Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях доу методическая разработка на тему Эмоциональное развитие детей в условиях доу

На чтение 7 мин. Просмотров 4k.

Детские эмоции

В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытство и любознательность, оценивает происходящие вокруг него события, учится общаться, осознает свою значимость.

Эмоциональное развитие проявляется в формировании социально-нравственного поведения, дошкольник осознает себя частью социума.

Значение эмоций

Эмоции отражают внутреннее состояние дошкольника, его отношение к окружающим процессам. Эмоции руководят действиями ребенка.

Ребенок начинает осознанно проявлять эмоции, но пока не умеет их контролировать.
Поэтому дошкольник на все реагирует в состоянии аффекта, т.е. бурными, сильными эмоциями с глубоким переживаниями и снижением самоконтроля. Отсюда детская непосредственность и искренность. Дети этого возраста открыто проявляют как положительные (радость, восторг), так и отрицательные эмоции (гнев, грусть), но смена настроения происходит внезапно.


отражается в мотивируемых поступках. Эта цепочка имеет и обратную связь. Если изменилось настроение, нужно искать причину, а не ругать или наказывать. Таким образом, родители насильно навязывают ребенку положительное отношение и запрещают проявлять отрицательные эмоции, которые в равной степени необходимы для формирования правильного восприятия у ребенка понятий «плохого» и «хорошего». Психика дошкольника только формируется, поэтому следует аккуратно выбирать формы эмоционального воздействия. Зная эту связь, совсем не трудно изменить настроение у ребенка, ведь дети легко «переключаются».

Эмоциональное развитие по возрастам

Хотя дошкольное детство охватывает период от 1 года до 7 лет, по степени эмоционального развития его можно разделить на 3 временных участка.

Эмоциональные особенности ребенка 1-3 лет:

  • желания выражаются через специфические эмоции;
  • пока не умеет делать выбор;
  • не осознает последствия своих действий;
  • для него очень важна оценка взрослого;
  • отсутствует эмпатия;
  • эгоцентризм и завышенная самооценка.

В этот период зарождает самосознание. Ребенок начинает проявлять признаки самостоятельности, распознает свое отражение, отзывает на имя, употребляет личностное местоимение.

Развитие эмоциональной сферы 4-5 летнем возрасте:

  • проявление аффективных реакций;
  • эмоциональное предвосхищение;
  • ребенок пытается ;
  • формирование цепочки «желание — предвосхищение — направленное действие — соответствующая эмоция»;
    оценивает свое поведение.

Весь спектр эмоций детей этого возраста завязан на климате в семье. Появляются новые интересы, навыки, формируются мотивы. Эмоции усложняются, ребенок ощущает гнев, грусть, застенчивость, восторг и иные эмоции. При этом он уже выражает их не плачем или смехом, а через речь и мимику.

Но дошкольники еще не могут контролировать свои переживания и эмоции, которые уже становятся произвольными и разумными. Для этого возраста характерно формирование эстетических и нравственных чувств.

Дети 6-7 летнего возраста уже хорошо осознают правила общества, и в соответствии с ними подстраивают поведение.
В этом возрасте постепенно созревает чувство долга. Уже к 5 годам появляется моральное сознание, способствующее пониманию дошкольником предъявляемых требований. Дошкольник соотносит их к своим поступкам, а также действиям сверстников и взрослых. К 6-7 годам это чувство долга проявляется особенно ярко.

Развитие любознательности активно способствует проявлению удивления и радости новым открытиям. Творческая, художественная деятельность стимулирует развитие эстетически чувств.

Эмоциональная система, тем временем, еще остается незрелой. При неблагоприятных условиях у ребенка проявляются отрицательные эмоции, поведенческие нарушение, снижение самооценки, переживание тревоги и обиды. Все эти эмоции естественны, но детям дошкольного возраста очень трудно выражать отрицательные эмоции. Порой взрослые запрещают их проявлять, усугубляя положение. Нередко ребенок к 6 годам уже начинает контролировать свои чувства, прятать эмоции, но внутри кроется обида и гнев, отражающиеся на физическом и психическом здоровье. Поэтому позитивные эмоции важны в развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Можно выделить основные эмоциональные особенности детей этого возраста:

  • формируются моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
  • эмоции отражают физическое и психическое состояние ребенка;
  • появляется чувство долга;
  • речь помогает осознавать свои эмоции.

Эмпатия у дошкольников

Полноценное эмоциональное развитие не может происходить без формирования эмпатии — стремлению к сопереживанию и состраданию. Ребенку с сформированной эмпатией легче понять чувства и поступки другого, стремится ему помочь. Такие дети дошкольного возраста быстрее социализируются, свободно общаются, учеба в школе дается им легче.

Советы родителям, как развивать у своего ребенка эмпатию:

  • в семье должен быть сформирован благоприятный климат любви и взаимопонимания;
  • развивайте положительные стороны характера;
  • объясняйте, как в конкретной ситуации правильнее поступить, поясняйте, к каким результатам могут привести такие поступки. Не бойтесь разбирать ситуации из жизни;
  • в каждом обществе есть свои принципы, с которыми ребенка обязательно нужно знакомить;
    сопереживайте ребенку;
  • хвалите за хорошие поступки;
  • играйте с детьми.

И, самое главное, для своего ребенка нужно быть примером. Дети этого возраста буквально «впитывают» в себя поведение своих родителей и неосознанно копируют.

Проверка эмоционального развития

Определить развитие эмоциональной сферы можно с помощью следующих методов: опрос, тестирование, анализ рисунков, анкетирование, наблюдение, беседа.

Основное внимание обращается на эмоциональный фон ребенка, насколько выражены и подвижны эмоции, пытается ли он их контролировать, имеет ли место эмоциональная нестабильность. В результате выявляется весь эмоциональный диапазон, которые ребенок дошкольного возраста понимает и может передать, в т.ч. посредством речи. Наблюдается, как ребенок реагирует на различные происходящие явления вокруг себя. Определяется, восприимчив ли он к чувствам людей, понимает ли их эмоции.

Формирование эмоциональной сферы

В настоящее время большая часть дошкольников дают неадекватную реакцию на многие вещи, игнорируют чувства других людей, не умеют сопереживать, не пытаются контролировать эмоции. Во многом это связано с недостатком общения. много времени проводят за компьютером, планшетом или телевизором. И дело не в полезности информации, а сколько времени они так проводят, и сколько времени им уделяют родители. В результате на лицо неполноценное эмоциональное развитие дошкольников.

Хорошо, если ребенок посещает детский сад и общается со сверстниками, т.к. это стимулирует эмоциональное развитие дошкольников. Но этого не достаточно! Благоприятная атмосфера в семье и регулярное общение, развивающие игры и положительные эмоции способствуют гармоничному развитию личности.

Если человек эмоционально благополучен, он достигает больших успехов в жизни, более целеустремлен, легко находит контакт с людьми. Эмоциональное благополучие формируется в детстве. И если родители не хотят уделить ему время своего настоящего, значит они обкрадывают его будущее. Положительная эмоциональная сфера дошкольника благотворно влияет на познавательные процессы, не может обойтись без общения с родителями.

Эмоциональная сфера дошкольника формируется во время общения с другими детьми, игр, в т.ч. подвижных, во время творчества, чтения, трудовой деятельности, прослушивания музыки.

Можно выделить основные компоненты для развития:

  • режим дня;
  • самостоятельное творчество;
  • физическая активность;
  • совместная деятельность;
  • игры;
  • чтение;
  • занятия с использованием наглядных пособий.

Эмоциональное воздействие как способ воспитания

Основная цель подобного воспитания — направлять эмоции детей, а не подавлять их. Разъяснить ребенку его поступок и обсудить плохое поведение будет лучшем решением, чем наказание. Во-первых, ребенок на примере будет учиться распознавать, что «хорошо» и «плохо», прекрасный пример для разбора жизненной ситуации. Во-вторых, родители будут лучше понимать своих дошколят.

Обычно эмоциональное развитие происходит в следующих направлениях:
1. Формируются навыки сопоставлять и различать эмоции в целом (на картинках);
2. Формируется навыки сопоставлять и различать эмоции людей.

Воздействовать на ребенка можно посредством игр. Ребенок дошкольного возраста лучше воспринимает такую форму подачи и дольше сохраняет интерес. Различают сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные, психогимнастические, мимические, а также игры на развитие воображения и производительности. Положительный эффект дают прослушивание музыки, чтение сказок и их обсуждение, знакомство с живописью.

В ходе таких игр ребенок будет переживать различные позитивные эмоции, пытаться объяснять что именно он чувствует, сравнит свой опыт с другими детьми. Таким образом, ребенок станет лучше понимать себя и окружающих, тем самым стимулируя свое эмоциональное развитие.

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Любое взаимодействие между людьми создаёт особую эмоциональную ауру, ту особую среду, в которую втягиваются предметы, люди, животные, в ней одухотворяются явления природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Росинка» г. Вольска Саратовской области»

___________________

Консультация для педагогов ДОУ

«Эмоциональное развитие дошкольников»

Подготовила и провела

педагог-психолог

Маленкова Елена Павловна

« Эмоция - это нечто, что переживается

Как чувство, которое мотивирует,

Организует и направляет

Восприятие, мышление и действия»

(К. Изард «Психология эмоций»)

Эмоциогенная среда очень хрупка, её нарушения, «поломки» совершаются порой одним взглядом, словом, каким-то одним жестом, поступком. Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей - научить ребёнка мыслить позитивно. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребёнка, она сказывается и на его интеллектуальном развитии. В последнее время много внимания уделено проблеме взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также их влияние на достижение успеха. Мышление находится в прямой зависимости эмоций. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление формируется на основе образного, которое, в свою очередь, тесно связано с эмоциональным развитием ребёнка.

Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы. Акцент в обучении на эмоциональной сфере - это наиболее верное решение, т.е. по образному выражению Л.С. Выготского, «действовать на аффект, чтобы добраться до интеллекта». Другими словами, во главу планирования занятий, уроков положить систему управления и формирования базовых эмоций личности, а осуществлять эту работу на учебном, программном материале. Важным становится тот факт, что, опираясь именно на эмоциональную сферу ребёнка можно решить целый ряд проблем в его развитии в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования», педагог, родители обеспечат развитие резервных потенциальных возможностей ребёнка, и тем самым создадут основу для его успешного обучения. Если за основу работы педагога взять работу по воспитанию базовых эмоций, как составного компонента личности ребёнка, то любое занятие, урок должны включать в себя задачу по формированию какой-то эмоции, её уточнению, адекватному воспроизведению и т.п. Каждая из них имеет свою шкалу (варианты) проявлений, свои причины и последствия проявления. Эмоции образуют основные структуры сознания.

Необходимо помнить, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость – всегда радость; печаль – печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости – разная.

Формирование каждой базовой эмоции значимо для работы над личностью ребёнка. Базовые эмоции - это веер направлений работы педагога и родителей по развитию эмоционально – волевой сферы ребёнка, через которую можно будет скорректировать и поведение, и речь, и мышление! Благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребёнка-дошкольника его мышление носит «эмоционально-образный» характер, который надолго остаётся доминирующим в структуре детского интеллекта. Эмоции всегда с нами, и переживание эмоций в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Вот именно поэтому важны и необходимы профилактические мероприятия по сохранению и обогащению эмоционального мира ребёнка. Взрослый, желающий видеть ребёнка счастливым, должен помнить:

  • доверительные отношения с ребёнком, если ребёнок доверяет, он сможет выразить свой негатив словами. Проговаривание вслух чувств, оказывающих отрицательное воздействие на существующий образ «Я», помогает ослабить эти чувства и они уже не окажут такого разрушительного воздействия на психику;
  • использование игр с куклами, ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками. Различные роли кукол, выполняемые ребёнком, позволят ему посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции. Ролевая игра способствует обучению владению собственными эмоциями, сюжетами для таких игр следует выбирать разные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «День рождения», «Цирк», «Больница», «Семья», «В зоопарке», «Злая собака» и другие;
  • снятие эмоциональных зажимов с помощью игр, танцев, пластики, физических упражнений;
  • создание условий для того, чтобы ребёнок ощущал себя комфортно и оценивал себя положительно (хвалить ребёнка в присутствии других детей и взрослых; исключить сравнения детей; оказывать психологическую поддержку, проявляя искреннюю заботу о ребёнке);
  • в основе познавательной деятельности малыша лежит сенсорный процесс, вызывающий эмоции.

Главное – всегда помнить о развитии эмоциональных устремлений детей!

Тема: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Цель : Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников.

Задачи :

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития эмоциональной сферы.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.

3. Изготовить пособие «Веселый светофор»

С. Л. Рубинштейн отмечал, что один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным , и волевым. Однако в зависимости от содержания процесса, возрастных или индивидуальных особенностей, ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная , или волевая. Очевидно, что в отношении к дошкольному периоду в целом, и к раннему дошкольному детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.

Организуя среду ДОУ, необходимо её сделать такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально -чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития .

Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий .

Эмоционально -поддерживающий компонент среды

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие : возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т. д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ :

Установление эмоционального контакта с ребенком ;

Вовлечение его в происходящие вокруг события : «(Имя, посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку» , «Покажи игрушку, что она делает» и т. д. ;

Создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

Обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;

Формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т. д.

Эмоционально -настраивающий компонент среды

При обустройстве эмоционально -настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка : удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка . А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально- развивающую направленность .

Эмоционально -стабилизирующий компонент среды

Потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей . Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при поступлений в ДОУ. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов. Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей , поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма .

Эмоционально -активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания» , или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка) . Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально -чувственной сферы ребенка. К таковым относятся :

Игры с детьми на накопление эмоций ;

Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

Игры на преодоление негативных эмоций ;

Игры на снятие эмоционального напряжения , релаксацию;

Игры на развитие эмпатии у детей и другие .

Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы) . Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.

1. Мои глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты.

Я смеюсь.

(Радость)

2. Глаза слегка сужены.

Уголки рта опущены.

(Грусть)

3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты.

Губы плотно сжаты.

Ноздри расширены и дрожат.

Я сжимаю кулаки.

Я хочу ударить.

(Злость)

4. Мои брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлён.

Глаза широко раскрыты.

Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»

(Удивление)

5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.

Глаза очень широко открыты.

Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

(Страх)

6. Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.

Я смотрю внимательно на предмет.

Мои брови слегка сведены.

(Интерес)

7. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.

Я прячу глаза.

У меня краснеет лицо, уши.

Я испытываю …

(Стыд)

Эмоционально -тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать и полноценно переживать.

Подводя итоги, отметим следующее. Становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Я хочу познакомить вас с пособием «Весёлый светофор» . Этот светофор располагается у нас вначале кабинета. Приходя на занятие, дети подходят к пособию и сразу же отмечают своё настроение. Я обязательно фиксирую для себя, с каким настроением ребёнок пришёл на занятие. Для работы нам нужно три круга – красный, желтый и зеленый. К каждому из них мы приклеим белый круг меньшего диаметра, для изображения эмоции. Примечание: кроме уголка эмоций, данное пособие может быть использовано в играх по ПДД – как макет светофора. Ленточки, позволяют перекручивать стороны светофора между собой (так можно уменьшить количество эмоций – например: для малышей). Для распознавания настроения у детей, используются обычные прищепки.

Круг красного цвета означает, что у ребёнка плохое настроение, он грустит или печалится. Круг желтого цвета означает, что у ребёнка, пришедшего на занятие, спокойное, нейтральное настроение, без эмоций. Круг зелёного цвета – это, конечно же, веселье, радость, настроение прекрасное. Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!

Организация: ГБДОУ детский сад №116

Населенный пункт: город Санкт-Петербург.

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст

Тип проекта: практико-ориентировочный

Тема проекта: Разноцветный мир эмоций

Длительность проекта: среднесрочный 02.02.2015-23.02.2015

Этапы проекта

  1. Диагностический
  2. Основной
  3. Аналитический

Актуальность темы

"Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."

Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Жизнь ученого, как известно, оборвалась в 1934 году. Изменился ли с тех пор "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка

  • Цель проекта – развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
  • учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
  • развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  • формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
  • учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
  • учить сотрудничать при выполнении совместных задач

Диагностические методы для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции, сопереживать окружающим людям:

  • подбери эмоцию;
  • узнай эмоцию;
  • беседа об эмоциональных ситуациях;

Пример: Беседа об эмоциональных ситуациях

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Анкета : «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях.

При этом результаты анкетирования родителей указывают на высокую заинтересованность родителей в воспитании у детей таких качеств как отзывчивость, доброта, порядочность, вежливость, терпение, коммуникабельность.

Основной этап

На основном этапе были применены ряд методик:

Игровые упражнения по развитию мимики

“Съели кислый лимон” (дети морщатся).

“Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

“Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

“Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

“Обиделись” (опускают уголки губ).

“Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по развитию пантомимики

“Расцвели, как цветы”.

“Завяли, как травка”.

“Полетим, как птицы”.

“Идет медведь по лесу”.

“Крадется волк за зайцем”.

“Плывут уточки”.

“Идут пингвины”.

“Жук перевернулся на спину”.

“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

“Мчатся олени”

"Тренируем эмоции"

Нахмуриться как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

  • Упражнение на релаксацию .

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  • Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

«Любимое-нелюбимое ». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

«Ожившие предметы ». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Зеркало
Игроки в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант - один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.

Из семени в дерево
Ведущий (садовник) предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову, закрыть ее руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается другим цветам (улыбнуться соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются голова и руки), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернулся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет.

Строители
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с сеном; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лиц «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости

·«Это я, узнай меня»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

  • Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

·«Постарайся отгадать»

Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

·«Подари ласковушку»

Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.

  • Танцуем вместе

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.

·«Слепой танцор»

Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.

  • «Помоги сверстнику»

Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь

Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.

Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.

Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.

После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.

Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.

  • "Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений

Задачи:

  • Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях
  • Развитие умения ставить себя на место героев произведений
  • Развитие умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения
  • учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации

Валентина Осеева. Рассказы для детей

  1. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
  2. ПЛОХО
  3. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
  4. БАБУШКА И ВНУЧКА
  5. СТОРОЖ
  6. ПЕЧЕНЬЕ
  7. ОБИДЧИКИ
  8. ЛЕКАРСТВО
  9. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
  10. КТО ХОЗЯИН?

Владимир Григорьевич Сутеев.

Сказки и рассказы

  1. КОТ-РЫБОЛОВ
  2. ПОД ГРИБОМ
  3. ЯБЛОКО

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

Опыт дошкольника, как правило, полный у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.

Эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу.

Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же) .в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Папка-передвижка

Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл...»

Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.

Беседа «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.

Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям.

Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных.

Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы.

Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

Предполагаемые результаты

Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь

попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс

6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

7. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.

8. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.

9. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

11. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г

Наталья Островская
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей . Важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера .

Эмоции играют большую роль в развитии ребенка : определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками.

Продолжительное время система дошкольного образования в России

была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей . При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников , так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны : во-первых, понимать эмоциональное состояние другого , а во-вторых, управлять своими эмоциями . Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса. Решающая роль в ее развитии принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения .

Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на создание предметно-развивающей среды , но и эмоционально- развивающей среды в группе . Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития ).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты :

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором являются эмоционально -личностные особенности воспитателя, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя , внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.

Вторым, компонентом эмоционально- развивающей среды является оформление интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - это наличие специально-организованных зон, среди которых : «Уголок уединения» , «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка - не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Третьим компонентом является эмоционально-активизирующая

совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в

первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника .

В игре активно формируются или перестраиваются психические

процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие , которое не

предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой,

представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка

(его познавательной и эмоционально-личностной сферы ) .

Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками

управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности

понимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать и

полноценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста , я пришла к выводу, что организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников , но и устранить недостатки в личностном развитии .

Публикации по теме:

«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии. Задачи: Закреплять.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ" Цель: создание условий для сенсорного воспитания детей.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.

Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки.

Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют.