Какие избирательные системы существуют в мире. Выборный процесс и виды избирательных систем. Особенности пропорциональной системы

Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum - поручение - документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата. Пропорциональная система - наиболее распространенная избирательная система в современном мире. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет две разновидности:

  • а) пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);
  • б) пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).

Мажоритарная система характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более). Такая система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют «системой первого пришедшего к финишу». В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда практикуются обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и даже три тура. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1999. С. 407

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Основные недостатки мажоритарной системы:

  • 1) значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;
  • 2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
  • 3) две партии, набравшие равное или близкое к равному количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).

Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.

К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Основные недостатки пропорциональной системы:

  • 1) возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание много партийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств);
  • 2) непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;
  • 3) независимость депутатов от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов). Политология: Учебное пособие / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. Минск, 1997. С. 247-254

Трудно однозначно ответить, какая система адекватнее, а следовательно, и демократичнее учитывает мнение избирателей. На первый взгляд, как будто пропорциональная. Она улавливает весь спектр мнений. Зато мажоритарная система оценивает это мнение глубже - заставляет избирателей более основательно подумать перед окончательным выбором. И результаты подчас получаются неожиданными, парадоксальными. Так, на президентских выборах 1986 г. в Португалии социалист М. Соареш набрал в первом туре лишь 25,4% голосов, тогда как его противник консерватор Д. Фрейташ ду Амарал - почти в два раза больше - 46,3%. Однако последний оказался неприемлем для сторонников других кандидатов. И вот во втором туре М. Соареш одерживает сенсационную победу, получив 51,4% против 48,6% у его оппонента и становится президентом Португалии. Подобное же, хотя и не со столь разительным перепадом цифр, произошло и на президентских выборах 1981 г. во Франции, когда первый тур остался за В. Жискар д"Эстеном, а второй - решающий - за Ф. Миттераном. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Минск, 1998. С. 298

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт совершенствования избирательных систем свидетельствует о том, что данная система более демократична и эффективна в достижении политической стабильности.

Поиск более совершенных систем, которые гарантировали бы возможно более справедливое представительство в органах власти различных политических сил, продолжается во многих странах. Решение этой задачи, помимо прочего, важно и потому, что политические движения и партии, не имеющие парламентского представительства, нередко ориентируются на внепарламентские методы борьбы. В качестве удачных находок можно привести пример ограниченно мажоритарной системы с установлением квот для меньшинства. В других случаях предусматривается учет всех голосов, поданных за малые партии либо в рамках крупных регионов, либо в рамках страны. Мандаты при такой системе распределяются пропорционально.

Ряд зарубежных политологов считает наилучшей так называемую систему единого переходящего голоса (ЕПГ), именуемую также квотно-преференциальной, или системой Хэр-Кларка. В соответствии с правилами этой системы избиратель получает бюллетень с фамилиями кандидатов, которых он должен пронумеровать в порядке своего предпочтения (ординарный бюллетень). Цель подобной системы, практикуемой в Австралии, Ирландии, на Мальте - максимально эффективное использование каждого голоса, недопущение их «пустой траты», что является идеалом для избирательной системы. Однако система ЕПГ чересчур громоздка, она эффективна лишь в очень небольших избирательных округах и потому не получила широкого распространения в мире.

В нем по-прежнему господствует пропорциональная и мажоритарная системы в их классическом виде. О распространении и некоторых характеристиках этих систем в рамках Европейского Союза дает представление табл. 1. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 2005. С. 64

Таблица 1.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

Число округов

Число мандатов

Оговорка о процентом барьере

Число мандатов по «национальному округу»

Великобритания

Германия

Нидерланды

Люксембург

Норвегия

Финляндия

Исландия

Швейцария

Португалия

Ирландия

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, - голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

Сюда включают:

  • количественный критерий, определяющий результаты - либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует - обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально - в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем - пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая - из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило - по принципу "50 на 50".

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов - 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте - это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так - «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип системы Подсистема и ее характеристики Тип избирательного округа Формы голосования Страны применения
Мажоритарная Относительное большинство Одномандатный За одного кандидата в один тур Великобритания, США
Абсолютное большинство в два тура Одномандатный За одного кандидата в два тура Франция, Беларусь
ПропорциональнаяСписочная система партийного представительства Многомандатный: страна - один округ (полное партийное представительство) За список в целом Израиль, Голландия, Украина, Россия, Германия
Ограниченное представительство. Система многомандатных округов За списки с элементами преференцирования Бельгия, Дания, Швеция
Система передачи голосов Многомандатный За отдельных кандидатов, голосование по преференциям Ирландия, Австралия (сенат)
Смешанная Линейное смешение Одно- и многомандатный Германия, Россия (Госдума), Венгрия
Двойное голосование Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Германия
Стуктурное смешение Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Россия, Германия, Италия

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства - Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая - по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

Избирательная система (в узком смысле слова) - способ распределения мандатов между кандидатами по результатам выборов.

В зависимости от того, какой из них применен (и, следовательно, избирательная система) результаты одних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределения мандатов.

Наиболее распространенными избирательными системами являются мажоритарная и пропорциональная, а также из комбинации.

Мажоритарная система является старейшей из всех существующих избирательных систем. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого обычно избирается один депутат. Иногда от одного округа избирается большее число депутатов.

В зависимости от количества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата, выделяются следующие разновидности указанной системы:

- мажоритарная система относительного большинства;

- мажоритарная система абсолютного большинства;

- мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - самая распространенный вид мажоритарной системы. В настоящее время в «классическом» виде её применяют 43 страны (как правило, англоязычные). Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций /авт. - сост. А.В. Якушев. - М: ПРИРОР, 1999. - с.64.

При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал большее число голосов. Чем его соперники (причем данная система не требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например 50% + 1 голос от числа голосующих либо иное обязательное количество голосов; единственное требование - получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

Поскольку система относительного большинства не устанавливает для избрания необходимого минимума голосов (то есть кандидат может быть зачастую и меньшинством всех избирателей), нет необходимости устанавливать необходимый минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися (то есть кворум). Поэтому выборы будут легитимными, если в них примет участие любое количество зарегистрированных избирателей (даже только 1 человек)

Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие. В случае, если в округе баллотируется только один кандидат (обычно очень популярный, с которым нет смысла вести борьбу и соперники не выдвигают себя - это часто бывает при выборах в Конгресс США), то выборы в данном округе вообще не проводятся и кандидат считается избранным (поскольку для избрания достаточно одного голоса, например самого кандидата, а явка избирателей не обязательна)

Мажоритарная система относительно большинства имеет свои преимущества:

- она всегда результативна (каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить 2-й тур или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум);

Понятна избирателям;

Экономна;

Позволяет крупным партиям получить «твёрдое» большинство и сформировать устойчивое правительство.

Главные её недостатки в том, что:

Часто депутат избирается меньшинством избирателей;

Искажаются результаты голосования в масштабах всей страны (пример: кандидаты А, представляющие партию А, победили в каждом из мажоритарных округов, набрав относительное большинство - 20% голосов и 20% - в целом по стране, кандидаты Б, В, Г, представляющие одноимённые партии, набрали в округах соответственно19%, 17% и 14% и столько же по стране; в результате партия А, набравшая 20% по стране и против которой проголосовало 80% избирателей, получит 100% мест в парламенте; а партии Б, В, Г, набравшие почти столько же, сколько и А, а в сумме- больше голосов, чем А, не получат в парламенте ни одного места).

Для того чтобы было меньше искажений, в ряде стран применяется мажоритарная система абсолютного большинства .

Ее главные отличия от аналогической системы относительного большинства в том, что:

Для избирания от округа необходимо набрать не простое большинство (то есть больше, чем другие кандидаты), а обязательно абсолютное (то есть 50%+1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей;

Если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится 2-й тур, в котором, как правило, участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1-м туре;

Победителем во 2-м туре обычно считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

Как правило, предусматривается обязательны кворум: чтобы выборы считались состоявшимися, необходимо более половины избирателей от числа всех зарегистрированных.

Мажоритарная система абсолютного большинства дает меньше искажений.

Существуют также еще один вид мажоритарной системы - мажоритарная система квалифицированного большинства, предъявляющая крайне высокие требования количества голосов, необходимых для избрания (например, до 1993 г., чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было набрать 65% (почти 2/3 голосов. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций /авт. - сост. А.В. Якушев. - М: ПРИРОР, 1999. - с.66.

Пропорциональная избирательная система является наряду с мажоритарной наиболее распространенной при проведение выборов. Суть данной системы в том, что:

Партии выдвигают так называемые «партийные списки», в которых указываются как сами кандидаты от одной партии, так и их очередность на получение мандатов;

Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов);

Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

В отличие от мажоритарной системы применяемой обычно в крупных государствах, где конкурируют, как правило 2 ведущие партии, пропорциональная избирательная система хороша для небольших по территории государств с развитой многопартийностью. В настоящее время она применяется в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских стран, при выборах нижней палаты парламента в Польше и Чехии.

Недостатки этой системы в том, что часто многочисленные и придерживающие разных взглядов партии, пропорционально представленные в парламенте, не могут договорится между собой, не могут сформировать, устойчивое правительство, вследствие чего государственная политика не имеет «внутреннего стержня» - возникают партийные иптриги, межпартийные распри, нестабильность, создаются и распадаются коалиции, слишком часто меняется правительство.

Голосуя за партийный список, избиратели часто знают лишь его лидеров и не знают остальных членов, в результате в парламент попадают сомнительные и случайные люди, которые никогда не были бы избраны лично в округах..

Наиболее действенным средством устранения недостатков пропорциональной системы является установления заградительного барьера (пункта). Цель заградительного барьера - препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу и более стабильным.

При использовании заградительного пункта к распределению депутатских мандатов допускаются только те партии, которые собрали определенный минимум голосов. В Германии, Венгрии, России это 5%; в Болгарии, Украине - 4%; Испании -3%, Израиле - 1,5%. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Тома 1-2. часть общая: Учебник /Отв. ред. Проф. Б. А. Старушин - 3-е изд., обновл. и добавл. - М.: БЕК, 2000. - С. 375

Партии, набравшие в соответствующих странах количество голосов меньше установленного минимума, считаются не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских мест не допускаются.

Несмотря на то, что во многих странах мажоритарная и пропорциональная избирательная системы применяются «в чистом виде», ряд государств пошел по пути их комбинирования, а также использования нетрадиционных избирательных систем.

При применении одной мажоритарной системы в невыгодном положении останутся мелкие партии, не будут представлены интересы значительной части избирателей, чьи голоса пропадут в мажоритарных округах. При использовании одной пропорциональной системы в парламенте окажется слишком много партий, что затруднит формирование правительства, а депутаты будут починены партийным интересам и будут оторваны от избирателей.

При совместном же применении обеих систем крупные партии, чьи депутаты пройдут по округам, уравновесятся средними и мелкими партиями. В результате будут максимально представлены интересы избирателей, но в то же время крупные партии составят основу парламентского большинства, что даст шансы сформировать устойчивое правительство.

В зависимости от соотношения элементов мажоритарности и пропорциональности смешанные избирательные системы могут быть:

Симметричными (половина членов парламента избирается по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной), асимметричными (предполагает не равное соотношение элементов мажоритарности и пропорциональности).

В настоящее время наметилась стойкая тенденция (особенно в странах, недавно начавших строить свою государственность) не отдавать предпочтение какой-либо системе «в чистом виде», а использовать именно смешанную избирательную систему. В очень многих современных государствах она применяется при избрании нижней палаты парламента.

В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы. Как правило, это усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями, смягчающие их недостатки, но делающими их отличными от классической пропорциональной системы. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К таким чаще всего относятся:

Кумулятивный вотум;

Панаширование.

При системе единственного передаваемого голоса (которая применялась при выборах нижней палаты в Японии) избиратель в многомандатном округе голосует только за одного конкретного кандидата (а не за партийный список), а победителями становятся несколько кандидатов (их число равное числу мандатов в округе, друг за другом набравшие самое большое число голосов.

Особенность этой системы в том, что по одним признакам (многомандатный округ) она пропорциональная, но голосование идет как при мажоритарной системе (1 голос за 1 конкретного кандидата). Нередко ее называют системой ограниченного вотума, поскольку избиратель имеет меньше голосов (1), чем надо избрать депутатов (несколько).

Кумулятивный вотум (от слова «аккумулировать») отличается от ограниченного вотума тем, что в многомандатном округе избиратель имеет столько же голосов, сколько разыгрываются мандатов, но он может распорядиться своими голосами так, как захочет, - может отдать по голосу разным (лучшим, с его точки зрения) кандидатам, либо отдать сразу все голоса одному из них, либо распределить их по-другому.

Применяется в многомандатных округах;

Свой голос избиратель отдает разным кандидатам, но в порядке очередности (предпочтительности); например, напротив фамилии одного кандидата ставит цифру 1(то есть голосует за него в 1-ю очередь), напротив другого - цифру 2, напротив третьего цифру 3.

Главный принцип системы единственного передаваемого голоса - голоса уже избранных (и исключенных из распределения) кандидатов передаются тем, кому 1-х голосов не хватило, но которые указаны в передаваемых бюллетенях вторыми.

Данная система применялась при выборах депутатов парламента Австрии. Для отечественного избирателя она, скорее всего, окажется слишком запутанной, сложной и непонятной.

При преферициальном голосовании избиратель голосует как за партийный список, так и за конкретных кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов внутри списка и очередность получения ими депутатских мандатов.

1 Сущность и типы избирательных систем

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

1. Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затрат с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

2. Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

Пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

Пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

3. Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

Смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

2 Избирательная компания

Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Выделяют три основных типа избирательных систем:

§ мажоритарную;

§ пропорциональную;

§ смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite - большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.



Суть пропорциональной системы - в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая - по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая - по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй - за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

14. Избирательная система России. Реформа избирательной системы на современном этапе .

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

§ теоретический (избирательное право);

§ практический (избирательный процесс).

Избирательное право - это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс - это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой - работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

§ назначение выборов;

§ организация избирательных округов, районов, участков;

§ формирование избирательных комиссий;

§ регистрация избирателей;

§ выдвижение и регистрация кандидатов;

§ подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Реформа.

Избирательное законодательство России находится сегодня на этапе реформирования. Реформа нормативной базы избирательно­го процесса, как и любая законодательная реформа, имеет значи­мые последствия для развития всей системы российского права.

1. Первым этапом реформы стало обновление законодательства о выборах в 2002-2003 гг.

В новой редакции были приняты Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Россий­ской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 1 . Вышеназ­ванные акты внесли ряд существенных изменений в избиратель­ную систему России.

2. В 2004 г. различными органами власти были выдвинуты и новые инициативы по реформированию российской избирательной системы.

На федеральном уровне выборы в представительные органы государственной власти сейчас проводятся по смешанной системе. Однако практика выборов последних лет показала, что в федеральный парламент большая часть кандидатов избирается от поли­тических партий. В связи с этим в ходе реформы избирательного законодательства 2005 г. введена полностью пропорциональная система выборов в Государственную Думу РФ.

На наш взгляд, введение пропорциональной избирательной си­стемы на уровне Федерации вполне допустимо.

Другим существенным изменением избирательной системы России 2005 г. стало изменение порядка выборов глав регионов. Руководители субъектов РФ будут избираться не непосредственно населением, а региональными парламентами по представлению Президента РФ.

3. Сегодня российское государство предпринимает всяческие попытки обеспечить осуществление власти гражданами и оптими­зировать избирательный процесс в России. Однако одних государ­ственных усилий в этом направлении явно недостаточно. Представ­ляется, что без реальных действий политических партий, а также граждан поставленные цели вряд ли могут быть достигнуты. На со­временном этапе развития российской государственности требует­ся более активное участие народа в осуществлении государствен­ной власти, формирование и развитие гражданского общества. Это поможет обеспечить не только эффективность избирательных про­цедур, но и позитивно повлияет на всё дальнейшее развитие Рос­сии и ее отношений с другими странами.