PET SHOP BOYS — история песен «It’s A Sin» (1987), «Heart» (1987), «Go West» (1993) и «Can You Forgive Her?» (1993). Биография Pet Shop Boys Pet shop boys биография

- Нил, всё же какое направление вы исповедуете: кто-то причисляет вас к поп-исполнителям, кто-то - к транс...

Пожалуй, нас можно отнести к поп-исполнителям. Но за свою историю мы постоянно совершенствовали и меняли свой стиль. Сравните наш последний альбом Super и наш дебютный альбом Please, и вы сразу поймёте, что они очень сильно отличаются по звучанию. На нас оказывает влияние современная транс-музыка. В то же время у нас выработался свой собственный стиль.

- А вас не оскорбляет, что многие причисляют вас к ретро?

Терпеть не могу, когда меня называют "ретро". Уж лучше "винтаж", но только не "ретро". Или вот ещё вариант: "легендарный", как вам?

- Но всё же ваша самая знаменитая песня была написана и правда давно...

Go West была написана группой Village People в качестве своеобразного гимна гомосексуалистов и посвящена тому, как в 70-е годы многие геи переезжали в Сан-Франциско. Мы же записали её лет 15–16 спустя. Она приобрела элегический оттенок - люди стали размышлять на тему "мечты всех геев", которую омрачила эпидемия СПИДа. Когда мы сделали версию, то постарались отобразить как светлые, так и тёмные тона композиции. То обстоятельство, что её часто сравнивают с гимном СССР, - это всего лишь совпадение, о котором мы совсем не догадывались на тот момент. Мы приехали в Москву, чтобы принять участие в съёмках для MTV. И тогда мы поняли, что "движение на запад", изначально в Сан-Франциско, - для России в тот момент означал экономические перемены, переход от коммунизма к новой системе - то есть фактически "уход на Запад".

- Пять раз Pet Shop Boys были номинированы на "Грэмми", но ни одной статуэтки вам пока так и не досталось. Обидно?

Меня это совсем не беспокоит. Знаете, Дэвид Боуи получил "Грэмми" не за какую-то отдельную пластинку, а за общий вклад в музыку. То же - и Нил Янг. В то время как у Стинга, должно быть, их штук 15. Не то чтобы я относился с неуважением к Стингу - просто им нравится расслабленная музыка, вдохновлённая джазом.

- Ваша армия поклонников со временем уменьшается или нет?

У нас много преданных фанатов в ряде стран - Голландии, Германии, Дании. Многие из российских фанатов - геи. Они машут российскими флагами. Мы выступали в России уже, наверное, раз восемь. И мы с радостью возвращаемся сюда и ценим наших российских фанатов. Много лет назад, а именно в 1987 году, когда вышел хит It’s a sin, произошёл первый в истории обмен советских детей, которые приезжали гостить в британские семьи. Когда их спрашивали, кого бы они хотели встретить, они говорили: "Мы хотим увидеть Pet Shop Boys!" - тогда-то мы впервые и повстречались с российскими поклонниками.

- Где вы выступите на этот раз?

На этот раз мы посещаем только Москву. До этого мы были только в столице и в Санкт-Петербурге. Однажды мы бы хотели посетить и другие города, чтобы получить более точное впечатление от России, но пока что мы нигде не были.

- Какими вы видите русских?

Русские - тёплые, дружелюбные, иногда непроницаемые. Но стоит получше их узнать, как вы убеждаетесь, что это очень милые люди.

- Русскую музыку знаете?

Я обожаю российскую классическую музыку - Прокофьева, Шостаковича, Чайковского. А из современных исполнителей никого не знаю.

  1. До Pet Shop Boys Нил Теннант работал музыкальным журналистом, а Крис Лоу учился на архитектора. Впервые они встретились в августе 1981 года в магазине музыкальных инструментов, где Нил покупал детали к своему синтезатору, а Крис разглядывал полки, истерически хохоча. Как раз этот ненормально громкий смех и привлек Нила.

  2. Первоначальным названием дуэта было West End, в честь одноименного элитного района Лондона. На вопрос «Почему группу назвали Pet Shop Boys?» Нил Теннант и Крис Лоу отвечают, что сами они ни в каких зоомагазинах не работали, зато часто весело проводили время в одном из таких лондонских магазинчиков, где работали друзья Криса.

  3. С самого начала своей карьеры друзья определили, что будут играть электронную музыку, опирающуюся на итало-диско и электро. Так что неудивительно, что особенное влияние на звучание группы оказали Джорджио Мородер, Kraftwerk, Бобби Орландо, New Order и нью-йоркская клубная музыка.

  4. В первое турне дуэт отправился спустя 8 лет после своего основания, в 1989 году. К настоящим концертам группа готовилась долго и тщательно, в результате чего их некогда статичные выступления превратились в театрализованные шоу с декорациями, переодеваниями, танцорами и прочим. Концерты прошли в Гонконге, Японии и Великобритании.

  5. В 1993 году Pet Shop Boys выпустили альбом Very, который многие считают шедевром «евродэнса» того времени. Съёмки международного альбомного хита Go West частично проходили в нашей столице, где музыканты были запечатлены шагающими по Красной площади (в Москве Pet Shop Boys оказались по приглашению на открытие телевещания MTV в России; группа разъезжала по городу в бывшем лимузине Михаила Сергеевича Горбачёва).

  6. За свою карьеру Pet Shop Boys сделали множество каверов на композиции других известных музыкантов, причём некоторые из этих версий стали популярнее оригиналов, например каверы на песни Элвиса Пресли Always On My Mind и Village People Go West.

  7. Pet Shop Boys известны плодотворным сотрудничеством с другими музыкантами: Дасти Спрингфилд, Лайза Минелли (в 1989-м они целиком написали и записали для неё альбом Results), поп-группа Eighth Wonder (композиция I’m Not Scared), Робби Уильямс (песни No Regrets и She’s Madonna). В 1990-е годы Pet Shop Boys стали делать ремиксы на композиции других исполнителей: Blur — Boys And Girls, Дэвид Боуи — Hallo Spaceboy, Йоко Оно — Walking on the Thin Ice, Rammstein — Mein Teil, Мадонна — Sorry, The Killers — Read My Mind и так далее.

  8. Названия композиций Pet Shop Boys тяготеют к двум полярным полюсам: это либо краткие минималистичные заглавия (Rent, Before, Minimal), либо, наоборот, длинные названия-предложения (You only tell me you love me when you’re drunk, This must be the place I waited years to leave, I don’t know what you want but I can’t give it anymore, где вопреки практике музыкальной индустрии в названиях песен с заглавной буквы пишется лишь первое слово); также часты названия-вопросы. Интересно, что альбомы также имеют однословные названия: Please, Release, PopArt и другие.

  9. Pet Shop Boys также особенное внимание уделяют моде, которая не только находит свое отражение в повседневной одежде музыкантов, но и является неотъемлемой частью их сценического имиджа. Роль денди отводится Теннанту, в то время как Лоу предпочитает полуспортивный стиль (бейсболки и кроссовки) и проецирует на себя отстранённый образ, усилить который ему также помогают модные солнцезащитные очки, которые он почти не снимает с начала 90-х.

В эти самые минуты, когда вам стало до того уютно и безмятежно, что вы разрешили себе почитать про стародавний британский дуэт, 30 лет поставляющий музыку для танцполов, в Эдинбургском университете собрались профессора из Лондона и Осло, чтобы прочесть свои доклады в рамках двухдневного, с жестким графиком с 9.30 до 22.00, симпозиума, приуроченного к 30-летию выхода первой пластинки Pet Shop Boys «Please». Мы не подсматривали за профессорской элитой. Просто настало время изучить структуру цемента, который скрепил связь времен в тридцатилетие самых интенсивных перемен, что выпадали человечеству.

Пока мы на таких скоростях и при такой турбулентности, неслись в будущее, о каком не просили, с нами всегда было что-то, что не давало сойти с ума. После прохождения еще одной черной дыры нас, как после самой отчаянной ночи - электрический свет за занавесками дома нашего детства, дожидалась новая пластинка Pet Shop Boys. И, как дома, пока нас носило, произвели ремонт и апгрейд, у пластинки был актуальный саунд, а у песен - слова, впервые возникшие в утренних новостях. Но свет мелодии оставался теплым, ровным, портвейн эмоций был охлажден до нужной температуры. Мир меняется, и мы вместе с ним, работу никто не отменял, завтра предстоит непростой денек - но именно поэтому не самое ли время спокойно поговорить о чем-нибудь действительно важном, о любви, или, словами Кики из фильма Альмодовара, «не про Ирак и про Сараево - про нас с тобой». И обязательно - размяться на дискотеке.

«West End Girls», 1985

Песни Pet Shop Boys - не пилюля от реальности. Приверженцы понятного эстрадного стихосложения, танцевального ритма и диджейских приемов заводить слушателей, Pet Shop Boys ни разу не впадали ни в крайность, высмеянную еще Аллой Пугачевой: «Было все у нее как надо: пела песни на эстраде про луну и про соловья», ни в наркотический угар долбежки по рецепторам. По словам Нила Теннанта, вокалиста и автора текстов, «подбирать саунд под определенный наркотик, чтобы сносило крышу от их комбинации, это, конечно, тоже дело, но музыка, которая работает в паре с наркотиком, а без него не заводит вовсе, будет неполноценной». Социальная горечь и даже сиюминутная политическая критика, помноженные на полученное Теннантом историческое образование, запалила уже их первый хит - 20 недель продержавшихся на верхушке билбордовского хит-парада в 1986 году «West End Girls» с их дотошной картиной самочувствия неблагополучных лондонских пацанов; на вопрос, как далеко это может их завести, песня отвечает словами «от Женевского озера до Финляндского вокзала», кивая на путь Ленина к революции. 16 лет спустя, в 2002 году, эти ребята вернутся в лирику Pet Shop Boys в песне «London» уже русскими солдатиками, дезертировавшими в Англию из Крыма: «Мы ищем работенку типа махинаций с кредитками. А что вы от нас хотели? Мы же не местные. На вас тут пашут, а мы натасканы суметь за себя постоять».

«London», 2002

Российская история в силу своей особой перекособоченности и осуществленного антибуржуазного порыва особенно интересует Pet Shop Boys, даже создавших Эйзенштейна. В 1990 году, когда в разваливавшемся СССР впервые отменили парад на Красной площади по случаю годовщины революции, они отозвались «Октябрьской симфонией» («My October Symphonie»), герой которой - человек, привыкший всю жизнь маршировать в этот день, - делился своей очень тогда понятной нам, как будто подслушанной растерянностью и в итоге испугом: «И что же, все эти годы нас не спасала даже наша правота? Так мы, выходит, были такие храбрецы…»

На политическую демагогию по другую сторону Атлантики уши Теннанта настроены не менее тонко: стоило, готовя войну в заливе, президенту Бушу позаимствовать фразы и образы из черчиллевских провоенных речей, Pet Shop Boys выпустили «DJ Culture», где провели аналогии между современными политиками, пользующимися риторикой предшественников, и диджеями, включающими в треки семплы чужих старых записей. Что касается родины, то пацанам достаточно бросить один взгляд из-за занавесок, чтобы пригвоздить антигуманный капитализм одной фразой, как в «To Step Aside» («Отойти в сторонку», 1996): «На площади внизу рабочие терпеливо выстаивают в очередях, чтобы рыночная экономика обеспечила им то, в чем до сих пор отказывала история, за какой-нибудь иной судьбой, чем подолгу работать и все время ждать».

«To Step Aside», 1996

Помимо того что это всегда точные и остроумные наблюдения, достойные высокооплачиваемого политического колумниста, в них никогда не сквозят ни превосходство, ни нытье, ни «А гори оно все пропадом!», ни «А давайте их всех уроем!» - то, на чем строит свои баррикады, так предсказуемо обрачивающиеся модными подиумами, рок-музыка.

Если Pet Shop Boys что-то хронически поливают презрением, так это ее; в песне с их грядущей пластинки «The Pop Kids», ностальгическом треке о дискотеках 1990-х, даже есть слова «Мы были молоды, но воображали себя такими утонченными, рассказывая всем и каждому, что рок слишком переоценивают». Механизм помпезного рок-идола Pet Shop Boys, если кому интересно, разобрали по винтикам в песне «How Can You Expect to Be Taken Seriously?» («Как ты можешь ждать к себе серьезного отношения?», 1990), а суть рок-музыки спрессовали в композиции «How I Learned to Hate Rock-n-Roll» («Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл», 1996): «Один провозглашает очевидные вещи, другой глумится надо всем, что ты любишь, третий воспевает дурные манеры, чувства притупились, страсть выдохлась».

«How Can You Expect to Be Taken Seriously?», 1990

Вокалист раскладывает грустные мысли по ячейкам выложенных в стройной последовательности эстрадной песни нот, как ясным бодрящим утром в кафетерии продавец раскладывает по витрине пирожные в ожидании посетителей. Гитарист не срывается на запилы - аранжировщик соблюдает ритм танца, чеканной походки, ведомого уверенной рукой автомобиля, вводя семплы полицейских сирен, клаксонов, дамских каблучков, чтобы услышать будни города как танец. Это - жизнь, она горька, но это - жизнь.

Pet Shop Boys за 30 лет ни разу не предлагали утешения в сказках про загробные утехи или выигрыш в Монте-Карло. Не предлагают они и вопить дурниной «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Их взгляд критичен. Их герой интеллектуально подкован: среди персонажей, к которым апеллируют строки их песен, Гарольд Пинтер («Up Against It», 1996), Бернардо Бертолуччи («A Certain Je Ne Sais Qoui», 2012) и Карл Маркс («Love Is a Bourgeois Construct», 2013), - и при этом совсем не синий чулок, чтобы не подхватить на полуслове беседу о таблоидах: «Как Лиз перед Бетти, как Она после Шона: сначала потерян, потом - возрожденный» («DJ Culture»). Собственно, эта эрудированность и является залогом самостоятельного мышления такого героя, а с ним - стоицизма. Pet Shop Boys наблюдают несовершенства общества, от технических гаджетов до политических перестановок, с позиции человека опрятного, собранного, заинтересованного и при этом оснащенного тем прекрасным, перешедшим к нам в наследство от животного мира винтиком, который толкает разминать ноги, расправлять плечи, жестикулировать, преследовать и убегать, собираться в кулак и производить впечатление. За этот винтик отвечает четкий танцевальный ритм, которым прошиты мелодии, обогащенные знанием музыкальной культуры от Перселла до ельцинской эстрады; те самые «Че Гевара и Дебюсси, положенные на диско-бит», как описали свое кредо сами артисты в их ранней «Left to My Own Devices» («Предоставленный самому себе», 1988).

«Left to My Own Devices», 1985

Разумеется, персонаж и слушатель Pet Shop Boys - человек чувствующий, и ему нужна любовь: а без потребности в любви и сексе, как пел Бернес, «тут ничего б и не стояло». Уже на первой своей сорокапятке в песне «A Man Could Get Arrested» (1985) парни показали, как выматывает душу нерешительная болтовня, когда нужно просто собрать манатки и начать жить вместе: «Сколько еще ты собираешься сидеть тут и болтать со мной? У тебя куча проблем и раздвоение личности. Тебе нужно проконсультироваться с врачом, прежде чем наша любовь пройдет проверку. Сколько можно? Так и в тюрьму угодить недолго!»

Конечно, диско-бит первозданно прекрасен, как топот на лестнице пацана, только что закончившего учить уроки и бросившегося на улицу. Когда ты просто вышел на охоту в паб и «довольно с меня выпивки, и бокса с меня хватит - я хочу любовника» («I Want a Lover», 1986) или уж тем более когда «промозглый выпал вечерок, мне требовалось пропустить пару стаканчиков, а там - ты, и я знал, что мне полюбится твоя любовь. А ты видел, что я готов? Что, так заметно было? Просто, в какой-то момент остались только мы вдвоем. Вот и не верь после этого в судьбу - ведь она вот так предоставила мне тебя» («Did You See Me Coming?», 2009). Или когда Pet Shop Boys любуются, как танцуют в лунном свете дальнобойщик с его сменщиком в одноименной песне 1995 года («The Truck-Driver and His Mate»).

«Did You See Me Coming», 2009

Хотя сами парни придерживаются той здоровой и единственно правильной позиции, что люди сами выбирают быть счастливыми («Happiness Is an Option», 1999), на свете всегда было и остается полно придурков, которых пришедшее счастье пугает своей окончательностью. Такие и образовав пару продолжают поиск, который обречен оставаться порожним, превращая в ад и жизнь любимого, и собственную. Свою самую первую песню Pet Shop Boys сочинили в 1982 году как раз об эффектах подобного поведения, но до пластинки «Jealousy» («Ревность») дошли только 8 лет спустя. Самому муторному из чувств подобает величественная аранжировка. Героический человек, который, вместо того чтобы плюнуть на необязательного любовника, проводит бессонную ночь, когда любимый не перезвонил, достоин фанфар. Если выстроить песни Pet Shop Boys по типам персонажей, то самой обширной галереей станет, пожалуй, галерея таких стоиков, один из которых надеется, что любимый оставит свои сексуальные крестовые походы («I Don’t Know What You Want But I Can’t Give It Anymore», 1999), другой - эта проблема, судя по чартовой позиции, особенно актуальна - терпит типа, который по пьяни от него не отлипает, а протрезвев, воротит нос («You Only Tell Me You Love Me When You’re Drunk», 1999).

Из этих песен сами Pet Shop Boys - и это редкий случай, когда Теннант и Лоу сходятся во мнении - предпочитают «The Way It Used to Be» (2009) про старую беззаботную любовь, рассосавшуюся потому, что разошлись дороги, о возрастной меланхолии одного и надежде все вернуть другого и о необходимости собраться с духом и все-таки посмотреть: что остается от любви? В этой песне песни в каких-то совершенных дозах и формах встретились беспокойство, утрата и решимость - три кита, на которых стоит человек.

«The Way It Used to Be», 2009

Ведь что печально: все политические козни, гримасы социальной несправедливости, ошибки любимых, как показывают песни Pet Shop Boys, можно переждать, они пройдут, «это просто ветер подул» («Only the Wind», 1990). Только, увы, то же самое можно сказать о любом из наших чувств, включая любовь. У Pet Shop Boys есть несколько песен, где герои оказываются на похоронах («Your Funny Uncle», 1989; «Survivors», 1996), но, возможно, самая программная для всего их подхода вещь вдохновлена таким культурологически-вульгарным событием, как похороны принцессы Дианы.

«After the Event», 2009

Там, где наложили эстетическую кучу все маститые исполнители, эти двое оставили танцевальный шедевр на все времена и полностью лишенный слепого пафоса гимн жизни. Песня называется «After the Event» («После мероприятия», 2009), и она про то, на чем, вообще-то, стоит этот мир, а иначе б он развалился. Он, мир, потому-то 30 лет и слушает этих ребят, потому что, с доброжелательным любопытством наблюдая и отражая все его перемены и сложности, утверждают ту единственно верную истину, что: «Порой можно так расстроиться, что не расслышишь смеха, а то и воспримешь его как угрозу. Но все иначе после, после мероприятия: вот ты уже и улыбаешься, счастливый быть здесь».

Новый альбом Pet Shop Boys «Super» выйдет 1 апреля. Вот как звучит одна из первых песен - «The Pop Kids».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Pet Shop Boys

По трагическому стечению обстоятельств, Pet Shop Boys у нас всегда считались долгоживущим аналогом Modern Talking, хотя в Англии к Крису Лоу (Chris Lowe) и Нилу Теннанту (Neil Tennant) относятся с куда большим уважением. Вся альтернативная богема - их друзья, культовый режиссер Дерек Джарман снимал им клипы, на их альбомах звучит гитара Джонни Марра из The Smiths, их следующий диск, по слухам, будет продюсировать Брайан Ино, а Дэвид Боуи и Blur отдают им песни для ремиксов. Столь элитарное окружение не мешает синглам Pet Shop Boys безвылазно торчать в хит-парадах, а самим «мальчикам» - отвергать малейшие попытки выставить их постмодернистами. Но дуэт воспринимается отлично на любом уровне - и как изысканное издевательство, и как мелодичное диско с неглупыми текстами. Pet Shop Boys образовались в 1981 году, когда музыкальный журналист Нил Теннант и студент архитектурного колледжа Крис Лоу повстречались в музыкальном магазине на улице King"s Road. Нилу уже стукнуло 27, Крис был на пять лет моложе.

После нескольких безуспешных прослушиваний на них обратил внимание знаменитый диско-продюсер из Нью-Йорка Бобби Орландо. С ним «мальчики» и создали свой первый сингл «West End Girls». Эта пластика не имела ни малейшего успеха, равно как и следующая, «Opportunities». Тем не менее, Pet Shop Boys удалось заключить контракт с EMI, и, переработанная Стивеном Хогом (который позже прославится своим сотрудничеством с пост-панками Siouxsie и James), версия «West End Girls» внезапно становится суперхитом, заняв первые места в Англии, Штатах и еще полдюжине стран. В 1986 году выходит дебютный альбом «Please», в следующем - самая, наверное, известная их песня «It"s A Sin», и о Pet Shop Boys начинают говорить как об одной из самых интересных групп 80-х. Дуэт привносит в поп-музыку новый имидж и открывает у изъезженного уже тогда вдоль и поперек диско новые, неведомые грани. Как выяснилось, и танцевальная музыка может быть умной и даже мрачноватой. Отстраненный, без эмоций, вокал Нила Теннанта, минималистские и гипнотические ритмы Криса Лоу лишь на первый взгляд казались серыми и бесцветными, но при более близком рассмотрении вдруг расцветали всевозможными красками и затягивали слушателя в совершенно особый мир, из-под гиблого очарования которого оказывалось не так-то легко вырваться. Концепция группы возникла не на пустом месте, просто Pet Shop Boys адаптировали наработки своих менее удачливых (но более интересных) предшественников для широкой аудитории. В частности, «меланхоличное диско для умных» манчестерцы New Order изобрели еще в 1983 году, но они слишком дорожили своим статусом альтернативной группы, чтобы бежать за славой и деньгами на МТУ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двусмысленный имидж и заковыристые тексты другие уроженцы Манчестера The Smiths также ввели в обиход еще в начале десятилетия, но Моррисси и Марр оставались верны старомодной гитарной музыке, так что путь на дискотеки им был заказан. Скрестив же последние достижения британского андеграунда с предельной коммерциализацией, Pet Shop Boys добились успеха в хит-парадах, заделавшись параллельно любимцами альтернативной музыкальной прессы. В самом деле, загадка - неотъемлемая часть имиджа Pet Shop Boys. Как столь талантливые музыканты могут играть презренное диско? С какой стати поп-группа пишет такие двусмысленные и ироничные тексты? Кто же они на самом деле, чёрт возьми? Может, просто «умные люди, ненавидящие рок-н-ролл» (дословная цитата одной из песен)? В конце 80-х Pet Shop Boys переживают подлинный расцвет - в золото обращается всё, чего бы они ни коснулись. Старый задушевный шлягер Элвиса Пресли «Always On My Mind» «мальчики» задались целью сделать далеким от оригинала насколько это возможно - и на свет появился разудалый танцевальный сингл, повторивший успех «West End Girls». Звезда 60-х Дасти Спрингфилд давно уже забыла, чем хит отличается от канделябра, но неизвестно где ее откопавшие Pet Shop Boys написали для певицы песенку «What Have I done To Deserve It?», которая вновь вознесла Дасти на вершину чартов. Совершенно неожиданное сотрудничество с Лайзой Минелли выливается в очень необычный и для Лайзы, и для «мальчиков» альбом «Results». В разные годы они сотрудничали также с Тиной Тернер и Боем Джорджем.

На диске «Actually» один из треков записан с Энио Морриконе - мало кто из диско-исполнителей может похвастаться таким стилистическим разнообразием. Но ближе к 90-м мода на диско схлынула, и казалось, Pet Shop Boys разделят судьбу своих коллег по хит-парадам 80-х. Они могли податься в техно, для развития которого немало сделали: «Sound Of Atom Splitting» и ремикс «It"s All Right» с альбома «Introspec-live» - классика эйсид-хауса, но, к счастью, не сделали этого. Потому что оказалось, что им нет нужды гнаться за модой - у Pet Shop Boys сформировалась своя аудитория, состоявшая не только из ветреных завсегдатаев дискотек. Диск 1990 года «Behavior» оказался неожиданно серьезным, в чём-то даже депрессивным. Только песня «So Hard» имела успех, сопоставимый с их прежними достижениями, но этот альбом показал колоссальный прогресс Нила Теннанта как поэта, а музыка «Behavior» оказалась гораздо интереснее и разнообразнее, чем на предыдущих альбомах. Подводя итог десятилетия, в 1991 году Pet Shop Boys выпускают сборник «Discography», продажи которого показали, что интерес к их музыке по-прежнему велик. В альбом вошла еще одна интересная кавер-весия - на этот раз Pet Shop Boys решили позабавиться со знаменитым хитом U2 «Where The Streets Have No Names».

Душевный надрыв и боль за всех страдальцев, свойственные Боно, Нил Теннант подменил своим скучающим безучастным вокалом, в довершение всего перемешав куплеты оригинала с легкомысленной песенкой Энди Уильямса «Can"t Take My Eyes Off You». Турне Pet Shop Boys - событие даже не редкое, а просто исключительное, поэтому рекламная кампания пластинок строится на эффектных видеоклипах, к работе над которыми привлекаются ведущие специалисты этого жанра. Причем к каждому альбому для Криса и Нила разрабатывается новый имидж, костюмы и прически. Самым запоминающимся, пожалуй, стал их облик времен диска 1993-го «Very»: разноцветные комбинезоны и причудливые шлемы. Дизайн пластинок дуэта - тема отдельного разговора, но достаточно сказать, что для трех последних проектов коробочки для дисков изготавливаются специально: оранжевые - для «Very», с голограммой для «Alternative», с тиснением - для «Bilingual». В 90-е Pet Shop Boys, оставшись, по сути, единственной группой предыдущего десятилетия, не вышедшей в тираж, могут уже не заботиться о коммерческом успехе, но по-прежнему играют диско - уже только они одни. Вряд ли теперь на этом основании их можно заклеймить как попсовых однодневок, да и испытание временем они вынесли с честью. Свежий хит Pet Shop Boys, звучащий из радиоприемника - это столь же привычно, как смена времен года.

В последние годы творчество дуэта приобретает всё новые измерения. Появившийся в 1991 году альбом «Electronic» был вовсе не саундтреком к знаменитому советскому телесериалу, а совместной работой вокалиста New Order Берни Самнера и гитариста неоднократно уже упоминавшихся The Smiths Джонни Марра. Как оказалось, эти музыканты не затаили обиды на «мальчиков», с выгодой для себя воспользовавшихся их идеями, а напротив, сохранили к ним самое теплое отношение: в трех песнях звучит вокал Нила Теннанта, на нескольких треках задействован и Крис Лоу. «Electronic» был признан одной из лучших записей наступившего десятилетия, и Pet Shop Boys заслуженно получили свою долю славы. В 1995 году выходит двойной компакт «Alternative», собравший 30 песен с оборотных сторон синглов Pet Shop Boys, и оказалось, что на них-то и скрывались подлинные шедевры, опередившие свое время: тут и музыкальное новаторство («I Get Exited»), и интереснейшие тексты («Miserablism») и даже танцевальная обработка темы из «Трехгрошовой оперы» («What Keeps Mankind Alive»).

Записывая би-сайды, Pet Shop Boys могли не заботиться о коммерческом успехе, и «Alternative» получился сильнее любого их номерного альбома, и именно эти песни, а не помпезные шлягеры, останутся в анналах поп-музыки. Вообще этот столь модный в 90-х прием (помещать на оборотные стороны синглов не запоротый продюсером хлам, а песни, не уступающие лучшим хитам) - именно Pet Shop Boys ввели в обиход еще десять лет назад. А в рупоре британской альтернативы, газете «New Musical Express» как-то договорились до того, что это и есть главный вклад дуэта в мировую культуру. В 90-х они попробовали сделать первый ремикс, причем и к этой проблеме подошли с неизменной иронией: когда бойкая группа Blur выпустила сингл «Girls & Boys», в котором довольно бестактно глумилась над «мальчиками», Крис и Нил не обиделись, а наоборот, предложили свой вариант этой песни, который до сих пор можно услышать по радио. Двумя годами позже, стоило Дэвиду Боуи в кои-то веки записать брутальную и тяжелую композицию «Hallo Spaceboy», Pet Shop Boys не растерялись и сделали танцевальную версию этой вещи, ставшую самым большим хитом Дэвида за последние десять лет. Альбом «Bilingual» увидел свет в 1996 году и заслуженно считается вершиной их творчества. Музыка «Bilingual» одновременно модная и консервативная - Крису и Нилу удалось найти идеальную пропорцию старого и нового.

Диск демонстрирует весь спектр настроения, от эйфории («Se A Vide E») до лютой меланхолии («Discoteca»), и всю палитру стилей: от ортодоксального диско 80-х («Saturday Night Forever») до Electricity - совершенно экспериментальной вещи, которая и на «Alternative» прозвучала бы неожиданно. На пластинке заметно влияние латиноамериканской музыки, а в шести песнях снова звучит гитара Джонни Марра. И вот, московский концерт. Дуэт в России не впервые - еще в 1992 году они сняли на Красной площади видеоклип к «Go West» (советских физкультурников в этом ролике изображал один нью-йоркский гей-клуб в полном составе), а уже в 1998 году наезжали в гости к Брайану Ино в Петербург. Мужской хор на сингле 1997-го «A Red Letter Day» - это хор Московской Музыкальной Академии. Концерт состоялся в Лужниках - зарубежные гастролёры довольно редко выступают там: альтернативные группы сотрясают стены «Горбушки», «живые легенды» посыпают песком сцену Дворца Съездов, совершенно для такого рода мероприятий не приспособленного. Цены на билеты оказались божеские: от 100 до 400 рублей, но аншлага не наблюдалось, хотя партер был забит на редкость плотно.

Публика собралась хоть и предсказуемая, но тем не менее приятная - мидл-класс, студенты, богемная молодежь. Или проще - интеллигентные люди. Никаких маргиналов и малолетних наркоманов, чей слух непосредственно до визита Pet Shop Boys услаждали соответственно Exploited и Scooter. Пришло много иностранцев - как ни странно, Pet Shop Boys крайне редко дают живые представления, и обычно в небольших залах. Концерт задержался почти на час, в течение которого публику баюкали тягучим эмбиентом. Наконец свет погас, и на сцену выбежали Pet Shop Boys в ослепительно белых костюмах, а за ними - две негритянки в черном, одна дородная, другая - хрупкая. Программа стартовала одним из самых знаменитых хитов дуэта, «It"s a Sin». Поддерживая свою репутацию противоречивых и загадочных персонажей, из своего старого шлягера Pet Shop Boys учинили нечто странное: мало того, что ближе к концу песни солнечное диско как-то незаметно сменилось мрачнейшим джанглом, так посередине негритянка, та, что потолще, затянула (голос у нее отменный) «I Will Survive», диско-хит 70-х, прославивший Глорию Гейнор. На последующих номерах публика более-менее расслабилась, как вдруг: «Эту песню мы написали с Дэвидом Боуи пару лет назад», - объявил Нил Теннант, и зазвучал «Hallo Spaceboy», причем с вокальной партией Боуи полная афро-англичанка миссис Сильвия Джеймс справилась вполне достойно, а другая, которая хрупкая, обнажившись, вдруг оказалась... довольно мускулистым мужиком.

Концерт вообще был богат на сюрпризы: например, песню «Rent» (имеющую и без того богатую историю: Лайза Минелли записала ее в оркестровой аранжировке Анжело Бадаламенти, а год назад Нил спел ее дуэтом с Бреттом Андерсоном из Suede), Pet Shop Boys исполнили... в акустике, под одну гитарку. «Модерн Токинг» так не умеют, это точно. Прозвучали и знаменитые кавер-версии: «Always On My Mind», начавшаяся также в акустике, и «Where The Streets Have No Name», встретившая особенно теплый прием публики. Из недостатков концерта можно отметить лишь не лучшим образом отстроенный звук.

Pet Shop Boys отличились неплохими способностями к языку: если группа Nazaret за шесть приездов к нам помимо «спасибо» так ничего и не усвоила, то Нил Теннант знает также «спасибо большой», «до свидания» и даже «я вас лублу». Несмотря на заверения организаторов, что группа приготовила специальную программу для России, Pet Shop Boys отыграли те же самые вещи, что и на летних концертах в Лондоне и Турку (Финляндия), где автору настоящего текста случилось побывать. Причем совпадал не только порядок песен, но и вся постановка шоу целиком. Исполнив в финале концерта новый свой сингл «Somewhere» (обработка темы из мюзикла «West Side Story»), дуэт удалился, но они, конечно же, вышли на бис - не уезжать же из России, не спев «Go West», тем более что и летом они закрывали свои представления этой песней. Заслышав аккорды всенародно любимой композиции, весь стадион повскакивал с мест - Pet Shop Boys покинули сцену триумфаторами. «Аплодисменты, переходящие в овацию. Крики "Ура!". Все встают» - примерно так.

Дискография: Please (1986) Actually (1987) Introspective (1988) Behavior (1990) Very (1993) Relentless (1993) Alternative (1995) Bilingual (1996) Nightlife (1999)Release (2002)

До осени 1981 года жизненые пути Нила и Криса не пересекались и каждый из них жил своей собственной жизнью. Оба они родились в семьях среднего класса, но не смотря на это, это были очень различные семьи.

Neil Francis Tennant

Родился 10 Июля 1954 года в Великобритании, пригороде Ньюкасла - север страны. Старшая сестра - Сьюзан. Двое младших братьев - Саймон и Филипп. Учился в монастырской школе St. Cuthbert"s Catholic Grammar School в Ньюкасле, изучал историю в Polytechnic в Лондоне. Работал редактором в Marvel Comics и журналистом в Smash Hits.

Christopher Sean Lowe

Родился 4 Октября 1959 в Великобритании, Блекпул. Учился в Arnold School и изучал архитектуру в Liverpool University. Является лицензированным архитектором, но по профессии не работал.

До осени 1981 года жизненые пути Нила и Криса не пересекались и каждый из них жил своей собственной жизнью. Оба они родились в семьях среднего класса, но не смотря на это, это были очень различные семьи. Нил начал писать песни в очень раннем возрасте и организовал свою первую группу - Dust, когда ему было ещё 16 лет, после он поступил в Северный Лондонский Политехникум, где изучал историю и социализм. Далее он сменил несколько работ - был редактором книг, работал в "Marvel Comics ", пока не стал журналистом в "Smash Hits". Крис же шел по стопам своей семьи, у которой были музыкальные корни. Он учился играть на тромбоне и выступал в группе под названием "One Under The Eight ", которая подражала стилям таких исполнителей, как Hello Dolly и Moon River. В 18 лет он пошел изучать архитектуру в Ливерпульский Университет. Но, однажды, 19 августа 1981 года, в одном из музыкальных магазинах Лондона, а именно на King Road, они заметили друг друга...

Нил зашел в магазин, чтобы купить кое-какие принадлежнасти для своего синтезатора и заметил там одного парня, который "сильно смеялся", его и звали Крис Лоу. Сам же Крис оказался в этом магазине тоже по воле случая - в то время он прохадил практику и недалеко от этого магазина возводил лестницу.

Крис вспоминает: "Мы говорили о возникающей американской поп-музыке, и у нас были такие различные представления о музыке, что мы спонтанно решили объединиться и изобрести что-нибудь новое!" Но затем по вине Криса вдруг все лопнуло! "Pet Shop Boys" почти не состоялось! Из чувства вины по отношению к своим родителям, которые на своем питании экономили деньги на дорогое образование Криса, он вернулся в Ливерпуль, чтобы продолжить обучение. Но Нейл от него не отстал: в течение 2-х лет оба посылали друг другу проекты песен по почте и на каникулах делали демонстрационные записи. Они назвались "Pet Shop Boys", так как лондонские друзья, у которых Крис ночевал во время своих приездов, содержали зоомагазин. Наконец, большой шанс выпал из-за работы Нейла в "Smash Hits". В августе 1983г. он должен был вылететь в Нью-Йорк для интервью со Стингом. Там же жил известный танцевальный продюсер Бобби Орландо ("Divine", "Lisa Lisa", "Cult Jam"), большой идол обоих "Pet Shop Boys". Нейл устроил встречу с Бобби и так долго заговаривал его, пока Бобби не согласился на выпуск сингла. В апреле 1984г. Крис и Нейл записали в Нью-Йорке "West End Girls", который стал клубным хитом Америки. Импульсивный Нейл сразу же уволился из своего журнала, Крис еще успешно сдал экзамен.

В 1985 году Крис переехал в Лондон. "Именно тогда я окончательно решил стать профессиональным музыкантом,- говорит Крис,- Мы с Нилом решили переписать свой американский хит "West End Girls" и выпустить его в Великобритании". Затея оказалась очень удачной, песня стала "номером один" по обе стороны Атлантики, а Pet Shop Boys назвали лучшими композиторами Британии. После успеха первого сингла Pet Shop Boys стали приглашать с концертами во все страны мира, но ребята не спешили на гастроли. "Что это за глупость - танцевальной группе выступать на стадионе?- говорят Pets,- Мы играем диско-музыку, а не рок-н-ролл". Возможно, именно этим объясняется то, что за всю историю группы она гастролировала по Великобритании только три раза. Нил по этому поводу пошутил: "Мы бы гастролировали, просто нам сложно найти хорошего барабанщика."

Альбомы:

INTROSPECTIVE (1988)

BEHAVIOUR (1990)

DISCOGRAPHY [сборник] (1991)

RELENTLESS (1993)

ALTERNATIVE (1995)

BILINGUAL (1996)

ORIGINALS (1998)