Бог природы у египтян 6. Главные боги древнего египта. Древние египетские имена

Амон

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных").

Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Апис

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.



Апоп

Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни, города Гелиополя. Позднее египтяне считали Апопа образом злобного бога пустыни Сета.

Атон

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Геб

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.



Гор

Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Мин

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Нун

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Осирис

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.



Птах

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Ра

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.



Собек

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа - город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.



Сет

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Тот

Бог Тот, взвешивающий душу. Рисунок из "Книги Мертвых" Хунифера, Ок. 1320 г. до н.э.

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных.



Хонсу

Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.



Хнум

Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.

Шу

Шу ("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и мифы Древнего Египта, -М.:Летний Сад, 2001

Величайшим из египетских богов был Амон. В самом начале, когда Египет был совсем мал, это был незначительный местный бог. С ростом и процветанием государства, Амон стал всеизвестным могущественным божеством.

Покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изоб­ражался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Вот что пишет о нем Геродот: «Все египтяне, принадлежащие к храмовому округу Зевса Фиванского или живущие в Фиванской области, не едят баранины, но приносят в жертву коз. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов. Только Исиду и Осириса (который, по их словам, есть наш Дионис) они все одинаково чтят. Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец. По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины (баран считался у египтян воплощением Хнума), обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться (свидания), Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Амоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице (имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана)».

Даже во времена наибольшего прославления Амон всегда был визирем бедных, заботясь о них так же, как о фараонах. Он был добрым богом, который выслушивал просьбы скромных просителей, но именно потому, что они были скромные, их редко записывали.

Бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение - распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.

В египетской мифологии была богиней радости и веселья.
Священное животное Бастет - кошка.
Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет - музыкальный инструмент систр. Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.
Как уже говорилось выше, священным животным богини Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.
Название «кошка» по-египетски звучало просто: «Мау» или «Мяу».
И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.
Этих животных хоронили с почестями, мумифицировали, как фараонов, и расплатой за их убийство была смертная казнь.
С не меньшим почтением относятся к ней и в странах Дальнего Востока, оспаривая у египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка, то хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали брови. Тело кошки бальзамировалось и помещалось в саркофаг, после чего его помещали в одном из некрополей, специально предназначенных для погребения кошек.

(Хор) (букв, «высота», «небо») - один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда - крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор - сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, - одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, - он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый - с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.

Богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида - одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.

Осирис - одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.

В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.
Сет может представать и полностью в форме животного - с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом.
Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).
Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сета, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности - Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.
По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

Тот - бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых - доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

Маат - олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат - женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе - изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») - младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Нут - богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») - жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» - «писец») - богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ - женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь - Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

Тефнут - в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.

Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») - богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение - корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.

Шу - бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада - девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.

Боги общеегипетские, боги местные...

В каждом номе (области), в каждом городе, деревне, практически у каждого вида деятельности (и ситуации!) были свои божества.

Были боги, почитание которых выходило за пределы одной местности.

И, конечно, были боги и богини Египта , культ которых был распространен по всей стране. Понятно, что последняя категория египетских богов изучена лучше всего, поскольку о них сохранилось больше документальных свидетельств в виде упоминаний в «Текстах пирамид », «Текстах саркофагов», «Книге мертвых ».

Венену (Венуну) - форма бога Ра и супруг богини Венет

Венет (Венут, Упут) - богиня в облике зайца, покровительница 15 нома Верхнего Египта

Геб – бог земли

Гор (Хор) – бог неба и солнца в облике сокола

Дедун (Дедвен) – бог благовоний и, по некоторым мифам, сын Осириса

Дуамутеф – один из четырех сыновей Гора

Иабет – богиня Восточной пустыни и персонификация востока

Имиут – бог бальзамирования, одна из ипостасей Анубиса

Имхотеп – покровитель зодчих, писцов и врачей, персонификация мудрости

Инмутеф - ипостась Гора, сын Онуриса и Мехит

Инпут (Анпут) – жена Анубиса, покровительница 17-го нома Верхнего Египта

Исида (Изида, Асет, Аст, Исет, Усет) - богиня плодородия, материнства, рождаемости, семейной верности

Иунит – богиня города Гермонта, жена бога войны Монту

Иусат – богиня города Гелиополя, рука и тень бога Атума

Ихи (Ахи, Айхи) – бог музыки, сын Хатхор и Гора

Каукет (Кекет) – богиня темноты, жена бога Кека (Кука)

Кебексенуф – один из четырех сыновей бога Гора

Кебхут (Кебехет) - богиня чистой прохладной воды, дочь Анубиса и Инпут

Кук (Кек) – бог ночной темноты, муж богини Каукет (Кекет)

Маат – богиня гармонии, справедливости, порядка, правосудия и морали

Матит - богиня-львица, местная военная богиня 12 нома; ипостась богини Хатхор

Мафдет – богиня правосудия (наказания) и мести

Махес (Михос) – грозный бог войны, грозы и бури

Менкерот (Менкерет) – богиня, поднимающая умерших на небо

Менкет – богиня пива

Менхит (Менхет) – богиня охраны, защиты и плодородия

Меримутеф – бог мертвых в виде человека с головой барана (овна)

Меритсегер – богиня-охранительница Фиванского некрополя

Мерт (Мерет, Мерит, Мерхут) - богиня танцев, пения, музыки и радости

Месхенет (Месхент, Мешент) – богиня деторождения и помощница в родах

Мехен – бог-защитник лодки бога Ра в виде змеи или человека с головой змеи

Мехит – персонификация северного ветра, жена Онуриса в виде богини-львицы

Мехурт – богиня небесных вод, рождающих солнце, в виде коровы

Мин – бог плодородия, «производитель урожаев»

Мневис – бог-бык – живое воплощение бога солнца

Монту – бог войны в виде человека с головой сокола и копьем

Мут – богиня неба, жена Амона, мать Хонсу

Наунет – богиня изначальной воды в облике змеи, жена Нуна

Небетхетепет - богиня из города Гелиополя, персонификация руки бога Атума

Небтуи – богиня города Латополь, олицетворение плодородия

Нейт – создательница «семи богов» и людей, богиня войны и охоты

Немти – бог восточной пустыни и караванных путей

Непери (Непри) – бог зерна

Нефертум – бог растительности, олицетворение лотоса - символа восходящего солнца

Неферхотеп – бог луны, Эрос древних египтян, сын Хатхор

Нефтида (Небетхет) – жена Сета (Сетха), мать Анубиса (Инпу), сестра Исиды

Нехбет – богиня царской власти и охранительница фараонов

Нехебкау – бог времени, плодородия и податель пищи в облике змеи

Нехеметаи - богиня-защитница от злых духов и краж, защитница всех угнетенных

Нехес - форма бога Ра, его защитник

Нун – воплощение водной стихии, существовавшей до сотворения мира, муж Наунет

Нут – богиня неба, жена бога земли Геба

Онурис (Анхур, Инхар) – бог охоты и войны

Опет (Арет, Ипет, Ипу) – богиня-защитница и кормилица в виде гиппопотама

Осирис – бог-царь загробного мира

Пахт – богиня-львица, владычица восточной пустыни

Панебтави - божественное воплощение египетского королевского сана в облике ребенка

Патайкос (Патек) - божок-карлик, защитник от змей и демонов

Петеси (Петеесе, Педеси) и Пихор - два брата, обожествленные после смерти

Пта (Птах ) – бог-демиург, создавший первых богов, мир и все существующее в нем

Ра – бог солнца

Рат-тауи (Рет-Тауи, Рает, Рет) – жена бога войны Монту

Рененутет (Рененет, Ренет, Термутис) – богиня, охраняющая собранный урожай

Защитница от укусов скорпионов, жена Гора

Таит – богиня ткачества

Тасенетнофрет - жена Гора и мать Панебтави в триаде Ком Омбо

Татенен – бог земли, творец мира, богов и людей

Таурт (Таурет) – покровительница женщин и детей в облике гиппопотама

Тененет (Чененет) – богиня города Гермонта, жена Монту

Тефнут - богиня влаги, жена бога Шу

Тот – бог мудрости, счета и письма

Туту - защитный бог с головой человека, телом льва, крыльями птицы и хвостом-змеей

Упес – богиня пламени, сжигающая врагов

Упуат (Вепуат) – бог-проводник караванов и покровитель умерших в образе волка

Уто (Уаджет, Уаджит) – богиня-хранительница Ра и фараона в образе кобры

Ха – бог западной пустыни и ее оазисов

Хапи (Хапу) – бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта

Хапи – один из четырех сыновей бога Гора (Хора)

Хатмехит – богиня города Мендес

Хатхор (Хатор) – богиня неба, родившая солнце

Хаухет - богиня вечности и бесконечности, жена Хеха

Хедихати – божество ткачества

Хекет – богиня плодородия в облике лягушки

Хентиаменти (Хентиаментиу) – бог Абидосского некрополя, ипостась Анубиса

Хентихети – бог города Атрибиса в образе сокола

Хепри – бог солнца, воплощался в образе навозного жука - скарабея

Херишеф (Харсафес) – бог города Гераклеополя в виде человека с головой барана

Хесат - белая корова-мать

Хех - бог вечности

Хнум – бог плодородия в виде барана

Хонсу – бог луны, сын Амона и Мут

Ху – один из богов-защитников Ра и его лодки

Шаи – бог виноградной лозы и бог судьбы, определяющий продолжительность жизни

Шед - бог-защитник от опасных животных в облике молодого человека с луком и стрелами

Шентит (Шентает) - богиня-небесная корова, помогающая воскрешению покойного

Шепес (Шепсу, Шепси) - бог справедливости, света и закона, одна из форм Тота

Шепет (Шепсет) - богиня-гиппопотам, форма Ререт или Таурет; женский аналог бога Шаи

Шесемтет – богиня-львица, одна из ипостасей богини Баст (Бастет)

Шесему – бог покровитель виноделия, изготовления масел для бальзамирования

Шу – бог воздуха, разделяющий небо и землю

Ям (Yam) - бог моря и воды семитского происхождения


Также интересно будет посмотреть.

Список богов древнего Египта и их описание помогут раскрыть неотъемлемую часть повседневной жизни людей ранней цивилизации. Такая информация будет полезна для учащихся 5 классов, изучающих древнюю историю, а так же для всех интересующихся.

В египетском пантеоне было более 2000 божеств. Более известные боги стали государственными божествами, в то время как другие были связаны с определенным регионом или, в некоторых случаях, с ритуалом.

Всем известные картинки с древними божествами широко известны современному обществу.

История древнего мира формировалась под влиянием этих божеств и той важной роли, которую они сыграли в бессмертном путешествии каждого человека.

Особенности богов Древнего Египта

Главной ценностью египетской культуры является маат — гармония и равновесие, представленные одноименной богиней Маат с белым пером.

Египетские божества были выдуманными личностями, имели собственные имена и индивидуальные характеристики, носили разные виды одежды, занимали разные посты, руководили, индивидуально реагировали на происходящие события.

У египтян не было проблем с множеством богов. Характеристики и роли были соединены, чтобы примирить разные религиозные убеждения, обычаи или идеалы. Например, по политическим и религиозным причинам бог Амон, который считался самым могущественным божеством Нового царства, был объединен с Ра, культ которого был связан с более древним периодом Египта.

Почему египтяне почитали Амона-Ра? Бог солнца является воплощением солнечного диска, который приносил египтянам урожай. От солнечных лучей была во многом зависима вся цивилизация древнего Египта.

С этой точки зрения именно божество Солнца стало главным среди представлений населения. Кроме того, наличие единого культа божества являлось отличным рычагом укрепления власти в роли покровителя Фараона.

Главные боги Древнего Египта

Амат — богиня с головой крокодила, торсом леопарда, задней частью бегемота.

Она располагалась под скалами правосудия в Зале Правды в загробной жизни и поглощала души тех, кто не сумел оправдаться перед Осирисом.

Амон (Амон-Ра) — божество солнца, воздуха, царь богов Египта. Один из самых сильных и популярных богов, покровитель города Фивы. Амон почитался как часть фиванской триады — Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу.

К моменту Нового Королевства Амон считался царем богов в Египте, и его поклонение ограничивалось монотеизмом. Другие боги считались различными аспектами Амона. Его священство было самым могущественным и положение жены Амона, дарованное королевским женщинам, перебывало почти на одном уровне со статусом фараона.

Анубис — бог смерти, мертвых и бальзамирования, покровитель фараона. Сын Нефтиса и Осириса, отец Кебет. Анубис изображался как человек с головой шакала. Он руководил душами мертвых в Зале Правды, был частью ритуала Взвешивания Сердца Души в загробной жизни.

Вероятно, он был первым богом мертвых, прежде чем эта роль была отдана Осирису. Выступал как покровитель правящего фараона в Египте.

Апис — божественный из Мемфиса, играющий роль воплощения бога Птаха. Один из ранних богов древнего Египта, изображенный на палетке Нармера (приблизительно 3150 г. до н. э.).

Культ Аписа был одним из самых важных и долго просуществовавших в истории египетской культуры.

Апоп (Апофис) змей, каждый день нападающий на солнечную лодку Ра, во время поездки сквозь подземный мир к рассвету.

Ритуал, известный как свержение Апофиса, совершался при храмах, чтобы помочь богам и ушедшим душам защитить лодку и обеспечить наступление дня.

Атон — солнечный диск, изначально божество Солнца, которое вознес фараон Эхнатон (1353-1336 гг. до н.э.) до положения единственного бога, создателя вселенной.

Атум или Атум (Ра) — божество солнца, верховный повелитель богов, первый господь Эннеады (трибунал девяти богов), создатель вселенной и людей.

Это первое божественное существо, которое стоит на первозданном холме посреди хаоса и опирается на магические силы Хеки, чтобы создать всех других богов.

Бастет (Баст) — прекрасная богиня кошек, повелительница женских секретов, родов, плодовитости и защиты дома от зла или несчастья. Она была дочерью Ра и тесно связана с Хатхором.

Бастет была одним из самых популярных божеств древнего Египта. Персы использовали египетскую преданность богине кошек в свою пользу, выиграв битву при Пелусиуме. Они нарисовали изображения Бастет на своих щитах, зная, что египтяне скорее сдадутся, чем оскорбят свою богиню.

Бес (Бесу, Беза) — хранитель родов, рождаемости, сексуальности, юмора и войны. Он один из самых популярных богов египетской истории, который защищал женщин и детей и боролся за божественный порядок, справедливость.

Геб – божество земли, растущих растений.

Гор — ранний бог птиц, который стал одним из самых важных божеств в Древнем Египте. Связан с солнцем, небом, силой. Гор выступал как покровитель фараона Египта уже в Первой династии (приблизительно 3150-2890 гг. до н. э.). Когда Гор достиг совершеннолетия, он сражался со своим дядей за королевство и победил, восстановив порядок на земле.

Фараоны Египта, за некоторыми исключениями, связали себя с Гором в жизни и с Осирисом после смерти. Царь считался живым воплощением Гора.

Имхотеп — один из немногих людей, обожествленных египтянами. Он был придворным архитектором Амонхотепа III (1386-1353 гг. до н. э.).

Его считали настолько мудрым, что после смерти, спустя несколько столетий, Имхотеп стал живым богом. У него был большой храм при Фивах с исцеляющим центром в Дейр-эль-Бахри.

Исида — самая могущественная богиня в египетской истории. Она ассоциировалась практически со всеми аспектами человеческой жизни и со временем возвысилась до положения верховного божества «Матери божеств», которая заботилась о своих собратьях.

Она является родоначальником Первых Пяти Богов.

Маат — богиня истины, справедливости, гармонии, одно из самых важных божеств в египетском пантеоне. Она сотворила звезды на небе, создала времена года.

Маат воплощает принцип маат (гармонии), который был центральным в культуре древнего Египта. Она изображается как женщина в короне со страусиным пером.

Мафдет — богиня правды и правосудия, которая произносила осуждение и быстро исполняла казнь. Ее имя означает «Та, которая бежит» и дано ей за скорость, с которой она производила правосудие.

Мафдет защищала людей от ядовитых укусов, особенно от скорпионов.

Мертсегер (Меритсегер) — богиня древнеегипетской религии, отвечающая за охрану и защиту огромного фиванского некрополя, находящегося на западном берегу Нила.

Месхенет — богиня родов. Месхенет присутствует при рождении человека, создает «ка» (аспект души) и вдыхает внутрь тела.

Она также присутствует при суде души во время наступления загробной жизни в качестве утешителя.

Мин древний бог плодородия, божество восточных пустынь, который наблюдал за путешественниками. Мин также были связан с черной плодородной грязью египетской дельты.

Мневис - бог-бык, воплощение солнца, сын солнца, бог города Гелиополя, сын Хесат (Небесной коровы).

Монту — бог сокола, который занял видное место в 11-й династии в Фивах (около 2060-1991 гг. до н. э.). Его имя взяли все три династии фараонов.

В конечном итоге он стал ассоциироваться с Ра как композитным вариантом бога солнца Амон-Ра.

Мут — ранняя богиня-мать, которая, скорее всего, сыграла второстепенную роль в период 6000-3150 гг. до н. э.

При позднем периоде Мут стала видной женой Амона и матерью Хонсу, частью Фиванской Триады.

Нейт — одно из старейших божеств древнего Египта, которому поклонялись с раннего периода (приблизительно 6000-3150 гг. до н. э.) до династии Птолемеев (323-30 до н. э.). Нейт была богиней войны, материнства, погребального ритуала.

Она была самой важной богиней Нижнего Египта в ранней истории. На ранних изображениях она держит лук со стрелами.

Непри – контролировал зерно, бог урожая. Непри часто изображается в виде человека, сплошь покрытого спелыми колосьями злаковых. Иероглифы, которые пишут его имя, также включают символы зерна.

Нефтида – богиня ритуала погребения. Ее имя означает «Хозяйка храма» или «Хозяйка дома», относящееся к небесному дому или храму.

Она изображена как женщина с домом на голове.

Нехебкау – бог-защитник, который присоединяется к «ка»(аспекту души) к телу при рождении и объединяет «ка» с «ба» (крылатый аспект души) после смерти.

Он изображен как змей, который плавал в изначальных водах на заре творения, прежде чем Атум поднялся из хаоса, чтобы создать порядок.

Нут — в древнеегипетской религии богиня неба, дочь Шу и Тефнут, жена Геба.

Огдоада — восемь богов, представляющих изначальные элементы творения: Ну, Наунет (вода); Хех, Хауэт (бесконечность); Кек, Каукет (тьма); Амун и Амонет (скрытность, безвестность).

Осирис — судья мертвых. Его имя означает «Могучий». Был изначально богом плодородия, который вырос в популярности через мифы про Осириса, в котором его убил его брат, Сет.

В египетской Книге Мертвых он часто упоминается как справедливый судья.

Пта (Птах) — один из древнейших египетских богов, который появляется в первом династическом периоде (приблизительно 3150-2613 гг. до н. э.).

Птах был великим богом Мемфиса, создателем мира, повелителем правды. Он был богом-покровителем скульпторов и ремесленников, а также строителей памятников.

Ра — великий бог солнца Гелиополя, культ которого распространился по всему Египту, став самым популярным для Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.).

Он верховный владыка и творец бога, который правит над землей. Он водит свою лодку солнца по небесам днем, показывая еще один аспект самого себя с каждым продвижением диска по небу, а затем ныряет в подземный мир вечером, когда лодке угрожает змея Апоп (Апофис).

Рененутет — богиня, изображаемая как кобра или кобра с головой женщины. Ее имя означает «Змея, которая питает». Ренетутет ведала воспитанием, уходом за детьми.

Считалось, что она защищает одежду, которую носил фараон в загробной жизни. В этом качестве она появилась как огневая кобра, которая отгоняла врагов фараона.

Себек — важное божество защиты в форме крокодила или человека с головой крокодила. Себек был богом воды, но также связан с медициной, в частности с хирургией.

Его имя означает «крокодил». Себек был владыкой болот, любых других влажных районов Египта.

Серкет (Селкет) — богиня погребения, впервые упоминающаяся в течение (с 6000-3150 г. до н. э.) первой династии Египта(примерно 3150-2890 г. до н. э.).

Она известна из золотой статуи, найденной в гробнице Тутанхамона. Серкет была богиней скорпиона, изображалась как женщина со скорпионами на голове.

Сет (Сетх) – бог пустыни, шторма, расстройств, насилия, а также иностранцев в древнеегипетской религии.

Сехмет — одна из самых значительных представителей пантеона древнего Египта. Сехмет была божеством-львом, обычно изображаемая как женщина с головой льва.

Ее имя означает «Мощный» и обычно интерпретируется как «Могучее женское начало». Она была богиней разрушения, исцеления, пустынных ветров, прохладных бризов.

Сешат — была богиней письменных слов, точных измерений.

Сопду — защитный господь восточной границы Египта, охранявший форпосты, солдат на границе. Он изображен как сокол с кольцом над правым крылом или бородатым человеком с короной с двумя перьями.

Татенен — земной господь, олицетворявший первичную насыпь при создании, символизировал землю Египта.

Таурт — является защитной древнеегипетской богиней деторождения, плодородия.

Тефнут — творец влаги, сестра Шу, дочь Атума (Ра) при создании мира. Шу и Тефнут были первыми двумя дочерьми Атума, созданными путем спаривания с его тенью. Тефнут — богиня атмосферы низшего мира, земли.

Тот — египетский господь письма, магии, бог мудрости и бог луны. Покровитель всех ученых, чиновников, библиотек, хранитель государственного и мирового порядка.

Он был одним из самых важных божеств Древнего Египта, который попеременно сказал, что он сотворен сам или рожден из семени Гора со лба Сета.

Уаджет — является древним египетским символом защиты, королевской власти и хорошего здоровья.

Упуаут — старейшее изображение бога шакала, предшествовавшего Анубису, с которым его часто путают.

Феникс — птичье божество, более известное как птица Бенну, божественная птица творения. Птица Бенну была тесно связана с Атумом, Ра, Осирисом.

Хапи — божество плодородия, покровитель посевов. Он попадает на рисунки как человек с большой грудью, а также животом, что означает плодовитость, успех.

Хатхор — одно из самых известных, самых популярных божеств Древнего Египта, богиня любви.

Очень древняя богиня, небесная корова, родившая солнце. Была наделена самыми многообразными способностями.

Хекат — покровитель магии, медицины. Он присутствовал во время акта творения.

Хепри — солнечный бог, изображается с формой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) — главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира.

Хнум — один из самых ранних известных египетских божеств, первоначально бог истоков Нила, изображался с головой барана.

Хонсу - бог луны, измерений и времени. Сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Задача Хонсу наблюдать за течением времени.

Хор — национальный опекуном древних египтян, бог неба и солнца, имеющий облик сокола.

Обычно он изображался как человек с соколиной головой, с надетой красно-белой короной, как символ царствования над всем царством Египта.

Чененет (Раттауи) — богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца.

Шаи Шай — было обожествлением понятия о судьбе.

Шу — один из исконных египетских богов, олицетворение сухого воздуха.

Эннеада - девятка главных богов в Древнем Египте, изначально возникшая в городе Гелиополе. Включает девять первых богов этого города: Нефтида, Атум, Шу, Геб, Нут, Тефнут, Сет, Осирис, Исида.

Таким образом египетский пантеон был четко разделен на многочисленные роли. Нередко различные божества сливались и меняли свое значение.

У каждого из народов Древнего мира были свои божества, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.

Аматэрасу («Великая богиня, озаряющая небеса»)

Страна: Япония
Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей

Аматэрасу - старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство.

Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии. Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.

Юй-Ди («Нефритовый государь»)

Страна: Китай
Суть: Верховный владыка, император Вселенной

Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении.
Юй-Ди абсолютно бесстрастен. Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках. У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления. Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.

Кетцалькоатль («Пернатый змей»)

Страна: Центральная Америка
Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей

Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.

Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске.
Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.

Баал (Балу, Ваал, «Владыка»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Громовержец, бог дождя и стихий. В некоторых мифах - творец мира

Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством. Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).

Иштар (Астарта, Инанна, «Госпожа небес»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Богиня плодородия, секса и войны

Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны». Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере.
Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью. Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.

Ашшур («Отец богов»)

Страна: Ассирия
Суть: Бог войны
Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни. Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар. Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.

Мардук («Сын чистого неба»)

Страна: Месопотамия
Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов
Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство.
Символ Мардука - дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука - огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.

Яхве (Иегова, «Он Сущий»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Единый племенной бог иудеев

Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце.
В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя. Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения. В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.

Ахура-Мазда (Ормузд, «Бог Мудрый»)


Страна: Персия
Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём

Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью). Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений.
Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее. В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.

Ангра-Майнью (Ахриман, «Злой дух»)

Страна: Персия
Суть: Воплощение зла у древних персов
Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение. Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю. После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.

Брахма («Жрец»)

Страна: Индия
Суть: Бог – творец мира
Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир.
Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.

Вишну («Всеобъемлющий»)

Страна: Индия
Суть: Бог – хранитель мира

Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама. У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие). Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.

Шива («Милостивый»)


Страна: Индия
Суть: Бог – разрушитель
Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти.
Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре. На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы - третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями). Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал. По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.

Ра (Амон, «Солнце»)

Страна: Египет
Суть: Бог Солнца
Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов. Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир. Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.

Осирис (Усир, «Могущественный один»)

Страна: Египет
Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.

Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды. Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.

Исида («Трон»)

Страна: Египет
Суть: Богиня-заступница.
Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом.
Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора. Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых. Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди.
Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».

Один (Вотан, «Провидец»)

Страна: Северная Европа
Суть: Бог войны и победы
Один – главный бог древних германцев и скандинавов. Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал. Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.
За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.

Тор («Гром»)


Страна: Северная Европа
Суть: Громовержец

Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.