Православный праздник жен мироносиц в. Православный женский день. Другие варианты обряда

Народный праздник День жен-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В 2020 году он приходится на 3 мая. В православном церковном календаре это дата почтения памяти жен-мироносиц, которые пришли после распятия Христа к пещере с его телом и принесли миро и ароматы. Среди них были Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна и другие.

Содержание статьи

История

Праздник посвящен женщинам, которые изменили свою жизнь и посвятили ее Иисусу Христу как Учителю. Они следовали за ним везде. В то время, когда ближайшие ученики от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили иудеи. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста. Стража не могла их отогнать. Женщины разделили с Иисусом его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы.

Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю евреев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже православная церковь причислила женщин к лику равноапостольных.

Традиции и обряды

Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Второй обряд, который проводят женщины - «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

Приметы

День выдался пасмурным - хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима - студеной.

Распустился первоцвет - ближайшие дни будут теплыми.

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале «Православие и мир».

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

Сколько в году праздников, посвященных женщинам? Сразу приходит на ум 8 марта, но не только эта дата имеет отношение к прекрасному полу. К сожалению, мы часто забываем об истоках. А ведь в православном календаре имеется еще один важный повод – День святых жен-мироносиц. Что это за праздник, который в этом году случится 15 мая, и какое отношение он имеет к нам? Об этом сегодняшний рассказ.

Как появился праздник жен-мироносиц?

День имеет прямое отношение к Пасхе. Но если в главный православный праздник мы вспоминаем воскресение Иисуса Христа из мертвых, то в третье воскресенье после него – женский подвиг бесстрашия. Среди имен «героинь дня» стоит отметить святых Марию Магдалену, Иоанну, Сусанну, Марию Клеопову, Саломию, Марию, Марфу и др.

Что такого героического совершили эти представительницы слабого пола? Они – те женщины, которые были рядом с Христом на протяжении Его жизни, а в том числе и в трудные минуты. У одних он гостил, другие следовали на Голгофу за своим Учителем, они же были с ним в последние минуты жизни, первыми решились идти к Гробу Господню… Женщины добровольно приняли решение быть бок о бок со своим Спасителем, несмотря на то, что в спину им неслись угрозы, ругань старейшин, воинских чинов и обывателей.

Мироносицы пересилили страх и первыми пришли помазать ароматными маслами тело Христа, согласно древним обычаям. Кстати, отсюда и их название – «мироносицы»: принесли миро – так называют масла и благовония.

Можно только предположить степень их боязни, если учесть: ни один из мужчин-апостолов не отважился на это. Немудрено, что первыми о благой вести, воскресении Иисуса, узнали также женщины. А когда узнали, пошли верой и правдой служить своему Учителю, став самыми преданными последователями его дела на земле.

Заметьте, сам Сын Божий никогда сам не выбирал этих женщин, не призывал следовать за собой в отличие от апостолов и семи десятка учеников. Это было только их решение: пойти за Иисусом, признав в нем Спасителя, отринув его бедность, простое происхождение, плохое отношение со стороны высоких чинов. Остается только догадываться, какие мучения испытывали эти женщины, видя душевные и телесные страдания Учителя, и не имея возможности ему помочь.

Слабый пол?

… Таковым его можно назвать лишь в силу физических отличий от мужчин. По силе духа, мужественности и самоотверженности жены-мироносицы превращаются в настоящих святых благовестниц, коим и посвящен этот светлый праздник. Потому что было бы в корне неверным не удостоить их памятью, желанием преклониться и взять с них пример.

Жизнь жен-мироносиц не отличалась ни витиеватыми историями, ни загадками, но была проста и понятна каждому. Они были похожи на всех нас, имели свои недостатки и слабости, но собственным примером показали, что такое благочестивая жизнь в вере, сильная и живая любовь, христианская забота о ближнем.

Праздник на Руси

Особо почитался праздник, посвященный памяти жен-мироносиц, на Руси. Неважно, к какому роду-племени ты принадлежишь (крестьянка, барыня с родословной или родом из купцов): этот день чтили все. Ведь роль женщины неизменна, и не зависит от сословия. Любая русская верующая считала своим долгом разделять взгляды святых угодниц. Быть единственной женой единственного мужа, а уж если выпало несчастье стать вдовой, большинство русских женщин предпочитали коротать жизнь в одиночестве. Хотя, заметьте, Церковь не накладывала запреты на повторный брак. Тихая, верная, милосердная, всепрощающая, кроткая, терпеливая – вот типичный портрет русской жены и матери семейства.

В течение долгого времени славяне в честь этого православного праздника воспевали женщин, отмечая их ключевую роль в обществе и в семье. Вот он, подлинный в календаре событий! Жаль, что в потоке современной жизни утрачено много ценного, а порой просто украдено или искажено…

В день мироносиц принято славить женскую преданность, верность, способность любить чисто и самозабвенно. Каждая женщина, вне зависимости от национальности и принадлежности к – настоящая мироносица. Она несет мир, свет, является хранительницей очага и опорой мужу, воспитывает детей. Давайте будем чтить традиции и лишний раз скажем слова благодарности своим мамам, сестрам, бабушкам, подругам…

И хотя, как упоминалось выше, слово «мироносицы» происходит от ароматных масел под названием миро, слышится в этом слове и «мир»: нести мир… Это ли не самое глубинное и самое настоящее призвание женщины – нести мир везде, где бы она не появлялась?

Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария.
Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе . В 2016 году это был день 15 мая. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

Миpоносицы – носящие миpо . Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

Hо не в этy ночь Воскpесения Хpистова и не в пpедыдyщий день создалось и сплотилось это содpyжество женщин-миpоносиц. Мы знаем со стpаниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею пpоповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Был наpод, котоpый подходил, слyшал и pасходился. Hо сpеди этого наpода, кpоме избpанных апостолов Хpистовых, Господа Спасителя всегда сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их pосло. Они сопpовождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поyчаться словами, исходящими из yст Хpистовых, но и с тем, чтобы, в силy все возpастающей любви к Hемy, слyжить Господy всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой евангелист, слyжили Господy «имением своим» (Лк.8:3 ), своим имyществом. Для дела заботы о Спасителе они пpиносили то, что имели в своих домах.

Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.
«И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».
Жены-миpоносицы стояли y подножия кpеста Хpистова, пpоливая слезы состpадания и yтешая, как могли, плачyщyю Богоматеpь.

И даже в последние минyты земной жизни Хpистовой, когда и Божия Матеpь и святой Иоанн Богослов отошли от кpеста, святые женщины не отстyпили от Распятого Спасителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя. И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно ввидy пpиближения пpаздника евpейской пасхи, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело доpогого yсопшего.
Они пpоводили пpеблагословеннyю Сyбботy в тpевоге о том, yспеют ли они в сyбботy вечеpом, по окончании пpаздника, пpиобpести миpо и дpyгие аpоматы и завеpшить незаконченное: возлить аpоматы на Тело Господа Иисyса Хpиста.
Этих жен-миpоносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, пpиносим мы в этот день свои молитвы, пpося о том, чтобы они молитвами за нас пpед Пpестолом Божиим помогали нам, гpешным, совеpшать свой пyть к вечномy спасению и воодyшевляли нас к такомy же подвигy.
Сегодня вспоминаем мы,
О верных Жёнах, что тогда,
Скорбя душой, ко гробу шли
Помазать Господа Христа.

Сосуды с миром захватив,
Их волновал вопрос один:
Кто только гроб бы им открыл.
Но камень уж отвален был,

Одни лежали пелена,
И никого… и пуст гроб весь.
Спросили Ангелы тогда:
Кого же ищете вы здесь?

Средь мёртвых больше нет Христа,
Идите, возвестите весть,
Ученикам Его, с утра -
Христос воскрес! Христос воскрес!

Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее праздн...

День жен-мироносиц: дата, история, традиции

От Masterweb

07.04.2018 04:00

Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее празднование тесно связано с евангельскими событиями, последовавшими за распятием Сына Божия на кресте в преддверии иудейской Пасхи. Об этих событиях, а также о православном Дне жен-мироносиц поговорим подробнее.

Кто это такие?

История праздника День жен-мироносиц восходит к событиям, описываемым в Евангелиях, а также в Священном Предании. Из этих источников известно о том, что мироносицами были женщины, которые утром дня, следовавшего за субботой, пришли к гробу Иисуса, чтобы совершить ритуал умащения тела. По древней восточной традиции, это делалось с помощью мира – специальным образом приготовленного и освященного ароматического масла. Отсюда и пошло название.

Мироносицы были обыкновенными женщинами, ни богатыми, ни знатными, ни особо образованными. Во время миссионерских путешествий Иисуса Христа они часто сопровождали его и его учеников. Эти женщины принимали их в своих домах, помогали им всем, чем в состоянии помочь хозяйка и мать, заботящаяся о детях.

Сохранившиеся имена

День жен-мироносиц отмечается в честь воспоминания о женщинах, из которых до нас дошли имена семерых. К ним относятся:

  • Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от одержимости.
  • Мария Клеопова, бывшая матерью Иакова и Иосии.
  • Саломия – мать апостола Иоанна Богослова и Иакова Зеведеев.
  • Иоанна – супруга Хузы, служившего у царя Ирода.
  • Мария и Марфа, известные как сестры Лазаря, бывшего близким другом Иисуса, которого тот воскресил.
  • Сусанна, о которой нет никаких сведений.

В Евангелии упоминается и о множестве других женщин, служивших Христу, которые из Галилеи вместе с ним пришли в Иерусалим, но их имена не сохранились в истории.

Вне сомнений, они меньше, чем ученики Иисуса (до того, как на тех сошел Святой Дух в Пятидесятницу), знали о конечном смысле того, что означали пришествие Сына Божия на землю и его спасительные деяния. В первую очередь они видели в нем сына своей подруги Марии, которая рано стала вдовой. А также человека, избравшего трудный путь равви – странствующего учителя Священного Писания.

Любовь и верность

Говоря о Дне жен-мироносиц, целесообразным будет вспомнить связанные с ними евангельские события. Судя по их действиям, любовью и верностью они превосходили апостолов. Достаточно вспомнить, что те в страхе ночью убежали из Гефсиманского сада, посчитав, что дело их учителя проиграно, когда его схватили. А также они не присутствовали при казни в последние минуты его жизни в земном облике (за исключением апостола Иоанна).

В то время как жены-мироносицы, стоя у Лобного места и сострадая мучениям Иисуса, утешали Марию – его несчастную мать. Затем они сопровождали погребальную процессию до самой пещеры. Когда в предрассветной мгле женщины направились к гробу, они еще не знали, что их там ждет награда. Они первыми услышали от ангелов о том, что Спаситель воскрес, и сообщили об этой великой радости апостолам. Так они были награждены за их любовь и верность Спасителю.

Какого числа день жен-мироносиц?


Этот день в православном календаре является подвижным праздником и приходится на второй воскресный день, следующий за Пасхой. В 2018 году это 22 апреля. Еще праздник в честь мироносиц называют "Неделей святых жен мироносиц", в которую чествуют также Иосифа и Никодима, являвшихся тайными учениками Иисуса Христа. Как сказано в Евангелии, Иосиф Арифомейский был богатым и знатным человеком, членом Синедриона.

Он испросил тело Иисуса у Понтия Пилата и вместе с Никодимом похоронил его в гробнице, вырубленной в скале, которая была его собственностью. При этом тело Христа было обернуто плащаницей, по одной из версий, это – Туринская плащаница. В православной традиции День жен-мироносиц еще называют «День женщин-христианок».

Названия дня у славян

В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:

  • Бабий праздник.
  • Женский праздник.
  • Бабья братчина (Шапшиха).
  • Кумитное (Кумишное).
  • Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
  • Бабья яичница.
  • Бабья неделя.
  • Завивальное воскресенье.
  • Лалынки.
  • Бабские свята.

Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.

Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.

Другие варианты обряда


Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы - “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.

Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.

После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.

Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.

Сценарий праздника


Как уже говорилось выше, в некоторых местностях День жен-мироносиц назывался «Маргоски», что, по всей вероятности, связано с псковским и тверским диалектами, в которых это слово обозначает «умильничать», «кокетничать». Это говорило о том, что праздник полностью посвящался женщинам, все они считались именинницами. Поэтому в обрядах мужчины, как правило, не участвовали.

Вот как выглядел сценарий праздника Дня жен-мироносиц в некоторых российских губерниях. Женщины, собравшись вместе (иногда и в одиночку), ходили по дворам, где им давали яйца и прочую снедь. Затем происходило так называемое окликанье жен-мироносиц. Это выражалось в проведении обряда, в соответствии с которым женщин призывали выйти на крылечко, держа в руках яйцо. Обычно оклички проходили ранним утром, еще до того, как начинался рассвет.

В День жен-мироносиц каждая из женщин ходила в церковь, чтобы принять участие в обеденной службе. По окончании службы по совместному заказу женщин проводился общий молебен. При этом оплачивался он не деньгами, а яйцами, в некоторых случаях яйца заменялись отрезом из льняной ткани.

По окончании обедни, ближе к вечеру, происходила бабья пирушка. Она сопровождалась песнями, танцами и продолжалась до поздней ночи. Мужья участвующих в гуляньях женщин могли присоединиться к ним лишь в крайнем случае – в виде исключения.

В некоторых местностях пирушки устраивались за околицей, на выгоне. Гуляющие разводили костры, на которых жарили яичницу. Ее съедали с различными присказками, например, с просьбой к Богу о том, чтобы уродился лен куделен, то есть пригодный для прядения. Затем пелись песни, посвященные весне. В других деревнях яичницу готовили в домашних условиях, и женщины, обходя все дома поочередно, угощались этим блюдом.

Поминальная сторона


Одной из особых сторон празднования Дня жен-мироносиц была поминальная. При этом весь день или даже вся неделя посвящались памяти умерших. Например, каждый год, с понедельника праздничной недели, которую еще называют «мироносицкой», в приходах служили мирской сорокоуст по всем прихожанам, которые ушли в мир иной. В некоторых местах обязательным был приход на кладбище в субботу, накануне праздника. При этом на могилах оставлялись крашеные яйца.

Исследователи считают, что мотивы, связанные с поминовением усопших, прослеживающиеся в празднике жен-мироносиц, не являются случайными. Существует большая вероятность того, что произошло наложение христианского праздника на женский, который был связан с аграрным культом. А как известно, его частью у славян является культ предков.

Поздравления с Днем жен-мироносиц


В заключение приведем несколько коротких поздравлений, которыми можно приветствовать верующих женщин-христианок, отмечающих этот праздник.

Поздравление 1

Жен-мироносиц опять вспоминая,

Поклоняемся им до земли.

С праздником светлым всех поздравляем,

Желаем смирения, веры, любви.

Поздравление 2

Священный праздник наступает,

Он светом чуда озарен,

С днем мироносиц поздравляю

И прославляю незабвенных жен.

Поздравление 3

Я православных женщин поздравляю,

Всех тех, что мир, любовь несут в семью всегда,

Им счастья, радости желаю,

И пусть минует их беда.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255