Рассказ носова кукла читать краткое содержание. Е.Н. Носов «Кукла. Несколько интересных сочинений

На уроке учащиеся познакомятся с содержанием и проблематикой рассказа Е.И. Носова «Кукла», затронут нравственные вопросы бережного отношения в окружающему миру, ответственности за поступки перед собой, другими людьми и природой.

Тема: Из литературы XX века

Урок: Рассказ Е.И. Носова «Кукла»

Чему же ты научишь, какой красоте,

какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!

Е. Носов «Кукла».

Рассказ Е.И. Носова (рис. 1) «Кукла» повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.

Повествование в рассказе идет от первого лица. Действие происходит в деревне, расположившейся на берегу живописной реки Сейм. Когда-то доводилось рассказчику бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. И вот автор вновь приезжает сюда. Его ужасают перемены в природе, произошедшие за несколько лет.

Река в прежние времена

Река через несколько лет

«В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение».

«… и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».

«Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи».

«… там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкою».

Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Что же произошло? Кто во всем виноват? Такими вопросами начинает задаваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.

Главный герой рассказа

Это Акимыч, местный перевозчик. Т. е. бывший, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе. С автором их связывает военное прошлое.

Рис. 1. Фото. Е.И. Носов ()

Здесь необходимо отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственно военные действия.

«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно - то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». Подобное воспоминание занимает в рассказе «Кукла» несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в "Багратионе", вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он - в Углич».

Акимыч был тяжело ранен: контужен. Контузия или снарядный шок — это общее поражение организма вследствие воздействия воздушной, водяной или звуковой волны. Последствия контузии разнообразны — от временной утраты слуха, зрения, речи до тяжёлых нарушений психической деятельности.

Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно. В минуты сильного волнения, стресса, он теряет способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик Акимыча. Что же заставило сторожа так разволноваться? Объяснить Акимыч ничего не мог, но привел рассказчика к школьной ограде. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».

Картина действительно ужасная, тем более, оттого, что мы понимаем: это не просто случайно поломанная ребенком кукла. Она была изуродована намеренно и уже далеко не детьми.

Читая рассказ, испытываешь чувства страха и жалости. Ведь кукла так похожа на человека, что мы начинаем понимать: если кто-то так изуродовал куклу, то он также безжалостно поступит и с человеком.

Можно найти немало примеров того, что кукла для нас является отождествлением с человеком. В ваших учебниках по литературе вы можете найти стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего».

Рис. 2. Фото. Кукла-оберег ()

Сейчас многие думают, что играть в куклы - занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов (рис. 2). Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.

Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. «На всю жизнь нагляделся я человечины», - признается он.

Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека Акимычу невыносимо. Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу: «А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!...».

В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека. Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью: «Всего не закопать», - с горечью произносит Акимыч. Действительно, спрятать, закопать, убрать с глаз - это ли решение проблемы?

Вывод. Евгений Иванович Носов в своем рассказе пытается бороться не только с жестокостью, но и с равнодушием людей. Польский писатель Бруно Ясенский удивительно точно заметил: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Е.И. Носов. Биография ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Кукла». Составьте план рассказа.
  2. Какой момент рассказа является кульминацией?
  3. Недавно вы писали сочинение на тему: «Нужны ли людям сочувствие и сострадание?». Можно ли рассказ Носова «Кукла» включить в рассуждение на эту тему?

Год написания: 1959

Жанр: рассказ

Хватающая за душу и сжимающее сердце история изложена в кратком содержании рассказа «Кукла» для читательского дневника, который должен периодически читать каждый ребенок и взрослый.

Сюжет

Автор рассказывает о том, как посещал родные места и особенно речку. Вместе с ним туда ходил Акимыч. Он вернулся домой с контузией, из-за чего не может выражать правильно все свои мысли и говорить ровно. В один день автор увидел Акимыча, идущего с лопатой, в странном волнении и испуге. Автор последовал за ним. Они пришли к дороге, на краю которой валялась изуродованная кукла. Кто-то выдавил ей глаза, испортил волосы, снял одежду, на теле было множество ожогов от сигарет. Акимычу эта кукла напомнила об ужасах войны. Она хоть и не человек, но имеет человеческий облик, и ему не понять, откуда в детях столько злости и жестокости. Акимыч закопал куклу, будто живого человека, со словами:

«Всего не закопать».

Вывод (моё мнение)

Зло не делится на маленькое и большое. Совершающий мелкую жестокость по отношению к неодушевленным предметам, сумеет причинить боль и страдания и живым. Родители должны учить детей доброте, кротости, понимаю и прощению. Все люди на земле одинаковые - из одной плоти, с похожими чувствами и стремлениями, и нужно смотреть на окружающих с добром, а не воевать и уничтожать друг друга.

Евгений Носов - писатель, лауреат государственной премии им. Горького. У него много произведений о войне, родном крае. В своём рассказе «Кукла» он поднимает проблему духовности, душевной чёрствости людей. Краткое содержание «Кукла» Носова поможет читателю быстро ознакомиться с произведением и сделать относительно него свои выводы.

Акимыч

Данный рассказ имеет два название - второе - это «Акимыч». Почему? Потому что именно он является главным героем произведения. Краткое содержание Носова «Кукла» познакомит читателя с этим человеком.

Повествование ведётся от лица самого Евгения Носова. Он рассказывается о своём боевом товарище, с которым они вместе воевали в годы Великой Отечественной войны. Они с Акимычем вместе участвовали в нескольких военных операциях, в том числе в Белоруссии и Польше. Но однажды друга ранило.

Контузия не прошла незаметно. До сих пор, хотя прошли уже десятилетия, когда тот волнуется, то утрачивает дар речи, бледнеет, умолкает и с мукой глядит на собеседника, а губы при этом беспомощно вытягиваются трубочкой.

Как-то пошли они с Акимычем на берег некогда бурной и полноводной реки. Именно сюда переносит читателя краткое содержание. «Кукла» Носова начинается сценой у водоёма. Писатель рассказывает о том, какой мощной была эта река раньше. Русло заросло травой, сузилось. Акимыч горестно смотрел на это зрелище.

Вот такой сюжет придумал в своём рассказе Е. Носов «Кукла». Краткое содержание поведает о неприятном случае.

Надругательство над куклой

Однажды автор встретил своего друга Акимыча. Тот выглядел очень взволнованным. Он показал на придорожную канаву, в которой лежала кукла. Она раскинула ноги и руки. Лицо было по-прежнему миловидным. Но глаза были вдавлены, а на красивых волосах виднелись места ожогов. Платье было снято, а голубые трусики сдёрнуты и тело тоже имело ожоги, оно было истыкано горящей сигаретой.

Акимыч взял куклу, погладил её и сказал, что это не первый случай. Он видел, что почти такие же валяются на помойках, в мусорных кучах. Вот к такому печальному моменту привело читателя краткое содержание. «Кукла» Носова заставляет задуматься о жестоких и циничных поступках.

Похороны куклы

Акимыч рассказал, что когда он видит такое, то его даже колотит. А люди идут мимо равнодушно. Проходят семьи с детьми, и никто не обращает внимания на брошенных и изуродованных кукол. Акимыч уверен, что это от душевной чёрствости и слепоты.

Главный герой был не таким. Об этом рассказывает и краткое содержание. «Кукла» Носова учит читателя добру и неравнодушию. Акимыч взял лопату и наметил место, начал копать могилку. Копал он старательно и на совесть.

Кукла была ростом примерно метр, но яму главный герой выкопал побольше. Он принёс сена, опустил его в углубление, а уже сверху на него положил куклу. Сверху тоже присыпал её сеном. Он поправил на мученице одежду и начал закапывать. «Всего не закопать» - сказал Акимыч с болью. Скорее всего, он имел в виду человеческое равнодушее, черствость.

Рассказ учит добру и состраданию.

Писатель Носов Е.И. восемнадцатилетним юношей ушёл на фронт. Прошёл всю войну. За свои заслуги перед Отечеством был награждён многими правительственными наградами.

В рассказе «Кукла» повествование идёт о бывшем фронтовике. Акимыч – так зовут главного героя, был ранен в бою и тяжело контужен. Последствия контузии периодически сказывались на поведении героя. Он, в минуты сильного душевного волнения, мог на некоторое время потерять дар речи. Так случилось и в тот день, когда Акимыч прогуливался вместе с рассказчиком, которому он доводился приятелем.

Во время неторопливой прогулки Акимыч случайно увидел у обочины изуродованную куклу, лежащую в грязи. Нет ничего необычного в сломанных игрушках, они периодически ломаются. Но найденная Акимычем кукла была не просто сломана. Она была кем-то жестоко изуродована. Кто-то откровенно поиздевался над бывшей когда-то красивой игрушкой. Сердце фронтовика, прошедшего через сражения, кровь и боль, сжалось в груди.

Герой рассказа, во время войны видел много человеческих жертв. Видел в госпитале бойцов, потерявших на войне руки и ноги. Но те жертвы и потери объясняла страшная, жестокая война, несущая людям горе и слёзы. Понять, как можно было так безжалостно изуродовать куклу, фронтовик не мог. Вся его душа бунтовала против этого факта. Ведь кукла, по сути дела игрушка, создана по образу и подобию человека!

Акимыч решил похоронить куклу, как хоронят людей. Ему хотелось вместе с горемычной куклой похоронить всё то, неприглядное и ужасающее, что поселилось в его душе. Не мог он понять и принять бессмысленную жестокость. Жалость, которую старик проявил к сломанной игрушке, даёт всем повод задуматься. С одной стороны существует зло, выраженное в ненависти и жестокости. А с другой стороны – безграничное безразличие. Может ли общество, в котором происходят такие события, считаться морально здоровым?

Тема природы тоже затронута в рассказе. Автор описывает загаженную, замусоренную всяким хламом реку. Водоём, на берегу которого приятно посидеть в жаркий день, в котором раньше водилась рыба и раки, превращён в помойку. Эта река тоже «изуродована» людьми. И снова – полное безразличие со стороны людей.

Произведение приводит к тягостным размышлениям. Каждый разумный человек должен осознать, что он своими действиями несёт – добро или зло? И можно ли равнодушие считать безобидным качеством?

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Медный всадник

    «Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

  • Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина

    Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

  • В наше время люди больше времени проводят в Интернете, оттуда они узнают всю нужную им информацию, там же общаются и читают разные весёлые истории. Но есть люди, которые до сих пор любят книги и журналы

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Как много на свете людей, которые имеют силу воли, твердый характер и благие намерения. Есть люди, которых тяжело чем–то напугать. Таких людей называют сильными личностями.

Прошедший войну старик находит куклу, изуродованную и брошенную детьми. Он поражается человеческой жестокости и хоронит куклу, словно живого человека.
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях!

Очень кратко

Рассказчик любит наведываться под Липино, расположенное в двадцати пяти верстах от его дома. Там находится большой глубокий омут, к которому не заглядывают даже гуси. Однажды рассказчик встречает у омута старика Акимыча, который там рыбачил.

Акимыч - пожилой мужчина, которому довелось пройти всю войну. В одном из сражений он получил контузию, и с тех пор не мог чисто говорить и правильно излагать свои мысли. Война оставила глубокий след не только на физическом, но и на душевном здоровье мужчины.

В этот раз рассказчик видит Акимыча на удивление возбужденным, взволнованным. Причину своего волнения он не может как следует объяснить, но куда-то спешит с лопатой в руках. Рассказчик следует за стариком. Акимыч молча идет по дороге, и спустя время указывает рассказчику на изуродованную куклу. Становится ясно, что игрушка стала жертвой детей, которые выдавили ей глаза, сожгли волосы, и оставили следы ожогов по всему телу.

Бедный старик не мог вынести этого зрелища. Перед его глазами проходят пережитые ужасы войны. Он не понимает, как дети могут быть такими жестокими, ведь кукла - это, практически, тот же человек. Старик молча выкапывает небольшую ямку и хоронит куклу, как живую. Он жалеет лишь о том, что не в состоянии закопать все зло и жестокость, что таятся в людских сердцах.