>>И. Анненский. Снег. Д. Мережковский. Родное. Не надо звуков
Снег
Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
Эта резакноетъ линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенски синий
И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе-белый,
То сиреневый снег...
И особенно талый,
Когда, выси открыв.
Ом ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане,
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.
Дмитрий Мережковский
Родное
Далеких стад унылое мычанье
И близкий шорох свежего листа...
Потом опять глубокое молчанье...
Родимые, печальные места!
Протяжный гул однообразных, сосен
И белые, сыпучие пески...
О, бледный май, задумчивый, как осень!..
В полях затишье, полное тоски...
И крепкий запах молодой березы,
Травы и хвойных игл, когда порой.
Как робкие, беспомощные слезы,
Струится теплый дождь во тьме ночной.
Здесь тише радость и спокойней горе,
Живешь как в милом и безгрешном сне,
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине.
Не надо звуков
Дух Божий веет над землею.
Недвижен пруд, безмолвен лес;
Учись великому покою
У вечереющих небес.
Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись
тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
Будьте внимательны к слову...
Будьте внимательны к слову...
1. И. Анненский говорит о любви к снегу. Подумайте, в какое время он видит снег - начало, середина, конец зимы. По каким приметам вы догадались об этом? Какие эпитеты помогают нам представить разные картины, о которых говорит поэт? Обратим внимание на совершенно необычную характеристику снега: «Он ложится усталый / На скользящий обрыв...»
2. Д. Мережковский в стихотворении Родное передает нам грустное, щемящей чувство печали с помощью эпитетов, сравнений. С чем сравнивает он дождь? Подготовьтесь к чтению стихотворении вслух.
3. Обратим внимание, что и следующее стихотворение говорит нам о тишине пруда и леса, вечереющих небес и молчаливых облаков. Какое настроение передает нам поэт, о каком состоянии собственной души рассказывает?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.
В творчестве Д. Мережковского философские мотивы звучат достаточно сильно, но появились они не сразу. Толчком к написанию стихов этого направления стала смерть матери поэта. В 1895 году было создано лаконичное стихотворение «Не надо звуков».
Тема анализируемого произведения – Бог и блаженный небесный покой. Автор показывает, что земная суета не вечна, человек не должен предаваться ей полностью. Д. Мережковский утверждает, что человек должен уметь отвлекаться от земной жизни, чтобы учиться покоя и умиротворения у «вечеряющих небес».
В центре стихотворения лирический герой и небеса. Герой практически не проявляет себя, но с первых строк понятно, что он полностью сливается с автором. В первой строфе Д. Мережковский рисует вечерний пейзаж. Несмотря на лаконичность, зарисовка получилась очень емкой. Земля окутана, Божьим Духом, безмолвствует, молчит пруд, а лес даже не шелохнется. Лирический герой вместе с автором уверяет, читателя, что у природы нужно учиться этого покоя.
Во втором куплете автор вместе с лирическим героем подводит черту под сказанным. Он умоляет неизвестного собеседника: «Не надо звуков: тише, тише!». Поэт возвращается к мысли о том, что нужно учиться тишине, теперь уже у облаков. Небеса, вечность и Божий дух он считает «выше земных желаний, дел и слов».
Анализируя данное стихотворение нельзя забывать, что Дмитрий Мережковский творил в духе символизма. Поэтому под образом небес и облаков следует понимать царство мертвых, куда попадают души после того, как покидают мирскую суету. Автор также понимает, что судьба человека предрешена, поэтому биться о скалы земных невзгод – тщетное дело. Важно останавливаться для созерцания своего внутреннего мира и обдумывания вечного. Вместе с мотивами Божественной силы, вечности и покоя появляется мотив единения с природой. Именно природа, по мнению Мережковского, приближает человека к Богу и вечному.
Небольшой объем стиха «Не надо звуков» не помешал автору вплести в строчки художественные средства. Он использует метафоры («Дух Божий веет над землей», «безмолвен пруд», «учись… покою у… небес») и эпитеты («недвижим лес», «лучезарные облака»). Во втором куплете Д. Мережковский также использует риторическое обращение и повторы: «Не надо звуков: тише, тише!».
Композиция стихотворения Д. Мережковского «Не надо звуков» предельно простая. Оно разделено на два четверостишия. Строки в катренах связаны перекрестной рифмой. Каждая строфа имеет относительно завершенный смысл. Написан стих четырехстопным ямбом. Мотив тишины и покоя подчеркивается плавной интонацией, которая только раз нарушается восклицанием. Тем не менее, оно не нарушает молчания, так как тоже призывает к тишине.
Стихотворение Д. Мережковского «Не надо звуков» – одна из первых проб пера поэта на полотне философской лирики, но этот стих поражает умением лаконично передать глубокий смысл. Кроме того, оно привлекает внимание сплетением разных мотивов в единое целое.
Вечером нежным, как твой поцелуй,
Полным то теплых, то свежих изменчивых струй,
Милые ласточки вьются.
Неподвижный камыш чуть заденут крылом
И стремглав унесутся,
Тонут с криками в небе родном,
Словно с дерзостным хохотом.
Нет им дела до туч,
Что ползут, застилая испуганный луч,
С медленным грохотом.
Милые ласточки, вас я люблю.
Может быть, жизнь я бы отдал мою,
Бедную гордую душу мою,
Только б иметь ваши крылья
И без усилья
В небе, как вы, потонуть.
Но надо мной вы смеетесь, играете
И подставляете
Алому вечеру белую грудь.
Жизни меня научите веселой:
Видите, как по земле я влачусь,
Скорбный, больной и тяжелый, -
Так я и в темную землю вернусь.
О, научите меня
Жизни крылатой, жизни веселой,
Петь научите меня,
Славить рождение дня,
Славить и бурю, идущую с медленным грохотом,
Петь и летать,
Все побеждать
Дерзостным хохотом!
НЕ НАДО ЗВУКОВ
Дух Божий веет над землею.
Безмолвен пруд, недвижим лес.
Учись блаженному покою
У вечереющих небес.
Не надо звуков: тише, тише!
У лучезарных облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
Боюсь, боюсь тебя, слепая
С очами белыми, о дочь
Проклятой совести, нагая
И нестыдящаяся Ночь!
Покрова нет и нет обмана.
И после всех дневных обид
Зари мучительной горит
Незаживающая рана.
И вновь, как в первый день созданья,
Лазурь небесная тиха,
Как будто в мире нет страданья,
Как будто в сердце нет греха.
Не надо мне любви и славы:
В молчанье утренних полей
Дышу, как дышат эти травы…
Ни прошлых, ни грядущих дней
Я не хочу пытать и числить,
Я только чувствую опять,
Какое счастие - не мыслить,
Какая нега - не желать!
ТЕМНЫЙ АНГЕЛ
О, темный ангел одиночества,
Ты веешь вновь
И шепчешь вновь свои пророчества:
О милый мой,
Я - ангел детства, друг единственный,
Всегда - с тобой.
Мой взор глубок, хотя не радостен,
Но не горюй:
Он будет холоден и сладостен,
Мой поцелуй.
Он веет вечною разлукою, -
И в тишине
Тебя, как мать, я убаюкаю:
Ко мне, ко мне!»
И совершаются пророчества:
Темно вокруг.
О, страшный ангел одиночества,
Последний друг,
Полны могильной безмятежностью
Твои шаги.
Кого люблю с бессмертной нежностью,
И те - враги!
ПРОКЛЯТИЕ ЛЮБВИ
С усильем тяжким и бесплодным
Я цепь любви хочу разбить.
О, если б вновь мне быть свободным,
О, если б мог я не любить!
Душа полна стыда и страха,
Влачится в прахе и крови,
Очисти душу мне от праха,
Избавь, о Боже, от любви!
Ужель непобедима жалость?
Напрасно Бога я молю:
Все безнадежнее усталость,
Все бесконечнее люблю.
И нет свободы, нет прощенья.
Мы все рабами рождены,
Мы все на смерть, и на мученья,
И на любовь обречены.
ДВЕ ПЕСНИ ШУТА
Если б капля водяная
Думала, как ты,
В час урочный упадая
С неба на цветы,
И она бы говорила:
«Не бессмысленная сила
Управляет мной.
По моей свободной воле
Я на жаждущее поле
Упаду росой!»
Но ничто во всей природе
Не мечтает о свободе,
И судьбе слепой
Все покорно - влага, пламень,
Птицы, звери, мертвый камень;
Только весь свой век
О неведомом тоскует
И на рабство негодует
Гордый человек.
Но, увы! лишь те блаженны,
Сердцем чисты те,
Кто беспечны и смиренны
В детской простоте.
Нас, глупцов, природа любит,
И ласкает, и голубит,
Мы без дум живем,
Без борьбы, послушны року,
Вниз по вечному потоку,
Как цветы, плывем.
То не в поле головки сбивает дитя
С одуванчиков белых, играя:
То короны и митры сметает, шутя,
Всемогущая Смерть, пролетая.
Смерть приходит к шуту: «Собирайся, Дурак,
Я возьму и тебя в мою ношу,
И к венцам и тиарам твой пестрый колпак
В мою общую сумку я брошу».
Но, как векша, горбун ей на плечи вскочил
И колотит он Смерть погремушкой,
По костлявому черепу бьет, что есть сил,
И смеется над бедной старушкой.
Стонет жалобно Смерть: «Ой, голубчик, постой!»
Но герой наш уняться не хочет;
Как солдат в барабан, бьет он в череп пустой,
И кричит, и безумно хохочет:
«Не хочу умирать, не боюсь я тебя!
Жизнь, и солнце, и смех всей душою любя,
Буду жить-поживать, припевая:
Гром побед отзвучит, красота отцветет,
Но Дурак никогда и нигде не умрет, -
Но бессмертна лишь глупость людская!»
Дух Божий веет над землею.
Недвижен пруд, безмолвен лес;
Учись великому покою
У вечереющих небес.
Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.
(1
votes, average: 5,00
out of 5)
Еще стихотворения:
- Где нам взять веселых звуков, Как с веселой песней быть? Грусти дедов с грустью внуков Нам пока не разобщить… Не буди ж в груди желанья И о счастье не мечтай,-...
- Тише, тише, ветры, вейте, Благовонием дыша; Пурпуровым златом рдейте, Воды, долы, — и душа, Спящая в лесах зеленых, Гласов, эхов сокровенных, Пробудися светлым днем: Встань ты выше, выше, холм! В...
- Не надо… Все призрачно — и темных окон матовость, и алый снег за стоп-сигналами машин. Не надо… Все призрачно, как сквер туманный мартовский, где нет ни женщин, ни мужчин —...
- Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг — один и враг — один… Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама....
- Мне сегодня не надо чудес, Все равно я навек обездолен. На парчу розоватых небес Опустились кресты колоколен. Если долог осенний закат, Если небо над ратушей ало, Будет ветер на завтра...
- Не надо, дружок, обижаться, Не надо сердиться, ей-ей, На сверстников и домочадцев, На старых неверных друзей. Давай лучше жизни дивиться И в добрые верить дела, Глядеться в знакомые лица, Как...
- Надо верными оставаться, до могилы любовь неся, надо вовремя расставаться, если верными быть нельзя. Пусть вовек такого не будет, но кто знает, что суждено? Так не будет, но все мы...
- Почему-то надо приходить весне, почему-то надо видеть тебя во сне. Через день кончается мартовский напор, целый день качается за дорогой бор. В форточку сквозящую слышим — чудеса! — самые настоящие...
- Чугунная ограда, Сосновая кровать. Как сладко, что не надо Мне больше ревновать. Постель мне стелют эту С рыданьем и мольбой; Теперь гуляй по свету Где хочешь, Бог с тобой! Теперь...
- А я иду, где ничего не надо, Где самый милый спутник — только тень, И веет ветер из глухого сада, А под ногой могильная ступень....
3 928 0
О вечности рано или поздно задумывается каждый человек, однако у всех это происходит по-разному. Кто-то заботиться о том, насколько велико его состояние, которое впоследствии достанется детям. Других интересуют нематериальные ценности, именуемые добродетелями, которые, если верить различным религиям, имеют достаточно высокую котировку в потустороннем мире.
Что касается Дмитрия Мережковского , то он впервые затронул подобную тему в своем творчестве после смерти матери и в 1895 году написал короткое стихотворение . В этом произведении автор пытается самому себе ответить на вопрос, как подготовиться к переходу в мир мертвых, и о чем следует позаботиться в первую очередь.
Идеи автор черпает у окружающего мира, наблюдая за тем, как «дух Божий веет над землею». После суетного дня даже в природе наступает умиротворение, когда ни один листик не шелохнется на утомленных жарой деревьях, смолкают птицы, и лишь в траве можно услышать редкое пение цикад. Поэтому, обращаясь и к самому себе, и читателям, поэт подчеркивает: «Учись великому покою у вечереющих небес».
В этой фразе заложен глубокий философский смысл, так как осознает – жизнь любого человека предопределена, и пытаться свернуть с намеченного пути просто немыслимо. Все равно конечный результат будет одинаков для каждого из нас вне зависимости от его титулов и социального статуса. Поэтому ко всему, что происходит вокруг, нужно относиться с пониманием и спокойствием. Зачем изводить себя переживаниями, пустой суетой и глупыми надеждами, если изменить все равно ничего не удастся?
Действительно, при всех своих талантах и возможностях Мережковский не в состоянии вернуть горячо любимую мать из небытия. Поэтому, глядя на молчаливые облака, которые точно так же будут плыть по вечернему небо и через 100, и через 200 лет, поэт советует каждому из нас: «Учись тому теперь, что выше земных желаний, дел и снов». Поэт интуитивно понимает, что там, куда простирается путь каждого человека, нет места привычным вещам. За чертой смерти все земное придется оставить. Так не лучше ли сделать это заранее, чтобы переход в иной мир оказался менее шокирующим и болезненным? Эта идея, судя по всему, становится по-настоящему близкой поэту, так как он впоследствии будет пытаться неоднократно применить ее на практике. Однако вскоре поймет, что между жизнью и смертью – всего лишь один миг, который кажется пропастью. И не стоит искусственно ускорять бег времени, готовя себя к подобному переходу.