Место погребения христа. Положение во гроб. Плащаница. Священное Писание: источник информации о захоронении

Мф. XXVII, 57-66: 57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Мк. XV, 42-47: 42 И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Лк. XXIII, 50-56: 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Ин. XIX, 38-42: 38 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Снятие с креста и погребение Спасителя
(Мф. XXVII, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; от Ин. XIX, 38-42)

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь – состав из смирны и алоя.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».

Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

32. Погребение Господа Иисуса Христа

(Мф. XXIV, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; Ин. XIX, 38-42)

О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем некоторые сообщают каждый свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила, хотя и приближалась, т.е., надо полагать, это было за час или за два до захода солнца, с которого уже начиналась суббота. Это ясно указывают все четыре Евангелиста: Матф. 27:57, Марк. 15:42, Лук. 23:54 и Иоан. 19:42, а особенно подчеркивают св. Марк и Лука. Пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима, член синедриона, как свидетельствует св. Марк, человек благочестивый, потаенный ученик Христов, по свидетельству св. Иоанна, который не участвовал в осуждении Господа (Лук. 23:51). Пришедши к Пилату, он испросил у него тело Иисусово для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению. Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу. По повествованию св. Иоанна, пришел и Никодим, приходивший прежде ко Иисусу ночью (см. Иоан. 3 гл.), который принес состав из смирны и алоя около 100 фунтов. Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе. Св. Златоуст, а за ним и бл. Феофилакт, считают, что упоминаемая Евангелистами «Мария, Иакова и Иосии мати» есть Пресвятая Богородица, «поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, т.е. мачехою детей его». Однако, другие того мнения, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери. Все они сидели против входа в пещеру, как свидетельствует о том св. Матфей (27:61), а затем, по свидетельству св. Луки, возвратившись приготовили благовония и масти, чтобы по окончании дня субботнего покоя придти и помазать Тело Господа, по иудейскому обычаю (23:56). По сказанию св. Марка, эти женщины, именуемые «мироносицами», купили ароматы не в самый день погребения Господа, а по прошествии субботы, т.е. в субботу вечером. Тут нельзя видеть противоречия. В пятницу вечером оставалось очевидно очень мало времени до захода солнца. Отчасти, что успели, они приготовили еще в пятницу, а чего не успели, закончили в субботу вечером.

Св. Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения – «во утрий день, иже есть по пятце», т.е. в субботу. Первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и просили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «помянухом, яко льстец (обманщик) Он рече еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третьяго дне: да не како пришедше ученицы Его нощию, украдут Его, и рекут людем: воста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя» (и будет последний обман хуже первого). «Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» – проповедь о Нем, как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боятся больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат им сказал: «имате кустодию», т.е. стражу, «идите, утвердите, якоже весте». В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» – они пошли и приняли все меры для безопасности гроба, припечатав гроб, т.е., вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять.

Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не думая, подготовили неоспоримые доказательства Его преславного воскресения из мертвых.

    Великая Суббота. В этот день воспоминают телесное погребение Христа - Великая Суббота это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Погребение - Традиционные военные похороны Морские похороны Пакистан Похороны обряд по … Википедия

    Погребение графа Оргаса - … Википедия

    ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ - по обряду Православной Церкви, тело умершего мирянина омывается, тело священника обтирается губкой, напитанной елеем, а тело монаха водой. Затем умершего одевают в чистые, если возможно, новые одежды и полагают в «саван» (белый покров), в знак… … Русская история

    Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умерший одевается в чистые одежды,… … Православный энциклопедический словарь

    Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды,… … Православие. Словарь-справочник

    Сошествие Христа в ад - (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую… … Википедия

    Воскресение Иисуса Христа - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскр … Википедия

    Искушение Христа - «Искушение Христа» (Хуан де Фландес, XVI век) Искуше … Википедия

    Воскресение Христа - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства. Содержание 1 Пророчеств … Википедия

Книги

  • Путь Христов , . Книга «Путь Христов» - это подробное описание земной жизни Спасителя, от Его рождения в Вифлееме и до крестной Голгофы. Впервые выпущена в свет в 1903 году в качествеприложения к журналу… Купить за 511 руб
  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин…

Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

Мастерская Андрея Рублева , Public Domain

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Погребение

Евангельское повествование

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. 27:57-66)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка
(Мк. 15:42-47)
И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть перед субботою, - пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки
(Лк. 23:50-56)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном, где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна
(Ин. 19:38-42)
После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.

Участники погребения

Александр Андреевич Иванов (1806–1858) , Public Domain

Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов, меньше рисковали подвергнуться аресту:

  • Иосиф Аримафейский (богатый человек, «знаменитый член совета », тайный ученик Христа): испросил у Пилата тело Иисуса для погребения, купил плащаницу, предоставил свою новую гробницу;
  • Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских », тайный ученик Христа): принёс благовонный состав из смирны и алоя, чтобы умастить тело Иисуса (упоминается только Иоанном);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Иосиева (у Матфея - другая Мария ): по мнению ряда богословов (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский) это Богородица: «Мария, мать Иакова и Иосии есть Пресвятая Богородица, поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть мачехою детей его ». При этом также существует мнение, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери.
Николай Николаевич Ге (1831–1894) , Public Domain

Апокрифические сказания

Евангелие от Петра

В апокрифическом «Евангелие от Петра», написанном в первой половине II века, единственным участником погребения Иисуса выступает Иосиф Аримофейский:

«И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнёс в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа».

Евангелие от Петра (6:21-24)

неизвестен , Public Domain

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и об её опечатывании, повторяя тем самый рассказ евангелиста Матфея. При этом называется имя центуриона, направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин, участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём.

Евангелие от Никодима

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении.

anonimous , Public Domain

Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

«И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворённой, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа».

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»

В старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом ».

Mattana - Mattis , GNU 1.2

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына: она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

«О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего».

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное… ». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы », читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание»).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых » упоминается Иоанн Богослов. Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

В исламе

Ислам, почитая Иисуса как пророка Ису, считает, что он не был убит, а следовательно и не был погребён. В Коране (сура 4 «Женщины ») об этом говорится так: «Аллах покарал их… за их слова: „Воистину, мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха “ (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознёс его к себе…».

неизвестен , Public Domain

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем. Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет, а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине.

Пророчества о погребении Христа

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Богослужебное почитание

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели. Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры, начиная с его самой ранней апостольской редакции, а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский Символ веры («распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям »).

В Православной церкви

В Православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад). По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений ».

Вынос плащаницы

Вынос плащаницы, плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной для неё «гробнице», которую по традиции украшают цветами. Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Данные действия символически повторяют погребение Христа, описанное в Евангелиях.

После вечерни перед плащаницей совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» - песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Церковная утварь

Некоторые используемые в Православной церкви предметы, символически связываются с погребением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Антиминс - плат с зашитыми частицами мощей, без которого невозможно совершение литургии. На нём изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс освящается по особому чину только епископом.
  • Престол - символизирует собою Гроб Господень, а также и самого Иисуса Христа, лежащего во гробе. При освящении престола углы его верхней доски (трапеза ) в местах соединения со столпами заливаются воскомастикой (сплав воска, мастики, толчёного порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана). Эти вещества, по толкования Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов ».
  • Дискос - символически изображает гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа, а также Вифлеемские ясли.

В Католической церкви

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы. В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню », во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. В начале процессии предстоятель богослужения выставляет Дары на алтарь и совершает каждение, затем закрывает дароносицу специальной белой вуалью, символизирующей плащаницу, в которую было завёрнуто Тело Христа при погребении. Во время процессии хор без сопровождения музыкальных инструментов исполняет песнопения о Страстях Христовых.

Погребение Христа - заключительное, четырнадцатое стояние богослужения Крестного пути, проводящегося в дни Великого поста и, обязательно, в Великую пятницу.

И католики, и православные согласны с тем фактом, что Иисуса распяли в Иерусалиме накануне праздника Пасхи по приговору синедриона. Достаточно раскрыть Новый Завет, чтобы ознакомиться со всеми этапами суда над Иисусом, распятием на горе Голгофе и погребением в выдолбленной в скале пещере. Оглашение приговора происходило перед дворцом римского наместника, а дорога к месту распятия вела на окраину тогдашнего города. Лобное место находилось в той незаселенной его части, которая возвышалась над Иерусалимом.

Скальный склеп Иосифа Аримафейского

Считается, что и могила располагалась поблизости. Евангелия гласят, что скальный склеп принадлежал Иосифу Аримафейскому и был им приготовлен для собственного погребения. Но не сложилось, Иосиф пожертвовал свой склеп распятому Учителю. Именно в этом склепе и происходили чудеса, которые увидели последователи Иисуса: женщины, еще недавно увивавшие его тело погребальным саваном и умащавшие его маслами, вдруг увидели, что склеп пуст, а саван лежит на камен ном ложе. Иными словами, тело исчезло. Иисус воскрес и покинул последний приют. Навсегда.

В 326 году византийскому императору Константину потребовалось срочно обзавестись христианскими святынями. Иерусалимским христианам был дан однозначный приказ: срочно найти Голгофу и пещеру. Они и нашли. Правда, римляне успели пещеру засыпать, замостить площадку камнем и возвести в 135 году храм Афродиты с языческим жертвенником.

Первый христианский император распорядился вернуть все в первозданное состояние: храм снесли, над пещерой, от которой мало что осталось, возвели храм Гроба Господня. Перед Константином отчитались. Тот был счастлив.

С той поры верующие обрели округлое углубление в камне, куда, по их мнению, вставлялся крест, на котором был распят Иисус, остатки неизвестного склепа, мгновенно ставшего главной святыней христиан, и даже огромный округлый камень, закрывавший некогда вход в пещеру, который получил имя «камня, отваленного от двери гроба». В каком виде была христианами обретена пещера и имелся ли там сей камень, современники не сообщали. Главное, что они теперь обладали всеми необходимыми святынями - вплоть до гвоздей и Креста Животворящего, хотя с момента казни Иисуса прошло уже 300 лет. Насколько историческая Голгофа соответствует найденной - об этом тогда никто не думал. Но прошли века.

Мусульмане и пророк Иса

Мусульмане, которые считают Иисуса не Сыном Божиим, а обычным пророком, и которые поклоняются ему как пророку, ни в какое распятие и чудесное воскрешение не верили. К христианскому храму и могиле, которые достались им после завоевания Иерусалима, относились безо всякого пиетета. По одним арабским легендам, озлобленные иудеи действительно собирались распять Иисуса, и им даже показалось, что они его распяли, но на самом деле Аллах взял своего пророка на небеса живым. Следовательно, никакого креста, никакого распятия, никакой смерти и - само собой - никакого погребения не было. По другим арабским легендам, Иисус не был казнен на кресте, а бежал из Иерусалима и прожил долгую жизнь пророка. Женился, родил детей, имел множество учеников. А потом умер собственной смертью, был оплакан любящими его людьми и с почетом погребен. Местом погребения они называли то Индию, то Турцию. Тут легенды никак не сходились - на то они и легенды.

Так что в мусульманской части Индии (Кашмире) появилась своя достопримечательность -гробница Роза-бал в Шри-нагаре. Правда, почему-то тамошнего Иисуса звали Юз Асаф, но жители Шринагара объясняют это просто - он ведь был беглец, нелегал, не мог своего истинного имени раскрыть. Надпись над входом знает его под этим именем, а название святыни Роза-Бал означает просто «гробница пророка». Имеется аналогичный памятник и на турецкой горе Бейкос, недалеко от Стамбула. Тамошняя достопримечательность называется по-местному могилой святого Юши, то есть святого Иисуса (Иешуа). Это довольно большой комплекс, длиной 17 метров и шириной 2 метра. Самой гробницы, то есть склепа, там нет. Но есть зато два огромных округлых камня, один из которых с дырой посередине. Некоторые считают, что в эту дыру вставляли крест. В древности туда помещали копье, которым проткнули бок Иисусу. Очень похоже, что когда-то это было место, священное для христианской общины, которая потом была уничтожена. Вероятно, тамошние христиане инсценировали новозаветные события, создав собственную Голгофу и собственную гробницу. Ведь до турецкого завоевания в этих местах жили византийцы. И уж они-то ни в коем случае не были мусульманами!

В саду у Голгофы

Но что Турция! Что Индия! Что следы Иисуса на Тибете! «Могилу» Иисуса покажут вам и в далекой Японии. Тамошние кланы Такенучи и Савагучи из городка Шинго покажут ее вам на местном кладбище. До 1935 года эту странную могилу от всех прочих отличала лишь надпись на надгробной плите: «Иисус Христос, основатель рода Такенучи». Современные потомки Иисуса из Шинго расскажут вам, что в незапамятные времена Иисус бежал из Иерусалима и добрался до Японских островов. Здесь он осел, обзавелся женой, родил троих детей и умер в возрасте 112 лет. История жизни Иисуса, его скитаний по Индии и Сибири и долгой счастливой жизни в Стране восходящего солнца записана, как утверждают «наследники», в древних свитках, возраст которых 1500 лет. Правда, свитки, которые Такенучи и Савагучи могут показать, переписаны 200 лет назад, когда в Японии стало распространяться христианство. А более старых не сохранилось, что наводит на вполне понятные умозаключения...

Но не надо забираться так далеко на восток от Иерусалима. В самом городе тоже имеется несколько гробниц, где мог быть погребен Иисус. Первая и самая знаменитая связана с альтернативным адресом Голгофы. В XIX веке английский генерал Чарльз Гордон, который, как и все люди той эпохи, отлично знал Новый Завет, задумался, насколько соответствует современное расположение Голгофы географии Иерусалима I века. Перечитав священные тексты, он заявил, что император Константин ошибся. Могила Иисуса была расположена в саду, но вокруг Константиновой Голгофы никакого сада никогда не было. Зато он нашел идеальное место, где есть гора, на которой распяли Христа, и сад, где его погребли. Место это с тех пор так и называется «Голгофой Гордона».

Однако через столетие археологические изыскания дали сразу несколько гробниц, каждая из которых могла бы быть местом последнего упокоения Иисуса. Одна из них была открыта во время строительства в Тальпиоте в 1980 году. Во время рытья котлована неожиданно обнаружили древнее захоронение, и сразу же место рабочих заняли археологи. Они вскрыли склеп и нашли там десять сосудов I века с костями мертвецов. На погребальных оссуариях имелись весьма интересные имена: Мария, Матфей, Иисус, Иосиф, еще одна Мария, Иуда (сын Иисуса)... Режиссер Джеймс Кэмерон так вдохновился этими именами, что снял фильм «Потерянная гробница Иисуса», в котором заявил однозначно, что археологи нашли семейный склеп Христа.

Впрочем, археологи к выводам Кэмерона отнеслись скептически. Подобные гробницы в Иерусалиме находили и до этого. И там тоже имелись Иисусы, Иосифы, Марии, Иуды... Был даже Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса. Все просто. В те времена эти имена были самыми популярными! Только вряд ли хоть один оссуарий принадлежит тому самому Иисусу. И по самой простой причине: внутри этих сосудов имеются, извините, части скелета, то есть кости. А тот Иисус, в которого верят христиане, как известно, воскрес и был облачен плотью. Проще говоря: в его склепе не может быть никаких костей. Да и вообще ни в какой оссуарий тело Иисуса не попало. Так что все это не те, не те могилы...

Немногие даже из числа верующих знают, что помимо того Гроба Господня, за право обладать которым столь яростно сражались крестоносцы, в Иерусалиме существует и так называемый "альтернативный" Гроб или протестантская Гробница Иисуса, иначе называемая Могилой в саду, а также Голгофой Гордона.

История этого места такова.

В 1882 г. бравый английский генерал Чарльз Гордон разглядывал в бинокль со стены Старого города окрестности и вдруг обратил внимание на холм, по форме напоминавший череп.

Генерал, конечно, знал, что название Голгофа буквально означает "череп" (от арамейского "гулголет") . Знал он и то, что лет за пятнадцать лет до него археолог Конрад Шик обнаружил на этом холме высеченную в скале гробницу и остатки ухоженного сада, явно принадлежавшего богатому человеку. В голове генерала одно мгновенно сложилось с другим: Голгофа, сад, захоронение, ибо в Евангелии сказано: "На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41); принадлежал этот сад богачу Иосифу из Аримафеи, который и похоронил снятого с креста Иисуса в своем саду. Между тем возле традиционной Голгофы в храме Гроба Господня следов сада обнаружено не было, Так родилась версия о захоронении Христа в Могиле в саду.

Голгофа Гордона находится неподалеку от Шхемских (или Дамасских) ворот (северный участок стены Старого города). В начале I века здесь была каменоломня, которая вместе с тем использовалась для казни через побивание камнями. Ныне рядом с ней располагается арабский автовокзал. Вид "Горы-черепа" тоже изменился — теперь сходство не такое явное: "глазницы" остались, но исчез "рот".

От ворот нужно перейти улицу и идти вдоль этого красивого здания — школы Шмидта.

Через полтораста метров табличка укажет дальнейшее направление.

За поворотом уже совсем близко.

В настоящее время Могила в саду находится под защитой и попечением независимого Британского благотворительного фонда "Общество Сада с Гробницей". Надо заметить, что Англиканская церковь хранит по этому поводу гробовое молчание.

При входе у вас вежливо осведомятся, откуда вы, и выдадут путеводитель. Есть и на русском языке. Вход бесплатный, хотя никто не возбраняет что-нибудь пожертвовать.

Путь к могиле — длинная, извилистая тропинка, петляющая по саду. Поначалу она выводит на Голгофу Гордона.

В то время, когда я вошел в сад, он был полон негров, которых понавезли белые миссионеры. Возле Голгофы один из них читал проповедь (или лекцию).

От Голгофы нужно вернуться и, завернув за угол здания с красной крышей, пойти на север.

Эта тропинка приведет к водохранилищу. Горловина его теперь накрыта.

Это — самый большой в Иерусалиме резервуар для хранения воды, вмещающий 900 тыс. литров. Считается, что он существовал уже до начала н.э.

Рядом с ним находится хорошо сохранившийся винодельный пресс также иродианской эпохи.

Он был раскопан в 1924 году и является одним из крупнейших сооружений в своем роде на земле древнего Израиля.

Эти находки свидетельствует о том, что владельцем этого сада являлся весьма состоятельный человек, возможно тот самый Иосиф из Аримафеи.

Наконец, идем к захоронению.
Попасть туда было чуть легче, чем в Мавзолей.

Руководил процессом какой-то клоун, видимо глава туристической группы.

К сожалению, гробница была завалена во время землетрясения в начале ХХ в., так что вход в нее раньше выглядел по-другому. Одновременно там с трудом могут находиться 4-5 человек. Но каменное ложе сохранилось, правда, оно так близко, что объектив фотоаппарата его с трудом берет.

Некоторые негритянки перед тем, как войти внутрь, впадали в натуральную экзальтацию, пели псалмы и какие-то песнопения. И вдруг негритянская тургруппа схлынула, как волна, сад опустел. Войди я туда в это время, то подумал бы, что это — самое необитаемое место в Иерусалиме.

Итак, еще раз основания, по которым данное место считается гробницей Иисуса:

1. Голгофа находилась вне черты города, возле оживленной дороги (из Шхемских ворот дорога ведет в Дамаск).
2. Сад принадлежал богатому человеку.
3. Гроб высечен из цельного камня и не являлся пещерой, образовавшейся естественным путем "...и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф. 27:59-60).
4. Он был запечатан большим дискообразным камнем, о чем свидетельствует желоб за внешней стеной.
5. Внутри места оплакивания должно было быть место для нескольких скорбящих "...первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса... То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам" (Лк. 24:1-4, 10).
6. Место погребения находится справа от гроба: "И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду..." (Мк. 16:5) и его видно с улицы: "И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб" (Ин. 20:5).
7. В раннем Средневековье здесь предположительно находилась церковь, о чем свидетельствуют два высеченных креста на стене, один из которых теперь находится внутри гроба.

Ныне с вершины холма мусульмане стреляют из пушки в ознаменование окончания священного месяца Рамадан. С этого же места, по их мнению, должно начаться воскресение мертвых перед Страшным судом (рядом — престижное арабское кладбище).