Рациональное познание конкретность. Методы рационального уровня познания. Рациональное познание и его формы

Чувственное познание и различные философии

Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете античной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философи­ях очень скудно. Нововременное понимание чувствен­ного познания проанализировано нами в связи с воз­зрениями Локка и Канта.

Из новейших философских направлений рассмот­рено феноменологическое понимание чувственного по­знания. А как же герменевты, аналитики, постмодер­нисты?

Герменевтики с самого начала выхода на фило­софскую сцену не интересовались чувственным позна­нием. Основатель герменевтики Хайдеггер был учени­ком Гуссерля, основателя современной феноменологии. Казалось бы, Хайдеггер должен был продолжить дело Гуссерля. Но он резко отошел от феноменологии. Его влекли другие ориентиры.

Аналитики также не проявляли какого-либо осо­бого внимания к чувственному познанию, их преиму-

щественно интересовали слова и факты, а не перера­ботка чувств в психике человека.

Постмодернисты также не дали какой-либо за­служивающей упоминания теории чувственного по­знания. Их привлекают в первую очередь тексты и борьба с тоталитаризмом.

Итак, благодаря чувственному познанию человек по­лучает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства. Человек обладает уникальнейшей способнос­тью вчувствования в мир, благодаря этому возможно познание. Но вчувствование, как известно, сопряжено у человека с мышлением, объяснением. То и другое от­носится к рациональному познанию.

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Для дальнейшего весьма полезно провести разли­чие между собственным и общим именем: Собствен­ное имя означает один предмет - этот стол, та книга, Платон. Общее имя обозначает класс предметов - студенты группы А2, бюджетники, деревья. Предметы данного класса обладают общим признаком (свойством или отношением). Например, студенты группы А2 - это общее имя, ибо всём им присущ общий признак - они учатся в группе с условным названием А2. До сих пор, надо полагать, у читателя не возникало особых не­доразумений по поводу собственного и общего имени, все понятно. Но теперь нам необходимо обратиться к центральной проблеме всего рационального познания. Что такое понятие?

Попробуем разобраться с этим труднейшим вопро­сом на примере анализа понятия «студент» (речь идет не о слове «студент», которое используется в русском языке, а о понятии, о том, что обозначается словами «понятие студент»). Давайте спросим, кто такой сту­дент, пятилетнюю девочку, которая живет поблизости от техникума, разухабистого подростка 14 лет, служа­щую банка, опытного преподавателя. Девочка: «Студен­ты - это молодые веселые дяди и тети, они еще ино­гда говорят нехорошие слова». Подросток: «Студенты любят балдеть». Служащая банка: «Студент - это тот, кто учится в среднем или высшем учебном заве­дении». Преподаватель: «Студент - это тот, кто, учась в техникуме или вузе, ответственно относится к своим занятиям». Мы видим, как неодинаково оценивают студента разные люди. Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позво­лит многое объяснить. Понятие есть главная мысль о чем-либо, обобщение, интерпретация. Преподаватель утверж­дает, что моральное лицо студента определяет его отношение к учебе, от этого зависит, сколько в студен­те студенческого. Разумеется, студент не только учит­ся. У него много дел, много забав, но этим он не отли­чается от других молодых людей.



Итак, понятие - это мысль-обобщение, позволя­ющее объяснить смысл данного класса вещей.

Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны поня­тия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объяс­няется на основе понятий. Понятиями являются так­же идеализации.

После того как определено, что такое понятие, на очереди суждение. Суждение - это мысль, утверж-

дающая либо отрицающая что-либо. Сравним два вы­ражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом вы­ражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не яв­ляется суждением. Во втором выражении утвержда­ется, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательны­ми предложениями.

Умозаключение есть вывод нового знания. Умоза­ключением будет, например, такое рассуждение:

Все металлы - проводники

Медь - металл ________

Медь - проводник

Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мыс­ли обосновывается с помощью других мыслей.

Три формы рационального познания - понятие, суж­дение, умозаключение - составляют содержание рас­судка, которым человек руководствуется при мышле­нии. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая сту­пень логического мышления. Рассудок менее гибок, ме­нее теоретичен, чем разум.

Обзор: как искали понятие

Бесспорно, что рациональное познание особенно рельефно выражает природу человека. Именно в сфе­ре рационального человек не знает себе равных. Ясно поэтому, что с самого начала возникновения филосо-

фии рациональному познанию уделялось пристальное рнимание. Но разгадать его тайну трудно, по настоя­щий день ведутся острейшие споры. Рассмотрение су­ти этих споров позволит нам лучше сориентироваться в сфере рационального познания. Заметим также, что наука о рациональном познании называется логикой.

В философии античности важнейшее логическое значение имела концепция идей Платона. Выше мы подробно рассматривали, как, по Платону, человек по­знает идеи. По сути Платон представлял себе понятия как идеи. Он ошибочно полагал, что идеи существуют где-то сами по себе. Аристотель по праву считается со­здателем логики, он придал ей теоретическую форму. Он понял два важнейших обстоятельства: первое - в ло­гических суждениях и умозаключениях не должно быть противоречий; и второе - важнейшей функци­ей суждений является истинность или ложность. Природа же понятий для него все еще оказывалась за­гадочной.

В философии средних веков разгорелся многове­ковой спор об универсалиях (фактически спор шел о понятиях). Так называемые реалисты продолжали ли­нию Платона и считали, что универсалии - это само­стоятельные духовные реальности, они присущи пер­вично Богу, а вторично - вещам и мыслям. Такова, например, позиция Фомы Аквинского. Номиналисты считали, что общее не существует, не следует считать имена (ноумены) какими-то невесть как придуманны­ми универсалиями. Существуют единичные вещи, их люди обозначают именами, нет нужды придумывать ка­кие-то другие сущности («бритва Оккама»). В «сотря­сении воздуха» номиналистов обвиняли концептуали­сты, (например, Абеляр). Имелось в виду, причем

справедливо, что номиналисты считают понятия все­го лишь словами и тем самым не раскрывают их при­роды. Концептуалисты расценивали универсалии как концепты - доопытные мысленные образования, не­обходимые для понимания мира. Каким образом чело­век получает понятия (универсалии), концептуалисты объяснить не могли (в средних веках науки были раз­виты крайне слабо).

В философии Нового времени вместе со всемерным возрастанием интереса к науке усилилось внимание к ра­циональному познанию. Возникло настоятельное же­лание обосновать его, ясно и четко показать, каким об­разом человек приходит к понятиям. В 1620 г. вышла книга англичанина Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». В ней предлагалась новая теория познания, в основу ко­торой были положены данные экспериментов и на­блюдений, т.е. ощущения. Бэкон утверждал, что поня­тия выводятся из ощущений. Это утверждение намного последовательнее Бэкона проводил Локк. Его воззре­ния были рассмотрены выше.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) счита­ли воззрение о выводе понятий (в ходу также слово «идея») из ощущений ложным. Они авторы концепции врожденных идей. Мысль рационалистов шла в инте­ресном направлении. Они выводили из одних идей другие (дедукция) и лишь на заключительном этапе срав­нивали полученные суждения с теми чувствами, с ко­торых начинается познание.

Из четырех главных философских направлений - феноменологии, герменевтики, аналитической филосо­фии и постмодернизма - проблемами рационального познания занимаются наиболее продуктивно феноме­нология аналитики.

Феноменологи стремятся вывести понятия из чувств, представить путь к понятиям как движение по реке чувств, которые (происходит скачок в мышлении) выводят на понятия и все логические составляющие на­шей психики. Понятия выступают знаками чувств.

Философы-аналитики действуют в манере, кото­рая чужда феноменологам. Большинство аналитиков по­дозрительно относятся к рассуждениям о том, что про­исходит в голове человека, о комбинациях чувств или мыслей. Они считают голову человека чем-то вроде чер­ного ящика, внутрь которого лучше не лезть. Достаточ­но ограничиться тем, что имеется «на входе» и «на вы­ходе» . Надо сопоставлять с фактами слова (а не мысли). Никакой мистики. Аналитики, как правило, являют­ся прекрасными логиками. Для них философия сродни логике, которая в свою очередь близка к математике,- и в логике, и в математике используются формулы и вся­кого рода доказательства.

Введем такое определение: слово, которое обознача­ет понятие, есть термин. Для аналитиков первейший ин­терес представляют именно термины. Достаточно гово­рить о терминах, незачем за ними искать мысли. Сами термины понимаются как слова-гипотезы, которым в слу­чае их истинности соответствуют по содержанию факты.

Итак, понятие - это мысль, мысль-обобщение, мысль-гипотеза, мысль-интерпретация, которая обозна­чается терминами и позволяет объяснить содержание фактов (и чувств, и предметов).

Одним из важнейших вопросов философии с античных времен является вопрос о способах и методах познания. Какие пути дают мыслителю наиболее ясную и объективную картину мира? Многообразие этих путей рождало бесчисленные философские течения и взгляды на вселенную в целом и отдельные вопросы, ее касающиеся. Возникали такие направления как солипсизм, скептицизм, субъективный и объективный индивидуализм,

агностицизм, гностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и многие другие. Разберемся, прежде всего, в том, что такое рациональное познание. А так же рассмотрим оппонирующий этому сенсуализм.

Суть чувственного познания

Эти два течение фактически порождены друг другом и с эпохи седой Античности являются конкурирующими в вопросе о наиболее эффективном пути философа. Чувственное познание - это такой путь осознания окружающей действительности, который опирается не столько на мыслительный анализ свойств окружающей природы, сколько на чувственные ощущения, получаемые посредством соответствующих органов.

Формы чувственного восприятия

Основными его формами являются ощущение и восприятие. Если говорить об ощущениях, то характеристиками предмета выступают те его свойства, которые можно получить при помощи органов чувств: вкус, цвет, запах, тактильное чувство при прикосновении, звук. Восприятие - более высокая форма познания сенсуализма, в которой отдельные ощущения от предмета трансформируются в совокупную его интерпретацию, как единого целого.

Определение рационального познания окружающего мира

Рациональное познание - это процесс познания действительности, которая нас окружает посредством исключительно мыслительных процессов. В отличие от сенсуализма, важность чувств здесь исключается, а подчас признается вредной. Рациональное познание опирается на:

  • язык, как выразитель мысли;
  • обобщаемость, то есть познание сути вещей в их совокупности, а не единичности.

Другие способы познания объявляются необъективными и игнорируются.

Рациональное познание и его формы

Основными формами такого способа познания являются следующие составляющие:

В результате мыслительного процесса создается набор фактов, присвоенных мыслью предмету. То есть, возникает новое суждение о предмете. Рациональное познание в качестве дополнительных форм, иногда еще выделяемых исследователями, имеет гипотезу и теорию. Первая - это первичное предположение, которое имеет своей целью составить начальное объяснение сути вещей, при полном пока еще отсутствии фактов. Когда появляются факты, подтверждающие гипотезу, она превращается в теорию. Эта категория, в свою очередь, уже способна всесторонне объяснить закономерности и процессы окружающей действительности, а также является высочайшей формой знаний.

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку. Лишь человеческой природе подвластны размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях. Люди в обыденной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религиозные представления о мире. Рациональное познание по своей сути невозможно без анализа происходящих событий, умения сравнивать и обобщать. В данной статье будут рассмотрены формы рационального познания, его отличие от чувственного.

Характеристика рационального познания

Рациональное познание основывается, прежде всего, на логическом подходе. Главное отличие от чувственного познания заключается в том, что рациональное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств. Опираясь на рациональное познание, легче принимать ответственные решения. Дело в том, что люди избегают основывать свои выводы только на чувствах, ведь так возрастает вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение. Чувства имеют свойство меняться, поэтому только на них полагаться не стоит. У одного и того же человека в разное время суток может меняться настроение, а эмоции способны сильно исказить реальную картину видения мира. Скажем, если вы пребываете в мрачном расположении духа, то все вокруг будет казаться пугающим и ужасающим. Рациональное познание при грамотном и ответственном подходе помогает людям обезопасить себя от совершения множества ошибок, предупредить различные неожиданности.

Формы рационального познания

Существует несколько форм рационального познания. Каждая форма представляет собой способ получения новых знаний, благодаря чему у человека формируется основная база представлений о мире. Формы познания позволяют изучать окружающую действительность и делать собственные выводы о том или ином объекте или явлении.

Понятие

Понятие – это форма познания, которая основана на абстрактном представлении человека. Понятие включает в себя две основные характеристики: объем и содержание. Первое представляет собой описание множества объектов в широком смысле. Например, к понятию «книга» относится и книга в прошлом, и современная книга. Содержание понятия – это отличительные признаки, по которым любой человек может определить, какой предмет находится перед ним. К примеру, все знают, что такое фарфоровая чашка, как она выглядит внешне.

Суждение

Суждение представляет собой такую форму познания, которая связывает воедино несколько понятий. По сути, это субъективное мнение человека по какому-то вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то жизненных обстоятельств или событий. Суждение складывается на основе понятий человека об окружающей действительности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект – это тот или то, о чем говорится в суждении. Предикат – это само послание или мысль, о котором идет речь.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой самый высокий уровень рационального познания. Умозаключение связывает вместе несколько суждений. Говоря иными словами, это окончательный вывод, к которому приходит субъект познания. Основной характеристикой умозаключения является то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В противном случае они будут называться ложными.

Таким образом, рациональное познание основано, прежде всего, на разумном подходе. Здесь определяющая роль принадлежит абстрактному мышлению и логике.

Рациональное познание мира и себя – уникальная способность человека, которая не свойственна больше ни одному виду организмов. Считается, что разгадка существования разума – прямой путь к пониманию цели и задач существования человечества.

Формированием знаний о познавательных процессах занимаются философы. Из нескольких направлений, над которыми работали разные философские школы, разгадкой тайны рационального мышления основательно начал заниматься Аристотель.

Современный взгляд на изучение мира

Согласно господствующей философской концепции, человек познает окружающий мир тремя путями:

  • через сенсорное восприятие;
  • через рациональное познание;
  • через иррациональное (эмпатическое) восприятие.

Эти три пути имеют в теории четкие границы. Но в обыденной жизни не всегда просто определить, к какому способу мыслительной деятельности необходимо прибегнуть, чтобы решить возникшую задачу.

Сенсорный путь

Сенсорное познание – обработка информации, поступающей от человеческих органов чувств.

Познание через возможность телесного взаимодействия является основной отличительной чертой сенсорного пути, от двух остальных.

Через органы чувств человек получает единичные характеристики единичных предметов, из которых он не может сложить определенные представления.

В контексте рассмотрения сенсорного познания интересно образование в сознании человека схем на основе сенсорного опыта. Именно эти схемы в теории часто путают с понятиями, которые уже являются одной из основных категорий рационального познания.

Презентация: "Познание мира: сущность и формы"

Познаем мир через рационализм

Каковы же основные формы рационального познания? Ведь оно дает человеку возможность исследовать то, что выходит за рамки изучения единичных предметов. Это мышление общими категориями, определение их взаимосвязей.

Именно этот путь вводит основную форму разумных построений – форму понятия.

Понятие

Многие начинающие философы определяют для себя, что понятие идентично слову или устойчивому словосочетанию. Пример: яблоко – является это понятием или нет? Нет. В данном случае применимым к яблоку понятием будет понятие «фрукты». Именно оно вводит категорию, которая является обобщающей по отношению к предметам, и на основе которой можно строить суждения и выводить особенности.

Если понятие – базовая единица в теории рационального познания, его кирпичик, то суждение – минимальная форма рационального познания.

Суждение

Суждение – связь понятий, которую можно охарактеризовать с точки зрения истинности или ложности.

Пример суждения: яблоко – это фрукт. Такое суждение можно оценить на истинность. И это основное отличие суждений от других форм выражения человеком каких-то своих пожеланий, вопросов или распоряжений. Например, распоряжение: «Закрой дверь!» не является суждением, поскольку его невозможно оценить на ложность или истинность.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой переход от исходных знаний (в форме суждений) к новому знанию – заключению.

Презентация: "Умозаключение"


Когда у человека появляется необходимость приобретать новые знания и производить умозаключения? Тогда, когда у него нет схемы, шаблона действия, предписанного предыдущим индивидуальным или общественным опытом.

Рациональное познание – способ приобретения новых знаний путем выявлений связей и взаимоотношений между понятиями и предметами.

Иррациональный путь

Иррациональное познание – путь постижения мира через сопереживание.

Вокруг этого пути во все времена было больше всего ажиотажа. Именно на особенностях иррационального всегда возникали замысловатые методы исследования тех или иных сторон человеческого бытия (магия, колдовство, шаманизм). Особенно интересна такая форма эмпатии, как сопереживание.

Именно из сопереживания возникли такие основные категории иррационального, как душа, воля, инстинкт, жизнь.

Способность сопереживать происходящее и выстраивать, согласно полученным переживаниям, свое дальнейшее поведение – это основная функция эмпатии.

Не каждый из представленных путей познания может пользоваться всем спектром имеющихся методов-инструментов познания.

Так, при сенсорном восприятии используются исключительно некоторые эмпирические методы (наблюдение, эксперимент).

Иррациональное не использует ни эмпирические методы, ни теоретические методы. Эмпатия работает по своим биологическим законам и методам.

А вот рациональное познание использует исключительно теоретические методы: построение гипотез, обоснование теорий, дедукция, индукция, аналогии и прочее.

Отличия рационализма

Все научное познание – как современности, так и прошлых эпох – опиралось исключительно на рационализм, прародителем которого считается Сократ.

Рационализм признает единственный путь познания мира человеком – разум. В этом плане теория рационализма противопоставляет себя сенсуализму и иррационализму.

Основным отличием иррационализма от рационализма является то, что мыслить иррациональными категориями совершенно невозможно. Сам познавательный аппарат, предлагаемый иррациональным, не в состоянии вывести хоть какие-то базовые элементы, на которых возможно строить конструкции, способные давать новые знания, проверять их и прогнозировать получение следующих.


Невозможностью обобщать получаемый опыт характеризуется и сенсуализм, который дает сведения только о единичных явлениях. Рационализм, который двигается благодаря возможности выводить связи и закономерности из общих понятий, предоставляет возможность выводить общие законы, которые действуют на общие категории, тогда как сенсуализм в состоянии оценить только единичные случаи, и то в очень узких аспектах.

Хоть теория рационализма и является единственным возможным путем для научного познания мира, но без идей сенсуализма и иррационального это движение также было бы невозможно. Рационализм выступает объединяющим путем, который обрабатывает все познания, получаемые человечеством.

субъективный образ объективного мира,полученный с помощью мышления. Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания– понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении,которые выражаются в словесных определениях (дефинициях). Наиболее общие понятия – это философские категории. Суждение – форма мышления, обычно выражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные.