Милосердие урок для детей. Классный час "урок милосердия и доброты". Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью

Урок милосердия «Белый цветок»

«Уроки милосердия» проводятся в формате классного часа во всех образовательных организациях Республики Крым 7 сентября 2015 года в 9:00
Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. Евпатория
Описание: конспект единого российского урока для учащихся 3-4 классов Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Оформление: класс оформляется белыми бумажными или живыми цветами; можно использовать фотоматериалы благотворительной акции «Белый цветок» разных лет; фото- и видеоматериалы о детях, нуждающихся в дорогостоящем лечении.
Цели единого урока: приобщение учащихся к социальному и культурному наследию России; воспитание чувств доброты и сострадания, осознания необходимости благотворительной помощи нуждающимся; формирования любви к труду.

СЦЕНАРИЙ ЕДИНОГО УРОКА

I. Вступительное слово учителя (можно показать видео притчи)

«Притча о милосердии»

(Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
- Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Беседа
- Что делал мальчик?
- Почему проходящий человек его не понял?
- Что может изменить мальчик для звезды?
- Над чем бы вы задумались?
- Что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»?
- Какая тема нашего классного часа? (предположения детей)
II.

Работа над темой «Урок милосердия»

Что такое милосердие?
(слайд 2)


Этимологический словарь: Милосердие - слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость".
(слайд 3)


Толковый словарь Ушакова `
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

История Белого цветка в России 1911-1914

(слайд 4)


Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья вместе со своими обязательными церемониями, балами, катаниями на яхтах и модных авто, привнесла и обычай совсем иного рода - благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных.
(слайд 5)


Во время каждого приезда в Ялту, в новый Ливадийский дворец, семья Государя Николая II проводит благотворительную акцию - «День Белого цветка» для сбора помощи неимущим больным. Положенное в Крыму благое дело нашло отклик по всей стране.
Начиная с 1911 года «Дни цветков» проходят по всей Российской империи благодаря поддержке императора. Во всех крупных городах на Днях Белого цветка волонтёры за пожертвования раздавали белые цветы, а собранные средства направлялись на мероприятия, связанные с оказанием помощи туберкулезным больным. В поддержку акции в городе проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.
(слайд 6-7)



На улицах раздавали листовки о профилактике заболевания, во многих местах были организованы пункты сдачи анализов, читались бесплатные лекции. В Ялте в «Белом цветке» принимала участие вся царская семья.
(слайд 8)


В 1911 - 1914 годах императрица, Александра Фёдоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных на набережной. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
(слайд 9)


Праздник проходил с большим размахом - по всему городу ездили украшенные цветами авто с барышнями, раздающими маленькие букетики всем желающим помочь собрать средства на больных.
В центре города шли гуляния, концерты, продавались сладости, на аукционах продавали диковины начала ХХ века - автомобили, словом, весь город объединялся в сборе пожертвований. По набережной прогуливались молодые пары, записавшиеся волонтёрами в «Комитете Белого цветка», их костюмы украшали ленты «Жертвуйте на больных чахоткой», некоторые несли шесты.
Дни цветков очень полюбили в России и проводили праздники по несколько раз в год, направляя сборы на самые различные виды помощи.
(слайд 10)


На собранные деньги строились санатории, больницы, богадельни, приюты, помогали семьям увечных воинов и погорельцам, многодетным семьям, оставшимся без кормильца.
Идея Дня «Белого цветка» родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах Женевы впервые появились молодые люди со щитами, украшенными белыми цветами (ромашками). Ромашка как эмблема борьбы с туберкулезом, а проданные цветы приносили доход противотуберкулезным организациям.
После революции 1917 года праздник попал под запрет, как и всё, что связано с царской семьёй.
(слайд 11)


С 2005года «Белый цветок» вновь вернулся в крупные города Русского мира. А возрождение началось в Ялте. Сначала это был небольшой школьный праздник у стен Ливадийского дворца, который организовала ялтинская учительница истории памяти семьи Николая II.
«Белый цветок» утвердился в городе, его ждали и каждую весну с любовью готовили все горожане, а благодаря поддержке ялтинской городской администрации и Ливадийского дворца-музея, праздник стал известным далеко за пределами города и ежегодно собирает тысячи людей со всего весеннего Крыма. Как и 100 лет назад, на украшенных к этому дню аллеях Ливадийского дворца волонтёры призывают участвовать в делах милосердия и собирают пожертвования, а взамен дарят сделанные своими руками цветочки. На открытой сцене выступают известные музыкальные коллективы. Вдоль аллеи выстраиваются ярмарочные ряды, как и при императрице, украшенные белоснежной тканью и цветами.
Собранными на Белом цветке средствами были отправлены на приобретении дорогостоящих медикаментов, на оплату операций.
С 2011 года «Белый цветок» возрождён в Москве. С 2013 года «Лига Белого цветка» возрождает праздник в регионах России: в Костроме, Белгороде, Воронеже, Курске, Соликамске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и др. По установленной Государем Николем II традиции, День «Белого цветка» объединяет тысячи людей в делах помощи ближнему: простых людей, предпринимателей, политиков, деятелей культуры и искусства. В подготовке праздника участвуют учебные заведения, православные приходы, мастерские; приносят свои картины художники; известные кафе и рестораны готовят угощения для гостей праздника; с выпечкой, квасом и уникальными рукоделиями приезжают монастыри. Великая радость в сердце, что праздник «Белого цветка», который возродили в Ялте, с каждым годом объединяет всё больше людей из разных городов. Но прежде всего возрождение традиции милосердия служит нам самим - оно умягчает сердца, примиряет друг с другом, низводит на землю мир и свидетельствует о нашем единстве.
(слайд 12)


Правительство Республики Крым также запланировало проведение общекрымского фестиваля благотворительности «Белый цветок», в подготовке которого примут участие несколько крымских городов. Главным событием фестиваля станет проведение «Белого цветка» на набережной Ялты, которое запланировано на 27 сентября 2015 года. Собранные средства так же пойдут на реабилитацию крымских детей-инвалидов с редкими заболеваниями. Подготовка к празднику уже началась.

III. Творческое задание «Законы милосердия»

(слайд 13)


Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите класс группы и попросите каждую группу рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей или животных. Какие из этих законов можно применить в классе? (в течение зимы сделать кормушки для птиц; сделать поделки для благотворительной ярмарки в школе, сделать призы для беспроигрышной лотереи и т.д.)
(слайд 14-15)



Милосердие каждый день
1. Один миллионер из Мэриленда в свободное время переодевается Бэтменом и навещает детей в больницах.
2. Этого человека зовут Добри Добрев. Ему 98 лет. Он воевал во Второй мировой войне, был ранен и потерял слух. Каждый день он проходит 10 километров от своей деревни до Софии, где просит милостыню. В Софии все знают и любят этого старика. Недавно стало известно, что все собранные деньги (40 тысяч евро) до последнего цента он отдал на восстановление болгарских монастырей и на то, чтобы оплатить долги местных детских домов. Сам Добри Добрев носит самодельную одежду и живёт на пенсию.

Цель: с пособствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», дать детям возможность понять, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.
Задачи:
- учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на занятии;
- развивать воображение, устную речь детей, умение размышлять, задумываться над поступками людей, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
- воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким людям, развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, и адекватному проявлению своих чувств.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация занятия, листочки с ответами тестов, листочки с буквами, фонограмма песен «Если добрый ты», «Дорогою добра», отрывок из произведения Крапивина «Самолёт по имени Сережка», клубок ниток, памятка «Жизненные правила», отрывки из мультфильма «Снежная королева», видеофильм «Паралимпиада», социальный проект «Мы рядом».
Форма занятия: проблемная беседа, тренинг

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит музыка. Дети сидят на стульях полукругом.

Ребята, пожалуйста, встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Послушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какое же это качество.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно важней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

(слайд 2)

Почему стоит многоточие?

Верно, мысль не окончена.

Как вы понимаете «милосердие»? С какими качествами человека или поступками людей ассоциируется у вас это слово?

Упражнение «Мозговой штурм».

На доске записываю ответ каждого ребёнка, который не обсуждается и не критикуется.

3. Основная часть.

А) Работа над смыслом слова « милосердие».

Как получилось слово «милосердие»?

Какая часть слова указывает на его основной смысл?

Корень слова «милосердие».

Молодцы! Итак, корень «мил», корень «серд»

(слайд 3)

Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (Слайд)

Назовите слова с корнем «мил» (милый)

Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
(слайд 4)

Значит милый - это приятный?

С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)

Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (милость)

Что думаете о значении этого слова?

(Помощь, любовь, жалость, добро)

Игра «Да, нет, не всегда»

На доске написаны 3 слова. Встаньте рядом с тем словом, которое является ответом на вопросы:

Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?

Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?

Тренинг « Связующая нить»

Сейчас вы возьмёте клубок, он покатится по рукам. Пока он у вас в руке, можете пожелать что-то хорошее себе и одноклассникам. Нитку из рук не выпускайте.

Вот клубок оказался снова у меня. Теперь мы все оказались связанными одной нитью. Вот также прочно связаны ваши отношения друг с другом, ваши мысли, чувства, дела. Если спутаете или разорвёте эту нить, вы разорвёте ваш прочный союз.

Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.

Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.

Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: милый, милость, помиловать.

Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».

(слайд 5)

Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие)

Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

(слайд 6)

Сердце болит -

Душа болит-

(Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)

Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?

Доброта, жалость, помощь, прощение.

В) Познавательный блок.

Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова и Д.Н. Ушакова

(слайд 7)

«Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)

(Милосердие - это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

С) Практический блок.

Сейчас я вам предлагаю задачи, которые вы обсудите в 3 группах. Подумайте: можно ли в данной ситуации оказанную помощь назвать милосердием?

(слайд 8)

Задачи:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

Игра « Подбор синонимов и антонимов»

(слайд 9)

Подбор синонимов

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

Подбор антонимов

Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?

Старики и пожилые люди. (слайд 10)

Дети. (слайд 11)

Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.) (слайд 12)

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Животные. (слайд 13)

Больные люди, инвалиды. (слайд 14)

Энергизатор «Танец на стульях».

А сейчас предлагаю вам, сидя на стульях, потанцевать, сделать 3 несложных движения под музыку:

— поочередно поднимайте то левую ногу и правую руку, то правую ногу и левую руку;

— закинув правую за голову, повернитесь налево, затем — левую руку, повернитесь направо (поприветствуйте соседа улыбкой);

— легонько стукните ладошками о коленки, повернитесь к правому соседу и стукните ладонями его ладони, затем так же — другому соседу.

Ответьте на вопросы:

Какие чувства у вас возникли, когда вы танцевали? (по кругу отвечают)

У вас поднялось настроение?

В каких ситуациях можно танцевать этот танец?

(подвести к тому, что такой танец в виде зарядки можно предложить людям, прикованным к инвалидному креслу.)

Ребята, сейчас я вам раздам листочки с маленьким тестом. Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь честно ответить на него.

Тест.

Когда вы видите человека в инвалидной коляске, вы:

А. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

Б. Не знаете о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

Кто выбрал ответ А, встаньте под буквой А (на стене), кто выбрал ответ Б, встаньте под буквой Б.(ребята распределяются)

Как вы думаете, почему получилось так, что в группе Б больше детей? (Потому что мы часто не знаем, как себя вести в таких случаях. Мы мало знаем об инвалидах, об их чувствах, не знаем, о чём с ними говорить.)

Может нам поможет в этом анализ отрывка из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».


Милосердие - чистосердечность, сочувствие, готовность делать добро вся­кому, любовь на деле, способность отозваться на чужую боль. Людям мило­сердным присуще сочувствие по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному человеку, человеку преклонных лет, человеку, который попал в беду. (Толковый словарь В. И. Даля)


Задание. Найдите сначала слова, которые символизируют добро. А теперь слова, которые символизируют зло. Любить, надеяться, почет, ненависть, безразличие, боль, уважение, согласие, хороший, тревога, нежность, грустный, болезнь, справедливость, война, кровь.




Вывод: Добро - это духовная категория, ее нельзя коснуться, понюхать, посмаковать. Добро можно только почувствовать: это ласковое, хорошее отношение, это готовность помочь в трудную минуту, это любовь к окружающему миру. Это то, которое заставляет нас радоваться, любить, сочувствовать.










Вывод: Быть хорошим - это бережливо относиться к более слабым, к инвалидам, понимая, что здоровье - это божий дар и мы не должны хвалиться им перед слабее себя. Здоровая и красивая физическая оболочка не всегда свидетельствует о духовном богатстве и душевной красоте, а в немо щ ном теле может быть богатое внутреннее содержание, любовь к окружающим, милосердное отношение к другим.


Вывод: Человек на то и человек, чтобы оценивать и взвешивать свои действия, и поступки. Часто человеческая легкомысленность и безразличие становится причиной страданий и неустроенности братьев наших младших. Следовательно, не будьте безразличными. Памните, что все мы - деть Космоса и мы рождены для того, чтобы лелеять добро.


Золотое правило: Относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Уважать других, особенно старших и более слабых от себя. Слушать маму, папу. бабушку. Не смеяться над калеками. Любить и беречь природу, животных. Не проходите безразлично мимо человеческой беды, горя, отчаяния. Не оставлять животных в беде. Любить природу и все живет. Бережливо относиться к красоте. Уметь не только посочувствовать в горе, ай порадоваться чужому успеху.

Тема Урока: Милосердие.

Цель: осмысление великого дара любви через рассмотрение добрых деяний.

1. Определить и понять глубинный смысл социокультурных категорий «милосердие», «сострадание», «равнодушие».

2.Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности до наших времен, работать над развитием навыков проявления милосердия и сострадания.

3. Формирование духовно-нравственных ценностей: потребности в доброжелательном отношении к окружающим; привить школьникам нравственные понятия милосердие, доброты души, искренности, человеколюбия в словах и делах.

Тип урока- изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: учебник «Истоки», карточки с заданиями для каждой группы, для ответов на вопросы - солнце, мультимедийный проектор,

Ход урока

Слайд 1.

    Настрой на работу.

Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в мир истоков. Я думаю, что наша совместная работа приведёт к успеху. Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел. Хорошего настроения, приятного общения.

И для начала урока давайте подарим друг другу улыбку. Садимся.

Закройте глаза и представьте себе, что перед вами улица, полна людей. Их так много и вы среди них. Одни из них спешат куда-то,другие идут не торопясь.А тут….

Слайд2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

(Иеромонах Роман.)

Какие чувства вы испытываете, видя таких людей?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

А что такое иной хлеб?

А как понять духовный хлеб?

Обосновывают свои чувства и чувства слепого.

Приводят свои примеры духовного хлеба

(Познавательные :

логические:

выбор обоснований и критериев для сравнения

3.Постановка учебной задачи. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»)

Слайд 3

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал

Слайд 4

О чем будет тема сегодняшнего урока?

О милосердии

Слайд 5

Милосердие.

Как образовано слова?

Что вы представили, почувствовали, услышали в нем?

4.создание проблемной ситуации.

Слайд 6

Подчеркните те слова, которые относятся к милосердию - Парная работа. Карточка №1

Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость добродушие, милостыня,ненависть, нежность

Что получилось, Проверим.

Попытаемся объяснить: Что такое милосердие?

Слайд 7-9

Милосердие отличительная черта русского человека.

Упавшему помоги встать, Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Ибо всякое доброе дело есть милосердие.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ

Слайд 10

Истоки милосердий начало берут с церквей. Сначала приюты и богодельни были только при церквях. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего»

И есть икона милосердии. Она называется Икона Божией матери «Милостивая»

Давай посмотрим видеофильм об этой иконе.

Слайд11

Просмотр видеофильма об «Иконе Божией Матери «Милостивой»

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Как рождается милосердия? Ответ ищите на странице 79.

Слайд12

6. Работа с учебником

Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»

Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

(дал денег на строительство ремесленной школы)

муз. пауза «Дорогою добра»

7 Проверка домашнего задания Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых.

Как вы понимаете слово династия?

Слайд 13

Чем занимались и какую промышленность они развивали в России?

Кто был основоположником рода Демидовых?

Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили?

Слайд14

Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью?

Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению)

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей –Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки. Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских. Династия Демидовых занималась благотворительной деятельностью на протяжении 300 лет!

А как мы можем участвовать в делах милосердии.

Милосердие включает в себя и благотворительность.

Слайд 15

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по зову души.

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна.

Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

Слайд 16

Движение «Сестра милосердия» получил отклик и в мирное время. Сестры милосердии ухаживают за больными и престарелыми.

Слайд17-18

А как мы можем участвовать в делах милосердия?

Вывод.

Слайд 20

8.Работа в группах . 2 задание.

Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Вывод. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Слайд 21

Карточка №3 Задание. Определи, в чем больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Обиженный

Прощение

Провинившийся

Доброе сердце

Целебный сок

Благотворитель

Утешение

Слайд 22 Проверка

Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием. Чтобы утвердить сказанное, давайте нарисуем руку помощи, пусть это будет символом нашего урока, и протянем тому, кто в этом нуждается.

10. Рефлексия . Итак, что значит быть милосердным? Отвечая на этот вопрос давайте составим правила милосердия.

Слайд 23

Составление правила милосердия.

Слайд24

Слайд 2 5

Домашнее задание.

И заканчивая сегодня наш урок я хочу протянуть руку помощи вам всем.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?»

Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на этот символ и подумайте – «А стоит ли?»

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро!

Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!

.Ресурсный круг

Что можно посоветовать младшим, воспитывая в них милосердие.

Познавательные: логические :

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятие, выведение следствии

общеучебные:

Постановка и решение проблемы;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные :

Планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные :

Умение работать в группе;

Учитывать разные мнения;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичное закрепление. Активное занятие. Работа в группа

6. Закрепление

7. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии «Истоки» 3 класс.

8. Самостоятельная работа

9.Практическая работа.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Совместное исполнение песни «Дорогою добра»

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

А ваши родители занимались благотворительностью?

Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты .

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на первом этаже. Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

    Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

    День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам.

По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.

Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.

До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.

Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, - может ослепнуть.

Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. И, конечно, все деньги, поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Читают и соединяют пары

Выполняют соответствующие задания, проверяем и доказываем

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам.

Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев

Рассматривают репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой»

Милость (по Ожегову) - доброе, человеколюбивое отношение

А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»

5.Работа в парах

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)

7.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

Как можно охарактеризовать поступок женщины?

Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?
Котята. (А. Щелыгин).

Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:

«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»

Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!

Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя…

И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.

Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда…

Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»


Почему родители решили оставить котят?
Персики. (Ушинский К. Д.)

Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.

Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.

Чей поступок был признан лучшим и почему?

Сестра милосердия. (Камкин А. В.)

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Помогла ли сестра милосердия умирающему?

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»

Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

дей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.

-​ А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью)

Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

План – конспект внеклассного мероприятия

«Милосердие»

Тема: «Милосердие»

Цели:

Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие;

Способствовать развитию духовности, нравственности;

Формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим, развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

Сформировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия;

Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

Научить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Вид занятия: Проблемно-ценностное общение.

Оборудование: Презентация, видеоролик.

Место проведения: Класс

Время: 30 – 45 минут

Возраст детей: 6-7 лет

Сценарий занятия:

1.Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята, прозвенел звонок. Сначала тихо сядут девочки, а потом тихо сядут мальчики.

2.Объявление темы и цели занятия (5 мин.)

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (1 слайд)

Дети: В слове 2 корня, корень «мил» и корень «серд»

Учитель: Молодцы, давайте подберем родственные слова с корнем «мил».

Дети: Милый

Учитель: Кто милый?

Дети: Ребенок, мама, котенок, цветок

Учитель: Корень слова «милый» - «мил» означает «услада, удовольствие, радость». (2 слайд)

3.Экскурс в историю (10 мин)

Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (3 слайд)

Дети: Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее.

Учитель: Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете?

Дети: Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяем.

Учитель: Миловать – значит дарить приятное для души, а теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе?(4 слайд)

Дети: мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.

Учитель: вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (5 слайд)

Дети: тогда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость.

Учитель: помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его. Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.(6 слайд) Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это – любовь. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим притчу.

О чем эта притча?

Дети: О том, как человек шел по берегу и увидел мальчика, который пытался спасти морские звезды, человек спросил мальчика: « Зачем ты пытаешься спасти их, ведь это не возможно»? Мальчик ответил: « Что добрые дела нужно начинать с малого»

Учитель: Правильно, ребята, нужно помогать людям, очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.

А если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг. (7 слайд)

Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.(8слайд)

Дети: убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

4. Основная часть (20-25 мин)

Учитель: Ребята, сейчас я бы вам хотела рассказать одну сказку.

Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию и захотелось ему попасть туда. Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и посмеется. А вот идет мужчина, а впереди несет сумки пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.

И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немноголюдно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах. Везде валялся мусор, улицы стали черными и грязными. И только один мальчик Сема и его семья не поддавались равнодушию. Стало равнодушие злиться. Следить стало за Семой.

Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него. Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами везде следит: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого может, того и домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.

И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда оно победит. Других уже не надо учить равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как же победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но Сема заболел серьезно оттого, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем становилось мальчику все хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.

Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как бы проснулся.

И люди всего города пришли к Семе, потому что это он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.

Учитель: Ребята, скажите, а почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?

Дети: Потому что Сема всегда всем помогал, а равнодушию это не нравилось.

Учитель: Ребята, почему изменился город?

Дети: Потому что равнодушие начало вселяться в людей, и они становились безразличными ко всему.

Учитель: Как можно бороться с равнодушием?

Дети: Нужно помогать другим.

Учитель: милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

Дети: такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.(9слайд)

Учитель: Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе?(10 слайд)

Дети: Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения.

Учитель: Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. (11 слайд)

5. Подведение итогов (5-7 мин)

Учитель: А как вам кажется, легко ли стать милосердным?

Дети: Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным. (12 слайд)

Учитель: У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.(13-15)

Ребята, что такое милосердие?

Дети: Милосердие - это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви. Учитель: Ребята, давайте ко всем относиться милосердно, и тогда все также будут обращаться с вами. (16 слайд)