Функции интервьюера в социальной работе. Интервьюер и его основные функции. Функции и качества модератора

    Интервью как продукт совместной деятельности исследователя и респондента. Виды интервью.

    Требования к интервью. Достоинства и недостатки интервью как метода исследования.

Основные понятия: интервью, интервьюер, стандартизированное, фокусированное, открытое, нарративное интервью.

Большую роль в исследования в социальной работе играют интервью.

Интервью (англ.Interview– беседа) – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Специфика интервью как метода исследования определяет особую значимость этапа его организации и проведения и взаимодействия его главных действующих лиц: интервьюера и респондента.

Для успешного проведения интервью важны следующие моменты:

– место проведения (определяется спецификой предмета исследования), отсутствие посторонних лиц (особенно администрации);

– вступительное слово; краткое, обоснованное и уверенное: представить организацию, проводящую исследование, изложить цель (терминология должна быть понятной), заверить в анонимности (если надо!);

– нейтральная позиция интервьюера (не обнаруживать свое отношение к предмету исследования);

– создание дружеской атмосферы.

– темп интервью.

Виды интервью .

Классифицируют интервью по разным основаниям.

По стратегии и технике построения (в зависимости от степени свободы собеседника, которая выражается в наличии и форме вопросов, а также глубины ответов):

– глубинное – исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в выборе формы ответа;

– свободное (нестандартизированное) – интервьюеру представляется свобода в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но при условии, что он должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследований;

– фокусированное (полустандартизированное) – используется «путеводитель интервью» с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов;

– стандартизирванное (формализованное) – задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер; проводится на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов (в первом случае предполагаются любые возможные ответы, во втором – лишь те, которые указаны в опросном листе).

В зависимости от числа респондентов:

– индивидуальное;

– групповое.

В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом:

– личное;

– телефонное – краткое (5 – 10 минут). Недостаток – могут быть опрошены только те, у кого есть телефон, достоинство – возможность быстро получить информацию

В зависимости от частоты проведения:

– однократное;

– многократное (панельное) – предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью (либо проверить изменение мнения испытуемых лиц по данным вопросам, либо установить появление новых элементов в их сознании и поведении по истечении определенного времени.

В зависимости от объекта и целей исследования:

– интенсивное – для исследования структур или индивидуальных типов ответов (глубинное и свободное);

– экстенсивное – многократные беседы с большим числом респондентов (стандартизированное) – позволяет выявить общие типы ответов, но при этом на общем фоне исчезают личностные черты респондентов.

В зависимости от уровня подготовленности респондента:

– директивное – в ситуации, когда респондент достаточно хорошо представляет себе, почему он поступает так, а не иначе; в данном случае применяется опросный лист с упорядоченными вопросами;

– недирективное – в ситуации, когда респондент плохо разбирается в причинах своих действий; его цель – вовлечь респондентов в сотрудничество с интервьюером, выяснить их установки и настроения; здесь упорядоченность вопросов сведена к минимуму.

По цели, которую стремится реализовать исследователь:

– интервью мнений – выясняет оценки явлений, событий;

– интервью документальное – связано с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).

По структуре проведения:

– индивидуальное – беседа «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом;

– групповое – интервьюер обращается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально;

– панельное – неоднократное повторное интервьюирование одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам через определенный промежуток времени (через полгода, год, три года и т.д.) цель – проверить изменение мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентаций опрашиваемых по исследуемой проблеме;

– глубинное (клинические) – ориентировано на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях, так и о внутренних побуждениях респондентов;

– фокусированное – по сугубо конкретному вопросу (чаще всего при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации на опрашиваемых).

По типу опрашиваемых:

– с ответственным или очень известным лицом:

– с экспертом;

– с рядовым респондентом.

Так как главное действующее лицо в интервью – интервьюер, к нему предъявляются особые требования. Он должен быть хорошо образованным и эрудированным, общительным, должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования, должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизводить довольно обширные тексты вопросника, иногда и корректировать их, должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

Как и каждый метод исследования, интервью имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства интервью:

– непосредственное общение исследователя с объектом изучения, имеется возможность наблюдать за респондентом;

– предоставляется возможность получить конкретные факты из первых рук.;

– в процессе интервью можно использовать для фиксации материала электронно-технические средства.

Недостатки интервью:

– отсутствие широкого охвата исследуемых лиц;

– ограниченная возможность использовать статистическую обработку полученного материала;

– не исключается момент случайности, т.е. нетипичности представлений интервьюируемого лица.

Вопросы для самоконтроля :

    При решении каких исследовательских проблем целесообразно применение метода интервью?

    Почему интервью рассматривается как продукт совместной деятельности исследователя и респондента?

    В чем заключается специфика проведения интервью в социальной работе?

    Что позволяет говорить о социально-психологических проблемах интервью?

    Как классифицируются интервью?

    Какова процедура проведения интервью?

    Какие типичные ошибки допускаются при проведении интервью?

    Какие требования предъявляются к кандидату в интервьюеры?

    Каковы достоинства и недостатки интервью как метода исследования?

Интервью - это метод получения информации, стоящий посередине между свободной беседой и массовым опросом и предполагающий сбор данных путем непосредственного общения исследователя с респондентом. Интервьюирование не только расширяет возможности сбора более точной и достоверной информации, но и позволяет глубже проникнуть в проблему исследования. Проводя интервью, нужно учитывать его широкие возможности.

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников - интервьюер - помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Основные функции интервью показаны на рис. 10.1.

Рис. 10.1.

Информативная функция интервью направлена на получение сведений об объекте (предмете) исследования. Воспитательная функция реализуется через воздействие на респондента в процессе проведения интервью в целях формирования у него определенных взглядов по тому или иному вопросу. Вторая функция может быть и главной в зависимости от респондента и цели интервью. Например, исследуя ориентации подростков в сфере досуга, можно одновременно формировать их установки против тех или иных вредных привычек. Такие «интервью-советы» могут давать профилактический эффект еще до завершения исследования. Следует иметь в виду, что, проводя интервью с респондентами, интервьюер воздействует на их взгляды, даже если такая задача и не ставилась. Поэтому надо стремиться направлять это воздействие в позитивное русло.

Виды интервью определяются по различным основаниям (табл. 10.1). По целевому назначению выделяют:

  • ретроспективное интервью (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации);
  • интроспективное интервью (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий);
  • прожективное интервью (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).

Таблица 10.1

Классификация интервью

Основания классификации

Виды интервью

По целевому назначению

Ретроспективное, интроспективное, прожективное

По типу опрашиваемых лиц

Интервью экспертов; интервью простых респондентов; интервью ответственных, должностных лиц

По количеству опрашиваемых респондентов

Индивидуальное и групповое

По процедуре проведения

Однократное и многократное, формализованное, полуформализованное (биографическое), свободное (нарративное), лейтмотивное, фокусированное

По способу общения с респондентом

Личное, телефонное

По типу опрашиваемых лиц выделяют: интервью экспертов; интервью простых респондентов; интервью ответственных, должностных лиц. По количеству опрашиваемых респондентов интервью может быть индивидуальным и групповым.

По процедуре проведения различают однократное и многократное {панельное) интервью, которое предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала.

К этой группе можно отнести и формализованное (структурированное) интервью, которое представляет собой беседу по заранее составленному плану, предусматривающему вопросы и возможные варианты ответов по широкому спектру задач исследования. Формализованное интервью практически ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, а интервьюером. К формализованному интервью прибегают для того, чтобы убедиться в доброкачественности заполнения вопросника, получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования, так как это помогает лучше интерпретировать их суждения. Кроме того, в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным в связи с разнородностью аудитории, необходимостью пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностями физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент, возможно, торопится, занят своими мыслями) и т.н.

Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформа- лизованных (полуструктурированных ) или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих затем более систематическому анализу. Здесь важно в ходе свободной беседы задавать вопросы, интересующие интервьюера, но так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удается, лучше не прерывать общий ход разговора, а задать вопросы в конце беседы, вернувшись к данной теме.

Разновидностью полуструктурированного интервью является биографическое интервью , где тематические блоки соответствуют последовательности основных этапов жизненного цикла респондента: «Детство», «Юность», «Учеба», «Брак», «Дети» и т.д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, но его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан.

Перечень интервью, принадлежащих вышеуказанной группе, продолжают нарративные интервью (от англ, narrative - рассказ, повествование) - свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера (кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа). Предполагается, что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные смыслообразующие моменты, конструирующие его биографию. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы». Как показала российская практика интервьюирования, такое само- осмысление и выделение своего «я» наиболее трудно дается опрашиваемым, особенно людям с невысоким уровнем образования. Русские люди больше привыкли осознавать себя в понятиях «мы». Ситуация интервью заставляет их задуматься о себе как об отдельном историческом и социальном субъекте. Задача интервьюера в данном случае заключается в том, чтобы корректировать тему разговора, создавать условия для полного и свободного высказывания мнения респондента. После нарративного интервью возможно пополнение необходимой информации путем дополнительных вопросов.

Лейтмотивное интервью (от нем. leitmotiv - ведущий мотив) позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии. Например, если нас интересует, как складывались отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в супружеских отношениях.

Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективного представления о предмете исследования.

По способу общения социолога и респондента различают личное и телефонное интервью (опосредованная форма общения с респондентом). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретными, краткими, однозначными, а варианты ответов к ним - исчерпывающими (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение.

По месту проведения интервью подразделяются па интервью по месту жительства, интервью по месту работы, учебы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций и проблем образования), интервью на у лице.

По цели исследования выделяют интервью разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном иоле), интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария) и интервью основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).

По способу регистрации ответов интервью могут быть с записью в опросном листе (информация регистрируется по «свежим следам», по ходу интервью) и со звуковой записью (проводится только в случае согласия на использование техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы). К этой группе относится и интервью с ассистентом , в ходе которого интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Следует подчеркнуть, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и искренности ответов респондента.

Представленные виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентируют на возможность выбора и использования конкретного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.

УТВЕРЖДАЮ

(наименование предприятия, организации, учреждения)

(руководитель предприятия, организации, учреждения)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

(подпись)

Структурное подразделение:

Отдел управления персонала

Должность:

Интервьюер

Общие положения

дополнительные требования

Документы, регламентирующие деятельность интервьюера

3.1 Внешние документы:

3.2 Внутренние документы:

Устав предприятия, Приказы и распоряжения директора предприятия (заместителя директора по персоналу, менеджера по персоналу); Положение об отделе управления персонала, Должностная инструкция интервьюера, Правила внутреннего трудового распорядка.

Должностные обязанности интервьюера

Интервьюер:

4.1. Подготавливает тексты объявлений об открытии вакансий и размещает их в средствах массовой информации .

4.2. Осуществляет обработку поступивших резюме, устанавливает контакты с кандидатами.

4.3. Составляет графики собеседования.

4.4. Определяет вопросы, на которые в результате интервью должны быть получены ответы, и разрабатывает методики оценки ответов.

4.5. Проводит собеседования путем формулирования вопросов и получения ответов на вопросы, связанные с требованиями к конкретной профессии или должности.

4.6. Составляет отчеты о проведенных интервью.

4.7. Определяет профессиональные навыки и знания кандидата, сопоставляет их с текущими потребностями предприятия по данной позиции в штатном расписании.

4.8. Составляет аналитические материалы, содержащие оценку личных качеств кандидата, психологической совместимости с коллективом предприятия.

4.9. Дает заключение о степени соответствия кандидата необходимым требованиям.

4.10. Сообщает кандидатам результаты собеседования.

4.11. Организует встречу с кандидатами, прошедшими собеседование, для тестирования, введения в суть работы, ознакомления с корпоративной политикой предприятия.

4.12. Представляет кандидатов, прошедших заключительные этапы отбора, менеджеру по персоналу.

Права интервьюера

Интервьюер имеет право:

5.1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

5.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

5.3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Ответственность интервьюера

Интервьюер несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

Условия работы интервьюера

Режим работы интервьюера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в предприятии.

Условия оплаты труда

Условия оплаты труда интервьюера определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Предприятия, другой - у работника.

Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора предприятия.

Интервьюирование -- форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

  • а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
  • б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
  • в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
  • г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Главный недостаток метода интервьюирования -- его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов и социальных работников он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.

Наибольшее распространение в социальных науках получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

Только опытные исследователи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию следует получить в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:

  • а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
  • б) в межличностной (интервьюер -- респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров -- респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).

Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые другие интервью под силу только квалифицированным специалистам - социологам и социальным работникам.

Экспертные опросы -- специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в организации социальной работы и все чаще используемый ею. Поэтому он нуждается в подробной характеристике, чему будет посвящен следующий параграф и один из параграфов третьего раздела.

Менеджер по персоналу руководит работой по трудовым ресурсам, а вот первичным отбором кандидатов на вакантные должности как раз и занимается интервьюер (Employment Interviewer). В данном случае подразумевается штатный сотрудник предприятия, который проводит профессиональный отбор кандидатов на должность из числа претендентов. Иногда эта должность называется «консультант по персоналу», «координатор трудовых ресурсов», «специалист по развитию трудовых ресурсов» или «агент по занятости».

Работа интервьюера имеет двойное назначение - с одной стороны, он занимается первичным отбором квалифицированного персонала в соответствии с требованиями к кандидатам, установленными менеджером по персоналу или руководством предприятия, с другой - фактически является работодателем по отношению к кандидатам, прошедшим отбор.

Задачей интервьюера является проведение первичных собеседований и анализ возможности дальнейшего тестирования кандидата на профпригодность.

Менеджер по персоналу устанавливает определенные требования к кандидатам на вакантные должности: по типу образования, опыту работы, уровню профессионализма, а интервьюер разрабатывает соответствующие критерии оценки данных кандидата.

Первый этап работы интервьюера - организация размещения объявлений в СМИ об открытых вакансиях и требованиях к кандидатам. На втором этапе - обработка полученных резюме и приглашение кандидатов, данные резюме которых позволяют сделать предварительный вывод о них как о потенциальных кандидатах на имеющиеся вакансии. Третий этап - собеседование, в ходе которого уточняются данные кандидатов, формируется мнение об их личностных качествах, способности работать в коллективе предприятия, психологической совместимости. Далее - последний этап предварительного отбора - проведение профтестирования, отбор прошедших его и направление их на финальное собеседование к менеджеру по персоналу для принятия окончательного решения о приеме на работу.

В последнее время все большее и большее распространение получает компьютерная методика отбора кандидатов с целью «объективизации» данных. Это объясняется тем, что трудовым законодательством (ст. 64 ТК РФ) запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Под необоснованным отказом законодательством подразумевается дискриминация прав кандидата на должность по половым, расовым, национальным, языковым признакам, социальному, имущественному положению, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников.

Во многих странах порядок интервьюирования кандидатов на вакансию закреплен законодательно, вплоть до вопросов, которые разрешается задавать кандидату. Это сделано не только с целью защиты личной жизни гражданина от излишнего любопытства, но и с целью предотвращения дискриминации.

Однако в российском трудовом законодательстве допускаются предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Данные предпочтения и исключения как раз и могут быть выяснены при персональном контакте с претендентом, к тому же интервью - простой, быстрый и понятный каждому метод.

Другое дело, что кандидат на должность самого интервьюера должен обладать такими качествами, как объективность и беспристрастность. Вопросы, задаваемые кандидату на вакантную должность (профессию), могут быть разнообразными по форме построения. Хороший интервьюер с помощью продуманных вопросов может извлечь максимум достоверной информации о претенденте. Однако необходимо помнить, что перечень вопросов, задаваемых претенденту, может не только дать представление о тех или иных качествах кандидата, но и сформировать у последнего отношение к имиджу предприятия. Это означает, что подходить к вопросам профотбора необходимо не только в рамках закона, но и в соответствии с этикой и нравственностью.

Поэтому кандидат на должность интервьюера сам должен обладать этикой делового общения, быть немного психологом и педагогом для того, чтобы заданные вопросы не были неприятны человеку. «Человек может догадываться об этом, но не должен этого ощущать» - вот желаемый итог разговора с кандидатом, не прошедшим отбор, - он должен уйти с чувством собственного достоинства.

Хотя большинство работодателей и стремится нанять на должность интервьюера лицо, имеющее высшее гуманитарное образование (т.е. психолога, журналиста, юриста и др.), это не всегда является обязательным условием, так как опыт работы в сходных сферах деятельности и личные навыки кандидата в данном случае имеют больший приоритет.

В связи с появлением на рынке труда новых видов должностей, а значит созданием новых вакансий, аналитиками прогнозируется устойчивый спрос на специалистов такого рода.

Основными задачами интервьюера являются: организация состязательного отбора кандидатов на открытые вакансии; проведение первичного отбора претендентов на открытые вакансии и места; определение профессиональной квалификации претендента; заполнение открытых вакансий квалифицированными работниками; проведение консультаций по профтестированию внутри предприятия; формирование имиджа предприятия на рынке труда.

ИНСТРУКЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

I. Общие положения

1. Интервьюер относится к категории специалистов.

3. Интервьюер должен знать:

3.1. Трудовое законодательство.

3.2. Конъюнктуру рынка труда, рабочей силы и образовательных услуг.

3.3. Информационные базы данных рынка труда.

3.4. Специфику условий работы на предприятии.

3.5. Методики профотбора и технику составления тестов на профпригодность.

3.6. Основы общей и специальной психологии, социологии и психологии труда.

3.7. Этику делового общения.

3.8. Методики проведения тестирования, собеседования.

3.9. Основы организации кадрового делопроизводства.

3.10. Квалификационные справочники должностей служащих и профессий рабочих.

3.11. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

3.12. Правила внутреннего трудового распорядка.

3.13. Правила и нормы охраны труда.

5. Интервьюер подчиняется непосредственно

6. На время отсутствия интервьюера (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Интервьюер:

1. Подготавливает тексты объявлений об открытии вакансий и размещает их в средствах массовой информации.

2. Осуществляет обработку поступивших резюме, устанавливает контакты с кандидатами.

3. Составляет графики собеседования.

4. Определяет вопросы, на которые в результате интервью должны быть получены ответы, и разрабатывает методики оценки ответов.

5. Проводит собеседования путем формулирования вопросов и получения ответов на вопросы, связанные с требованиями к конкретной профессии или должности.

6. Составляет отчеты о проведенных интервью.

7. Определяет профессиональные навыки и знания кандидата, сопоставляет их с текущими потребностями предприятия по данной позиции в штатном расписании.

8. Составляет аналитические материалы, содержащие оценку личных качеств кандидата, психологической совместимости с коллективом предприятия.

9. Дает заключение о степени соответствия кандидата необходимым требованиям.

10. Сообщает кандидатам результаты собеседования.

11. Организует встречу с кандидатами, прошедшими собеседование, для тестирования, введения в суть работы, ознакомления с корпоративной политикой предприятия.

12. Представляет кандидатов, прошедших заключительные этапы отбора, менеджеру по персоналу.

III. Права

Интервьюер имеет право:

1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Интервьюер привлекается к ответственности:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.