Конспект игры-занятия для детей старшей группы детского сада (5-6 лет) «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и пополнения игровой среды в группе ДОУ.
Задачи:
1. Углублять знания детей о профессиях работников аптеки (аптекаря, фармацевта, заведующей и т. д.).
2. Продолжать учить переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.
3. Помогать детям устанавливать взаимодействия в совместной игре, разнообразить игровые диалоги.
4. Развивать самостоятельность при подборе атрибутов игры, при организации игровой зоны и при распределении ролей.
5. Расширять словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения», «лаборатория».
6. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу.
Предварительная работа: Экскурсия в аптеку; рассматривание иллюстраций по теме; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь»; беседы «Лекарственные растения», «Витамины - помощники здоровья»; рисование «Аптечная витрина», лепка «Витамины для зверей», аппликация «Рецепты для больных».
Материал: баночки, коробки от витаминов, лекарств, касса, эмблема аптеки, халаты, колбочки, пробирки, рецепты, кошельки, игрушечные монетки и т.д.
Ход игры:
Дети, отгадайте загадку:
Если кашель или грипп,
Или голос Ваш охрип
Если плохо человеку-
Мы торопимся...(в АПТЕКУ)
Правильно.
Помните, мы с вами ходили в аптеку? (Да)
Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)
Послушайте и отгадайте еще одну загадку:
Там лежат на полках вряд
Не зефир, не шоколад,
Не печенье, не конфетки,
А различные...(ТАБЛЕТКИ)
Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Витамины, бинты, градусники и т. д.)
Какие отделы есть в аптеке? (рецептурный, отдел продаж лекарств без рецепта, отдел лекарственных трав, отдел медицинской техники, отдел товаров для малышей)
Кто работает в аптеке? (Заведующий, аптекарь, водитель по привозу лекарств и т. д.)
Знаете ли вы, чем занимается каждый, кто работает в аптеке? (Дети рассуждают, какие обязанности выполняет тот или иной работник аптеки, воспитатель помогает.
Например: Заведующая заказывает по телефону или говорит водителю, какие лекарства нужно привезти, принимает заказ, помогает расставить на полочки.
Водитель принимает заказ и привозит его в аптеку или по заказу доставляет лекарства больным домой.
Кассир-аптекарь продает лекарства, принимает деньги, отдает сдачу.
Фармацевт изготавливает лекарства по рецепту в лаборатории аптеки.
Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужные лекарства или посоветовать какие-то витамины, или приготовить необходимое лекарство по рецепту врача.)
Кого еще можно увидеть в аптеке? (Покупателей)
Что они делают в аптеке? (Покупатели приходят в аптеку, покупают нужные лекарства или витамины, или средства гигиены, или заказывают лекарства по рецепту врача.)
Хотите ли вы устроить аптеку в нашей группе и поиграть? (Да)
Какие роли можно выбрать? (Водитель, кассир-аптекарь, заведующий аптеки, фармацевт, посетители - покупатели)
Что нужно нам, чтобы организовать игру? Какие предметы мы возьмем? Куда их поставим? (Дети предлагают, как лучше организовать место для игры, помогают расставлять атрибуты, договариваются о выбранных ролях)
После подготовки места и подбора атрибутов, детям предлагается разыграть игровые диалоги или придумать сценки для игры самостоятельно и обыграть их с другими детьми.
Воспитатель руководит игрой и, если необходимо, сам превращается в один из персонажей игры.
Игровые диалоги:
1. Водитель - заведующая аптеки.
Митя - водитель: Какие лекарства вам нужно привезти?
Юля - заведующая аптеки: У нас заканчиваются витамины, лекарственные травы и градусники. Привезите, пожалуйста, сегодня.
Митя - водитель: Хорошо. (Идет, собирает заказ, грузит на машину и везет в аптеку)
Митя - водитель: Я привез заказанные лекарства.
Юля - заведующая аптеки: Давайте посмотрим. Витамины, травы, градусники. Ничего не забыли?
Митя - водитель: Нет, все привез.
Юля - заведующая аптеки: Спасибо. До свидания.
Митя - водитель: До свидания.
2. Покупатель - аптекарь.
Ярослава - покупатель: Здравствуйте.
Рената - аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?
Ярослава - покупатель: Дайте мне, пожалуйста, витамины для моей дочки.
Рената - аптекарь: Пожалуйста, выбирайте. У нас есть разные витамины: Ревит, Алфавит и Пиковит. Вам какие нужно?
Ярослава - покупатель: Дайте мне, пожалуйста, Ревит.
Рената - аптекарь: Пожалуйста, Ревит стоит 5 рублей. (Покупатель расплачивается).
Ярослава - покупатель: Спасибо. До свидания.
Рената - аптекарь: Пожалуйста. До свидания.
3. Покупатель - аптекарь - фармацевт.
Лиза - покупатель: Здравствуйте.
Рената - аптекарь: Здравствуйте. Что вам показать?
Лиза - покупатель: У меня заболел сынок, и врач выписал ему лекарство от кашля.
Рената - аптекарь: Ваше лекарство нужно приготовить. Приходите вечером, как раз наш фармацевт приготовит ваше лекарство.
Лиза - покупатель: Хорошо, я приду вечером. Спасибо.
Рената - аптекарь (Обращается к Владику - фармацевту): Пожалуйста, приготовьте лекарство вот по этому рецепту.
Владик - фармацевт: Хорошо. (Готовит) (Немного позже)
Лиза - покупатель: Здравствуйте, сегодня я заказала вам лекарство от кашля по рецепту. Готово ли оно?
Рената - аптекарь: Сейчас узнаю в нашей лаборатории у фармацевта. (Обращается к Владику - фармацевту)
Рената - аптекарь: Готово ли лекарство от кашля?
Владик- фармацевт: Да готово, пожалуйста, скажите - пусть принимают по 3 раза в день.
Рената - аптекарь: Хорошо. Спасибо. (Обращается к Лизе - покупателю)
Рената - аптекарь: Ваше лекарство готово, пожалуйста, принимайте по 3 раза в день. С вас 10 рублей.
Лиза - покупатель: Вот возьмите, пожалуйста. Спасибо.
4. Заведующая аптеки - покупатель - водитель.
Арианна - покупатель: (Звонит по телефону) Алло. Здравствуйте. Это аптека?
Юля - заведующая аптеки: Да, здравствуйте, это аптека. Что вы хотите?
Арианна - покупатель: У меня заболел малыш и мне срочно нужно купить необходимые лекарства для лечения.
Юля - заведующая аптеки: Малыша посмотрел врач?
Арианна - покупатель: Да. Он выписал микстуру от боли в горле и капли в нос.
Юля - заведующая аптеки: Хорошо, приходите к нам.
Арианна - покупатель: Но я не могу придти, мне не с кем оставить моего малыша, вы не могли бы привезти нужные лекарства к нам домой?
Юля - заведующая аптеки: Конечно, можем, в нашей аптеке есть такая услуга, сейчас составлю ваш заказ и передам водителю. Скажите еще раз, какие лекарства вам нужны и ваш домашний адрес.
Арианна - покупатель: Нам нужны микстура от боли в горле и капли в нос. Привезите все по адресу Комарова дом 2, квартира 28.
Юля - заведующая аптеки: Хорошо, я все записала, заказ стоит 15 рублей. Ждите, вам скоро все привезут.
Арианна - покупатель: Хорошо. Спасибо. До свидания.
Юля - заведующая аптеки: (Собирает заказ и обращается к Мите-водителю) Нужно срочно отвезти этот заказ для больного малыша по адресу Комарова дом 2, квартира 28. Заказ стоит 15 рублей.
Митя-водитель: Хорошо, сейчас отвезу. (Везет, звонит в дверь)
Арианна - покупатель: Кто там?
Митя-водитель: Это водитель из аптеки, я привез ваш заказ для вашего малыша.
Арианна - покупатель: Хорошо, заходите.
Митя-водитель: Вот ваш заказ. Он стоит 15 рублей.
Арианна - покупатель: Вот возьмите (отдает деньги). Большое спасибо, вы нас очень выручили.
Митя-водитель: Пожалуйста. Это наша работа, обращайтесь, если понадобится помощь. До свидания.
Арианна - покупатель: До свидания.
Сюжетно-ролевая игра «В научной лаборатории»
в подготовительной к школе группе
1. Задачи руководства:
а) расширение представлений об окружающем
Р азвивать исследовательскую деятельность детей по теме «Воздух» посредством экспериментальной и игровой деятельности;
Побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации;
Мотивировать детей к поиску новых знаний;
Вовлекать детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование;
б) формирование игровой деятельности
Побуждать детей самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы;
Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
в) формирование взаимоотношений
Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, справедливо решать споры.
2.Подготовка к игре:
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Октябрь Ноябрь | Поиск картинок с изображением планеты Земля. Изготовление знаков-символов. Изготовление из бумаги вееров. Сбор трубочек от коктейля, пластмассовых стаканчиков, поролоновых губок. Заготовка ленточек из ткани. Изготовление султанчиков. Заготовка бейджиков с именами детей и названием должностей в лаборатории. Лепка мелких пластилиновых шариков. Частичное изготовление воздушного змея. | Эксперименты с воздухом. Наблюдение на прогулке за ветром. Загадывание загадок о ветре. Просмотр слайдов на тему «Воздух» при ознакомлении со свойствами воздуха. Дидактическая игра «Разноцветная капля». Подвижные игры на прогулке с султанчиками. Игра на прогулке с воздушным змеем. | Проводим опыты и эксперименты. Договариваемся. |
3. Перспективный план подготовки к сюжетно-ролевой игре «Играем в научную лабораторию»
Сюжеты | Роли | Атрибуты к игре | Игровые действия | Речевые обороты |
Научная лаборатория | Заведующий лаборатории Заместитель заведующего лаборатории Лаборанты Помощники лаборантов |
слайды на тему «Воздух» | Руководит лабораторией, координирует работу лаборантов, проводит самые сложные опыты Помогает заведующему, подносит инструментарий, следит за работой лаборантов и их помощников Проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов Ассистируют лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов | Как вы думаете? Я предполагаю… Давайте вместе придумаем…, попробуем…, проверим… Я думаю, что… Разрешите Вам помочь. Давайте сделаем вывод…, зафиксируем результаты… Я думаю, что… Я предполагаю… Разрешите вам помочь. Будьте так добры… Я думаю, что… |
Сопутствующие сюжеты | ||||
Творческая мастерская | Юные художники |
| Играем с воздухом, выдуваем картинку. | Я бы вам посоветовал… Давайте пофантазируем… Как вы думаете? |
В комнате отдыха | Сотрудники лаборатории |
| Играем и двигаемся под веселую музыку с ленточками. | Предлагаем сделать перерыв. Обратите внимание на движения… |
4. Ход игры.
Ребята, посмотрите, Дед Мороз прислал вам письмо и необыкновенный подарок. Дети раскрывают письмо, воспитатель читает его: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».
Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.
Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне.
А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.
Давайте выберем, кто кем будет в нашей лаборатории?
Разрешите мне быть заведующим научной лаборатории (пояснение, что он будет делать)
А кто будет моим заместителем? (пояснение).
Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (пояснение).
А ещё нам нужны помощники лаборантов (пояснение).
Давайте наденем фартуки, халаты, и прикрепим бейджики с нашими именами и должностями. Отправляемся на наши рабочие места.
Как вы думаете, что легче: воздух или вода?
Я подскажу вам, как можно это проверить.
Лаборанты, мне нужна ваша помощь. Давайте проделаем этот опыт в нашей лаборатории.
Лаборанты, что произошло? Поясните, что вы получили? Помощники, зафиксируйте результаты опыта?
А теперь, лаборанты, проведите все известные вам опыты с воздухом и водой, а помощники вам помогут.
В зоне отдыха постоянно звучит спокойная музыка, дети по желанию двигаются и танцуют с лентами, изображая ветерок.
Разрешите мне, как заведующему нашей лаборатории, показать вам один интересный опыт.
Я зажигаю свечу. Смотрите, пламя горит. Подержу над пламенем фарфоровое блюдце.
Что произошло с дном блюдца?
Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя может загрязнять воздух.
Мы сегодня замечательно поработали в нашей научной лаборатории, добились хороших результатов.
5. Окончание игры
Я предлагаю пройти в творческую мастерскую и завершить работу по изготовлению воздушного змея. Мы его возьмем на улицу и полюбуемся его полетом. Можно взять на прогулку и нашу новую игрушку Шарочку, и посмотреть, как она будет гулять.
А еще можно с помощью ветра и воздуха создать разноцветную картину. Можете попробовать порисовать разноцветными каплями.
Дети проходят к рабочим местам, завершают конструирование из бумаги воздушного змея, начатое ранее и рисуют способом выдувания рисунки.
6. Оценка игры
Мне, ребята, очень понравилось быть заведующим научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия и споры. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу, обсуждали свои действия со своими помощниками. Спасибо помощникам лаборантов! В нашей лаборатории чистота и порядок. Можно отправляться на прогулку и запускать воздушных змеев.
Наталья Кочурова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория» в старшей группе
Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры
«НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ » в старшей группе .
Задачи :
1. Развитие сюжета :
Развивать сюжет на основе знаний , полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач.
Совершенствовать умения и навыки, полученные в средней группе .
2. Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат) :
Совершенствовать способы предыдущей группы .
3. Формирование взаимоотношений :
Способствовать становлению в игре положительных отношений и их усвоению.
Формировать правила взаимоотношений детей в коллективе.
4. Формирование самостоятельности и творчества :
Учить самостоятельно организовывать игру.
Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры , проявлять творчество в игровых способах.
Методика руководства сюжетно – ролевой игрой
1 компонент
Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности детей (обогащение реального опыта) .
1)Наблюдение :
1. Экскурсия в медицинский кабинет (рассказ медсестры о некоторых опасных болезнях, существовавших ранее (чума, оспа, корь, скарлатина и т. д.) и об изобретении вакцины против этих болезней) «Учёные в медицине» .
2. Просмотр научно -познавательной программы «Наука» ,
3. Просмотр научно -познавательной программы «Лаборатория » ,
4. Просмотр видеоролика из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» .
2)Чтение художественной литературы :
1. «Знаменитые учёные и их достижения» (П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка, А. С. Попов - радио, Н. И. Лобачевский - Математик Н. И. Лунин - доказал, что в организме живых существ есть витамины; В. К. Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание) А. Энштейн, И. Ньютон, С. Королёв – физики; Д. И. Менделеев - химик);
2. стихотворения А. Введенский «Ученый Петя» ,
3. А. Чехов «Письмо к ученому соседу» ,
4. К. Ушинский «Ученый медведь» .
3)Рассматривание :
1. «Атрибуты ученых» ,
2. Фотографий знаменитых учёных,
3. Научные изобретения в прошлое и настоящее время «Работа учёных» .
Рассматривание картинок по развитию речи : «Профессия – учёный» .
4)Беседы воспитателя : об учёных (о том какую пользу приносят их научные открытия и технологии) «Открытия учёных» .
5)Занятие (НОД) :
1. Рисование «Лаборатория »
2. Аппликация «Лаборант » ,
3. Конструирование «Воздушный змей» .
6)Просмотр презентации :
1. «Научные открытия » ;
2. «Воздух» (свойства воздуха,
3. «Правила поведения в лаборатории » ,
4. М/ф «Ивашка из дворца пионеров» .
5. М/ф «Сид-маленький ученый» .
2 компонент
Обогащение игрового опыта. Дидактические игры .
1)Дидактические игры :
1. «Найди пару» , 2. «Чудесный мешочек» , 3. «Разноцветная капля» .
2)Дидактические сюжетно-ролевые игры :
«Проводим опыт» .
3) Театрализованная игра : «В стране невыученных уроков» .
4)Строительно-конструктивные игры : «Лаборатория » .
5)Игры этюды : «Опыт с водой» .
6)Игры фантазирование : «Бабочки – лаборантки » .
7)Инсценировка :
1. «Опыт» , 2. «Разработка нового лекарства» .
8)Подвижные игры :
1. «Займи своё место» , 2. «Успей на помощь» .
3 компонент
Обогащение игровой среды.
1)Сюжетные игрушки :
1. Микроскоп, 2. колба, 3. пипетки, 4. белые халаты и шапочки.
2)Игрушки заменители : кукла.
3)Воображаемые игрушки : спички.
4)Игрушки, сделанные с детьми родителями :
1. заготовка бейджиков с именами детей и названием должностей в лаборатории , 2. химикаты.
5)Игрушки сделанные воспитателем с детьми :
1. глобус, 2. огнетушитель.
4 компонент
Руководство в ходе самостоятельной игры ребенка .
1) Создание проблемных ситуаций : «В городе новый вирус, необходимо разработать новый препарат»
2)Помощь в распределении ролей :
1. заведующий лабораторией (руководит лабораторией , координирует работу лаборантов , проводит самые сложные опыты);
2. заместитель заведующего лабораторией (помогает заведующему, подносит инструментарий, следит за работой лаборантов и их помощников ); 3. лаборанты (проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов);
4. помощники лаборантов (ассистируют лаборантам , готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов).
3) Участие воспитателя в игре по просьбе детей
Предложение-обращение : «Разрешите мне быть заведующим научной лаборатории » , «Пожар! Ликвидируем возгорание!» , «Возвращаемся к работе» .
4) Напоминание (совет) :
1. Что наблюдали, смотрели, слушали.
2. Что читали, рассказывали.
3. Что рассматривали, сравнивали.
4. О чем беседовали.
5. Что рисовали, клеили, конструировали .
6. Какие презентации смотрели.
5)Анализ игры :
1. В какую игру играли,
2. кто кем там был,
3. понравилось ли играть в эту игру,
4 .как дети справились с взятой на себя ролью,
5. что можно добавить в игру в следующий раз,
6. как ещё можно поиграть,
7. кто ещё может быть в игре.
Воспитатель помогает продумать перспективы игры .
Публикации по теме:
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» в старшей группе Цели и задачи: -учить детей принимать на себя роль сотрудника детского сада; - развивать воображение в использовании предметов- заместителей.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы - пожарные» в старшей группе детского сада Конспект сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Задачи по развитию игры: Формировать у детей умение.
Задачи: Продолжать учить детей составлять план сюжета игры, распределять роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом, согласовывать.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в старшей группе Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты». Задачи: - помочь создать игровую обстановку - наладить.
Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Поэтому мы старались особо тщательно продумать, оформить и правильно разместить игровые зоны.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрели площадь свободную от мебели и игрушек. Постарались обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).
Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие - это основа игровой зоны любого детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации уголков. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в миниварианте.
Очень мы театры любим, круглый год мы с ними дружим:
В нашей группе все актеры, кукловоды и танцоры,
акробаты и жонглёры, балерины, режиссёры!
Каждый день и каждый час мы хотим играть для Вас!!
Если б видел Станиславский – был бы очень рад за нас!
В группе оборудована театральная зона, в которой дети играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры-драматизации. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
Мир театра
Цель: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве.
Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты уже распределили роли между собой. Они показывают настольный театр. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят.
Театральное представление.
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.
Примечание: в зависимости от возраста детей сказки могут быть как простыми, содержащие короткие реплики («Курочка Ряба», «Репка»), так и сложными, с большим количеством героев, с длинными репликами.
Также вместо костюмов можно использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.
Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом уголке.
Поливаем огород
Цель : научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.
Оборудование: красные фишки, лейка.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет, поливаем огород.
В лейку воду набираем и на грядке поливаем…
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он получает штрафную красную фишку. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех получил таких фишек, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.
Примечание: если играют дети в возрасте 5–7 лет, то им отвечать нужно быстро, без запинок. Если ребенок задерживается с ответом, он получает штрафную фишку. Игру можно усложнить – называть только растения. Ребенок должен определить, какие растения нужно поливать, а какие нет. В случае спора ответ считается правильным, если ребенок сможет обосновать свой ответ. Например, из крапивы можно сварить суп. После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.
Экскурсия в оранжерею
Цель: закрепить знания детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.
Оборудование: растения в уголке природы.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то или иное растение.
В нашей группе отведено место для изобразительной деятельности так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПина. На полочках находятся стаканчики для воды, карандаши и фломастеры, подставки с кисточками, краски и гуашью, листы бумаги для рисования и пр. Имеются образцы для рисования, а так же различные шаблоны и трафареты. Расположена коробка с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски.
В художественной мастерской
Цель: формировать представления детей о видах изобразительного творчества, закреплять навыки пользования кистью, карандашом, развивать художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование : все необходимое для работы в художественной мастерской: карандаши, кисти, краски, бумага.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.
Посмотрите, красота! А у нас опять игра! Все играют и стригут. Причесаться всем дают.
Вот и девочка пришла. Мы помоем не спеша. Ей причёску наведём. Красоты у нас салон.
И мальчишки к нам пришли. Как они же хороши! Вот и стрижка и бритьё. Как же вам идёт оно.
Всё в порядок приведём. И красавцами пойдём! Приходите к нам скорей. Приводите всех друзей!
Игрушки и предметы интерьера для оформления игровой зоны мы не только покупали в магазине, но и кое-что принесли из дома. Уголок парикмахера оснащен баночками из под крема, бутылочками из под шампуней и гелей для душа. Можно принести обыкновенную расческу, заколки и ватные диски.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование : халат для парикмахера, накидка для клиента. Инструменты парикмахера (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.).
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас создан «Уголок экспериментирования», где находятся предметы из различных материалов: дерево, железо, пластмассы, а так же — песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики.
«В научной лаборатории»
Цель: расширение представлений об окружающем; развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной и игровой деятельности; побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации; мотивировать детей к поиску новых знаний.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры.
Дети получают письмо: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз».
— Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне. А хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом. Распределяют роли, занимают свои места. Дети проводят известные опыты с воздухом и водой.
Проект «Сюжетно-ролевая игра «В научной лаборатории».Участники проекта
: воспитанники подготовительной группы, воспитатель
Вид проекта
: исследовательско - игровой
Продолжительность проекта
: краткосрочный проект
Сроки реализации
: февраль – март
Актуальность: В Проекте
нового закона «Об образовании» и ФГТ говориться об изменении, содержания образования, в результате которого развитие детей должно идти с опережением, а это значит, что детей необходимо знакомить с информацией и простейшими технологиями, которые пригодятся им в будущем. Воспитанников нужно вовлекать в исследовательские проекты, в ходе которых они научаются самостоятельно добывать необходимые знания, делать выводы.
В ходе реализации проекта « Космос» у воспитанников группы возникли вопрос: Что такое Академия наук? Чем занимаются учёные? Кто такие исследователи? и другие.
В группе были созданы условия для опытнической и экспериментальной деятельности детей, но этого оказалось недостаточно, согласно поставленной проблеме. Возникла необходимость создания центра « Наша лаборатория», дополнительных атрибутов и оборудования для игр « Мы юные учёные».
Актуальность . Учёные - педагоги доказали, что потребность детей дошкольного возраста в новых впечатлениях и знаниях является основой его познавательного и психического развития.
Новые требования к системе дошкольного образования предоставляют такую возможность реализации исследовательского потенциала дошкольников. В проекте Нового закона « Об образовании» предлагает переориентировать содержание образовательного процесса на « обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации».
Процесс экспериментирования исследования вызывает у дошкольников повышенный интерес. В процессе самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, продуктивной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, воплощает знания в реальные продукты.
Именно в сюжетно- ролевой игре ребёнок реализует свои знания, свой жизненный опыт, замысел, осваивает на себе роль учёного, передаёт образ, простейшие трудовые действия.
Цель : Развитие познавательных процессов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности; приобщение через игру к научно- исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для игровой деятельности.
2.Дать детям понятие « наука», «учёные - исследователи».
3.Расширять представления детей о профессиях взрослых, познакомить с профессиями исследователь, конструктор, геолог, биолог, химик, физик, математик, агроном.
4.Познакомить детей с простейшими трудовыми действиями учёных в различных областях науки , с орудиями труда.
5.Формировать у детей умения отображать в игровой деятельности полученные знания и свой жизненный опыт; самостоятельно задумывать сюжет.
6.Развивать у детей мышление, самостоятельную активность, целеустремлённость, коммуникативные навыки.
Ресурсы проекта
1. Информационные: получение знаний из различных источников (энциклопедии, интернет, просмотр детских научных программ, беседы).
2. Материально – технические: приобретение и изготовление атрибутов для игр, использование технических средств.
Этапы реализации проекта
План мероприятий организационного этапа
План мероприятий основного этапа
План мероприятий заключительного этапа
Положительные результаты проекта .
Созданы условия для игр детей.
Дети ориентируются в понятии « наука», « учёные».
Воспитанники имеют представление о профессиях исследователь, конструктор, геолог, биолог, физик, химик, математик.
Углублены знания детей о простейших трудовых действиях работников науки.
Дети самостоятельно организовывают игру, готовят необходимые атрибуты для игры.
У детей развиты коммуникативные навыки , воображение.
Тема « Кто такие учёные».
Цель: Формировать у детей понятие о науке, об учёных, их деятельности.
Задачи:
Углублять знания детей о профессиях взрослых.
Познакомить с профессиями учёных разных областей науки.
Дать детям представление, что такое лаборатория, первичные представления о трудовых действиях учёных.
Прививать дошкольникам интерес к научным знаниям, к процессу экспериментирования.
Содержание:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа воспитателя, чтение энциклопедий.
Экскурсия в мини - лабораторию.
Изготовление атрибутов для игр.
Цель: Формировать у детей к экспериментально- исследовательской деятельности; желание изготавливать необходимые атрибуты для игр.
Содержание: Изготовление коробочек, дневников наблюдения, геометрических эталонов, эмблем.
Экспериментирование
Цель: Уточнение свойств и признаков предметов и объектов; взаимосвязь объектов и явлений; формирование эмоционально - чувственного опыта.
Задачи:
Формировать умения подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Использовать результаты исследования в бытовой и игровой деятельности.
Соблюдать правила техники безопасности.
Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы, из которых изготовлены окружающие нас предметы- исследование свойств материалов (прочность, прозрачность, применение).
Природные явления (круговорот воды в природе, дождь, снегопад, солнце).
Ориентировка во времени(смена частей суток, времён года).
Агрегатные состояния воды (дождь, снег, град, лёд, иней, туман, роса, радуга).
Мир растений (необходимые условия для роста и развития); рассматривание и сравнивание веток (цвет, форма, расположение почек).
Геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар)- соотнесение с реальными предметами .
Цель: закреплять знания детей о науке, об учёных, их трудовых действиях.
Задачи:
Закреплять знания детей людей, работающих в разных областях науки.
Передавать в игре простейшие трудовые действия, осваивать на себе роль учёного, передавать образ в игровых действиях.
Воспитывать у детей доброжелательность, развивать умения распределять роли по желанию и по возможности каждого ребёнка.