Спиральное развитие. Спиральная Динамика Грейвза. Основные характеристики мимов. Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью

Клэр Грейвз (Clare W. Graves) - американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью "извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека". Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий - какая из них "правильная"? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом?)

Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию "психически здорового человеческого существа". (Популярная тема в 50-х гг в США - тут можно вспомнить концепцию "самоактуализировавшегося человека" по А.Маслоу, "полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве "подопытных" он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию "здоровой личности", формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.

Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.

В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая "классифицировать эти взгляды - по любому признаку, если это возможно."

Результаты были ошеломляющими.

В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения "здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же ("я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность").

выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

В исследованиях начала 60-х гг Грейвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну "экспрессивную" категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: "выразить себя импульсивно, любой ценой". ("Мир - это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает") и получить данные, указывавшие на "жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как "приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира."

Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о "нормальной личности". Например, представители группы "жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе "проявляю себя за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе "выражаю себя, но не за счет других" реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое.

Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.

Категория "выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в "пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее". В свою очередь, эта категория переходила в "проявляю себя обдуманно, за счет других", она - в "жертвую одним сейчас ради другого сейчас же", а эта - в "выражаю себя, но не за счет других".

В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих "подопытных". Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории ("выражаю себя, но не за счет других"), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что он называл "скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы". По мнению Грейвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой "уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Вот краткое описание "уровней существования", проявившихся до настоящего времени.

1. "Охотники-одиночки". Экспрессивный тип. Цель - биологическое

выживание. Работают только базовые биологические инстинкты - голод,

размножение и т.п.

2. "Племя". Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию

племени. Цель - безопасность, выживание племени, семьи. Мир

воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать.

3. "Боги и герои". Экспрессивный. Попытка гиперреализации себя,

импульсивно, любой ценой. Цель - личная власть, расширение сферы

контроля. "Мир - это джунгли, выживает сильнейший". Время великих

путешественников и героев.

4. "Жертва ради идеи". Жертвенный. "Пожертвовать чем-то, чтобы получить

награду позднее". Свои желания приносятся в жертву идее, высшему

порядку. Чувство долга. Цель - стабильность, порядок, соблюдение

ритуалов. На этом уровне появляются крупные религии, преследование

ересей и т.п.

5. "Большая игра". Экспрессивный. "Проявляю себя обдуманно, в том числе и

за счет других" Реализация себя в конкуренции с другими, причем

собственно процесс ценится выше результата. "Проигравшему потом

возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз." Появляется

профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п. Цель - успех, влияние.

6. "Человек превыше всего". Жертвенный. "Жертвую одним сейчас ради другого

сейчас же". Жизненное кредо - "бесплатных пирожных не бывает".

Внимание к потребностям других людей. Появляется концепция экологии.

"Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух". Цель - гармония,

взаимный рост, сотрудничество.

7. "Интеграция". Экспрессивный. "Выражаю себя, но не за счет других."

Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей.

Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную

систему. Системный подход, учет контекста.

8. "Глобальное сознание". Пока что характер этого уровня не вполне ясен.

Жертвенный тип. Приспособление себя к базовым принципам устройства

мира. Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого,

интеграция на уровне культур.

Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем "второго яруса" систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грейвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грейвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов.

1-й уровень - безусловные рефлексы, инстинкты.

2-й - условные рефлексы (И.Павлов).

3-й - инструментальное кондиционирование (Б.Скиннер)

4-й - наказание и поощрение, вина (З.Фрейд)

5-й, 6-й - обучение, социальное обучение (А.Бандура)

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Когда вы оцениваете свои прошлые действия, решения и способы, с помощью которых справляетесь с проблемами, то кажутся ли ваши реакции последовательными и ? Изменились ли они за последние годы? Вероятно, да, потому что менялись ценности и мотивирующие факторы.

Модель спиральной динамики (Spiral Dynamics) - теория мотивации. Она не так популярна, как , но тем не менее является достаточно интересной. Теория была создана в 1930 году доктором Клером Грейвсом, который умер перед публикацией. Материалы обнаружил его последователь Дон Бек и опубликовал только в 1996 году. При этом он добавил в концепцию свое виденье, поэтому мы рассмотрим модель как союз двух концепций.

Объяснение теории

Модель спиральной динамики отличается от других теорий человеческого развития и мотивации одной важной чертой: она не пытается доказать, что мы движемся к конечной цели ради того, чтобы оставаться на вершине. Модель указывает на то, что человек движется по спирали персонального развития в зависимости от биологических, социальных и психологических особенностей.

Модель спиральной динамики была создана для того, чтобы понять:

  • Как именно люди думают (как противоположность теориям, которые пытаются выяснить, что думает человек).
  • Почему люди принимают решения по-разному.
  • Почему людей мотивируют разные вещи.
  • Почему и как возникают ценности.
  • На чем основана природа изменений.

Спиральная динамика: союз двух концепций

Последователь Грейвса, Дон Бек разработал теорию на основе двух других:

  • Оригинальной теории Грейвса
  • Концепции мемов Доукинза

Грейвс утверждал, что ценности влияют на поведение. Он классифицировал ценности (точка зрения человека на то, что важно для него и каким является или должен являться мир) на две группы: ориентированные на человека и на группу. Ценности человека влияют на то, как и что человек думает, как ведет себя и что ощущает. Ценности имеют воздействие также на такие аспекты как:

  • Чувства
  • Этика
  • Мотивация
  • Убеждения
  • Предпочтения в работе и обучении
  • Политическая позиция

Ричард Докинз использовал термин «мемы», чтобы описать культурную информацию, которая тиражируется среди людей. Это такие вещи как мода, техники художественного мастерства, слэнг, базовые убеждения, которые передаются от человека к человеку. Как и гены, которые являются биологическими единицами и передаются от организма к организму, мемы - фундаментальные культурные единицы, которые воспроизводятся в обществе.

Модель спиральной динамики вводит новое понятие - vMemes (мемы-ценности). Это глубоко скрытые ценности, которые влияют на человеческий опыт. Мемы-ценности - это образ мышления, концепции и парадигмы, при помощи которых человек принимает решения и действует. Модель спиральной динамики ставит перед нами один важный и старый вопрос: почему люди делают то, что делают?

Спиральная модель

Модель спиральной динамики представляет собой цветную спираль, где каждый цвет представляет разную мем-ценность. Различают восемь таких мемов:

  • Бежевый: инстинктивный . Поведение, необходимое для выживания.
  • Пурпурный: волшебный/спиритуалистический . Использование ритуалов для выявления причин и следствий.
  • Красный: импульсивный/эгоцентрический . Использование хитрости и желание делать то, что хочется. Сильный властвует, слабый служит.
  • Синий: целеустремленный/авторитарный . Желание упорядочить существование и обеспечить соблюдение принципов, основанных на том, что «правильно».
  • Оранжевый: стратегический/ориентированный на достижение . Получить преимущество, изучив все возможности и стремиться к успеху. Улучшать подходы и техники для получения больших результатов.
  • Зеленый: уравнительный/ориентированный на общество . Желание добиться равных прав для всех и развить заботливое общество.
  • Желтый: интегративный . Наблюдение за миром как за объединенными системами и акцент на гибкость. Изменения - это нормально.
  • Бирюзовый: целостный . Объединение разума и духа для того, чтобы ощутить жизнь во всей ее полноте и обеспечить существование со смыслом. Мир представляет собой хрупкую субстанцию, которая может повредиться в человеческих руках.
  • Коралловый: не определен . Мы еще не там и ничего не знаем об этом уровне.

Согласно теории, по мере того, как человек растет и развивается, его мемы-ценности растут вместе с ним и можно наблюдать переход от эгоизма к желанию помочь обществу. Человек не прыгает с одной ступени на другую, он скорее перемещается вниз и вверх по спирали (в отличии от пирамиды Маслоу). Чем выше перемещается человек по спирали, тем отчетливее понимает, насколько сложно устроен мир.

На работе чем выше уровень развития человека, тем он более эмпатичный. Он начинает больше понимать в управлении и , умеет мотивировать других людей и взаимодействовать с ними. Достигает успеха в таких аспектах:

  • Развитие команды
  • Умение справляться с
  • Гибкий лидерский стиль
  • Умение вовремя поощрять членов команды
  • Умение пользоваться мотивационными стратегиями
  • Эффективная коммуникация
  • Хорошие межличностные взаимоотношения

Определите, на каком уровне модели спиральной динамики вы находитесь. Будьте готовы к тому, что в некоторых жизненных ситуациях вы будете скользить по спирали вниз, поэтому относитесь к этому философски. Если вы достигли оранжевого уровня, это большой успех, потому что вы наконец перестали видеть в людях конкурентов и начали с ними сотрудничать ради общего блага. Не останавливайтесь на достигнутом.

Желаем вам удачи!

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.

Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).

Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.

Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека – общество, а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.

Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.

В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс , а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.

1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

3) Красный – эгоцентричное, силовое.

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.

4) Синий – абсолютистское, священное.

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.

5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

6) Зеленый – социоцентрическое.

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

7) Желтый – системное, интегрирующее.

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.

Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

Обсуждение

Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный – на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне. Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.

Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.

По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.

Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».

Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.

Теорий эволюции человеческого общества было создано немало, однако до сих пор ни одна из них не претендует на то, чтобы стать общепринятой. Причина в том, что ни одна из них исчерпывающим образом (или хотя бы близко к тому) так и не смогла объяснить природу социальных процессов. В этом заключается их сходство, а что касается различий, то здесь мы сталкиваемся с исключительно богатым выбором — теорий и идей на этот счет так много, что в этом они могут конкурировать лишь с философскими теориями обоснования смысла человеческого бытия.

Значит ли все это, что все теории социальной эволюции, по причине исключительного многообразия социальных процессов и наличия множества разных и неожиданных факторов на них влияющих, априори обречены на провал? Может и так, но более очевидно здесь другое: пока человеческое общество развивается и существует, будут продолжаться и попытки найти общие для всех законы развития.

В этой статье мы расскажем вам об одной из таких теорий, которая на фоне других отличается изрядной оригинальностью, а также претендует на то, чтобы на самом деле объять необъятное и довольно простым способом объяснить то, что никому не удавалось.

Итак, встречайте — Теория Спиральной Динамики развития человеческих обществ.

Теория спиральной динамики довольно исчерпывающим образом изложена в одноименной книге 1996 года Дона Бека и Криса Кована (уже переведена на русский язык), которую мы настоятельно рекомендуем к прочтению, и представляет из себя творческое осмысление другой оригинальной теории, известной под названием «теория эмерджентных циклических уровней существования» профессора психологии из США Клера Уильяма Грейвза.

Уильям Грейвз

Теория увидела свет еще в 60-е годы прошлого века, и основная ее идея заключалась в том, что развитие систем мировоззрения в общественных системах идет по двойной спирали, где одна представляет из себя совокупность всех внешних условий существования — как отдельных людей, так и социума в целом, тогда как другая определяется психологическим состоянием индивидов в конкретном обществе, их представлениями об окружающем их мире и последующим видением этого мира.

Дон Бек

Из взаимодействия этих двух основных факторов происходили устойчивые во времени условия существования и способы мышления, которые и формировали текущую модель общества и условия для его дальнейшего развития.

Теория Спиральной Динамики.

Теория спиральной динамики базируется на следующих положениях:

— природа сознания человека не является чем-то незыблемым и определенным раз и навсегда, люди находятся в постоянно меняющихся условиях существования, к которым вынуждены приспосабливаться, и этот процесс обязательно проходит через создание новых идей — концепций, описывающих окружающий мир, при этом новые представления о мире всегда превосходят предыдущие.

— эти концептуальные модели мира, присущие отдельным членам общества всегда организованы вокруг общих для многих членов социума систем ценностей, которые были названы авторами теории V-Мемами.

V-Мем — это своего рода коллективный разум, который основан на комбинации основополагающих для данного сообщества ценностей и присущ и отдельным индивидам, и обществу в целом.

— в системе спиральной динамики V-Мемы представляют из себя социальные идеи, общие для всех обычаи и традиции, привычки, общепринятыемодели поведения, культурные проявления данного социума и т.п.

Интересная отличительное свойство V-Мемов — это их способность к самоорганизации и саморазвитию. Это свойство означает, что они способны изменяться во времени сами по себе, хотя и в тесной связи с меняющимися социальными тенденциями.

— V-Мемы — это доминирующие тенденция сознания как отдельных членов общества, так и самого общества в целом. Этих тенденций в системе спиральной динамики полагается две — сознание типа «Я» и сознание типа «МЫ».

*Буква V, которая находится в начале слова происходит от английского слова «value», что означает «ценность».

При варианте сознания типа «Я» большинство членов общества воспринимают себя как индивидуальность, интересы которой всегда выше общественных.

В варианте сознания типа «МЫ» доминирующим является осознание себя как члена группы или социума, и в этом случае интересы группы в общественном сознании являются превалирующими.

Разумеется, здесь необходимо четко понимать, что речь идет именно о доминирующих общественных установках или тенденциях, по отдельности же в любом обществе всегда представлены индивиды и даже группы, придерживающиеся разных тенденций поведения.

Этапы развития обществ — уровни спирали.

В системе спиральной динамики различные уровни развития обществ традиционно представлены разными цветами, а в основе такого разделения, как говорят нам авторы теории, лежит простая случайность. Читая лекции, Бек и Кован для собственного удобства помечали слайды о доминирующих уровнях общественного сознания разными цветами, которые впоследствии и были выбраны для обозначения этих уровней.

1 Уровень — Бежевый.

Человеческое общество существует очень давно, и в первобытные времена (примерно 100 000 лет назад) человек практически ничем не отличался от животного. Условия жизни были таковы, что главным и естественным жизненным ориентиром было физическое выживание.

Это уровень общественного сознания по типу «Я», и личное выживание здесь стоит на первом месте.

Психология индивида полностью зависима от трудных условий существования, это удовлетворение неотложных физиологических нужд посредством инстинктов. Психология уровня базируется на противопоставлении человека и враждебного окружающего мира, в котором следует выживать любой ценой. Убийство себе подобных ради выживания в таком мире обычная вещь, иногда это убийство совершается только для того, чтобы просто съесть другого.

По мере изменения внешних условий существования ориентация сознания постепенно меняется и переходит на следующий уровень.

2 Уровень — Фиолетовый.

Это уровень с коллективным V-Мемом сознания по типу «МЫ».

Окружающий мир в общественном сознании все еще крайне опасен и, помимо естественных врагов — других племен, болезней, диких животных, он населен различными духами и существами, большинство из которых также не несут человеку ничего хорошего.

В этот период племя (как группа) несет в себе главный потенциал для выживания и в соответствии с этим является превалирующей ценностью. Племя имеет большее значение, чем каждый из его членов сам по себе.

Такого рода сообщества до сих пор существуют в труднодоступных местах нашей планеты, например, в джунглях Амазонки и Индонезии, а ученые имеют возможность их изучения. Известно, что одно из самых ужасных наказаний в таком сообществе — изгнание из племени.

Главный мотив подобной культуры — физическое выживание, но на более высоком уровне, чем предыдущий. Более высокий уровень означает, что шансы на выживание здесь куда выше, чем у одиночки. Вместе людям удобнее охотиться, отражать натиск врагов, на этом же уровне возникают первые социальные отношения, социальные правила и коллективные воззрения на окружающий мир.

При рассмотрении уровней необходимо четко понимать, что их психология присуща не только тем сообществам, к которым они изначально отнесены. Элементы психологии примитивных сообществ могут встречаться на любых уровнях развития. Это очень свойственно примитивным группам — подростки, уголовники. Вспомните, как подростки часто воспринимают человека, переходящего в другую школу — о нем говорят как об изгнаннике или даже как о предателе.

3 Уровень — Красный.

Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.

В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».

С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.

Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.

Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.

4 Уровень — Синий.

В соответствии с внешними переменами общественное сознание снова меняет свой знак на противоположный. Примитивная жажда ресурсов и наслаждений сменяется на стремление к закону и порядку, основанных на повиновении власти абсолютного правителя — монарха. В обществах появляется четкое иерархическое деление.

Отныне закон и порядок — это гарантия выживания и успешного существования для многих, и это становится высшей ценностью общества. Многобожие с культом сильных богов, воплощающих природные стихии или отдельные человеческие качества, меняется на единобожие, а единый Бог становится источником порядка, закона и справедливости, своеобразным аналогом справедливого правителя, но только на небесах.

Это уровень, когда ценностью становится не грубая сила, а труд и возможности, которые он дает.

Синий — это уровень религиозного мировоззрения, хотя роль религии здесь вполне может выполнить любая консолидирующая социальная идея (коммунизм, национализм, фашизм).

Наиболее понятная иллюстрация социальных ценностей этого уровня — протестантская этика.

Характерным свойством уровней социального развития является их целесообразность. Они полностью отвечают текущим потребностям общества, а когда меняются обстоятельства, то и уровни начинают трансформироваться в соответствии с переменами. Это означает, что при определенных условиях возможно движение не только вверх, но и вниз. Например, если на синем уровне развития общества появляется некая угроза его существованию или же концепции его существования, то социальные ценности очень быстро могут вернуться на предыдущий уровень развития.

Так, в определенные периоды истории «синее» общество легко скатывается на красный уровень — возникают войны, захватываются территории, происходит геноцид и т.п. Причиной такого регресса не всегда является необходимость в виде отражения внешней угрозы, социальное сознание такого типа вполне способно создать мнимого врага, который в соответствии с принятой системой ценностей может появится в любой момент и выполнить свою роль для консолидации такого общества или удовлетворения его агрессивных амбиций. Примеры лежат в совсем недавней истории —это создание образа врага в лице евреев и других народов (нацистская Германия), враги в лице пятой колонны и мирового империализма (сталинская Россия), враг в лице всего мира (Северная Корея) и т.п.

5 Уровень — Оранжевый.

В средние века общество вновь трансформирует свою основную парадигму, и на первый план выходит индивидуальное сознание. В этот период совершаются великие географические открытия, развивается наука, искусства.

Оранжевый уровень для человечества — это время великих свершений, когда люди начинают понимать, что именно в их руках находится их судьба, а вовсе не в руках Господа или Монарха.

Личные качества ценятся очень высоко, оранжевый период истории — это время торжества лидерства, частной инициативы и бизнеса. Например, в наше время подавляющее большинство книг по бизнесу написаны так называемыми «оранжевыми авторами».

Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.

Оранжевый уровень построен на принципе потребления, возведенном в абсолют, а его девиз — хочу все и желательно прямо сейчас. Такой подход не считается с последствиями, особенно тогда, когда они касаются других людей и окружающей природы. В итоге из-за решений продиктованных жадностью «оранжевых» лидеров страдают множество людей и значительные природные территории, из которых беспощадно извлекаются полезные ресурсы.

6 Уровень — Зеленый.

В ответ на ситуацию, которая разворачивается на оранжевом уровне, общественной сознание вновь переживает трансформацию и переходит на следующий уровень, а чаша весов в очередной раз склоняется к коллективному сознанию. По классификации Бека и Кована это зеленый уровень.

V-Мем под номером шесть характеризуется появлением общественных движений за свободу, равенство, экологию, духовность. Важной особенностью этого уровня, в отличие от родственных уровней коллективно ориентированного сознания синего и фиолетового, является то, что зеленое сознание куда шире и гибче, на этом уровне люди объединяются не под знаком правил или ограничений, а на более добровольной и часто идейной основе.

В таком сознании намного меньше подозрительности к чужой психологии и образу жизни и намного больше приятия к незнакомому и непонятному. Это означает, что люди изначально настроены более позитивно к окружающему миру, чем на предыдущих уровнях, где большую роль играет недоверие и подозрительность.

Человек, живущий в зеленой парадигме, частенько покупает вещи сделанные из переработанного вторсырья, несмотря на их заоблачную стоимость, ездит на работу на велосипеде, чтобы не навредить экологии, часто это вегетарианец и борец за права животных, он заряжает свои гаджеты от солнечных батарей, а работу находит не ради денег, а ради возможности сделать что-то для мира вместе с себе подобными «зелеными» коллегами.

Сегодня культура «зеленого»сознания характерна больше для западной культуры. Даже в «оранжевой» области бизнеса, который, как обычно считается, работает только на прибыль, часто появляются «зеленые» элементы в виде стремления помимо заработка сделать что-то важное для мира или высокой идеи.

Однако и здесь есть свои нюансы. Зеленый тип сознания нередко страдает от столкновения среалиями несовершенного мира, представленного более примитивными социальными парадигмами, в рамках которых люди зачастую вообще не воспринимают зеленое сознание всерьез, ведь для них на первом месте всегда стоит безопасное потребление.

С другой стороны, в самой ориентированности зеленой парадигмы на доверие к миру, который далеко не всегда такого доверия заслуживает, заложена опасность, что эти идеи будут трансформированы под нужды других типов сознания и низведены до уровня, когда их изначальный смысл будет утерян.

Примером тому является пресловутая западная толерантность, проявления которой так любят ругать представители более примитивных уровней. К сожалению, это замечательное стремление к терпимости к проявлениям инакомыслия и инакодействия в значительной степени профанировало именно столкновение с более ранними видами сознания.

Давайте посмотрим, что может стать с толерантностью, которую взяли на вооружение представители других уровней сознания.

Во многих случаях она превращается в свою противоположность, ведь правила толерантного поведения, внедренные не на государственном уровне, очень быстро сводятся к набору жестких правил и зачастую бессмысленных социальных ограничений.

Вообще история знает немало примеров, когда насильственная попытка перевести общество на более высокий уровень развития приводила к краху самой идеи, а то и к трагедии, ведь естественная смена социальных парадигм развития всегда совершается под влиянием насущной необходимости, то есть является целесообразной. Что же касается искусственных попыток сделать это, то они в лучшем случае могут привести к тому, что находящееся на более низкой ступени развития общество просто трансформирует прекрасную идею под свои интересы таким образом, что эта идея совершенно утратит свой изначальный смысл.

Такое часто происходит с демократией и либерализмом, когда они, попав в условия архаичной социальной модели, преобразуются из реально работающих и полезных для общества методов в простую имитацию, а часто и в пугало, используемое для манипулирования широкими массами (яркий пример — современная Россия).

В наше время условия для тотального перехода на зеленую парадигму сознания еще не сформировались полностью, и потому ее проявления носят фрагментарный характер даже в западных либеральных сообществах, не говоря уж о тех странах, где правит бал традиционализм и насилие. Интересно, что в подобных обществах редкие проявления зеленого сознания частенько вызывают куда большее неприятие и ненависть, чем откровенная агрессия, убийства и несправедливость.

7 Уровень — Желтый.

Согласно теории, начиная именно с этого уровня, начинается переход на следующий этап эволюции спирали, ведь «желтый» этап— первый этап, на котором в обществе появляется осознание предыдущих уровней как необходимых и нужных этапов развития человечества.

Каждый тип сознания признается целесообразным и необходимым при определенных внешних условиях. В «желтом» сознании отсутствует идея об искоренении предыдущих уровней для дальнейшего развития и прогресса.

Гармоничные проявления всех типов сознания часто является необходимым условием для выживания. Как быть «зеленому» человеку, когда ему необходимо заработать себе на пропитание и одежду? Ответ очевиден — временно «вернуться» на оранжевый уровень.

Что делать, если на человека-носителя желтого уровня сознания будет совершено нападение? Естественно, для того, чтобы эффективно защитить себя, ему придется временно перейти на красный уровень или воспользоваться помощью людей, которые являются специалистами по такому переходу (полиция).

Каковы же проявления «желтого» сознания в нашей жизни? Эти проявления в первую очередь связаны с органичной интеграцией ранее несовместимого. Так, носители различных типов сознания чаще всего находятся в явном или скрытом противоречии друг с другом, однако именно «желтые» способны увязать эти противоречия, примирить их и добиться того, что люди разных уровней смогут работать в единой команде.

Зачастую такой подход означает трансформацию уровней сознания всех участников процесса. Это та самая эмерджентность, о которой мы упомянули в самом начале статьи и которая подразумевает, что качества правильно созданной системы в определенный момент начинают превосходить сумму своих составных частей, а сами эти составляющие под влиянием системы начинают эволюционировать.

Принципы на которых работает «желтое» сознание весьма прагматичны и целесообразны. И они куда более целесообразны по причине того, что одна из основных парадигм «желтого» уровня — сотрудничество и гармоничное взаимодействие. Есть надежда, что именно с помощью психологии, построенной на подобных принципах, удастся, наконец, решить самые трудные проблемы современного общества, особенно те, которые основаны на противодействии различных типов сознания.

«Желтый» V-Мем представляет из себя очередной виток сознания, когда на первые роли выходит тип «Я», но именно в этой его особенности заложено и ограничение его возможностей. В больших и сложных системах социальных отношений, к которым неумолимо движется мир, намного большую необходимость приобретает совместная деятельность, которая становится эффективнее индивидуализма.

Уровень 8 — Бирюзовый.

Бирюзовый уровень, по предположению авторов теории, не является однозначно уровнем «Я» или «МЫ», хотя в большей степени он и сориентирован на коллективную деятельность. Этот уровень называют холистическим, или уровнем целостности, когда разница между коллективными и индивидуальными особенностями сознания размывается, а в пределе между ними и вовсе нет разницы. Именно об этом говорит нам тысячелетняя буддийская доктрина, а также и исследования современной квантовой физики.

Большая ошибка современных способов мышления видеть все по отдельности, в то время как на самом деле окружающий нас мир един, а все отдельные вещи в нем связаны и на самом деле неразделимы. Понимание этого единства и деятельность, основанная на этом понимании, является неотъемлемой особенностью «бирюзового» способа мышления.

Конечно, на сегодняшний день бирюзовый уровень выглядит далекой и эфемерной утопией. Ведь на самом деле это уровень религиозного сознания, но не того, к которому мы привыкли и который является выражением социального стереотипа «религия». Речь идет о религии, которая построена на внутреннем опыте человека и последующей трансформации его сознания.

На бирюзовом уровне, как характеризуют его авторы теории, находится множество параллелей с тем типом сознания, о котором в религиях опыта говорят как о просветленном. Возможно, Бек и Кован именно это и имеют в виду.

Тем не менее, несмотря на то, что о бирюзовом сознании мало что известно, авторы идут немного дальше и, заглядывая в будущее, упоминают и о следующем уровне, который по их терминологии получает название «кораллового».

Идея следующего уровня пока никак не оформлена, ибо о нем не известно ничего, кроме предположения, что он должен существовать, ведь развитие человеческого сознания, по мнению авторов теории, должно продолжаться.

Пожалуй, на этом краткое изложение теории спиральной динамики следует завершить, а если вас заинтересовала эта теория, вы можете продолжить свое знакомство с ней, прочитав книгу Дона Бека и Криса Кована, которая на данный момент является единственной книгой на данную тему. Книга так и называется «Спиральная Динамика», и она доступна в многочисленных книжных интернет-магазинах.

Многие люди, наверняка, захотят узнать, к какому же типу сознания принадлежит наше общество, а также и они сами. Как вы вероятно поняли из статьи, это совсем не одно и то же.

Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку и общество, и индивид могут оперировать различными типами сознания. При этом какой-то один тип будет доминирующим.

Как легко догадаться, большая часть современного мира, согласно изложенной теории, живет в рамках оранжевой парадигмы сознания. Общество, которое построено во многих странах, как демократических, так и не очень, базируется на похожих принципах — везде провозглашается принцип материального и духовного потребления и крайнего индивидуализма.

И эти условия иногда становятся тенденцией не только к прогрессу (переходу на зеленый уровень), но и к стремлению вернуться на предыдущий уровень, что многие ревнителитрадиционализма и духовных скреп склонны считать прогрессом. Но, конечно же, возврат к синему уровню, когда доминировало коллективное сознание, таковым не является.

И хотя такой временный возврат при определенных условиях вполне возможен, он никоим образом не приведет к отказу от принципа потребления, но лишь переведет его в несколько иную плоскость.

Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на страны, где отчетливо выражена тенденция«синего сознания», таких стран в мире немало, а счастливых и гармоничных обществ в них что-то не наблюдается.

Это может быть применимо и к индивидуальному сознанию, которое способно меняться куда быстрее, чем сознание общества. Конечно, ни одно индивидуальное сознание не может считаться полностью оранжевым, зеленым или синим, это всегда сводится к одному доминирующему уровню. Но здесь есть одна важная особенность: чем выше уровень, тем меньше вероятность регресса и выше прогресса.

И еще одно: в контексте развития личности большее значение имеет не то, чем ее сознание является сегодня, а ее стремление к прогрессу, регрессу или стабильности.

Резюме.

В теории спиральной динамики авторам удалось увязать психологические тенденции индивидуального сознания, события внешнего мира и результат их взаимодействия— общественное сознание (V-Мем). Возможно, на сегодняшний день это единственная в своем роде идея, претендующая на то, что с ее помощью удастся объяснить многие из тенденций развития современного общества. Важным вопросом остается область ее практического применения, которая в наше время лежит в основном в сфере планирования развития бизнеса в контексте отношений между его участниками, то есть в плоскости оранжевой парадигмы сознания. Найдет ли эта теория применение в области политики, практической психологии, принесет ли она пользу в области развития общества по-прежнему большой вопрос.

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

  • Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.
  • Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.
  • На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.
  • Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.
  • Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.
  • Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”.
  • На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится

человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в

самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

  1. Бежевый. Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз. Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.
  2. Фиолетовый. Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.
  3. Красный. Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть. Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.
  4. Синий. Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.
  5. Оранжевый. Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.
  6. Зеленый. “Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

  • Желтый. Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо. Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.
  • Бирюзовый. По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

  1. Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?
  2. Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.
  3. Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.
  4. Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.
  5. Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.
  6. Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

  1. “Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.
  2. “Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.
  3. “Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.
  4. “Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.
  5. “Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться. Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.