Урок 8 кл неполные предложения. Неполные предложения. Игра «Четвертое лишнее»

Неполные предложения

Слайд 2

Какие, по вашему мнению, предложения называют полными?

А какие – неполными?

Почему их называют неполными? Чего в них не хватает?

Неполные и односоставные – это одно и то же или разное?

Чем неполные предложения отличаются от односоставных?

Приведите пример неполного предложения.

Как вы думаете, где мы часто встречаем неполные предложения?

Отличаются ли неполные предложения от полных пунктуационно?

Эвристическая беседа

Слайд 3

Игра «Четвертое лишнее».

Найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

к..снуться, к..сание, прик.. .саться, к..сательная;

2)р..стение, р..стительность, р..стительный,

р..сток;3) забл. ..стеть, отп..реть, расст..лать, выт..реть.

Слайд 4

1) В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – бедное деревенское кладбище. А над всем этим – тяжелые свинцовые тучи.

Прочитайте предложения.

Найдите неполные предложения.

Восстановите пропущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.

И.Левитан. Над вечным покоем.

Слайд 5

Прочитайте предложения.Найдите неполные предложения. Восстановите пропущенные в неполных предложениях члены,сопоставляя полные и неполные предложения.1)Река узнается в плавании, человек – в беде.2)Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые. 3)Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 4)Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении.5) Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг - в нужде.

Слайд 6

Найдите неполные предложения.3)Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.Госпожа Простакова. Всем наукам, батюшка.Простаков. Всему, мой отец.Митрофан. Всему, чему изволишь.

Слайд 7

Минутка смеха

Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык? - По- моему, наша учительница.

Прочитайте. Какие члены предложения пропущены в репликах этого диалога, кроме первой реплики?

Сохранился ли смысл, передаваемый этими пропущенными членами предложения?

    - Я завтра уезжаю.

    Она взглянула испуганно.

    В Смоленск.

    Зачем? (И. Бунин)

В простом предложении (двусоставном или односоставном) может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. Это неполные простые предложения. Например:

1. Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.

2. В воскресенье утром иду на стадион. Вечером - на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предпожениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации. Чаще всего контекст бывает диалогичным. В диалоге неполными бывают обычно вторые реплики, соотносимые с полными первыми.

    - Хотите, на реку завтра... приходите! - неожиданно оборачивается Нина.

    В котором?..

    Ну... в десять?!

    Непременно. (И. Шмелёв)

213. Найдите неполные предложения. Определите их тип. Какие члены в этих предложениях не названы?

Заметьте, что на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.

1. Оба шахматиста быстро делают первые ходы. Потом надолго задумываются. 2. Наша волейбольная команда выиграла три партии. А проиграла только одну. 3. Брат учится хорошо. Сестра - очень неважно. 4. На первом уроке меня вызвали к доске. На последнем - тоже.

214. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые и тире. Найдите неполные предложения и определите, какие члены предложения опущены.

Ёлка украше(н, нн)а - переукраше(н, нн)а наряже(н, нн)а - перенаряже(н, нн)а; в борьбе домашних минималистов с домашними максималистами победили, как всегда, максималисты. Ещё давайте сюда этот изумрудный, обсыпа(н, нн)ый стекля(н, нн)ым сахаром шар а вот сюда ещё тёмно-синий со складчатой впадиной а сюда серебря(н, нн)о-барбарисовые цепи а вот тут пусть в..сит крошечный немецкий домик, с буд(то) бы заснеже(н, нн)ой крыш..й, с буд(то) бы уютно г..рящим в ночи окошечком а сюда - кукольный чайнич..к.

(По Т. Толстой)

215. Составьте из 6-8 предложений диалог на тему «После ремонта дома (квартиры, школы и т. п.)». Употребите в вопросах и ответах неполные предложения. Определите, какие члены предложения опущены.

    - Куда холодильник? (Опущено сказуемое поставить .)

    Сюда, в угол. (Опущены дополнение и сказуемое.)

неполные предложения

08.09.2011 23005 1067

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

    Найдите определённо-личное предложение .

А. С утра меня лихорадило.

Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.)

В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.)

Г. Из берёзовой коры плетут корзины.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. У грызунов нет клыков.

Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.)

В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.)

Г. Не скучайте.

3 . Найдите безличное предложение.

А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.)

Б. К утру вьюга успокоится.

В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.)

Г. Уходим завтра в поход.

4. Найдите назывное предложение.

А. Волной разбило лодку.

Б. Цыплят по осени считают. (Пословица)

В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.)

Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.)

5. Найдите обобщённо - личное предложение.

А. Темнеет уже в долине.

Б. Мне не к кому было обратиться за советом.

В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

6. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Я вне себя.

Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.)

В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.)

Г. Поездку домой ожидали все.

7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.)

А. Двусоставное

В. Односоставное определённо-личное

Г. Односоставное безличное

8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными .

А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.)

Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.)

В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.)

Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.)

9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.)

В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.

Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.)

10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное

Б. Односоставное неопределённо-личное

В. Двусоставное

Г. Односоставное определённо-личное

12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение.

А. Крепко пахло смородиной.

Б. За окнами мороз.

В. Как же снять?

Г. Алёша смотрел на них, а они – на него.

13. Найдите назывное предложение.

А. Воздух горячий.

Б. Чуть-чуть сыровато.

В. Темный лес.

Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное

Б. Двусоставное, и односоставное безличное

В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное

Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное

15. Какое из данных утверждений является верным?

Неопределённо-личное предложение - это предложение…

А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица;

Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;

В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица;

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,