Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста» консультация на тему. Консультация для воспитателей детского сада.Дидактические игры в ДОУ консультация на тему Консультации для воспитателей по дидактическим

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Итак:

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В.А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила , которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия , которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача . Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование.Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры.

Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей,активизация психических процессов;

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

Определение количества играющих;

Подготовка необходимого дидактического материала для игры;

Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры,свое место в игре, методы руководства игрой;

Подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,который будет использован;

Объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,болельщика или арбитра;

Подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения:какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения,принимает форму дидактической,если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются,систематизируются,обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации.И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные,неуверенные в себе, менее подготовленные,как правило в начале берут на себя роль болельщиков,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Используемая литература:

1. А.К.Бондаренко "Дидактические игры в детском саду"-М., 1991г.
2. А.И.Сорокина"Дидактические игры в детском саду"-М.,1982г,
3. А.И.Максаков, Г.А. Тумакова "Учите,играя"-М.,1981г.
4. Д.В. Мендерицкая Воспитателю о детской игре М.,1982.
5. Р.И.Жуковская" Игра и её педагогическое значение"-М.,1975г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Новозавидовский

Консультация для воспитателей:

«Роль дидактической игры в развитии дошкольника».

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, побуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируют и углубляют знания о Родине, о защитниках Отечества, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью людей – источник идейной направленности воспитания. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний.

Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и др., содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей и др., о машинах, которые помогают им в работе, об этапах производства.

Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в детском саду (старшие группы)

Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем – кем захочет.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра.

Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем наряду с использованием дидактической игры в сенсорном воспитании (формирование представлений о цвете, форме, величине и др.), составляющем одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей, необходимо более широкое ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающей их жизнью, воспитание бережного и уважительного отношения к тому, что создается созидательным трудом народа и составляет материальное и духовное богатство общества. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Общее и различное в сюжетно-ролевых и дидактических играх.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Особенность сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед…Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело – фантазия ребёнка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана.

Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетной игре проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой обусловлено общими или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но сюжетно ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога во что и как играть разрушают самое ценное в ней – самодеятельный творческий характер игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему труду и окружающим. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская прямого вмешательства в её ход.

Более открыто руководство игрой проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить содержание игрового действия и роли, утвердить правила. При недопустимости прямого руководства ещё более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребёнка и ослабить роль ребёнка вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.

Дидактические игры направлены: на усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Знания и умения не могут быть усвоены «с ходу». Их усвоение требует времени и разнообразных форм деятельности педагога и детей. Неотъемлемой частью обучения являются упражнения. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическая игра лишь от части отвечает требованиям полной системы знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребёнок придет в школу.

Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».

Структурные элементы игры. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?»; «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?»

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но…не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Педагог должен использовать слова, отражающие ступени овладения игровыми действиями и правилами: еще не очень, почти хорошо, хорошо, совсем хорошо. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели.

Виды дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Чаще всего применяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..? или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?» Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать», которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать – например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» - это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Игры – загадки уходят в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Главной особенностью загадок является логическая задача. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.

В игре – беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Одним из условий проведения игры –беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры – вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Началом игры-беседы является призыв, своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике: «Сядем рядком да поговорим ладком».

Общие вопросы руководства дидактическими играми

Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта и включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) создание (проектирование) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата.

Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легок и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребёнка-дошкольника все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно-системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями.

Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками.

Речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы воспитателя. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желание «выправить» игру.

Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интегрирующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре; поощряющая или предупреждающая реплика.

В практике руководства дидактическими играми основные трудности заключаются в том, что воспитатель иногда усиливает обучающее воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения, характерную для занятий. Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра должна быть интересной, умной, а не бездумный развлечением. Развлекающий характер игре придаётся тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами вносится внешнее оформление игры: постройки, костюмы, маски, зрелищные элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.

В руководстве игрой и в развитии её важное значение имеет темп. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий период, когда игра развёртывается в сменяющих одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что воспитатель не улавливает развивающего темпа игры, допускает замедление его или убыстрение.

Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда воспитатель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.

Контакт воспитателя с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга.

Держать игру в пределах предлагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращений своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик для детей являются условием развития игры.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат. Для воспитателя результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Закончив игру, воспитатель должен поддерживать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть ещё интереснее» или «Новая игра будет ещё интереснее».

Многие игры по мере развития интереса к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые детьми игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям.

Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: аллоскоп, кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребёнка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия удовлетворяют интересы детей.

Использование многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, дети играют в «путешествие за ценными находками». Включенный воспитателем диск передает звуки леса – пение птиц, шорохи, шумы. Это углубляет игровой настрой. Дети плывут на корабле, и воспитатель через кинопроектор показывает море, кипящие волны, движение корабля.

Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок, других материалов для игры.


Дидактические игры в ДОУ.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций . Мы остановимся на дидактических играх.

К дидактическим играм относятся - обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Звёздочка» Дидактические игры в ДОУ Выполнил воспитатель высшей категории Пушкина В.А.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. А. Сухомлинский.

К дидактическим играм относятся - Обучающие игры с правилами -игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами игры- занятия.

Дидактическая игра Игровой метод Форма обучения Самостоятельная игровая деятельность Средство всестороннего воспитания ребёнка

Дидактические игры способствуют *развитию познавательных и умственных способностей *развитию речи детей *социально – нравственному развитию ребёнка дошкольника.

По степени активности Игры занятия. Автодидактические игры.

По наличию игрового материала Игры с предметами и игрушками Настольно- печатные Словесные

Структура дидактической игры К основным компонентам относятся: дидактическая задача игровые действия игровые правила результат дидактический материал К дополнительным компонентам: сюжет роль

Руководство дидактической игрой Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала Объяснение хода и правил игры Показ игровых действий Определение роли взрослого в игре Подведение итогов игры

Организация дидактической игры Подготовка к проведению дидактической игры Проведение дидактической игры Анализ

Подготовка к проведению дидактической игры - выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно- образовательного процесса; подготовка игрового оборудования; определение времени игры в режиме дня

Проведение дидактических игр - определение количества играющих; -ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами; игровыми действиями, дидактическим материалом; развитие у детей игрового настроения, желания играть; показ игровых действий; руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; подведение итогов игры.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведение и характере детей; позволяет правильно организовать индивидуальную работу.


Структурное подразделение «Северный детский сад «Василек»

МБОУ «Северная СОШ»

Дидактические игры

как средство

обучения и воспитания детей

Из опыта работы

Подготовила:

воспитатель первой

Ануфриева Л.В.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности. Эта тема меня заинтересовала потому, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Анализ работ Е.И.Тихеевой позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность - работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

В своей работе с детьми я использую игры двух видов:

1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;

2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Дети играют как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Кроме этого использую и все виды образовательных игр.

Сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);

Речевые (для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря);

Математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);

Для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.);

Музыкальные (для развития чувства ритма);

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

Игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;-настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

Словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры разделила на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Их строю по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираю тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализую через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображен предмет или сюжет, делю на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Из народных игр использую такие, как: «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др., которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Также использую следующие виды дидактических игр:

Игры-путешествия;

Игры-предположения;

Игры-поручения;

Игры-загадки;

Игры-беседы.

Значение дидактических игр, я считаю, чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эту задачу решаю в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большую роль в дидактической игре отвожу правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, т. д.

Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, сделала вывод, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Считаю, положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Я всегда стараюсь строить работу так, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития создаю уже в младшем возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания.

2. Вечера вопросов и ответов.

3. Анкетирование и тестирование родителей.

4. Индивидуальные консультации.

5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литературы).

6. Визиты домой.

7. Индивидуальная работа с детьми дома.

8. Помощь родителей детскому саду.

На основе результатов диагностики можно сделать вывод, что проводимая мной систематическая работа развивает детей всесторонне, повышает уровень воображения, подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

Считаю, что работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Сплотить детский коллектив.

Я уверена, что успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра - средство не только обучения, но и воспитания. Я стараюсь использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, сама придумываю варианты - это помогает мне сохранить интерес детей к игре при ее повторении.