Что значит получить хорошее образование. Что такое хорошая школа? Престижный ВУЗ, престижный факультет

Мнѣ задали вопросъ, а что я расцѣнивалъ бы какъ хорошее образованiе. Пауза уже затянулась, а я все не могу отвѣтить (это трудно сдѣлать потому, что перебираешь людей, которыхъ считаешь образованными, и ищешь сферу пересѣченiя - она мала). Хотѣлъ бы переадресовать этотъ вопросъ всѣмъ читателямъ. Съ предварительнымъ уточняющимъ вопросомъ: а можно ли говорить о кругѣ знанiй, необходимомъ для того, чтобы быть образованнымъ, и если нѣтъ, то достаточно ли какого-то объема или нужно что-то другое? И если да, то насколько онъ можетъ быть обширнымъ?

http://philtrius.livejournal.com/1100329.html

В самом деле. Я могу себе представить ответ, находящий опору в литературе предмета. То есть - древние языки и математика. Я примерно представляю, какие аргументы у такой точки зрения, что это за теория. Но я никогда не видел человека, образованного таким образом, то есть чтобы он нормально знал только это. Я могу сформулировать "идеал" - например, знать универсально много, не просто факты, а разбираться в сути окружающих явлений мира. Я таких людей встречал, хотя и крайне редко - конечно, я могу отвечать лишь за то, что я не видел их берегов, они знали намного больше меня. При этом все они жаловались на то, что их образование - ужасное, недостаточное, плохое, они знают потрясающе мало, учатся всю жизнь и не перестают сожалеть, что по лености успевают так мало. И такие люди обычно упоминают о своих учителях, которые были в самом деле образованными людьми и вот они, те, которых я не видел - вот они да.

Я бы, наверное, сформулировал вопрос так. Чтобы не ограничиваться редкими, уникальными людьми, которых в жизни один, много - два. Давайте исходить из десятка. То есть образование кого-то одного - это вещь уникальная, тут не с чем сравнивать, а вот если с неким образованием набирается известных человек десять - имеет смысл смотреть на уровень образования.

То есть - вы встречаете человека, знакомитесь, разговариваете. Постепенно оказывается, что, ежели вас спросить, вы бы сказали, что у вашего знакомого отличное образование. На уровне десятки самых образованных людей, встреченных вами в жизни, ну или даже большего числа, если повезло.

По каким критериям вы это определите? Речь? Строение фраз? Знания? Умение аргументировать? Понимание основ? Редкое здравомыслие? Знание мелких деталей, выдающих плотное знакомство с разными предметами? Специальные глубокие знания в одной дисциплине? Универсальность, некоторое зрание широкого коруга проблем? Те же древние языки? Или просто по факту выпуска из некого университета или школы?

Почему бы вы сказали, что у кого-то хорошее, даже отличное образование?

Каждый знает, что такое ПЛОХАЯ школа. Но вот что такое хорошая школа?
Я слышал десятки самых разных ответов на этот вопрос. Более того, у на в семье есть ДВЕ разных точки зрения на то, что такое хорошая школа -- я думаю одно, а любимая, без пяти минут доктор педагогических наук и бывший(уже) замдиректора школы -- совсем другое.

Все ответы на вопрос в заголовке поста, которые мне довелось слышать можно свести к следующим:
"Хорошая школа -- это та, где хорошо учат " -- самый популярный ответ.
"Хорошая школа -- это та, где детям комфортно " -- следующий по популярности
"Хорошая школа -- это та, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими и (детскими) проблемами" -- это то, что редко говорят прямо, но очень часто имеют в виду родители.
"Хорошая школа -- это та, где детей учат правильно МЫСЛИТЬ, школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ " -- мой собственный ответ
"Хорошая школа -- это та, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни " -- вариант любимой.
"Хорошая школа -- это школа, дающая целостное мировоззрение " -- ответ одного очень неглупого теоретика педагогики и преподавателя Сибирского Федерального Университета с многолетним стажем

За каждым из этих ответов в скрытой форме стоит то или иное представление о МИССИИ школы, о ее целях и задачах. Для одних миссия школы -- трансляция знаний, все остальное они готовы дать ребенку сами, для других школа это такой увеселительно-развлекательный центр, где ребенок может конечно и поучится чему-нить, но главное -- приятно проводит время и получает массу хороших эмоций, для третьих школа -- "камера хранения", куда можно ежедневно "сдавать" ребенка и освобождать себя от заботы о нем хотя бы на полдня. Для любимой (и это позиция достаточно популярна среди "новых" учителей) школа -- это прежде всего социальный институт и должна обеспечивать социальную стабильность и социальный прогресс. Для меня школа лишь во вторую очередь социальный институт, а в первую -- институт воспроизводства культуры и поэтому интеллект важнее социализации (впрочем для меня и человек всего лишь эпифеномен мышления, что с меня, недоделанного СМД-шника, взять...).

Мне кажется что ВСЕ эти представления о хорошей школе имеют право на существование. Просто школ должно быть МНОГО РАЗНЫХ. И родители (а с некоего возраста совместно с детьми) должны иметь право ВЫБРАТЬ тип школы для своего ребенка. Хотите "транслятор знаний" -- вот вам школа-транслятор знаний, хотите "камеру хранения" -- вот школа-"камера хранения детей", хотите успешную социализацию -- нате вам школу-социализатор. Только школы должны честно предлагать именно то, что они на самом деле делают. Необходим закон, по образцу западных законов "О недоброкачественной рекламе" -- если ты обещаешь, что твоя школа готовит интеллектуалов, а на самом деле детям просто приятно учится, но на всех олимпиадах они проваливаются -- будь добр, заплати штраф, компенсирующий родителями потерю времени и сил на обучение своего ребенка не тому. что они считают для него важным.

Конечно, это "свалит", а точнее взвалит ответственность за судьбу ребенка ПОЛНОСТЬЮ на родителя. Но неужели кто-то еще искренне верит, что некие умные (или не очень умные) дяди, называющие себя "Министерство образования" или "педагоги-новаторы" или просто педагоги лучше чем родители ребенка могут позаботится о его дальнейшей судьбе? Я, например, в это не верю. Образование должно стать ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ, личным проектом ребенка и его родителей, а педагоги должны занять свое место в ряду других профессионалов, предлагающих жизненно важные социальные услуги -- медиков, СМИ-шников, социальных технологов и т.д.

Ну и напоследок опрос -- естественно на тему поста.

Что такое хорошая школа

школа, где хорошо учат

3 (18.8 % )

школа, где детям комфортно

3 (18.8 % )

школа, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими проблемами

0 (0.0 % )

школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

2 (12.5 % )

школа, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни

Википедия дает следующие определения образования:


  • процесс передачи знаний , накопленных в культуре, индивиду.

  • совокупность знаний , полученных в процессе, в результате обучения.

  • уровень, степень познаний или образованность (школьное, высшее и т.д.)

Передача, получение или владение знаниями, если коротко. Т.е. залив теории в мозг ребенка, в чем и преуспела российкая система образования. На западе, кстати, подход более практичный. Практика и применение теории в реальной жизни. Во Франции, например, существует система коэффициентов, т.е. каждому предмету присваивается определенный коэффициент, который влияет на важность хороших оценок по конкретному предмету. Таким образом в коллеже (средней школе), например, эта система вынуждает ребенка максимально хорошо знать математику и французский, если он хочет сдать нормально brevet (аналог ОГЭ). При этом существует компенсационная система так называемого среднего балла, которая позволяет получить, например, 8 баллов по истории, которые компенсируются 20ю баллами по биологии. Максимальная оценка- двадцать баллов, проходной- десять.


Кто же отвечает за образование?

В глобальном смысле процесс регламентирует и формирует государство, которое в лице учителей часто считает, что родители должны активно участвовать в процессе. Получение образования до определенной ступени- обязательная галочка в жизни каждого гражданина в большинстве развитых стран. В России, насколько мне известно, родители могут и на штраф попасть, если ребенок не получает образования. Другой вопрос, что форм этого самого образования несколько: от популярного нынче домашнего до экстерната.

Мне же нравится определение из другой статьи. Образование- это пр оцесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. И если исходить из такого подхода, то главное- не привитие навыка зубрежки и залития информации в кратковременную память, а развитие любознательности и понимания, что именно интересует конкретного ребенка. Осознание своих желаний, способностей и интересов (а не навязанная обязательная программа школы) и интересная подача учителями, подстегивающими любознательность - вот ключ к счастью ребенка в будущем и бесконечному самопознанию, саморазвитию и самообразованию. И тогда образование не ограничивается стенами школы, тогда ребенку хочется читать, ходить в музеи, оперу и т.д.
Я бы еще сюда добавила неотъемлемую функцию школы как учреждения - постижение науки общения , которая является одной из главной в жизни каждого человека. Как мы умеем общаться, так мы формируем дружеские и профессиональные связи, окружаем себя определенным кругом людей, который формирует нас. И здесь роль школы нельзя переоценить. Самым главным критерием при выборе школы является психологический комфорт ребенка. Если его нет, то школу или форму образования можно смело менять.

Отвечая на наш вопрос, что такое хорошее образование, я бы использовала следующие слова:
Среда, люди, взаимодействия и процессы, развивающие в человеке желание познавать, копать глубже, творить и созидать.
И ключевую роль здесь, если мы говорим о школе, конечно, играет учитель. В начальных классах не важна школа, важен учитель. В старших- учителя. В нашей стране, к сожалению, образование является приоритетом больше на словах. Профессия не уважаема и не пристижна, туда идут люди, не сумевшие поступить еще куда-то.... В Европе, например, учителями становятся из "любви к искусству", так как учиться долго и тяжело, конкурс нереально высокий, а экзамены сдать очень непросто. Есть даже курсы годичные, помогающие готовиться непосредственно к этому экзамену, так как с первого раза сдать ох как непросто! Поэтому мотивация у наших и западных учителей несколько разная.
Что же получается? У нас, у родителей, есть определенное видение "хорошего образования" для своих детей, вложенное нам предыдущими поколениями и системой. А именно, "хорошая" , а лучше частная школа, где у ребенка будут пятерки по всем предметам. А поскольку частная школа за ваши деньги поставит любые оценки, а пятерки в обычных школах тоже непонятно какого разлива, то мы нанимаем 150 репетиторов чтобы ребенок на выходе сдал ЕГЭ. По этой же причине многие переходят на домашнее образование. Это к вопросу об уровне образования в России, который по российским рейтингам чуть ли не впереди планеты всей, что не соответствует оценкам независимых мировых рейтингов. А в середине 20 века, между прочим, Россия была на четвертом месте по уровню образования в мире. Так вот на выходе наш бедный несчастный ребенок целыми днями ходит по репетиторам и делает ненавистные уроки. А детство, переходный возраст со всеми вытекающими, первую любовь и нежелание вополощать наши амбиции, становясь отличниками, никто не отменял! .....или отменял?.... мы.....сами? Поэтому в одну эпоху мы имеем на выходе 13 миллионов безработных юристов, в другую- экономистов, а счастливых людей нет!
В конце концов, чего на самом деле мы хотим для наших детей? А хотим мы, чтобы наши дети были счастливы, верно? Чтобы нашли дело своей жизни, стали профессионалами и получали удовольствие от работы. Для этого необязательно проводить детство и юность, воплощая чье-то представление о счастье и хорошем образовании, что бы вы ни вкладывали в это понятие. Для этого их надо просто любить: без условий и претензий! Согласны?

Что такое «хорошая школа»?

Эссе

,
директор МОУ лицей №3 г. Иркутска

Во все времена наиболее продвинутые родители были готовы идти на любые жертвы, лишь бы устроить чадо в хорошую (престижную) школу. Это ведь только внешне все советские средние учебные заведения были похожи. Разница в качестве образования (которая нигде и никогда официально не афишировалась) была столь значительной, что поступить из обычной массовой школы в престижный вуз без продолжительных и дорогих занятий с репетиторами было просто невозможно. Было, однако, в те годы одно, но очень существенное отличие от дня сегодняшнего: учили везде бесплатно. Современное среднее образование уже с первого класса обходится в копеечку. Но и в престижных государственных школах приходится платить за дополнительные услуги.

Что такое хорошая школа? Одни считают, что все определяется конкретным набором знаний. Для других на первом месте развитие личности ребенка. Многие уверены, что хороша та школа, которая обеспечивает поступление в определенный институт. В идеале требуется сочетание всего перечисленного выше.

Давайте подумаем вместе, какое общеобразовательное учебное заведение можно причислить к «хорошим» и что оно дает потенциальному потребителю - своему ученику.

Первый день занятий в школе - День знаний, 1 сентября . Пестрые цветы, разноцветные шары, нарядные ученики, счастливые родители, добродушные учителя... День знаний... Школа и знания - эта параллель, связь в нашем восприятии столь же устойчива и очевидна, как, например, «магазин - покупки». Дети, зачем мы ходим в магазин? За покупками. Что нам дают в школе? Зачем вы ходите в школу? За знаниями! И воображению любого из нас уже рисуются затверженные с детства букварные и азбучные картинки, цифры белым мелом на зеленой доске, лица любимых и не очень учителей, бегущая за знаниями детвора. И уже никого не волнует, что дети идут в школу если и из жажды чего-либо, то никак не знаний.


В каком году произошла Грюнвальская битва и кто в ней победил? К какому семейству относится картофель? Кто такие галогены? Чему равен вектор индукции и куда он вращается? Редкий взрослый сможет ответить на любой из этих вопросов, а на все сразу - практически никто. Между тем, знать все это вменяется в обязанности любому школьнику. Ему задают такие диктанты и уравнения, с которыми не могут справиться его родители. Они смутно помнят, что им когда-то что-то такое же... когда они были маленькими... А теперь они большие и уже не могут. Ты, сынок, сам как-нибудь. А покидая школу, человек начинает интенсивно избавляться от сведений, которые в него там набили. Знания в себе он заменяет на данные. Цифры перестают быть числами - это уже номера машин, даты, адреса, денежные суммы. Одним словом, все то, к чему неприменимы логарифмы и производные. Жизнь проходит по каким-то иным законам, нежели изученным в школе. Сломанный телевизор нельзя объяснить в терминах физики. Его нужно стукнуть кулаком или, если все очень серьезно, вызвать мастера - и он начинает работать.

Чтобы создать тот мир, в котором мы живем, нужно было знать очень много. Чтобы жить в этом мире, пользоваться им, не нужно знать практически ничего. С удивлением узнаешь, что Монтень мог наизусть цитировать античных классиков, Денис Давыдов - изъясняться с дамами только стихами, а капитан Татищев один, без ансамблей, справочников и институтов, проектировал плотины, заводы и крепости. Но, поскольку строительство мира завершилось, энциклопедизм и начитанность стремительно уходят из него, во всяком случае, уходят из моды.

С другой стороны, и знаний становится слишком много. Человек пасует перед их валом: все знать невозможно, а знать «хоть что-то» - какой смысл?

Поэтому школа становится анахронизмом . Она, как и столетия назад, пытается научить маленького человека всему, от квантовой физики до современной поэзии - начинание столь же неисполнимое, сколь и абсурдное . Восторженное до приторности «Школьные годы чудесные,// С дружбою, с книгою, с песнею...» оказывается неожиданно точным. «С книгою» - вовсе не означает «читая». Книгой можно любоваться или даже держать ее под мышкой.

Хорошая школа оставляет с человеком не знания, а радость причастности к ним. Восторг открытия мира, убеждение, что тот познаваем и живет по правилам - и желание не пользоваться миром, а строить его.

Главное - нужно привить ребенку любовь к обучению. Если этого не будет сделано - он не будет любить учиться всю жизнь.

А человек должен учиться всю жизнь. Всю жизнь читать, повышать свою квалификацию, не отставать от высочайших международных стандартов. Тогда это будет высококлассный специалист, интересный собеседник, эрудит.

Любовь. Любовь к обучению - вот, что должна привить школа. Тогда ребенок сам себя обучит.

Ребенок должен полюбить обучение. Он должен стремиться в школу, хотеть идти туда.

Теперь о современных школах, пребывание в которых до сих пор доставляет детям сомнительное удовольствие. Наши школы закладывают в ребенке двойные стандарты. У себя дома, в квартире он видит, по крайней мере, нормальный санузел (то, чего нет во многих иркутских школах). Многие дети не могут нормально сходить в туалет и терпят до дома, потому что в школе не создано приличных условий. Говорят: «Пусть адаптируются». Но почему они должны адаптироваться к худшему варианту?!


Разгромленные спортзалы. Грязь, пыль! Ведь ребенок к этому привыкнет и тогда у него по жизни так будет. И сколько бы я его ни обучал, ни воспитывал - он видит перед собой пример. Следовательно, ребенку в школе должны быть созданы комфортные условия во всем: в общении с учителями и школьниками, в качестве преподаваемых предметов, в безопасности пребывания, в технических условиях.

Возвращаясь к вопросу: «Что такое хорошая школа?» - скажу: «Комфорт важен не только для тех, кто «пришел за знаниями», но также и для тех, кто эти знания дает - для преподавателей». Хорошая крепкая команда педагогов - залог успеха любой школы. А здесь важна работа всей административной команды, возглавляемой хорошим директором. Хорошая школа образуется лишь от соединения как минимум двух причин: давних хороших традиций в этой школе и хорошего директора. Все остальное образуется само собой: найдутся и учителя, и учебники, и спонсоры, и средства на ремонт, и программы, и планы, и методические пособия. Все ладится в школе, где есть хороший директор и ему не мешают. И нет на свете средств сделать школу хорошей при плохом директоре, хоть тысячи стандартов вводи, хоть двадцать лицензий, хоть тридцать аттестаций. Если в школе плохой директор, ей поможет только землетрясение, которое разрушит ее. Но без человеческих жертв.

Бесспорно, для образования нужны хорошие школы, больше ничего. Что такое хорошая школа - можно спорить до бесконечности, но тем не менее все люди знают, какая школа хорошая, какая плохая. Для меня «хорошая школа» - это школа, которая оставляет с человеком не знания, а радость причастности к ним; это школа, где созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса; это школа с хорошим лидером - директором - и с крепкой командой талантливых педагогов.

Михаил Яковлевич Шнейдер, директор гимназии № 45, г. Москва:

– Хорошая школа удовлетворяет потребности близлежащего социума. Это значит, что хорошие школы должны быть разными. И в Москве такие есть – мне, например, очень нравится опыт Ямбурга или Рачевского.

Для меня как для либерального по мировоззрению человека (и директора) очевидны следующие положения. Во-первых, мы не имеем права решать за ребенка, каким он должен стать. Мы лишь можем предполагать, каким он может стать, и предлагаем набор образовательных услуг, чтобы он сам выбрал свой путь. Во-вторых, мы должны создавать максимально благоприятные условия для формирования толерантности, способности жить в гражданском обществе, законопослушности. Социальное измерение вообще очень важно в образовании – сейчас оно почти ушло из школ. Родители и ученики, к сожалению, часто воспринимают школу как «магазин знаний». Мне кажется, что у нас – не только в школе, но и вообще в стране – очень серьезные проблемы именно в сфере «человек – человек». Вот этим образование должно заниматься. Все остальное гораздо более понятно.

Наталия Анатольевна Курдина, директор МОУ СОШ № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, г. Пермь:

– Мне лично близка и дорога точка зрения о том, что образование человека – это процесс обретения им своего образа. Хорошая школа должна помочь ребенку обрести свой образ. Признаюсь, у меня до сих пор, несмотря на возрастающую с годами профессиональную искушенность, замирает сердце, когда я встречаюсь с хорошей школой.

Я радуюсь за детей, которые имеют возможность бывать в такой школе каждый день; за родителей этих детей, которые не тратят усилий на ежедневное «гашение школьных пожаров» и могут без суеты обдумывать вопросы образования своего ребенка; за педагогов, не расплескавших в суете жизни своего учительского счастья; за город, деревню, где есть такая школа: рядом с ней теплее, надежнее жить.

Убеждена, что хорошая школа – это маленькое чудо, сотворенное людьми.

Ефим Лазаревич Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548, г. Москва:

– Хорошая школа – эффективная школа. В чем для меня заключается понятие эффективности? Прежде всего, школа должна быть культуросообразной. Нужно исключить из нее ту архаику, которая мешает жить. Нужно видеть личность и максимально персонализировать педагогический процесс: учить не класс, а ребенка. Кроме того, пришло время отойти от школоцентризма в образовании. Пора понимать, что школа как источник информации стоит теперь далеко не на первом месте. У нас в вестибюле школы висит лозунг – слова Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Сначала обрадовались те, кто в школу ходить не любит. Но очень быстро стало понятно, что имеется в виду. Посмотрите: сегодня чрезвычайно актуальным становится дополнительное образование. Я не помню кто, но очень верно назвал дополнительное образования зоной ближайшего развития общего образования. Тут мотивация у ребенка совсем другая, его никто сюда не загоняет. Дополнительное образование – один из важнейших элементов эффективной школы.

Далее, эффективная школа – это такая школа, где доминирует ресурсный подход. Кстати, ресурсы – не только деньги. Первый и главный – это квалификационный ресурс персонала. Второй – ресурс времени школьника и учителя. Третий – информационный. Сегодня неизмеримо возросла роль школьной библиотеки. Чепуха, что дети стали меньше читать. В бюджете нашей школы библиотека – защищенная статья.

Еще один аспект эффективной школы – управление ею не должно быть монополизировано администрацией. В такой школе есть реальное правовое пространство, а субъекты образовательного процесса четко осознают свои права и обязанности. У нас, например, есть омбудсмены – уполномоченные по правам участников процесса образования. Очень эффективная вещь.

Татьяна Николаевна Ромашина, директор гимназии № 1567, г. Москва:

– Хорошая школа – такая, куда хочется приходить, не дожидаясь конца каникул, и откуда не хочется уходить. Это школа, где учат. У нас есть одна родительница, которая, прежде чем отдать сюда ребенка, ходила вокруг школы и слушала, о чем говорят дети. И выяснила, что одни разговаривают про уравнения, другие про какую-то астролябию – в общем, про учебу. И по коридорам у нас пройдитесь, посмотрите. Чтобы просто так «бузили», этого очень мало. На переменах дети продолжают учиться.

Еще хорошая школа – это школа, которая имеет хороший векторный результат обучения, потому что важно не только учиться, но и выучиться. Померить этот результат просто – сколько ребят поступает в вуз.

Татьяна Георгиевна Малинкина, директор школы № 992 «Излучина», г. Москва:

– Я думаю, в хорошей школе должна быть построена некая общая линия, на которую бы работали все службы. Может быть, у меня этот аспект превалирует, сами мы сейчас занимаемся созданием и обкаткой системы, еще пока складываемся как школа. Надеемся, что хорошая.

Для нас основным ориентиром в «строительстве» является ученик: мы хотим воспитать, научить, приготовить такого выпускника, за которого не было бы стыдно. Ведь после нас они идут в разные школы, а мы все время находимся в ситуации «госприемки» (наша школа – экспериментальная: в ней есть только начальные классы). Поэтому если мы будем выпускать слабых учеников, то тут же почувствуем это на себе, потеряв доверие средних школ и родителей учащихся, чем мы очень дорожим.

Игорь Анатольевич Фастовский, директор школы № 1301 с углубленным изучением экономики, г. Москва:

– Это та школа, которая предоставляет ребенку возможность получить то образование, какое он хочет, того качества, которое он «может взять». Это главное: она должна предоставить возможность. А ребенок и его родители либо эту возможность используют, либо нет.

– Ребенок должен получить в хорошей школе желание и умение находить знания, а через них и вход в культуру. Нам нужно помочь ребенку построить первичный вектор своего ближайшего развития. То есть ответить на вопрос, как я могу развить то индивидуальное, что у меня есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.

Хорошая школа должна развивать компетентности, которые так или иначе связаны с будущей деятельностью человека. Проще говоря, это то, что человек должен уметь, чтобы начать действовать. Первое – это порождение идеи, или принятие для себя чьей-то идеи, которая станет рабочей, определение того, что я хочу делать. Затем нужно инициировать возникновение какого-то круга людей, которые эту идею вместе со мной будут реализовывать. Это абсолютно необходимая компетентность для любого человека. Умение проектировать ход реализации идеи, анализировать ситуацию, просчитывать ресурсы, умение представить весь ход работы, коммуницировать с людьми и использовать информационные технологии – вот что важно.

Помимо всего прочего, есть еще одна необходимая вещь, которую я бы определил как создание собственного нравственного образа. Тут совмещается очень много всего: и как нужно останавливать гордыню, и как быть терпимым, что значит любить, как бороться с ненавистью и так далее. Ведь всякой деятельности, даже тщательно спланированной, всегда что-нибудь угрожает. Если мы научимся завистников делать соратниками, то тогда можно говорить, что мы что-то умеем.

Хорошая школа – деятельностная школа. Деятельностно не прожитое знание мертво и бесполезно. Вот, пожалуй, главное – прожить знание в действии, так, как его проживали те люди, которые его порождали.

Александр Семенович Бубман, директор Московской городской лингвистической гимназии № 1513:

– Хорошая школа дает хорошее образование. А чтобы такое образование состоялось, ученик должен эволюционировать за время школы от обучаемого к учащемуся. От обучения, при котором он – объект воздействия, необходимо идти к учению – равноправному партнерству.

Мария Александровна Стеблина, директор средней школы № 18, г. Сургут:

– Хорошая школа – это школа, в которой никого не сковывает страх, куда хочется идти, где можно быть самим собой, и окружающим это будет приятно. Это место, где уважение к человеку – факт, где у ребенка есть право на ошибку, где взаимодействие всех со всеми строится на нормах культуры, а главные принципы жизни – целе- и природосообразность, здравый смысл.

Владимир Львович Чудов, директор лицея № 1502 при МЭИ, г. Москва:

– Хорошая школа – это школа с сильным педколлективом. Школа, пытающаяся идти навстречу чаяниям родителей – то есть, в первую очередь, дающая базу для развития и самоопределения ребенка, школа с хорошим микроклиматом. Нужно много поездок, разных событий, чтобы жить было интересно.

Детям не хватает нормальной социализации – они сидят по квартирам, уткнувшись в компьютеры. Родители растят их, как цветочки на окошке, всего боясь и передавая свой страх детям. Хорошая школа – это не обязательно школа, готовящая в вуз. Это образовательное учреждение с развитой системой социализации ребенка, в том числе и в рабочих профессиях.