Сколько ватт нам надо для счастья?

Здравствуйте, дорогие читатели нашего реактивного журнала:) Сегодня мы поговорим в ваттах в усилителях. Сколько их нужно, сколько хватит, и чего может быть слишком много? Как понять, будет ли достаточно вашего усилителя, чтобы играть вместе с барабанщиком в одной комнате? Постараемся ответить на эти вопросы, а также объясним, в чем разница между мощностью (Вт) и громкостью (дБ). Вы наверняка удивитесь, узнав о разнице между 30Вт и 100Вт усилителями. Итак, заглянем внутрь гитарного усилителя и разберемся, сколько же ватт вам все-таки надо.

Первое, что стоит сделать, это усвоить основы. Мы будем пользоваться двумя основными понятиями в дальнейшем: выходная мощность (измеряется в ваттах и громкость (измеряется в децибеллах).

Ватт - единица измерения, характеризующая мощность. Ватт = напряжение в вольтах умножить на силу тока в амперах. Вот и всё (конечно, сильно упрощенно).

Все гитарные усилители различаются своей мощностью, классифицируются по ней. Однако, разберемся в чем же тут собака порылась и почему ватты не так важны, как нам кажется.

Децибелы (дБ, db) - это соотношение между двумя уровнями мощности. Это очень общая единица измерения, описывающая громкость, при помощи децибелов можно охарактеризовать множество различных параметров. Важно помнить, что децибел - это одна десятая часть бела. Целый бел обычно в 2 раза громче для большинства людей. Итак, чтобы сравнить два различных источника звука, мы используем следующую формулу:

P1
10 x log ———
P2

Здесь P1 и P2 обозначают выходную мощность двух различных источников. Для чистоты эксперимента важно чтобы нагрузка у обоих усилителей была одинаковой. То есть 30Вт в кабинет 8 Ом, это совсем не то же самое что 30 Вт в кабинет 16 Ом. Так что возьмем и сравним 2 усилителя в одинаковых условиях. Возьмем 50 Вт башку и 30 Вт.

Сначала делим 30 на 50, получаем 0,6. Логарифм 0,6 равен 0,222. Умножаем эту цифру на 10 и получаем 2,22 дБ. Итак, 50 Вт усилитель всего лишь на 2.22 дБ громче 30 Вт усилителя. 3 дБ для человеческого уха довольно трудно различимая разница.

Итак, вывод: мощность, увеличенная в 2 раза, дает разницу в 3 дБ. Разницу в 3 дБ обычный человек услышит с трудом.

Чтобы было веселее, сравним Fender Deluxe Reverb с номинальной выходной мощностью 22 Вт и Marshall Super Lead 100 Вт соответственно. Мы все знаем, что Marshall громче, но воспользовавшись формулой, выясняется, что громче он всего лишь на 6.576 дБ.

10 дБ - это величина громкости для большинства людей означающая, что источник 1 громче источника 2 в два раза. В нашем случае Marshall не в 2 раза громче, чем Deluxe. Удивлены?

Разница в 0 дБ = та же самая мощность

Итак, разница у Marshall"а и Deluxe в мощности - более чем в 2 раза, а реальный прирост в громкости - меньше чем в 2 раза.

Чтобы получить усилитель, который будет громче чем наш Marshall, нам понадобится усилитель мощностью в 1000 Вт. Правда, круто?

Теперь давайте взглянем на децибелы, чтобы наконец-то навести порядок в этом хаосе из цифр. Отличная табличка с сайта www.gcaudio.com отлично показывает начальную точку отсчета.

Самый тихий звук, который слышит человек 0дБ
Рок концерты обычно проходят на уровне от 110 до 140 дБ.

Так что та самая разница между маршаллом и фендером в 6.576 теперь кажется весьма номинальной. Для человеческого слуха разница в громкости этих усилителей будет едва заметной.

Как выбрать усилитель? Сколько Ватт?

От всей этой технарской писанины переходим к практической части. Поговорим об усилителях. В последнее время стало появляться очень много маломощных усилителей и этому есть объяснение. Давайте признаемся сами себе, немногие из нас регулярно выступают перед залами с 5000 зрителей и больше. Скорее вообще не выступает. Добавим к этому тенденцию перехода музыки из больших залов в маленькие камерные клубные условия с более интимной атмосферой. Все это прямым образом сказывается на требованиях профессиональных музыкантов к их оборудованию.

Если вы играете в клубе на 100 человек через 100 ваттный стек Mesa Boogie, скорее всего на вас будут смотреть как на идиота или выпендрёжника. На самом деле большинство 15 Вт усилителей в таких условиях будут ОЧЕНЬ громкими. Больше и не нужно.

Так почему же до сих пор выпускаются эти 100-200 ваттные головы?

Во-первых во времена зарождения рок-музыки акустические системы были далеки от того качества, которое у нас есть сейчас. Они не воспроизводили звук достойным образом. 100 Вт усилитель во многих случаях был нужен на сцене для того, чтобы работать напрямую в большой зал и озвучивать помещение напрямую.

Во вторых важный параметр - объемность и чистота звучания. 15 Вт усилитель и 30 Вт усилитель будут практически одинаковыми по громкости. Разница у них - в 3 дБ. Но 15 Вт усилитель начнет перегружаться раньше, чем 30 Вт.

Для тех, кто использует перегруз в усилителе и управляет звуком при помощи ручки громкости на гитаре, 15 Вт усилитель будет достаточным практически для любого зала, а для некоторых - через чур громким. 8 Вт комбик - идеальный вариант для гитариста, который работает с ручкой громкости. Он достаточно громкий для того чтобы играть на уровне с барабанщиком, а если вы выступаете в большом зале, комбик в любом случае будет подзвучиваться. Так что тащить с собой ваш полустек нет смысла.

Для тез, кто играет с чистым звуком и использует педали для перегруза, 30 Вт - более предпочтительный вариант. 50 Вт будет более чем достаточно, зачастую больше 30 и не нужно. Попробуйте взять VOX AC30 и выкрутить его на такую громкость, где он начнет перегружать. Да, он звучит здорово, но это пипец как громко!

Имеет смысл детально разобраться в возможностях клуба, где вы собираетесь выступать. Если с аппаратурой там полный порядок, они знают какая мощность им размер усилителей им нужны. Если в клубе только акустика для вокала и пара микрофонов, везите с собой ваш репетиционный аппарат.

Если в клубе полноценная PA-система с микрофонами и подзвучкой всех инструментов, скорее всего звукорежиссер попросит вас сделать ваш комбо потише, чтобы получить более сбалансированный звук из основных акустических систем.

ВЫ были когда нибудь на концерте, где усилитель подзвучен, а гитарист при этом все равно выкручивает его на полную катушку? Это не только не комфортно для 40 человек перед сценой, но и общий микс в итоге получается несбалансированным. А если вы походите по залу, вы услышите, что в одних местах гитара есть и слишком громкая, а в других она пропадает.

Самое простое правило, которое я усвоил из концертных выступлений - настроить звук, который нравится и достаточно громкий чтобы можно было играть, стоя прямо перед усилителем, и так его и оставить. Если зал слишком большой, пусть микрофоны это исправят. Любой опытный звукорежиссер сможет для вас в монитор подать микс, который вам нужен, чтобы комфортно играть, так что нет никакого смысла в том, чтобы чьи-то уши кровоточили.

Есть у этого маломощного тренда и другая сторона медали. Гитарные иконы, которых мы все знаем, большей частью остались в 60х и 70х годах. Как мы уже разобрались, тогда усилители на сцене нужны были совсем для другого. Мы все любим тот самый звук перегруженного оконечника лампового усилителя, работающего на пределе своих возможностей. Однако сегодня выкручивать стек Marshall уже стало плохим тоном. Люди шарахаются от сцены, закрывают уши руками, а в клубы после такого вас могут снова и не позвать.

Маломощные комбики и головы позволяют быстрее перегружаться, если нам это нужно, при этом звук остается на комфортном уровне громкости и для вас и для вашей группы и для ваших зрителей и для звукорежиссера. Если громкости не хватает, звукорежиссер всегда может сделать ее погромче своими средствами. Совсем не обязательно быть самым громким музыкантом на сцене. Оставьте это барабанщикам:)

Еще один важный момент, который хотелось бы осветить в этой длиннющей статье. Большинство маломощных комбиков выпускаются в формате 1х12". И, даже если это достаточно громко, все равно не хватает давления и объема как у кабинета 4х12". Если хотите чтобы ваш маленький усилитель звучал больше, громче и объемнее, подключайте к нему еще один кабинет. Хорошо сделанный 2×12" каб заставит слишком тонко звучащий комбик по-настоящему раскрыться. Больший объем кабинета и дополнительный динамик дадут вам тот самый кач, который всегда хотят слышать гитаристы.

Если вы все еще не уверены в этом, оставьте свою 100 Вт башку, но попробуйте вот что. Пойдите в ваш местный магазин и возьмите любой самый маломощный ламповый усилитель и воткните его в кабинет 4х12". Усилители типа Vox AC4TVH или Z.Vex Nano Head идеально подойдут. Установите AC4 в режим 1 Вт и выкрутите его на полную. Вы будете удивлены тем, как быстро к вам прибежит продавец с просьбой сделать потише. Ну а еще, я думаю, вы удивитесь от того насколько хорошо будет звучать гитара.

Надеюсь, эта статья помогла вам развеять несколько мифов о мощности усилителей. В следующий раз, когда увидите маленький ламповый комбик вы уже не будете фыркать и умилительно улыбаться, типа "не достаточно для концертов". Все познается в сравнении. Врубайте этот комбарь погромче и наслаждайтесь тем, как звучат лампы. Именно это и есть настоящий гитарный звук!