Статус налогового резидента россии. Порядок получения справки о статусе налогового резидента российской федерации Подтверждении статуса резидента рф

07.05.2018

Сертификат налогового резидентства – важный документ, необходимый для практического применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В настоящем обзоре приводятся наиболее значимые правовые позиции, касающиеся особенностей оформления и использования таких документов в России.

Что такое налоговое резидентство?

Налоговое резидентство – это статус лица (физического или юридического) для целей налогообложения. Статус налогового резидента представляет собой «привязку» лица к определённому государству, которое имеет право на взимание налогов с доходов такого лица, то есть распространяет на данное лицо свою налоговую юрисдикцию.

Налоговое резидентство или его отсутствие определяется по критериям, установленным национальным налоговым законодательством. При этом страна налогового резидентства физического лица может не совпадать со страной его гражданства, а юридического лица – со страной его регистрации.

Например, в России для целей налога на доходы физических лиц налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ).

Что касается юридических лиц, налоговыми резидентами РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 246.2 НК РФ признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (для целей применения этого международного договора);
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация (если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения).

Что такое сертификат налогового резидентства?

Сертификат налогового резидентства (tax residency certificate) – это документ, подтверждающий постоянное местонахождение лица для налоговых целей. Он может иметь различные наименования и особенности формы и содержания в зависимости от правил конкретной страны и своего предназначения (адресата).

Однако, его главная функция неизменна – это официальное (то есть исходящее от компетентных государственных органов) подтверждение того, что конкретное лицо является резидентом того или иного государства в смысле налогового законодательства.

В каких случаях требуется сертификат налогового резидентства?

Основные случаи, в которых может потребоваться документальное подтверждение налогового резидентства лица или организации, следующие:

  • необходимость использования льготных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) в отношении доходов, выплачиваемых в адрес иностранного лица. В этом случае сертификат должен быть предоставлен источнику выплаты доходов – налоговому агенту (withholding agent);
  • необходимость уточнения наличия/отсутствия или объёма налоговой обязанности лица в той или иной стране;
  • необходимость подтверждения наличия статуса налогового резидента того или иного государства для иных целей (например, для представления в обслуживающий банк в качестве доказательства статуса лица для целей автоматического обмена информацией по стандарту CRS).

Для юридических лиц сертификаты налогового резидентства наиболее востребованы в первом случае – при применении международных налоговых соглашений, предусматривающих освобождения или пониженные ставки налога, удерживаемого у источника выплаты дохода.

Доходы иностранной организации от источников в России

По общему правилу (согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ), исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов. Речь идёт о доходах иностранных организаций от источников в Российской Федерации , к которым относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Другими словами, при каждой выплате любого из вышеуказанных доходов в пользу иностранной организации российская организация (налоговый агент) должна исчислить и удержать сумму налога по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 310 НК РФ.

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров , иного имущества (кроме недвижимости в РФ и акций компаний с недвижимостью в РФ более 50%), а также имущественных прав , осуществления работ , оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.

Если доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются налогом (или облагаются по сниженным ставкам) в соответствии с СИДН, соответствующие освобождения или льготы применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, российскому налоговому агенту подтверждения , предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (то есть, сертификата о налоговом резидентстве).

Сертификат налогового резидентства при применении налоговых соглашений

При применении СИДН при различных трансграничных выплатах, сертификат налогового резидентства служит подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, являющейся получателем дохода, выплачиваемого из России.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык .

Предоставление иностранной организацией указанного подтверждения (а также подтверждения наличия фактического права на доход) налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода , является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам .

Для получения такого подтверждения иностранная компания должна своевременно обратиться в компетентный (обычно – налоговый) орган своей страны в соответствии с процедурой, установленной местным законодательством.

Российская организация (налоговый агент), в свою очередь, должна располагать сертификатом налогового резидентства иностранного получателя дохода как на момент выплаты дохода и удержания налога, так и в последующем, для возможности его представления налоговому органу в случае проверки правильности исчисления и уплаты налога.

Например, российская компания приняла решение о выплате дивидендов своему участнику – люксембургской компании. Если люксембургская компания имеет фактическое право на указанный доход, а также напрямую владеет не менее 10% капитала российской компании и инвестировала в него не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в рублях, российская компания вправе удержать налог у источника выплаты по сниженной ставке 5% , предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 СИДН, заключенного между Россией и Люксембургом от 28 июня 1993 г. (вместо ставки 15% , установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Для этого люксембургская компания должна своевременно (до даты выплаты дохода) предоставить дочерней российской компании сертификат, подтверждающий, что она является резидентом Люксембурга в смысле указанного СИДН. К слову, для применения в России такой сертификат не требует апостиля в соответствии с пунктом 3 Протокола к указанному СИДН от 21 ноября 2011 г.

Другой пример: российская компания арендует у нидерландской компании контейнеры для использования в международных морских перевозках. Согласно НК РФ, доход иностранной компании от предоставления в аренду контейнеров, подлежал бы налогообложению у источника в России по ставке 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ). Однако, СИДН, заключенное между Россией и Нидерландами от 16 декабря 1996 г., допускает налогообложение такой категории доходов только том в государстве, резидентом которого является получатель дохода (пункт 1 статьи 8 СИДН РФ-Нидерланды), без взимания налога в стране источника выплаты. Таким образом, чтобы иметь право не удерживать налог у источника, российская компания должна получить от нидерландской компании подтверждение (сертификат) налогового резидентства последней в Нидерландах.

Прочие виды доходов от источников в РФ (напр., роялти, проценты по займам, доход от продажи недвижимости в РФ и др.) при невозможности применить освобождения, предусмотренные соответствующим СИДН (в том числе по причине непредставления сертификата резидентства получателя дохода), облагаются согласно НК РФ по ещё большей ставке – 20% .

Таким образом, от факта представления или непредставления сертификата о налоговом резидентстве напрямую зависит сумма подлежащего удержанию налога и итоговый размер дохода, который получит на руки иностранный контрагент.

Когда получить сертификат о налоговом резидентстве невозможно?

Несмотря на наличие у России СИДН более чем с 80 странами, далеко не каждый иностранный партнер в состоянии подтвердить российскому налоговому агенту страну своего налогового резидентства.

Если иностранная компания не удовлетворяет (или не полностью удовлетворяет) критериям налогового резидента по законодательству страны своей регистрации, она не сможет получить сертификат налогового резидентства, а российская компания (налоговый агент) будет не вправе применить льготные положения СИДН при исчислении, удержании и уплате в России налога у источника выплаты.

Ситуации, когда иностранная компания или иная структура не сможет получить официальное подтверждение своего налогового резидентства в стране своей регистрации, характерны:

  • во-первых, для компаний, не удовлетворяющих тесту налогового резидентства по законодательству страны своей регистрации. В основном такая ситуация имеет место в тех странах, где критерием резидентства является место «управления и контроля» над компанией. На практике речь идёт как минимум о наличии директора (или определенного числа членов совета директоров), являющихся резидентами страны регистрации компании и фактически (не номинально) управляющих ею с территории данной страны. Помимо указанного признака дополнительно анализируется и целый ряд других;
  • во-вторых, (что является частным случаем первого), для партнёрств, полностью состоящих из партнёров – нерезидентов по отношению к стране регистрации партнёрства. В силу принципа налоговой «прозрачности» такие партнёрства не могут считаться резидентами страны своей регистрации, так как их прибыль облагается налогом на уровне каждого из партнёров в странах их налогового резидентства.

Обязательно ли представление сертификата налогового резидентства до даты выплаты дохода?

В силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 статьи 312 НК РФ основанием для освобождения дохода от удержания налога или удержания налога по пониженным ставкам является предоставление иностранной организацией – получателем дохода – сертификата своего налогового резидентства до даты выплаты дохода .

Если на дату выплаты доходов налоговый агент не располагал подтверждением резидентства иностранной организации, однако воспользовался освобождениями или пониженными ставками, предусмотренными СИДН, последнее может быть признано неправомерным, а налог доначислен исходя из ставок, предусмотренных НК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Поскольку факт представления (или непредставления) сертификата о налоговом резидентстве российскому источнику выплаты напрямую влияет на размер налога и конечную сумму дохода, которую получит иностранный контрагент, обязанность иностранного контрагента своевременно предоставить сертификат российской стороне можно прописать непосредственно в тексте контракта (там же обозначив сроки, периодичность его предоставления, формальные требования к нему).

Требуется ли представлять сертификат налогового резидентства ежегодно?

В Письмах Минфина России от 19 августа 2015 г. № 03-08-05/47828 и от 2 декабря 2015 г. № 03-08-05/70230 отмечается, что согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 НК РФ, предусматривающей подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением пункта 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено только то, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией «до даты выплаты дохода», а не в каждом налоговом периоде .

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения , предусмотренное нормами международных соглашений (Определение ВС РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

Нужен ли апостиль на сертификате налогового резидентства?

Ранее российские налоговые органы требовали обязательного проставления апостиля (либо наличия легализации) на сертификатах налогового резидентства иностранных компаний, основываясь на соответствующих методических рекомендациях (См. Приказ МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, отменен Приказом ФНС России от 19 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/980@). Арбитражная практика также в целом следовала данной линии. Однако, такое требование являлось избыточным и прямо не основывалось ни на нормах международных соглашений, ни НК РФ.

В середине 2000-х годов ФНС России сообщала о наличии взаимных договоренностей о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, лишь с некоторыми государствами: Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Азербайджан, США, Кипр, Словакия (Письмо ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988).

На сегодняшний день профильное ведомство (Минфин России) в целом признаёт избыточный характер требования апостилировать (легализовать) сертификаты налогового резидентства, которое ещё встречается на практике в силу «инерции» и следования общему принципу, согласно которому официальные документы иностранного происхождения для применения в России (и наоборот) должны быть легализованы или иметь апостиль.

Уже в 2009 году в Письме Минфина России от 1 июля 2009 г. № 03-08-13 указывалось, что «исходя из сложившейся практики, иностранные государства принимают без проставления апостиля официальные документы Российской Федерации, исполненные на официальных бланках компетентных органов и подписанные официальными уполномоченными лицами, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения», тогда как «требование российской стороны проставления апостиля на вышеуказанных официальных документах иностранных государств может привести к тому, что … к российским официальным документам может быть предъявлено требование обязательного апостилирования, что значительно усложнит процедуру оформления таких документов для российских налогоплательщиков…».

Данный подход основан на положениях Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., согласно которой проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В ряде последних писем 2017-2018 гг. Министерство финансов РФ указывает на то, что принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля на сегодняшний день прямо позволяют СИДН, заключенные между РФ и следующими странами: Гонконг, Казахстан, Китай, Латвия, Люксембург, Мальта, ОАЭ, Сингапур, Швейцария.

Например, согласно пункту 3 Протокола от 20 декабря 2010 г. к СИДН между Россией и Латвией, «компетентные органы обоих Договаривающихся Государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения настоящего Соглашения», к которым, безусловно, относится и подтверждение налогового резидентства.

Кроме того, ведомство отметило, что включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации , которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля .

На указанном основании Минфин России делает вывод о том, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

Вышеуказанная позиция приводится в Письмах Минфина России от 3 апреля 2018 г. № 03-08-05/21444, от 28 ноября 2017 г. № 03-08-05/78765, от 16 января 2018 г. № 03-08-05/1523, от 1 июля 2009 г. № 03-08-13.

Несмотря на это, ФНС России в нескольких своих письмах предприняла ещё одну попытку обосновать необходимость апостилирования/легализации сертификатов о налоговом резидентстве, ссылаясь на особенности действия Гаагской конвенции 1961 г. и «отсутствие в действующем законодательстве РФ положений, отменяющих необходимость апостилирования иностранных официальных документов» (см. напр., Письмо ФНС России от 29 января 2016 г. № ОА-4-17/1265@). Минфин России в своем Письме от 21 апреля 2016 г. № 03-08-РЗ/23009 сообщил о том, что указанное письмо ФНС (и другие письма, содержащие аналогичную позицию) не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству РФ о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Минфина России.

Позднее, в Письме от 26 июля 2016 г. № 03-08-13/43631 Минфин России специально отметил, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты , подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции. Договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации, поскольку не содержат правила иные, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.

Таким образом, руководствуясь текущей позицией Минфина России, апостиль на сертификате налогового резидентства иностранной организации как правило не требуется. Однако, перед получением от иностранной организации сертификата всё же рекомендуется специально уточнить, имеется ли в тексте соответствующего СИДН (или протоколах к нему) либо на межведомственном уровне письменная договоренность о приеме документов без апостиля. Если такой договорённости нет, то некоторый риск оспаривания налоговым органом правомерности применения российской организацией льготных положений СИДН остаётся.

Допускается ли представление копии сертификата вместо оригинала?

Согласно позиции, выраженной с Письме Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-08-05/7325, нормы НК РФ не содержат прямого запрета на представление иностранной организацией налоговому агенту нотариально заверенной копии подтверждения постоянного местонахождения. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

На практике, в случаях, когда налоговое резидентство иностранного контрагента необходимо подтвердить сразу для нескольких российских организаций – источников выплаты дохода, осуществляется перевод оригинала сертификата на русский язык (с нотариальным свидетельствованием в РФ подлинности подписи переводчика), который подшивается к оригиналу, а затем с такой сшивки делается требуемое количество нотариальных копий.

Подтверждение налогового резидентства российской организации

Возможны и обратные ситуации – когда получателем дохода выступают российские компании. Если требуется подтвердить налоговое резидентство российской организации для применения положений СИДН зарубежным источником выплаты дохода, российская организация получает «документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации» (так официально называется сертификат налогового резидентства в РФ) в ФНС России или уполномоченном ею территориальном налоговом органе.

Форма заявления на получение такого сертификата, форма самого сертификата, а также порядок его представления в электронной форме и на бумажном носителе утверждены Приказом ФНС России от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Форма заявления на получение сертификата является единой для юридических и физических лиц.

К заявлению могут быть приложены копии документов, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве, владение имуществом в иностранном государстве, иные факты и обстоятельства, требующие подтверждения статуса налогового резидента РФ. К таким документам относятся, в том числе: договор (контракт); документы, подтверждающие право владения имуществом; решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов; копии платежных поручений или кассовые чеки, бухгалтерские справки или иные первичные документы.

К заявлению также могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание физического лица на территории РФ в период времени, за который необходимо получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ.

Если к заявлению прилагаются документы на иностранном языке, такие документы должны быть переведены на русский язык и заверены в порядке, установленном законодательством РФ (то есть нотариально).

Заявление подаётся в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе лично, по почте или в электронной форме через официальный сайт ФНС России.

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления заявления в налоговый орган или текущий календарный год).

Для целей применения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, производится по результатам рассмотрения заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах , требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ (примеры таких документов – см. выше) и оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в формате pdf.

Факт выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, может быть верифицирован через официальный сайт ФНС России путем ввода проверочного кода, содержащегося в указанном документе.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, оформляется только на русском языке, хотя первоначальный проект формы сертификата предполагал двуязычное исполнение (подстрочный английский текст). Поэтому для использования в иностранном государстве в большинстве случаев потребуется его перевод на соответствующий иностранный язык.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает различные ставки налогообложения для налоговых резидентов РФ и лиц, не являющихся налоговыми резидентами. В связи с этим для предупреждения ситуаций с двойным налогообложением в соответствии с международными соглашениями часто возникает вопрос, каким образом можно подтвердить статус налогового резидента РФ, куда следует обращаться за получением подтверждения и какие документы при этом необходимо предоставить.

Определение налогового резидента дано в Налоговом кодексе Российской Федерации (см. п. 2 ст. 207). Факт установления налогового резидентства зависит от времени пребывания физического лица в России в течение календарного года.

Кто является налоговым резидентом РФ

Налоговым резидентом РФ признается физическое лицо, если оно в течение года, то есть 12 месяцев, следующих подряд, фактически находилось в РФ не менее 183 календарных дней. Однако международными договорами может быть установлено иное определение налогового резидента, о чем сказано в ст. 7 НК РФ.

Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы наделены обязанностью по требованию налогоплательщика предоставлять ему документ, подтверждающий его налоговый статус. Документ может быть представлен в бумажном виде или в электронной форме.

Надо оговориться, что Приказ об утверждении формы заявления о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, и Порядок представления документа, подтверждающего статус налогового резидента российской федерации (Приложение № 3 к приказу ФНС России № ММВ-7-17/837@ от 07 ноября 2017г.), зарегистрированы в Минюсте 27 ноября 2017 года, но пока, на данный момент, не утверждены.

Поэтому мы рассмотрим иной способ подтверждения статуса налогового резидента РФ, не подразумевающий получение подтверждения от налогового органа (ч. 6 ст. 13 Федерального Закона № 401-ФЗ от 30 ноября 2016 г. и пп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Как подтвердить статус налогового резидента РФ для уплаты НДФЛ

Говоря о том, каким образом можно подтвердить статус налогового резидента РФ следует также отметить, что не только размер ставки налога на доходы физического лица, в соответствии со ст. 224 НК РФ, зависит от налогового статуса налогоплательщика. Налоговый статус определяет также применение налогообложения по НДФЛ к доходам, полученным от определенных источников и освобождение от налогообложения в определенных случаях (ст. 209 и п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Налоговый статус не является постоянной величиной. Он определяется налоговым агентом гражданина, в том числе работодателем или банком, а также другими лицами в зависимости от получаемого дохода на каждую дату получения им дохода в зависимости от времени, фактически проведенного на территории страны. Окончательно налоговый статус лица определяется по итогам прошедшего налогового периода, которым, в соответствии со ст. 216 НК РФ, признается год.

Таким образом, пока налоговый период не закончился, при каждом получении физическим лицом дохода его налоговый агент должен самостоятельно определить налоговый статус лица. Официально утвержденного порядка подтверждения времени, фактически проведенного на территории РФ, в налоговом законодательстве РФ не предусмотрено, поэтому налоговые агенты получают необходимые сведения самостоятельно, при необходимости запрашивая требуемые документы у гражданина. То есть в каждой ситуации получения лицом дохода его налоговый агент самостоятельно определяет его налоговый статус.

Какие документы могут подтвердить факт пребывания лица на территории РФ

  1. Данные из табеля учета рабочего времени;
  2. Копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о времени пересечении границы;
  3. Документы о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, оформленные в соответствии с порядком, установленным в законодательстве РФ;
  4. Сведения из миграционных карт.

В результате такого порядка по итогу года вероятна ситуация, когда налоговый статус налогоплательщика изменится, например, он приобретет статус налогового резидента РФ, при этом понадобится произвести перерасчет суммы НДФЛ.

Для перерасчета требуется по окончании налогового периода представить в налоговый орган налоговую декларацию и документы, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в данном году. При этом налоговый орган производит перерасчет (ст. 78, п. 1.1 ст. 231 НК РФ) и производит в связи с приобретением лицом статуса налогового резидента РФ.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ для избежания двойного налогообложения

Порядок подтверждения налогового статуса, в том числе требуемые документы, указаны в Информационном сообщении ФНС России «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента РФ».

Получить подтверждение статуса налогового резидента РФ граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут в МИ ФНС России по ЦОД (в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных). Поскольку подтверждение выдается на основе фактически проведенного на территории страны времени, за текущий налоговый период подтверждения начинают выдавать не ранее 3 июля текущего года.

За предыдущие года подтверждение можно получить в любое время. Для этого потребуется только представить необходимые документы, чтобы подтвердить время, фактически проведенное на территории России.

Если вам необходимо получить подтверждение своего налогового статуса за период времени ранее 3 лет до даты подачи заявления, вы должны будете представить копии за соответствующие налоговые периоды. На копиях должны быть проставлены отметки налогового органа, кроме того необходимо приложить платежные документы, согласно которым можно подтвердить факт уплаты налога по соответствующим операциям, в отношении которых было возможно двойное налогообложение. Таким образом, чтобы получить подтверждение налогового статуса за определенный налоговый период, вы должны представить следующие документы:

1. Заявление в письменной форме, в котором необходимо указать следующие данные:

  • ФИО заявителя и его контактный телефон;
  • Наименование иностранного государства, для представления в налоговый орган которого требуется подтверждение налогового статуса;
  • ИНН заявителя;
  • Год, за который вы хотите получить подтверждение статуса;
  • Перечень приложений.

2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

3. Копии документов, согласно которым лицо получало доходы в иностранном государстве, например:

  • Копия Если этот документ представлялся ранее, повторное его представление не требуется, вы должны указать ссылку на письмо, к которому было приложена копия договора;
  • Решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
  • Документы, в соответствии с которыми вы получали пенсию из-за рубежа;
  • Другие документы, подтверждающие получение доходов;

4. Если заявление представляет гражданин РФ – копии всех страниц заграничного паспорта, если он в наличии;

5. Таблица расчета времени нахождения в России согласно форме (см. Приложение к Информационному сообщению ФНС России от 26 февраля 2008 г.);

6. Для обоснования времени, фактически проведенного на территории РФ, представляются справки с мест работы в РФ, табели учета рабочего времени, копии билетов, копии отметок в паспорте о времени пересечения государственной границы и т.д. Данные документы требуются для иностранных граждан или лиц без гражданства, которые прибыли в Россию с территории иностранных государств и с которыми у РФ есть действующие международные соглашения о безвизовом режиме.

Кроме непосредственной подачи заявления, вы можете отправить его с приложением всех необходимых документов почтовым по почте с уведомлением о доставке и описью приложений.

Адрес для отправления: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр. 2. Так же вы можете передать документы и заявление в экспедицию ФНС России по адресу г. Москва, ул. Неглинная, д. 23.

Ваше заявление будет рассмотрено в течение 30 календарных дней с момента поступления его в МИ ФНС России по ЦОД.

Что подтверждает налоговый статус физического лица

  1. Справка установленного образца;
  2. Форма, установленная законодательством иностранного государства, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью налогового органа. Такая форма может выдаваться для подтверждения налогового статуса только в том случае, если ФНС России была уведомлена о наличии таких форм компетентными органами иностранного государства. Также информация о данных формах может быть размещена на официальном сайте компетентного органа государства, этого тоже будет достаточно для оформления соответствующей формы для представления в налоговый орган иностранного государства.

По общему правилу физическое лицо получает подтверждение своего налогового статуса в одном экземпляре. Но если иностранное государство в соответствии со своим законодательством требует представления подтверждения в двух и более экземплярах, и компетентные органы данного государства уведомили ФНС России в установленном порядке о наличии такой особенности законодательства, подтверждение будет выдано лицу в требуемом количестве экземпляров.

  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли уведомлять УФМС о заключении договора ГПХ в гражданином Киргизии?
  • Какие налоги нужно платить за гражданина Белоруссии,работающего по ГПД?
  • Нерезидент оказывает консультационные услуги на территории РФ. акие риски необходимо учесть?
  • Имеет ли право сотрудник предприятия - нерезидент, управлять транспортным средством, принадлежащим предприятию?

Вопрос

Иностранец имеет вид на жительство в РФ и зарегистрирован по месту пребывания в РФ. Налоговая инспекция выдала иностранцу свидетельство о постановке на налоговый учет с присвоением ИНН. Должна ли организация требовать с иностранного работника документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ? Или достаточно свидетельства ИНН?

Ответ

Требовать документ, который подтверждает резидентство, работодатель не обязан. ИНН не является подтверждением того, что иностранец - резидентом. Также таким документом не будет вид на жительство. Поэтому при наличии сомнений в резидентстве иностранца имеет смысл запросить документ из налоговой.

Гость, знакомьтесь - !

Как подтвердить статус налогового резидента

«Формы , а также их утверждены . Это следует из статьи 31, пункта 1 статьи 32 НК.

Куда и как подать заявление

Заявление подайте в ФНС любым способом:

  • лично в экспедицию ФНС по адресу: г. Москва, улица Неглинная, дом 23, или по почте (в поле «код налогового органа» укажите код «0000»);
  • по почте по адресу МИ ФНС по ЦОД: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, строение 2 (в поле «код налогового органа» укажите код «9965»);
  • в электронном виде через сервис ФНС .

К заявлению приложите документы о фактах и обстоятельствах, которые требуют подтверждения статуса организации или гражданина – налогового резидента России. Например, копии договора, решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов, уставные документы, копии страниц паспорта.

Если документы на иностранном языке, переведите их на русский и заверьте в порядке, установленном российским законодательством.

Пример, как человеку заполнить заявление на подтверждение статуса резидента России

Гражданину Молдавии А.С. Кондратьеву, который работает в ООО «Альфа», необходимо подтвердить резидентство России.

В течение 2017 года (365 дней) он три раза ездил в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 160 дней;
  • на территории России – 205 дней (365 дн. – 160 дн.), то есть более 183 дней.

Кондратьев признается налоговым резидентом России.

Чтобы подтвердить свой статус за 2017 год, Кондратьев в 2018 году подал лично в ФНС заявление на выдачу документа о статусе.

Пример, как организации заполнить заявление на подтверждение статуса резидентства России

Организации «Альфа» необходимо подтвердить резидентство России. Для этого она направила по почте в ФНС заявление на выдачу документа о статусе.

Когда и как выдадут документ о статусе

Заявление налоговая инспекция рассмотрит в течение 40 календарных дней и направит заявителю либо:

  • документ, который подтверждает статус налогового резидента России;
  • информационное сообщение об отсутствии такого статуса.

Сделает она это способом, который заявитель указал в заявлении.

Во избежание двойного налогообложения РФ заключает международные договоры (соглашения, конвенции) с другими государствами. Эти договоры определяют порядок обложения налогом различных объектов (к примеру, дохода или имущества), которые возникают в той или иной стране. При этом международные договоры РФ имеют высшую силу по сравнению с национальным законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ). Налогообложение в соответствии с международными договорами производится в зависимости от того, где объект налогообложения возник, а также от резидентства лица. О налоговом резидентстве организации и справке, его подтверждающей, расскажем в нашей консультации.

Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ

Налоговые резидентами РФ являются следующие организации (п. 1 ст. 246.2 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Как подтверждается налоговое резидентство организаций

Процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ регламентируется Информационным сообщением ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ организация обращается с заявлением в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). К заявлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве (к примеру, договор, решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов и др.). Копии документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Если резидентский статус подтверждается за период более чем 3-летней давности, потребуются дополнительные документы, доказывающие факт уплаты налогов.

Заявление рассматривается в течение 30 дней. Документом, подтверждающим для организации налоговое резидентство в РФ, является справка о резидентстве РФ, выданная МИ ФНС России по ЦОД.

Однако возможна ситуация, когда в иностранном государстве необходимо подтвердить статус по иной форме. Это значит, что вместо справки о налоговом резидентстве в ФНС необходимо получить другой бланк.

Справкой о резиденстве юридического лица в таком случае будет являться установленная законодательством иностранного государства форма, на которой сотрудник ФНС поставит свою подпись и печать. Иностранный бланк ФНС заверяет в том случае, если компетентные органы такого государства (к примеру, налоговое ведомство) поставили в известность ФНС России о наличии таких форм либо если информация о них размещена на официальных сайтах таких иностранных компетентных органов.

В определенных случаях организации, ИП или обычным гражданам может потребоваться документ, подтверждающий налоговый статус. Таким документом является справка о налоговом резидентстве, получить которую можно в налоговом органе. В статье рассмотрим когда может потребоваться такая справка, а также порядок ее получения.

Справка о налоговом резидентстве

Справка о налоговом резидентстве как юридического, так и физического лица является документальным подтверждением того факта, что данное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование такой справки звучит, как «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Важно! Под резидентом в свою очередь понимают юридическое или физическое лицо, числящееся в конкретном месте в определенной стране, например, резидент РФ.

Нормативная база

Порядок подтверждения статуса налогового резидентства утвержден приказом ФНС России №ММВ-7-17/837@ от 07.11.2017 . Этим же приказом утверждена и форма заявления для получения статуса, а также способы подачи его в налоговый орган. Выдается документ резидента в ФНС РФ или в уполномоченном территориальном налоговом органе . Напомним, что до конца 2017 года получить справку можно было только в одном месте – МИ ФНС по ЦОД (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Централизованной обработке данных).

Для чего нужна справка о налоговом резидентстве

Важно! Обычно справка о налоговом резидентстве требуется в тех случаях, когда лицо (юридическое или физическое) начинает какое-либо сотрудничество с зарубежными компаниями.

Для физлица данная справка будет служить основанием для избежания двойного налогооблодения. А для юрлиц справка нужна в случае работы с организациями иных стран. Таким образом, подтверждение статуса и получение справки потребуется в следующих случаях:

  1. При оказании российской компании иностранной фирме услуг (продаже товаров). В этом случае для того, чтобы избежать двойного налогообложения иностранная компания запрашивает подтверждение своего статуса от российской организации.
  2. В случае оказания ИП или физлицом услуг иностранной компании. С целью избежания двойного налогообложения иностранная компания запрашивает у физлица данную справку.
  3. При получении российской организацией или филицом дохода от участия в деятельности зарубежной фирмы (доход участник получает в виде дивидендов).
  4. Для предоставления в иностранный орган по соответствующему требованию.

Апостиль на справке

Важно помнить о том, что справка о резидентстве всегда предназначается для иных стран, а значит для понимания содержания такого документа, составлена она должна быть на понятном языке. С этой целью на справке проставляется апостиль. Проставляется он на копию справки, которая заверяется у нотариуса, но только в том случае, если страна, для которой предназначена эта справка, является участницей Гаагской конвенции . В противном случае апостиль не ставится, а потребуется проведение процедуры легализации.

На какой срок выдается справка о резидентстве

Срок изготовления справки занимает не более 40 дней с момента подачи заявления. А действует справка в течение 1 года. Причем взята справка может быть и за прошлые годы деятельности.

Порядок получения справки о налоговом резидентстве

До недавнего времени специальной формы заявления, которое в налоговый орган должны были предоставлять компании, ИП и иные физические лица, не было. Составлять его нужно было в свободной форме. Но с 9 декабря 2017 года заявление в обязательном порядке должно подаваться в по форме, утвержденной ФНС (КНД 1111048). В заявлении указывается следующая информация:

  • наименование организации (если заявление подает физлицо или ИП, то его ФИО);
  • периоды времени, за которые заявителю необходима справка (например, за прошедший год или за несколько лет);
  • причина выдачи справки (требуется в случае применения двусторонних международных договоров или при иных целях);
  • время пребывания ИП или иного физлица в РФ;
  • основания, по которым лицо (юридическое или физическое) может считаться налоговым резидентом РФ;
  • информация о документе, удостоверяющем личность (указывается в случае отсутствия ИНН).

Порядок заполнения заявления физическими лицами

ИП и иные физические лица в заявлении должны заполнять следующие разделы:

  1. Титульный лист, на котором указываются ФИО полностью, ИНН, годы (за которые требуется справка), а также способы получения документа. В том случае, если у физлица отсутствует ИНН, дополнительно ему потребуется заполнить 1 раздел на странице 002. В этом разделе потребуется указать данные документа, удостоверяющего личность (паспорта, свидетельства о рождении, военного билета и пр.).
  2. Данные о сроках пребывания физлица в РФ (заполняется 2 раздел 002 страницы).

Порядок заполнения заявления юридическими лицами

Юридическим лицам заполнить нужно будет следующую информацию в заявлении:

  1. Титульный лист, на котором указывается наименование компании, ее ИНН/КПП, период времени, а который нужна справка, а также способ получения справки из налогового органа.
  2. Основания для признания юрлица налоговым резидентом РФ (3 раздел 002 страницы).

Какие документы прикладываются к заявлению

При подаче в налоговую заявление на получение справки, к нему потребуется приложить следующие документы:

  • договор/контракт, которым будет подтверждаться получение (право на получение) дохода в иностранной компании;
  • документы, подтверждающие владение имуществом;
  • документ, устанавливающий выплату дивидендов в иностранной компании (например, решение участников общества о выплате дивидендов);
  • копии платежек (кассовых чеков), подтверждающих выплату дивидендов;
  • бухсправки;
  • иные первичные документы.

Важно! В некоторых случаях к заявлению ИП или иного физлица прикладываются копии документов, подтверждающих нахождение лица в РФ в том периоде времени, за который требуется получить справку.

Если документы, прикладываемые к заявлению, составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и перевод заверить у нотариуса.

Как подать заявление в налоговую

Заявление на выдачу справки о резидентстве и прилагаемый к нему пакет документов в налоговую можно направить одним из способов:

  • лично обратившись в налоговый орган;
  • направить документы по почте заказным письмом с составленной к нему описью вложения;
  • посредством интернета через сайт налоговой.

Важно! В качестве способа получения готовой справки организация или физлицо может также выбрать один из способов: лично, по почте или через интернет.

Подтверждение статуса налогового резидента онлайн

В 2018 году статус налогового резидента можно подтвердить через интернет, зайдя на сайт Налоговой службы. На сайте представлен специальный сервис «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации», воспользоваться которым могут физические и юридические лица. Данный сервис позволяет как организациям, так и физлицам довольно быстро заполнить заявление и направить его в налоговую, а также получить нужный документ в формате PDF, либо отказ в его выдаче. Одним из преимуществ данного сервиса является то, что дополнительно направлять в налоговую подтверждающие документы не нужно. Достаточным будет лишь формирование заявления. При этом если справка о резидентстве нужна на бумаге, то соответствующую пометку следует сделать при заполнении заявления, то есть «Направить документ на бумажном носителе». С помощью сервиса заявитель также может следить за статусом обработки своего заявления а налоговом органе. Следует помнить, что срок рассмотрения документа в этом случае не меняется и также составляет 40 календарных дней. Кроме того, налоговые агенты и иностранные органы также могут проверить статус налогового резидента лица через интернет. Они также могут воспользоваться сервисом, представленным на сайте налоговой.Причем сделать это может любое заинтересованное лицо и специальной регистрации или ввода каких-либо кодов не потребуется.