Лариса Голубкина призналась, что Андрей Миронов «поссорил» ее с дочерью Машей. Лариса Голубкина: «Андрюше нельзя было становиться актером А Маша была девочкой шустрой или спокойной

- Сколько?

Да все там соблазн! Когда у тебя трусы есть - колготок нет, колготки есть - трусов нет, бюстгальтера нет, денег нет. А ты приезжаешь в качестве звезды, значит, как-то должна выглядеть. Конечно, никто не соревновался с Софи Лорен и Элизабет Тэйлор . По крайней мере, я не соревновалась. Но надо же выглядеть достойно. И я приезжала всегда очень красивая. Мне мама шила, она по профессии была закройщицей, и «Мосфильм» мне шил. Вот только туфли нужно было достать.

- Я слышала про известного портного Затирку.

Он шил костюмы для кино. Затирка мне гусарские брюки скроил и при этом сказал: «Раз я вам шью бруки, вы будете звезда. Я Любови Орловой тоже шил платье, и что с ней сталось, вы знаете?»

- И действительно, ваша жизнь после «Гусарской баллады» сразу изменилась...

Помню, как я первый раз вышла на встречу со зрителями, в МЭИ (это Энергетический институт). Студенты только что посмотрели фильм, был полный, битком, зал. А после к ним вышла я. И зал лежал от смеха. Потому что говорила я что-то вроде: «Ребята, ну я вот три-четыре года назад школу окончила. А сейчас я прям тут стою перед вами... Понимаете?»

- Поклонников у вас много было?

Мне жить не давали девочки. Это было что-то страшное, настоящая слежка. Десять лет пытки! Девочки бегали раньше за какими-то актерами-мужчинами, а тут повернулись ко мне. Потому что в фильме я была не то мальчик, не то девочка. У них что-то сместилось, наверное, в голове, и они полюбили меня страстной любовью. Знаю, многие из них стали ходить на конюшню, пить портвейн и курить. Мужиками какими-то стали. А разве я давала такой повод? Ну и конечно, письма мне писали все кому не лень. Я их на дачу отвозила, они до сих пор в мешках лежат.

Смешно, но некоторые в письмах меня просили денег прислать. Я думала: лучше бы вы мне туда положили десять копеек. Потому что писем приходило столько, что если бы в каждом по десять копеек, я стала бы богачкой. Знаю, мои родители опасались такой популярности, не понимали ее - и я им старалась об этих письмах и о девочках-поклонницах не рассказывать. Это все странным кажется людям, далеким от актерской профессии. Вот в семье Мироновых такие вещи считались чем-то естественным. Папа, мама - известные артисты, и сын - известный артист. Но ведь Андрей и должен был стать известным артистом, для него это все органично и нормально.

- Скажите, а это правда, что поклонницы, которые ходили за вами, потом стали ходить за Мироновым?

Нет, у Миронова была своя отдельная команда. Она у него образовалась после «Бриллиантовой руки», а это 69-й год. У меня же все началось с 62-го года. И было время, когда Андрюша мне завидовал. Помню, когда я в Африку поехала (это Андрюша за мной только ухаживал), он жаловался: «Надо же, одним все, другим ничего». Я тогда по три-четыре-пять раз в год куда-то ездила, а он еще вообще никуда не ездил, но очень хотел. Помню, попросил меня что-нибудь привезти ему из Африки. И я привезла манго. Можете себе представить, что такое в 67-м году манго?! Я его сорвала в Мали. Запах у него был невероятный, как будто все ягоды мира собраны. Ничего вкуснее и представить было нельзя.

«Губерния» публикует интервью с народной артисткой России, членом Попечительского совета Проекта «50 ПЛЮС» Ларисой ГОЛУБКИНОЙ.

- Лариса Ивановна, что для Вас сейчас главное в жизни?

Самое главное в жизни любой женщины - семья, дети, внуки… По большому счету уже все продумано, пережито, и если что-то ставить на первое место, то, конечно, это дочь и внуки - Маша, Ваня и Настя. Они живут самостоятельно и время от времени меня к себе зовут, но иногда так получается, что у меня или спектакль, или я в отъезде. Вообще в моем представлении идеальная бабушка - это та, что топчется на кухне и ждет детей из школы. Я не такая. Видимо, это уже вчерашний день. И поэтому мне глубоко симпатичен Проект «50 ПЛЮС». Ведь он ориентирован на активных, позитивных людей, которых радуют все плюсы зрелого возраста! По сути это первый и единственный проект, направленный на данный возрастной сегмент, и я не случайно вошла в его Попечительский совет. Искренне радуюсь успехам команды Марии Салуцкой, ведь за 3 года они развернули такую деятельность - ежегодно проводят Международный Форум-выставку «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста» - беспрецедентное мероприятие, единственное в России, Фестиваль творчества людей зрелого возраста, Фестиваль-Премию «50 ПЛЮС. Новая жизнь» в области достижений людей зрелого возраста. Теперь 2 раза в месяц выходит всероссийская общественно - политическая газета, ориентированная на аудиторию людей зрелого возраста «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста».

- В вашей семье складывается актерская династия. Дочь тоже актриса. Вы хотели бы, чтобы и внуки выбрали эту профессию?

Думаете, мои родители хотели, чтобы я была артисткой? Но я ею стала. Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Конечно, нет. А она в 14 лет снялась в фильме «Ребро Адама», после чего ко мне это уже не имело никакого отношения. Она достаточно самостоятельная, у нее другой взгляд на все, другой темперамент, внутренний мир. И мне кажется, она на сцене более свободна, чем я. Хотя я тоже стараюсь никогда не прикидываться, быть правдивой и органичной, но у нее это лучше получается…

- Вы как-то сказали, что для Вас дом - это творчество, что даже к приготовлению котлет Вы относитесь творчески.

Когда был жив Андрюша (Андрей Миронов - прим. Ред.), в доме всегда были завтрак, обед и ужин, и дверь всегда была открыта для людей, которых он мог в любой момент привести. Андрюша когда-то говорил своей маме: мама, ты делаешь хорошие котлеты, но Лариса лучше. А когда одна осталась … Сейчас я люблю готовить для гостей. Могу сварить борщ, когда приходит подружка детства. Получаю удовольствие, если делаю блинчики с мясом или голубцы для внуков.

- Вы очень рано стали звездой, уже на 2-м курсе института после «Гусарской баллады» проснулись знаменитой. В столь юном возрасте сложно не заболеть звездной болезнью.

Во-первых, тогда такого понятия не было - звезда. Но были знаменитости. Те люди, которым я доверяла, меня не хвалили, папа вообще говорил: ну подумаешь, снялась! А то, что за полгода картину посмотрели 49 миллионов, я не считаю своей заслугой. Хотя после этого почти 50 лет я прожила, что называется, «на поверхности». Меня знали все, и в советское время можно было по блату купить растворимый кофе, сыр «Виолу», вырезку. Это было преимуществом известного артиста в Советском Союзе.

В какой-то момент я от этого устала и подумала: какой кошмар, чтобы мясо купить, надо быть очень известным человеком! Раньше у нас тут был овощной магазин, и время от времени меня пускали «за кулисы» магазина, где было то, чего не было на прилавке. Но даже если ты заходил «со двора», все равно нужно было показывать какие-то фокусы, рассказывать сказки, пройтись по канату, сделать тройное сальто, прежде чем тебе принесут килограмм огурцов…

Это другая жизнь. Нынешнему поколению она не понятна. Сейчас нужны только деньги. А тогда и деньги, и связи, так называемый блат. По блату можно было достать и чешский белый кафель, и кухонный гарнитур… Но актерам не так уж много платили, особенно в драматическом театре. На зарплату можно было купить один унитаз, а потом ждать следующей получки.

- Однако многие ностальгируют по тем временам.

Ностальгируют, потому что внешне были все равны, и это многих устраивало. В нашем доме, где я живу уже 40 лет, машина была только у Олега Табакова, у его жены, и у нас с Андрюшей было по машине. Это было все равно, что иметь «Бентли» по нынешним временам. Но мы были известными артистами, и нам нечего было стесняться.

Вы знаете, сколько было в Москве девочек и мальчиков, закончивших технические вузы? Инженеры тогда были в моде, и всех их загоняли в НИИ закрытого типа. Что они там делали? Вспомните «Служебный роман» Рязанова: продавали сапоги, красились, накручивали волосы, курили, пили кофе до 6 вечера... Что могло им там нравиться? Но зато все были пристроены.

Мы никогда не ставили материальные блага на первое место. И никогда не унывали, всегда были энергичные. И теперь повзрослев, когда дети выросли, многие находят себе новые увлечения - кто-то пишет книгу, кто-то занялся спортом, некоторые путешествуют. Нужно осознавать, что мое поколение небезразлично ко всему новому, нам подавай то, что заставит двигаться, жить! Вот почему мне и моим друзьям интересна информация, которая помогает развиваться, больше узнавать и быть в ногу со временем.

Я это сделала с выходом первого номера. Я с удовольствием прочла статью о Евтушенко, столько песен на его стихи прозвучали в советских кинофильмах, мы все их поем и сейчас… И вообще, газета очень содержательная, информационная - из нее можно узнать много из того, что нас интересует. Финансовые вопросы - как разобраться в них, если банки сегодня столько всего предлагают. Или юридические вопросы - одно дело проконсультирова лся с юристом, что-то запомнил, что-то нет. А тут - написано. Не понял - перечитал. Сейчас ведь как - молодые заходят в Интернет, на любой сайт, любую информацию нашли, прочитали. А нам-то ближе газета, даже если можем зайти на тот сайт, информация не читается, не запоминается... Печатное слово - оно привычнее. Вот в Европе, к примеру, уже переходят назад, к печатным изданиям. Ее можно взять в руки, почитать в метро, на трамвае, да на диване!

- Лариса Ивановна, есть ли в Вашей семье какие-то традиции, кумиры?

Явных, записанных в семейной книге традиций нет. Но тот стиль жизни, который был в детстве, сохраняется. Или кто-то тебе встретился на жизненном пути -другие люди, дом, семья, которые тебя удивили и которым захотелось подражать… Где-то я прочла, что учишься только у тех, кого любишь.

А что касается кумиров… У меня было три Маши - Мария Петровна Максакова, которая была моим педагогом по вокалу, Андрюшина мама Мария Владимировна Миронова и ленинградский режиссер Мария Иосифовна Давыдова.

Когда Андрюша сделал мне предложение, мне было 23 года, и он познакомил меня с родителями. Я с ними даже больше общалась, чем с ним, у меня сложились приятельские отношения с его мамой, у которой я многому научилась. У Марии Петровны Максаковой я научилась профессии, пению, вокалу, манере себя держать на сцене, умению разговаривать... А с Марией Иосифовной Давыдовой, которой я очень благодарна, мы виделись каждый год до самой ее смерти. Стоило мне приехать на гастроли, устроиться в отель и принять душ, я сразу шла к ней на завтрак в прелестный старый ленинградский дом. Эти женщины, конечно, были и остаются для меня кумирами.

- Расскажите, пожалуйста, о своих концертах. Люди слушают Вас, затаив дыхание. Вы сами подбираете репертуар?

Репертуар я уже давно подобрала. Конечно, сама! Я знаю, как звуком можно привлечь зрителя, и этим пользуюсь. В древние времена людей можно было привлечь с помощью обрядов, так же и сейчас - можно завлечь звуком, тембром… Меня провожают аплодисментами, и когда я работаю, слушают внимательно - значит, я их как-то задеваю? В чем тут загадка-то? В моем хорошем исполнении или в энергетике, которая притягивает? Или в моей доверительности, открытости? Мне кажется, дело в энергетическом посыле, именно он затрагивает зрителей.

У меня диплом актрисы музыкального театра. Я пела всегда, выступала с лучшими пианистами эстрады - Давидом Ашкенази, Симоном Коганом, Левоном Оганезовом, пианистом Утесова Леонидом Кауфманом. А с какими музыкантами и дирижерами я работала! И все-таки на протяжении всей жизни надо было больше уделять себе внимания в музыкальном плане. Хотя до сих пор у меня голос «не замыленный», я его сохранила, но если бы пела каждый день, может, спела бы сейчас Чио-Чио-Сан…

- А кто Ваш зритель?

Я играю в театрах - в Пушкинском, Театре Советской Армии и в антрепризе. Смешанный зритель, но в основном это женское крепкое поколение нашей страны. Мужчин очень мало. В консерватории, на классике, в опере их еще можно увидеть, но в театре они редкие гости. Конечно, приятнее всего, когда молодежь приходит.

- Вы говорите - крепкое женское поколение. А ведь сколько у нас женщин, перешагнув определенный возрастной рубеж, боятся в свет выходить! Что Вы можете посоветовать тем, кто теряет уверенность в себе, замыкается на домашних проблемах, погружается в одиночество?

Это происходит подсознательно. Почему-то в нашей стране стоит женщине выйти замуж, родить, сделать карьеру - и в представлении окружающих она уже почти старуха! Даже ее дети могут сказать: все, мама, хватит, ногами не крути…

Давать советы по этому поводу очень сложно. Надо менять в корне отношение общества к людям зрелого возраста. Вот мы были в Америке со спектаклем. Там люди покупают абонементы на целый год, как у нас в Консерваторию, и в выходные из Нью-Йорка выезжают в Атлантик-Сити или еще куда-то. Играют там в казино, читают книги, ходят на море, а вечером идут смотреть представление. Я спросила одну женщину - а где ваши дети, внуки? А она мне: «Там где-то. Мы-то при чем здесь? У нас своя жизнь».

У нас этого нельзя было представить тогда. А теперь все это доступно! Менталитет людей старшего поколения меняется на позитив! Вся информация, куда сходить в выходные, куда поехать отдохнуть есть в доступных источниках, сайтах, газетах - только действуй, не сиди на месте!

С другой стороны, и от самого человека многое зависит. У меня есть приятельницы еще со школьных времен, которых куда-то вытащить из дома - проблема! То прическа не та, то наряда подходящего нет… Это комплексы тех застойных времен… И эти комплексы поддерживаются огромным количеством гламурных журналов, которые появились за последние 20 лет. Они рассчитаны на девушек под 2 метра ростом, с точеной фигуркой, да еще на огромных каблуках…

Для нас и про нас, которые не могут уже на себя все это надеть, нет вообще ничего. Ты как будто на обочине, брошенная всеми. Поэтому Проект «50 ПЛЮС» - очень хорошая задумка. Именно поэтому я его поддерживаю и голосую за его продвижение! Но нужна большая силища и выносливость, чтобы привлечь к себе внимание, побудить людей объединиться вокруг этой замечательной идеи.

13:21 Зеленая гречка и азиатская лапша по-русски: чем еще удивили на выставке «АГРО-2019»?

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер попробовал на сельхозвыставке местную продукцию, а сделанные ему подарки передарил. "Губерния" узнала, что главе региона особенно понравилось, а также кому повезло с "презентом".

08:26 Интернет продлевает жизнь? Почему пенсионерам нужно научиться пользоваться компьютером и завести банковскую карту

В преддверии Дня пожилого человека, который отмечается 1 октября, специалисты дали несколько полезных советов южноуральцам

13:38 Вакцинация - за и против. От гриппа собираются защитить половину южноуральцев

Сегодня участники Сигарного клуба и Челябинского экспертного клуба организовали встречу, посвященную вопросу вакцинации

Бабушка русской революции

Ларису Ивановну хочу… Неужели это все еще та самая Шурочка Азарова из «Гусарской баллады»? Верная жена Андрея Миронова? Мама Маши Голубкиной? Наверное, это самые главные ее роли. Ну немало, правда же! И вот еще, это очень важно: Лариса Ивановна Голубкина яркая и уникальная личность с большой буквы «Л». Вот этого уж точно у нее не отнимешь. 9 марта у блистательной актрисы юбилей. В подарок всем нам от нее данное интервью.

— Вы довольны своей актерской творческой судьбой? Все-таки ваша Шурочка Азарова в самом начале — это было что-то! А что случилось потом?

— Когда начинаешь, ничего же не соображаешь. Единственное — я не хотела сниматься в кино. Ну, молодая же совсем, второй курс института, только что школу окончила. У меня такой идиотской мечты — быть звездой — не было вообще, понимаете. Просто были какие-то способности, вокальные, музыкальные. Я училась и пению, и музыке, поэтому хотелось использовать это в мирных целях.

— Но вы же попали к Эльдару Александровичу Рязанову!

— Ну и что, что я попала к Эльдару Александровичу Рязанову. Мне это безумно нравилось, и даже в голову не приходило, что за это платят. Я первое время никаких денег не получала. Только с подачи Леонида Крайненкова, оператора, который спросил: «Ты подписала договор, и сколько тебе платят?» Я сказала, что не подписывала ничего, и он устроил скандал. Даже в газете «Мосфильма» было написано, что так нельзя относиться к молодым актерам.

— Сейчас первым делом уже спрашивают — сколько.

— Нет, тут палка о двух концах. Может, это хорошо, а может, плохо, неразбериха полная. И вот теперь, прожив так много лет, понимаю: я довольна только тем, что всю жизнь в себе сомневалась. А оттого, что я сомневалась, как мне кажется, я и не распустилась в прямом и переносном смысле. Не распустилась, как цветок, до конца и не распустилась, как падшая. Не произошло этого, потому что самоконтроль был жесточайший.

— Лариса Ивановна, а может, вы слишком в себе сомневались, может, вы с этим переборщили?

— Опять же, кто это знает! Если бы я во имя того, чтобы только быть на экране и только бы играть роли, открывала бы свою грудь, шла вперед и растаптывала вокруг все что можно, и меня бы топтали тоже, понимаете? И я бы достигала чего-то, каких-то вершин… Я этого не совершала, и очень довольна.

Я теперь поняла еще такую вещь: те люди, которые одарены от природы по-настоящему музыкальностью и голосом, — очень легкие люди.

— Это вы про себя?

— Ну, не только про себя, любую певицу сейчас могла бы вам назвать. Какие-то очень красивые, открытые, идущие прямо навстречу жизни.

— Вспоминается Елена Образцова, она такая же была, наверное.

— Да! Понимаете, какая штука — и нету комплексов по поводу того, что кто-то чего-то скажет, отнимет у тебя чего-то. Ну, берите, пожалуйста, господи, не жалко! Понимаете?

— Я-то понимаю, но где же амбиции? У артиста разве не должно быть амбиций?

— К сожалению, теперь вот выясняется, что лично у меня их не было. Причем даже если что-то возникало… Помните, был такой академик Амосов?

— Конечно.

— Он утверждал, что все, что есть амбициозного, тщеславного, — это надо затыкать подальше.

— А может быть, он ошибался?

— А я шла за ним. Мне нравилось, что он так говорит. Тогда он еще был живой и здоровый и бегал в трусах по набережной.

— А мне кажется, что у Андрея Александровича Миронова амбиции как раз были. Правда?

— Это у них семейное, другое дело. А у меня не было поддержки. Папа-то не хотел, чтобы я была артисткой. Мне не на чем было посеять эту амбицию, не было почвы.

— Ну, а как же — через тернии к звездам, то есть на противодействии?

— А зачем? Тебя и так все собаки из-под забора узнают. Мясо бесплатно… ну, не бесплатно, а по блату достаешь вырезку. Из-под полы доставали, приносили — огурцы, помидоры, кофе растворимый, воблу. Тоже по блату английские сапожки: уже все — Голубкина придет — готово! И вот в процессе этого, живя в таком маразматическом состоянии, и понимаешь, что главнее для тебя: цыплят подмосковных домой привезти на лошади или все-таки отказаться от этого и немножечко посмотреть в другую сторону.

— И вы отказывались?

— Конечно! Я думала: откуда это у меня? Вот такое противоядие было, потому что я как-то подспудно доказывала своим родителям, что не такие уж плохие люди эти актеры, про которых в народе ходят всякие слухи, анекдоты и байки разные.

— Но родители должны были вас любить в любом качестве, в любом состоянии.

— Вот сейчас дети кричат: ты меня не любила, чего ж ты меня не научила… Нам в голову не приходило, что мы должны с претензиями подходить к своим родителям и утверждать: вы меня не любите… У нас дома был абсолютно солдатский вариант.


«Зельдин — единственный любовник в моем театре»

— Вот вы и поступили служить в Театр Советской армии!

— Ну, в Театр Советской армии я поступила из-за «Давным-давно». Мне сказали, что меня берут на роль Шурочки Азаровой в театр. Но вот там-то и началась жизнь. Меня взяли на роль, а дали ее только через четыре с половиной года. Я сказала, что ухожу из театра, ну сколько можно! Тогда дали. Я вам должна сказать, что мое счастье заключалось в том, что я до того момента не ушла на дно, не утонула, не утопилась, не повесилась… Как же так, я такая знаменитая, такая вот «Гусарская баллада», на меня везде идут, ходят, смотрят, хотят, чтобы я там им спела, фокусы показала… Почему в театре не понимают, что я такая звезда, а мне 69 рублей выделили в получку. И все время корят меня, что я выпендриваюсь, поскольку вроде звезда — и ролей не дают! Можно же взбеситься от этого.


«Гусарская баллада».

— Примеров очень много. Та же Изольда Извицкая… В фильме «Сорок первый» какой прекрасный дебют, и в 38 лет человека уже нет…

— Вот про что я и говорю. И тут опять же мне этот противовес помогал, что я не улетела в небо со своей звездностью. Если мне здесь не дают, я находила что-то другое. То поеду на кинофестиваль международный, стала ездить за границу очень много. Начальник театра говорил: «Я в Мытищи реже езжу, чем она в Европу». Буквально так. Как-то мы были с театром в Кишиневе, а оттуда я должна была лететь в Париж. Все уже оформили: и документы, и визы, и билеты куплены… А в театре мне заявляют: не поедешь — и все, будешь сидеть целый месяц в Кишиневе. Я по секрету взяла такси, уехала в аэропорт. А там самолет задерживается… И вдруг слышу по радио: «Голубкина Лариса Ивановна, вас ожидает внизу директор Театра Советской армии». Начальник за мной приехал! Я спустилась вниз, говорю: «Зачем вы за мной пришли? Объясните, я не понимаю». И он мне называет фамилию актрисы, которая устроила истерику — так ей не хотелось, чтобы я ехала в Париж. Я засмеялась, говорю: ну, сейчас я позвоню в Москву, узнаю, может, действительно отменилась эта Франция. Позвонила в Москву, а мне сказали: все в порядке. И полетел мой самолет, и я с ним улетела.

А один артист мне вообще не подписывал характеристику, тоже для поездки за границу. Я встала на колени, ну, так, шутя, играя, со смехом. Так он все равно не подписал, представляете?

— Вы обрисовали такой террариум единомышленников. Хотя мне, например, Владимир Зельдин говорил, что ему в вашем театре замечательно живется. Кстати, отмечал вас как одну из своих любимых партнерш.

— Да, и он был моим любимым партнером. Это был единственный любовник в моем театре. Партнер, который старше меня… не буду говорить на сколько. 465 спектаклей мы сыграли с ним вдвоем — «Последний пылко влюбленный», ездили вместе. Это да! Зельдину и правда неплохо жилось. Но его тоже, бывало, судили в театре. И меня судили — за опоздание. Я опоздала на семь минут, проспала, дома на Селезневке. Звонок в дверь, спрашиваю: кто там. А мне завтруппы, молодой человек тогда еще был, отвечает: Лариса Ивановна… а потом такое слово: ну мать-перемать… начинается же спектакль! Я как выскочила, как выпрыгнула! Уже в пятом подъезде была, по-моему, раздетой догола… Играть в тот день надо было «Давным-давно». Спектакль начался с опозданием от силы в 8-10 минут.

— Слава богу, вы живете рядом с театром.

— Ну да. А потом был суд… И весь худсовет, старики, они как на меня накинулись! Я обалдела. Даже наш главный дирижер тоже начал чего-то говорить. Когда они все закончили, я встала, перекрестилась и сказала: господи, какое счастье, что я проспала, — теперь знаю, как вы все действительно ко мне относитесь. И начала каждому говорить: вот вы, например, что я вам сделала такого, что вы меня готовы разорвать? И ко всем так… Вы знаете, какая была тишина мертвая.

— Наверное, вы были знакомы с Людмилой Гурченко?

— Она другая, из другой семьи. Ее папа, только-только дочка родилась, уже гладил Люсю по головке и все время говорил: какая ты у меня будешь знаменитая.

— Просто у нее был такой же дебют замечательный, как и у вас, в «Карнавальной ночи», тоже у Рязанова. Потом провал, на пятнадцать лет практически…

— Не верьте этому провалу! Эта девушка почти никогда не была в простое. Если бы я вела себя точно так же, как Людмила Гурченко, то есть напористо и амбициозно… Даже вот эта история с козой. Она козу играла… Утвердили же меня сначала на эту козу. А Люся сказала: будут тут всякие из театров приходить — у нас есть свои киноактеры. Вот и все. И если бы я так себя вела, может быть, я чего-то там надыбала больше. Но я подумала: ну, раз мне бог послал вот такое, значит, так тому и быть. А с другой стороны, вот сейчас записывала программу «Романтика романса». Так вот сегодня чувствую — энергии и осмысленности того, что я в этой программе делаю, у меня не занимать.

— Безусловно!

— И люди не скажут — тут я уверена! — чего эта «бабушка русской революции» там вертится на сцене. А скажут — молодец. А кто не скажет, тот просто завидует.

«Когда твой муж такой артист, то тут сиди и молчи»

— Вы вот рассказываете про свою жизнь в театре — я понял, что она у вас была, мягко говоря, непростая…

— Была и продолжает такой же быть.

— А вот у Андрея Александровича, кажется, совсем по-другому было. Такое впечатление, что его там все любили, что Плучек его любил, и женщины его все любили, и дружба была…

— Давайте так — с женщинами покончим. Женщины все сошли с ума, пристроились к Миронову и просто все знаменитые стали в те 27 лет, что его нет. Поди проверь… Но дело не в этом. Андрею было очень сложно, гораздо сложнее, чем мне, потому что он был сын Мироновой и Менакера. «Ну, конечно же, его устроили родители, — говорили все. — Плучек же дружит с родителями». Сначала было так.

Я помню его с 23 лет, когда мы собирались актерской компанией, пели, играли на гитаре… Андрюша рта не раскрывал, не пел. Он первый раз показал себя в «Интервенции», а потом в «Клопе». А по-настоящему запел на экране в «Бриллиантовой руке», когда ему уже было 28 лет, после чего все поняли, что лучше всем заткнуться, а он пусть попоет. А вот насчет тщеславия — да, это у него было обязательно. Но… Там было одно «но». Ему очень хотелось, чтобы говорили приятные слова, когда он сыграет что-то на сцене: «Молодец, Андрюшка, хорошо сыграл!» В жизни никто ему в этом смысле ничего хорошего не говорил. Помню, в «Горе от ума» он играл… Дома, куда пришли друзья после спектакля, все сидят, молчат, ничего не говорят. И только один Гриша Горин: «Случай, Андрюш, какой ты молодец! Такое впечатление, что откуда-то приехал шикарный гастролер в такой провинциальный театр». Вот такой комплимент он ему отвесил. А как он играл Лопахина — хоть бы кто-нибудь один раз ему что-нибудь доброе сказал. Я считаю, что это был лучший Лопахин — сколько уж я их перевидела. Дело в том, что все амбиции у него от мамы были заложены. У Андрюши вообще, кроме мамы, рядом никого не было: Мария Владимировна Миронова — и все тут.

— Так это настоящая еврейская мама, что вы хотите!

— Ну, она не еврейская, папа еврейский у нас был. Но Мария Владимировна переняла все «до копейки» от Александра Семеновича, даже такой специфический еврейский юмор… Я никогда не забуду: один из первых обедов, куда меня пригласили к Мироновым. Мария Владимировна чего-то там готовила (она очень хорошо готовила!)… Потом все поставила на стол и: «Ну, евреи, идите к столу!»

— Ну, а вы-то Миронову говорили комплименты или только правду-матку типа: «Сегодня ты играл плохо…»

— Знаете, я вообще не представляла, как может быть такое — муж артист. Но когда твой муж такой артист, то тут сиди и молчи. И радуйся, что тебе повезло.

— А как же вы с ним решили пожениться? Это была любовь, страсть или вы все раскладывали на весах?

— Когда тебе уже чуть ли не четвертый раз по жизни, с молодых лет, делают предложение… Это должно было случиться. Еще мне папа сказал: «Запомни, Андрей — это твой». Отец мой, понимаете?!

— И как вам сейчас видятся эти четырнадцать лет с Мироновым?

— Слушайте, уже 27 лет после этого прошло, я уже должна быть в маразме. Что было, то было…

— И вы вошли в компанию Андрея Александровича, где были Горин, Захаров, Ширвиндт. Как скоро вы стали там своей? Или уже были?

— Я была не такая, я другая была. Они говорили, что воспитают меня, как Бабу-ягу в собственном коллективе. Вот так и воспитывали. Ведь первое время, когда Шура говорил матерные слова, я плакала. Они говорили: «Ничего, мы ее приучим». А Люба Горина мне подсказывала, как себя вести. Говорит: не обращай внимания, делай вид, что не слышишь, иначе сочтут, что ты ханжа. И Люба Горина привыкла, и я привыкла.

— И сами на этом «великом и могучем» тоже начали разговаривать?

— Нет. Вот, например, Людмила Гурченко, когда говорила, у нее это так талантливо и ловко получалось. Мне с этим не повезло.

«Я сама»

— Миронов все-таки был сложным человеком. Насколько безоблачными были ваши отношения?

— Облачные — безоблачные… Он меня не бил, точно. Не устраивал истерик, точно. Не успели за 14 лет. Как раз наоборот, у нас складывались уже такие отношения, что чем дальше в лес, тем больше дров, в смысле, что тем лучше мы пристраивались друг к другу, все больше и больше привыкали, больше и больше любили… Мы взрослели в отношениях. И взрослость становилась более крепкой, устойчивой…

— Но сыграли вы вместе только в одном фильме — «Трое в лодке, не считая собаки». Это было одно сплошное веселое хулиганство, да?

— Очень мило мы там время проводили, было здорово. Но это 1978 год, который потом оказался таким тяжелым для Андрея. Он уже уехал в Ташкент, и у него там случилось первое кровоизлияние. Я туда поехала, целый день была с ним в больнице. Но никто из московских врачей не приехал. Я так и не поняла, что это было с ним. Он лежал в ташкентской правительственной больнице, врачи сказали, что у него менингит и там, где было кровоизлияние, порвался сосуд, образовалась пробка. И вот эта пробка прожила девять лет. А через девять лет он умер в Риге прямо на сцене.


«Трое в лодке, не считая собаки».

— Я помню, вскоре после смерти Андрея Миронова вы сказали в телевизионном интервью: «Ну да, некому теперь и гвоздя забить». Так просто и без слез.

— Неужели я так сказала? Понимаете, для посторонних людей лучше, наверное, чтобы я бросилась с 12-го этажа, либо рвала на себе волосы до конца жизни, или устраивала истерику при всем честном народе. Если она не плачет, всего этого не делает — видать, она его не любит. Даже Мария Владимировна… После Андрюшиного ухода я стала раз в неделю, в две, в месяц приглашать к себе тех же людей, которые приходили. Ну, день Андрея… Мария Владимировна сказала — развлекается вдова. Мне как-то странно было такое услышать, я все отменила. Когда отменила, она сказала — ну, выдохлась вдова. И я поняла: угомонись, никому ничем не угодишь, живи, как ты живешь и чувствуешь.

— А ведь замуж вы больше не вышли?

— Нет, конечно, вы что, господь с вами. У меня вообще никогда не было патологического подхода к слову «замужество», даже с молодых лет. Не было такой проблемы, что меня не возьмут, я постарею. Правда, я сейчас не кокетничаю. «Гусарская баллада» на меня так подействовала хорошо.

— А с Машей, дочкой, какие у вас отношения? Они менялись со временем?

— Да, менялись. Когда Андрюша умер, Маша мне заменила Андрюшу. Она ведь точно такая же: что ни скажешь, все смешно. Конечно, большая ответственность была, когда она вышла замуж. Сразу повзрослела, все-таки двое детей. Разговаривая со мной, вы можете подумать, что я крепкий орех… Нет, просто я поняла, и Маша в этом на меня похожа очень, — не просить о помощи. Она такая же: «Не надо, мама, я сама». Но к внукам своим… Вот Настя катается на коньках, а я бегаю с блинами с начинкой где-то в кустах.

— А что такое одиночество, Лариса Ивановна?

— Сейчас очень модно говорить про одиночество. Вы будете смеяться, но с точки зрения обывателя я очень одинока. Не считая того, что я выхожу на сцену, а там полторы тысячи зрителей сидит. Одиноко мне?

— Но потом вы сходите со сцены и идете домой…

— И иду враскоряку домой, чтоб меня никто не трогал, — попить чайку и лечь спать, вот и все. А сколько в горах я ходила — только одна. Один раз со мной поехала моя приятельница, и после этого мы с ней вместе уже не ходили. Я поняла, что не могу в паре. Когда ты идешь в гору целенаправленно, какие разговоры могут быть? Не может быть разговоров. Пять лет назад я была в Швейцарии и там за 17 дней ни слова не произнесла. Кроме разве что просьбы в ресторане, чтобы мне рыбу подали.

— И получали кайф от одиночества?

— Ой, вы знаете, даже при том, что женщина не очень-то большой мыслитель, когда она ходит в горах — кое-какие мыслишки возникают...

Недавно Лариса Ивановна ГОЛУБКИНА скромно, в кругу близких и друзей, отметила свой красивый юбилей (75 лет). Все знают, что в её актёрской карьере определяющую роль сыграл блестящий дебют в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

С 1964 года и по сей день знаменитая актриса хранит верность Центральному академическому театру Российской армии. В кино Лариса Ивановна снимается избирательно. Редко, но метко: «Дайте жалобную книгу», «Сказка о царе Салтане», «Освобождение», «Трое в лодке, не считая собаки» и др. От души поздравив с прошедшим юбилеем, обозреватель «АН» (газета "Аргументы недели") задал актрисе несколько вопросов.

- Лариса Ивановна, это правда, что известный художник Константин Маковский рисовал картину «Русская красавица» с вашей бабушки?

- Я слышала об этом. Но свою бабушку Агафью видела от силы два-три раза и ничего толком о ней не знаю, кроме того, что она действительно славилась красотой. У неё лицо было очень интересное: нос с горбинкой, глаза миндалевидные, голубые. К сожалению, ни её фотографии, ни мои детские снимки с ней не сохранились - весь наш семейный архив погиб во время войны.

- Где прошло ваше московское детство?

- В районе Лефортово. Я там родилась, выросла. Лефортовский парк мне до сих пор снится… Сколько себя помню, я росла сама по себе. При том, что всегда активная была, общительная, но, если меня что-то увлекало, я не делилась ни с кем. Например, мне нравился лунный свет - он просто безумно меня притягивал. Помню, мне было лет восемь, я ездила в Калужскую губернию к родственникам. Когда мы ходили в лес за малиной, грибами, я находила там гнилушки, их, никому не говоря, приносила домой и прятала под кровать. А когда все засыпали, я лезла под кровать и смотрела на них: сыроватые гнилушки в темноте светились, как луна. Это был мой детский секрет!

Впервые слава к Ларисе Голубкиной пришла после фильма "Гусарская баллада"

- Ваш папа был кадровым военным. На ваш характер это как-то повлияло?

- Кроме того, папа был мастер спорта и чемпион ЦСКА по стендовой стрельбе. И охотник заядлый. Мы жили очень небогато. Пальто нет, ничего у нас нет, зато есть четыре дорогущих коллекционных ружья… Думаю, папин характер, его упёртость больше передались моей дочке Маше.


Л.И. Голубкина в роли Шурочки Азаровой (фильм "Гусарская баллада")

- Вы считаете, что для женщины упёртость - полезная черта?

- Для женщины в упрямстве ничего хорошего нет. Я считаю, девочку надо воспитывать женственной, мягкой. Я бы даже сказала, послушной - мудро послушной. Сейчас мы отпустили женщин в «свободный полёт», и поэтому множество семей разваливается. Если раньше мальчиков воспитывали с мечом в руке, то девочек - у очага с вышиванием, у плиты в кухонном переднике. И для меня сейчас нет ничего удивительного в том, что «упрямым и непокорным» женщинам их мужчины начинают изменять…

- Тем не менее при всём своём упрямстве ваша дочь Маша продолжила актёрскую династию, что вас, наверное, очень радует?

- Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Нет, конечно. А она в свои 14 лет вдруг снялась в фильме «Ребро Адама»… Понимаете, я специфически отношусь к актёрской профессии. Она требует неуёмного тщеславия, фанатического желания первенства. И чем дальше, тем больше.

Дочь Ларисы Ивановны Маша Голубкина тоже выбрала актерскую профессию

А у меня никогда не было таких амбиций. Может, потому что отец всё время талдычил про нашу работу, что это «такое позорище». Я не из тех, кто дерётся за роли, пробивает лбом любую стену, ставит режиссёрам и коллегам жёсткие условия. Наоборот, я отдаю всем с лихвой своё. Я не только про роли говорю. Вот не так давно сделала ремонт в квартире - и могу матрас отдать кому-нибудь хороший на кровать. Вам не нужно? Другой продаст, а я отдаю бесплатно...

- Недавно в Театре Российской армии была громкая премьера - ваш бенефисный спектакль «Ма-Мурэ». А чем наполнена ваша творческая жизнь помимо театра?

- Один-два раза в месяц обязательно куда-нибудь езжу с концертами. Например, не так давно прилетела из Мурманска - у меня там был вечер старинного романса. Что приятно, в зале было много молодёжи, особенно солдат, моряков. А самое главное - как они слушали!

Обычно военные, когда им неинтересно, начинают зевать, переглядываться, а тут в конце все дружно встали и… Как они аплодировали! Я была в таком восторге! Думаю: Господи, значит, я ещё могу повлиять на молодёжь каким-то образом.

- Отдых в вашем распорядке жизни предусмотрен?

- Я езжу в Баварию или Швейцарию и отдыхаю там. Хожу в горы, но не на лыжах, а пешком, ножками - в день по нескольку километров. И так - 15 лет… В юные годы я не занималась спортом как сумасшедшая, но неплохо бегала, увлекалась художественной гимнастикой, настольным теннисом. Потом был сильно загруженный работой период, и я честно делала комплекс аэробики «Workout с Джейн Фондой». По 50 минут каждый день!

С мужем Андреем Мироновым в фильме "Трое в лодке, не считая собаки"

Андрюша так просто переступал через меня, когда я на полу тренировала растяжку. Кстати, мне это очень помогло! А хождение вообще идеально подходит для моих энергии, темперамента, мировоззрения. Появляется столько свежих мыслей, всяких планов театральных, творческих. Конечно, ничего из них толком не осуществилось. Но фантазия-то живая! Регулярная ходьба даёт мне силы. Во всяком случае никогда не пойду по улице ссутулившись. Всегда расправлю плечи!

Интервью подготовил Александр МАЛЮГИН

Голубкина с Олегом Видовым в фильме "Сказка о царе Салтане"

PS. Лариса Ивановна Голубкина снялась в 13 кинофильмах, на её счету серьезные роли в более чем 20 спектаклях.

Помимо съёмок в кино Лариса Голубкина также появлялась в качестве ведущей телепередач «Артлото» и « Утренняя почта », участницы телепередачи «Точь в точь» (2015).

Принимала участие в телевизионном представлении « Бенефис Ларисы Голубкиной », снятом режиссёром Евгением Гинзбургом по сюжету спектакля «

Лариса Голубкина поведала, как нелегко складывалась семейная жизнь с Андреем Мироновым и каким было совместное счастье.

28 лет назад - 16 августа 1987 года - умер от инсульта 46-летний актер Андрей Миронов. Фильмы с его участием «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Трое в лодке, не считая собаки» и многие другие зрители помнят и сегодня. Женщины его обожали, однако Андрей Миронов, несмотря на все свои похождения, долгие годы был увлечен актрисой Ларисой Голубкиной. Он ухаживал за ней 11 лет, несколько раз делал предложения, но заветное «да» услышал с четвертой попытки. Лариса Голубкина в интервью рассказала о том, почему 28 лет после смерти любимого она не пускает мужчин в свою жизнь, как относится к множеству новоявленных любовниц народного артиста России и как ей пришлось стать покорной женой, чтобы не упустить советского секс-символа...

С Андреем Мироновым Ларису Голубкину познакомила ее подруга, актриса, звезда фильма «Джентльмены удачи» Наталья Фатеева. В то время еще малоизвестный актер был безумно влюблен в нее. И когда Наталье он изрядно надоел, она пришла к выводу, что Андрей очень даже подойдет Ларисе Ивановне. Она так и сказала: «Это - твое» - и в декабре 1963 года на свой день рождения представила их друг другу.

Мы тогда еще детьми были - 22 года. Я к тому времени снялась в фильме «Гусарская баллада», за полгода картину просмотрели 49 миллионов зрителей, многие меня воспринимали как невероятную знаменитость, - вспоминает 75-летняя народная артистка РФ. - Он тогда был веселым, смешным мальчишкой, который танцевал мазурку на улице.

В тот вечер Андрей Александрович пошел провожать новую знакомую. Тогда же он и танцевал перед Голубкиной мазурку, но та в ответ лишь учтиво хохотнула. Вкоре он сделал ей предложение, но она всерьез слова Миронова не приняла, ответила ему отказом. Как признается Лариса Ивановна, о замужестве она и не думала.

Соглашаться на сожительство тогда было не принято. Жить в гражданском браке считалось оскорбительным, а если выходить замуж, как я тогда представляла себе, то сразу надо рожать. Я недавно снялась в фильме, много ездила за границу, боялась стать невостребованной, уйдя в декрет.

Миронов и Голубкина долгие годы оставались друзьями. В жизни Андрея Александровича появлялись новые женщины. И вот однажды он влюбился в актрису Екатерину Градову. И в 1971 году они узаконили свои отношения. В этом браке у Миронова родилась дочь - Мария Миронова.

Не оставалась одна и Лариса Голубкина. Со своим гражданским мужем, сценаристом Николаем Щербинским-Арсеньевым, они стали жить вместе еще в 1969 году. Плодом их любви стала дочь - Мария. Ей Голубкина дала свою фамилию. Однако и сегодня у многих встает вопрос: «Кто же на самом деле является отцом Марии Голубкиной?» Официально - Щербинский-Арсеньев. Однако три года назад гражданский муж Голубкиной в одном из своих интервью заявил, что настоящий отец Марии - бывший директор «Мосфильма» Владимир Досталь. С ним у актрисы был краткосрочный брак.

Сама Мария Голубкина большую часть жизни была уверена в том, что Андрей Александрович и есть ее настоящий папа. Правду ей открыли журналисты. Лариса Ивановна на эту тему говорит неохотно. Актриса сказала лишь, что это дочь Андрея Александровича и нечего тут перемалывать. Маша Миронова и Маша Голубкина, будучи детьми, никак друг с другом не взаимодействовали. По словам Ларисы Ивановны, Андрей Александрович не был против их общения. У него просто не хватало времени на них:

Мне кажется, что есть какой-то заданный ритм в жизни каждого человека. У Андрея был совершенно безумный ритм. И очень хорошо, что мы ему там не мешали. Он успел очень многое сделать. Вот смотрите, после его смерти прошло 28 лет, а мы до сих пор про него говорим с вами. Он незабываем.

«Каждая считала, что именно она достойна Миронова» / Личный архив

Как бы там ни было, брак Миронова и Градовой распался, у Ларисы Ивановны личная ситуация была аналогичной. По словам актрисы, семью Миронова она не разрушала. К ней он пришел, уже будучи свободным мужчиной:

Они жили-то всего ничего - года два, не из-за меня же они развелись. Андрей уже жил у родителей, когда мы сошлись, так что я не входила в их дом ледоколом.

Отношения с родителями Миронова у Ларисы Ивановны всегда были хорошими, знакомым они ее представляли: «Это наша Лариска!» Но все же отец Андрея Миронова, актер Александр Семенович Менакер, узнав о романе, пришел к его возлюбленной, чтобы предупредить о сложном характере сына.

Я тогда спросила Александра Семеновича: «Это ваша политика, чтобы отвадить его от меня? Может, для вас он тяжелый, а для меня легкий».

В 1977 году Миронов и Голубкина расписались в одном из московских загсов. Никакого особого торжества по этому случаю молодые не устраивали. У невесты не было даже белого платья. Это было решение самой Ларисы Ивановны. Несмотря на то, что с доводами свекра она не согласилась, потом не раз убеждалась, что у мужа характер непростой. В быту ей приходилось подстраиваться под его правила. Андрей Александрович был крайне педантичен в отношении порядка и очень любил гостей. Миронова называли душой компании, а вот его супругу это тяготило - она предпочитала тишину.

Каждые выходные наш дом был полон гостей, я принимала их, кормила, а могла ведь и по-другому себя вести - скандалить, например. Не делала этого, потому что знала, что Андрей тогда просто уйдет от меня, а все женщины в его окружении только об этом и мечтали. Каждая считала, что именно она достойна Миронова, а не какая-то там Голубкина.

Советуюсь я только с собой. На первый взгляд кажется, что я открытая, на самом деле не так: свое глубокое, сокровенное никогда никому не скажу. Врач может помочь: перевязать ногу, сделать укол сердечный, заглянуть тебе в желудок, а твою душевную боль никто понять не в состоянии, иногда даже ты сам.

Мария Голубкина, ее дочь Настя и Маша Миронова /

- Вы и с Андреем Александровичем не делились личным?

Мы так глубоко друг друга не терроризировали, может, поэтому у нас и были отношения довольно не скандальные. У обоих уже был опыт за плечами, смотрели на все трезвыми глазами.

Будучи в браке с Голубкиной, Миронов оставался привлекательным для многих женщин. И слава донжуана, в особенности после смерти, его настигла. То одна, то другая актриса рассказывала о своих отношениях с ним. Лариса Ивановна сама однажды поведала о том, как ее муж был увлечен молодой Еленой Прокловой.

Он был милый славный человек, любил женщин, как и все мужики. Все, кто сейчас жив, прикидываются святошами, хотя могли дать фору Андрею Александровичу. При мне он не демонстрировал влюбленности в других. Он рассказывал про каких-то своих женщин, которые у него были до меня, ему нравилась моя реакция - я смеялась.

- Лариса Ивановна, но вы красивая женщина. У вас ведь тоже были поклонники. Миронов не ревновал?

Сейчас мне многие говорят, что я красива, но тогда я не знала этого. То, что кокетливая - знаю. Конечно, он ревновал, порой говорил мне: «Только попробуй взглянуть на кого-нибудь!» Однажды, я помню, мы из Таганрога летели, с нами в самолете оказался красивый молодой человек - зам. директора военного завода таганрогского. Андрюша понял, что этот человек на меня глаз положил. Тогда муж включил все свое обаяние и предложил военному выпить. После рюмочки-другой они и подружились. Когда прилетели в Москву, то сразу же пригласил его к нам домой. Уже у нас дома они продолжили выпивать, в конечном счете военный стукнул по столу и сказал, глядя Андрею в глаза: «А все равно я ее люблю», но в этой ситуации супруг смог сгладить острые углы. С тех пор каждый раз, когда он звонил или приезжал, подарки привозил только Андрею, а не мне.

Андрей Александрович и Лариса Ивановна прожили вместе 10 лет. Жизнь Миронова оборвалась в Риге во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Не доиграв последнюю сцену, он потерял сознание. Его доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы, но спасти актера не удалось. Специалисты диагностировали обширное кровоизлияние в мозг.

Лариса Ивановна не считает, что ее муж был против общения своей дочери с дочерью Голубкиной / Валерий Плотников

У Андрея была врожденная аневризма (выпячивание стенки артерии. - Авт.) сосудов головного мозга. Если бы трагедия произошла в Америке, а не в Риге, его скорее всего успели бы прооперировать, - уверена Лариса Ивановна.

Похоронили артиста в Москве 20 августа 1987 года. На следующий день после похорон Лариса Ивановна решила навестить могилу мужа и побыть с ним наедине. Но там уже была девушка - его верная поклонница Марта.

Девчонка лет 16 или 17 лежала, обняв холмик. Мы с ней познакомились, и, как оказалось, она с 13 лет на спектакли с участием Андрея ходила. Марта умерла через год после смерти Андрея, она страдала врожденным пороком сердца. А девушка ведь к свадьбе готовилась со своим молодым человеком. У нее и платье уже готово было. Такая любовь к артисту - это, наверное, болезнь...

После смерти Андрея Миронова Лариса Голубкина так и не вышла больше замуж. Как она сама признается, это не был какой-то ее осознанный выбор.

Моя жизнь продолжается, после смерти Андрея она не остановилась.

После похорон Андрея Миронова многие обвиняли Голубкину в том, что она не плачет и не падает в обморок от горя. Однако время показывает, что именно она остается верной хранительницей их очага. Как и прежде, живет в двухкомнатной квартире, в которой они когда-то были счастливы с Андреем Александровичем. После смерти народного артиста России Лариса Ивановна вот уже 28 лет одна. Как призналась нам актриса, предложения о замужестве ей не поступают.

Мне порой очень хочется найти человека, который ухаживал бы за мной, заботился, поддерживал меня, но в этом возрасте я не вижу смысла выходить замуж. Одинокой я себя не чувствую, спасают дочка и любимые внуки.