Агентство по страхованию вкладов. Государственная корпорация агентство по страхованию вкладов Агентство по страхованию вкладов руководитель

Юрий Исаев

© Петр Ковалев/ТАСС

Юрий Исаев в интервью ТАСС - о роли агентства в создании и работе Банка плохих долгов

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) за последнее время анонсировало множество нововведений, которые сделают деятельность структуры более эффективной и усовершенствуют систему страхования вкладов. В частности, уже в этом году АСВ реализует реформу ликвидации рухнувших банков, которая позволит сократить издержки и сроки процедуры. Также продолжается работа над инициативой, позволяющей защитить вкладчиков, забравших деньги до краха банка. Обо всем этом, а также о том, чем будет заниматься АСВ после появления Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС) и какой будет роль агентства в создании и работе Банка плохих долгов, в интервью ТАСС рассказал глава АСВ Юрий Исаев.

Юрий Олегович, сейчас идет активная дискуссия о новой концепции ликвидации банков. На какой стадии находится обсуждение, когда механизм будет запущен?

Говорим мы о реформе ликвидации не так давно, но думаем об этом, скрывать не буду, уже продолжительное время. Это связано с быстро растущим в последние годы объемом работы. И не в разы, а в десятки раз. Одно дело - ликвидировать одновременно 10–25 банков (базово АСВ было рассчитано на такие объемы), другое - участвовать в одновременной ликвидации, как сейчас, более 300 банков. Конечно, здесь есть особенности - и технологические, и структурные, и кадровые. Поэтому мы видим, что экстенсивное (расширение на прежней технологической базе) развитие ликвидационных процедур оправдано до определенного момента, а потом начинаются сложности. Мы внимательно проанализировали все процессы и увидели, где возникают "узкие места", как можно их "расшить" и какие базовые вопросы необходимо решить.

Ключевой момент - это скорость ликвидационных процедур. Сегодня АСВ ликвидирует банк в среднем за 3,5–4 года, и это долго. Скорость ликвидации влияет на наполнение конкурсной массы и удовлетворение требований кредиторов. Кроме того, чем дольше идут ликвидационные процедуры, тем выше издержки на их сопровождение. Поэтому, сократив сроки, мы уменьшим издержки, а кредиторы получат больше из конкурсной массы.

- Что тут можно сделать?

Мы предлагаем рассмотреть возможность избежать дублирования, которое возникает из-за особенностей российского законодательства. После отзыва лицензии сначала в банк заходит временная администрация Банка России, выполняет определенные задачи. Через три месяца, а иногда и больше - в зависимости от решения суда, который запускает процедуру банкротства, - уже приходит АСВ и начинает процесс конкурсного производства. Если же АСВ будет входить как временная администрация сразу после отзыва лицензии, сэкономим минимум три-четыре месяца. Мы оперативно начнем работу с активами по их предпродажной подготовке, чтобы с момента открытия процедур банкротства можно было приступить к реализации имущества.

Другое предложение связано с торгами. Сейчас мы в рамках законодательства о банкротстве выставляем активы на продажу по их максимальной цене и ждем появления покупателей. Но так как активы, как правило, на балансе банка переоценены, выставляя по максимальной стоимости, мы заранее обрекаем себя на долгую их продажу. Эта процедура зачастую растягивается на годы. В связи с этим предлагаем рассмотреть вариант использования так называемой голландской модели торгов, когда продажа начинается с верхней цены, но затем быстро идет вниз. И когда появляется покупатель - торги останавливаются, а цены идут вверх.

- Каковы ожидаемые результаты внедрения этих новаций?

Наша задача - быстро войти в банк, агрегировать активы, разобраться, какой актив мы можем быстро продать, а какой - нет

Два момента - другая модель торгов и удаление дублирующих функций - дают нам экономию времени от одного до полутора лет.

Соответственно, если это пересчитать в издержки, то можем сэкономить процентов 30 и увеличить наполняемость конкурсной массы. Но это прогнозные значения. В деле может оказаться сложнее, но базово - это те задачи, которые мы перед собой ставим.

- Сколько сейчас накоплено активов?

В настоящее время у нас около 60 тыс. наименований активов выставлено на продажу на сумму около 280 млрд рублей. При этом совокупная балансовая стоимость всех активов, находящихся под управлением агентства, составляет почти 4 трлн рублей - огромная масса и по номенклатуре, и по стоимости. Сейчас в рамках действующего законодательства на открытых процедурах мы выставляем на продажу все активы, публикуем всю информацию о них в интернете, печатных изданиях и т.д. Это большой объем информации, сложно воспринимаемый рынком. Сегодня нам нужен вариант более активной продажи, поэтому мы провели конкурс, выбрали одного из крупнейших операторов на рынке реализации активов - это Российский аукционный дом - компания, которая аккредитована при Росимуществе, Минобороны России, на муниципальных торгах. И мы совместно с представителями аукционного дома постараемся выстроить новую процедуру продаж. То есть наша задача - быстро войти в банк, агрегировать активы, разобраться, какой актив мы можем быстро продать, а какой - нет. Активы, связанные со сделками, имеющими противоправные признаки или другие сложные истории, предлагаться к продаже не будут. Коллеги из Российского аукционного дома будут делать промоушен продаваемых активов и станут единой витриной активов, находящихся в управлении агентства.

- Правильно ли я поняла, что вы в принципе хотите перейти на голландский аукцион?

Да, планируем.

- И больше других вариантов аукционов не будет?

Мы исходим из того, что российское законодательство оставляет все-таки окончательный выбор модели торгов на рассмотрение комитета кредиторов. Вообще такая практика в мире достаточно редка. В основном во многих развитых системах все решает ликвидатор непосредственно сам, а у кредиторов есть возможность оспаривать решение ликвидаторов в судах.

Если у кредиторов того или иного банка возникнет желание продавать по-другому, мы препятствовать этому не будем. Но хотим прописать в законодательстве базовую модель и предлагать ее. Считаем, что, в общем, это имущество кредиторов, наша функция - чисто административная. Мы будем мотивированно подводить кредиторов к тому, что лучше, если все будет продаваться по такой системе торгов и через одну площадку. Потому что одна независимая площадка гарантированно дает возможность увидеть все активы, что гораздо удобнее для потенциальных покупателей. В этом состоит наша идея. Но опять же, повторюсь специально, если у кредиторов будет какое-то другое видение, мы будем учитывать это.

Вы будете пользоваться именно площадкой Российского аукционного дома? Или будет создаваться какая-то отдельная совместная площадка?

Мы будем пользоваться их площадкой, их сервисом. Потому что считаем, что нам ни к чему тратить дополнительные ресурсы на создание чего-то своего. И логика взаимоотношений с Российским аукционным домом состоит в том, что чем дороже они продадут имущество, тем большую комиссию они получат. У них должна быть мотивация на то, чтобы делать это эффективно.

- А когда первые торги имуществом банков, которые вы ликвидируете, появятся в Российском аукционном доме?

Мы сейчас начинаем с того, что предлагаем на продажу Российскому аукционному дому имущество, которое непосредственно находится на балансе АСВ, то есть имущество, которое мы получили в рамках процедур санации. В данном случае мы продемонстрируем рынку, что этот механизм рабочий и эффективный. На следующем этапе, как только опробуем эту процедуру на своем имуществе, сможем предложить это кредиторам банков. На мой взгляд, мы вполне можем к этому прийти в течение лета или осени этого года.

- То есть уже осенью могут пройти первые торги имуществом банков по новой схеме?

Я на это рассчитываю. Базовые изменения в законодательство, которые мы готовим, - торги по голландской системе, по временной администрации - должны пройти еще окончательный круг согласования, поступить в Государственную думу, должны быть рассмотрены там и приняты. И от момента утверждения этого закона Государственной думой до момента начала уже непосредственно новых процедур, я думаю, пройдет минимум полгода. Но ничего не мешает нам сейчас начать обкатывать процедуру единой витрины продаж. Она, конечно, будет проводиться в существующих юридических рамках, но тем не менее будет более публичной, более сконцентрированной для контроля и, мы считаем, более эффективной по результату.

Другая обсуждаемая тема - законопроект, который должен защитить вкладчиков, забравших деньги до краха банка. Говорилось, что ведутся консультации с АСВ. На каком этапе сейчас находится разработка данного законопроекта?

Мы обсуждали эту инициативу с Ассоциацией банков России, профильный комитет Государственной думы работает над этим вопросом. Здесь сложная история, потому что любые механизмы, связанные с ликвидацией, должны защищать большинство кредиторов. Количество исков, связанных с оспариванием сомнительных сделок по физическим лицам, невелико - около 1% от всей массы. И здесь возникает опасность скатиться либо в сторону популизма, либо в сторону излишней жесткости.

Сейчас по факту что получается? Мы оспариваем те сомнительные сделки, которые, на наш взгляд, обладают признаками предпочтительности, то есть когда какая-то узкая группа кредиторов забрала свои деньги в ущерб всем кредиторам в целом. Это сложные вопросы, трудно доказываемые. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы законодатель более четко прописал критерии того, что должны оспаривать, иначе мы подпадаем под огонь критики. Возможно, стоит изменить уровень оспариваемости по сумме. Сейчас в законе сказано, что если это больше 1 млн рублей, то требует пристального анализа и при наличии оснований подлежит оспариванию. Давайте поднимем сумму, условно говоря, до 10 млн рублей и тем самым большинство ситуаций выведем из-под оспаривания.

- Вы сейчас 10 млн рублей гипотетически назвали?

Гипотетически, хотя это вполне может быть предложением. Его сложно обосновать математически, какую-то формулу под это подвести. Просто здесь законодатель может исходя из нашей статистики, а мы всю статистику предоставили, определиться, какие рамки жесткости он хочет получить. АСВ не является заинтересованной стороной в том, чтобы максимально распространять процедуры оспаривания. Мы считаем, это механизм узкого направленного действия, и чем четче и понятнее будет написано в законодательстве, тем будет легче и нам, и судам. В конечном итоге и людям будет легче понимать, какие действия попадают в зону риска, а какие - нет.

Не могу не задать вопрос про Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). С его появлением возникает вопрос: чем будет заниматься АСВ в области санации? Поскольку прошло определенное время, хочется подвести некую черту и разобраться, как вы делите с ним полномочия.

ФКБС был создан как новый механизм санации, как альтернатива тому механизму, который использовался раньше. На то были соответствующие предпосылки. Сегодня перед ФКБС стоит новая задача - помимо развития банков, которые туда попали, поработать с их активами, которые иногда являются обременительными в силу их плохого качества либо непрофильными. Можно сказать, что и наша работа в этом направлении ничем не отличается. Другое дело, что механизмы разные. АСВ действует по законодательству о банкротстве, когда возникают уголовные истории - в рамках уголовного законодательства. У ФКБС гораздо больше рыночных возможностей. В ряде случаев, когда имеем дело с такими сложными активами, как, например, инвестиционный контракт на строительство, мы как ликвидатор должны это дело оценить и постараться продать. Но покупать инвестиционный контракт без дополнительного финансирования - это безумная затея. Мы же не можем предложить дофинансирование. А у создаваемого Фонда плохих и непрофильных активов и ФКБС такая возможность есть. Они могут использовать средства банка и продать актив на рынке дороже, когда сложится соответствующая рыночная ситуация. Поэтому это непересекающиеся задачи, они взаимодополняемые.

Василий Поздышев (зампред ЦБ - прим. ТАСС) заявил, что Фонд плохих и непрофильных активов будет работать с АСВ. Это возможно в двух встречных направлениях. В АСВ есть понятные сложившиеся компетенции, скажем, по уголовным разбирательствам, по преследованию недобросовестных собственников и менеджеров. Мы можем предоставить коллегам такой сервис, потому что те активы, которые однозначно уже носят характер фрода, мошенничества и так далее, могли бы забирать и уже жестко с ними работать. А часть активов, которые, как мы считаем, на сегодня рынком недооценены, и те, которые можно было бы дофинансировать и реализовать, с радостью отдали бы в Фонд плохих и непрофильных активов.

- Это очень хорошо сочетается с тем, что говорил глава "Открытия " Михаил Задорнов. Он сказал: "Не считайте это Банком плохих активов. Скорее это Банк непрофильных активов. То есть это не то, что никому не нужно, а именно - раз не нужно, надо доработать ".

Если мы найдем юридически возможную форму такого сотрудничества, было бы здорово. Но это не так легко, потому что, подчеркну, ликвидационные процедуры жестко вписаны в рамки законодательства о банкротстве. А банковский бизнес - это банковский бизнес.

Получается, по всей этой системе "Банк плохих долгов - Фонд консолидации банковского сектора - АСВ" вы берете на себя роль жесткого ликвидатора. Правильно я понимаю?

Так законодательство устроено, что мы должны ликвидировать быстро и жестко. Опять же, хочу еще раз обратить внимание на то, что, если у нас появится юридически корректная возможность, часть активов можно будет дофинансировать, ждать, когда по стоимости они вырастут, и продавать. В этом смысле, конечно, создание такого инструмента, как Фонд плохих и непрофильных активов (условно называю), - это хорошо. Как это все сейчас увязать - надо еще осмыслить, потому что простых решений нет. Наш японский коллега из корпорации по страхованию депозитов сказал так: "Слушайте, что бы вы ни сделали, продавали бы активы быстрее или продавали бы медленнее, в любом случае вас будут ругать", - и привел примеры из международной практики, когда кто-то пытался продать быстрее, его обвиняли в спешке.
И наоборот, того, кто продавал медленнее, обвиняли в задержке. Поэтому здесь всегда очень важно найти золотую середину.

Беседовала Лана Самарина

26.03.2010 : Организатор торгов (государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»), являющаяся конкурсным управляющим КБ ООО «Соцкредитбанк» (ОГРН 1020280000080, ИНН 0278016099, конкурсное производство открыто решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2009 по делу №А07–8603/2009) проводит торги имуществом КБ ООО «Соцкредитбанк» посредством публичного предложения. Предметом торгов является следующее имущество: Права требования: лот 1 - ООО «Лесстройсервис» осн. долг 45 000 000,00 руб., лот 2 - ООО «Пеликан» осн. долг 45 000 000,00 руб., лот 3 - ООО «Сатурн-Авто» осн. долг 44 997 631,24 руб., лот 4 - ООО «Аквилон» осн. долг 32 945 465,50 руб., лот 5 - ООО «Зенит-Авто» осн. долг 31 000 000,00 руб., лот 6 - ООО «Уфадомремстрой» осн. долг 30 000 000,00 руб., лот 7 - ООО «Советник» осн. долг 25 000 000,00 руб., лот 8 - ООО «АвтоЛайн» осн. долг 22 894 547,42 руб., лот 9 - ООО ТД «Кировский двор» осн. долг 20 000 000,00 руб., лот 10 - ООО «Тирус» осн. долг 20 000 000,00 руб., лот 11 - ООО «РоиСТ» осн. долг 20 000 000,00 руб., лот 12 - ООО «Советник» осн. долг 20 000 000,00 руб., лот 13 - ООО «Башэлектросетьремонт» осн. долг 19 000 000,00 руб., лот 14 - ООО ТД «Кировский двор» осн. долг 16 000 000,00 руб., лот 15 - ООО «Робенус» осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 16 - ООО «РАП» осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 17 - ООО «Гарантмастер» осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 18 - ООО "Виктория" осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 19 - ООО «Виктория» осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 20 - ООО «ПБО-ГАРАНТ» осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 21 - ООО «НПФ «Энергопромсервис» осн. долг 15 000 000,00 руб., лот 22 - ООО «Тирус» осн. долг 14 000 000,00 руб., лот 23 - ООО «Уфадомремстрой» осн. долг 14 000 000,00 руб., лот 24 - ООО «ПБО-ГАРАНТ» осн. долг 14 000 000,00 руб., лот 25 - ООО «НПФ «Энергопромсервис» осн. долг 12 000 000,00 руб., лот 26 - ООО «ВОЛВЕРОН» осн. долг 11 000 000,00 руб., лот 27 - ООО «Башэлектросетьремонт» осн. долг 11 000 000,00 руб., лот 28 - ООО «РАП» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 29 - ООО «Юнит-Авто» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 30 - ООО «Тирус» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 31 - ООО «Ремтехстрой» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 32 - ООО «Гарантмастер» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 33 - ООО «Ремтехстрой» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 34 - ООО «Гарантмастер» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 35 - ООО «Ремтехстрой» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 36 - ООО «Ремтехстрой» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 37 - ООО «НПФ «Энергопромсервис» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 38 - ООО «ТД АНТИК» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 39 - ООО «ПБО-ГАРАНТ» осн. долг 10 000 000,00 руб., лот 40 - ООО «Демо Моторс» осн. долг 9 500 349,34 руб., лот 41 - ООО «Элит-Авто» осн. долг 9 000 000,00 руб., лот 42 - ООО «ТД АНТИК» осн. долг 9 000 000,00 руб., лот 43 - ООО ТД «Кировский двор» осн. долг 8 000 000,00 руб., лот 44 - ООО «РоиСТ» осн. долг 8 000 000,00 руб., лот 45 - ООО «Южный полюс» осн. долг 8 000 000,00 руб., лот 46 - ООО «Инвент» осн. долг 8 000 000,00 руб., лот 47 - ООО «Виктория» осн. долг 8 000 000,00 руб., лот 48 - ООО «Гарантмастер» осн. долг 7 200 000,00 руб., лот 49 - ООО «ПБО-ГАРАНТ» осн. долг 6 000 000,00 руб., лот 50 – Фролов Сергей Глебович осн. долг 5 250 000,00 руб., лот 51 - ООО «Ремтехстрой» осн. долг 5 000 000,00 руб., лот 52 - ООО «Башэлектросетьремонт» осн. долг 5 000 000,00 руб., лот 53 - ООО «Инвент» осн. долг 4 000 000,00 руб., лот 54 - ООО «Робенус» осн. долг 3 000 000,00 руб., лот 55 - ООО «АКОНИТ» осн. долг 3 000 000,00 руб., лот 56 - ООО «Виктория» осн. долг 3 000 000,00 руб., лот 57 - ООО «РемСтрой» осн. долг 2 355 761,76 руб., лот 58 – Денисова Елена Игоревна осн. долг 2 145 049,14 руб., лот 59 - ООО «Инвент» осн. долг 2 000 000,00 руб., лот 60 - Лоскутова Наталья Викторовна осн. долг 1 937 000,00 руб., лот 61 - Кобылинский Вячеслав Васильевич осн. долг 1 760 000,00 руб., лот 62 - ООО «АК «Кварта» осн. долг 1 700 080,12 руб., лот 63 - ООО «Квадро» осн. долг 1 516 670,00 руб., лот 64 - ООО «МеталСтройСервис» осн. долг 1 000 000,00 руб., лот 65 - ИП Кузьмич Валерий Петрович осн. долг 600 000,00 руб., лот 66 – Акбашева Розалия Загитовна осн. долг 569 242,83 руб., лот 67 - ООО «Южный полюс» осн. долг 500 000,00 руб., лот 68 – Губайдуллин Ильдар Зифович осн. долг 500 000,00 руб., лот 69 – Лутфуллин Рим Хазимович осн. долг 300 000,00 руб., лот 70 – Садрисламова Гульсума Кутдусовна осн. долг 245 154,56 руб., лот 71 – Мусабирова Ангелина Аликовна осн. долг 242 600,00 руб., лот 72 - Ибрагимов Марсель Мухаматович осн. долг 209 000,00 руб., лот 73 – Попова Елена Викторовна осн. долг 199 000,00 руб., лот 74 – Сулейманова Римма Нафузовна осн. долг 179 403,95 руб., лот 75 – Попова Елена Викторовна осн. долг 170 000,00 руб., лот 76 – Мингареев Ринат Дагитович осн. долг 135 831,00 руб., лот 77 – Миролюбов Дмитрий Владимирович осн. долг 110 000,00 руб., лот 78 – Ямилова Дилара Дарвисовна осн. долг 95 473,16 руб., лот 79 – Мингафаров Ильдар Рауфович осн. долг 95 000,00 руб., лот 80 - Сахибгареева Фирдавса Шамилевна осн. долг 86 066,93 руб., лот 81 - Муталлапов Гайфулла Губайдуллович осн. долг 84 000,00 руб., лот 82 - Сороченко Олег Николаевич осн. долг 80 000,00 руб., лот 83 - Сахибгареева Марина Викторовна осн. долг 48 167,65 руб., лот 84 – Хайруллина Ануза Авдаховна осн. долг 30 001,20 руб., лот 85 – Кузеев Ильдар Энгилевич осн. долг 25 000,00 руб., Объекты недвижимого имущества: лот 86 - Нежилое помещение, административное, 480,2 кв. м (г. Уфа, р-н Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 26), лот 87 - Жилое помещение, административное, 49,1 кв. м (г. Уфа, р-н Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 26, кв. 121), Транспортное средство: лот 88 - легковой автомобиль Хэндэ Соната. Торги имуществом КБ ООО «Соцкредитбанк» посредством публичного предложения будут проведены в период с 06.05.2010 по 20.05.2010. Начальная цена продажи имущества КБ ООО «Соцкредитбанк» на период с 06.05.2010 по 20.05.2010 устанавливается: лот 1 - 40 500 000,00 руб., лот 2 - 40 500 000,00 руб., лот 3 - 40 497 868,12 руб., лот 4 - 29 650 918,95 руб., лот 5 - 27 900 000,00 руб., лот 6 - 27 000 000,00 руб., лот 7 - 22 500 000,00 руб., лот 8 - 20 605 092,68 руб., лот 9 - 18 000 000,00 руб., лот 10 - 18 000 000,00 руб., лот 11 - 18 000 000,00 руб., лот 12 - 18 000 000,00 руб., лот 13 - 17 100 000,00 руб., лот 14 - 14 400 000,00 руб., лот 15 - 13 500 000,00 руб., лот 16 - 13 500 000,00 руб., лот 17 - 13 500 000,00 руб., лот 18 - 13 500 000,00 руб., лот 19 - 13 500 000,00 руб., лот 20 - 13 500 000,00 руб., лот 21 - 13 500 000,00 руб., лот 22 - 12 600 000,00 руб., лот 23 - 12 600 000,00 руб., лот 24 - 12 600 000,00 руб., лот 25 - 10 800 000,00 руб., лот 26 - 9 900 000,00 руб., лот 27 - 9 900 000,00 руб., лот 28 - 9 000 000,00 руб., лот 29 - 9 000 000,00 руб., лот 30 - 9 000 000,00 руб., лот 31 - 9 000 000,00 руб., лот 32 - 9 000 000,00 руб., лот 33 - 9 000 000,00 руб., лот 34 - 9 000 000,00 руб., лот 35 - 9 000 000,00 руб., лот 36 - 9 000 000,00 руб., лот 37 - 9 000 000,00 руб., лот 38 - 9 000 000,00 руб., лот 39 - 9 000 000,00 руб., лот 40 - 8 550 314,41 руб., лот 41 - 8 100 000,00 руб., лот 42 - 8 100 000,00 руб., лот 43 - 7 200 000,00 руб., лот 44 - 7 200 000,00 руб., лот 45 - 7 200 000,00 руб., лот 46 - 7 200 000,00 руб., лот 47 - 7 200 000,00 руб., лот 48 - 6 480 000,00 руб., лот 49 - 5 400 000,00 руб., лот 50 - 4 725 000,00 руб., лот 51 - 4 500 000,00 руб., лот 52 - 4 500 000,00 руб., лот 53 - 3 600 000,00 руб., лот 54 - 2 700 000,00 руб., лот 55 - 2 700 000,00 руб., лот 56 - 2 700 000,00 руб., лот 57 - 2 120 185,58 руб., лот 58 - 1 930 544,23 руб., лот 59 - 1 800 000,00 руб., лот 60 - 1 743 300,00 руб., лот 61 - 1 584 000,00 руб., лот 62 - 1 530 072,11 руб., лот 63 - 1 365 003,00 руб., лот 64 - 900 000,00 руб., лот 65 - 540 000,00 руб., лот 66 - 512 318,55 руб., лот 67 - 450 000,00 руб., лот 68 - 450 000,00 руб., лот 69 - 270 000,00 руб., лот 70 - 220 639,10 руб., лот 71 - 218 340,00 руб., лот 72 - 188 100,00 руб., лот 73 - 179 100,00 руб., лот 74 - 161 463,56 руб., лот 75 - 153 000,00 руб., лот 76 - 122 247,90 руб., лот 77 - 99 000,00 руб., лот 78 - 85 925,84 руб., лот 79 - 85 500,00 руб., лот 80 - 77 460,24 руб., лот 81 - 75 600,00 руб., лот 82 - 72 000,00 руб., лот 83 - 43 350,89 руб., лот 84 - 27 001,08 руб., лот 85 - 22 500,00 руб., лот 86 - 15 801 171,00 руб., лот 87 - 1 814 834,00 руб., лот 88 - 230 000,00 руб. В случае если в период с 06.05.2010 по 20.05.2010 торги имуществом КБ ООО «Соцкредитбанк» посредством публичного предложения по каким-либо лотам будут признаны несостоявшимися, то начальная цена имущества КБ ООО «Соцкредитбанк» в период с 21.05.2010 по 03.06.2010 по нереализованным лотам снижается на 10 (Десять) процентов от начальной цены предыдущего периода. В случае если в период с 21.05.2010 по 03.06.2010 торги имуществом КБ ООО «Соцкредитбанк» посредством публичного предложения по каким-либо лотам будут признаны несостоявшимися, то начальная цена имущества КБ ООО «Соцкредитбанк» в период с 04.06.2010 по 18.06.2010 по нереализованным лотам снижается на 5 (Пять) процентов от начальной цены предыдущего периода. В случае если в период с 04.06.2010 по 18.06.2010 торги имуществом КБ ООО «Соцкредитбанк» посредством публичного предложения по каким-либо лотам будут признаны несостоявшимися, то начальная цена имущества КБ ООО «Соцкредитбанк» в период с 19.06.2010 по 02.07.2010 по нереализованным лотам снижается на 5 (Пять) процентов от начальной цены предыдущего периода. К участию в торгах посредством публичного предложения допускаются физические и юридические лица, в установленном порядке подавшие заявку с приложением требуемых для участия в торгах документов и их описью, удостоверенную подписью заявителя, заключившие договор о задатке и внесшие задаток на счет, указанный в настоящем сообщении. Прием заявок по каждому периоду снижения начальной цены предложения прекращается за 3 (Три) дня до даты окончания соответствующего периода снижения цены. Заявитель обязан представить Организатору торгов: заявку на участие в торгах, содержащую предложение по цене приобретения лота (отдельно по каждому лоту), выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридических лиц), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя. Заявка на участие в торгах посредством публичного предложения оформляется в письменной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ фона, адрес электронной почты заявителя. Заявка на участие в торгах должна содержать предложение по цене приобретения, а также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего. Заявитель обязан в срок, указанный в настоящем сообщении, внести задаток путем перечисления денежных средств на счет для зачисления задатков Организатора торгов: получатель государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», ИНН 7708514824, КПП 775001001, расчетный/счет 40503810900000005053 в ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701, БИК 044501002. В назначении платежа необходимо указывать наименование Банка, наименование Заявителя, а также номер лота, за участие в торгах по которому вносится задаток. Задаток за участие в торгах посредством публичного предложения составляет 10 (Десять) процентов от начальной цены лота, действующей в соответствующий период. Задаток вносится отдельно по каждому лоту. Датой внесения задатка считается дата поступления денежных средств, перечисленных в качестве задатка, на счет Организатора торгов. Организатор торгов рассматривает представленные заявки с приложенными к ним документами Заявителя, устанавливает факт поступления задатков на счет Организатора торгов в установленные сроки, и по результатам принимает решение о допуске или отказе в допуске Претендента к участию в торгах посредством публичного предложения. Победителем торгов посредством публичного предложения признается Участник, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене приобретения имущества КБ ООО «Соцкредитбанк», которое не ниже начальной цены продажи имущества, установленной для определенного периода проведения торгов. Итоги торгов оформляются Протоколом о результатах торгов посредством публичного предложения. С даты определения Победителя торгов посредством публичного предложения по соответствующему лоту прием заявок по соответствующему лоту прекращается. Победитель торгов обязан заключить с продавцом (правообладателем) – КБ ООО «Соцкредитбанк», договор купли-продажи (цессии) по соответствующему лоту в сроки, определенные Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Сумма внесенного Победителем торгов задатка засчитывается в счет стоимости приобретенного лота. Победитель торгов обязан уплатить продавцу (правообладателю) - КБ ООО «Соцкредитбанк», в течение 30 календарных дней с даты заключения договора купли-продажи (цессии) определенную на торгах стоимость лота за вычетом внесенного ранее задатка, по следующим реквизитам: получатель государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», ИНН 7701015008, КПП 774401001, расчетный/счет №40503810200000005054 в ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701, БИК 044501002. В назначении платежа необходимо указывать наименование Банка, имущество которого приобретается, наименование Победителя, номер и дату договора купли-продажи (цессии), номер лота и дату торгов. В случае если Победитель торгов посредством публичного предложения не исполнил своих обязательств, оговоренных в настоящем сообщении, Организатор торгов и продавец (правообладатель) - КБ ООО «Соцкредитбанк», освобождаются от всех обязательств, связанных с проведением торгов, с заключением договора купли-продажи (цессии) имущества (прав требования), которое являлось предметом торгов по соответствующему лоту, внесенный Победителем торгов задаток ему не возвращается, а торги по указанному лоту признаются несостоявшимися. Организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов какими-либо лотами не позднее, чем за 3 (Три) дня до проведения торгов. С проектом договора о задатке и формами документов можно ознакомиться на сайте Организатора торгов: www.asv.org.ru, а также по адресам: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 26, и г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, д. 16, стр. 1. Информацию об имуществе КБ ООО «Соцкредитбанк» можно получить у Организатора торгов по адресам: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 26, и г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, д. 16, стр. 1. Заявки на участие в торгах имуществом КБ ООО «Соцкредитбанк» посредством публичного предложения вместе с другими документами согласно описи подаются Заявителями путем вручения представителю Организатора торгов и принимаются им с 11.00 до 16.00, начиная с даты опубликования настоящего сообщения, по адресам: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 26, телефоны: (3472) 23-28-55, 82-69-81, и г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, д. 16, стр. 1, телефон: (495) 745-21-41, доб. 47-12.

Юрий Исаев рассказал о ситуации в Татарстане и занял жесткую позицию по отношению к тем, кто не смог получить компенсацию из-за превышений или из-за махинаций банков

Проблемы клиентов рухнувших банков вылились на центральное телевидение. Если крах Татфондбанка и «ИнтехБанка» москвичи долгое время не замечали, то падение малых банков из РТ («Камский горизонт» и «Булгар»), а также подмосковных кредитных организаций, в которых выявлены мошеннические схемы, напрямую задело жителей столицы: в Москве банки принимали вклады и фиксировали их в «тетрадке». Из-за этого многие вкладчики не обнаружили себя в реестрах на выплату страховых премий. Пострадавшие клиенты пикетируют здание Агентства по страхованию вкладов и требуют выплат. Чтобы получить ответ из первых уст, Владимир Соловьев, ведущий популярного ток-шоу на телеканале «Россия 1» , выходящего под его именем, пригласил на эфир генерального директора АСВ Юрия Исаева. Однако далеко не все его ответы могут успокоить пострадавших клиентов. «Реальное время» приводит текст интервью полностью.

«Центральный банк проводит непростую работу, связанную с тем, чтобы вывести с рынка не банки»

Владимир Соловьев: Больше трех лет Центробанк занимается расчисткой нашей финансовой системы. Новости о закрытии банков приходят регулярно. Однако такого понятия, как обманутые вкладчики уже не существует. Большинство вкладов застрахованы, но есть и обратная сторона медали. Откуда государство берет деньги на эти компенсации и как нас пытаются обманывать мошенники-банкиры? И как клиенты, считающие себя хитрее других, пытаются обманывать банки? В студии «Вечера» генеральный директор «Агентства по страхованию вкладов» Юрий Олегович Исаев.

Юрий Исаев: Добрый вечер.

Соловьев: Юрий Олегович, сама система АСВ работает, как часы. Признано, что одна из лучших в мире. Эффективно, быстро, точно. Вы тем несчастным, которые, конечно, получили страшный шок от того, что банк, в котором они держали свои вклады, лопнул, обеспечиваете возможность получить то, что им полагается по действующему законодательству. Насколько много таких людей и с какими наиболее тяжелыми случаями вы сталкивались?

Исаев: Людей таких, к сожалению, много, и действительно случаи бывают разные. Я благодарен вам за то, что вы оценили так работу системы страхования вкладов, и с этой оценкой я, как генеральный директор, согласен.

Соловьев: Это международная оценка.

Исаев: В целом в банковской системе, если порассуждать «от печки», как говорится, ситуация у нас контролируемая. Центральный банк действительно проводит на протяжении последних лет очень сложную, непростую работу, связанную с тем, чтобы вывести с рынка вообще-то не банки. Они назывались банками и, к сожалению, имели банковскую лицензию. Но по факту это были не банки. И эту работу, если говорить честно, конечно, надо было бы начинать Центральному банку на много-много раньше лет. Так получилось, что эта работа начата четыре года тому назад.

Соловьев: То есть Авгиевы конюшни досталось разгребать женщине?

Исаев: Ну как обычно в России.

Соловьев: В России так принято.

«Центральный банк действительно проводит на протяжении последних лет очень сложную, непростую работу, связанную с тем, чтобы вывести с рынка, вообще-то, не банки. Они назывались банками и, к сожалению, имели банковскую лицензию. Но по факту это были не банки». Фото Максима Платонова

«Не всегда просто по голой отчетности можно определить, обманывают тебя или нет»

Исаев: Это объективно так. Я не хочу сейчас углубляться в причины, почему так получилось. На самом деле, это объективная ситуация. Ели мы возьмем статистику даже по отзывам лицензий, мы увидим, что пик и для нас, как для системы страхования вкладов, пришелся на последние два-три года, когда действительно с рынка практически по сто банков в год уходило. Это на самом деле очень сложная работа, и для Центрального банка это сложно - принять решение, потому что наш надзор, в общем-то, как и надзор во многих странах в мире, рассчитан на то, что банкиры не мошенники. И надзор, в общем-то, ориентируется на документы, которые банки отправляют в Центральный банк в качестве отчетности. Если эта отчетность изначально фальсифицирована, очень сложно определить, в какой мере и насколько.

Я понимаю, что Центральному банку требуется время и, в общем-то, решительность серьезная для того, чтобы перейти от такого надзора к надзору, понимающему внутреннюю ситуацию в банках. И здесь нужно дать больше возможности Банку России принимать решения, мотивированные суждения, о чем спор идет уже достаточно давно. Но мы понимаем с вами как практики, что не всегда просто по голой отчетности можно определить, обманывают тебя или нет. Вот в этом, я считаю, корень проблемы.

Соловьев: Юрий Олегович, не понимаю. Я знаю одно, что у нас украсть 100 тысяч долларов - сядешь в тюрьму. А из банка свистнуть миллиарды - ты успеешь уехать за границу, и все скажут: «Тут какая неприятность». Либо вы бьете тревогу, а выясняется, что законодательство вообще не дает возможность банкира вовремя взять. Наше законодательство вообще не знает, как бороться с этими преступлениями, и вам приходится образовывать следователей и вносить в срочном порядке поправки с вашими коллегами из ЦБ - поправки в Уголовный кодекс, чтобы можно было людей прищучить.

«3% случаев мошенничества»

Исаев: На самом деле, я не согласен с этим. Я считаю, что законодательство у нас позволяет делать многое. Другое дело, что практики нет. В общем-то, статья «Мошенничество», 159-я Уголовного кодекса, идеально многие ситуации в мошенничестве банковском описывает. Можно вводить дополнительные составы о фальсификации отчетности, еще какие-то истории описывать, с которыми мы сталкиваемся в практике. Но 159-я статья УК «Мошенничество» покрывает глобально все. Другое дело, что доказывать очень сложно, потому что банкиры, в общем-то, люди непростые, и совершают эти преступления не в одиночестве, а там работают, как правило, юристы, экономисты. Это готовится не день и не два. Мы как организация, которая приходит в уже умерший банк, мы приходим, как правило, после двух месяцев, считая от отзыва лицензии в банке, мы видим, что подготовка к мошенничеству длилась на протяжении не месяца-двух, а двух лет.

Соловьев: А какой процент банкиров - мошенники?

Исаев: Если говорить об этом серьезно, то в самой системе мы сталкиваемся с 3% случаев мошенничества. Это не много - для банковской системы России эта цифра небольшая. Но если мы будем с вами говорить о количестве людей, то это десятки тысяч наших сограждан, которые в той или иной мере пострадали от действий таких банкиров.

Ситуация нестандартная, осложняется тем, что банком частично владело, опосредованно пусть, но все равно, правительство Татарстана. Клиенты были ориентированы на то, что у банка будет дополнительная поддержка

О «разбивщиках» в Татфондбанке: «Это называется страховое мошенничество, которое, вообще-то, Уголовным кодексом наказывается»

Соловьев: Сейчас в Татарстане громкая ситуация: два банка, люди негодуют. Что там случилось?

Исаев: Отзыв лицензии в конце прошлого года у крупного банка - Татфондбанка, там не один десяток тысяч вкладчиков. Ситуация нестандартная, осложняется тем, что банком частично владело, опосредованно пусть, но все равно, правительство Татарстана. Клиенты были ориентированы на то, что у банка будет дополнительная поддержка, этой поддержки банк не увидел, была отозвана лицензия. Мы столкнулись с тем, что, к сожалению, наши граждане совсем не понимают, как действует закон о страховании вкладов. Закон сам по себе у нас очень неплохой. Он выдержал 12 лет сложных испытаний и в него практически ни одной поправки не было в него внесено - это говорит о том, что закон стабильный был изначально. Закон говорит о том, что граждане получают от государства страховку 1 млн 400 тысяч в каждом банке.

Соловьев: В каждом банке, который является участником…

Исаев: Системы страхования вкладов, да. Практически каждый банк у нас является участником системы страхования вкладов. Всего у нас 567 банков в стране и 510 входят в систему страхования вкладов. Если говорить о статистике, то у нас по количеству вкладов являются застрахованными 99%. По сумме средств примерно половины чуть больше застраховано.

Что нужно помнить гражданам? Что страховка распространяется на 1 млн 400 в одном банке, если у вас один счет, на котором лежит 1 200 000 - он застрахован в любом банке. Если в банке несколько счетов разных - текущий, карточный, какой угодно - все равно общая сумма 1400 000.

Что происходит перед отзывом лицензии? Граждане, у которых лежит 5-7 миллионов, пытаются эти деньги лихорадочно разбить на счета родственников, друзей, исходя из того, что они разобьют эти деньги и получат 1 млн 400. Так система не работает. Такие действие хаотичные происходят, когда банк де факто умер. Смерть банка происходит немного раньше, чем это врачом констатируется, раньше, чем отзывается лицензия. Это происходит, потому что банк начинает скрывать текущие платежи, он не докладывает об этом ни клиентам, ни в ЦБ, но уже какие-то платежи проводит, а какие-то не проводит. Своим выплачивает, условно говоря, а чужим - нет. Операционистки, как правило, руководители офисов своим друзьям начинают рассказывать: «Слушайте, у нас сложности, недели там через 4-5 чего-то будет нехорошее, давайте мы поможем вам, вот вы давайте эти деньги сюда сбросьте, сюда сбросьте и все будет хорошо». Вот это тоже мошенничество, это называется страховое мошенничество, которое вообще-то Уголовным кодексом наказывается.

Исаев: Людям надо помнить одну базовую вещь - 1 миллион 400 гарантирует государство в каждом банке.

Соловьев: Поэтому ходите в разные банки.

Исаев: Ну, это очевидный вывод, Владимир, потому что все остальное - это риск гражданина. Государство не может гарантировать все и всем.

Соловьев: Ну вот сейчас есть в Татарстане вкладчики, которые говорят, что вы не хотите им выплачивать деньги.

Исаев: Во-первых, мы выплатили 98% вкладчиков Татфондбанка уже, и основной массив вкладчиков свои страховые суммы уже получил. А вот разбивщики, о которых я вам сказал чуть выше, они не получили свои выплаты. Потому что, на самом деле, это не просто попытка обмануть систему страхования вкладов. Практически происходит следующее: граждане, которые разбивают вклады, пытаются украсть их у других граждан, кто такие вклады не разбил. Потому что как работает система: мы выплатили 1 миллион 400 тысяч, дальше банк уходит в банкротство, в ликвидацию, в рамках этих процедур из конкурсной массы, куда поступают активы, имущество, и мы это продаем, деньги в первую очередь идут физическим лицам. Если мы сейчас большее количество денег отдадим разбивщикам, то по факту их получит меньше те, кто до таких хитростей был не допущен.

Поэтому здесь должна быть социальная справедливость. Вообще система страхования вкладов во всем мире основана на социальной справедливости - максимальная защита наименее защищенных граждан. Я хочу вам сказать, что средний вклад у нас в России 159 тысяч. То есть сама система покрывает большинство. Поэтому разбивщики они не только пытаются свои вопросы решить, они пытаются, по факту, деньги забрать у других.

«Если мы сейчас большее количество денег отдадим разбивщикам, то, по факту, их получат меньше те, кто до таких хитростей был не допущен». Фото rt-online.ru

«Автобусами привозят людей в Москву, чтобы они разместили свои деньги в какой-то сомнительный банк»

Соловьев: Многие пытаются заработать на вашей системе, пытаются обмануть АСВ? Пытаются приписать вам несуществующих вкладчиков, потом предъявить вам этот лист к оплате. А когда этих людей ловят за руку и пытаются судить, то некоторые уникальные российские суды выносят фантастические приговоры. Например, украли несколько сотен миллионов, получают несколько лет условно и штраф несколько сот тысяч рублей. Кто из нашей страны скажет, что это честно? Все говорят: «Как после этого банкиру не воровать?!»

Исаев: Не в бровь, а в глаз. И такие наказания есть. Кстати, не два года условно, а есть семь лет условно, например. И такие квази-наказания, по сути, являются провокацией для других, чтобы такие схемы пытаться в жизни совершить. И если нет ответственности и если нет неумолимости наказания, то почему бы не рискнуть, не постараться украсть деньги?

Эти схемы за последние несколько лет распространились. Я, кстати, думаю, что они и раньше существовали, и 5-6 лет назад, в таким замороженном виде, просто не было отзывов лицензии, Банк России работал не так активно, поэтому эти схемы были в подготовительном этапе. Мы тоже чувствуем по документам, что люди не вчера это начали делать, они начали это делать давно и просто готовились к тому моменту, когда это можно будет реализовать. Эти схемы действительно очень циничны и разнообразны.

Вы правы, что есть, например, такие вкладчики, которые сталкиваются с тем, что не видят себя в реестре, таких не много - три процента максимум, обычно меньше у нас их. Меньше, кстати, после выступлений сотрудников АСВ по «России 24». Даже по количеству звонок на горячую линию агентства вижу, что люди что-то услышали и проблемы уменьшаются.

Но наши мантры не действуют постоянно, люди забывают и идут на поводу у мошенников. Что мы видим? Что автобусами привозят людей в Москву, чтобы они разместили свои деньги в какой-то сомнительный банк. Автобусами! Вдумайтесь. Чем их завлекают? Айфоном, айпадом, какими-то деньгами сразу, и здесь мы понимаем, что существует очень большой риск, что это не только попытка украсть деньги у людей, а попытка очевидна - их принимают у людей эти вклады, тут же воруют, а потом АСВ, государство возмещает. Это самая простая схема украсть деньги у людей.

Но часто мы видим, а в ряде случаев мы это доказали в судах, что помимо этих несчастных обманутых вкладчиков, заманенных такими историями, пытаются еще эти вклады нарисовать. То есть пытаются нас запутать. Вот представьте: тысячу человек собрали, из других городов привезли - они реально разместили деньги. При этом еще тысячу человек просто нарисовали, потом уничтожили базу данных, потом приходит ЦБ, не обнаруживает ни отчетности, ни базы данных, и нам нужно определить - вот эта тысяча настоящая или нет? Никто никогда не делает примитивные схемы, все делают очень хитро, смешивая реальных людей с нарисованными вкладчиками. Основная сложность, почему мы иногда тратим больше времени: нам нужно определить - настоящие или нарисованные.

«Мы в ближайшее время продадим загородное поместье Пугачева»

Соловьев: А настоящих преступников вам удается найти? Вот я знаю, что вы ведете охоту в течение долгого времени за деньгами, выведенными Пугачевым.

Исаев: Если мы продемонстрируем слабость - это будет слишком явным сигналом для остальных, что можно поступить таким образом. Мы ведем большую судебную работу в России: у нас тысячи исков, больше тысячи заявлений в правоохранительные органы по ситуациям с мошенничеством в банках, с доведением до банкротства. Это очень сложная работа, потому что доказывать эти составы в России нелегко: наш суд исходит из презумпции, что сначала надо все доказать, а потом можно кого-то арестовать или имущество заморозить.

Английский суд устроен иначе. Мы приходим в английский суд и говорим: «Мы государственное агентство, вот наш мандат. Мы полагаем, что господин такой-то украл деньги у банка». Нам говорят: «Слушайте, если вы это докажете, вы будете молодцами, но если не докажете, вы будете отвечать деньгами. А пока, веря в ваш статус, мы активы этого господина Х заморозим, и дальше вы судитесь. Если в суде вы докажете, вы забираете эти активы и отдаете вкладчикам».

«Мы в ближайшее время продадим загородное поместье Пугачева, реализуем яхту, еще несколько замков во Франции, это будут живые деньги, которые поступят в конкурсную массу». Фото forbes.ru

Соловьев: Забрали у кого-нибудь активы?

Исаев: Мы дошли до реализации активов Пугачева. Это действительно интересный случай, потому впервые в истории мы доказали возможность российского агенства вести квалификационные процедуры по английскому законодательству. Теперь есть прецедент. Мы в ближайшее время продадим загородное поместье Пугачева, реализуем яхту, еще несколько замков во Франции, это будут живые деньги, которые поступят в конкурсную массу.

«Следственные органы включились за последние два года в ситуацию»

Соловьев: От вас теперь нигде не скрыться?

Исаев: Рано или поздно мы найдем эти базы данных, документы. Мы понимаем, что мошенничества, совершенные в банке, не делаются одним председателем или президентом банка. Это всегда группа лиц. Все убежать не могут. К сожалению, большинство операционистов, может, и догадываются, что делают что-то противозаконное, неправильное, но из страха быть уволенными все равно это делают. Но потом-то они остаются и начинают давать показания следственным органам. А следственные органы, надо отдать должное, включились за последние два года в ситуацию, мы провели семинаров несколько с МВД и Банком России. Мы понимаем, что следователю сложно. Он должен очень непростую цепочку доказательную составить, прийти в суд, доказать. Но надо, чтобы и судебная система действовала быстрее, не ждала 2-3 года, пока мы докажем.

Соловьев: Может, нам ввести особую судебную коллегию, которая будет принимать грамотные решения. Не «революционные тройки», а понимающие, что финансовое мошенничество наносит колоссальный удар по власти. Когда у людей рушатся на глазах банки, которые проверяли ЦБ, АСВ, все кому не лень.

Исаев: В той ситуации, с которой мы столкнулись, нам правоохранительная система нужна как часть замкнутого круга, иначе круг разомкнут. Нам граждане задают вопрос: «Украли банкиры, а чего вы их не посадите». И в этом случае нам тяжело отвечать. Мы не злыдни какие, у нас нет задачи посадить, мы не в погонах. Мы просто исходим из того, что в той ситуации, в которой мы работаем, надо быть жестким. Иначе просто граждане страдают, а нам долго и мучительно приходится выплачивать эти средства на протяжении нескольких лет. Если все работает, как заложено системой, граждане получают в течение двух недель. Из последних случаев - «Тальменка банк», «Булгар банк» - случаи на слуху, по которым тысячи обращений к нам: люди не нашли себя в реестрах. Это о чем говорит? О том, что мы не видим этих вкладчиков в банковской отчетности. Мы не можем выплачивать средства только на основании документов, которые вкладчик принесет нам. Можно набрать в поисковике, где тысячи предложений по фальсификации приходных-расходных документов. Мы исходим из того, что мы должны видеть совпадения документа вкладчика с каким-то учетным документом. Когда это уничтожено, нам не остается ничего иного, как отправлять вкладчиков в суд. Их немного, из 100 тысяч, скажем, которые за последние годы обмануты схемами мошенническими, сейчас граждан, которые, видимо, будут вынуждены обращаться в суд, их порядка 3 тыс. Это тоже немало. Надо понимать, что вкладчик, приходя в такой банк, который заманивает его на айпад, везет на экскурсию, что-то замышляет.

Соловьев: Так что, граждане, будьте бдительны: проверяйте банки, куда вы вкладываете. Понимайте - 1,4 миллиона вам гарантируют, и если вы чувствуете, что что–то не то - вы правы! Всегда, если есть предчувствие, - вы правы. Большая просьба - вы там гадов добивайте.

Исаев: Мы сделаем все возможное.

Соловьев: Возвращайте деньги народу!

Гуландам Зарипова, Дарья Турцева, Дамира Хайрулина

В минувшую пятницу стало известно об уходе с 1 декабря т. г. из АСВ курировавшего страхование вкладов и заместителя главы АСВ - Андрея Мельникова. Вдобавок агентство намерено провести ряд кардинальных изменений. Решение носит добровольный характер, но, тем не менее, оно приведет к перестановкам, которые коснутся, в том числе и ликвидационного блока АСВ, который по традиции самым тесным образом работает с Центробанком. Именно он столкнется с самыми большими изменениями из-за корректировки системы оздоровления банков, так что перестановки, скорее всего, только начинаются.

По мнению участников рынка, причина перестановок заключаются в трансформации функций АСВ и изменениями, которые ожидают надзорный блок ЦБ Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников с 1 декабря покинет госкорпорацию, сообщило АСВ.

Теперь обязанности Мельникова — страхование банковских вкладов — будут выполнять в равных пропорциях заместитель генерального директора АСВ Рубен Амирьянц и Олег Баранов. Повышение до уровня заместителей гендиректора ожидает нынешнего директора департамента ликвидации кредитных организаций Марию Филатову и директора департамента реструктуризации финансовых организаций Георгия Агапцева. Но осуществлением общего руководства и контроля за ликвидацией, реструктуризацией активов по-прежнему будет заниматься первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.

Мельников проработал на своем посту в АСВ больше 12-ти лет, с того момента, как в 2004 году госкорпорация была основана. Сегодня он - в четверке заместителей гендиректора.

Про масштабные кадровые перестановки ЦБ заявил еще в начале октября. Как тогда следовало из заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, чтобы решить накопившиеся проблемы, недостаточно настроить и интенсифицировать работу в рамках работающей сегодня надзорной практики, сегодня назрела необходимость в глубокой перестройке надзора, для чего нужно обновить всю систему. Перемены начались с ухода в отставку заместителя главы ЦБ Михаила Сухова, и перехода первого зампреда ЦБ Алексея Симановского на пост советника председателя Банка России. К тому же ЦБ произвел смену зон ответственности у некоторых кураторов по вопросам, связанным с банковским регулированием и надзором и денежно-кредитной политикой.

В настоящее время регулятор занят подготовкой новой модели санации банков, один из вариантов которой сводится к кураторству Центробанком АСВ.

По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, изменения в организационном блоке АСВ отчасти связаны с тем, что надзорный блок ЦБ будет трансформирован, а вопросы по банковским лицензиям и их отзывами будут решаться по-новому. Разделение позиций АСВ и ЦБ - вещь сложная, так как АСВ является в какой-то степени исполнительным органом, исполняющим решения Центробанка.

Как считает президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, причина ухода Мельникова, скорее всего, имеет отношение к дальнейшей судьбе агентства — сохранится ли оно в качестве самостоятельно действующей единицы. АСВ постепенно утрачивает самостоятельные функции, в том числе и в части управления фондом страхования вкладов. ЦБ планирует постепенно ассимилировать функции АСВ.

Решение о перераспределении обязанностей в АСВ - вполне логично. По словам эксперта «Интерфакс-ЦЭА» Алексея Буздалина, Минфин, АСВ и ЦБ пришли к компромиссу. И если агентство приступило к смене своих функций, то его прежней команде, создавшей АСВ, придется уйти. В перспективе у Центробанка появится большинство голосов в совете директоров АСВ, поэтому, можно допустить мысль, что уход Мельникова - не причина, а следствие того, что агентство утратило свою самобытность.

Как уверены участники рынка, перестановки - это только начало, так как принятие Центробанком решений в кадровой политике АСВ - это одно из условий компромисса, к которому пришли Минфин, ЦБ и АСВ, чтобы за последним сохранилась санационная функция. Самый вероятный вариант развития событий - кадровые перестановки в блоке Мирошникова, курирующего все направления работы АСВ по ликвидации, реструктуризации банков и реализации активов. Впрочем, практически все будет зависеть от того, готова ли команда АСВ работать в условиях непосредственного контроля ЦБ.