Устав о чтении правильных канонов. Каноны божией матери на каждый день Подобен: Гроб Твой


5-е издание,...

Читать полностью

В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу - Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха, но практически не имеет богослужебного употребления. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги.
5-е издание, исправленное.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ.

Скрыть

Каноны Божией Матери

на каждый день.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Москва, 2006.

В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу – Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги.

БОГОРОДИЧНИК 1

Каноны Божией Матери 1

на каждый день. 1

От редакции 4

Чины повечерия и молебна 6

Чин малого повечерья 6

Молебен общий Божией Матери 12

^ КАНОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 19

ГЛАС ПЕРВЫЙ 19

В субботу 19

В неделю 22

В понедельник 25

Во вторник 28

В среду 31

В четверток 34

В пяток 37

^ ГЛАС ВТОРЫЙ 39

В субботу 39

В неделю 42

В понедельник 45

Во вторник 48

В среду 51

В четверток 53

В пяток 56

ГЛАС ТРЕТИЙ 59

В субботу 59

В неделю 61

В понедельник 64

Во вторник 67

В среду 70

В четверток 72

В пяток 75

^ ГЛАС ЧЕТВЕРТЫЙ 78

В субботу 78

В неделю 81

В понедельник 83

Во вторник 86

В среду 89

В четверток 91

В пяток 94

ГЛАС ПЯТЫЙ 97

В субботу 97

В неделю 99

В понедельник 102

Во вторник 104

В среду 107

В четверток 109

В пяток 111

^ ГЛАС ШЕСТОЙ 114

В субботу 114

В неделю 116

В понедельник 119

Во вторник 121

В среду 124

В четверток 126

В пяток 129

ГЛАС СЕДЬМОЙ 131

В субботу 131

В неделю 134

В понедельник 136

Во вторник 139

В среду 141

В четверток 144

В пяток 146

^ ГЛАС ВОСЬМЫЙ 149

В субботу 149

В неделю 151

В понедельник 154

Во вторник 157

В среду 159

В четверток 162

В пяток 164

ПРИЛОЖЕНИЯ 167

Малый молебный канон
глас 8 167

Великий молебный канон
глас 8 169

Акафист
Пресвятей Богородице 172

Канон Субботы Акафиста
глас 4 177

Канон благодарственный
в Субботу Акафиста
глас 4 180

Канон молебный
глас 8 183

Канон благодарственный
глас 8 185

Диакон Михаил Желтов.
Каноны Божией Матери 188

А.А. Лукашевич, А.А. Турилов.
БОГОРОДИЧНИК:
История богослужебной книги 191

^

От редакции

Сытость Твоих похвал, Дево,

благочестивым верным отнюд не бывает
[Не могут благочестивые верные сполна
насытиться похвалами Тебе, о Дева!] 1 .
Как знает всякий православный христианин, ни один день – ни в келейном, ни в общественном богослужении – не обходится без молитв и песнопений в честь Царицы Небесной, Пресвятой Девы Богородицы. Каждому из собственного опыта известно, как тепло становится на сердце, когда искренне молишься Матери Божией, как скор и милостив бывает Ее ответ на наши молитвы. В скорбных ли обстояниях жизни, в напастях ли и бедах – или, наоборот, в моменты нашей радости и благодарения – всегда Матерь Божия близка к нам и не оставляет без Своих милостей никого из припадающих к Ее пречистым стопам.

Молитвенными воззваниями к Божией Матери преисполнено все православное богослужение – помимо служб, специально посвященных Ей, особые завершающие песнопения – «богородичны» – заключают собой песнопения (песни канонов, циклы стихир, отпустительные тропари, седальны, светильны и т. д.) почти во всех прочих службах на самые разные темы. Все без исключения каноны святым прославляют Пречистую конечным тропарем каждой песни. Обращением к Ней пронизана и домашняя молитва православных христиан: правила утреннее и «на сон грядущим», последование ко Святому Причащению с молебным каноном Божией Матери, а для особо усердных богомольцев – и Акафистом в Ее честь. Будучи в значительной своей части творениями святых и богопросвещенных мужей, тексты эти, как правило, находятся «на слуху» у церковных людей и пользуются их неизменной любовью.

Однако немногие знают, что предписанный уставом Православной Церкви богослужебный круг, помимо прочих богородичных песнопений, содержит еще один, особый и очень обширный пласт обращенных к Матери Божией канонов и седальнов – это богородичные песнопения малого повечерия. Ежедневное совершение малого повечерия в храме почти исчезло из приходской (и, увы, даже и монастырской) практики, поэтому не только большинство мирян, но и многие священно- и церковнослужители почти ничего не знают об этих богородичных песнопениях. Но богослужебный устав предписывает ежедневно совершать чин малого повечерия – и, за редкими исключениями, исполнять за повечерием соответствующий канон Божией Матери.

Таких канонов 56 – на каждый вечер положен особый богородичный канон соответственно гласу и дню недели – а это значит, что ныне благочестивые миряне лишены возможности услышать в храме без малого шестьдесят замечательных творений древних песнописцев. Более того, эти каноны не так-то легко присоединить и к домашнему молитвенному правилу – слишком редок ныне навык пользоваться богослужебными книгами (в данном случае – Октоихом) дома. Печально, что эти замечательные – и по древности, и по красоте, и по насыщенному богословскому содержанию – тексты в большинстве своем остаются неизвестными церковным людям в России. В Греции же, к примеру, книга, собравшая в себе каноны Божией Матери – Феотокарион (Богородичник), никогда не исчезала ни из церковного, ни из домашнего обихода и пользуется большой популярностью у верующих и в наши дни. К сожалению, у нас в домашнем молитвенном обиходе место этих канонов заняли многочисленные акафисты, бесконечно уступающие им по духовному содержанию и художественным достоинствам. Подавляющее их большинство ни в какое сравнение не идет со своим прототипом – первым Акафистом Богородице. Множество таких акафистов, составленных в последние два столетия, до бесконечности повторяют друг друга, грешат скудостью и шаблонностью содержания, стилистической примитивностью, а зачастую и прямыми ошибками – как богословскими, так и языковыми.

Конечно, эту ситуацию никак не изменишь в одночасье: она совсем не поверхностна и связана с целым комплексом исторических и духовных причин. И все же отрадно будет, если современный верующий человек получит возможность молиться вместе с Церковью, не вопреки, а в согласии с ее тысячелетним уставом. Присоединить свой голос и свое сердце к церковной уставной молитве, обретая в этом единомыслие и единство со святыми отцами, вдохновенно прославившими Божию Матерь, и с нашими предками, которые на протяжении столетий обращались к Ее заступничеству теми же самыми словами – что может быть ценнее для того, кому дорого богослужебное наследие Церкви?

Содействовать более широкому использованию верующими сокровищ православной гимнографии – это и есть цель настоящей книги. Основную ее часть составили пятьдесят шесть канонов Божией Матери (на каждый день седмицы для восьми гласов), предназначенных для ежедневного исполнения на малом повечерии. В современной практике они издаются в составе Октоиха и помещены в нем в разных местах; настоящее же издание следует древнейшей традиции, когда все эти каноны сведены воедино в одну книгу – Богородичник, – что облегчает их домашнее («келейное») чтение. Для ревнующих об уставной молитве в книге помещены чины малого повечерия и общего молебна, в состав которых согласно богослужебному уставу должны входить эти каноны.

Помимо этой, основной, части в Приложениях даны еще несколько канонов Божией Матери. Первыми помещены два «молебных» канона – и если первый, так называемый «малый молебный» (начало первого тропаря: Многими содержимь напастьми ...), хорошо известен всем по различным изданиям Молитвослова, в котором этот канон помещается почти всегда, то второй, так называемый «великий молебный» канон (начало первого тропаря: Скорбных наведения ...), известен русским верующим лишь по приложению к Октоиху, хотя в греческих изданиях Молитвослова он всегда приводится вместе с первым. Далее в Приложениях помещены Акафист Божией Матери и два канона из службы Субботы Акафиста (или Похвалы Богородице), причем первый из них дан по Триоди, а второй переведен с греческого языка на церковнославянский специально для настоящего издания. Наконец, завершают Приложения еще два канона Божией Матери, также впервые переведенные на церковнославянский язык. Эти каноны принадлежат перу выдающихся песнотворцев восточной Церкви – преподобного Феодора Студита и святителя Иоанна Евхаитского – и дополняют друг друга: если канон прп. Феодора предназначен для моления во время различных скорбей, то канон свт. Иоанна – благодарственный, читаемый по избавлении от скорби или исцелении от болезни.

Для желающих более четко уяснить себе место канонов Божией Матери в структуре православного общественного богослужения и домашнего правила, а также узнать историю Богородичника как богослужебной книги, в конце настоящего издания помещены соответствующие статьи диакона Михаила Желтова и А. А. Лукашевича и А. А. Турилова.

В заключение мы выражаем надежду, что настоящее издание послужит не только ознакомлению с сокровищами православной гимнографии, но и станет настольной книгой ежедневной молитвы для всех его читателей, служащей их духовному возрастанию в русле церковной традиции. Всем притекающим к живоносным родникам древних молитвословии мы желаем скорой и благодатной помощи Той, к Которой они обращены.

^ Пресвятая Богородице, не остави нас, грешных!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу – Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги.

ОТ РЕДАКЦИИ

Сытость Твоих похвал, Дево, благочестивым верным отнюд не бывает [Не могут благочестивые верные сполна насытиться похвалами Тебе, о Дева!] .

Как знает всякий православный христианин, ни один день – ни в келейном, ни в общественном богослужении – не обходится без молитв и песнопений в честь Царицы Небесной, Пресвятой Девы Богородицы. Каждому из собственного опыта известно, как тепло становится на сердце, когда искренне молишься Матери Божией, как скор и милостив бывает Ее ответ на наши молитвы. В скорбных ли обстояниях жизни, в напастях ли и бедах – или, наоборот, в моменты нашей радости и благодарения – всегда Матерь Божия близка к нам и не оставляет без Своих милостей никого из припадающих к Ее пречистым стопам.

Молитвенными воззваниями к Божией Матери преисполнено все православное богослужение – помимо служб, специально посвященных Ей, особые завершающие песнопения – «богородичны» – заключают собой песнопения (песни канонов, циклы стихир, отпустительные тропари, седальны, светильны и т. д.) почти во всех прочих службах на самые разные темы. Все без исключения каноны святым прославляют Пречистую конечным тропарем каждой песни. Обращением к Ней пронизана и домашняя православных христиан: правила утреннее и «на сон грядущим», последование ко Святому Причащению с молебным каноном Божией Матери, а для особо усердных богомольцев – и Акафистом в Ее честь. Будучи в значительной своей части творениями святых и богопросвещенных мужей, тексты эти, как правило, находятся «на слуху» у церковных людей и пользуются их неизменной любовью.

Однако немногие знают, что предписанный уставом Православной Церкви богослужебный круг, помимо прочих богородичных песнопений, содержит еще один, особый и очень обширный пласт обращенных к Матери Божией канонов и седальнов – это богородичные песнопения малого повечерия. Ежедневное совершение малого повечерия в храме почти исчезло из приходской (и, увы, даже и монастырской) практики, поэтому не только большинство мирян, но и многие священно- и церковнослужители почти ничего не знают об этих богородичных песнопениях. Но богослужебный устав предписывает ежедневно совершать чин малого повечерия – и, за редкими исключениями, исполнять за повечерием соответствующий канон Божией Матери.

Таких канонов 56 – на каждый вечер положен особый богородичный канон соответственно гласу и дню недели – а это значит, что ныне благочестивые миряне лишены возможности услышать в храме без малого шестьдесят замечательных творений древних песнописцев. Более того, эти каноны не так-то легко присоединить и к домашнему молитвенному правилу – слишком редок ныне навык пользоваться богослужебными книгами (в данном случае – Октоихом) дома. Печально, что эти замечательные – и по древности, и по красоте, и по насыщенному богословскому содержанию – тексты в большинстве своем остаются неизвестными церковным людям в России. В Греции же, к примеру, книга, собравшая в себе каноны Божией Матери – Феотокарион (Богородичник), никогда не исчезала ни из церковного, ни из домашнего обихода и пользуется большой популярностью у верующих и в наши дни. К сожалению, у нас в домашнем молитвенном обиходе место этих канонов заняли многочисленные акафисты, бесконечно уступающие им по духовному содержанию и художественным достоинствам. Подавляющее их большинство ни в какое сравнение не идет со своим прототипом – первым Акафистом Богородице. Множество таких акафистов, составленных в последние два столетия, до бесконечности повторяют друг друга, грешат скудостью и шаблонностью содержания, стилистической примитивностью, а зачастую и прямыми ошибками – как богословскими, так и языковыми.

Конечно, эту ситуацию никак не изменишь в одночасье: она совсем не поверхностна и связана с целым комплексом исторических и духовных причин. И все же отрадно будет, если современный верующий человек получит возможность молиться вместе с , не вопреки, а в согласии с ее тысячелетним уставом. Присоединить свой голос и свое сердце к церковной уставной молитве, обретая в этом единомыслие и единство со святыми отцами, вдохновенно прославившими Божию Матерь, и с нашими предками, которые на протяжении столетий обращались к Ее заступничеству теми же самыми словами – что может быть ценнее для того, кому дорого богослужебное наследие Церкви?

Содействовать более широкому использованию верующими сокровищ православной гимнографии – это и есть цель настоящей книги. Основную ее часть составили пятьдесят шесть канонов Божией Матери (на каждый день седмицы для восьми гласов), предназначенных для ежедневного исполнения на малом повечерии. В современной практике они издаются в составе Октоиха и помещены в нем в разных местах; настоящее же издание следует древнейшей традиции, когда все эти каноны сведены воедино в одну книгу – Богородичник, – что облегчает их домашнее («келейное») чтение. Для ревнующих об уставной молитве в книге помещены чины малого повечерия и общего молебна, в состав которых согласно богослужебному уставу должны входить эти каноны.

Помимо этой, основной, части в Приложениях даны еще несколько канонов Божией Матери. Первыми помещены два «молебных» канона – и если первый, так называемый «малый молебный» (начало первого тропаря: Многими содержимь напастьми...), хорошо известен всем по различным изданиям Молитвослова, в котором этот канон помещается почти всегда, то второй, так называемый «великий молебный» канон (начало первого тропаря: Скорбных наведения...), известен русским верующим лишь по приложению к Октоиху, хотя в греческих изданиях Молитвослова он всегда приводится вместе с первым. Далее в Приложениях помещены Акафист Божией Матери и два канона из службы Субботы Акафиста (или Похвалы Богородице), причем первый из них дан по Триоди, а второй переведен с греческого языка на церковнославянский специально для настоящего издания. Наконец, завершают Приложения еще два канона Божией Матери, также впервые переведенные на церковнославянский язык. Эти каноны принадлежат перу выдающихся песнотворцев восточной Церкви – преподобного и святителя Иоанна Евхаитского – и дополняют друг друга: если канон прп. Феодора предназначен для моления во время различных скорбей, то канон свт. Иоанна – благодарственный, читаемый по избавлении от скорби или исцелении от болезни.

Для желающих более четко уяснить себе место канонов Божией Матери в структуре православного общественного богослужения и домашнего правила, а также узнать историю Богородичника как богослужебной книги, в конце настоящего издания помещены соответствующие статьи диакона Михаила Желтова и А. А. Лукашевича и А. А. Турилова.

В заключение мы выражаем надежду, что настоящее издание послужит не только ознакомлению с сокровищами православной гимнографии, но и станет настольной книгой ежедневной молитвы для всех его читателей, служащей их духовному возрастанию в русле церковной традиции. Всем притекающим к живоносным родникам древних молитвословии мы желаем скорой и благодатной помощи Той, к Которой они обращены.

Пресвятая Богородице, не остави нас, грешных!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

КАНОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЕЖЕДНЕВНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

Диакон Михаил Желтов Каноны Божией Матери

«Новый Богородичник», содержащий различные каноны Божией Матери – как входившие в состав стандартного Богородичника, так и иные (в том числе найденные в рукописях малоизвестные каноны), – был составлен и издан в 1796 г. прп. Никодимом Святогорцем. «Новый Богородичник» прп. Никодима получил большое распространение в греческом православном мире и переиздается до сих пор . В заглавии издания 1796 г. указывается, что книга содержит 62 канона двадцати двух песнотворцев; в издании 1995 г. помещены 63 канона. Последним помещен канон, «во все субботы вечером читаемый на святоименной горе Афон». Каноны из «Нового Богородичника» прп. Никодима широко используются в современной греческой богослужебной практике .

Вскоре после того, как Богородичник вошел в богослужебную практику греческих Церквей, он распространился и среди славян. В славянской рукописной традиции Богородичник известен уже с XIV в. Перевод Богородичника был выполнен не позднее начала XIV в. на Афоне болгарским книжником Иоанном – «Феотокарь» упомянут в перечне текстов, переведенных или отредактированных Иоанном (список текстов был зафиксирован его учеником иером. Мефодием в послесловии к рукописи Октоиха Sinait. slav. 19/Ο .Λ . 217). Древнейший сохранившийся список Богородичника, фактически современный переводу, представлен болгарской рукописью РНБ. Q. п. 1.22, нач. или 1-й четв. XIV в. Книга известна и в ряде бумажных сербских списков XIV в., старший из которых (Белград. Университетская б-ка. Собр. В. Чоровича. № 19) датируется серединой четырнадцатого столетия; другие списки (Laur. Z-51, Chil. 274, 275) – последней четвертью XIV в.

На Руси Богородичник получил распространение вместе со вторым южнославянским влиянием во второй половине XIV века. Старший известный русский список Богородичника (возможно, связанный с рязанскими землями), копирующий среднеболгарскии оригинал, относится к концу XIV – началу XV в. (РГБ. Егор. № 1). Из числа ранних русских списков Богородичника следует отметить пергаменную рукопись ЯМЗ. № 15475,1-й трети XV в. Позднее Богородичник был широко распространен как в русских и восточнославянских, так и в южнославянских списках







В субботу 1

Канон Пресвятей Богородице

Песнь 1

Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль, непроходимое пройде, яко сушу, врага зря потопляема, песнь яко благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою, яко прославися.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ужасошася страхом, Всецарице, ангельская чиноначалия, хваляще Тя: поет же благости ради всяк ум, яко Матерь Зиждителя: похвалы бо всякия превозшла еси чин, Христа рождши.

Лютыми напастьми томимь и от враг стужаемь, окаянный, с плачем приглашаю: свыше мне простри, Пребогатая, руку Твою, избавляющи мя, и безбедно пожити сподоби молитвами Твоими.

Слава: Души тайная прегрешения лечбою милосердия исцели и утиши плотское стремление, Богородице: и врагов копия и стрелы возвращши, крепко в сердца их вонзи.

И ныне: Пажить древнюю потреби человекоубийственную утроба Девича, Христа рождши: темже вся тварь радуется ныне, Пречистая, яко оживльшися: и согласно воспевает Твоего Сына и Бога.

Песнь 3

Ирмос: Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим, но верою Господнею, православно взывая Христу Богу и поя присно: на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.

Иаков великий на пути спя иногда, низходящия свыше лествицею, Дево, на землю ангелы видя, дивляшеся: и возбнув, прописа яве Дверь Тя Небесную.

Временным удержанием, в напасти ввержен окаянный аз, и бурями напастными томимь, увы мне, вопию: Яже Бога рождшая и вознесшая рог наш, спаси мя молитвами Твоими.

Слава: С Небесе руку крепкую простер, о всех Царю Христе, чувственных и мысленных, Иисусе мой, главы врагов под нозе положи, Богородицу Матерь Твою верно проповедающих.

И ныне: Исаия древле, очищся углем Духа, от Твоея утробы яве, Пребогатая Дево, Сыну взываше родитися: Егоже в последняя времена, мене ради, без мужа родила еси.

Песнь 4

Ирмос: Слыша древле Аввакум, Христе, чудный Твой слух и страхом взываше: от юга Бог приидет, и Святый от горы приосененныя чащи, спасти помазанныя: слава силе Твоей, Господи.

Тебе яко сущую в женах красну и пречестну, яко из пустыни восходящу, и Отрасль Христа на руку носящу, Мати Божия, проображаше мироначальник, вопия: слава силе Твоей, Господи.

Приклони ми ухо Твое, Благая, и виждь мое озлобление и бед умножение: к Тебе бо, Владычице, душевное око простер и с плачем колена приклонь, ныне молю, вопия: устави ми напастей смущение.

Слава: Стену Тя необоримую ведый, привлечен мольбою, Твой раб ныне к Тебе прибегаю и стрелы вражия, яко младенческия вменяю недейственны, о Пребогатая! Темже и радуяся вопию: слава, Богомати, Рождеству Твоему.

И ныне: Сила Вышняго Тя, Дево, осени наитием Божественнаго Духа: и тогда паче естества всяческих Господь, плоть и душу оживотворив, приедини Себе, пребыв в томжде естестве.

Песнь 5

Ирмос: Свет Твой незаходимый возсияй, Христе, в сердца верно поющих Тя, мир подаваяй нам паче ума. Тем от нощи неведения ко дню светом Твоим текуще, славословлю Тя, Человеколюбче.

Божественную Тя провидев иногда Даниил, несекомую гору, Препетая, вопияше проявленне, усещися от Тебе каменю Богородия, Христу Спасу мира: Егоже, вернии, ныне чтуще, восхваляем Тя, Богоневесто.

Напастьми окаянный многими падся, с болезнию и плачем сердца моляся, безстудно служитель Твой, вопию: избави, Богородительнице, от бед одержащих мое смирение и веселия мя исполни.

Слава: Страстей моих свирепую пучину утиши крепкою Твоею молитвою, Благая, Яже страстей кроме рождшая Христа: яко да в тишине души ныне живый, прочее жизни моея, в песнех воспеваю Тя.

И ныне: Бога како на руку носиши, рцы? И како доиши, всяческая рукою Содержащего, о Дево Всеблаженная, аз, рече, чиста пребываю и по Рождестве, Христа Бога рождши, Адамов долг и праматерний отъемши.

Песнь 6

Ирмос: Весь от страстей безмерных содержуся и китом зол сниспадох: но возведи из истления мя, Боже, якоже прежде Иону, и верою безстрастие ми даруй, яко да во гласе хваления и спасения духом пожру Ти.

Седения не отступль недр Родителя в недрех Матерних Сын Предлетный: напоследок же, Иже прежде век сый со Отцем, из утробы Девы произыде, вся к жизни безсмертней возводя неизреченною благостию.

Веригами связан вражиями от озлобления, во адския вереи, увы мне, низвергохся: но предстани, с Небесе явльшися, Богоотроковице Чистая, возставляющи мя Твоими молитвами, служителя Твоего, и руку помощи даждь поющему Божественное Твое Рождество.

Слава: В ров погибелей окаянный впадох, и зверие мнози окрочают мя: но Владычице, молитвами Твоими камения отврати, и невредима Твоего раба соблюди: Камень бо краеугольный, Христа, в ложеснах Твоих носила еси.

И ныне: Древле пророк Божественных лик провозгласи, Дево, Рождества Твоего образы: светел облак Тя, и свещник, и стамну, и трапезу, и Небесную росу, хлеб, манну же и дверь, престол, и палату, жезл, рай, яко Христа рождшую.

Таже: Господи помилуй, трижды . Слава, и ныне

Седален, глас 1:

Матерь Тя Божию свемы вси, Деву воистинну, и по Рождестве явльшуюся, любовию прибегающе к Твоей благости: Тебе бо имамы, грешнии, предстательницу и Тебе стяжахом в напастех спасение, Едину Всенепорочную.

Песнь 7

Ирмос: Проидоша, яко чертог, пещный пламень нестерпимый, иже за благочестие иногда отроцы святии показавшеся яве, и согласно воспевающе, песнь пояху: отцев Боже, благословен еси.

Шествуя Превечный дверьми непроходными Твоими, Всецарице, чиста Твоя знамения и цела сохрани, чиста и по Рождестве: темже вопием: отец наших Боже, благословен еси.

В пещь ввержен, седмочисленными пламеньми опаляюся от душеубийственных бед: но Сама росу ми одожди, Владычице Благая, Твоими мольбами, да вопию: благословен Бог отец наших.

Слава: Страстьми престаревся, и неослабными напастьми и скорбьми, и доспев к западом жития моего, добродетелем непричастен, леностию снеден быв, вопию Ти, Владычице: утешение земным, помилуй мя!

И ныне: Троице во Единстве православно служаще, Тя, Мати Дево Чистая, яко Бога плотию рождшую проповедающе земнии, божественне поем: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго показа образ огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юныя дети, Христово являя безсеменное от Девы Божественное Рождество. Тем воспевающе воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Слово всеистинное священника вообрази Рождество Твое, Дево: воистинну бо родила еси Слово Божие, и ложесна не разверзе, Дево, имиже пройде Бог. Тем радующеся Богородицу Тя по долгу согласно воспеваем и превозносим Чистую во вся веки.

Терние возрастшее в души моей недейственно, Божественным огнем попали, Пречистая, и Твоими молитвами на добродетели возстави мя, творити плодоносие Христу: из Тебе бо Цвет присно живый прорастши, тварь всю украси. Тем Тя Богородительницу Чистую почитаем во вся веки.

Слава: Исцеление в лютых, Богородительнице, неболезненно подаждь ми вскоре: впад бо в скорби и беды, Твою скорость в заступление окаянный призываю, рыдая. Темже, Пречистая, ускори изъяти мя и спаси от всякия муки, яко да благословя воспеваю Твое Рождество.

И ныне: Древле Тя прозябший Ааронов жезл вообрази, Дево: Ты бо Едина родила еси прозябением без мужа, Небесный ныне дождь приемши во чреве. Тем веселящеся, Тя Богородицу по долгу согласно вси поем и превозносим во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Неизглаголанное Девы таинство: Небо бо Сия, и престол Херувимский, и светоносный чертог показася Христа Бога Вседержителя. Сию благочестно яко Богородицу величаем.

Преславно Девы таинство: Егоже бо не вместиша вышенебесная величия, вмести во чреве. Темже сошедшеся ублажаем Ю, и верно веселящеся величаем.

Видяще Тя Едину, яко вышшую небес, Божию зарю, нескверная, престол херувимский, и чертог, и одр свят, земнии восхваляюще, Христа Бога нашего величаем: Егоже от чресл чистых родила еси.

Слава: Окрест мене скорби многи, и злы напасти ныне нападающе, болезни же и лютыя грехи в ров ввергоша. Темже Тя молю в горести души моея, Пресвятая Богородице, избавление обрести ми.

И ныне: Умири мир, Христе, мольбами Чистыя Богоотроковицы, низлагая вражию силу и тишину неизглаголанную нам устрояя, во веки сохрани.

Канон - это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос - это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона . По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых - ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари - все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу : «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава ), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне ).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

Под среду:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии ;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под пятницу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:

1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.

В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту , а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый . Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал
  • 3 поклона в пояс ; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
  • 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной )
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс )
  • поклон поясной )
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»
  • Трисвятое (3 поклона в пояс ), и по Отче наш
  • поклон поясной
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс )

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):

  • 3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» ()
  • 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» (на первой стихере поклон в пояс ) по дню:

Если канон Акафисту или Благовещению , то читаем на ряду «Совет превечныи…»

Если канон Одигитрии , то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…» (или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)

  • Слава
  • 4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
  • И ныне
  • 4-я стихера Богородице по дню:

Если канон Акафисту , то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»

Если канон Одигитрии , то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…» (или другую л. 49 «Иже радость…»)

Если канон Благовещению , то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

Канон Богородице Акафисту : на ряду

Канон Богородице Одигитрии : л. 49 обор.

Канон Благовещению Богородицы: л. 39

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице - запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу :

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Богородице → тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице :

  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; Слава → тропарь; И ныне → тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
  • Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной .

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
  • Под среду : кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
  • Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
  • Слава, И ныне
  • Богородичен по дню:

Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»

Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»

Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»

Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» → Слава, И ныне → л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной ; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами )
  • Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
  • Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной ; по окончании молитвы: поклон земной )

* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице ) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни - после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:

  • Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной ; по окончании молитвы: поклон земной )
  • Молитва Богородице:

    Если канон Акафисту , то ничего не читаем
    Если канон Одигитрии , то смотрим л. 56 «Пресвятая Госпоже Владычице…»
    Если канон Благовещению , то смотрим л. 46 обор. «К Тебе Пречистей…»

Затем читаются малые каноны - Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):

Канон малый : наряду

Канон великий : л. 68 обор.

Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю - запевом и тропарем песни.

Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь)

Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:

  • 4 тропаря (запев Ангелу → тропарь; запев Ангелу → тропарь; Слава → тропарь; И ныне -→ тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей

* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной .

* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу .

* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом : наряду «Явися мне милосерд…»

В каноне великом: «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)

  • Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
  • Слава, И ныне
  • Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:

  • Молитва Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: «Ангеле Христов Святыи…»

В каноне великом: «Святыи Ангеле предстояи…»

(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной ; по окончании молитвы: поклон земной )

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной )
  • Трисвятое (3 поклона в пояс ), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной , если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари и кондаки, кои каноны читались в данный день):

Тропари (два) Исусу

Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии - два тропаря

Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Исусу

Кондак Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Богородице (по дню)

  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (поклон поясной )
  • Слава (поклон поясной )
  • И ныне (поклон поясной )
  • поклон поясной )
  • Отпуст:

Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя и славныя Ея Похвалы,

Под среду:

Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Благовещения , и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс )

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.

2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями ).

3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены зелёным цветом ):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал ()
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс ; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
  • 12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий )
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс )
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной )
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий )
  • Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной ; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 метания )
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной великий )
  • Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной ; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (метание )
  • Слава (метание )
  • И ныне (метание )
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание )
  • Отпуст
  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями )
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс )

Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные, поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.