Что относится к грамматическому строю речи. Методы и приемы работы по формированию у детей грамматического строя речи. Этапы становления речи детей

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение данного процесса. В нашей статье предоставлена информация, которая позволит выяснить, как происходит становление грамматического строя речи у детей.

Общая информация о грамматическом строе

Грамматика - это дисциплина, которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К. Д. Ушинский считал, что грамматика - это логика языка. У дошкольников, которые осваивают его, формируется и интеллект.

Грамматический строй речи - это объект, который формировался на протяжении множества лет. Основой для его изучения является познание отношений и окружающей действительности. Однако в первое время речь ребенка с точки зрения синтаксиса бесформенна.

Для родителей важно способствовать развитию грамматического (синтаксического) строя речи детей. В ином случае у ребенка может возникнуть дисграфия (нарушение письменной речи). Для профилактики необходимо использовать различные методики и следить за тем, чтобы дети развивались всесторонне.

В усвоении языка можно выделить этапы:

  • понимание смысла услышанного;
  • заимствование слов из речи взрослых и сверстников;
  • образование иных слов по аналогии с уже известными;
  • оценка правильности построения речи.

Последовательность развития синтаксического строя речи

Дети изучают грамматический строй постепенно. Это связано с возрастными особенностями и сложностями системы русского языка. Грамматический строй полностью формируется у ребенка к 8 годам.

В работе над развитием грамматического строя присутствуют следующие этапы:

  • исправление ошибок;
  • совершенство синтаксической стороны речи;
  • развитие интереса к родному языку;
  • контроль над правильностью речи окружающих.

Этапы становления речи детей

Родители и педагоги должны способствовать освоению морфологической системы русского языка. Важно, чтобы ребенок понял, как правильно склонять. Необходимо также помочь освоить и особенности синтаксиса.

В младшем и среднем возрасте особое внимание уделяется морфологическим особенностям. Грамматический строй речи у дошкольников на данном этапе только начинает формироваться. В этот момент потребуется помочь ребенку понять, как происходит словообразование с помощью суффиксов, приставок и окончаний.

В младшем школьном возрасте происходит совершенствование и усложнение синтаксиса. На данном этапе ребенок должен находить и исправлять ошибки в своей речи.

Проблемы в становлении грамматической системы у детей дошкольного возраста с ОНР

Не секрет, что правильное становление разговорной и письменной речи играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря грамматическому строю каждый из нас может понимать то, что говорят окружающие.

Речь ребенка тесно связана с его умственным и физическим развитием. Именно поэтому важно своевременно обращать внимание на присутствие различных нарушений и избавляться от них. Обследование грамматического строя речи у детей доказывает, что его становление происходит в строгой последовательности.

Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства. Выделяют три типа данного отклонения:

  • 1-я стадия . Характеризуется полным отсутствием речи.
  • 2-я стадия . В данном случае речь присутствует. Отсутствуют жесты и лепетные слова. Наблюдаются искажения в звуковом и слоговом строе.
  • 3-я стадия . В таком случае наблюдается фонетико-фонематическое и лексико-синтаксическое недоразвитие.

Грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. У них присутствует дисгармония языковых компонентов, а также морфологических и синтаксических систем. Специалисты утверждают, что у таких детей присутствует неустойчивость и быстрая потеря внимания. У них, в отличие от сверстников, снижена слуховая память и эффективность запоминания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР заключается в развитии синтаксического строя. Он вызывает наибольшее количество проблем у таких дошкольников. Для эффективности коррекции ребенок должен понимать, какую роль играет морфема.

У детей с общим нарушением речи наблюдается затруднение в выборе и соединении грамматических средств. Оно объясняется некомплектностью некоторых языковых операций.

Дисграфия при несформированности грамматической речи

Грамматический строй речи - это взаимодействие языковых единиц между собой. Родители и педагоги должны тщательно следить за его развитием у детей. При возникновении нарушений необходимо в обязательном порядке обращаться к специалисту для предотвращения более серьезных последствий.

При замедленном развитии синтаксического строя может возникнуть дисграфия. Данное заболевание характеризуется невозможностью овладеть письмом при наличии достаточного уровня интеллекта. Нарушение грамматического согласования - это один из симптомов отклонения. Важно, чтобы родители не ругали ребенка за ошибки, а в первую очередь попытались разобраться, с чем связано их возникновение. Возможно, у ребенка присутствует нарушение, коррекция которого должна проводиться у специалиста.

Аграмматическая дисграфия обусловлена некомплектностью лексико-синтаксического строя речи. В таком случае ребенку тяжело установить последовательность слов в предложении. Нередко присутствуют синтаксические нарушения, при которых дети пропускают значимые члены предложения. При наличии данных симптомов любой высококвалифицированный специалист диагностирует, что развитие грамматического строя речи происходит замедленно. Это возможно при нежелании учиться или в том случае, если имеются нарушения.

Развитие словарного запаса и синтаксического строя

Специалисты выделяют две разновидности овладения словарным запасом - качественную и количественную. Они тесно взаимосвязаны между собой. Количественное увеличение словарного запаса обусловлено окружающим миром ребенка. Его пополнение связано с речью взрослых и сверстников. Известно, что на сегодняшний день ребенок трех лет имеет в своем словарном запасе около 3 тысяч слов.

Накопленные слова не могут сами по себе служить средством познания и общения. Важную роль играет формирование грамматического строя речи. Для общения и познания ребенку необходимо правильно строить предложения и словосочетания, используя основы грамматики.

С возрастом у ребенка постепенно начинают приобретать смысловую нагрузку слова, которые имеются в его запасе. В первое время могут наблюдаться ошибки в использовании корней, приставок и суффиксов.

Примерно к трем годам происходит формирование грамматического строя речи детей. Они начинают понимать главные закономерности построения предложений и словосочетаний. В таком возрасте ребенок склоняет слова по падежам и числам. Он может построить простые и сложные предложения. Постепенно увеличивается и словарный запас. На данном этапе важно уделять ребенку достаточное количество внимания и использовать развивающие игры.

Грамматический строй речи старшей дошкольной группы постепенно совершенствуется. Дети осваивают типы склонений и спряжений, формы чередования звуков и На данном этапе важную роль играет объем словарного запаса ребенка. В возрасте 4-5 лет дети могут обдуманно их использовать, а благодаря грамматическому строю, видоизменять их.

Современные методы формирования синтаксического строя

Развитие грамматического строя - важный этап в полноценном речевом и психологическом развитии. В наши дни школы предъявляют высокие требования к будущим ученикам. Это связано с тем, что в последнее время наблюдается существенное усложнение школьной программы.

Современная работа по формированию основ грамматики содержит в себе следующие категории:

  • словоизменение;
  • словообразование;
  • согласование;
  • формирование предложений и словосочетаний.

Со всеми перечисленными основами ребенок должен ознакомиться еще в дошкольном возрасте. Работа по формированию должна проводиться систематически. Огромную роль в данном процессе играют родители.

Методы для формирования грамматической речи

К методам, благодаря которым формируется грамматическая речь, относятся упражнения по словообразованию и их видоизменению, а также пересказ коротких рассказов.

Первые два варианта используют при обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста. Упражнения эффективны при формировании грамматической речи у ребенка 4-6 лет. Однако в современных пособиях предлагаются задания для всех возрастных групп.

Приемы, используемые для формирования грамматической речи

Педагогические приемы, которые используются для формирования грамматической речи, разнообразны. Они определяются содержанием, уровнем необычности материала, речевыми особенностями детей и их возрастом. Основными приемами для обучения грамматическим навыкам можно назвать:

  • пример;
  • объяснение;
  • сопоставление;
  • возобновление.

Благодаря им, можно исключить возникновение возможных ошибок при построении предложений и продемонстрировать ребенку правильные конструкции.

Дидактические игры

В последнее время особую популярность имеют грамматического строя речи. Это эффективное средство для закрепления имеющихся навыков. Нередко при дидактических играх используется мяч. В таком случае взрослый должен передавать его ребенку и называть какой-либо предмет, например "стол". Дошкольнику необходимо назвать этот же предмет, но в уменьшительной форме - "столик" и т. д.

Эффективной также является игра, в которой ребенок должен изобразить на листе бумаги предмет, а затем объяснить, что именно он нарисовал (предмет, количество, размер, цвет).

Подводим итоги

Грамматический строй речи - это связь, которая присутствует между словосочетаниями и предложениями. Именно благодаря ему человек может общаться с другими людьми. Важно следить за правильностью грамматического строя с малых лет. Любые нарушения могут свидетельствовать о возможных отклонениях в развитии ребенка.

При наличии ошибок, которые не связаны с незнанием правил, важно своевременно обратиться к логопеду. Для формирования грамматического строя у дошкольников часто используют дидактические игры. Этот способ является одним из наиболее эффективных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

Учитель-логопед :

Грачева Анна Владимировна

План

  1. Актуальность проблемы формирования грамматического строя речи дошкольников.
  2. Основные понятия о грамматическом строе речи.
  3. Процесс овладения грамматическим строем речи в норме.
  4. Место формирования грамматического строя речи в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГТ.
  5. Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах.
  6. Организация работы по формированию грамматического строя речи в процессе совместной работы взрослого с детьми в разных возрастных группах.
  7. Литература.

Актуальность проблемы формирования грамматического строя речи дошкольников

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.

Практика работы со старшими дошкольниками показывает, что дети нередко допускают речевые ошибки определенного характера. Чаще всего в речи детей встречаются ошибки, связанные с семантикой (значением) слов, когда ребенок либо не понимает значение данного слова, либо его представления неточны (например, «кузнец - это большой кузнечик»). Ребенок может испытывать затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменять слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»).

Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.

При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутые, схематичные, с бедным атрибутивным (прилагательные, наречия, причастия) и предикативным (глаголы) словарем. По этой же причине дети могут затрудняться сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают однословным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом «Почему …?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть сложно-подчиненного предложения.

Некоторые дети могут допускать аграмматизмы при согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («бел ая платок»), образовании притяжательных и относительных прилагательных («лис иный хвост», «виноград овый сок»), могут испытывать затруднения при подборе однокоренных слов к заданному слову, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (вместо «окошечко» - «маленькое окно»), употреблении неизменяемых форм существительных («много пальтов»), родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («не стало воробея», «много окнов») и т.п.

Причины подобных проблем в речи детей могут быть различными. Одной из них может быть отсутствие четкой системы в формировании речевых навыков детей. Другой причиной может стать неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать ребенку образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним как со взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла. Причиной могут быть соматическая или психоневрологическая ослабленность, а также индивидуально-личностные, типологические особенности конкретного ребенка.

Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, стать одной из причин школьной дезадаптации, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

Основные понятия о грамматическом строе речи

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Процесс овладения грамматическим строем речи в норме

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

I период – период предложений, состоящий из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).

II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. – 3 года).

III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

У ребенка с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту оказываются сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Словарь шестилетнего ребенка (по данным А.Н. Леонтьева, а также А.Н. Гвоздева) в норме составляет 3 – 4 тыс. слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». По мнению К.Д. Ушинского, именно чувство языка, или, как его еще называют, языковое чутье, подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

В норме у старшего дошкольника сформированы все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний.

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление, овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей школьной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Место формирования грамматического строя речи в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГТ

Формирование грамматической стороны речи дошкольников входит в содержание раздела образовательной программы «Коммуникация» и является частью задачи по развитию всех компонентов устной речи и практического овладения нормами речи. Грамматический строй речи выделен в образовательной программе в отдельный раздел, начиная с 1 младшей группы (от 2 до 3 лет), где перед педагогами ДОУ поставлены конкретные задачи по формированию у детей грамматического строя речи в соответствии с их возрастными возможностями. При решении различных задач по формированию грамматической стороны речи происходит интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями психолого-педагогической работы с детьми: с образовательной областью «Познание» через расширение кругозора детей, включение элементов речемыслительной деятельности, сенсорное развитие; с образовательной областью «Социализация» через развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; с образовательной областью «Физическая культура» через использование грамматических игр с движениями, упражнений пальчиковой гимнастики; с образовательной областью «Здоровье» через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; с образовательной областью «Чтение художественной литературы» через развитие литературной речи и т.д.

Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах

1 младшая группа (от 2 до 3 лет)

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

2 младшая группа (от 3 до 4 лет)

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для детей пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

При проведении систематической работы с детьми по формированию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи дети к концу пребывания в ДОУ должны значительно пополнить свой номинативный, атрибутивный и предикативный словарь, а также приобрести следующие речевые навыки:

  • произвольно строить высказывания;
  • целенаправленно выбирать языковые средства;
  • анализировать некоторые грамматические явления;
  • научиться способам словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий, например:

Образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с различными продуктивными и менее продуктивными суффиксами,

Названия детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе,

Существительные, обозначающие профессии и лиц, осуществляющих действия,

Дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками,

Образовывать притяжательные прилагательные,

Качественные прилагательные,

Относительные прилагательные,

Образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных,

Превосходную степень прилагательных,

Наречия от качественных прилагательных,

Сравнительную степень наречий и т.д.

  • обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях, например:

Подбирать однокоренные слова,

Слова-антонимы,

Образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

Правильно употреблять наиболее продуктивные предлоги,

Согласовывать числительные с существительным в роде, числе, падеже,

Различные местоимения с существительным в роде, числе, падеже,

Глаголы с существительным в роде, числе,

Местоимения с глаголом в роде, числе,

Прилагательные с существительным в роде, числе и т.д.

  • правильно составлять простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений.

Организация работы по формированию грамматического строя речи в процессе совместной работы взрослого с детьми в разных возрастных группах

Для того, чтобы речь дошкольника соответствовала его возрасту, необходим целый ряд факторов, влияющих на его речевое развитие. Таким фактором, несомненно, является наличие у ребенка врожденного языкового чутья . Однако, чтобы речевое развитие ребенка соответствовало возрастной норме, одного чувства языка недостаточно. К тому же, врожденное языковое чутье у ребенка может быть нарушено или отсутствовать вовсе. Такое возможно, если ребенок воспитывается в смешанном браке, где один из родителей является носителем другого языка и другой языковой культуры.

Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет правильно организованная речевая среда , в которой он находится. И, в первую очередь, это форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи . Педагог ДОУ должен сам владеть грамотной речью и уметь в случае необходимости профессионально и тактично дать рекомендации близким ребенку взрослым, если их форма общения с ребенком не способствует его речевому развитию (излишнее «сюсюканье» или общение, не соответствующее возрастным возможностям ребенка).

При проведении грамматической работы имеет значение и стиль общения педагога с детьми: неуместны ирония или насмешки над грамматическими ошибками, допущенными детьми, надуманные репродуктивные ответы (например, просьба взрослого всем детям повторить правильное высказывание), подчеркнутые исправления ошибок. Более естественным способом коррекции грамматических ошибок является прием, когда взрослый в свою речь включает нормативную форму высказывания, давая тем самым опосредованно образец правильной речи.

Наиболее важным фактором, влияющим на развитие речи дошкольника в целом, и грамматической стороны речи в частности, является целенаправленное педагогическое воздействие .

Под целенаправленным педагогическим воздействием подразумевается наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей, в том числе и грамматического строя речи.

Для определения и реализации задач и направлений в работе по формированию у детей грамматического строя речи, педагогу необходимо:

  • учитывать возрастные возможности детей своей группы;
  • знать программные требования по этому разделу образовательной программы;
  • знать особенности речевого развития каждого ребенка своей группы;
  • владеть методами и приемами обучения детей грамматически правильной речи;
  • иметь соответствующие методические и игровые пособия для занятий с детьми.

В начале учебного года педагог должен провести мониторинг - обследовать развитие речи каждого ребенка, особенно при поступлении в группу детей, находящихся до этого на домашнем обучении, выявить уровень развития у них речевых навыков и способностей, определить круг речевых проблем, выбрать наиболее эффективные формы работы для устранения этих проблем.

Для детей, имеющих высокий уровень речевого развития, для дальнейшего совершенствования грамматической стороны речи эффективными формами работы будут являться фронтальные занятия по развитию речи и использование речевой среды группы. Для них вполне достаточными будут те приемы, игры и игровые упражнения, которые педагог использует на занятиях со всеми детьми.

Для детей, имеющих средний или низкий уровень развития речи, имеющих различные речевые проблемы и пробелы, полезно будет проводить специально организованные подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. В микрогруппы (от 2 до 5 детей) следует объединять детей, имеющих сходные проблемы речевого развития, при этом микрогруппы могут быть подвижными, количество и состав детей в них могут меняться в течение года по усмотрению педагога.

Большая роль в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм , которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скоррегировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

Использование разнообразных дидактических игр и упражнений помогает достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.

При использовании грамматических игр педагогу необходимо придерживаться некоторых общедидактических принципов , таких как:

  • возрастной подход – учет возрастных возможностей детей. Например, в младшем дошкольном возрасте при отработке предлогов не следует включать в игры сложные предлоги, еще недоступные детям по возрасту. Также обучение детей младшего дошкольного возраста через настольные дидактические игры рекомендуется организовывать в индивидуальной форме.
  • развивающий характер обучения – распределение грамматических игровых упражнений от более простых к более сложным. Например, переход от обязательной в младшем возрасте опоры на наглядность к устным речевым формам в старшем дошкольном возрасте.
  • комплексное решение различных речевых задач - соответствие конкретных дидактических задач общим речевым задачам, реализуемым в соответствии с образовательной программой.
  • концентричность - наряду с обязательным присутствием уже знакомого материала введение каких-то новых элементов или задач.
  • систематичность - систематическое включение в занятия по развитию речи грамматических упражнений.

Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий :

  • многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):
  • многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);
  • гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;
  • взаимосвязь в работе воспитателей и родителей .

В педагогике существуют два принципиально различных подхода к использованию речевых игр с грамматическим содержанием:

I – соответствие игры определенной лексической теме;

II – соответствие игры определенной грамматической категории.

В первом случае содержание игры отражает лексическую тему, по которой педагог планирует речевые занятия, например «Посуда», «Мебель», «Домашние животные» и т.д. При этом какая-либо грамматическая категория отрабатывается на лексическом материале данной темы. Например, через игру «Один – много» дети учатся образовывать категорию множественного числа существительных по теме «Посуда» (чашка - чашки, ложка - ложки, кастрюля - кастрюли…) или по теме «Домашние животные» (кошка - кошки, собака - собаки, корова - коровы…). Повторение аналогичных игр с разным речевым материалом активизирует интерес детей, способствует лучшему усвоению каких-то понятий или категорий, закреплению их в речи детей. При этом грамматические игры одновременно будут способствовать закреплению лексического материала по определенной теме.

Во втором случае содержание игры отражает грамматическую категорию вне зависимости от лексической темы. В подобном случае игра, например, «Один – много» может включать слова из различных тем.

Педагог вправе сам выбирать любой из двух подходов к дидактическим играм в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. В практике, если образовательная программа предусматривает тематическое планирование занятий, педагогу удобнее на фронтальных занятиях использовать грамматические игры, связанные лексическим материалом с планируемой темой. Вне занятий, если надо отработать конкретную грамматическую категорию, а также в конце учебного года для закрепления полученных навыков, можно использовать дидактические игры с разнообразным лексическим материалом.

Педагог по своему усмотрению может выбрать те игры, которые соответствуют уровню развития речи детей группы, а также определить форму проведения конкретной игры и ее место в педагогическом процессе .

Место грамматических игр в педагогическом процессе:

  • планируются и проводятся как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование нескольких дидактических игр);
  • как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений, действий ;
  • вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке;
  • могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях;
  • могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольной дидактических игр, схем и т.д.

Различные формы проведения грамматических игр:

Грамматические игры и упражнения могут проводиться в различных формах:

  • В зависимости от формы организации детей педагогом:
  • фронтально
  • подгруппами
  • индивидуально

В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей.

  • В зависимости от использования в процессе игры наглядности:
  • устная форма без опоры на наглядность;
  • с опорой на наглядность (предметные, ситуативные, сюжетные картинки; полиграфические и рукотворные настольные игры; опорные графические схемы, модели);
  • с использованием игрушек, макетов, тренажеров и т.п.

Для детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе работы особенно актуальной является опора на наглядность. Грамматические игры и упражнения сначала следует предлагать с наглядным сопровождением и только потом – в устном варианте. Таким образом эффект проводимой грамматической работы значительно усиливается.

В старшем дошкольном возрасте наглядность используется по мере необходимости, а также в зависимости от количества играющих. В индивидуальных и подгрупповых формах грамматической работы с детьми, а также в работе с подвижными микрогруппами можно использовать настольные дидактические игры с грамматическим содержанием. Существует ряд полиграфических настольных игр («Противоположности», «Большие и маленькие», «Четвертый – лишний» и другие). Можно подобрать соответствующий наглядный материал и оформить рукотворные вариативные настольные дидактические игры с грамматическим содержанием. Например, используя один и тот же наглядный материал, с детьми можно проводить такие игры как «Чего нет?» (форма им. существительного в родительном падеже ед. числа), «Что без чего?» (форма существительного в родительном падеже ед. числа с предлогом «без»), «Что забыл нарисовать художник?» (форма им. существительного в винительном падеже единственного числа) и т.п.

  • В зависимости от использования в процессе игры различной атрибутики, двигательной активности, речемыслительной деятельности:
  • в кругу с ловлей и бросанием мяча;
  • в виде соревнования между двумя детьми, детьми всей группы, двух команд;
  • в виде викторин;
  • с использованием фантов за правильный ответ;
  • с использованием элементов театральных костюмов (масок, шапочек).

В грамматической работе с детьми педагогом могут использоваться общеизвестные грамматические игры типа «Один – много», «Чего нет?», «Что без чего?», «Много чего?» и другие, разработанные В. И. Селиверстовым, А. К. Бондаренко, оригинальные игры таких авторов как Т. А. Ткаченко, Е. А. Пожиленко, А. В. Арушанова, И. С. Лопухина и других.

Некоторые виды дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи для совместной работы взрослого с детьми в разных возрастных группах

Младший и средний дошкольный возраст

  • «Один – много» (образование множественного числа существительных): мяч – мячи, кукла – куклы…
  • «Назови семейку» (употребление названия животных и их детенышей в ед. и мн. числе): кошка – котенок – котята, утка – утенок – утята…
  • «Кого вижу?», «Кого зовут мамы?» (употребления названий животных и их детенышей в винительном падеже): кошек, собак, коров; котят, лисят, утят…
  • «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мяч – мячик, кукла – куколка…
  • «Мой – моя – моё – мои», «Наш – наша – наше – наши» (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе): мой мяч, моя кукла, мое платье, мои игрушки…
  • «Кто что делает?» (согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе): Я иду. Мы идем. Он идет. Она идет. Они идут…
  • «Что делаем? Что сделали?» (употребление глаголов совершенного и несовершенного вида): лепим – слепили, рисуем – нарисовали…
  • «Что будем делать?» (употребление глаголов в будущем времени).
  • (упражнение в использовании простых предлогов в, на, у, за, под, около ).
  • «Чего много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже): игрушек, вилок, тарелок, туфель…
  • «Какой – какая – какое - какие?» (согласование качественных прилагательных с существительными в роде, числе): синяя чашка, синий платок, синее ведро, синие ленты; теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки…
  • «Скажи наоборот» (подбор прилагательных с противоположным значением): чистый – грязный, веселый – грустный; высокий – низкий…

Старший дошкольный возраст

  • «Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…
  • «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…
  • «Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…
  • «Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…
  • «Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…
  • «Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…
  • «Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…
  • «Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…
  • «Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…
  • «Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…
  • «Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…
  • «Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).
  • «Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…
  • «Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…
  • «Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…
  • «Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…
  • «Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…
  • «Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

В систему развития у детей грамматической стороны речи входит и работа над формированием различных видов и типов предложений . В грамматической работе над предложениями можно использовать различные упражнения: составление предложений по опорным словам и графическим схемам, распространение предложений с помощью вопросов, работа с деформированным предложением, текстом, составление сложных предложений из двух простых с помощью союзов «а», «потому что», «так что», «если», «если бы» и др. С этой целью педагог может проводить с детьми дидактические игры типа «Размытое письмо», «Помоги Незнайке», «Живые слова», «Перепутаница», «Предложение рассыпалось», «Закончи предложение», «Что сначала, что потом», «Подробности», «Почемучкины вопросы», «Что будет, если…», «Если бы…» и др.

Так как структура предложений в речи детей усложняется в связи с расширением сфер и форм общения, особенно большой вклад в этот процесс вносят сюжетно-ролевые игры и игры-драмматизации на основе литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок тем, что они являются источником для подражания и заимствования речевых оборотов высокохудожественных текстов и вместе с тем предполагают импровизацию, творчество.

Косвенное влияние на формирование грамматического строя оказывают регулярно проводимые с детьми «пальчиковые» игры, игры с камешками, бусами, мозаикой, поскольку упражнения мелкой моторики руки активизируют также речевые зоны головного мозга (М. М. Кольцова). Упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением можно проводить с самого раннего возраста детей.

Большое значение для успешного развития речи детей будет иметь правильно организованная речевая среда группы , учитывающая речевые интересы и возможности как детей с высоким уровнем речевого развития (это соответствующая познавательная и художественная литература, атласы, справочники, словесно-логические игры и т.п.), так и помогающая детям с речевыми проблемами самостоятельно или под руководством взрослого преодолеть эти трудности с помощью различных дидактических игр и материалов, имеющихся в группе (это различные игры по развитию связной речи, словесно-логического мышления, лексико-грамматических категорий и т.п.).

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, включение логопедических приемов работы, использование многообразных дидактических игр и игровых упражнений помогают достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.

При этом грамматическая работа с детьми-дошкольниками осуществляется не как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм, а как создание условий для полноценного освоения грамматического строя языка.

Педагогическое руководство формированием грамматического строя речи дошкольников предполагает такое взаимодействие взрослого и ребенка, при котором ребенок явлется подлинным субъектом деятельности, самостоятельно активно действующим и осваивающим человеческие взаимоотношения, окружающий предметный мир и язык как средство познания. При этом важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращается к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество маленького собеседника, партнера по общению.

Литература

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
  3. Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  4. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи самых маленьких. – М.: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.
  5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 1999.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  7. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2002. – 96.
  8. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмэн-пресс, 2011.
  9. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Воентехиздат, 1999. – 181 с.
  10. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Техинпресс, 1998. – 121 с.
  11. Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.Селиверстова. – М: Просвещ., 1981.
  12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  13. Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
  14. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.
  15. Крупечук О.И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. – СПб.: Литера, 2008.
  16. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с.
  17. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 4 – 6 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
  18. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 6 – 8 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2005.
  19. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – СПб.: АСТ, 2007.
  20. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – Спб.: Кристалл, 1997.
  21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
  22. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2003. – 240 с.
  23. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 112 с.
  24. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997. – 112 с.
  25. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с.
  26. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Нар. асвета, 1976. –128 с.
  27. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
  28. Цвынтарный В.В. Играем Пальчиками - развиваем речь. - Спб.: Лань, 2002.
  29. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. - Спб.: Лань, 1999.
  30. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. - Спб.: Лань, 2002.
  31. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  32. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М.: Просвещ., 1998.

Организация работы по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:

Предупреждение

появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;

Исправление ошибок, существующих в речи детей;

Совершенствование синтаксической стороны речи;

Развивать чуткость и интерес к форме своей речи;

Способствовать грамматически правильной речи окружающих ребенка взрослых.

На каждом возрастном этапе решаются основные задачи работы по формированию тех или иных грамматических форм. В работе с детьми младшего и среднего возраста главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. В старших группах, помимо этого идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключение морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастия (30,31,32).

Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми. Ими являются:

обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;

расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (Эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);

развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр (28,35).

Как показали исследования А. Г. Тамбовцевой–Арушановой, при организации обучения следует учитывать следующие моменты:

разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по-разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона. В младшем возрасте дети главным образом овладевают системой словоизменения; на пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году – элементарному анализу структуры предложения; на седьмом году – осознанию грамматических связей между производными словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.

в процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях (4,5,6).

Методы формирования морфологической стороны речи. Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на занятиях. Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него. Игры и упражнения занимают 5-10 минут, т.е. составляют лишь часть занятия (1,10,27).

На любом занятии необходимо исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка. На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребёнок начинает осознавать, как надо говорить, стремится сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей. Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфологию, словообразование - ребёнок усваивает по-разному, и на каждом возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Например, системой словоизменения - правилами склонения и спряжения, многообразие грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте(28).

Заниматься грамматикой следует, не принуждено, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5 - 10 минут, таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи (8).

Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов (1.10,29,41).

Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей. Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца; занятия по различным частям речи чередуются (10,36).

В процессе формирования грамматического строя речи используется различные методы. Рассмотрим их.

Рассматривание картинок . Закреплению правильных форм существительных среднего рода (у детей младшего возраста) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы. Родовую принадлежность существительного ярче выявляет согласованное с ним прилагательное, поэтому воспитатель предлагает в качестве образца предложения из двух слов, в которых существительное согласовывается с прилагательным (14).

Игровые упражнения с куклами . Для закрепления формы множественного числа глагола хотеть в младших и средней группах можно проводить игровые упражнения с куклами: используя образец вопроса воспитателя, ребёнок обращается гостям-куклам: «Вы хотите сесть на стулья?» и т. д. (15).

Словесные упражнения. В старших группах значительное место занимает словесные упражнения. Для закрепления умения определять род имен существительных полезны словесные упражнения типа «Назови какой». Более сложными являются упражнения на подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Для этих упражнений целесообразней использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание (Например, большой, голубой, меховой) или притяжательные местоимения (Например, мой, твой), так как в этом случае лучше слышится окончание. Например, педагог, обращаясь к детям говорит: «Голубой бант». Затем спрашивает: «О чем еще можно сказать голубой?» (интонационно подчеркивает окончание прилагательного). Далее он предлагает вспомнить: «О чем можно сказать голубое, голубая?» и т. д. В дальнейшем дети могут подбирать к существительному сразу несколько определений (например, чистое голубое небо) (17).

Подсказывающие вопросы-загадки. Задавая вопросы, педагог слегка подчеркивает (интонации) окончание прилагательных: «голубое, кружевное, нарядное - это платье или кофта?».

Руководствуясь образцами, предлагаемыми в педагогической литературе, воспитатель с помощью методиста может придумывать свои словесные упражнения с разнообразными частями речи. Например, с помощью упражнения типа «закончи упражнения» можно тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных, в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, в употреблении глагольных форм (9).

Дидактические игры. Во всех группах проводиться дидактические игры, в том числе сюжетно-дидактические, с участием ведущего игрового персонажа. В игре «Теремок», например, двери домика не открываются, если не правильно сказать, кто пришел. С этой целью в играх предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове. Например, в игре «Магазин» выставляются парами предметы и игрушки (большое зелёное ведерко и малое голубое и т. д.), и продавец не поймёт, чего хочет покупатель, если тот не расскажет о вещи подробно. В подобных играх и упражнениях ребёнок приобретает грамматические знания и умение как бы помимо сознания. Вместе с тем уже пятилетние дети способны осознавать отдельные конкретные грамматические правила и нормы разговорной речи (9,11,26,37).

Важную роль играют приёмы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильности словоформы, словосочетания. Рассмотрим их.

Образец речи педагога. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произноситься затрудняющая детей часть слова.

Указание. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложений его запомнить, поучиться правильно, говорить.

Мотивировка учебного задания. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говориться одинаково. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».

Сравнение. В работе над правильной речью находит место такой прием, как сравнение (сопоставляются окончание прилагательных разных родов и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Сопряженная и отраженная речь. Эти приемы употребляют, если ребенок «не слышит» правильной формы слова (например, скакать - скачу, чулки - чулок и т.д.) (2,10,25,39).

Методы формирования синтаксической стороны речи. Последовательность становления грамматической стороны речи обусловлена строением языка, а так же традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности. Работа по грамматики в детском саду должна строиться так, чтобы предоставить каждому ребёнку возможность решать посильные речевые задачи. На первых этапах усвоение грамматических средств и способов языка перед ребенком, прежде всего, ставят задачу понимать смысл сказанного. Следующая задача - Использовать то или иное грамматическое средство собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более трудная задача - оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать (1.9,38).

Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки и предметы. Так, например, разнообразные упражнения с рассмотрением картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформулированы вопросы. Необходимо добиваться, чтобы дети давали полные ответы на вопросы. Проводя такие упражнения в младших группах, воспитатель может применить прием отраженной речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры (5).

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказывание. Рассматривая произведение живописи, участвуя в беседе о прочитанном ребенок общается к взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?»), побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения (18,41,42).

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, можно выделить следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений:

контроль над правильным построением предложения;

з акрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами (особенно следует обращать внимание на использование определений и обстоятельств);

воспитание умение выражать одну и ту же мысль в разных формах(4,29,28).

Упражнение проводится в старших группах. Для обучения детей распространение простых предложений и по строению сложных служат упражнения типа «Один начинает - другой продолжает». В качестве обучающих приемах воспитатель использует образец правильно построенного предложения и различные указания (7,14,16).

Составление предложений по образцу и самостоятельно. Упражнять детей следует в употреблении таких синтетических конструкций, которых как отмечают психологи, не достаточно распространены в речи дошкольников, например однородных определений. Упражнение на подбор однородных определений на первых занятиях можно проводить с наглядным материалом. Перед детьми последовательно ставят ряд предметов, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими определениями. Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения (8,29,47).

Кроме составления предложений по образцу, следует практиковать самостоятельно придумывание детьми предложений. Помимо предложений с простыми легкими словами, можно предлагать детям составлять предложения с трудными для них в морфологическом плане словами(47).

Ответы на вопросы. Для формирования грамматического строя речи применяются и такое упражнение, как построение предложений путем полных ответов на вопросы, требующие подборов новых слов или предложений (например, Почему мы сегодня не ходили гулять?). Воспитатель должен следить, чтобы дети употребляли слова в правильном порядке (например, Мы не ходили гулять, потому, что шёл дождь) (14,19,22).

Иногда педагоги допускают ошибку, требуя от старших детей полных ответов на любом речевом занятии

Таким образом, основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. При формировании грамматического строя речи ребёнка следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной Процесс обучения следует организовать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом. В процессе формирования грамматического строя речи необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения.

Задачи по формированию грамматической правильности речи можно рассматривать в трех направлениях:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования

Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.

В морфологии.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа; слив, апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го. 2-го. 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло). Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди. беги. идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы. читал бы).

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр -- добрее, тихий -- тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить -- учитель), префиксальный (писать -- переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег -- снежинка, снежный, снеговик, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал -- поехал -- выехал).

В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов -- простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами уметь интонационно оформлять предложение.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности.

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.

Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:

  • 1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал»);
  • 2) неверное использование форм в ед. и мн. числа («красивый шары», «красными ягоды», «машины едет»);
  • 3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки»);
  • 4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево»);

Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. Но при изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз. Однако личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи .

Во второй младшей группе необходимо регулярно организовывать специальные игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи.

Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его .

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей, и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей.

Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала.

Педагог подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы - нет полов, столы - нет столов, но стул - нет стульев, нет деревьев).

В средней группе проводят игровые упражнения. Например, в процессе игры «загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова - о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?)». Подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому педагог должен доброжелательно относиться к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи.

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. Этому способствуют вопросы проблемного характера: «Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает? » и др. .

В старшей группе на занятиях помимо обучения словоизменению для развития грамматического строя используют пересказ и рассказывание. В ситуации письменной речи ребенок не просто говорит - он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, внести в него исправления.

В этом возрасте у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы.

Все эти задачи и приемы должны использоваться в массовых группах как часть занятия дважды в месяц.

Каждое лексико-грамматическое занятие должно строиться по плану:

  • - организационный момент;
  • - объяснение нового материала;
  • - закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;
  • - физкульт минутка, связанная с темой занятия;
  • - закрепление полученных знаний на индивидуальном материале.

Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок, фишек, схем и др.) позволяет обеспечить:

  • - высокую активность детей;
  • - полный контроль за усвоением знаний и навыков;
  • - более экономное использование учебного времени.

Кроме того, правильный подбор наглядного материала способствует повышению эмоционального тонуса детей, а значит и росту эффективности обучения.

Для эффективного усвоения учебного материала педагогу в ходе каждого занятия целесообразно делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, т. е. выделять голосом предлог, окончания и т. д.

Также необходимо, чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению грамматического строя речи даже самого «легкого» ребенка. С этой целью необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие словесно-логического мышления (в рамках темы). А речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала .

Все занятия должны проводиться в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.