Лев жильцов. Биография. Отрывок, характеризующий Жильцов, Лев Михайлович

Родился 2 февраля 1928 года в городе Нахабино, Московской области. В 1935 года семья переехала в Ивантеевку Московской области. В 1942 году поступил в Московскую военно-морскую спецшколу. После окончания в 1949 году Каспийского высшего военно-морского училища служил штурманом, затем помощником командира на малой подводной лодке М-113 на Черноморском флоте. В 1951 году старшего лейтенанта Жильцова направили на учебу в Ленинград на высшие курсы подводного плавания, которые он окончил с отличием и в 1952 году был назначен помощником командира средней подводной лодки С-61. В августе 1954 года Лев Михайлович назначен старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В июне 1959 года Лев Михайлович Жильцов за активное участие в создании первой атомной подводной лодки был награжден орденом Ленина и в этом же году назначен ее командиром. Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила проход под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности молодого атомного флота нашей страны и высокое мастерство советских подводников. За этот беспрецедентный по тому времени поход (тогда рейды атомных подводных лодок сравнивались с полетами в космос) 20 июля 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 11122). В 1963 году Лев Михайлович поступил в Военно-морскую академию, после окончания которой, в 1966 году его назначили заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1975 году ему присвоено звание контр-адмирала. С 1976 года служил в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. А в 1987 году ушел отставку.

В 1988 году Льву Михайловичу Жильцову было присвоено звание «Почетный гражданин города Ивантеевки». В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» под командованием Льва Михайловича Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли детские годы Льва Михайловчиа Жильцова по адресу ул. Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улица города стала носить имя Адмирала Жильцова.

Достижения

Жильцов Лев Михайлович

(1928–1996)


Герой Советского Союза (1962), контр-адмирал, подводник.

Родился 2 февраля 1928 г. в пос. Нахабино ныне Красногорского р-на Московской обл. в семье рабочего. Русский.

Образование среднее.

В Советской Армии с 1945 г. Окончил Ленинградское военно-морское подготовительное училище, а затем – в 1949 г. Каспийское высшее военно-морское училище. Член КПСС с 1958 г.

Был старшим помощником командира первой советской атомной подводной лодки. 17 июля 1962 г. атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" под командованием капитана 2 ранга Л.М. Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса. Выполняя задание Советского правительства, атомная пл "Ленинский комсомол" дважды побывала на Северном полюсе под многометровыми льдами Арктики. За образцовое выполнение в сложных условиях подводного плавания поставленной задачи и проявленные при этом мужество, стойкость и высокое мастерство в овладении новейшей боевой техникой командиру пл капитану 2 ранга Л.М. Жильцову 20 июля 1962 г. было присвоено звание Герой Советского Союза.

В 1966 г. Л.М. Жильцов окончил командный факультет Военно-морской ордена Ленина академии. Занимал различные командные должности на Балтийском и Северном флотах.

С 1977 г. контр-адмирал Л.М. Жильцов в запасе. Работал в комиссии госприемки кораблей ВМФ.

Награжден двумя орденами Ленина, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, Красной Звезды, медалями.

Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 4-е изд., испр. и доп. М., 1988, с. 10, 502.
Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 152–153, 238.
Варганов Ю.В. Инженеры флота. Л., 1973, с. 162.
Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991, с. 316.
Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 102–105.
Герасименко Д.Я. и др. Славен героями Северный флот. 2-е изд., доп. Мурманск, 1982, с. 194–195.
Герои огненных лет. Кн. 6. М., 1983, с. 594–602.
Герои Советского Союза. Т. 1. М., 1987, с. 504.
Корабли-герои. М., 1970, с. 222–225.
Красная звезда. 2002. 17 июля.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 146.
Шаги в бессмертие. М., 1965, с. 332–339.

Жильцов Лев Михайлович – командир атомной подводной лодки (АПЛ) «К-3» 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга.
Родился 2 февраля 1928 года в городе Нахабино Московской области в семье рабочего, впоследствии погибшего на фронте в Великую Отечественную войну. Русский. С 1935 года жил в рабочем посёлке Ивантеевка (с 1938 года – город Московской области). Образование среднее: в 1945 году окончил Ленинградское военно-морское подготовительное училище.
В Военно-Морском Флоте с 1945 года. Окончил в 1949 году Каспийское высшее военно-морское училище. Начинал службу на Черноморском флоте, штурманом, штурман и помощник командира подводной лодки «М-113».
По окончании Ленинградских высших курсов подводного плавания, назначен помощником командира ПЛ «С-61», а в августе 1954 года - старшим помощником командира строящейся первой в Советском Союзе атомной крейсерской подводной лодки проекта 627 «Кит» (командир капитан 1-го ранга Осипенко Л.Г.), получившей в марте 1957 года тактический № «К-3». Член КПСС в 1958-1991 годах.
В декабре 1959 года Л.М. Жильцов назначен командиром АПЛ «К-3» (Северный флот). Под его командованием с 11 по 21 июля 1962 года АПЛ «К-3» совершила первый в истории ВМФ СССР поход (командир похода и старший на борту контр-адмирал А.И. Петелин) под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 18 июля 1962 года, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности юного советского атомного флота и высокое мастерство подводников-североморцев.
За образцовое выполнение в сложных и трудных условиях подводного плавания поставленной задачи и проявленные при этом мужество, стойкость и высокое мастерство в овладении новейшей боевой техникой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года капитану 2-го ранга Жильцову Льву Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
9 октября 1962 года АПЛ «К-3» присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол».
В 1966 году окончил Военно-морскую академию. С 1966 года - заместитель командира отдельной бригады подводных лодок дважды Краснознамённого Балтийского флота (Таллин). С марта 1971 года - командир 203-й отдельной бригады ремонтирующихся подводных лодок Северного флота, с октября 1974 года - командир 339-й отдельной бригады Беломорской военно-морской базы Северного флота. С 1976 года контр-адмирал Жильцов Л.М. – член Постоянной комиссии, уполномоченный и старший уполномоченный Государственной приемки кораблей ВМФ СССР. С 1977 года – в запасе, а с декабря 1986 года - в отставке.
Жил в городе-герое Москве. Умер 28 февраля 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 3).Контр-адмирал (25.04.1975). Награждён двумя орденами Ленина (1959, 1962), орденами Красной Звезды (1981), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (1976), медалями.
Почётный гражданин города Ивантеевка (1988). Его именем названа улица в Ивантеевке (1997).
В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" под командованием Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли его детские годы по адресу улица Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улица города стала носить имя адмирала Жильцова.

6 и 9 августа 1945 г., несомненно, поворотные моменты в истории человечества. Появление атомного оружия перевернет шкалу установившихся ценностей и изменит образ мышления. Мы вправе говорить о мире до и после Хиросимы.

Но все эти перемены, как и осознание свершившегося переворота, придут с годами. Пока еще человечество просто потрясено не оправданным никакими военными соображениями уничтожением двух японских городов и гибелью тысяч мирных жителей. Пока еще оно не догадывается, что (как это скажет позднее английский физик П. Блэкетт) атомная бомбежка Хиросимы и Нагасаки была не столько последним военным актом Второй мировой войны, сколько первым актом холодной войны против Советского Союза.

«США сегодня – самая сильная держава, нет никого сильнее ее, – заявил президент Трумэн. – Обладая такой силой, мы должны взять на себя ответственность и руководство миром» . Иными словами, Америка была твердо намерена диктовать свою волю другим странам, нейтрализуя возможных претендентов на мировое господство. Первым из таких претендентов, разумеется, был Советский Союз.

Сразу после окончания войны Сталин прилагает массу усилий для создания социалистического лагеря в Восточной Европе. Это настолько беспокоит США, что Трумэн принимает решение об использовании атомной бомбы в Европе в случае возникновения «чрезвычайных обстоятельств». В прессе и в военных кругах все чаще раздаются голоса, требующие начать превентивную войну против СССР, пока владение атомным оружием является монополией США. В 1953 г. американская администрация официально принимает новый курс, известный как политика с позиции силы и стратегия «массированного возмездия».

Ядерная стратегия США в послевоенные годы

На первых порах в качестве носителей атомной бомбы мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация имела репутацию самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника.

Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых американскими дипломатами усилий уже в июле 1948 г. лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков В-29 с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 г. Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 60-х годов достигло 3400.

Но постепенно среди американских военных и политиков растет понимание того, что присутствие авиации на иностранной территории так или иначе связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране. Поэтому партнером в использовании атомного оружия в будущей войне все чаще видится флот. Окончательно эта тенденция укрепляется после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини. Военно-морским силам – в то время перевес США в этом виде войск был решающим – доверяется с тех пор выполнение крупнейших стратегических задач. Они уже способны оказывать непосредственное влияние на ход войны.

Здесь важно подчеркнуть, что мощь американского флота была направлена прежде всего против берега – стратеги Пентагона не рассматривали советский военно-морской флот в качестве соперника.

Принципиальные изменения во взглядах на роль и место ВМС в войне и на значение океанских театров военных действий происходят во второй половине 50-х годов. Учитывая расстановку сил на международной арене и ограниченные возможности советского флота, американцы отодвигают на второй план традиционную проблему защиты океанских коммуникаций. В 1957 г. на основании доклада специальной комиссии «Посейдон» этот вопрос был отнесен к второстепенным. Отныне для американских военных океаны стали лишь обширными стартовыми площадками для запуска носителей ядерного оружия. В море, где бы они ни находились, американцы чувствуют себя как дома.

Усиленное развитие авиации и флота в ущерб сухопутных сил наглядно прослеживается по распределению ассигнований. С 1955 по 1959 г. 60 % средств на закупку новых вооружений направлено авиации, около 30 % – флоту и морской пехоте и лишь около 10 % – армии .

Стратегия «массированного возмездия», разработанная в США, трансформируется в рамках НАТО в стратегию «щита и меча». Роль «меча» отводится стратегической авиации и ударным авианосцам США, «щитом» служат вооруженные силы стран-участниц Североатлантического договора, развернутые в Европе. Предполагалось, что вооруженные силы блока применят ядерное оружие независимо от того, пойдет ли на такую меру противник. В отношении Советского Союза ведение военных действий без использования атомной бомбы практически исключалось.

Эта военная политика сохраняла свое значение до начала 60-х годов. Лишь администрация Кеннеди пошла на частичный пересмотр стратегической линии, сумев правильно оценить изменения, произошедшие в расстановке сил на мировой арене.

Главной причиной этих изменений был рост военного могущества СССР. Здесь не место говорить о том, какой ценой он был достигнут, несомненно, однако, что экономическое развитие страны было принесено в жертву этому политическому выбору. Задача книги рассказать об одном из решающих эпизодов борьбы СССР и США за военное превосходство и о людях, чья самоотверженность позволила восстановить равновесие, не считаясь ни с какими лишениями.

Но сначала посмотрим, что же мог противопоставить СССР военной мощи США.

Перед войной СССР располагал одним из самых мощных подводных флотов – 218 лодок. Их перевес был особенно впечатляющим в Балтийском море – 75 советских субмарин против пяти немецких. В первые месяцы войны советские подлодки подверглись массированным ударам немецкого флота и авиации, а часть из них минными заграждениями была заперта в Финском заливе. Большие потери подводный флот понес в Черном море и на Севере. В результате в 1945 г. картина была печальной, особенно по сравнению с набиравшими мощь ВМС США.

«В период Второй мировой войны, после вероломного нападения японцев на военно-морскую базу США Перл-Харбор (Гавайские острова), сроки строительства подводных лодок в США были сокращены почти вдвое. Продолжительность строительства одной дизельной подводной лодки американцами составляла шесть-семь месяцев. К концу войны у Соединенных Штатов Америки в строю находилось 236 подводных дизель-электрических лодок.

Япония за период Второй мировой войны построила 114 подводных лодок, к моменту капитуляции она насчитывала 162 ПЛ, уничтожено было 130 единиц…

Великобритания за период Второй мировой войны потеряла 80 подводных лодок.

В Германии в течение шести лет Второй мировой войны действовало 1160 единиц ПЛ, из них она потеряла в результате боевых действий 651 подводную лодку, и 98 единиц были затоплены экипажами в период капитуляции Германии.

В период Второй мировой войны немцы ежемесячно спускали на воду и вводили в состав ВМФ в среднем 25 единиц ПЛ, а за четыре месяца 1945 г. – 35 единиц.

За период Второй мировой войны подводные лодки воюющих стран потопили 5000 судов и кораблей общим водоизмещением 20 000 000 т» .

Сталин прекрасно знал, что несколько десятков немецких подлодок чуть не поставили на колени Великобританию, потопив около 2700 судов. Современнейшие линкоры, такие как «Бисмарк» и «Рипалс», проигрывали единоборство скромным субмаринам. Именно поэтому после создания атомной бомбы в СССР приоритет был отдан массированному строительству подводных лодок для нейтрализации морской угрозы. По некоторым источникам, первоначальный сталинский план предусматривал сооружение 1200 лодок.



Ж ильцов Лев Михайлович – командир атомной подводной лодки (АПЛ) «К-3» 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга.

Родился 2 февраля 1928 года в городе Нахабино Московской области в семье рабочего, впоследствии погибшего на фронте в Великую Отечественную войну. Русский. С 1935 года жил в рабочем посёлке Ивантеевка (с 1938 года – город Московской области). Образование среднее: в 1945 году окончил Ленинградское военно-морское подготовительное училище.

В Военно-Морском Флоте с 1945 года. Окончил в 1949 году Каспийское высшее военно-морское училище. Начинал службу на Черноморском флоте, штурманом, штурман и помощник командира подводной лодки «М-113».

По окончании Ленинградских высших курсов подводного плавания, назначен помощником командира ПЛ «С-61», а в августе 1954 года - старшим помощником командира строящейся первой в Советском Союзе атомной крейсерской подводной лодки проекта 627 «Кит» (командир капитан 1-го ранга Осипенко Л.Г.), получившей в марте 1957 года тактический № «К-3». Член КПСС в 1958-1991 годах.

В декабре 1959 года Л.М. Жильцов назначен командиром АПЛ «К-3» (Северный флот). Под его командованием с 11 по 21 июля 1962 года АПЛ «К-3» совершила первый в истории ВМФ СССР поход (командир похода и старший на борту контр-адмирал А.И. Петелин) под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 18 июля 1962 года, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности юного советского атомного флота и высокое мастерство подводников-североморцев.

З а образцовое выполнение в сложных и трудных условиях подводного плавания поставленной задачи и проявленные при этом мужество, стойкость и высокое мастерство в овладении новейшей боевой техникой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года капитану 2-го ранга Жильцову Льву Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1966 году окончил Военно-морскую академию. С 1966 года - заместитель командира отдельной бригады подводных лодок дважды Краснознамённого Балтийского флота (Таллин). С марта 1971 года - командир 203-й отдельной бригады ремонтирующихся подводных лодок Северного флота, с октября 1974 года - командир 339-й отдельной бригады Беломорской военно-морской базы Северного флота. С 1976 года контр-адмирал Жильцов Л.М. – член Постоянной комиссии, уполномоченный и старший уполномоченный Государственной приемки кораблей ВМФ СССР. С 1977 года – в запасе, а с декабря 1986 года - в отставке.

Жил в городе-герое Москве. Умер 28 февраля 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 3).

Контр-адмирал (25.04.1975). Награждён двумя орденами Ленина (1959, 1962), орденами Красной Звезды (1981), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (1976), медалями.

Почётный гражданин города Ивантеевка (1988). Его именем названа улица в Ивантеевке (1997).

В 1997 году в ознаменование 35-й годовщины всплытия на Северном полюсе атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" под командованием Жильцова, в городе Ивантеевке на доме, где прошли его детские годы по адресу улица Первомайская, 30/2 была открыта мемориальная доска и одна улица города стала носить имя адмирала Жильцова.

ПЕРВЫЙ ПОХОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Попытки достичь Северного полюса имеют давнюю историю. Их делали и моряки, имевшие подготовку навигаторов, и энтузиасты-спортсмены, и учёные-исследователи. Первая попытка достичь полюса на подводной лодке была предпринята в 1931 году американским исследователем Хьюбертом Уилкинсом. Окончилась она неудачей из-за поломок. Американцы первыми стали осваивать самые крайние северные широты с использованием атомных подводных лодок, в том числе и ракетоносных. Так, в ноябре 1960 года ракетоносец «Джордж Вашингтон» осуществил длительное плавание в водах Арктического бассейна. Именно интенсивное освоение Арктики Соединенными Штатами Америки явно не только с научными целями вынудило руководство Советско¬го Союза принять ответные меры.

Вопрос о подготовке похода советских военных моряков к Северному полюсу был решён ещё до принятия в опытную эксплуатацию (декабрь 1958 г.) первой отечественной АПЛ К-3, получившей впоследствии название «Ленинский комсомол». Следует отметить, что к такому же походу готовилась не только она, но выбор именно К-3 был обусловлен более высоким уровнем специальной подготовки её экипажа по сравнению с другими АПЛ.

Для участия в походе была сформирована научная группа из представителей ВМФ и промышленности во главе с капитаном 2 ранга А.В. Федотовым (впоследствии контр-адмирал). Старшим от промышленности был главный конструктор одного из оборонных предприятий В.И. Маслевский, а старшим штурманом - флагманский штурман флотилии АПЛ капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман (впоследствии контр-адмирал). Руководил походом командующий флотилией атомных ПЛ контр-адмирал А.И. Петелин (впоследствии вице-адмирал), экипажем - капитан 2 ранга Л.М. Жильцов (впоследствии контр-адмирал).

Поход проходил с 11 по 21 июля 1962 года. На широте 75° АПЛ взяла курс на север с выработкой корректуры гироазимутов. При пересечении параллели 80°N навигационные комплексы были переведены на работу в системе квазигеографических координат при автоматической ручной прокладке курса в двух постах (в штурманской рубке и в первом отсеке); непрерывно велись графики разностей курсов между «средним компасом» и «средним гироазимутом», а также между ними и каждым отдельным курсоуказателем, включая и магнитный компас. Тоже непрерывно производилась запись измеренной глубины под килем самописцами поочерёдно работающих эхолотов и профиля нижней поверхности льда поочередно работающими эхоледомерами.

Для наблюдения за ледовой обстановкой помимо этого использовались непрерывно работающая телевизионная аппаратура и перископ. Последний, естественно, был опущен с установленной в зенит визирной призмой; наблюдатель находился в трюме. При появлении полыньи её размеры оценивались с помощью секундомера с учетом скорости АПЛ. Все замеченные полыньи, а они обнаруживались в перископ достаточно уверенно, поскольку был июль, полярный день, наносились на карту-сетку. Правда, наблюдателю в трюме было не очень уютно.

Первоначальным планом похода предполагалось дойти до параллели 84°N, оценить качество работы материальной части, попытаться всплыть в полынье если она не будет найдена, возвратиться южнее кромки льда и доложить главнокомандующему ВМФ результаты плавания.

После продолжительного поиска подходящая для всплытия полынья была найдена. В процессе её поиска и всплытия АПЛ интенсивно маневрировала, в результате все гирокомпасы вышли из меридиана более чем на 10°. Во время стоянки в полынье производилось пеленгование и измерение высот солнца для определения поправок всех курсоуказателей и места АПЛ. Для измерения высот использовались навигационные секстаны и секстан с искусственным горизонтом (с пузырьковой вертикалью) ИАС-1 (интегрирующий авиационный секстан). В это действо включились все штурманы и не только они. Даже командующий флотилией контр-адмирал А.И. Петелин тряхнул стариной и взял «высотку», попросив меня выполнить соответствующие расчёты.

Устроившийся в кают-компании Д.Э. Эрдман, куда штурманы и добровольцы докладывали результаты наблюдений и расчётов, вычислял линию положения. Принимая дополнительные данные от очередного наблюдателя, он наносил на карту-сетку линию положения с соответствующей пометкой. Радионавигационных систем дальнего действия у нас в то время не было, поэтому астрономический способ определения места считался единственным.

Северный полюс АПЛ миновала в 6 ч. 59 мин. 17 июля 1962 года, после чего прошла ещё 22,5 мили и, не обнаружив полыньи, развернулась в обратную сторону. Измеренная эхолотом глубина моря на полюсе оказалась равной 4115 м. В дальнейшем мы несколько раз всплывали в полыньях, однако облачность не всегда позволяла определять место и поправки курсоуказателей.

Вся корабельная техника в процессе подлёдного плавания работала достаточно надёжно. Это даже побудило старшего помощника командира АПЛ Г.С. Первушина, обошедшего в очередной раз все отсеки подлодки, выступить по общекорабельной трансляции и призвать личный состав не обольщаться успешным ходом плавания и не терять бдительности при несении вахты на боевых постах.

При последнем всплытии в полынье командир получил по радио приказание прибыть в базу Иоканьга к исходу дня 20 июля. Во время подхода к базе стало известно, что подводную лодку ждёт Н.С. Хрущев .

Когда ошвартовались, весь свободный от вахты личный состав собрали в спортивном зале. Вскоре туда прибыли члены правительства во главе с Н.С. Хрущёвым , командование Вооруженных Сил и флота. Нам зачитали указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым контр-адмирал А.И. Петелин , капитан 2 ранга Л.М. Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев (командир электромеханической боевой части подводной лодки) удостоились звания Героя Советского Союза. Всех остальных участников похода наградили орденами и медалями, которые вручал Н.С. Хрущёв .

После торжественной церемонии три Героя Советского Союза были приглашены на эсминец на чаепитие, во время которого Л.М. Жильцов пожаловался Н.С. Хрущёву , что один матрос, участник похода, остался без награды. Оказалось, что этот матрос в подход не должен был идти, поскольку в предпоходовый период его временно прикомандировали к экипажу для выполнения ремонтных работ. Но он, находясь в трюме, так увлёкся, что не услышал команды «не идущим в поход сойти на берег». Впрочем, в трюме трансляции не было. «Зайца» обнаружили только после погружения АПЛ. В оставленных в базе списках ушедших в море он не значился, но в походе вёл себя прилежно и умело справлялся с обязанностями, тем не менее, в списки о награждении не попал.

Развеселившийся Никита Сергеевич повелел подлёдного «зайца» наградить. Матросу была вручена медаль.

Устойчивую работу при плавании постоянными курсами, скоростью и глубиной погружения показали гирокомпасы, но до широты 88,5°N. При маневрировании подо льдом их погрешности обычно превышали 9-10°N, причем знак погрешности был, как правило, одинаков у всех. Подтвердилась оптимальность выбранной системы координат как в части универсальности ее применения в традиционных для того времени средствах, так и с точки зрения удобства работы штурмана.

Вполне устойчивую работу показал магнитный компас, что в известной степени явилось неожиданным. Впрочем, не подвела, можно сказать, и остальная штурманская техника. Разве что нет-нет да и давали сбои эхоледомеры, не отличаясь разнообразием в отказах, так что не требовалось много времени на поиск причин той или иной неисправности. Принципиальным недостатком эхоледомеров используемого нами типа являлся малый предел работы гидростата, измеряющего расстояние до поверхности воды. При глубине погружения больше расчетной эхоледомер толщину льда не определял; эхолотовая часть записывала только расстояние до нижней поверхности льда, но чистую воду отличить ото льда можно было по характеру этой записи.