Краткая история становления демографии и ее современное состояние, главные институты и центры. Профессии, связанные с географией Специалист занимающийся изучением населения

Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!
География – это наука, изучающая функционирование и преобразование географической оболочки Земли. Весь комплекс географических наук делят на две большие группы: естественные (физико-географические) и общественные (экономико-географические и социально-экономические) географические науки. В рамках каждой из этих групп существует свой набор дисциплин и соответствующих им специальностей. Сегодня география предполагает около 55 различных направлений. Специалисты занимаются изучением почвы, изменений земной коры, водных ресурсов, вулканической деятельности, миграции населения и т.д.

Геолог

Геология – комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Соответственно, геолог – специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Он проводит геолого-съемочные, поисковые работы на перспективных площадях; разведывает и оценивает выявленные месторождения на суше и в морских условиях; обеспечивает геологическое обслуживание горнодобывающих предприятий; устанавливает места заложения горных выработок и буровых скважин; разрабатывает планы горных работ; изучает геологическое строение месторождений; осуществляет геологический контроль за горно-эксплуатационными работами, состоянием разработки нефти и газа; обобщает геологический материал и результаты промысловых и геофизических исследований.

Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими, поэтому имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов.

Минусом профессии является вахтовый метод – геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных, часто сталкиваются с трудностями походной жизни.

Профессионально важными качествами являются: отличное здоровье и физическая выносливость; развитое логическое мышление; хорошая память; аналитическое мышление; способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; высокий уровень концентрации внимания; способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; наблюдательность; эмоционально-волевая устойчивость; способность прогнозирования; умение работать в команде.

Геодезист

Геодезия («гео» – земля и «дайдзо» – делить на части) – землеразделение, изучение Земли при помощи измерений на ее поверхности. Отличие геодезии от других наук о Земле заключается в том, что изучение это основано на очень точных измерениях различных параметров и величин, характеризующих Землю как в целом, так и отдельных ее частей.

Геодезист – специалист в области метрики пространства, его измерения и фиксирования данных. В задачи геодезиста входит проведение расчетов площадей, отведенных под строительство. Точность анализа и скрупулезность в деталях – два основных принципа качественной работы геодезиста. Строительство любого объекта начинается с геодезического измерения территории, и с этой точки зрения именно геодезист становится ответственным за качество и безопасность будущей постройки.

Геодезические работы помогают составить предшествующую разведке полезных ископаемых карту районов их вероятного залегания, проводить геологическую и геофизическую разведку по определению мест и количества их запасов, а также осуществлять наземную и подземную съемки, позволяющие правильно и экономично проектировать горные работы. Велика роль геодезических работ в городском строительстве и строительстве различных инженерных сооружений.

В основном специалисты этого профиля занимаются съемкой параметров местности с помощью геодезических приборов, анализом полученных результатов, произведением необходимых вычислений, на основании которых составляется карта исследуемой территории.

Картограф

Картография – наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества. Это наука, изучающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических (плоских, рельефных, объемных) карт и глобусов. В наше время, с развитием компьютеров и интернета, помимо обычных карт в бумажном исполнении начали распространяться и электронные, цифровые карты. Такие карты выполняются на основе геоинформационных технологий (ГИС) в растровом или векторном форматах. Важные преимущества такого подхода – быстрая обновляемость и интерактивность. ГИСы позволяют привязать к карте огромный объем информации и своевременно ее обновлять. В них хранятся целые терабайты карт и снимков земной поверхности, справочная информация о разных территориях Земли. Наиболее современные ГИСы представляют карты в 4D-формате, когда четвертым измерением является время (такие карты можно моментально изменить в режиме реального времени, дополнив новейшей информацией). Картографические навигационные системы созданы в США (GPS), Евросоюзе («Магеллан»), России («Глонасс»).

Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт. На основе съемочных материалов, обмерных, графических, фотографических, цифровых и текстовых данных картограф составляет карты различного назначения и масштаба. Специализируется на создании геологических, географических, зоологических, климатологических, исторических, этнографических, экономических, исторических, военных и других карт. В своей работе картограф применяет картограммы, картосхемы, картографические проекции. Составляет карты по заказам конкретных учреждений. Перед тем, как приступить к созданию той или иной карты, картографу нужно вникнуть в специфику деятельности предприятия-заказчика. Приходится совмещать кабинетную работу с командировками на местность. Главные инструменты картографа при этом – нивелир (для определения высоты) и теодолит (для измерения расстояний).

Профессиональных картографов отличает наблюдательность, аналитический ум, превосходная память, ответственность, пунктуальность, методичность, склонность к монотонному труду.

Почвовед

Почвоведение – наука, занимающаяся изучением особенностей распространения, генезиса, состава, свойств, плодородия различных почв и разрабатывающая пути их наиболее рационального использования. Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.

Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв. Составляет почвенные, агрохимические, экологические карты, картограммы и картосхемы различных масштабов.

Почвовед изучает элементный и вещественный состав, физические химические, биологические свойства почв с целью управления почвенными процессами рационального использования почвенных ресурсов; занимается проведением почвенно-экологического мониторинга и почвенно-экологической экспертизы.

Метеоролог

Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует ее сегодняшнему значению.

Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

Метеорологи ведут непрерывное наблюдение за природными явлениями, анализируют процессы, причины их возникновения, анализируют большие массивы данных и составляют прогнозы на различные промежутки времени. При исследовании метеорологических процессов специалисты используют специальные приборы, которые собирают первичные данные и передают головному компьютеру, где вся информация сводится в таблицы и графики. Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удаленности от жилья.

Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков – составление прогнозов.

Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

В профессии важны такие качества, как точность, честность, ответственность, аналитический ум, склонность к монотонной работе, к работе с цифрами, умение правильно интерпретировать информацию и составлять прогнозы.

Работают метеорологи на гидрометеорологических станциях, в службах по мониторингу окружающей среды, в управлениях природопользования, в органах охраны природы.

Маркшейдер

Маркшейдер – специалист по геодезическим измерениям и разметке при разведке месторождений полезных ископаемых, строительстве горных предприятий и подземных сооружений.

Маркшейдер – это специалист, который работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д. Обычно маркшейдер состоит в штате маркшейдерской службы.

При разведке месторождения этот специалист проводит маркшейдерскую съемку местности (пространственно-геометрические измерения), отмечает на карте расположение разведываемых участков. На земле размечает места разведочных скважин (в соответствии с проектом разведки). Вместе с геологами производит подсчет полезных ископаемых, составляет чертежи, в которых отражаются особенности земной поверхности, размеры и другие параметры залежей ископаемых и т.д.

В горнодобывающей промышленности маркшейдер участвует в проектировании границ горных предприятий, систем разработки месторождения, размещения зданий и сооружений. Он переносит на местность элементы строительного проекта (проводит разметку), а когда идет строительство, контролирует геометрическую правильность сооружений.

В строительстве подземных сооружений маркшейдеры играют такую же важную роль, как и в работе с месторождениями. Их участие начинается на подготовительном этапе и продолжается в процессе стройки. Сначала маркшейдер знакомится с проектными чертежами и размечает места, где будут прокладываться шахты и возводиться наземные постройки. В процессе строительства он контролирует правильность ведения подземных работ, периодически проводит измерения и корректирует отклонения от проекта.

Маркшейдеру необходимо уметь пользоваться специальными приборами, компьютерными программами, уметь читать чертежи. Несмотря на современную измерительную технику, маркшейдеру необходим хороший глазомер, который развивается в процессе работы. Маркшейдер должен быть человеком не только знающим, внимательным и точным в своих действиях, но и физически выносливым.

Археолог

Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на четкие доказательства. Археологи обычно специализируются на определенных регионах и исторических периодах. Например, ученый может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

Кадастровый инженер

Работа кадастрового инженера связана, прежде всего, с межеванием земель, то есть с определением координат границ земельной собственности, выполнением межевых планов и подготовкой всех необходимых документов для постановки собственности на государственный учет.

С необходимостью определения границ сталкиваются все владельцы земельных участков при оформлении документов. Данные документы нужны для осуществления государственного контроля над землей и недвижимостью. Они также необходимы при купле-продаже, оформлении наследства и подтверждении права вести постройку дома на определенном месте, при решении конфликтных ситуаций. Услуги кадастрового инженера необходимы также при разделении или объединении участков собственности.

Работа кадастрового инженера заключается в том, что сначала он убеждается в наличии всех необходимых документов у владельцев, а затем проводит тщательное техническое обследование участка собственности. После того, как все необходимые измерения были проведены и согласованы, кадастровый инженер устанавливает межевые знаки, чертит все необходимые планы и готовит полный пакет документов для подачи в органы государственного учета.

Работает кадастровый инженер и с частными земельными и лесными участками, и с землями сельскохозяйственного назначения, и с градостроительными единицами.

Кадастровый инженер хорошо знает земельное, гражданское, жилищное, градостроительное, а также водное и лесное законодательства. Владеет навыками работы со специальными приборами, которые используются для осуществления геодезических измерений (тахеометр, нивелир и пр.). Может оценить точность полученной с помощью них информации и изготовить картографический план объекта.

Профессионально важными качествами такого специалиста являются: развитое пространственное воображение, хороший глазомер, наблюдательность, хорошая память, физическая выносливость.

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. В настоящее время это одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха и развлечений.

Менеджер по туризму воплощает наши мечты об отдыхе и путешествиях. Со стороны кажется, что это самая романтичная и интересная профессия. Но это разные вещи – отдыхать самому или грамотно организовать комфортный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств.

Менеджер по туризму – обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты. Обязанности менеджера по туризму включают разработку маршрутов; составление экскурсионных программ и развлечений; бронирование мест в отелях; выкуп билетов на регулярные авиарейсы; переговоры с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами и т.д.

Учитель географии

Учитель географии осуществляет обучение и воспитание школьников с учетом специфики преподаваемого предмета. На своих уроках он формирует у учащихся целостное представление об окружающем мире: морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит школьников с политической картой мира, мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно истолковывать события, происходящие в природе, экономике и политике. Вырабатывает умение пользоваться картами, экономико-географическими справочниками и статистическими таблицами.

Привлекательность труда учителя географии заключается в возможности привить своим ученикам стремление узнавать как можно больше о нашей планете и своей стране, ибо, по словам К. Паустовского, «чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».

Демография немыслима без организации учета численности и состава населения. Административная деятельность любого государ­ства, его военно-оборонительные и иные функции, а также финан­сово-налоговые цели издавна определили большую практическую значимость демографии, вызвали к жизни организацию учета населе­ния и осмысление его результатов. Опыт учета численности и соста­ва населения, а затем и проведения переписей населения имеет дав­нюю историю.

Наиболее древние из известных учетов населения проводи­лись в Китае в XXIII в. до н.э.; с XII в. до н.э. население этой страны уже учитывалось периодически. В Древнем Египте, Иране, Древней Иудее, Месопотамии, Индии и ряде других стран проводили простей­шие учеты численности населения. В Библии содержатся косвен­ные сведения об учете населения в Древней Иудее, о проведении переписей населения (Библия. Евангелия от Луки, гл. 2). В Библии есть не только указание на проведение учета населения в Древней Иудее, но и своего рода изложение правил переписей населения и их результаты. В книге Ветхого Завета - книга «Числа», а также во второй книге Царств об этом есть упоминание: «И сказал Господь Моисею... исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужского пола поголовно, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по опол­чениям исчислите их» (Числа, гл. 1). Во второй книге Царств ука­зано на перепись населения, проведенную царем Давидом. В Древней Греции учеты населения, но только взрослых мужчин, известны с кон­ца IV в. до н.э. В Римской империи сравнительно регулярно учиты­вали население, при этом учет численности граждан и их имущества с 510-го по 30г. до н.э. называли цензом; первый из них провели в VI в. до н.э. В период республики цензы проводились каждые 5 лет, а в I в. н.э. уже не проводились. Первые переписи (цензы) населе­ния проводились главным образом с фискальными и военными целя­ми. Эти переписи охватывали не все, а только (или обычно) подат­ное мужское население, ведь основными целями переписей были определенные числа налогоплательщиков и воинов. Но были и попыт­ки учесть численность всего населения и даже определить основ­ные черты его полового и возрастного состава. Например, в Древнем Риме при Сервии Туллии (I в. до н. э.) с каждого жителя взима­лись пожертвования храмам, причем размер пожертвований зависел от пола и возраста человека.

В Средние века в разных странах или их частях, отдельных городах учет населения проводили эпизодически и, как правило, в связи с фискальными целями, а также с какими-то особыми обстоя­тельствами, например эпидемиями, войнами и их последствиями. Учитывались обычно не конкретные люди, а дом или очаг, т.е. домо­хозяйства. В Англии по приказу Вильгельма Завоевателя прове­ли (1086 г.) учет населения - его результаты получили известность как «Книга страшного суда». В XV-XVI вв. расширилась практика учетов населения в отдельных городах и государствах: в городах Нюрнберге - в 1449 г., Страсбурге - в 1473 г. и др.; в странах: Швейцарии (кантон Цюрих) - в 1567 г., Саксонии - в 1571 г., Прус­сии - в 1582 г. и т.д.


Но при этом учет населения по-прежнему, как правило, прово­дился лишь эпизодически и с целью определения числа жителей, способных платить налоги и участвовать в военно-оборонительных действиях. При этом чаще всего учитывали численность только мужчин. Приемы учета населения были разными. В одних случаях людей персонально пересчитывали, в другом случае - численность населения определялась по числу очагов (дымов из труб зданий) или домов, помноженному на среднее число жителей одного дома.

Такая практика была в Европе и в некоторых странах Азии. Только со второй половины XVIII в. в Европе относительно регулярно стали проводить учет населения: в Швеции - с 1749 г., в Австрии - с 1754 г., в Испании - с 1748 г. и т.д.

Предыстория переписей населения, охватывающих все населе­ние и проводящихся регулярно, относится к концу XVIII - началу XIX в. С 1790 г. стали регулярно проводить переписи населения США. В 1801 г. состоялись представительные по тем временам переписи населения в Англии, Франции, Дании. Стали регулярно учитывать население в Норвегии - с 1815 г., Австрии - с 1818 г., Голландии - с 1824 г., в отдельных немецких государствах - с 30-х годов XIX в. Со второй половины XIX в. начали проводить переписи населения в странах Восточной и Южной Европы. В конце XIX - начале XX в. переписи населения стали проводиться в странах других частей света, кроме Европы. Так, первая относительно представительная перепись всего населения Китая состоялась только в 1953 г.

Постепенно набор показателей в переписях населения разных стран расширился. Так, в первых переписях населения Франции учитывали пол и семейное положение. Затем с середины XIX в., по опыту английской переписи населения, с 1841 г. в переписях Фран­ции стали учитывать возраст. Наиболее представительно и на науч­ной основе провели в 1846 г. перепись населения Бельгии. Научные принципы учета населения в стране разработал и руководил прове­дением переписи ученый-статистик А. Кетле (1796-1874) - один из основателей статистики и демографии. Он впервые в мире раз­работал принципы проведения переписей населения, а также уста­новил, что некоторые общественные явления: рождаемость, смерт­ность, преступность и др. - имеют определенную закономерность. Перепись населения Бельгии в 1846 г. провели за один день, опреде­лили фактическое наличное население (а не юридическое, т.е. числя­щееся по документам). Проводили учет специально подготовлен­ные регистраторы (а не административные рядовые чиновники). Опыт проведения этой переписи населения Бельгии был высоко оценен в других странах, которые стали его использовать в своей практике проведения переписей. Была осознана необходимость обмена опытом в проведении переписей населения.

Большое значение для качественного проведения переписей населения, для совершенствования методологии переписей имели международные статистические конгрессы, которые стали про­водиться со второй половины XIX в. С 1853-го по 1876 г. было про­ведено девять международных статистических конгрессов: в Брюсселе - в 1853 г., в Париже - в 1855 г., Вене - в 1857 г., Лондоне - в 1860 г., Берлине - в 1863 г., Флоренции - в 1867 г., Гааге - в 1869 г., Будапеште - в 1876 г., Санкт-Петербурге - в 1872 г. На конгрессе в Санкт-Петербурге в 1872 г. приняли рекомендации по проведению переписей населения на основе учета опыта проведения переписи населения в Бельгии в 1846 г. Предлагалось проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, в годы, оканчивающиеся на 0 (или 9, 1), учитывать наличное население на определенный момент времени и др. Рекомендации конгресса были учтены в цивилизованных стра­нах мира. В 70-е годы XIX в. провели 48 переписей, в 80-е - 54, в 90-е - 57, а в первом десятилетии XX в.- 74. Позже подобные конгрессы не проводились. В 1885 г. был основан Международный статистический институт, который проводил один раз в 3 года сессии статистиков-демографов. Одну из таких сессий провели в 1897 г. в Санкт-Петербурге, где была принята рекомендация всем странам провести в начале XX в. переписи населения. В 1900 г. переписи населения провели 19 стран, в 1901 г. - 26 стран.

Практика проведения переписей населения стабильно расширя­лась. До 1870 г. они охватывали только пятую часть населения мира, а к началу XXв. - порядка 60-64%, к началу XXI в. в мире не оста­лось стран, где ни разу не проводились бы переписи населения. Но есть страны, где переписи проводились последний раз лет 10-20 назад. Такая ситуация характерна для малоразвитых стран и стран, переживающих трудный период своей истории. Так, в России после полноценной переписи населения в январе 1989 г. из-за организацион­ных и финансовых трудностей удалось провести новую всеобщую перепись только в конце 2002 г.

Россия имеет многовековой опыт проведения учета населения. В летописях IX-XI вв. есть упоминания о сборе дани князьями, значит, учитывали и население. Особенно тщательно их стали про­водить в период ордынского нашествия, чтобы точнее и полнее опре­делить размер дани. Таким образом, с середины XIII в., т.е. уже семь с половиной веков, практика проведения учета населения известна в России. Кроме цели сбора дани, с конца XIII в. некоторые русские князья эпизодически стали учитывать для налоговых целей не толь­ко население, но и земли, дома.

В период ордынского нашествия специальные счетчики - «численцы» - учитывали все население, кроме духовенства (кото­рое было освобождено ордынцами от выплаты им дани). В тех переписях населения (1246, 1255-1256, 1256-1259 гг.) единицей наблюдения было хозяйство, дом; именно их и учитывали счетчики.

В XIV-XVI вв. единицей налогообложения в России стали земельные участки, в связи с этим переписи были поземельными, в них учитывали земельные владения, число дворов и жителей. Резуль­таты переписей излагались в писцовых книгах.

С XVII в., когда единицей налогового обложения стало хозяй­ство (двор), переписи сделались подворными. Учитывали только податное мужское население, но иногда учитывали женщин, часть или даже все неподатное население. Провели несколько общерос­сийских подворных переписей, в том числе в 1646, 1678, 1710 гг. Причем при проведении переписи в 1710 г. царь Петр I санкциони­ровал впервые в стране учесть не только податное, но и все населе­ние, включая привилегированные слои российского общества. Рос­сияне не стремились быть переписанными и старались избежать учета, поэтому численность населения страны в 1710 г. оказалась заниженной. Петр I не утвердил результаты переписи и велел в 1716-1717 гг. прове­сти новую перепись населения, которая также оказалась неудачной.

Выяснилось, что подворная форма учета страдает существен­ным изъяном. Жители с целью, выражаясь современным языком, уклонения от уплаты налогов преуменьшали количество дворов, искусственно укрупняя их на период очередной переписи. Чтобы уменьшить размер налогов, помещики также пытались уменьшить число дворов. Это была одна из основных причин перехода к подуш­ному налогообложению и перестройки переписей - стали учитывать души мужского пола.

В 1718 г. Петр I издал указ о введении подушного учета муж­ского населения, а в 1719 г. дополнил его Указом «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских ска­зок и о взысканиях за утайку душ». С 1722-1725 гг. учеты населения в стране стали именоваться ревизиями. Они проводились до отмены крепостного права. Ревизии учитывали не все, а только податное население, и проводились не на всей территории России. С 1719 г. стали составлять списки населения (их тогда называли «ревизские сказки»), которые затем проверялись в ходе ревизий. Подушные пе­реписи населения в России проводились с 1719-го по 1859 г. При этом нужно отметить, что их было 10 и каждая длилась от 1 до 4- 6 и даже 11-15 лет. В них учитывались не фактические жители, а юридическое и только мужское население. Помещики стремились занизить число душ, чтобы платить меньше налогов, а также не всегда своевременно подавали очередную «ревизскую сказку», часть умер­ших продолжала числиться живыми. На этом построен сюжет «Мер­твых душ» Н.В. Гоголя. С отменой крепостного права в 1861 г. отпала потребность в проведении подушных переписей населения в Рос­сии. С 1860-го по 1889 г. провели 79 локальных, местных переписей населения в 69 городах. При этом с середины XIX в. обосновыва­лась необходимость проведения всеобщей переписи населения в Рос­сии. В 1897 г. провели первую всеобщую перепись населения.

Отметим особо, что в мировой истории демографии и стати­стики населения в XIX в. России и столице того времени Санкт-Петербургу принадлежит особое место. В 1872 г. в нем состоялся Международный конгресс, а в 1897 г.- сессия Международного стати­стического института. Конгресс 1872 г. был проведен в Санкт-Петер­бурге по инициативе и под председательством П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), выдающегося российского географа, путеше­ственника, статистика. Именно на этом Конгрессе были определены главные принципы проведения всеобщих переписей населения. Конгресс рекомендовал странам:

1) проводить переписи населения регулярно, но не реже чем через 10 лет, в годы, оканчивающиеся на 0 или в близкие годы;

2) учитывать все население (т.е. проводить всеобщие переписи);

3) учитывать фактическое (наличное), а не юриди­ческое (приписное), население;

4) проводить перепись в точно фикси­руемый момент времени.

Следующую перепись населения на территории России про­вели в 1920 г. в период Гражданской войны и «военного коммуниз­ма». Тогда советское правительство решило одновременно провести три переписи:

1) населения,

2) промышленных предприятий,

3) сельскохозяйственную (охватившую 85% населения).

Перепись учитывала наличное и постоянное (в городах) население. В 1923 г. провели перепись городского населения, но она охватывала только часть городских жителей (на части территории страны ее провести не удалось). Перепись проводилась методом опроса, учитывали на­личное население. В 1926 г. провели Всесоюзную перепись населе­ния (в 1922 г. был образован СССР). Ее материалы были опублико­ваны в 56 томах и до сих пор остаются лучшими публикациями итогов переписей населения в нашей стране.

В 1937 г. провели следующую перепись населения страны, которая констатировала незначительный прирост числа жителей. В значительной мере насильственная коллективизация сельского хозяйства в 1928-1932 гг., последующие голод и массовые репрес­сии, в том числе сильный голод 1932-1933 гг., определили сокраще­ние численности жителей страны за 1933-1935 гг.- почти на 5 млн человек (при официально провозглашенном в 1933 г. прогнозе роста численности населения страны за 1933-1937 гг. на 15 млн человек).

Это не устраивало советское и партийное руководство СССР, поэто­му эту перепись признали неправильной из-за якобы сознательного искажения показателей демографического развития страны. Боль­шинство руководителей переписи и многих счетчиков объявили «вредителями», их репрессировали и почти все они погибли в лаге­рях или были расстреляны. Результаты этой переписи были отвергну­ты и назначена новая перепись.

В 1939 г. провели новую всеобщую перепись населения, результа­ты которой были явно завышены, но устраивали руководителей страны тех лет. Материалы переписи оказались невостребованными, так как началась Вторая мировая война. Материалы переписи населе­ния 1939 г. полностью были опубликованы только в 90-е годы.

Следующую перепись населения провели в 1959 г., она по основ­ным программным вопросам почти не отличалась от переписи 1939 г., ее переписной лист включал 15 вопросов. Перепись учитывала налич­ное и постоянное население. Впервые был применен выборочный метод (не при опросе, а при разработке материалов о семьях). Результа­ты переписи были опубликованы в 16 томах.

Следующую перепись населения провели в 1970 г., ее перепис­ной лист включал 18 вопросов. В ней впервые в СССР, в том числе в России, рассматривались вопросы миграции населения и был использован выборочный метод (на 7 вопросов опрос проводился счетчиками только в четверти жилищ). Часть сведений была полу­чена путем опроса не всех, а только 25% жителей (делалось это для экономии времени и средств). Материалы переписи были опублико­ваны в 7 общедоступных томах и 10 томах с грифом «для служебного пользования».

Затем перепись населения провели в 1979 г. Ее переписной лист включал 16 вопросов, из них 5 были выборочными и касались только 25% населения. Результаты переписи были опубликованы в 1 общедоступном томе и в 10 томах с грифом «для служебного пользования». При обработке материалов переписи впервые в стране использовали ЭВМ.

Следующую перепись населения провели в 1989 г. Ее перепис­ной лист включал 25 вопросов, из них 18 касались населения и 7 - жилищных условий людей (последний раз аналогичные вопросы были только в переписи 1926 г.). 3/4 населения страны отвечали на 20 вопро­сов, а 1/4 (25% населения) - на все 25 вопросов. Вопросы переписи в основном были те же, что и в переписи 1979 г. Итоги этой переписи были опубликованы в краткой редакции. В переписи 1989 г. впервые в стране получили представительные данные не только о населении, но и о жилищных условиях различных социально - демографических групп населения.

В 1985 г. впервые в стране провели микроперепись населения, которая охватила только 5% населения СССР и включала 27 вопро­сов. Точнее, это было Всесоюзное выборочное социально-демографи­ческое обследование населения, где были не только демографиче­ские, но и социально - экономические вопросы (например, жилищные условия, среднемесячный доход и др.).

В 1994 г. провели подобную микроперепись населения, называ­лась она «Всероссийская микроперепись населения» и включала 41 вопрос. В практике отечественных переписей населения в 1985, 1989, 1994 гг. учитывались не только демографические факторы, но и демографические мнения. Так, для выборочной части населе­ния в данных переписи 1989 г. и микропереписей населения 1985 и 1994 гг. наряду с информацией о числе рожденных детей содер­жится мнение об ожидаемом и желаемом числах детей в семье.

Первой научной демографической работой считается труд английского ученого Дж. Граунта (1620-1674) «Естественные и поли­тические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности», опубликованный в 1662 г. Вслед за ним сформировалась школа «политической арифметики», главное внимание в которой уделя­лось исследованию смертности, так как результаты исследований были востребованы компаниями, занимавшимися страхованием жизни. Первая в истории теория народонаселения была опубликована в 1798 г. Т. Мальтусом (1766-1834) в работе «Опыт о законе народо­населения в связи с будущим совершенствованием общества», где доказывалось, что население растет быстрее, чем увеличиваются средства для его обеспечения. Впоследствии эта теория была опро­вергнута, но поднятая Т. Мальтусом проблема чрезмерного роста населения и соотношения этого роста с уровнем социально-экономи­ческого развития общества актуальна до сих пор.

В XIX в. основное внимание ученых было направлено на орга­низацию правильного статистического учета населения, в том числе методом всеобщих переписей (работы К. Бернулли, А. Гийяра, А. Кетле и др.). В первой половине XX в. в центре внимания исследователей оказывается проблема снижения рождаемости, проявившаяся в большинстве европейских стран. В трудах французского демографа А. Ландри (1874-1956) начинается формирование концепции «демографического перехода», в которой выделяются типы воспро­изводства населения, связанные с уровнем социально-экономиче­ского развития той или иной страны. Окончательно эта концепция оформляется в работах американского ученого Ф. Ноутстайна (1902- 1983), который в 1936 г. создал первый в США демографический научный центр - Отдел изучения народонаселения Принстонского университета, а в 1946-1948 гг. был первым директором Секции на­родонаселения Бюро по социальным вопросам ООН.

В настоящее время эта организация называется «Отдел народо­населения Департамента по международным экономическим и социаль­ным вопросам Секретариата ООН». Эксперты Отдела анализируют тенденции изменения численности и структуры населения в гло­бальном масштабе, составляют демографические прогнозы для Земли в целом, а также для отдельных регионов и стран, участвуют в созда­нии научных демографических центров в развивающихся странах. Фактически Отдел народонаселения ООН является наиболее авто­ритетной научной демографической организацией в современном мире. Отдел выпускает журналы «Population Newsletter» («Новости народонаселения») и «Population Bulletin of the United Nation» («Бюл­летень ООН по народонаселению»), Демографический ежегодник ООН и другие издания.

Таким образом, демография как наука имеет длительную историю развития. Но при этом большую часть периода своего существования она занималась преимущественно учетом населения и фактически являлась частью статистики (демографической стати­стикой или статистикой населения). Окончательное выделение демографии как самостоятельной науки произошло лишь к середи­не XX в. В тот период окончательно утвердилось мнение, что пред­метом демографии является не просто описание населения, пусть и подробное, с выделением различных групп и структур, а выявле­ние закономерностей воспроизводства населения. И эти законо­мерности обусловлены прежде всего общественно-историческими (социально-экономическими) факторами, хотя имеют в своей основе биологические процессы. То есть демография относится к семей­ству общественных наук.

Началом демографических исследований в России можно считать труды математиков Д. Бернулли (1700-1782) и Л. Эйлера (1707-1783), которые во второй половине XVIII в. провели исследо­вания смертности с использованием теории вероятности. В XIX в. развитие исследований народонаселения в России шло в основном в русле демографической статистики. Результатом этих работ стала организация первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. В начале XX в. главное внимание уделяется изуче­нию влияния войн на смертность, рождаемость и брачность.

После событий октября 1917 г. в стране стала налаживаться гражданская регистрация рождений, смертей, браков и разводов, была организована образцовая для того времени всеобщая перепись населе­ния в 1926 г. На ее материалах демографическими исследованиями в современном понимании уже в 20-е годы занимались отечествен­ные ученые С.А. Новосельский (1872-1953) и В.В. Паевский (1893-1934). По их инициативе в 1930 г. в Ленинграде был создан Демо­графический институт Академии наук СССР, в котором был разра­ботан первый демографический прогноз численности и половоз­растного состава населения страны на период до 1951 г. Но в 1934 г. по идеологическим мотивам этот институт был закрыт. И демографи­ческие исследования стали вестись в основном в организациях си­стемы здравоохранения, которые занимались медицинской статис­тикой. Большинство статистических данных о населении и резуль­таты исследований в этот период были засекреченными. Тем не менее, в этот период началась массовая профессиональная подготовка спе­циалистов в области статистики населения в созданном по инициа­тиве крупнейшего отечественного демографа и статистика А.Я. Бо­ярского (1906-1985) Московском экономико-статистическом инсти­туте (в настоящее время Московский государственный университет статистики и информатики).

Новый всплеск интереса к истинно демографическим исследо­ваниям проявился в нашей стране после проведения всеобщей перепи­си 1959 г. В 1960 г. по инициативе выдающегося отечественного демографа Б.Ц. Урланиса (1906-1981), работавшего в Институте экономики АН СССР, была создана Секция демографии Дома уче­ных АН СССР. В 1963 г. был образован Сектор демографии и трудо­вых ресурсов в НИИ Центрального статистического управления СССР, в кото­ром был проведен подробный анализ результатов переписи населе­ния. В 1968 г. по инициативе известного демографа Д.И. Валентея (1922-1994) был организован Центр по изучению проблем народо­населения на экономическом факультете Московского государствен­ного университета имени М.В. Ломоносова, где сочетаются научные исследования и подготовка специалистов-демографов.

Новый этап развития отечественной демографической науки начался во второй половине 80-х годов, когда были сняты идеологиче­ские барьеры для проведения исследований и интерпретации их результатов (но при этом вскоре резко сократилось государствен­ное финансирование работ). В 1988 г. был образован Институт социально-экономических проблем народонаселения Академии наук и Министерства труда (ИСЭПН РАН), возглавляемый академиком РАН Н.М. Римашевской. В этой организации ведутся исследования населения России во многих аспектах - не только демографичес­кие, но и социологические, экономические, социально-политические. Институт выпускает ежеквартальный журнал «Народонаселение» и ежегодный доклад «Россия: социально-демографическая ситуация». В 1990 г. оформился Центр демографии и экологии человека под руководством А.Г. Вишневского (в настоящее время - в составе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН), в кото­ром изучается широкий круг демографических проблем современ­ной России. Центром публикуются еженедельные информационные бюллетени «Население и общество» и ежегодные доклады «Населе­ние России». В 1992 г. был образован Центр демографии под руковод­ством Л.Л. Рыбаковского в Институте социально-политических исследований РАН, где основное внимание уделяется исследовани­ям миграций и их влиянию на воспроизводство населения. Центром выпускаются тематические сборники «Проблемы воспроизводства и миграции населения».

Кто-то из поэтов сказал, что все профессии важны и все профессии нужны. Но всегда востребованными и полезными были и будут профессии, связанные с землей: геологи, шахтеры, агрономы, экологи, землемеры, строители. Остановимся на них подробнее.

Профессии, связанные с изучением литосферы

Геологи и шахтеры – романтика с риском для жизни (профессии, связанные с изучением литосферы) Геологи всегда ассоциировались с романтикой путешествий, жизнью в палатках. Но это только одна сторона медали. Героический труд людей этой профессии - это изучение состава земли,литосферы(твердой оболочки Земли), поиск полезных ископаемых, их разработка.

Научная работа

Сейсмологи, ученые. Представители этой профессии собраны, ответственны, наблюдательны, умеют работать в команде, не боятся экстремальных условий.

Шахтеров по праву можно считать самыми смелыми и мужественными людьми. Ведь каждый миллион тонн добытого угля стоит примерно четырех человеческих жизней. Именно шахтерам приходится работать глубоко под землей и практически каждый раз рисковать жизнью. Одна из самых высокооплачиваемых профессий, воспитывающая выносливость, требующая хорошей физической подготовки, является и самой рискованной и опасной.

Древнейшие профессии на земле

Агроном по праву принадлежит к числу наиболее распространенных и наиболее древних. Уже несколько тысячелетий назад люди умели обрабатывать землю, выращивать те или иные культуры. Сельское хозяйство без этой профессии невозможно представить: агрономы не только выращивают урожай, но и занимаются селекцией новых сортов таких полезных и нужных человечеству пшеницы, яблонь, рапса.

К профессиям, связанным с землей, в какой-то степени можно отнести и строительные специальности, ведь дома строятся на земле. Тоже одна из древнейших профессий, которую смело можно назвать и самой мирной. Секреты строительного ремесла передавались из поколения в поколение, некоторые, к сожалению, утрачены навсегда, но до сих пор стоят дворцы, построенные много веков назад.

Строитель всегда в хорошей физической форме, стрессоустойчив, умеет доводить начатое до конца. К тому же строители будут востребованы в любые времена.

Забота о земле и немного о выпукло-вогнутых поверхностях

Экологи заботятся о том, чтобы вред, нанесенный человечеством земле, был минимальным, заботятся об охране окружающей среды, изучают флору и фауну во взаимодействии с человеческой деятельностью.

Специалист по земельному кадастру учитывает количество и качество земли, ее плодородие и местонахождение.

А геодезист, которого в царской России называли землемером, изучает все выпуклости и вогнутости земной поверхности, чтобы правильно сконструировать и расставить здания.

Профессии, связанные с землей и изучением литосферы, вполне земные, подчас рискованные и трудные. Но тот, кто эти профессии выбрал, действительно всегда нужен и важен.

Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ

Самая большая сложность в миграционных исследованиях - добывание адекватной информации. В отличие от других отраслей демографии - изучения рождаемости, смертности — миграция гораздо труднее поддается статистике. Статистика в России очень далека от совершенства, а репрезентативные обследования по миграционной тематике у нас не проводятся. К сожалению, и переписи не дают точных данных. Поэтому мы очень часто сталкиваемся с отсутствием или недостоверностью информации. Образно говоря, если российская статистика говорит, что где-то «ноль», на самом деле этот «ноль» может быть «минусом», а если она утверждает, что где-то «большой плюс», в действительности это скорее «некий плюс».

— Никита Владимирович, к какой области знания вы бы отнесли изучение миграции?

— Миграция — явление многоплановое, поэтому ее изучение имеет междисциплинарный характер. Здесь есть место и демографии, и географии, и политологии, и социологии, и истории, и даже психологии. Единого мнения среди специалистов, безусловного отнесения миграционной проблематики к какой-то одной области научного знания пока нет. Ближе всего она к демографии, вместе с ней обычно и изучается, но может рассматриваться и как полностью отдельная отрасль, и изучаться в рамках других дисциплин.

Миграционные исследования отличаются большим разнообразием. В России сейчас наиболее распространено изучение внешней миграции, связанной с иностранными гражданами, приезжающими к нам, и россиянами, выезжающими за рубеж.

Однако мне более интересна внутренняя миграция — передвижения граждан России по стране: не «миграция по России в целом», а миграция на уровне регионов и муниципальных образований. Когда человек решает переехать, он ведь едет из определенного места, например, из станицы в Ставропольском крае - предположим, в город Краснодар, а не «вообще мигрирует по России». Какие причины вызывают переселение — ответ на этот вопрос надо искать в тех городах и районах, куда непосредственно человек переселяется, где он может приложить свой труд, приобрести или арендовать жилье, устроить личную жизнь.

— Что представляет собой «типичное миграционное исследование», какие этапы его можно выделить?

— Сложно говорить о типичном миграционном исследовании, наверное, таковых не существует. Социолог будет работать по своей методике, демограф, или, скажем, историк - по своей. Расскажу о сравнительно недавней нашей работе.

Мы с коллегами проводили по заказу государства исследование потенциальной мобильности безработных. Стояла задача — выяснить, готовы ли безработные, ищущие работу при содействии органов по труду и занятости, переехать туда, куда их хотят и готовы направить, — при условии, что государство стимулирует их миграцию. Наши управляющие структуры понимают: миграцию нужно как-то поддерживать, и, по идее, самый подходящий контингент - люди, испытывающие проблемы с трудоустройством в своем городе (селе, поселке). Вопрос — какие меры поддержки государство может предложить и найдут ли они отклик у потенциальных мигрантов? Это исследование началось в 2008 году и оказалось удивительно актуальным в связи с кризисом.

Прежде всего мы разработали анкету. На этом этапе мы стараемся привлечь различных специалистов, в данном случае привлекли специалистов-трудовиков. Определенный опыт проведения социологических исследований и отработанные анкеты у нас уже были. Но мы всегда корректируем инструментарий под цели конкретной работы. Поскольку такое исследование невозможно проводить без содействия властей, мы обратились к органам по труду и занятости и попросили их нам помочь. Запустили анкеты «в поле», провели опрос, собрали данные, обработали, написали отчет и подготовили рекомендации. Заказ был выполнен, но мы на этом не остановились.

Особенность исследований, заказанных государством, - короткие сроки и конкретные задачи. Я не помню ни одного заказанного госструктурами обследования, которое продолжалось бы больше полугода. После выполнения заказа работа с полученным материалом обычно не заканчивается — при отсутствии жестких временных рамок из них зачастую можно извлечь больше. Мы провели повторную серию обследований сходной аудитории по той же анкете, уже без заказа со стороны государства. Однако мы обратились к нашим прежним заказчикам с одной просьбой - помочь нам в организации работы на местах, и содействие это было нам оказано. Первые данные собирали в октябре 2008 года, когда о кризисе на рынке труда практически ничего не говорили. Следующая волна была в 2009 году, когда с кризисом все уже было ясно, хотя острая фаза его миновала и стало понятно, что это не 1998 год, все несколько по-иному. По общим итогам мы подготовили статью о готовности российских безработных активно искать работу в других регионах, об их потенциальной пространственной мобильности в это непростое время - она оказалась очень невелика, вопреки ожиданиям управленцев.

На мой взгляд, это наше исследование может оказаться полезным — экономика России циклична, кризис весьма вероятен, новое поколение управленцев попытается предпринять те же шаги... Если кто-то из них прочтет нашу статью, он сможет понять, что реально может получиться, избавиться от многих иллюзий.

— Что составляет самую большую сложность для исследователя миграции?

— Добывание адекватной информации. В отличие от других отраслей демографии - изучения рождаемости, смертности — миграция гораздо труднее поддается статистике. Статистика в России далека от совершенства, а репрезентативные обследования миграции в нашей стране не проводятся. К сожалению, и переписи не дают точные данных. Поэтому мы очень часто сталкиваемся с отсутствием или недостоверностью информации. Образно говоря, если российская статистика говорит, что где-то «ноль», на самом деле этот «ноль» может быть «минусом», а если она утверждает, что где-то «большой плюс», в действительности это скорее «некий плюс».

Так, мы занимались подготовкой региональных исследований населения в Иркутской области, Красноярском и Пермском краях по заказу региональных властей и корпораций. Любое миграционное исследование начинается с визита в управление статистики, ибо те данные, какие можно получить в Москве или прочитать в бюллетенях, публикуемых в Москве, Росстатом, для наших целей часто не годятся в принципе. Росстат представляет регион в виде одной точки — численность городского населения, численность сельского на такой-то момент времени, а мне тогда нужна была информация по всем городам ряда районов, скажем, Иркутской области. Более того, в Иркутске нам нужно было померить так называемую маятниковую миграцию — из каких городов и районовобласти люди постоянно ездят на работу в Иркутск. Это необходимо, чтобы оценить численность Иркутской агломерации - если есть постоянные трудовые связи такого типа, город входит в агломерацию, если нет, значит не входит. Эту информацию можно получить, только проведя обследование населения, т.к. статистики такой «маятниковой» миграции не существует.

Дальше началась обычная история — сначала заказчик сказал, что все возможности для исследования будут предоставлены, мы подготовили инструментарий, но потом — то одно мешает, то другое. В результате все сроки прошли, а обследование провести так и не удалось. Поэтому лепили «из того, что было», агломерацию мерили «на глазок». Благо, исследование затрагивало не только эти вопросы.

Обычная ситуация, что данных у заказчика нет, их нужно добывать самостоятельно, на месте. Мы жестко ограничены в сроках. Пока идут все согласования, остается 2-4 месяца до завершения проекта. Здесь мы либо титаническим усилием все же добиваемся минимально необходимой нам информации, либо исследования откладывают на следующий год и на этом все заканчивается. Обычно визит исследователя в регион — это постоянные хождения по различным структурам и «выбивание» информации. Я помню один из первых моих проектов, в Нижнем Новгороде. Мне в день нужно было «обегать» 3-4 структуры — миграционную службу, органы по труду и занятости, органы соцзащиты, транспортников, и везде дождаться нужного человека, вместе с ним садиться за компьютер и вытаскивать информацию. Очень тяжелая и изматывающая работа, но необходимая. Исследователю, чтобы хоть что-то начать изучать, мало иметь хорошее представление о предмете. Нужно познакомиться с людьми в регионах, убедить их в том, что без имеющейся у них информации работы не получится.

— Можно ли научиться понимать, что таит в себе каждая цифра российской статистики, или нужно просто заводить себе знакомых среди чиновников?

— Можно узнать о некоторых закономерностях того, как эти цифры получаются. Однако это совершенно отдельная отрасль, которой занимается несколько специалистов по всей России. У нас, например, на магистерской программе «Демография» читает лекции один из них - Ольга СергеевнаЧудиновских, завсектором Лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ, а с недавнего времени - работник Вышки. Она все 2000-е годы занималась изучением российской статистики, у нее множество работ на эту тему. Она проводит тренинги для коллег по всей России и СНГ, является экспертом ряда международных организаций. Ольга Сергеевна - очень квалифицированный и упорный исследователь, она часами может обзванивать чиновников разного уровня в Росстате, в ФМС, в других ведомствах, чтобы выяснить, как появилась та или иная цифра. Многими своими знаниями она делится с коллегами. Но самое важное, конечно, понимать, что недостаточно выписать или «скачать» ряд цифр из статсборника — нужно выяснять происхождение каждого показателя, а для этого - учиться разговаривать с теми людьми, кто занят производством информации, понимает все тонкости учета.

— А какая часть исследования для вас самая увлекательная?

— Я очень люблю сам «ходить в поле». У меня было исследование о том, что сдерживает пространственную мобильность, и для этого были выбраны три «модельных» города — Екатеринбург, Ставрополь и Москва. Исследование я проводил почти в одиночку. У меня были только помощники (как оказалось, очень хорошие) на местах, чьей задачей было свести меня с десятком работодателей, чиновников и самими мигрантами в каждом из регионов. Со всеми этими людьми я беседовал по заранее заготовленному «гайду» интервью. Непростое это дело — беседовать с чиновниками. Они зажаты своими инструкциями со всех сторон, некоторые сказать по сути ничего не могут, «как бы чего не вышло». Совсем другое дело — работодатели. У меня была одна работодательница, с которой я разговорился по дороге в магазин — ей нужно было отправлять бетономешалки на стройку, времени совсем не было. Но она очень емко, по вопросам - буквально в трех словах, разъяснила мне суть многих проблем. У нее была такая выразительная, «сочная» речь, что я потом студентам прокручивал запись — одно дело наши заумные рассуждения на десяток страниц прочитать, другое — несколько слов о том же и - куда образней.

Полученные интервью я должен был обработать, выделить некие ключевые места и написать отчет. Очень увлекательная работа, некоторые люди до сих пор в памяти. Запомнился один рабочий на стройке в Екатеринбурге, который говорил, как мой дед «…насточертело» (работа в бывшем колхозе). Не только я так думаю — одна моя коллега, прекрасный исследователь, по базовому образованию - экономист, после первого такого исследования думала вообще заниматься только качественной социологией…

— Допустим, молодой человек решил заниматься миграционными исследованиями. Какое образование здесь предпочтительней?

— Я, конечно, патриот Вышки и нашей магистерской программы «Демография»(направление - социология) и считаю, что мы даем очень хорошую подготовку для наших студентов, но вообще в исследования миграции можно прийти практически из любой науки. Здесь найдет себя и психолог, и социолог, и географ, и математик. Мне, например, совершенно не близка история, но я знаю историков, которые всю жизнь занимались миграцией в историческом ключе. Для социологов - просто поле непаханое. Или, допустим, я выступал соруководителем диплома у девушки с факультета экономики Вышки. Она занималась эконометрикой, но решила примерить ряд моделей для изучения миграционных процессов. И успешно продолжает эту работу, уже в аспирантуре ВШЭ.

— Что бы вы посоветовали студенту, которому интересны миграционные исследования?

— Много читать — как российских исследователей, так и зарубежных. У нас систематические исследования миграции ведутся с 1960-х гг, начали выходить соответствующие работы. До этого несколько десятилетий исследования миграции практически не велись, вообще термин миграции фактически не применялся, у нас было «организованное перераспределение трудовых ресурсов». Плановая экономика… Но нельзя не замечать объективного: к людям нельзя применить известное «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики». Стали появляться серьезные исследования Назову работы Виктора Ивановича Переведенцева и Жанны Антоновны Зайончковской, с которыми надопознакомиться. Обязательно нужно изучать зарубежную литературу — в Европе, США нет таких проблем со статистикой, как у нас, проводятся обследования, соответственно, у них больше возможностей, более качественная база для изучения интересующих нас процессов. Еще я бы посоветовал искать ту область, которая интересна. Не хочет исследователь общаться с людьми — можно заниматься математическими моделями, обработкой данных, работой в архивах.

Но самое важное — не останавливаться на достигнутом, не сидеть на месте. Когда я только начинал свою исследовательскую деятельность 20 лет назад, мне казалось — ну что нового я могу узнать о миграции? А сейчас мне кажется, что я почти ничего о ней не знаю. Я считаю, что если ученый начинает думать, что в чем-то разобрался до конца — это тревожный знак. Нужно всегда искать что-то новое.

Беседовала Екатерина Рылько


Москва

ББК 60.7 П 47

РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДЕМОГРАФИИ И СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ НАСЕЛЕНИЯ

Редакционная коллегия:

Э. К. Васильева (председатель), Т. С. Баталина,

А. Г. Волков, И. И. Елисеева, П. П. Звидриныи,

М. А. Клупт (ответственный секретарь), В. И. Лаптев,

Л. Е. Поляков, Г. М. Романенкова, В. П. Томин, М. А. Шустова

Составитель А. Г. Волков Рецензент О. Б. Осколкова

0703000000-174 004(01)-85

Издательство «Мысль». 1985

Что такое демография (от составителя)

Название этого сборника напоминает название популярного многосерийного телеспектакля. Это не случайно. Научный поиск в чем-то сродни расследованию. Здесь также отыскиваются факторы, ответственные за те или иные явления, выясняются причины происшедших изменений, сопоставляются свидетельства, полученные из разных источников. И здесь и там в конечном счете идет поиск истины.

Разумеется, между исследованием и расследованием есть и различия. Прежде всего обществоведы, в данном случае демографы, имеют дело не с отдельными людьми или группами людей, а с населением целых стран и даже всего мира. Они судят о происшедшем не по вещественным следам, а по статистическим данным о числе рождений и смертей, браков и разводов. В научном поиске не бывает стремительных «погонь» (исследования, как правило, длятся годами), а «перестрелки»-"Лишь на словах, да и то оппонентам, даже в жарких словесных перепалках, приходится выбирать выражения. Но сам процесс поиска часто не менее увлекателен.

Ну а главное отличие, конечно, в самом объекте поиска. И здесь естественно возникает вопрос: а что, собственно, ищут демографы, почему эта наука стала в последние годы такой популярной?

О содержании демографии и предмете ее исследований много спорят ученые, специалисты, практические работники: здесь не все еще ясно н не все устоялось. Однако как бы ни понимали круг проблем, интересующих эту дисциплину, специалисты, занимающиеся изучением населения, большинство их сходится на том,что главный объект демографии - это закономерности возобновления человеческих поколений, закономерности размножения людей. Хотя отдельные случаи рождения и смерти представляют собой биологические акты, в массе случаев их закономерности подчиняются социальным законам. В этом принципиальное отличие размножения людей от размножения других живых существ и растений. Оно - явление общественное. Широко известны слова В. И. Ленина о том, что «условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...»". Впрочем, процесс этот, складывающийся из двух взаимосвязанных процессов - рождаемости и смертности, сейчас все чаще предпочитают называть воспроизводством населения.

Демография изучает, как протекает воспроизводство населения в человеческом обществе, на земном шаре в целом, в отдельных странах и регионах, в разных группах населения. Как образуются семьи, в каком возрасте люди чаще вступают в брак, сколько детей появляется на свет и как часто это происходит в тех или иных социальных группах, какова частота разводов, сколько лет живут люди и многое другое.

Название этой науки образовано двумя греческими словами: «демос» - народи «графо» - пишу; буквально демография значит «народоописание». Однако ее роль не сводится лишь к описанию упомянутых явлений.

Демографию интересует также, почему частота тех или иных демографических событий различается в разных странах и у разных народов, как влияют на это особенности их жизни, те или иные социальные условия. Чем вызваны перемены, происходящие в этих условиях? Каковы общие закономерности этих перемен и каковы те особенности, которые вносит в них каждая эпоха и каждая страна? Демография изучает влияние на частоту рождений и смертей, браков и разводов как объективных условий жизни (начиная с состояния жилища и кончая спецификой климата), так и субъективных (характер поведения людей в тех случаях, когда речь идет о создании семьи, появлении потомства или об отношении людей к здоровью - своему и окружающих).

Знание всего этого особенно важно, потому что, только поняв закономерность явления и проследив ее изменения во времени, можно представить себе будущее. А предвидение будущего развития населения - демографический прогноз - всегда было и остается одной из серьезных научных задач. Особенно важен

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 476.

он сейчас, когда человеческое общество все больше овладевает искусством управления собственным развитием, когда все ближе то время, когда, по словам Ф. Энгельса, человечество будет в состоянии «регулировать производство людей, так же как оно к тому времени уже урегулирует производство вещей»2. Правильно предвидеть, что станет с населением, чрезвычайно важно. К этому можно лишь добавить, что особую роль играют демографические прогнозы в социалистическом обществе, строящем свою жизнь на плановых началах.

Более того, в предвидении будущего роста населения, основанном на глубоком знании закономерностей его развития,- смысл и оправдание самого существования демографической науки. Знание закономерностей и факторов демографических процессов дает основание для рекомендаций в области демографической политики - мер помощи семьям с детьми, охраны здоровья людей, строительства жилищ, обеспечения продовольствием и т. д.

Практическое значение демографических исследований велико. Но было бы неверно считать демографию на этом основании чисто прикладной дисциплиной. Знание закономерностей роста населения составляет существенную часть наших знаний о развитии человечества вообще и тем самым представляет собой важный элемент правильного мировоззрения.

Особенность демографии в том, что она рассматривает не отдельные случаи рождения и смерти и не отдельных людей с их конкретными - индивидуальными свойствами, а массы таких случаев - последовательности соответствующих демографических событий в поколении в целом или во всем населении. Отвлекаясь при этом от многих индивидуальных свойств людей, она принимает во внимание лишь общие черты, характерные для определенных возрастных, социальных и иных групп населения. Разница здесь не только количественная. Население в целом обладает особыми чертами, которых нет на индивидуальном уровне. Например, каждый человек имеет пол и возраст, но демографию интересует не наличие тех или иных значений этих признаков у конкретного человека, а соотношение численности людей разного возраста и пола - возраст-но-половой состав населения. То же касается и других

2 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 35, с. 124.

признаков, которыми обладают люди. Конечно, население состоит из отдельных людей, и, для того чтобы знать что-либо обо всех, надо вначале получить сведения о каждом. Учет всегда ведется по элементам. Однако исследователь-демограф оперирует обобщенными, сводными данными о совокупности таких элементов- о населении в целом или достаточно больших его группах.

Он подвергает количественному изучению поколения в целом на протяжении всей их жизни, от рождения до полного вымирания. Применительно к жизни поколения рассматриваются и все демографические события - заключение браков и их прекращение, разводы и овдовения, рождение детей, разделение семей, а также все те обстоятельства, которые изменяют частоту таких событий на протяжении жизни поколения. Среди этих обстоятельств продолжительность обучения и характер труда, общественная психология и социальные нормы, обычаи, особенности культуры и быта и многое другое. Важно, что все эти обстоятельства представляют собой результат взаимодействия людей в обществе, они отражают общественные отношения, с которыми неразрывно связаны. Потому-то и демографические процессы, протекающие в человеческом обществе, есть процессы социальные, общественный характер имеют, стало быть, и закономерности этих процессов.

Поколения живут долго. Между рождением матери и рождением дочери, рождением отца и рождением сына проходит в среднем 25-30 лет. Поколения сменяют друг друга непрерывно, будучи сцеплены нерасторжимой связью, передавая все накопленное - опыт, знания, ценности своим потомкам. В каждый момент демографические процессы испытывают влияние не только сегодняшних условий, но и прошлого развития. Для того чтобы понять, как развиваются они сегодня и как будут изменяться завтра, надо знать, что с ними происходило вчера и даже позавчера. Особенность демографии- в обязательном учете истории, в изучении закономерностей движения населения в широкой исторической ретроспективе, в анализе демографических закономерностей как исторического процесса, обусловленного всем ходом общественного развития на протяжении длительного времени.

Это не значит, конечно, что демографы ограничиваются лишь изучением того, что происходит во всем населении как целостном общественном организме. Понять, по каким законам развивается это целое, можно лишь в том случае, если иметь четкое представление не только о взаимодействии его частей, но и о функционировании каждой клеточки этого организма. Чтобы знать, как изменяется население, необходимо представлять себе, как живет и развивается семья, что определяет поведение каждого человека.

Брак, семья, дети - понятия, знакомые каждому. В некотором смысле каждый человек - сам себе демограф. Но в науке лишь здравый смысл - плохая опора. Наш жизненный опыт, на котором этот здравый смысл покоится, всегда ограничен сравнительно узким кругом житейских наблюдений, почерпнутых, как правило, из ближайшего окружения. Каждый из нас, таким образом, имеет дело с недостаточно представительной выборкой из всей совокупности случаев. Демографические же исследования объективны в том смысле, что они всегда основаны на изучении всего населения или во всяком случае достаточно представительной его части.

Частные причины взаимно уравновешиваются, и общая закономерность явления выступает только в массе случаев. Именно поэтому демография имеет дело с числами. Именно поэтому такое значение имеет в демографическом анализе математика. Не менее важную роль играет и статистика населения, доставляющая фактическую основу демографическим исследованиям и вместе с тем представляющая собой главный метод демографического анализа. Но одних чисел мало. Демографию и статистику населения долгое время отождествляли. Лишь сравнительно недавно пришло понимание того, что для изучения закономерностей демографических процессов, понимания их глубинных причин, текущих и более отдаленных последствий одного лишь статистического описания далеко ещё не достаточно. Вопреки распространенному мнению цифры в большинстве случаев не говорят сами за себя. Важно не только правильно выбрать количественную меру, но и правильно истолковать количественные данные. Для того чтобы понять, что стоит за той или иной величиной, почему она именно такая и связана с другими именно так, а не иначе, нужно искать причину, искать объяснения, искать смысл явления. Такой поиск и ведут демографы.

В книге рассказывается не только о том, как этот поиск ведется, но и главным образом о его результатах, о том, к чему пришли наши ученые за последние годы в исследовании наиболее актуальных проблем демографического развития. И рассказывают об этом специалисты разных областей демографической науки. Надеемся, что их рассказы заинтересуют читателя.

В последние десятилетия развивается новая научная дисциплина - этническая демография. Она изучает взаимное влияние образа жизни и культурно-бытовых традиций разных народов, изменение их численности и состава. О динамике и факторах изменения численности народов нашей страны рассказывает лауреат Государственной премии СССР, заведующий сектором этнической экологии Института этнографии АН СССР доктор исторических наук Виктор Иванович Козлов. Его перу принадлежат книги «Динамика численности народов», «Этническая демография», «Национальности СССР».

Немногим более полувека занял в нашей стране переход от прежде высокого уровня смертности к низкому и от прежде высокого уровня рождаемости к низкому. Установился новый, «экономный» тип воспроизводства населения, при котором смена поколений происходит примерно с той же скоростью, что и раньше, но ценой гораздо меньшего числа рождений и существенно меньшего числа случаев преждевременной смерти. О том, почему это произошло, какие силы обусловили этот переход и что дает основание называть это явление «демографической революцией», рассказывает доктор экономических наук, заведующий сектором Отдела демографии Института социологических исследований АН СССР Анатолий Григорьевич Вишневский, автор книг «Демографическая революция», «Демографический взрыв и его проблемы», «Воспроизводство населения и общество» и многих статей в научной и популярной печати.

Проблеме продолжительности человеческой жизни и результатам ее демографического изучения посвящена статья Евгения Михайловича Андреева, кандидата физико-математических наук, заведующего лабораторией Научно-исследовательского института ЦСУ СССР. Он автор ряда статей о динамике и факторах смертности и методах ее изучения.

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Отдела демографии НИИ ЦСУ СССР Валентина Андреевна Белова в течение ряда лет занимается разработкой методов опросов общественного мнения о числе детей в семье и анализом их материалов. Она автор книги «Число детей в семье» и многих других научных работ в данной области. Здесь она пишет о том, как проводятся эти обследования и сколько детей планируют иметь наши семьи.

Следующая статья о том, как изучает формирование и развитие семьи современная демография. Ее автор - Андрей Гаврилович Волков, кандидат экономических паук, заведующий Отделом демографии Научно-исследовательского института ЦСУ СССР.

Зачем и как прогнозировать миграцию рассказывает известный исследователь миграции населения, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института географии АН СССР Жанна Антоновна Зайончковская. Ее перу принадлежит книга «Новоселы в городах» и многочисленные статьи в научных сборниках и журналах.

Последняя статья посвящена проблемам роста населения земного шара. Ее автор - руководитель меж-отдельской группы по проблемам народонаселения Института востоковедения АН СССР доктор экономических наук Ярополк Николаевич Гузеватый. Он участник ряда международных конференций по проблемам населения развивающихся стран, автор книг «Проблемы народонаселения стран Азии, Африки и Латинской Америки», «Демографо-экономические проблемы Азии», многочисленных статей в этой области, научный редактор монографии «Развивающиеся страны: демографическая ситуация и экономический рост».

В. И. Козлов народы нашей страны. Как и почему изменяется их численность

Советский Союз - многонациональное государство. Согласно данным последних переписей населения, в том числе переписи 1979 г., в нем живет свыше 100 наций и народностей. В их число входят такие крупные народы, как русские (137,4 млн. человек), украинцы (42,3 млн.), узбеки (12,5 млн.), и такие малочисленные народы, как, например, негидальцы (0,5 тыс.) и юкагиры (0,8 тыс.). Большинство коренных народов, или этносов (от греч. «народ»), нашей страны имеют свои национально-территориальные образования: СССР подразделяется на 15 союзных и 20 автономных республик, а также созданных по национальному признаку 8 автономных областей и 10 автономных округов (главным образом в составе РСФСР).

Народы СССР отличаются один от другого рядом признаков. Одним из важнейших среди них является язык. Согласно лингвистической классификации, большая часть населения страны по родному языку принадлежит к индоевропейской семье, внутри которой по численности выделяется славянская группа (русские, украинцы, белорусы и др.). Второй по численности и по занимаемой площади является алтайская языковая семья, внутри которой выделяется тюркская группа (узбеки, татары, казахи, азербайджанцы, туркмены и др.). Необходимо сказать также о народах уральской языковой семьи, в которой выделяется финно-угорская группа (эстонцы, карелы, мордва, марийцы и др.), и кавказской языковой семьи (грузины, чеченцы, аварцы и др.). Все другие языковые семьи и группы на территории СССР сравнительно немногочисленны.

Кроме языка народы отличаются друг от друга особенностями традиционной материальной и духовной культуры, а также особенностями быта. Некоторых из них мы коснемся далее.

Сведения о численности тех или иных народов СССР мы получаем из переписей населения страны. Первая и по существу единственная дореволюционная перепись населения 1897 г. включала вопрос о родном языке. Программы всех советских переписей начиная с переписи 1921 г. содержали прямой вопрос о национальности (перепись 1926 г.- о «народности») и о родном языке опрашиваемых. Ответ на вопрос о национальной принадлежности основывается на самосознании людей, причем национальность малолетних детей при переписи определяют родители. Для взрослых ответ на этот вопрос обычно совпадает с соответствующей отметкой в паспорте, но это совпадение не строго обязательно.

Приведенная табл. 1 показывает, что даже коренные национальности союзных республик, давшие им свои названия, сильно разнятся по абсолютной численности и эта численность за период 1959-1978 гг. изменялась по-разному. О причинах таких различий речь

Таблица (находится в справочных материалах нашего сайта) 1. Численность основных национальностей* союзных республик по данным переписей населения

Прирост за

1959 __ 1978 гг тыс. человек

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

Туркмены

Всего по СССР

* Расположены в нисходящем порядке по их численности в 1979 г.

пойдет далее. Пока же отметим, что если бы мы взяли более длительный период времени, охватывающий и очень сложные в демографическом отношении годы Великой Отечественной войны, а также большее число народов страны, то такие различия были бы еще более заметны. Но из-за прошедших территориальных изменений некоторые данные довоенных и послевоенных переписей несопоставимы, и нам при анализе динамики численности народов придется ограничиться лишь отдельными примерами. Но сначала приведем еще некоторые сведения.

Советский Союз - крупнейшая страна мира по территории, составляющей 22,4 млн. кв. км. Его материковая часть, занимающая северо-восток Евразии, протянулась с запада на восток более чем на 9 тыс. км, а с севера на юг - более чем на 4,5 тыс. км. На этой огромной территории климат изменяется от полярного на севере до субтропического на юге и от мягкого и влажного в приморских областях до сухого континентального в центре страны и в Средней Азии с соответствующей вертикальной зональностью в горных районах. Коренные народы страны формировались и в течение многих веков живут в самых различных природных условиях, что, конечно, не могло не отразиться на их традиционном хозяйстве, на культуре и быте. Так, оленеводы тундровой зоны мало похожи на садоводов субтропической Абхазии.

Историческое, социально-экономическое и культурное развитие различных народов происходило неодинаковыми темпами. Это нашло свое отражение в существовавших перед Октябрьской социалистической революцией многоукладное™ хозяйства и общественного строя - от капиталистического до патриархально-родового уклада. К этому добавлялись еще религиозные различия. Большая часть народов европейской части страны (русские, основная масса украинцев и белорусов, мордва, марийцы) исповедовала православие, которое на западе граничило с другой ветвью христианства - католицизмом (литовцы, поляки, часть латышей, западные украинцы и белорусы), а на северо-западе - с протестантизмом (эстонцы, часть латышей). На юго-востоке- от Приуралья до Гиндукуша и Тянь-Шаня, а также на северном и восточном Кавказе (азербайджанцы, народы Дагестана, татары, башкиры, пароды Средней Азии)-господствовал ислам. У многих народов Сибири и Дальнего Востока бытовали пережитки шаманизма и родовых культов. Религия оказывала сильное влияние на жизнь народов, в том числе и на их демографическое поведение, особенно в отношении деторождения.


Далее: