Американские школьники убийцы. Эхо "Колумбайна". Кого ещё стрелки из США вдохновили на массовую бойню в школах. Пришло в Россию

По числу жертв, эта трагедия никогда не занимала первое место в американском антирейтинге массовых кровавых расправ в учебных заведениях. Даже в 1999 году она была на третьем. Позже ее «сместили» теракты в Виргинском политехническом институте в 2007 году и в начальной школе Сэнди-Хук в 2012-м. Однако, именно после «Колумбайна» Америка содрогнулась. Во-первых все заметили нездоровую тенденцию, во-вторых было кого, а точнее что обвинить: жестокие видео и компьютерные игры (подростки любили Doom), слабый родительский контроль и свободный оборот огнестрельного оружия.

Возможно, именно потому, что трагедия широко освящалась и муссировалась в прессе (по данным CNN, похороны первой жертвы бойни Рейчелл Скотт показали самые высокие показатели по просмотрам в истории телекомпании и даже обошли ), именно «Колумбайн» хотели повторить психически нестабильные подростки по всему миру.

Коллаж: Пятый канал

«Мафия плащей»

В США это словосочетание стало нарицательным для подростков, жаждущих расправы над тем, кто подтрунивал над ними. Эрик Харрис и Дилан Клиболд как раз состояли в этом «кружке по интересам» еще до того, как его название приобрело столь мрачный оттенок.

«Дети из школы Денвера, пережившие стрельбу, говорят, что двое убийц были в лыжных масках и плащах, и являлись членами сплоченной группы „одиночек“, известных как „Мафия плащей“. Фотография этой группы была опубликована в альбоме 1998 года. В школе участников описывают как одержимых оружием, нацистами, военными, интернетом и песнями Мэрлина Мэнсона», — писала газета BBC на следующий день после трагедии.

Фото: schoolshootingsusa.weebly.com

Члены «мафии» всегда ходили в черных плащах, вне зависимости от погоды. Позже выяснилась и «технически полезная» сторона долгополой одежды — под ней очень легко пронести в школу оружие. «Кружок по интересам» объединял изгоев общества, над которыми постоянно издевались школьные «звезды» — спортсмены, игроки футбольных команд. После «Колумбайна» название стало нарицательным.

Море последователей

Настоящая волна ужаса захлестнула западный мир именно после расстрела в Columbine High School. Поражала и скорость повторения бесцельных и беспощадных убийств. Уже через восемь дней, 28 апреля 1999 года, произошел первый случай подражания. 14-летний Тодд Смитт Кэмирон из полуавтоматической винтовки 22-калибра отрыл стрельбу в коридоре канадской школы W. R. Myers High School и убил 17-летнего Джейсона Ланга. Еще один человек был ранен. Ребенка с оружием скрутил преподаватель физкультуры. На суде стрелок заявил, что его вдохновила бойня в «Колумбайне». Кэмирона приговорили к пожизненному заключению, но в 2005 он вышел на свободу. Тут же попытался скрыться от властей и вновь был арестован.

Ровно спустя месяц после «Колумбайна», 20 мая 1999 года 15-летний Томас Соломон-младший устроил стрельбу в своей школе Heritage High School. Из револьвера и полуавтоматической винтовки 22-го калибра он ранил шестерых человек. Но после сдался полиции. 9 ноября 2000 года стрелка приговорили к 40 годам тюрьмы и еще 65-ти годам условного заключения. Соломон также заявлял, что на стрельбу его вдохновили Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Кроме того он также называл себе членом «Мафии плащей».

Далее, 5 марта 2001 года 15-летний калифорниец Чарльз Уильямс, сын военного и полевого врача выкрал у отца револьвер и полуавтоматическую винтовку, чтобы разобраться с обидчиками в Santana High School. Он убил двух человек и ранил 13. После был арестован. Во время допросов признался, что хотел повторить «Колумбайн». С 2002 года он отбывает полувековое тюремное заключение.

16-летний Джеффри Уиз оказался настроен куда более решительно. 21 марта 2005 года перед тем, как отправиться на разборки со школьниками, застрелил своего деда и его даму. В своей школе в Ред-Лейк, в штате Миннесота, он убил семь и ранил пять человек. При этом он пытался копировать стрелков из «Колумайна». Так как одной из их жертв была баптистка, ходили слухи, что стрелки спрашивали ее верит ли та в Бога и якобы этот вопрос был адресован и другим жертвам. Позднее ФБР не подтвердило эту информацию. Как позже утверждали очевидцы, Уиз задал такой же вопрос одному из учеников.

Хочешь сыграть в игру?

Разработчик Дэнни Ледонн тоже попал под воздействие «Колумбайна». И в 2005 году он создал компьютерную игру Super Columbine Massacre RPG, полностью повторяющую бойню 1999 года. Жуткий шутер поминутно моделирует день трагедии. Сцены сопровождаются реальными фото и видео с места событий. Цель — застрелить как можно больше людей.

Именно в эту отнюдь не безобидную «стрелялку» часто играл автомеханик Кимвир Гилл — один из последователей Эрика Харриса и Дилана Клиболда. 13 сентября 2016 года канадец с винтовкой, обрезом и пистолетом вошел в здание Доусон-колледжа в Монреале и начал палить направо и налево. В итоге он ранил 20 человек и застрелил 18-летнюю студентку, а сам схлопотал пулю в перестрелке с полицией.

Также как и Харрис — Гилл вел «блог ненависти», на который также вовремя никто не посмотрел. Мужчина любил носить одежду в стиле «милитари» и неплохо обращался с оружием. Прошел боевую подготовку и был членом охотничьего клуба, что давало ему право владеть небольшим арсеналом. У себя в блоге он даже публиковал снимки с карабином, с которым позже и пошел расстреливать детей.

Превзошел «учителей»

Массовое убийство в Виргинском политехническом институте — Virginia Tech в городе Блэксберг устроил 16 апреля 2007 года студент из Южной Кореи Чо Сын Хи. Мужчина начал бойню со студенческого общежития. С двумя пистолетами в руках он расстреливал всех, кто попадался ему на пути. Затем перешел в учебный корпус. Всего он убил 32 человека, еще 25 ранил. Он оставил прощальное видео, в котором упоминал «мучеников Эрика и Дилана». По количеству жертв эта бойня стала вторым массовым расстрелом в США. На первом месте — теракт в начальной школе «Бэт» в 1927 году.

По той же схеме

Один из самых свежих расстрелов произошел 14 декабря в начальной школе в Санди-Хук, в штате Коннектикут. Хоть после расследования связь с «Колумбайном» и не была обнаружена напрямую, 20-летний Адам Ланза повторил бессмысленные действия «предшественников». Перед тем, как отправиться на бойню, Ланза застрелил свою мать. В начальной школе его мишенями стали шести- и семилетние дети. Он убил 20 малышей, шестерых взрослых, а также ранил еще двоих. Всего в бойне погибли 28 человек, включая самого стрелка. В итоге, по массовости этот случай занял третье место в истории убийств в учебных заведениях США.

Также известно минимум о трех предотвращенных бойнях, когда будущих убийц удавалось вычислить заранее.

«Российский Клиболд»

В сентябре 2017 года Россия на себе испытала американскую трагедию 18-летней давности. , которым позже и ударил по голове учительницу. Перед нападением на странице школьника в соцсети появилась запись «Удаляю свою жизнь 05.09.17» . По одной из версий, ученик подвергался травле со стороны одноклассников за то, что был странным и носил одежду в военном стиле, а на уроки и вовсе мог прийти с камуфляжной раскраской на лице. Никнейм он взял не просто говорящий, а напрямую указывающий на «кумира». Mike Klebold — указано на его страничке в соцсети. 15-летнего «Ивантеевского стрелка» действительно зовут Михаил, а вот на казавшуюся вымышленной фамилию, никто до трагедии так и не обратил внимания.

Школьника задержал прибывший на место наряд спецназа. В отношении него возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство».

Видео: Пятый канал

Не виртуальная реальность

Очки дополнительной реальности, суперчёткая графика — технологии, которые совершенствуются с каждым годом и… помогают подросткам погрузиться в мир насилия и убийств, где, если что-то пойдет не так, появится новая жизнь, а сложный уровень можно будет пройти заново. Подросткам вообще невозможно понять, что «следующий уровень» будет в лучшем случае в психлечебнице или пенитенциарном учреждении. Главный внештатный психолог Минздрава Юрий Зинченко в интервью порталу iz.ru рассказал, как работать с подростками, застрявшими в собственном мире иллюзий, сформированной соцсетями, играми и медиа.

«Болевых точек в подростковой среде много: это высокий уровень агрессии и бессмысленной жестокости, суицидальное поведение и потребление психоактивных веществ, уход от реальности в мир фантазий и компьютерная зависимость. Решение проблем нападением, а не поиском компромисса часто пропагандируют в кино и соцсетях. Причины такого кризиса — героизация насилия, обесценивание человеческого достоинства и фетиш личного успеха по принципу „цель оправдывает средства“. Ценность человеческой жизни значительно занижена благодаря тем же компьютерным играм, где у персонажа их может быть и десять, и сто. Глупо рассчитывать, что ситуацию спасет усиление охраны школ. Вряд ли дадут эффект и беседы с подростками о том, что насилие — это плохо. Нужно корректировать установки и поведение детей, помогать им корректно выразить свою позицию и эмоции. Но пока мы будем вдаваться в дискуссии о том, нужно ли детям психологическое сопровождение, кто и как это должен делать, ситуация будет только обостряться», — считает Юрий Зинченко.

Теория о «суперхищниках»

В 90-е годы статистика юношеской преступности в США просто зашкаливала. С 1983-го утроилось количество убийств, совершенных подростками с помощью огнестрельного оружия. При этом с 1980-го в четыре раза выросло количество жертв «уличных войн». И эта категория убийств была самой быстро растущей. Впервые о детях-убийцах заговорил в 1997 году криминолог Джон Дилулио, профессор политологии и обществоведения Принстонского университета. В журнале «Уикли Стандард» он опубликовал статью «Появление суперхищников», в которой рассказывал о страшной «демографической криминальной бомбе замедленного действия». Политолог уверял, что «взрыв» произойдет, как только число 14-17-летних подростков с противозаконными наклонностями достигнет полумиллиона.

В ответ ему возразил криминолог Пенсильванского университета Марвин Вольфганг. Он провел исследование, согласно которому лишь 6% мальчиков совершают серьезные преступления, связанные с убийством. И, соответственно, к 2000-му году, когда согласно теории о «суперхищниках» в Америке должно быть не менее полумиллиона юных преступников, их будет всего лишь 30 тысяч, т. е. те же 6% от общего числа подростков. Еще один крининолог Марк Блумстайн объяснил стремительный рост убийств с 1985 года появлением нового наркотика «крэка». По его версии, диллеры нанимали бесчисленное количество подростков, снабжая их и наркотиками, и оружием. О теориях довольно быстро забыли, а термин из самой громкой из них о «суперхищниках» перекочевал в политическую сферу.

Информацию о «Колумбайне» до сих пор можно свободно найти в интернете. Трагедия превратилась в «героическую сагу» для подростков с несформировавшейся психикой и деструктивным поведением. «Подвиг» с различной периодичностью повторяют последователи нелепого культа, которых по праву теперь уже именуют «суперлузерами» и не особо-то и запоминают имена продолжателей мрачной истории.

Ания Батаева

Тогда никто не придал значения тому, что 15-летний школьник из подмосковной Ивантеевки Михаил Пивнев использовал в соцсетях псевдоним Майк Клиболд - имя на американский манер, а фамилия стрелка из школы "Колумбайн". Подросток пришёл в школу № 1 с петардами, пневматическим оружием и тесаком. Он ворвался в кабинет информатики, ударил тесаком по голове учительницу Людмилу Калмыкову. Затем он со словами "Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть" и "Я ждал этого три года" несколько раз выстрелил в потолок и в голову лежащей на полу учительнице.

Многие его одноклассники выпрыгнули из окон второго этажа и от падения получили травмы. Учительница выжила, а сам подросток пытался совершить самоубийство, но его задержали. Ранее на своей страничке в социальной сети "ВКонтакте" он упоминал школу "Колумбайн" - и 20 апреля 2017 года даже написал пост о том, что ему жалко, что его там не было.

В Виргинском политехническом колледже также никто не обращал внимания на тихого и скромного студента из Южной Кореи Чо Сын Хи. А между тем этот 23-летний учащийся долго и тщательно вынашивал план нападения и не скрывал своего восхищения стрелками из "Колумбайна".

Реализацию своего дьявольского плана он начал с общежития, где открыл огонь из двух пистолетов. Затем Чо перебежал в учебный корпус, где убил 32 человека и ранил ещё 25. Затем стрелок покончил с собой, записав прощальное видео, в котором упоминал "мучеников Эрика и Дилана".

В этом городе полицейские сработали эффективно. Двое 17-летних подростков были арестованы до того, как напали на школу. У них были изъяты десять винтовок и пистолетов, около 20 "грубо сработанных" взрывных устройств, камуфляжная форма, противогазы, рации и сотни патронов.

Уильям Корнелл и Шон Штурц также приготовили предсмертные записки, в которых писали, что вдохновлены опытом стрелков из "Колумбайна". Суд приговорил Корнелла к 20, а Штурца к 15 годам тюрьмы.

Когда стрелки из "Колумбайна" Эрик Харрис и Дилан Клиболд бродили по школе с оружием, они периодически отлавливали учеников и спрашивали их, верят ли те в Бога. Тем же самым занимался и 16-летний Джеффри Уиз, который открыл стрельбу в своей школе в Ред-Лейк, Миннесота.

Он убил семь и ранил пять человек, а затем, получив ранения от полицейских, покончил с собой. Перед атакой "мальчик-гот" (так его называли одноклассники) застрелил своего деда и его подругу.

Сидар-Парк (США), январь 2004 года

В Техасе два подростка были арестованы за то, что готовились воссоздать бойню в "стиле "Колумбайн" в собственной средней школе. 17-летнему Кристоферу Левинсу и 19-летнему Адаму Синклеру предъявлено обвинение в терроризме.

Чтобы спрятать оружие, пара планировала надеть длинные пальто, как это сделали убийцы из "Колумбайна". Оба мальчика заявили, что у них был доступ к оружию.

Лавджой (США), декабрь 2003 года

14-летний подросток собирался блокировать пожарные выходы, поднять тревогу и перестрелять паникующих людей. Но его вовремя задержали и не дали осуществиться этому дьявольскому плану.

Позднее он признался, что хотел прославиться так же, как стрелки из "Колумбайна". У него не было оружия, но он планировал взять пистолет у отца.

15-летний Чарльз Уильямс не успел убить себя, а возможно, просто не хватило духа, но на допросе он признался, что хотел повторить опыт стрелков из "Колумбайна".

Школьник проник в учебное заведение Santana High School с двумя револьверами. Он успел убить двоих учеников, ещё 13 получили огнестрельные ранения, но выжили. Уильямса приговорили к 50 годам заключения.

15-летний Томас Соломон - младший открыл стрельбу в своей Heritage High School и ранил шесть человек. Соломон, как Эрик Харрис и Дилан Клиболд, считал себя членом "Мафии плащей".

Школьник использовал револьвер и полуавтоматическую винтовку. Он сдался полиции без сопротивления. Его приговорили к 40 годам тюрьмы и ещё 65 годам ограничения свободы после освобождения.

О том, что он боготворит стрелков из "Колумбайна", 14-летний Тодд Смит Кэмерон признался на суде. В расправе он использовал полуавтоматическую винтовку 22-го калибра. Подросток успел убить 17-летнего школьника и ранить ещё одного до того, как его обезвредил учитель физкультуры.

Он был приговорён к пожизненному заключению, однако досрочно освобождён в 2005 году.

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они - ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких […] Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги […] анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа […]»

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак» .

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

Массовый расстрел в школе в американском Паркленде (штат Флорида) унес жизни 17 человек и по числу жертв вошел в десятку самых кровавых в современной истории США.

Утром в школе прошли плановые пожарные учения, а незадолго до окончания уроков, примерно в 14.30 по местному времени (22.30 мск), по школе вновь зазвенела пожарная сигнализация. Как предполагает полиция, стрелок умышленно включил ее, выманивая учащихся в коридоры. Вскоре в здании школы, где обучаются около трех тысяч детей, прогремели выстрелы. Большинство учителей и учащихся ринулись обратно в классные комнаты, блокируя двери, чтобы спастись от стрелка. Нападавший был вооружен полуавтоматической винтовкой AR-15, дымовыми шашками и облачен в противогаз. Он открыл огонь и без разбора расстреливал всех на пути. Жертвами преступника стали три человека на улице и 12 человек в здании школы. Еще двое скончались в госпитале.

Стрелком оказался 19-летний Николас Круз - бывший учащийся этой школы. Завершив расправу, он пытался скрыться, смешавшись с толпой убегавших, но был задержан полицией. С собой у него обнаружили несколько обойм патронов, но он не оказал сопротивления при аресте. Круз раньше учился в этой школе и был отчислен в прошлом году за плохую успеваемость и драку. Как сообщает телеканал ABC, до этого Крузу запретили носить в школу рюкзак из-за того, что у него нашли фрагменты пуль после драки с одноклассником. Круз часто говорил о стрельбе и практиковался в ней, позировал с оружием в соцсетях.

Суд над стрелком, против которого уже выдвинуто 17 обвинений, начнется 15 февраля. Местный шериф назвал произошедшее "катастрофой". Ведь в 2016 году тихий Паркленд был назван самым безопасным городом штата Флорида. Президент Дональд Трамп проинформирован о трагедии и выразил соболезнования семьям погибших и пострадавших: "Ни один ребенок или учитель не должен чувствовать себя в опасности в американской школе". Увы, но практика показывает, что пока угроза массовых расстрелов продолжает оставаться актуальной для американских школ.

Угроза расстрелов в школах продолжает оставаться актуальной для США

Представитель местного школьного округа Донна Корн рассказала, что местная полиция проводила для учителей тренинги по противодействию вооруженному стрелку, но "он все равно нашел путь сделать это". В основном рекомендации сводятся к блокированию дверей и возведению баррикад из мебели. Одна из учителей Мелисса Фалковски сделала удручающий вывод: "И все равно у нас столько жертв, от этого опускаются руки. Я чувствую, что наше правительство, наша страна не защитили нас и наших детей сегодня".

Очередная массовая бойня вновь обострила общественную дискуссию о путях решения этой проблемы. Сторонники Демпартии требуют ограничений на оборот оружия, но мощное оружейное лобби при поддержке консерваторов уже который год успешно отражает эти нападки и предлагает свои рецепты.

После трагедии в Ньютауне (штат Коннектикут) в 2012 году, где стрелок-одиночка расстрелял 26 человек, Национальная оружейная ассоциация предложила такой рецепт: "Плохого парня с оружием остановит только хороший парень с оружием". Речь об увеличении числа вооруженных охранников в школах или наличии оружия у учителей. Но часть экспертов выражает сомнение в эффективности этого подхода. Ведь несколько раз массовые расстрелы происходили и в школах с вооруженной охраной, которая не смогла предотвратить нападение.

Противники идеи призывают смотреть на ситуацию через призму сухой статистики. Хотя общественный резонанс от таких случаев большой, в результате стрельбы в школах в год гибнут не более двух-трех десятков человек. В целом в Америке от 8 до 10 тысяч человек ежегодно гибнут от огнестрельного оружия, и на школы приходится менее одного процента этих жизней.

Справка "РГ"

Нападения в учебных заведениях происходят и в других странах, однако они не носят массовый характер в отличие от США. Так, в сентябре 2006 года в Канаде молодой человек, впечатленный бойней в американской школе "Колумбайн" в 1999 году (тогда погибли 12 человек, десятки получили ранения), пришел в колледж "Доусон" в Монреале, вооруженный самозарядным карабином. В результате стрельбы погиб один и были ранены 19 студентов. В январе 2017 года подросток открыл огонь по своим одноклассникам в частной школе в мексиканском городе Монтеррей. Ранения получили учительница и трое детей. В марте 2009 года в германском Виннендене подросток с помощью отцовского пистолета устроил кровавую бойню в своем бывшем училище, а затем на улицах городов Винненден и Вендлинген, в ходе которой погибли 15 человек и 11 были ранены. В марте 1996 года в британском Данбалейне мужчина, обвиненный в педофилии, расстрелял 16 детей и одного взрослого в местной начальной школе. Еще 16 человек пострадали. Это стало одной из самых кровавых драм в истории Великобритании. Во всех этих случаях нападавшие покончили с собой.

Новый случай стрельбы в американской школе. 17 погибших, и не исключено, что эта цифра может возрасти - несколько пострадавших находятся в критическом состоянии.

Все произошло во Флориде, в городе, который был признан в прошлом году самым безопасном в штате. Бойню устроил бывший ученик, которого выгнали из-за проблем с дисциплиной. В школу он вернулся с винтовкой и сделал все, чтобы убить как можно больше людей.

Подростки группами покидают старшую школу Парклэнда под надзором полицейских. Пока тележурналисты пытаются разобраться, что происходит, в «Твиттере» появляются первые видеоролики, снятые детьми в школьных классах.

Один из учеников описывает все происходящее онлайн. На его страничке – фотографии комнаты, где он прячется, с комментарием: «В моей школе стрельба, я заперт внутри и напуган». Позже мальчика эвакуировали.

Преступник, судя по всему, планировал убить как можно больше людей. Перед тем как открыть стрельбу, он включил в здании пожарную сигнализацию, чтобы выманить учеников из классов. В школу стрелок пришел в противогазе и принес с собой дымовые шашки.

Спецоперация по освобождению подростков длилась около полутора часов.

«Мы заперли детей в классах, уложили на пол. Некоторых спрятали в шкафах. Я спрятала 19 человек. Мы пережили самый страшный кошмар в нашей жизни», - сказала учительница Мелисса Фальковски.

Спустя какое-то время полицейские выводят из здания молодого человека в бардовой футболке. 19-летний Николас Круз учился в этой школе и был исключен из-за проблем, связанных с нарушением дисциплины. По словам его знакомых, он увлекался оружием и часто попадал в неприятности. В его «Инстаграме» много фотографий с пистолетами, винтовками, ножами. Пресса со ссылкой на местные власти сообщает, что у Круза могли быть проблемы с психикой.

Стрельба в Парклэнде стала одной из самых кровавых в истории Америки. Телевизионным комментаторам сложно было справиться с эмоциями.

В американских школах случаи стрельбы теперь происходят каждую неделю. Чтобы научить детей, как себя вести в таких обстоятельствах, для них стали регулярно проводить тренинги с участием спецслужб. Подобная тренировка два месяца назад состоялась и в старшей школе Парклэнда.

А в марте в учебные заведения поступят еще и симуляторы стрельбы – учиться действовать в экстремальных ситуациях школьники и учителя будут в виртуальной реальности. Программа разработана Министерством внутренней безопасности совместно с армией США и позволяет разыгрывать разные сценарии поведения стрелка.

Правда, многие американцы считают, что изменить тревожную ситуацию может только ужесточение закона об обороте оружия. У «флоридского стрелка» была с собой полуавтоматическая винтовка и множество магазинов с патронами. Где он ее купил и, главное, как пронес в школу, теперь будут выяснять следователи.

Президент США Дональд Трамп обсудил обстоятельства трагедии с губернатором Флориды и предложил ему федеральную помощь в расследовании. А также выразил соболезнования семьям погибших, отметив, что американские школы должны, наконец, стать безопасными.