Примеры воображения в практической деятельности. Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения. Контрольная работа по психологии

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак , воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Вот еще одно определение - воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том , что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.


Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом , процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.

В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).

Функции воображения .

1. Представление в психике действительности в образах - во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

2. Регуляция деятельности и поведения - благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе - для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге - для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии - для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике - для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения . Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация - процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение - это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение - воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше - внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое , творческое , критическое , воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта - создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Воображение в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо и как он будет это делать. Таким образом он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вис временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше - внутренними субъективными проблемами. Такое воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корпя со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Благодаря этой способности человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это "прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения", которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

  • - агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
  • - гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • - схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • - заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. А.В. Петровский относит воображение к числу высших познавательных процессов, рассматривает воображение как основу творческой деятельности и как основной компонент программирования действия . Он считает, что воображение отвечает за создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную дея­тельность, но заменяющих ее

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Механизмы создания образов воображения.

Образы формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. – Т.Рибо назвал это диссоциацией . С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов.

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез (процесс ассоциации ). Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация , т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объект другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и т. д.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение (гиперболизация ) объекта или его частей. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт.

1. Агглютинация (склеивание) - это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия - лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия - новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека - грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) - это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи - пиноккио, или собака - хозяин).

4. Типизация - это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора - образ женщины).

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое (продуктивное) воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются" в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Исследованием творческого воображения занимался Выготский Л.С.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Особую форму воображения образует мечта . Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными.

Классификация видов и типов воображения в психологии

Все новое, фантастическое и нереальное рождается в сознании человека из полученной ранее информации.

Замечание 1

Поскольку воображение есть процесс созидания, то в нем принимают участие интеллект, мышление, внимание и память.

Каждый этап и элемент воображения человек обязательно осознает. Психология выделяет несколько видов воображения, которые показаны на схеме ниже:

  1. Активное воображение . Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено в будущее и оперирует временем как определенной категорией – человек не теряет чувства реальности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю;
  2. Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются». По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте. Пассивное воображение может быть произвольного и непроизвольного вида. К непроизвольному воображению относятся сны и галлюцинации. Сны являются следствием активизации психических процессов – либо возбуждения, либо торможения мозговых процессов. Торможение способствует развитию подсознания, которая включает в свой состав различные образы. Эти образы объединяются в разнообразные комбинации, отражая содержание снов. Галлюцинации возникают тогда, когда функционирование головного мозга нарушено. Развитие галлюцинаций обусловлено психическим дисбалансом или серьезным эмоциональным стрессом. Что касается произвольного воображения, то оно состоит из грез и мечтаний. Они отличаются по степени своей реальности. Мечты отражают модели того будущего, которое желает человек, а грезы являются нереальными, а лишь иллюзорным отражением действительности;
  3. Продуктивное или творческое воображение . Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения. Оно рождает не существующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в один полноценный образ. Образы могут самые разные – сказочные, фантастические, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий – поэтам, ученым, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры;
  4. Репродуктивное или воссоздающее воображение . Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.

Замечание 2

Воображение у разных людей различно по легкости, силе, яркости, что зависит от таланта, скрытого потенциала, врожденных задатков, возраста человека.

Помимо видов воображения важно отметить типы воображения, выделяемые в психологии:

  • Визуальный или зрительный тип . При данном типе воображения у человека возникают зрительные образы;
  • Аудитивный или слуховой тип . Люди, обладающие данным типом воображения, проще всего вызывают представления слуховые. Например, хорошо представляют тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта;
  • Моторный или подвижный тип . Представления направлены на активные движения. При прослушивании музыки, например, люди с данным типом непроизвольно начинают отбывать ритм, представлять исполнителя. Таким типом чаще всего обладают представители творческих профессий – актеры, танцоры и др.

Значимость воображения в психологии

Рассматривая воображение, как сложное явление психики личности, психологи отмечают такие его значимые параметры:

  1. Способность влиять на нервные процессы. С помощью воображения удается снять стресс, ослабить нервное перенапряжение;
  2. Помощь при активной мыслительной деятельности, решении задач;
  3. Помогает планированию и прогнозированию своих действий;
  4. Координирование психофизиологических процессов. Помогает сконцентрироваться, сосредоточиться на выполнении какой-либо деятельности.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением. Воображение привлекало внимание психологии, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными. Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью. П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения. В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются.

Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию. В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания. А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов. Психология не относит воображение ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя оно и содержит в себе их признаки.