Ваше предложение ни на чем не обосновано. Паронимы обосновать (обосновывать) - основать (основывать). В. Ошибка в образовании падежной формы

1. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.

2. Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.

3. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.

4. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.

5. А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

6. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

7. Поэт воспевает о преданности Родине.

8. Нужно проявлять большую заботу к детям.

9. Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

10. Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.

11. Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

12. Юноша думал о том, как с ним отнесутся в новой школе.

13. На лыжном кроссе участвовал весь класс.

14. Из-за далеких стран прилетели пернатые друзья.

15. О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

16. Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

17. Этому учеников воспитывали в школе.

18. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

19. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни деревни,

20. Читатель просит объяснить о роли литературы.

Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.


1. Удивляться (способности).

3. Примириться (недостатки).

4. Приветствовать (победители).

5. Поздравить (удача).

6. Встретиться (герой).

7. Уклониться (ответ).

8. Убедиться (правота).

9. Восхищаться (живопись).

10. Вовлечь (работа).


Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.

1. ... (находчивость) командира полк одержал победу.

2. ... (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.

3. Зимой... (сильные холода) занятия в школах были прерваны на несколько дней.

4. Прогулка не состоялась... (сильный дождь).

5. ... (совет) учителя стенгазета стала интереснее.

6. ... (ожидание) рыба ловилась хорошо.

7. Принимайте лекарства... (предписание врача).

8. ... (ожидания) наша сборная не заняла призовое место.

9. Первая очередь жилых домов была сдана в эксплуатацию... (график).

10. Влажную уборку помещений следует проводить ежедневно... (приказ директора).

Найдите предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

2. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.

3. Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.

4. Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.

5. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

6. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.

7. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.

8. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

10. Путешествуя, я всегда веду дневник.

11. Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

12. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив.

13. Войдя в трамвай, я села на свободное место:

14. Починив карандаш, он опять сломался.

15. Отдохнув немного, я стал думать о новом маршруте.

Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.

А. Нарушен порядок слов.

Б. Допущен пропуск необходимых слов.

В. Неверно преобразована прямая речь в косвенную.

Г. Допущено нанизывание придаточных предложений.

Д. Нарушено согласование.

1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

4. Школа - это где учатся дети.

5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Исправьте ошибки в сложных предложениях.

1. Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

2. Из-за несчастий народа страдает духовенство - они не могут брать последнюю копейку у бедняков..

3. Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.

4. Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа, - они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.

5. Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

ТЕСТЫ ОБЩИХ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки. А. Орфоэпический. Б. Лексический. В. Морфологический. Г. Синтаксический.

1. Жалко этого животного.

2. По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино.

3. Вдруг послышались крики, свисты и топоты.

4. В завершении обоих дней этого мероприятия - концерт для детей.

5. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.

6. Я был весь сырой от дождя.

7. Молодые были счастливы, взволнованные.

8. Никак не могу преодолеть языковый барьер.

9. В этом деле положительную роль имеет решение всего класса.

10. Каждый из нас не прочь бы был развлечься, покатаясь на санках, лыжах, коньках.

77. Выберите а) равноправные варианты, б) семантические варианты, в) стилистические варианты, г) нормативно-хронологические варианты.


1. Низовий - низовьев.

2. Дверями - дверьми.

3. Бегемот - гиппопотам.

4. Колени - колена.

6. Машут - махают.

7. Ржаветь - ржаветь.

8. Выстави - выставь.

9. Занавесь - занавес.

10. Жираф - жирафа.

11. Кре дит- креди т.

12. Фальшивый - искусственный.

13. Токи - тока.

14. Слыть весельчаком - слыть за весельчака.

15. Сейчас - ныне.

16. Лингвистика - языкознание.

17. Томы - тома.

18. Фле йтовый - флейто вый.

19. В лесу - в лесе.

20. Движет - двигает.

21. Де вичий - деви чий.

22. Кондуктор - кондукторша

23. Выпить морса - выпить морсу.

24. Пропуски - пропуска.

25. При кус - прику с.

26. Искусствен - искусственен.

27. Голова - башка.

28. И скра - искра .

29. Лошадями - лошадьми.

30. Видел - видал.

31. Георгин - георгина.

32. Ра курс - раку рс.

33. Командирский приказ - приказ командира.

34. Директоры - директора.

35. Лагери - лагеря.

36. Левая рука - шуйца.

37. Вор - тать.

38. Пролонгировать - продлить.

39. В саду - в саде.

40. Языки - язы ки.


78. Классифицируйте предлагаемые варианты, определив их вид и языковой уровень.


I . Орфоэпический.

II. Лексический.

III. Морфологический.

IV. Синтаксический.

А. Равноправные.

Б. Семантические.

В. Стилистические.

Г. Нормативно-хронологические.

1. И рис - ири с.

2. Учители - учителя.

3 Глаза - очи.

4. Соболи - соболя.

5. Зал - зала.

6. Ржа веть - ржаве ть.

7. Гулять вечерами - гулять по вечерам.

8. Ко мпас - компа с.

9. Лоб - чело.

10. Укра инский - украи нский.


79. Исправьте ошибки в предложениях. Отметьте предложения, где а) неверно выбрана форма деепричастия, б) допущено смешение прямой речи и косвенной.

1. Проходив по коридору, Дефорж почувствовал, что его вталкивают в комнату.

2. Приехав в Юрмалу, нам очень понравился пляж.

3. Отправившись на прогулку, с нами произошло приключение.

4. Приехав в город, было еще темно.

5. Отвечая на вопросы, уже получается текст.

6. Проводник говорил, что давайте вернемся назад.

7. Девочка ответила маме, что я никуда не поеду.

8. Сын заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности.

9. Оказавшись в темноте, на мальчика подуло ветром.

10. Поднявшись на гору, перед туристами открылись живописные окрестности.

А. Плеоназм.

Б. Употребление слова в несвойственном ему значении.

Г. Орфоэпическая ошибка.

Д. Смешение паронимов.

1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.

2. Его первый дебют был удачным.

3. Еще учась в школе, он уже вращался со студентами.

4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.

5. Наши мастера установят жа люзи любых размеров.

Исправьте ошибки в предложениях. Определите тип обнаруженных вами ошибок.

А. Использование просторечия.

Б. Нарушение орфоэпической нормы.

В. Ошибка в определении рода существительного.

Г. Ошибка в употреблении местоимения.

Д. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Для поиска нужной литературы пользуйтесь каталогом.

2. Валентин обрывает связи с друзьями.

3. Одноклассница позвала нас к ней.

4. Я предъявил оплоченный чек.

5. Я долго греб веслами, отчего на руке появился мо-золь.

Исправьте ошибки в предложениях. Определите тип обнаруженных вами ошибок.

А. Использование жаргонизмов.

Б. Нарушение лексической сочетаемости.

В. Ошибка в образовании падежной формы.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.

2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

5. Отредактируйте предложения, исправив ошибки в управлении.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.



6. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки в управлении и исправьте их.

1. Власть не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результате эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Достойной мести придумать не мог. 9. Никакие журналы я не выписываю. 10. Мы не теряем время зря. 11. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 12. Чтобы выявить отклонения по нормируемым оборотным средствам до установленных нормативов, составляют таблицу. 13. Большая работа сейчас предстоит перед нашими сотрудниками, которые должны освоить компьютерную технику. 14. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 15. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 16. Преступник не раскаялся за содеянное. 17. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим. 18. Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан. 19. Отсутствие необходимых материалов создает угрозу своевременного окончания строительных работ. 20. Люди жалуются на правоохранительные органы: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами.

7. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного -множественного числа определяемого слова в следующих предложениях, мотивируйте свой выбор.

1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый - неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных-огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные - неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых- целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой - новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые - первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие - набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда - команды) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области-областях) был утвержден. 10. Студенты географического и исторического ((факультета -факультетов) готовятся к экспедиции. 11. Нелегко было восстанавливать (разрушенную -разрушенные) промышленность и транспорт. 12. (Реставрированный -реставрированные) музей и картинная галерея открыты для посетителей.13. Объявлен конкурс на решение (шахматного- шахматных) этюда и задачи. 14. Изобретатель сконструировал (специальный - специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию. 15. Занятия посещают (отстающий-отстающие) ученик и ученица.

8. Устраните ошибки в согласовании определений и приложений.

1. Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва - Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.

9. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время "делать бизнес" в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.

10. Отредактируйте предложения, устранив нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения.

1.Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно поедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 10. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 11. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» . 12. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше... тысяч граждан.

11. Придумайте предложения с составным именным сказуемым, употребляя приведенные существительные в именительном и творительным падеже.

Банкир, бизнесмен, брокер, спонсор, имидж, дайджест, лидер, невозвращенец, рэкетир, взяточник, депутат, демократ.

12. Попытайтесь заменить в сказуемом форму творительного падежа прилагательного формой именительного падежа или краткой формой. Во всех ли случаях возможна замена обеими формами? Определите различие между формами по смыслу и стилистической окраске.

1. Предпринятые меры были решительными и быстрыми. 2. Освобождение заложников было молниеносным и бескровным. 3. Старушка была слабой и больной. 4. С виду парламентарий был спокойным и уравновешенным, но это только казалось. 5. Атака оказалась безрезультатной: освободить пленных не удалось. 6. Луна казалась тусклой, едва различимой за пеленой снежных облаков. 7. Положение вкладчиков «Роники» казалось безнадежным. 8. Обещания Минфина погасить задолженность по зарплате медикам представляются сомнительными. 9. В ярких лучах солнца маки казались огненно-красными. 10. Дуновение ветерка было легким и бодрящим.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ОБОСНОВАТЬ (ОБОСНОВЫВАТЬ) - ОСНОВАТЬ (ОСНОВЫВАТЬ)

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов обосновать - основать

2.Примеры словосочетаний с паронимом обосновать

3.Примеры предложений с паронимом обосновать

4.Примеры словосочетаний с паронимом основать

5.Примеры предложений с паронимом основать

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ОБОСНОВАТЬ - ОСНОВАТЬ

ОБОСНОВАТЬ - подкрепить убедительными доказательствами, привести убедительные доказательства, доводы в пользу чего-либо.

ОСНОВАТЬ -

1. Положить начало чему-либо; создать, образовать.

2. Построить на основе чего-либо, исходя из чего-либо, сделать что-либо основой, причиной, источником чего-либо.

3. (на чем ). Подкрепить доказательствами, обосновать.

Сравните: обосновать теорию - доказать её, привести убедительные доводы в пользу правильности теории;

основать теорию на чем-либо - создать теорию, приняв за основу её какое-либо положение.

Обосновать и основать (в значении: подкрепить доказательствами, обосновать) являются синонимическими сочетаниями, которые различаются формой зависимого слова:

обосновать что-либо чем

основать что-либо на чем.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОБОСНОВАТЬ

1)обосновать свое мнение

2)обосновать свою позицию

3)обосновать точку зрения

4)обосновать тезис

5)обосновать идею

6)обосновать теорию

7)обосновать концепцию

8)обосновать новый метод

9)обосновать прогноз

10)обосновать взгляды

11)обосновать тактику

12)обосновать стратегию

13)обосновать поведение

14)обосновать симпатии

15)обосновать антипатии

16)обосновать предположение

17)обосновать правильность выводов

18)обосновать доводы

19)обосновать проект

20)обосновать новыми данными науки

21)обосновать убедительными наблюдениями

22)обосновать свое предложение теоретическими выкладками

23)обосновать строгими расчетами

24)обосновать более точными данными

25)обосновать убедительными фактами

26)обосновать объективными наблюдениями

27)теоретически обосновать сделанные наблюдения

28)обосновать идеологически

29)обосновать политически

30)обосновать экономически

31)обосновать строго научно

32)обосновать логично

33)обосновать серьёзно

34)обосновать глубоко

35)обосновать убедительно

36)обосновать удачно

37)обосновать эмоционально

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОБОСНОВАТЬ

1)Попробуйте всесторонне обосновать вашу позицию!

2) Разработчики должны детально обосновать свой проект.

3) Чем ты можешь обосновать правильность выводов?

4) Чем обоснованы эти выводы?

5) Чем обосновано данное решение?

6) Я достаточно обосновал свой выбор пути.

7) Петр повторил свои доводы, стараясь обосновать их теоретически. (Л. Андреев. Молодежь)

8) [Ломоносов] показал происхождение полярных сияний и обосновал свои взгляды на их электрическую природу. (Ушаков. По нехоженой земле)

9) Та философия, которую обосновал Энгельс в "Анти-Дюринге", мещанства не допускает и на порог. (В.И.Ленин )

10) Очевидно, что сравни­тельное обоснование несводимо к абсолютному: если удалось обосновать , что одно утверждение более правдоподобно, чем другое, этот ре­зультат невозможно выразить в терминах изолированной обосно­ванности одного или обоих данных утверждений.

11) Типичной функцией условного высказывания является обоснование одного выс­казывания ссылкой на другое высказывание. Например, электропровод­ность серебра можно обосновать ссылкой на то, что оно металл: «Если серебро — металл, оно электропроводно».

12) В России геральдика была заимствована с Запада во 2-й половине 17 в. и сразу приобрела официальное, государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов.

13) По вопросу о войне и мире на 7-м съезде РКП (б) разгорелась острая внутрипартийная борьба. В прениях выступило 18 делегатов. Против ленинской политики по вопросу о мире на съезде ополчились "левые коммунисты". По докладу о войне и мире они выделили содокладчиком Н. И. Бухарина, который пытался защитить и обосновать авантюристическую позицию немедленной войны против Германии.

14) На съезде Ленин обосновал необходимость изменения названия партии. Он указывал, что название партии "социал-демократическая" устарело.

15) Этический социализм - система взглядов, стремящаяся обосновать социалистический идеал исходя из нравственных принципов.

16) Аргумент — суждение, посредством которого обосновыва­ется истинность какого-либо другого суждения. При доказа­тельстве некоторого суждения аргументы являются основаниями, или посылками, из которых логически следует доказываемое суж­дение. Например, для доказательства суждения «Железо плавко» мы можем воспользоваться двумя аргумента: «Все металлы плавки» и «Желе­зо есть металл». Приняв эти два суждения в качестве посылок, мы можем логически вывести из них доказываемое суждение и тем самым обосновать его истинность.

17) Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) - русский педагог, анатом и врач. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Лесгафт стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук».

18) Научные работники получают богатый материал, который помогает им критически проверить и с большей глубиной обосновать собственные теоретические построения.

19) Тихонов Владимир Алексеевич - талантливый беллетрист и драматург. Веселый и остроумный рассказчик, Тихонов больше старается заинтересовать читателя, чем психологически обосновать фабулу своих произведений.

20) Филип Хоуард - английский военно-морской теоретик и историк, вице-адмирал. В 1891 выпустил книгу «Морская война, её основные принципы и опыт», в которой пытался на военно-историческом материале пытался обосновать так называемую теорию «владения морем» как основу империалистической политики Великобритании.

21) Высший слой интеллигенции - ее аристократия - совместно с буржуазией стремится теоретически обосновать и научно защитить существующий общественный строй.

22) Исследования русского учёного, основоположника теоретической космонавтики К.Э.Циолковского впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полётов. Он первым обосновал идею создания искусственных спутников Земли и целых орбитальных поселений, предложил принципиально новый тип ракеты - ракету на жидком топливе - и показал возможность использования в качестве топлива жидких кислорода и водорода.

23) Русский учёный, основоположник теоретической космонавтики К.Э.Циолковский исследовал влияние перегрузок на живые организмы, впервые используя для этого центрифугу, обосновал и относительную безвредность невесомости для человека.

24) — Я вот теперь много думаю и читаю по этике, стараюсь философски обосновать мораль. (В.В.Вересаев. На повороте)

25) Учение о водном режиме растений и почвы позволило научно обосновать приёмы обработки почвы и способы орошения земель.

26) Древнегреческий учёный Аристотель стремился обосновать свой тезис «Природа боится пустоты» на базе физических и метафизических аргументов.

27) Итальянский ученый и философ конца ХVI -середины ХVII века Галилео Галилей обосновал фундаментальный принцип относительности и закон инерции равномерных круговых движений.

28) Знание закономерностей высшей нервной деятельности сельскохозяйственных животных позволяет правильно организовать воспитание молодняка и рациональный уход за животными, выработать у них стереотип на распорядок дня, научно обосновать тренинг.

29) Впервые в русской историографии В.Н.Татищев сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого общества, обосновать причины возникновения государственной власти.

30) Арсеньев Константин Иванович - русский статистик, историк и географ. В трудах «Начертание статистики Российского государства», «Статистические очерки России» стремился обосновать экономическое районирование России.

31) Таким образом, данные наблюдения полностью подтверждают и обосновывают выводы теории. (И.Шкловский. Вселенная, жизнь, разум)

32) Русскими писателями создается теория, призванная ещё больше укрепить и обосновать возросшее международное значение Москвы. (Н.Мнева. Искусство Московской Руси)

33) Мрачные прогнозы относительно будущего городов, выросших на месте потухших вулканов или рядом с ними, обоснованы скорее эмоционально, нежели строго научно. (В.Мезенцев. Энциклопедия чудес)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОСНОВАТЬ

1)основать государство

2)основать больницу

3)основать город

4)основать музей

5)основать театр

6)основать монастырь

7)основать издательство

8)основать поселение

9)основать государство

10)основать республику

11)основать столицу

12)основать кооператив

13)основать артель

14)основать коммуну

15)основать университет

16)основать заповедник

17)основать партию

18)основать движение

19)основать направление

20)основать школу

21)основать в Сибири

22)основать в столице

23)основать в городе

24)основать на берегу озера

25)основать на севере

26)основать в Х веке

27) основать в 1703 году

28)основать в эпоху Возрождения

29)основать давно

30)основать много лет тому назад

31)основать спустя некоторое время

32)основать в давние времена

33)основать в прошлом году

34)основывать заключение на результатах экспертизы

35)основать на предположении

36)основать на памяти

37)основать выводы на данных практики

38)основать на законах науки

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ОСНОВАТЬ

1) — Вам известно, как создалось наше общество? Его основала за наличные деньги небольшая компания капиталистов. (А.И.Куприн. Молох)

2)Книги я брал в городской библиотеке, основанной Чеховым. (К.Г.Паустовский. Героический юго-восток)

3) Академия художеств основана в середине восемнадцатого века.

4) На чём основано ваше подозрение?

5) Их брак основан на расчёте.

6) - Чем же заняться?

Ясно чем: надобно основать другую швейную. (Н.Г.Чернышевский)

7) Выгода наша [дворян] будет основана на нищете и горе людей. (Л.Н. Толстой)

8) Эвклид основал все свои геометрические построения на одной аксиоме.

9) Он [Райский] чуть не заплакал от умиления и основал было на нем [поцелуе Веры] дальние надежды (И.А.Гончаров)

10) М.Горький, A.Н.Тихонов и И.П.Ладыжников в 1918 году с целью широкого ознакомления читателей с зарубежной литературой основали издательство «Всемирная литература».

11) Организовать - учредить, основать путем привлечения общественных сил, предпринять сообща, коллективом.

12) [Иван Грозный] основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха. (А.Н.Толстой. Родина)

13) Значение группы "Освобождение труда" В. И. Ленин видел в том, что она теоретически основала русскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

14) На единственном судне "Нинья" Христофор Колумб добрался до берега и основал первое поселение Навидад, в котором оставил 39 человек.

15) Королева Изабелла и король Фердинанд оказали Колумбу теплый прием. В дополнение к ранее обещанным привилегиям они дали ему разрешение на вторую, более обширную экспедицию. Колумб заверил их, что богатый Азиатский материк находится поблизости от открытых им островов, где он хотел основать колонию.

16) Индейцы гуаями, жившие на территории современной Панамы, торговали золотом с экспедицией Колумба, но яростно противодействовали попыткам европейцев основать поселение.

17) Москву основал в 1147 году князь Юрий Долгорукий.

18) Город Переславль-Залесский стоит на Плещеевом озере. Он был основан в XII веке и служил крепостью. Его основал в 1152 году на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий.

19) Город Ярославль был основан в XI веке.

20) М.Горький основал Дом искусств как сознательное противопоставление Дому литераторов. (К.Федин. Из воспоминаний о Горьком)

21) По преданию, город Ярославль основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым.

22) Мелитополь - уездный город Таврической губернии, на реке Молочной, в 225 верстах от губернского города. Еще Екатерина II предполагала основать город Мелитополь при Молочном озере, вследствие чего восточная часть материковой части нынешней Таврической губернии получила название Мелитопольского уезда, с управлением в городе Орехов.

23) Дзержинский - город в Московской области на реке Москва. Николо-Угрешский монастырь основан в 1380 году князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве. В 1921году на территории монастыря создана детская трудовая колония имени Ф. Э. Дзержинского, существовавшая до 1938 года.

24) Великий князь Дмитрий Донской в ознаменование победы над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г повелел основать монастырь на том месте, где при отправлении в поход против полчищ Мамая ему было чудесное явление образа святителя Николая Чудотворца.

25) Вундт Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ. В 1883 году основал первый в мире журнал по экспериментальной психологии "Философские исследования".

26) Прохоровы - российские предприниматели. Василий Иванович, из крестьян, в 1799 году основал текстильную фабрику - Трехгорную мануфактуру, которая в 1874 году преобразована в "Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры".

27) Зазулин Иван Петрович — театральный деятель. С юношеских лет, питая большую страсть к театру, Зазулин на 19-м году уже сделался актером и начал странствовать по России, играя небольшие роли на провинциальных сценах. Желание руководить драматическою сценой всегда было его мечтою. Ему хотелось во что бы то ни стало основать в Петрограде частный драматический и оперный театр, и работал он в этом направлении много и упорно.

28) Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории.

29)Рублёв переселяется в Андроников монастырь, основанный на живописном берегу Яузы Андроником. (М.Алпатов. Андрей Рублёв)

30) Сила книг Горького также в том, что они основаны на глубоких жизненных наблюдениях, на подлинных впечатлениях. (В.Каверин. Литератор)

31) Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй… будет основан на красоте справедливости, красоте ума. (К.Паустовский. Золотая роза)

32) В недрах биофизики, селекции, ботаники, зоологии, медицины развился комплекс научных дисциплин, целиком основанный на признании реальности генов как материального фактора наследственности. (Из периодики)

33) Часть композиторов последних лет основывала свое творчество на тех напевах, которые сам народ хранил издревле и снова создает в глуши своих печальных и темных деревень. (С.Городецкий. Пути русской музыки)

34) В каждой строчке видел он странные, ни на чем не основанные претензии, легкомысленный задор, дерзость, манию величия. (А.П.Чехов. Черный монах)

35) Две дамы рассчитывали на главную драматическую роль. Одна основывала свое право на том, что видела в этой роли Федотову, другая утверждала, что нарочно для этой роли заказала платье с кружевными оборочками. (А.И.Куприн. К славе)

36) Риль понимал, что, уговаривая его, Зубр ничего определенного знать не может, что уверенность его ни на чем не основана . (Д.А.Гранин. Зубр)

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. - Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принадлежность текста к определенному стилю. Правильная расстановка знаков препинания. Основные лексические, морфологические и синтаксические черты текста. Ошибки в употреблении существительных, прилагательных, числительных. Расстановка ударения в словах.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2012

    Синонимы иноязычных слов в русском языке. Грамматика русского языка, проверка правильности написания ряда слов, верная расстановка ударений в словах. Исправление ошибок построения предложений. Образование нужной формы имен числительных и существительных.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2009

    Особенности пунктуации русского языка, определение и доказательство функциональной принадлежности текста к стилю, его основные лексические, морфологические и синтаксические черты. Ошибки в употреблении существительных, прилагательных, числительных.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2010

    Определение эмоционально-экспрессивной и функционально-стилевой окраски понятий, подбор к ним нейтральных синонимов. Исправление стилистических ошибок в предложениях. Исследование функционального стиля текста, его лексических, и синтаксических отличий.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2010

    Особенности русского ударения. Культурноречевые проблемы в морфологии. Согласование сказуемого с подлежащим. Культура официального общения. Особенности оформления различных документов. Структура научного письменного текста и его языковое оформление.

    практическая работа , добавлен 18.10.2012

    Функциональные стили русского языка и принадлежность текста к определенному стилю. Ошибки, связанные с неправильным управлением словами. Согласование сказуемого с подлежащим. Иноязычные слова и эквивалентные им русские. Лексическая сочетаемость слов.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2009

    Сущность орфоэпических, лексических, грамматических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических, орфографических норм литературного языка. Примеры ярких черт старомосковской речи. Направления в оценке роли русской пунктуации.

    презентация , добавлен 22.10.2014

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

А. Энергетическая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

Б. После окончания школы он поступает работать на наше предприятие, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

В. Ваше предложение ни на чем не обосновано.

Г. Магазину срочно требуются продавцы овощей и картофеля.

Д. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все это когда-то было в его жизни.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М., 2001. – С.300 - 331;

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие. – М., 1997. – С.81 - 90;

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997. – С.57 - 75.

* А. Энергетическая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

Ошибка в использовании превосходной степени имени прилагательного, так как здесь одновременно используется простая превосходная степень (важнейший) и составная (самый важный).

Правильные варианты : 1)Энергетическая промышленность является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. 2) Энергетическая промышленность является одной из самых важных отраслей народного хозяйства.

Б. После окончания школы он поступает работать на наше предприятие, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

Нарушение норм согласования однородных членов (глаголов) во времени.

Правильный вариант :

После окончания школы он поступил работать на наше предприятие, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

В. Ваше предложение ни на чем не обосновано.

Нарушены нормы управления: местоимение должно быть употреблено в Д.п. без предлога.

Правильный вариант:

Ваше предложение ничем не обосновано.

Г. Магазину срочно требуются продавцы овощей и картофеля .

В ряд однородный членов включены родовое (овощи) и видовое (картофель) понятия.

Правильный вариант:

Магазину срочно требуются продавцы овощей.

Д. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось , что все это когда-то было в его жизни.

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Действие, выраженное деепричастием, должно соотноситься с подлежащим, поэтому недопустимо употребление деепричастного оборота в безличном предложении (ему не верилось). Деепричастный оборот в данном примере необходимо заменить придаточным предложением.

Правильный вариант:

Когда он рассматривал фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все это когда-то было в его жизни.

II. Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6 . На основе предложенного текста составьте тезисы. Обозначьте композиционно-смысловую структуру тезисов.

Основные понятия культуры речи

Культура речи – это, во-первых, владение средствами языка в речевом процессе, а во-вторых, – лингвистическая дисциплина, изучающая речевой процесс и средства оптимального речевого воздействия и взаимодействия. Культура речи исходит из требований нормативности и целесообразности выбора языковых средств.

Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Целесообразность речи – ее соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность.

Культура речи как качество личности – умение не только нормативно и целесообразно строить речь, но и говорить так, чтобы собеседник с максимальной полнотой понимал сказанное. Объем понимания – отражение качеств нашей речи. «Другому как понять тебя?» - Ф.И.Тютчев задает этот вопрос отнюдь не как риторический: у собеседников обычно оказывается различным жизненный опыт, с одним словом связываются разные представления; общению мешает то, что называют «внутренней формой слова» (А.А.Потебня) или «индивидуальным смысловым контекстом» (А.Л.Никифоров). Культурной можно считать лишь такую речь, которая не только предполагает понимание и активный ответ, но и исключает непонимание. Говоря, скажем, о «фрактальных аттракторах сложных систем», ученый окажется понятым своими коллегами на симпозиуме, но его сообщение не будет соответствовать требованиям культуры речи, если он в таких же выражениях будет давать интервью, предназначенное для популярного издания, для широкого читательского круга.

Целью всякой речевой деятельности является достижение понимания и взаимопонимания; этим подчеркивается безусловный приоритет коммуникативной функции языка. Даже в такой, казалось бы, монологической ситуации, как научная лекция, Л.Витгенштейн обычно задавал вопросы присутствующим и отвечал на их реплики. Часто большую часть занятия вообще шел прямой диалог. «Живое общение, непосредственное взаимодействие» с аудиторией видит в преподавательской деятельности известный философ А.Ф.Лосев, признающий, что он не только учит студентов, но и многому учится в творческом взаимодействии с ними. Профессор современного вуза, предлагающий студентам примеры аналогичных явлений, схожих фактов, подобных позиций, вызовет у аудитории гораздо большее внимание, понимание и интерес к предмету, чем просто излагающий материал, даже самый интересный.

Литературовед М.М. Бахтин подчеркивал, что «высказывание с самого начала строится с учетом возможных ответных реакций»; по мнению психологов, мыслить – значит пересоздавать сказанное, повторять процесс создания высказывания, речи, произведения (текста).

Таким образом, именно в слове собеседники предстают друг перед другом как личности; слово помогает им пристальнее вглядеться в настоящее и воскресить прошлое.

И координация общественного бытия тоже достигается общением, диалогом; язык консолидирует людей, делает возможным их совместную деятельность. С наибольшей полнотой это показано в сюжете о Вавилонской башне: люди перестали понимать друг друга – и строительство было прекращено. Можно говорить, что язык дает возможность формировать некое коллективное «Я»; именно благодаря этому человек становится преимущественно не биологическим, а социальным существом.

(Мурашев А.А., Русецкий В.Ф. Культура речи: Практикум. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - С. 20 - 22).

I. Тезис-преамбула.

Культура речи – понятие многозначное: это и владение средствами языка (культура речи как качество личности) и лингвистическая дисциплина.

II. Основное тезисное изложение.

      Основные требования культуры речи к выбору языковых средств – нормативность (соответствие нормам современного языка) и целесообразность (соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность).

      Культура речи как качество личности – это умение говорить так, чтобы собеседник понял тебя с максимальной точностью.

      Целью речевой деятельности является достижение понимания и взаимопонимания, что подчеркивает приоритет коммуникативной функции языка.

III. Заключительный тезис.

Благодаря этой цели язык консолидирует людей, делает возможной их совместную деятельность.