Изображение кали. Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология. В медитации перед святыми дарами выражена восхитительная уверенность

«Кали ма хранит нас…» Многим запомнились мрачные песнопения фанатиков в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы», где главный герой сталкивается со злобными приверженцами культа богини Кали, требующей кровавых человеческих жертв. Великолепный сам по себе фильм сделал образу богини очень плохую «рекламу». А между тем, на самом деле все совсем не так однозначно, как это изобразил Голливуд.

Явление Кали

Поклонение богине-матери, как источнику жизни и плодородия имеет доисторические корни, но трансформация этого поклонения в образ великой богини и олицетворение космических сил состоялись примерно в пятом-шестом веке, с появлением священного текста шактизма «Деви-махатмья» , когда была предпринята попытка объединения ведийского мужского пантеона и женского культа.

Кали проявляется как эманация «силового» образа «непобедимой» и «недосягаемой» богини Дурги , победительницы демонов, в битве «божественных» и «анти-божественных» сил. Согласно легенде, злобный демон, асура Махиша, силой и хитростью захватил власть над миром. Боги совместными усилиями создали непобедимую воительницу, объединившую в себе пламя , мощь , силу Индры и боевые способности множества других небожителей.

С диким воинственным кличем ринулась она в битву, уничтожая тысячи врагов. Из ее дыхания возникали целые армии, тоже бросающиеся в атаку на демонов. Рушились горы, кровь лилась рекой, само небо почернело от ужаса. Сокрушила богиня-воительница Махишу и, пригвоздив к земле, отрубила ему голову мечом.

Но была она настолько опьянена и отравлена кровью и схваткой, что не могла остановиться, начав разрушать все, что ее окружало. А потом, празднуя победу, Кали пустилась в бешеный пляс , сотрясая весь мир и угрожая его разрушить.

Тогда Шива обернулся плачущим ребенком, и возлег перед ней на поле боя, усыпанном трупами (по другому варианту - просто упал перед ней на землю, и она в танце на него наступила). Обманутая его иллюзиями, Кали остановилась и высунула язык от удивления, а потом принялась успокаивать и кормить младенца грудью. А вечером, чтобы умилостивить богиню, Шива исполнил танец творения («тандава»), и восхищенная Кали со своей свитой к нему присоединилась.

«На лицо ужасная, добрая внутри?»

Эта уникальная богиня имеет, пожалуй, самый ужасающий вид среди всего сонма богов. Она изображается как четырехрукая худая женщина с черной или синей кожей , обычно обнаженная или полуодетая в шкуру пантеры. В одной руке Кали держит меч, в другой - голову убитого ей демона, двумя остальными она благословляет своих последователей и делает жест, прогоняющий страх. В качестве серег у нее два мертвых тела, на груди - ожерелье из черепов, пояс сделан из отрубленных человеческих рук. Ее язык высунут изо рта, глаза сверкают кроваво-красным огнем, лицо и тело залиты кровью. Одной ногой она попирает тело своего мужа, Шивы.

Этот грозный образ подробно описан во многих древних и современных текстах. Однако, несмотря на то, что он наполнен, казалось бы, исключительно символами смерти, страха и уничтожения, первое впечатление неполно и неправильно - все эти символы, включая и само ее имя («кали» на санскрите означает «черная» ) имеют гораздо более глубокий смысл, а чаще всего - множество разных смыслов.

Кстати, у Кали много других имен и прозвищ: «излучающая ярость», «одетая в гирлянду из черепов», «космический гнев»… Но те самые же люди называют Кали «океан радости», «верховный даритель радости в мире», «высочайшая божественная милость и очарование», помня о том, что она защищает их от зла и дарит материнскую любовь, нежность и заботу.

Неисчерпаемый и непревзойденный символизм

Чернота Кали символизирует ее всеохватность и комплексный характер, поскольку черный цвет является основой для всех остальных, поглощает и растворяет их. «Подобно тому, как все цвета исчезают в черном, все имена и формы исчезают в ней» («Маханирвана-тантра»). С другой стороны, чернота представляет собой полное отсутствие цвета, опять же, обозначающее содержание Кали как высшей реальности. На санскрите это называется «ниргуна» - качества, не поддающиеся спецификации.

Черный цвет означает незамутненное состояние чистого сознания, бесконечность космоса и вечность времени. Он же символизирует превосходство Кали над всем сущим , в том числе и над царством смерти. Поэт пишет, что Кали воспринимается черной только с большого расстояния и сравнивает ее с небом или океаном - они имеют, казалось бы, голубой цвет, но вглядитесь в небо пристально или возьмите воду в ладонь - и вы убедитесь, что они вообще не имеют цвета.

Нагота Кали имеет аналогичное значение. Во многих случаях она описывается как одетая в небо или в пространство . В своей абсолютной, первозданной наготе Кали свободна ото всех иллюзорных покрывал. Она представляет собой природу, материю («пракрити» на санскрите), рассматриваемую в ее истинном виде, безо всяких мистификаций, ложных эффектов, искаженного сознания («майя»). Кали символизирует яркий огонь истин , который не могут быть сокрыты под грубыми одеждами невежества. Такие истины просто сжигают их.

Образ, сравнимый с целой Вселенной

Полная грудь Кали символизирует материнство как непрерывный акт творения , растрепанные волосы образуют завесу иллюзии, ткани пространства-времени, которая организует материю из морской пены первозданного хаоса. Ее ожерелье из пятидесяти человеческих голов - череда человеческих воплощений, а каждая из этих голов представляет собой одну из пятидесяти букв санскритского алфавита, что в целом символизирует кладезь знаний и мудрости.

Она носит пояс из отрубленных человеческих рук , которые являются основными инструментами человеческого труда - таким образом обозначается действие кармы. Но обязательность кармы можно преодолеть и разорвать в одностороннем порядке - через преданность Кали: она может вырвать посвященных ей из цикла кармы.

Ее белые зубы являются символом чистоты , а высунутый красный язык отражает то, что она принимает и потребляет все вещи, в том числе и те, что считаются обществом «запретными».

Четыре руки богини представляют полный круг созидания и разрушения, который содержится внутри нее, четыре стороны света, четыре основных чакры, а также как созидающие, так и разрушающие ритмы космоса. Ее правые руки, делая знаки благословения и изгнания страха, представляют творческий аспект Кали, в то время как левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, представляют ее разрушительный аспект .

Сами же эти предметы, меч и голова, символизируют уничтожение невежества и рассвет знаний. Кроме того, этот меч знаний рубит узлы невежества и разрушает «ложное сознание» (отрубленная голова). Этим же мечом Кали открывает врата свободы, срезав восемь уз, которые связывают человеческие существа.

Наконец, три ее глаза представляют собой Солнце, Луну и огонь (или молнию) , а также творение, сохранение и разрушение. С их помощью Кали имеет возможность наблюдать за тремя периодами времени: прошлым, настоящим и будущим . Этот атрибут объясняет также истинное, скрытое происхождение имени Кали: оно является женской формой слова «кала» - санскритский термин для обозначения времени.

Мужское, женское и творческое начало

Образ Шивы, лежащего под ногами Кали, символизирует не только превосходство духовного аспекта бытия над физическим , но и пассивный мужской потенциал творения. Кали, его супруга, является также и его «шакти» (это слово имеет множество значений, в т.ч. «мощь», «сила», божественная энергия и др.) - т.е. женским началом творения, заряжающим силу мужского божества.

Другое имя шакти Шивы - Дэви, от корня «див», что означает «блеск». Потому эту богиню именуют «сияющая». Шакти выражает животворящую силу Вселенной и отражается в самом имени Шивы: в отсутствии шакти Шива становится просто «шва», что в переводе с санскрита означает «труп». Таким образом, предполагается, что без своей шакти Шива бессилен, инертен или просто мертв .

Образ Кали наиболее подходит для отображения идеи мира как игры богов. Спонтанные, головокружительные творческие рефлексы переданы в ее диком внешнем виде. Поскольку Кали отождествляется с феноменальным миром, она представляет собой картину этого мира, который имеет эфемерный и непредсказуемый характер.

Ее бешеные пляски, растрепанные волосы и жуткий вой - это намек на наш мир , который с тряской и грохотом уносится в бесконечность, неподвластный контролю со стороны людей. Все сущее создается и уничтожается в диком танце Кали , а человек должен осознать, что он только приглашен принять временное посильное участие в этом бешеном танце жизни и смерти в исполнении вечной матери–природы.

С учетом всего сказанного понятно, что черная богиня считается источником вдохновения для всех творческих людей, и в первую очередь - поэтов, которых она считает своими любимцами и избранниками .

«Возлюби меня всем сердцем…»

А для простых, обыкновенных людей более всего важны ее человеческие и материнские качества . В человеческих взаимоотношениях чувства между матерью и ребенком, как правило, считаются наиболее чистыми и сильными. Точно также, любовь между матерью-богиней Кали и ее человеческим потомством отличается особой силой и нежностью.

Однако, поклоняясь Кали, люди никогда не забывают и о ее демонической, пугающей сущности. Они не искажают природы богини и истин, сокрытых в ней. Они постоянно упоминают об этом в молитвах и песнопениях, но это их нисколько не отталкивает.

Кали может быть пугающей и совершенно безумной потенциальной разрушительницей мира , но ведь она и мать всего сущего . И как таковую, дети должны принимать ее всегда - иногда с изумлением и трепетом, но все-таки принимать. Душа, которая поклоняется богине, всегда остается маленьким ребенком, а душа, которая становится ребенком, находит в богине мать.

В медитации перед святыми дарами выражена восхитительная уверенность: «Дитя мое, тебе не нужно много знать, чтобы угодить мне. Только люби меня всем сердцем. Говори со мной так, как ты хотел бы поговорить со своей матерью, если бы она взяла тебя на руки…»

Образ Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить , отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании. Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.

Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания - значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.

Принять свою смертность - это и есть стать свободным , научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.

Культ Кали

Почитание Кали в Индии велико и повсеместно, но особенно сильно в Бенгалии . Главный храм Кали, Калигхата (в английском произношении - Калькутта) и дал название столице целого штата. Второй по величине храм расположен в Дакшинешваре.

Во время ритуала поклонения богине следует пить вино и священную воду, наносить , преподносить изображениям богини в подарок красные цветы и возжигать свечи. Дальше следует чтение молитв, после чего можно, наконец, приступать к поеданию жертвенных подношений.

Праздник этот отмечается в начале сентября . Особенно массовое и восторженное почитание богини, как считают историки, наблюдалось в период султанатов XIII - XIV веков. Что же до фанатиков, посвятивших себя служению Кали в качестве богини смерти и разрушения - да, такие, именуемые «тугами», действительно тоже были в средневековой Индии. Грабили, убивали, совершали ритуальные жертвоприношения. Более того, число их жертв было столь велико, что слово «туг» приобрело нарицательное значение и даже вошло в английский язык со смыслом «убийца-головорез». И все-таки, эта часть истории - лишь одна из ипостасей многоликой Черной богини.

Кали - индийская богиня, которая очень известна и уважаема в . О ней сложено множество и легенд. Хотя её принято считать символом всеобщей гибели, жители Индии обращаются к многорукой богине в тяжёлые времена, надеясь, что она защитит их и поможет улучшить .

Кто такая Кали

Кали - грозная и карающая богиня смерти, преследующая демона Мишаха и его помощников. Многорукая появляется там, где идут войны и смертельные сражения. Ещё богиню считают создательницей , ведь смерть - неотделимая часть существования.

Именуют её Матерью миров, Многоликой, Карающей, Носительницей черепов. Считают, что она - это тёмное олицетворение Парвати, жены бога Шивы.

, которые поклоняются богине, она дарит очищение и свободу. Потому в районах, где исповедуется данная , Мать миров уважают.

Как выглядит богиня: иконография

Кали - богиня смерти, поэтому не удивительно, что её угрожающий. Изображают её в основном с тёмной , худой, с четырьмя , красным языком и растрёпанными .

Ей вручили топор, лук, стрелы, петлю и палицу. Так появилась Кали. Многорукая села на льва и кинулась на противника. Воины Махиши бросились на Мать, но она с лёгкостью боролась с врагами. Своим Кали образовывала новых воинов, храбро бросавшихся в бой.

От такого сражения небо стало тёмным, затряслась земля и потекли кровавые реки. Много раз Мать догоняла Махишу, но он исчезал, изменяя свой образ. И вдруг, сильно прыгнув, Кали достала врага и с огромной силой набросилась на него.
Наступив ему на , она копьём пригвоздила демона к земной поверхности. Махиша опять хотел изменить образ и исчезнуть, но не успел. Четырёхрукая отрубила ему .

Богиня очень обрадовалась победе и затанцевала. Её движения становились всё активнее и резче. Кругом всё начало трястись, и это могло привести к разрушению Вселенной. Боги содрогались и просили Шиву остановить Кали.

У него это не получалось. Потом он решил лечь перед ней на землю, но и это не остановило Мать. Она танцевала, пока не поняла, что происходит. После этого Кали остановилась и, уставшая и окровавленная, скрылась, чтобы отдохнуть от сражения. Перед этим она пообещала помогать богам всегда, когда им потребуется помощь.

Атрибуты и символика

Каждая деталь и атрибуты Кали что-то обозначают.

Глаза

У Матери 3 , которые означают творение, сохранение и разрушение. Ещё они являются символами огня, луны и солнца.

Язык

Данная часть тела у Кали высунута изо рта и имеет красный . Это означает страсть, активность, действия.

Зубы

Белоснежные зубы отражают чистоту.

Руки

У богини четыре руки, которые означают 4 стороны света и 4 чакры. В верхней левой руке Матери виден кровавый меч, который развеивает колебания и . В нижней находится голова врага, обозначающая отсечение эго, которое мешает постичь настоящие знание.


Верхней рукой справа Кали делает жест, который прогоняет страх, а нижней благословляет на исполнение желаний.

Грудь

Эта часть тела у богини полная - это символизирует материнство или творчество.

Ожерелье

Атрибут из 50 черепов обозначает мудрость, знания. Также головы выражают нескончаемую череду жизненных превращений.

Пояс

Аксессуар из рук людей является символом кармы. Действуя, люди формируют свою карму, которая определяет судьбу. Руки обозначают действия и труд, поэтому пояс состоит именно из этих частей.

Шива

Бог лежит у Матери. Это обозначает, что духовное на порядок выше физического. Также женское начало в создании превышает мужское пассивное начало.

Роль и культ Кали в индуизме

Ранее Матери поклонялись почти везде. Это доказали научные исследования. Культ Кали имел аналоги во всех уголках света. К примеру, древние финны поклонялись Чёрной богине Кальме, а семитские народы молились Калу.

Это не является совпадением, так как богиня - Мать всех миров, в которую веровали под различными названиями почти везде.

В наше четырёхрукая популярна в Бенгалии. В штате Калькутта расположен главный храм Калигхата, который посвящён богине. Ещё один храм располагается в Дакшинешваре. В первых числах осени отмечается праздник, который посвящён Матери.

Людям, почитающим Кали, в период службы следует испить святую воду в три глотка, а после оставить отметку между бровями красным порошком. К изображению богини приносят красные цветы и зажигают свечки. Затем нужно помолиться и, вдохнув запах цветов, начинать вкушать жертвенные подношения.

Знаете ли вы? В рассматриваемой религии существует 8400000 различных богов и богинь.


У Кали есть множество образов. Она и таинственна, и страшна, и одновременно притягивает к себе. Богиня может встревожить душу, а её облик никого не оставляет безразличным.

Индуистский пантеон настолько обширен и многолик, что классифицировать его трудно: верования видоизменяются со временем, отличаются в разных географических областях, противоречат друг другу «на ровном месте». Тем не менее очень ярко среди всего божественного многообразия выделяется Кали - разрушительница невежества и великая освободительница, ответственная за мировой порядок. Один из ее символов - полумесяц. Она - темное воплощение Парвати, любящей жены Шивы. Именно в своей яростной форме богиня удовлетворяет чувственные интересы супруга.

Она носит несколько имен, среди которых:

  • Кали - «черная»;
  • Каларати - «черная ночь»;
  • Каликамата - «черная земная мать».

Богиня несет смерть, уничтожая отжившее и открывая путь новому. В человеческом восприятии Кали неизменно ассоциируется с черным цветом. Ее изображают в виде худой женщины с иссиня-черной кожей, темными растрепанными волосами и ярко-алым высунутым языком. Она обнажена и залита кровью, лишь изредка ее тело прикрыто шкурой пантеры.

Время богини - ночь. Тогда Кали выходит в мир, демонстрируя своими четырьмя руками символы, определяющие ее «род занятий»:

  1. Верхняя левая ладонь удерживает меч с окровавленным лезвием, при помощи которого Великая Мать уничтожает сомнения, двойственность, ложные знания.
  2. В нижней левой руке покоится голова демона, побежденного богиней, что обозначает отсечение эго.
  3. Верхняя правая ладонь складывается в жест защиты, избавляющий от страха.
  4. Нижняя правая рука дает благословение и исполняет желания тех, кто обращается к Матери.

Четыре руки богини определяют полный круг созидания и уничтожения, а ее три глаза связаны с прошлым (моментом творения), нынешним (сохранением созданного) и будущим (разрушением всего). На шее Кали покоится жуткое ожерелье, состоящее из пятидесяти человеческих голов: такая образность подчеркивает преходящесть физической жизни и неизбежные бесконечные перевоплощения души. Бедра богини украшает пояс из отрубленных рук - символ кармы, которую каждый человек в буквальном смысле создает собственными руками. Под ногами у Кали ее муж: Шива, отчаявшись остановить разгневанную супругу, бросился перед ней на землю, тем самым подчеркнув преимущество активного женского начала перед пассивным мужским.

К черной богине обращаются, чтобы:

  • вырваться из «объятий» кармы;
  • избавиться от страха смерти и перестать идентифицировать себя с телом;
  • познать вечность и развить незамутненное сознание;
  • обрести высшую мудрость;
  • отречься от иллюзий.

Согласно верованиям индуистов, Кали пребывает в сердце каждого, нося имя Красной Кали. Ее проявление - пульсация органа, перекачивающего кровь и поддерживающего жизнь. Великая Мать с момента зачатия и до самой смерти сопровождает человека, наполняя его энергией дыхания. Кали - это вечность, бессмертие, отсутствие формы. Активность богини связана с «перемалыванием» временного для того, чтобы закончить переходной процесс и прийти к высшему аспекту существования. Лучшая жертва, которую может принести Кали последователь, - его собственная смертная форма. Почитатели темной богини так и делали: в промежутке между 1740 и 1840 годами секта тугов уничтожила более миллиона человек во славу Черной Матери.

Богиня Геката - темная покровительница магии

Древнегреческая мифология во многом перекликается с шумерской. В частности, именно оттуда к эллинам перекочевала жуткая Геката. У шумеров она прославлялась в образе Эрешкигаль - подземной госпожи и жены бога смерти. Греки сохранили не самый добродушный образ богини, сделав Гекату покровительницей ночи, лунного света, ядовитых растений, темного колдовства. Она - повелительница ведьм, властительница преисподней, владычица неупокоенных духов и страшных тварей. Ее родители - громовержец Зевс и его супруга Гера. Иногда матерью Гекаты называют богиню плодородия Деметру или звездное божество Астерию. Существует и версия отцовства титана Перса.

Геката скитается по дорогам и перекресткам. Именно на раздорожьях появляется она пред призывающим. Богиня приходит в окружении своры красноглазых адских псов и полчища беспокойных душ. Рядом с ней летают совы, а ее тело обвито змеями. Иногда Геката управляет колесницей, запряженной страшными драконами. На голове богини пламенеют огненные языки или лучеобразные рога. Ее приближение сопровождается жутким собачьим воем, холодящим душу. Человек чаще всего видит Гекату трехликой. Такой аспект богини связан с тем, что она отвечает за:

  • рождение (минувшее);
  • жизнь (настоящее);
  • смерть (будущее).

Власть Гекаты не знает временных ограничений. Ей подвластны все периоды существования человека, также она контролирует три главных стихии - огонь, землю и воздух. Могущество богини обусловлено ее связью с луной: Геката тоже может быть молодой (новая луна), зрелой (полнолуние) и старой (убывающая луна). Зависимо от периода, богиня принимает облик юной девушки, взрослой женщины, мудрой старухи.

Лучше всего призывать Гекату глубокой ночью, припадающей на новолуние. Время богини - промежуток, когда старого месяца уже не видно, а новый еще не появился. В руках у Повелительницы Ночи ее основные атрибуты:

  1. Ключ, обозначающий, что Геката охраняет все существующие входы и выходы, а также сторожит преисподнюю.
  2. Факел, символизирующий свет и развеивающий тьму, в которой обитает богиня.
  3. Кинжал, предназначенный для свершения мести и выражения злых намерений.
  4. Плеть для наказания пороков.

Геката - богиня трансформации и перерождения как на физическом, так и на духовном уровне. Она - та, что указывает дорогу. К Гекате приходят, чтобы:

  • обрести мудрость;
  • . открыть в себе дар ясновидения и получить новые познания в колдовстве;
  • . возродить молодость;
  • . узнать грядущее;
  • . быть успешным на войне или охоте;
  • . снять порчу;
  • . исцелить физические и душевные недуги;
  • . завоевать любовь.

Богиня всегда оказывает помощь тем, кто к ней обращается. Особенно она благоволит женщинам. Но не стоит злоупотреблять щедростью Гекаты: в качестве платы следует принести ей в жертву черного пса, который пополнит свиту богини и будет сопровождать ее в нескончаемом путешествии.

Также читайте:

Богиня Мара - славянская Смерть

Славяне, регулярно сталкивающиеся то с расцветом природы, то с ее гибелью, не могли не создать богиню, ответственную за эти процессы. Мара, Морена, Морана - покровительница смерти, холода, зимы, ночи. Утром выходит она в мир, стараясь погубить солнце, но, испуганная его яркостью, ежедневно отступает. В качестве основного символа богини называют серп: как лезвие срезает стебли во время жатвы, так и богиня жнет жизни людей. Другие знаки Мары - Черная Луна и груда разбитых черепов.

Имя богини прочно ассоциируется со словами, имеющими негативный смысл:

  • мрак;
  • морок;
  • морочить;

Морена рождена в союзе Сварога и Лады. Она - супруга Кощея. По легенде, Мара, будучи воплощением смерти, подсказала своему мужу, как избежать кончины. К людям же она менее милосердна. Но хотя Морена и забирает человеческие души, тем самым богиня дает им возможность воплотиться повторно. Мара - сила, контролирующая умирание и рождение. Функции Морены связаны с преходящестью бытия и вечным круговоротом жизни:

  1. Она - ткачиха, подобная древнегреческим Мойрам. Богиня прядет нити людских судеб, а когда приходит время, перерезает их.
  2. Мара олицетворяет зиму. В конце осени богиня выглядит черноволосой юной девушкой, но чем ближе весна, тем меньше сил остается у Морены: она стареет, превращаясь в древнюю нищенку, одетую в лохмотья.

Как бы ни старалась Зима отсрочить свою кончину, солнечное тепло побеждает ее. И Мара - богиня, владеющая тайнами жизни и смерти, - вынуждена сама отправиться в мир мертвых, чтобы вскоре вновь вернуться на землю. Есть у Морены прислужники: мары - призраки, бродящие по ночам и шепчущие людские имена под окнами домов. Несчастен тот, кто откликнется на такой зов, ибо скоро за ним придет смерть.

Иногда считают, будто мары соседствуют с домовым, обитая за печью и всячески вредя хозяевам. К Маре обращаются лишь поздней осенью и зимой, когда богиня активна. Она может:

  • забрать болезни и несчастья в Навь (потусторонний мир);
  • помочь наслать порчу или проклятие;
  • поспособствовать остуде или рассорке;
  • продлить срок жизни.

Общаются с Мореной на кладбищах, в заболоченных низинах, на раздорожьях, на лесных полянах в окружении елей или осин. Богине устраивают алтарь ниже уровня земли: обычно просто вырывают яму и кладут в нее камень. В качестве подношений используют вино, цветы, ленты, кисель, рыбу, баранину, говядину, конину. После завершения работы алтарь засыпают.

Каждая из богинь в том или ином смысле несет с собой смерть. Но любой конец дает начало чему-то новому. Не стоит опасаться уничтожения и разрушения: именно через них человек освобождается от старого и открывается будущему. Кали, Геката и Мара неизменно связаны с трансформацией, зачастую болезненной и всегда необходимой. Без этих процессов мироздание погрязнет в болотном застое: вода чиста только там, где есть движение, изменение, развитие.

Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает , что не под силу другим богам.

Богиня смерти Кали

«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.

Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:

  • 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
  • 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
  • 3 светила: Солнце, Луна и молнии.

Богиня Кали - легенда

О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.


Культ богини Кали

Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.

В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:

  • чтение молитв;
  • обмен чашами вина и священной воды;
  • нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
  • дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
  • обмен жертвенными приношениями.

Богиня Кали - жертвоприношения

По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.

В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.


Символ богини Кали

Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:

  • черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
  • бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
  • пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
  • белые зубы - символ чистоты;
  • 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.

Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.

Кали - тёмная и яростная форма Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога.

Имя Кали в переводе с санскрита имеет сразу несколько значений: во-первых, - это ‘чёрный цвет’, главная особенность которого в том, что он поглощает и растворяет в себе все другие цвета. Либо же говорится о том, что чёрный цвет - это ‘отсутствие какого-либо цвета вообще’, что обозначает высшую природу Кали, которая превосходит какие-либо характеристики (ниргуна).

Во-вторых , имя Кали - это ‘женская форма’, восходящая к слову «кала», или «время», - великого разрушителя даже тех вещей, которые считаются постоянными.

В-третьих, Кали - это ‘смерть’. Но это не означает, что она является и смертью, и временем. Она та, кто выводит за пределы и времени, и смерти . Та, кто переводит нас на другой уровень сознания , и этот переход невозможен без разрушения привычных стереотипов, старых границ и условностей.

Кали, танцующая на теле Шивы

Это поза, которая называется Дакшинакали, изображала Кали, танцующую на теле Шивы, и это изображение наиболее часто используется в иконографии богини Кали.

В индийском искусстве Кали обычно изображают как женщину-индианку с темной кожей и четырьмя руками. В одной из рук она держит голову убитого демона, в другой – меч, а двумя другими руками она манит тех, кто почитает ее. Кали носит ожерелье из человеческих черепов, а так же серьги в виде двух мертвых человек. В отличие от многих индийских божеств, она полностью нагая, за исключением кушака, сделанного из рук мертвых людей.

Поклонение богине-матери, как источнику жизни и плодородия имеет доисторические корни, но трансформация этого поклонения в образ великой богини и олицетворение космических сил состоялись примерно в пятом-шестом веке, с появлением священного текста шактизма «Деви-махатмья», когда была предпринята попытка объединения ведийского мужского пантеона и женского культа.

Явление Кали

Кали проявляется как эманация «силового» образа «непобедимой» и «недосягаемой» , победительницы демонов, в битве «божественных» и «анти-божественных» сил.

Согласно легенде, злобный демон, асура Махиша, силой и хитростью захватил власть над миром. Боги совместными усилиями создали непобедимую воительницу, объединившую в себе пламя Шивы, мощь Вишну, силу Индры и боевые способности множества других небожителей.


С диким воинственным кличем ринулась она в битву, уничтожая тысячи врагов. Из ее дыхания возникали целые армии, тоже бросающиеся в атаку на демонов. Рушились горы, кровь лилась рекой, само небо почернело от ужаса. Сокрушила богиня-воительница Махишу и, пригвоздив к земле, отрубила ему голову мечом.

Но была она настолько опьянена и отравлена кровью и схваткой, что не могла остановиться, начав разрушать все, что ее окружало. А потом, празднуя победу, Кали пустилась в бешеный пляс, сотрясая весь мир и угрожая его разрушить.

Тогда Шива обернулся плачущим ребенком, и возлег перед ней на поле боя, усыпанном трупами (по другому варианту - просто упал перед ней на землю, и она в танце на него наступила). Обманутая его иллюзиями, Кали остановилась и высунула язык от удивления, а потом принялась успокаивать и кормить младенца грудью. А вечером, чтобы умилостивить богиню, Шива исполнил танец творения («тандава»), и восхищенная Кали со своей свитой к нему.

Эта уникальная богиня имеет, пожалуй, самый ужасающий вид среди всего сонма богов. Она изображается как четырехрукая худая женщина с черной или синей кожей, обычно обнаженная или полуодетая в шкуру пантеры. В одной руке Кали держит меч, в другой - голову убитого ей демона, двумя остальными она благословляет своих последователей и делает жест, прогоняющий страх. В качестве серег у нее два мертвых тела, на груди - ожерелье из черепов, пояс сделан из отрубленных человеческих рук. Ее язык высунут изо рта, глаза сверкают кроваво-красным огнем, лицо и тело залиты кровью. Одной ногой она попирает тело своего мужа, Шивы.

Этот грозный образ подробно описан во многих древних и современных текстах. Однако, несмотря на то, что он наполнен, казалось бы, исключительно символами смерти, страха и уничтожения, первое впечатление неполно и неправильно - все эти символы, включая и само ее имя («кали» на санскрите означает «черная») имеют гораздо более глубокий смысл, а чаще всего - множество разных смыслов.

Кстати, у Кали много других имен и прозвищ: «излучающая ярость», «одетая в гирлянду из черепов», «космический гнев»… Но те самые же люди называют Кали «океан радости», «верховный даритель радости в мире», «высочайшая божественная милость и очарование», помня о том, что она защищает их от зла и дарит материнскую любовь, нежность и заботу.

Глубокий символизм в изображении Кали

Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры. Каждая из рук Кали имеет свое предназначение. Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх. Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний.

Руки Богини также символизируют космический ритм, пульсацию природы жизни и смерти в непрерывном движении. Когда она не держит Трезубец, её правые руки сложены в жесте «не страшитесь» (абхая-мудра) и «дарования милостей» (варада-мудра), что характеризует творческий, созидательный аспект МахаКали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, - разрушительный аспект .

Окровавленный меч и отрубленная голова в её руках также имеют глубокое значение - это эго, которое она отсекает от нас. На её мече - глаз, и это меч различающей мудрости - он устраняет неведение и дарует знание. Она освобождает нас от иллюзии, невежества, ложных надежд и лжи . Истекающая кровью отрубленная голова также символизирует гуну раджаса (страсти), и Кали также освобождает нас от страстных наклонностей , даруя знания и силу их преодолеть.

Три её глаза символизируют Солнце, Луну и Огонь, а также три аспекта времени - прошлое, настоящее и будущее, которые полностью подчинены ею и которыми она управляет. Кали находится вне этих категорий времени - она их превосходит.

Высунутый язык МахаКали. Практически всегда Каали изображают с открытым ртом и высунутым языком с острыми белыми клыками вокруг - это её отличительная черта, по которой мы безошибочно узнаём её образ. Ярко-красный язык, высунутый изо рта, символизирует гуну раджаса (страсти) , а острые белые клыки - гуну саттвы (благости) , которая одерживает победу и указывает на то, что Кали духовна по своей природе, что она состоит из саттвы и превосходит все ограничения, присутствующие в других гунах.

Гирлянда из отрубленных голов - это не несчастные жертвы, умерщвлённые ею, а буквы санскритского алфавита , при помощи которых она проявляет мокша-мантры (мантры, которые ведут к освобождению). Это представляет Кали в виде шабда брахмана - всепронизывающей сути реальности, проявленной в звуке. Из этих звуков-семян и рождается вся Вселенная, и Кали - её Мать.

Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.

На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук . Это – прообраз кармы. Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару. Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ. Кали освобождает и от плохой и от хорошей кармы, завершая череду кармических воздаяний, посредством практики и преданности ей.

Нагота МахаКали говорит о том, что она находится за рамками не только социальных правил и принятых норм, но и о том, что она полностью выходит за пределы имён и форм, она превосходит не только влияние гун и времени, но и свободна от иллюзии Майи, которой опутан этот мир. Ка̄лӣ - это яркий свет Истины, которую невозможно скрыть никакой иллюзией. Эта Истина рассеивает тьму невежества.

Жилище МахаКали , место кремации, имеет подобное значение. Это место, где пять элементов (панча махабхута), эго и дуальность, или разделение, уничтожаются и где все они превращаются в одно - пепел . Это конец концепциям, привязанностям, эмоциональным ограничениям, догме. Всему тому, что ограничивает нас в развитии. И этот огонь горит в сердце практика, где происходит его внутренняя ягья (огненный ритуал), который и есть огонь знания (джнянагни), который дарует Кали.

Шива, лежащий под ногами своей супруги Кали, показывает, что духовное превосходит физическое, и что женское начало в создании стоит на порядок выше пассивного мужского начала .


Предназначение Кали для человека

На МахаКали возложено одно из ее основных предназначений – разрушение всего зла в мире .

Кали словно мать для своих детей. Она дает не только любовь, защиту и заботу, но также величайшие знания тем, кто преклоняется перед ней . Неспроста ее называют и богиней смерти. Печаль, смерть, разложение победить нельзя – их нужно принять как данность. Для всецелого осознания своего бытия человек должен принять тот факт, что бороться с этими проявлениями жизни (да, боль, горе и смерть – это тоже проявление жизни) бесполезно. Также она всячески отрицает стремление человека ставить свое эго в центр мироздания , пытаясь тем самым привлечь к себе внимание и изменить естественный ход жизни.

Человек должен принять свою смертность. Только так он сумеет раскрепоститься, стать по-настоящему свободным. Здесь проявляется еще одно важно предназначение Кали – раскрыть перед людьми их смертную сущность, освободив их от пут рациональности и практичности .

«Возлюби меня всем сердцем…»

А для простых, обыкновенных людей более всего важны ее человеческие и материнские качества. В человеческих взаимоотношениях чувства между матерью и ребенком, как правило, считаются наиболее чистыми и сильными. Точно также, любовь между матерью-богиней Кали и ее человеческим потомством отличается особой силой и нежностью.

Однако, поклоняясь Кали, люди никогда не забывают и о ее демонической, пугающей сущности. Они не искажают природы богини и истин, сокрытых в ней. Они постоянно упоминают об этом в молитвах и песнопениях, но это их нисколько не отталкивает.

Кали может быть пугающей и совершенно безумной потенциальной разрушительницей мира, но ведь она и мать всего сущего. И как таковую, дети должны принимать ее всегда - иногда с изумлением и трепетом, но все-таки принимать. Душа, которая поклоняется богине, всегда остается маленьким ребенком, а душа, которая становится ребенком, находит в богине мать.

В медитации перед святыми дарами выражена восхитительная уверенность:

«Дитя мое, тебе не нужно много знать, чтобы угодить мне. Только люби меня всем сердцем. Говори со мной так, как ты хотел бы поговорить со своей матерью, если бы она взяла тебя на руки…»

Образ Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить, отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании . Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.

Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания - значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.

Принять свою смертность - это и есть стать свободным, научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.

12 Проявлений Кали (Двадаша-Кали):

1. СРИШТИКАЛИ – Кали Созидания, Олицетворенная Воля к творчеству Высшего Сознания (Парасамвита). Осуществляет создание объектов мира. Ее девиз: БЫТИЕ ДА БУДЕТ!

2. РАКТАКАЛИ – Кали Сохранения («ракта» означает буквально «кровь», но не в смысле обычной крови, которая обозначается словом «рудхира», а в смысле «яйцеклетка», «женская половая клетка», «зародыш», «плод»). Осуществляет живое восприятие и поддержание жизни проявленного мира. Ее девиз: СОХРАНЯЮ ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ.

3. СТХИТИНАШАКАЛИ – Кали Уничтожения Существующего. Осуществляет вбирание сознания в Себя и отстранение его от внешних объектов и их аннигиляцию (уничтожение). Ее девиз: Я ПОЗНАЛА ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ.

4. ЯМАКАЛИ – Кали Ограничения. Осуществляет возникновение сомнения относительно реальности существующих объектов. Ее девиз: ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ НЕОТЛИЧНЫ ОТ МЕНЯ.

5. САМХАРАКАЛИ – Кали Разрушения. Осуществляет отрыв связи осознания объектов бытия от их внешних форм и вызывает разрушение сомнений внутри Сознания относительно их существования.
Ее девиз:ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ ИСЧЕЗАЮТ ВНУТРИ МЕНЯ.

6. МРИТЬЮКАЛИ – Кали Смерти. Осуществляет тотальное, полное погружение осознаваемого объекта в Осознающий Субъект, что является смертью и исчезновением внешнего существования объектов. Ее девиз: ВСЕ ИСЧЕЗАЕТ ВО МНЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ОГРАНИЧЕНИЙ . (Этим Она превосходит даже Самхаракали).

7. РУДРАКАЛИ , или БХАДРАКАЛИ – Кали Ужаса. Осуществляет мгновенное восстановление осознаваемого объекта в Сознании перед его окончательным исчезновением. Это то Высшее Сознание, что позволяет проявляться «ментальным картинкам» и образам действий, совершенным в прошлом, в сознании индивидуального субъекта. При этом сохраняется сомнение, было ли это действие правильным или неверным, что создает приятные и неприятные переживания здесь и впоследствии. Ее девиз: МОЕ ДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ БЫТЬ УЖАСНЫМ ИЛИ НЕ УЖАСНЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСТАТКА СОМНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СДЕЛАННОГО .


8. МАРТАНДАКАЛИ – Кали Космического Яйца. Осуществляет слияние всех 12-ти методов познания бытия с Высшим Сознанием (индрий – 5-ти органов восприятия и 5-ти органов действия, а также манаса (ума), буддхи (интеллекта) и ахамкары (сознания-эго)). Она – Анакхья, Неограниченная Сила, по отношению к методам познания бытия. Ее девиз: ВСЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ЭГО – ОДНО С МОИМ СОЗНАНИЕМ И ПОТОМУ НЕ ИМЕЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И НАЗВАНИЯ.

9. ПАРАМАРКАКАЛИ – Кали Высшего Сияния. Осуществляет слияние сознания-эго с ограниченным духовным субъектом. Ее девиз: ОБЪЕКТЫ ИСЧЕЗАЮТ В ЭГО, А ЭГО – В ДУХЕ СУБЪЕКТА БЛАГОДАРЯ МНЕ.

10. КАЛАНАЛАРУДРАКАЛИ – Кали Ужасного Огня Времени. Осуществляет слияние Духа-субъекта с Чистой Премудростью, индивидуальное «я» – с Высшим «Я». Поскольку Она содержит в Себе все, включая даже время и вечность, Она еще называется МАХАКАЛИ. Ее девиз: Я – ВСЕ ЭТО (Я – ВСЕ).

11. МАХАКАЛАКАЛИ – Кали Великого Времени. Осуществляет слияние Чистой Премудрости с Энергией, растворяет ощущение «Я – это все» в просто «Я», совершенном самодостаточном «Я» (А-Кула), для которого нет ничего «этого». При этом субъект исчезает, как до того объекты в самом субъекте. Ее девиз: Я-Я.

12. МАХАБХАЙРАВАЧАНДОГРАГХОРАКАЛИ – Кали Бесстрашия, Ужаса, Гнева и единая с Великим Вселяющим Страх (Бхайравой). Осуществляет слияние Энергии с Абсолютом, соединяя воедино «Я», «А-Кула», субъект, объекты, методы познания и само знание-познание с Чистым Сознанием. Это Ее состояние Пара, Высшее. Теперь Она не проявляет Себя в субъекте, объектах, методах познания и т.д., и поэтому полностью свободна и самодостаточна. Ее девиз: ОДНО ЦЕЛОЕ ВСЁ (ПОЛНОТА).

13. ТА ЖЕ КАЛИ, ЧТО И ПОД НОМЕРАМИ «1» и «о».
Одновременно внутренний центр-точка Круга 12-ти Кали (Двадаша-Кали-чакры), внутреннее пространство Круга и объемлющая его снаружи Полнота и Целостность Всего. ЭТО «ВСЯ» КАЛИ. ТА, КОТОРАЯ ЕСТЬ ВСЁ И НИЧТО, ПОЛНОТА И ПУСТОТА и НЕЧТО ЕЩЁ, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО СКАЗАТЬ.

Именно эту СЕБЯ «ВСЮ» имеет в виду Богиня, отвечая на вопрос богов:
«Кто Ты, о Великая Богиня?» – «ПРЕВОСХОДЯЩАЯ СОБОЮ, ВМЕЩАЮЩАЯ и ЗРЯЩАЯ ПУСТОТУ и НЕ-ПУСТОТУ и ТО, ЧТО ЗА НИМИ» (Деви Упанишад).

С искренней любовью к Вам,

P.S. По всем вопросам обращайтесь