Выразительные средства в рассказе бежин луг. Роль и описание природы в рассказе "бежин луг" тургенева. Значение природы в рассказе „Бежин луг"

Г.С. Мельникова

Чтоб совершенней стала красота

Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» на уроках литературы

… Столкнувшись лицом к лицу

с великим шумом мира и его молчаньем.

Н. Дженкинс, уэльский поэт

Есть произведения классической литературы, чтение которых дает ученикам большие возможности для совершенствования читательского навыка через постижение мастерства писателя. В этом отношении абсолютно уникальным является рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», изучаемый в 6-7 классах. Не случайно, что все авторы программ литературного чтения (Коровина В.Я., Маранцман В.Г., Курдюмова Т.Ф. и др.) не обошли своим вниманием произведение писателя, возвышенного и гармоничного художника, проникновенного лирика в русской прозе XIX в., чуткого к звучанию русской речи. Французский писатель П. Мериме заметил: «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей», Тургенев «рисует своих героев как поэт и как живописец. Ему одинаково интересны как их страсти», так и черты их лица. Он знает их жесты и привычки, он слушает и стенографически записывает их речь…».

Из этого следует, что учителю литературы открываются богатейшие возможности работы над литературоведческими понятиями, совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа художественного текста и отбора необходимого материала.

Во-первых, рассказ хорош для обучения детей составлению характеристик героев, в том числе сравнительных. 5 мальчиков – 5 различных характеров. Они открываются читателю в диалогах и в живописных портретах. Предлагаем учащихся план характеристики героя.

1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).
3. Характер (поступки, отношение к другим людям).
4. Речевая характеристика героя.
5. Прямая авторская характеристика героя.
6. Характеристика героя другими действующими лицами.
7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.

Учащиеся, работая по плану, составляют сначала характеристики героев, а затем учатся сравнивать разных персонажей. Работа может быть как устной, так и письменной.

Во-вторых, постигая речевую характеристику мальчиков, ученики пересказывают былички от их лица и делают вывод о том, чем характерна речь каждого рассказчика и чем это обусловлено.

В-третьих, богатейшие возможности дает чтение рассказа для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся (речевые навыки и умения – говорение). Они готовят пересказы на следующие темы: «Тайный след июльского дня», «Что ночью открылось...?», «Утро зачиналось…» и т.д.

И, конечно, большую часть времени мы отведем работе над пейзажем, который, как известно, не всегда нравится учащимся, так как, по их мнению, он «удлиняет» произведение, отвлекает от сюжета. Попутно идет работа над выразительными средствами языка. Вот как это может быть организовано.

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни. Все сказанное о специфике тургеневского пейзажа нетрудно довести до сознания учащихся. Надо только, следуя тексту, активизировать соответствующими вопросами их внимание и таким образом поощрять их наблюдательность. В заключение учащиеся выполняют самостоятельную работу в классе или дома по следующей схеме.


Работа будет заключаться в выборе и внесении в схему соответствующих цитат из текста произведения. Опыт показал, что такое задание дети выполняют с большой охотой, т.к. оно заинтересовывает своей необычностью: находить в описании краски, звуки и запахи. Такой вид самостоятельной работы школьников усиливает их внимание к тексту, поощряет их наблюдательность, развивает навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, помогая в данном случае хорошо осмыслить особенности пейзажа.

Детям надо помочь освоить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, поэтому нельзя пройти мимо блестящего мастерства автора «Бежина луга» в описании природы. Для этой цели следует наметить такие проблемы:

1) С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?
2) Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?

Организуем наблюдение над текстом. Предлагаем школьникам найти в тексте картину пробуждения летнего утра и кому-нибудь из учащихся прочитать ее вслух. Затем даем всему классу задание снова обратиться к тексту, внимательно всмотреться в него и определить какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра.

В итоге приходим к выводу, что, показывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

В целях большей наглядности подчеркиваем в тексте сплошной прямой чертой олицетворения, прерывистой - метафоры и дополнительной прямой чертой - эпитеты: «Свежая струя пробежала по моему липу»; «еще нигде не румянилась заря»; «бледно- серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья»; « и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы: мне навстречу. чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола...».

Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры) для усиления наглядности восприятия разобранного текста полезно записать на доске и в тетрадях учащихся в таком виде.

Картина пробуждения утра

В олицетворениях

В метафорах

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»


Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? ПРИХОДИМ к ВЫВОДУ: выбор писателем олицетворений и метафор обусловлен целью художника показать сам процесс пробуждения и оживления ПРИРОДЫ. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.

А для чего в описание утра введены также эпитеты? (Они помогли сделать картину утра более яркой, зримой).

Обращаемся к чтению и разбору картины ясного летнего дня. Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. Каждый эпитет выделяем в этом отрывке вместе с существительным и глаголом, которые он определяет, и выписываем в тетрадь.

«Был прекрасный июльский лень... небо ясно: утренняя заря... разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает... свежо просияет...хлынули играющие лучи и весело и величаво... поднимается могучее светило».

Приходим к заключению, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.

Итак, для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.

При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иной. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота... вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина имела вид почти правильного катка с пологими боками: на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Прочитав приведенный отрывок в классе и подчеркнув в нем все слова и выражения, передающие тревогу заблудившегося человека ввиду надвигающейся ночи, учащиеся убеждаются, что в данном случае писатель не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Чтобы закрепить это впечатление у школьников, предлагаем им выделить в описании надвигающейся ночи все образные выражения в таком порядке.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и
росла, как грозовая туча»;
«кусты словно вставали вдруг из земли перед
самыми моими ногами»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»;
«с каждым мгновением
надвигаясь, громадными
клубами вздымался
угрюмый мрак»;
«сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины)
торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
«вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное чувство», «угрюмый мрак»


Приведенных в записи примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том. что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии. Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

«Темное чистое небо торжественно и необъятно стояло над нами со всем своим торжественным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума...»

В такой именно момент величавого состояния природы писатель рисует портреты крестьянских мальчиков, поскольку именно в такие мгновения обостряется способность спокойно воспринимать и запечатлевать все окружающее. Ощущение торжественности и величавости русской ночи Тургенев переживает и тогда, когда он выслушал уже многие страшные истории мальчиков о домовых, леших, водяных, русалках и прочем. Таковы основные моменты в изображении картины русской летней ночи. Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои -деревенские мальчишки. Некоторые из рассмотренных примеров полезно отразить в тетрадях учащихся, чтобы тургеневские пейзажи на всю жизнь остались в памяти.

Отмеченные основные картины русской летней ночи в изображении и трактовке Тургенева необходимо довести до сознания детей, используя для этого и выразительное чтение, и организованное целенаправленное наблюдение над текстом, и самостоятельные работы, и заучивание учащимися отдельных отрывков наизусть. При этом надо обратить особое внимание детей на величавость, таинственное великолепие и торжественность ночи.

Призраки ночи

Картины ночи

Впечатления мальчиков

Зрительные образы

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,- раздался вдруг детский голос Вани,- гляньте на божьи звездочки,- что пчелки роятся!». «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали»

Таинственные звуки

«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. - Что это? - Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»; под утро

Завершающей стадией в анализе пейзажа должно стать выяснение роли картин природы в рассказе.
– Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж?
– Не являются ли картины природы в рассказе лишними?

В процессе фронтальной беседы с классом приходим к мысли, что жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскому труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей. Природа в рассказе действенна.

– Какую же роль играет она? В чем ее значение?

Этот сложный и трудный для учащихся вопрос решаем по частям. Мы знаем, что картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни. Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора.

– Какие настроения вызвала природа у мальчиков, сидевших у костра? (Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища. успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.

- Чем завершается рассказ? (Он заканчивается изображением ясного летнего утра).
- Какой вывод можно сделать из решенных вопросов? (Рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием картин природы).
Значит, пейзаж служит началом и концовкой произведения.

Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
При этом следует опираться на личные впечатления учащихся о природе, на пережитые детьми эмоции, а также на сопоставление литературных пейзажей с картинами великих художников, стремясь вызвать у школьников живые ассоциации там, где это возможно. Попытаемся систематизировать картины природы, разделив их на 3 группы.

I Описание пейзажных зарисовок
II Звуковая сторона картин
III Ощущения автора

I группа

II группа

III группа

Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве и т.д.

Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами и т.д.

Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» и т.д.


Под руководством учителя ученики сумеют сделать вывод о необычайном богатстве средств, которыми пользуется Тургенев для создания ярких, объемных описаний природы. Беседа направляется учителем с помощью вопросов.

– Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными?
– Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?

Таким образом, рассказ «Бежин луг» И.С. Тургенева позволяет помочь учащимся по-новому посмотреть на писателя, на его произведение. А.Н. Бенуа, перечитавший всего Тургенева, находясь в эмиграции в Париже, напишет о «Записках охотника»: «…это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко волнующая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле…».

Можно предложить учащимся вдуматься в смысл этого высказывания, подтверждая свои выводы цитатами из рассказа. Думается, такое прочтение рассказа И.С. Тургенева поможет учащимся почувствовать красоту русского пейзажа и удивление перед силой слова Мастера.

Г.С. Мельникова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ «Диалог», Заслуженный учитель Российской Федерации, г. Новосибирск



Конспект урока литературы в 7 классе

Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Цели урока:

    знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева;

    выявление идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи:

    показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

    помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;

    продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;

    помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;

    воспитывать трепетное отношение к природе .

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника»,издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Вся моя биография в моих сочинениях…

(слайд 1) И. С. Тургенев.

    Слово учителя

Слайд 2

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, рассмотрим идейно-художественные и жанровые особенности произведения «Бежин луг».

Слайд 3

Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. И как замечательно сказал о Тургеневе великий французский писатель Ги де Мопассан.(зачитывается учеником)

(слушаем доклады учеников)

доклад 1 (Вильева Юлия)Слайд 4

по ходу Слайд 5

(статья в учебнике на стр. 167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны. Вокруг простор­ного двухэтажного господского дома, построенно­го в форме подковы, были разбиты сады, устрое­ны оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в кото­рый возникло Спасское. Мальчик рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе. (Слайд 6 )

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо­их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернерами и домашними учителями по­стоянно происходили какие-нибудь недоразуме­ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани­мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

    доклад 2 (Кузьмина Юля)Слайд 7 (статья в учебнике на стр. 168)

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

    Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Слайд 8

Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

    доклад 3 (Кащеева Вика) Слайд 9

(на материалах, данных учителем)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на­чального периода творчества И. С. Тургенева, в те­чение которого он создал множество стихотворе­ний и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставив­ший перед собой новые творческие задачи, обра­тился для их воплощения и выражения к расска­зам-очеркам. (Слайд 10 )

состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за­конченные произведения, разнообразные по со­держанию и художественным особенностям. (Слайд 11 )В основе художественной стройности «Записок охотника» - образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно­шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую­щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ­ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб­щая читателю уже известные сведения об этом лице.

Слайд 12

2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)

- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? Почему она называется «Записки охотника».

Напомните мне, какие литературные жанры вам уже знакомы?

Слово учителя: первые читатели обратили внимание на необычность произведения, по-разному определяли его жанровую особенность. «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».

Как мы определим жанр «Записок охотника»?

-Почему очерк? Запись определения в тетради. Слайд 13

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

Слайд 14

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж) Слайд 15

- Запишем определение в тетради :

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Вопрос: с какой целью используется пейзаж в художественном произведении?(отвечает ученик)Слайд 16-17

(Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия .)

- Итак, какую же роль играет пейзаж в литературном произведении? Слайд 18 (зачитываем и записываем)

3. Выразительное чтение. (МУЗЫКА)

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка) Слайд 19

Зачитаем описание июльского утра. Какую же функцию выполняет такое описание природы?

(Чтение описания июльского утра. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОКНИГИ «И.С. Тургенев «Записки охотника») 02:40

- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию )

4. Работа с текстом.

Сейчас мы с вами займемся исследовательской работой. При работе с текстом попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Приведите примеры.

- Вопрос: какие художественные приемы вы знаете?

РАБОТА В ГРУППАХ

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… Слайд 20

Вопрос: какую же роль играют эпитеты? (зачитываем и записываем)

Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? Слайд 22-23

Слайд 24

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Слайд 25

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Слайд 26

Олицетворение : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. Слайд 27

Итак Тургенев в произведении пользуется такими приемами как Слайд28-29

Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) Слайд 30

Прежде чем на него ответить, нам придется поработать с текстом.

- Кто повествователь в рассказе? (после ответа) Слайд 31

- Почему повествователь заблудился?

5. Работа с таблицей.

- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей») Слайд 32

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте Слайд 33

- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)

(после ответа) Слайд 34

- Как вы думаете, п очему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

-Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) Слайд 35

5. Закрепление. Вернемся к нашему вопросу: как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

Итоги урока: Слайд 36

- Понравился ли вам рассказ Тургенева?

- Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание Слайд 37

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):

    Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

    Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

    История, которую рассказал герой;

    Ваше отношение к герою.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

(1 вариант)

Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.

В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.

(2 вариант)

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.

Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.

Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.

  1. Новое!

    Мы видим в рассказе, как ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание...

  2. Новое!

    Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило­метрах...

  3. Новое!

    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...

  4. Новое!

    Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе...

«Жизнь и творчество Тургенева» - Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. Библиотека. Взрослая жизнь. Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле.

«Годы жизни Тургенева» - XVI - Свидание. Вы воздвигли себе прочный памятник.. – «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА». В 1838 в журнале “Современник” печатаются тургеневские стихотворения “Вечер” и “К Венере Медицийской”. Храню цветок гераниума… Больной И.С.Тургенев. Кольцевая композиция. Дополнительные задания: Светлые воспоминания. И.С.Тургенев написал великое множество произведений.

«Годы Тургенева» - В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из богатой дворянской семьи. Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Аннотация. Некоторые экранизации произведений. 1818-1883. В 1841 году Тургенев вернулся на родину.

«Тургенев Муму» - В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. Мать писателя была властной крепостницей. Портрет как средство характеристики героя. Автобиографический рассказ "муму". Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883). В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. По страницам биографии писателя. Рассказ «Муму», написанный в 1852 году, имеет автобиографическую основу.

«Роман Отцы и дети Тургенева» - Найдите соответствие героев романа социальному положению: Кому симпатизирует И.С.Тургенев: 1. Революционерам-демократам 2. Разночинцам 3. Либералам 4. Монархистам. 1. «Записки врача» 2. «Записки на манжете» 3. «Записки охотника» 4. «Записки из «Мёртвого дома». 1. А.И.Герцену 2. В.Г.Белинскому 3. Н.А.Некрасову 4. Другому лицу.

«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа … »
Л.Н. Толстой

Цели урока: закрепить и расширить представление о понятии пейзаж в литературе, определить роль пейзажа в рассказе «Бежин луг», сформировать У школьников умение определять изобразительно-выразительные средства, используемые для описания природы, совершенствовать речь учащихся при создании ими текстов-описаний.

Попробуем ответить на вопросы:
— Как называется в науке о литературе (теории литературы) описание природы?
— С какой целью прозаики и поэты включают в произведения пейзаж?

Пейзаж передаёт чувства, настроение героев, автора произведения, их отношение к природе (по отношению человека к природе
можно во многом судить о его нравственных качествах). Иначе можно сказать, что всё перечисленное определяет роль (функцию) пейзажа в произведении.

Анализ текста рассказа.

Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он писал, что у него возникает «какое-то сладостное чувство, душа ноет» при общении с природой. Именно это «сладостное» чувство вызывало его пейзажные зарисовки.

Принципиально важно, чтобы в ходе анализа рассказа мы цитировали, проговаривали текст, он должен звучать на уроке, так как является образцом для совершенствования их устной и письменной речи, умения писать сочинения-описания.

Примерные вопросы и задания для анализа.

1. Прочитайте начало рассказа (первый абзац, начало второго абзаца: « … В такой точно день охотился я … »).
— Каким пейзажем начинается рассказ?
(Был прекрасный июльский день С самого утра небо ясно … К вечеру … облака как дым ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца …)

Рассказ начинается описанием природы, перед читателями предстаёт прекрасная картина июльского дня с восхода солнца до его заката.)

— Для какого места России характерен такой пейзаж? «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде,
Тульской губернии … »)

— Какие характерные особенности июля в этой местности отмечает охотник? («… один из тех дней, которые случаются только тогда,
когда погода установилась надолго … В такие дни жар бывает весьма силён … В сухом И чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью,
гречихой даже в час ночи вы не чувствуете сырости Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба … »)

— Какие краски преобладают в пейзаже июле? (Кроткий румянец зари», «солнце светлое и приветно лучезарное», «край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра», «золотисто-серые облачка», «голубоватые полосы
дождя», «краски все смягчены»)

— Каким настроением наполнена природа, какое настроение вызывает описание июльского дня у читателя? («Солнце … мирно
всплывает свежо просияет … хлынули играющие лучи солнце закатилось также спокойно, как и спокойно взошло на небо … » Полный
светлой радости, умиротворения, спокойствия пейзаж вызывает такое же настроение у читателя.)

2. Прочитайте описание наступающей ночи (от слов «Я пошёл вправо … » до слов « … маленькой кудрявой головы … »)

Как меняется пейзаж с наступлением ночи? Какие краски преобладают? (« … ночь приближалась и росла, как грозовая туча …
отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота … Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали.
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону … глухо отозвались мои шаги в застывающем воздухе … Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней … » В ночном
пейзаже преобладают тёмные тона. Ночью нарастает тревога, которая усиливается раздающимися в тишине звуками, шагами человека.)

— Какие чувства заблудившегося рассказчика отражаются в описании ночной природы? («Да где же это я? — повторял я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку … Я отчаянно
устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти Странное чувство тотчас овладело мной Лощина эта имела вид
правильного котла и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось … »
Рассказчиком сначала овладевает чувство тревоги, отчаяния, затем приходит решимость найти дорогу, опять сменившаяся усилением тревоги.)

3. Прочитайте фрагмент (со слов «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг, за гуртовщиков … » до слов « … одни огоньки тихонько
потрескивали … »).

— Как чувствует себя рассказчик в кругу крестьянских ребятишек, какая пейзажная зарисовка соответствует его настроению?
Какие краски теперь преобладают в описании ночи? («Картина была чудесная, около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение … быстрые отблески … мрак боролся со светом … Тёмное чистое небо торжественно
и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах летней русской ночи … » Ощущение тревоги прошло, охотник любуется красотой родной природы, искренне говорит о своём чувстве.)

4. Прочитайте описание зарождающегося утра (со слов «Свежая струя пробежала по моему лицу … » И до конца рассказа).
— Почему рассказчик сообщает о гибели Павла после описания утренней природы?

(«Я открыл глаза: утро зачиналось … Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света … Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило … принеслись звуки колокола, и
вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун … », Рождение нового дня, продолжение
жизни смягчают трагическое известие.)

— Какие изобразительно-выразительные средства характерны для пейзажных зарисовок Тургенева в рассказе «Бежин луг»?
Назовите их, приведите примеры. (Дети называют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)

Подводя итог, отметим, что в пейзажных зарисовках рассказа раскрываются величие и красота летней русской природы, её характерные особенности. Пейзаж передаёт чувства, настроение героев произведения. В пейзаже проявляется отношение героев и автора рассказа к родной природе: они хорошо знают жизнь природы, чувствуют её красоту.

Вместе с тем пейзаж в рассказе «Бежин луг» последовательно включается в развитие действия, которое с самого начала и до конца связано с пейзажем (начинается и завершается описанием летнего утра). Эту «открытую» учениками роль пейзажа в рассказе
Тургенева следует дописать в перечень функций пейзажа в литературе, сделанный в начале урока.