ставят своей целью обратить внимание общественности на необходимость бережного отношения к болотам.

Какие слова вы составили после прохождения болота? (мыло, сито). Чем же болото похоже на сито? А на мыло?

Молодцы, вы справились с заданием и получаете ягодку.

На какой вопрос ответили? (поставить знак «+» , что работа выполнена).

- Мы с вами отправляемся дальше.

( физпауза про солнце «Солнышко лучистое»).

3) 3 остановка

Слово «солнце» есть в названии детской книги «Кладовая солнца». Написал ее Михаил Пришвин. За свою долгую жизнь Пришвин объездил почти всю Россию, и в его творчестве отражены самые различные уголки нашей необъятной Родины. Переславская земля, с ее лесами, реками, озерами и болотами также послужила источником для писательского вдохновения. Михаил Михайлович по нескольку часов кряду мог бродить по неизвестными тропинками "берендеева царства". В книге прекрасно описана природа Блудова болота.

Красота этого же болота вдохновила другого русского писателя А. Островского на создание сказки «Снегурочка». Действие его книги тоже происходит в Блудове болоте в царстве Берендея. У этого болота есть еще другое название. Подсказка – название болота похоже на имя царя Берендея. Может кто-нибудь знает это название?

Как вы думаете, есть ли в Переславском крае другие болота?

Рассмотрите карту Ярославской области. Болота на ней изображены кружочками. Найдите г. Переславль и Переславский край.

Что вы скажете о количестве болот в Переславском крае?

Какие болота есть в Переславском крае, вы узнаете, выполнив задание в группах (произвольные группы). (на группу выдается карта болот Переславского района и алгоритм работы, условные обозначения)

Алгоритм работы

2) Найдите на карте охраняемые и рекомендуемые к охране болота.

Алгоритм работы

1) Рассмотрите карту Переславского края.

2) Найдите на карте крупные болота, где добывали торф.

3) Раскрасьте круги соответствующим цветом.

4) Постарайтесь запомнить названия некоторых болот.

Какое задание было у 1 группы? Какое у 2 группы?

Проверьте правильность выполнения. Оцените работу группы.

Какие охраняемые болота вы запомнили? На каких болотах добывали торф?

На какой вопрос вы ответили? (ставим «+» рядом )

Молодцы, вот вам еще ягодка .

- Отправляемся дальше в путь.

(дети встают в круг)

Игра «Деревья, кустарники, травы» (деревья – поднимаются на носочки и руки вверх, кустарники – руки в стороны, травы – приседают)

Слова для игры : колокольчик, осина, малина, астра, липа, дуб, смородина, подснежник, комар, береза, крыжовник, белка.

Молодцы, вот вам еще ягодка .

Как одним словом можно назвать все деревья, кустарники, травы?

4) 4 остановка

Какие же растения можно встретить на Переславских болотах?

Я предлагаю вам игру «Найди спрятавшееся слово». Вам необходимо найти среди набора букв слова – названия растений. Слова надо обвести в овал. Работать вы будете в группах (девочки, мальчики) .

1 группа

2 группа

л м о к и р и с у ф р с ю р л т

л р н з е в а л е р и а н а ю

о с о к а д х г а и ы ч п в ь э

я р о с я н к а ж п к е с ь э

б м ч е у л о а к а м ы ш н щ ь

и е г л ы б а г у л ь н и к ъ

ц й г к л ю к в а б у н г р з я

т к р м о х г н ь м ю р т ч ю

э л б а ш м а ч о к ц а ж л в

э й ф е л ю б к а ь н и ц а г ш

Познакомимся поближе с этими растениями.

Взаимопроверка по эталону. (одна группа садится, другая проверяет ее работу)

- Растения 1 группы (ирис сибирский, осока береговая, камыш, клюква, башмачок настоящий).

Природная окраска цветков сибирских ирисов представляет собой вариации от голубого до фиолетового.

- Осока береговая являются основным торфообразователем, служат средой обитания и кормом для многих животных, в особенности водоплавающих птиц.

- Камыш и рогоз люди часто путают между собой. Между тем отличить их легко. Камыши же выглядят как голые длинные цилиндрические пруты, торчащие из воды. У рогоза вызревает на вершине высокого стебля плотное бурое или почти чёрное, словно бы бархатное, соцветие из очень мелких цветочков, похожее на эскимо на палочке.

- Клюква – удивительная ягода. Благодаря высокому содержанию витамина С, клюква - отличное профилактическое средство, повышающее защитные функции организма. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало лекарств, в частности, антибиотиков, раненых поили клюквенным морсом. И сейчас сироп, сок и морс из этой ягоды с успехом используют для лечения простудных заболеваний. Они обладают жаропонижающим, противовоспалительным и общеукрепляющим свойствами. Наши предки называли клюкву «молодильной» ягодой. В наше время косметологи используют полезные свойства этих ягод для приготовления питательных и тонизирующих масок.

- Свое название род башмачок получил по форме, напоминающей женский башмачок. Этот род называется еще башмаком леди, башмачком Венеры, дамской туфелькой.

- Растения 2 группы ( валериана лекарственная, росянка круглолистная, багульник, мох сфагнум береговой, любка двулистная ).

- Валериана или валерьяна лекарственная. Препараты валерианы применяют во многих странах в качестве успокаивающего средства.

А знаете ли вы, чем удивительно растение «росянка» ? Росянки - это насекомоядные растения. Листья этого растения необычны - они напоминают небольшую тарелочку, верхняя часть которой покрыта многочисленными волосками, а на кончике каждого из них - искрящаяся на солнце капелька клейкой жидкости, привлекающая внимание потенциальной жертвы. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка. Сразу оговоримся, столь экзотический способ пропитания был выбран не из прихоти, а по необходимости, ведь болотистые почвы, на которых обитает большинство растительных хищников, весьма скудны.

- Куст багульника очень пахучий, обладает отчетливым смолистым запахом. Запах листьев сильный, бальзамный, одуряющий, может вызвать головокружение и головную боль.

- Чем же так замечателен сфагнум ? Ведь это мох, создающий болота. Из сфагнума же в очень значительной степени образуются и запасы такого ценного природного богатства, как торф. Мох сфагнум, благодаря своим особенностям, в настоящее время нашел широкое применение в медицине. корней применяется при зубной боли, лихорадке. Один единственный цветок, один единственный экземпляр может наполнить ароматом целую лесную поляну (ночная фиалка). Название «любка», связано с древними преданиями о том, что клубни этого растения обладают свойства, являясь любовным снадобьем.

Все растения, представленные на слайдах, можно увидеть на болотах Переславского края.и занесены в Красную книгу Ярославской области.

Если вас заинтересовало какое-то растение вы можете подготовить сообщение на следующее занятие.

- На какой вопрос ответили? (ставим «+»).

Молодцы, вы получаете еще ягодку .

Давайте теперь откроем часть темы, которая закрыта . Какое слово вам не понятно? (кладезь – колодец). Почему же в народе болото называют кладезью добра? (Дремлик болотный назван так благодаря поникающим, как бы "дремлющим" цветкам).

Вот и подошло к концу наше путешествие. На все ли вопросы успели найти ответ? Это значит, что впереди вас ждут новые интересные находки и открытия.

5) - Продолжите предложение .

Рефлексия содержания учебного материала

1. меня удивило…

2. было трудно…

3. я понял, что…

4. мне пригодится в жизни…

Молодцы, вы получаете еще ягодку .

Поднимите смайлик , соответствующий вашему настроению на занятии.

В путешествии вы хорошо потрудились и собрали много клюквы. А теперь долгожданный сюрприз - вкусная клюква для вас и наших гостей. Спасибо за работу.

МАООУ «Ленинская санаторная школа-интернат»

Внеклассное занятие

«Краеведческий марафон»

Воспитатель: Попова Татьяна Григорьевна

Класс – 4

Тема занятия: « Краеведческий марафон»

Этап обучения: основной

Задачи: -формировать способности обучающихся к новому способу действия

Закрепить понятия «символ», « герб», «флаг», «гимн», развивать умения объяснять эти понятия

Формировать у детей образ родной страны, края как Родины

Развивать исследовательские навыки

Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к товарищам

Тип занятия: комплексное применение знаний и умений

Приёмы, методы: словесные методы : объяснение, беседа, рассказ; наглядные методы : изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические методы : частично-поисковый; методы стимулирования мотивов интереса к учению : познавательные задания.

Форма организации: игра - марафон

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для работы в группах (ребусы, фломастеры, ручки, бумага, описание растений, фотослайды растений) светофоры, игрушки-пищалки 2 шт., жетоны разной цветовой гаммы, дополнительная литература по теме.

Планируемые результаты:

Личностные: у обучающихся будут сформированы: умение принимать и уважать базовые ценности « родина», «край», умение оценивать своё отношение к собственной деятельности, к деятельности своих сверстников; обучающиеся приобретут опыт: внимательного отношения в собственным переживаниям и переживаниям к других людей

Метапредметные: обучающиеся научатся определять цель деятельности, план выполнения заданий; научаться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать свои задания; уметь работать в группе, договариваться друг с другом; участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении; слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Предметные: обучающиеся получат возможность извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации; видеть проблему и решать ее.

Литература:

1. Климов В. Заветный клад. Коми - пермяцкое книжное издательство, 1997.

2. Отзвуки прошлых веков. - Кудымкар: Коми – пермяцкое книжное издательство, 2005.

3. Журнал Силькан № 5. Кудымкар, 1998.

4. Журнал Силькан № 1. Кудымкар, 1998.

Этап занятия

Наше занятие мы начнем с размышлений. Обратите внимание на слайд, прочитайте каждый про себя пословицу «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» - Как вы понимаете эти слова? Многое о том, что вы думаете про родину, можно узнать из ваших сочинений. Задание: На минутку закроем глаза и попробуем очутиться в своём любимом месте. Как оказалось дорого и приятно это мгновение! В народе говорят: « Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории»

Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия.

    Регламент на подготовку Право пользоваться дополнительной литературой Участие в игре принимает каждый обучающийся Итог игры подводим с помощью баллов, которые высчитываем жетонами Готовность команды дать ответ подаётся сигналом
Игра «Светофор» (настрой на игру)

Населённые пункты, как и люди имеют свою биографию. Вопрос : Что обозначает слово « кар » в переводе с коми-пермяцкого языка? У каждой страны есть свои отличительные символы. - Как вы думаете, о чём я говорю? - Какие вы знаете символы? Задание: Нарисовать символы города Кудымкара. Загадка: Деревьев разных не сочтёшь – Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей! Берёза с незапамятных времён почитаема и любима. Есть ещё другие растения, без которых мы не представляем наше детство, нашу жизнь. Работа по карточкам: (задание каждой команде разное) Приложение 1 1) угадайте по описанию растение 2) название цветка написать на коми-пермяцком языке 3) раскрасить отгадку Игра «Что отдашь родной земле?» Я думаю после ваших слов-обещаний, если даже малая долька выполнится, то наша Родина будет процветать и гордиться своими детьми. - Какой город является административным центром всех районов? - Какие ещё районы входят в состав КПО? Задание : Разгадать ребусы (Приложение 2) Показ иллюстрации скульптуры Кудым-Оша. - Как вы думаете, что это за архитектурный объект? Закончите мою фразу. Я думаю, что это………. Задание: Рассказать всё, что вы знаете о Кудым-Оше. - Для чего мы провели такое занятие? - Достигли цели занятия? Подведение итогов игры. Награждение. Продолжи предложения: Было интересно… Было трудно… Похвалю себя за то, что… Похвалю одноклассников за то, что… А можно отнести слова похвалы и ко мне? За что бы вы похвалили меня?

Обучающиеся читают пословицу.

Высказывания обучающихся. Выставка сочинений. Закрывают глаза, вспоминают родимые места.

Читают, размышляют, дают ответы

Высказывают свои версии

Определяют задачи занятия

Играют

выбирают капитана

придумывают название команде Объясняют значение слова

С помощью «светофора» показывают своё настроение.

Ответ участников, поиск информации

Обсуждают, приходят к единому мнению. Обсуждают, работают с литературой, рисуют символы.

Ответы

Работают в группе

раскрашивают рисунки

Играют

Рассуждают, ищут информацию Разгадывают ребусы

Ответы

Высказывают своё мнение

Ответы обучающихся