Инновационные технологии интеллектуального развития дошкольников. Методы интеллектуального развития. Награды и грамоты ОТИ

Использование инновационных технологий

в интеллектуальном развитии детей-дошкольников

КГКП №21 «Кішкентай данышпандар»ресурстық орталық

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников:

Основные

    Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова

    Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов

    Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер

    Технология проектного обучения. - Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М.

    Технология исследовательского метода обучения. Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин.

Вспомогательные

    Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

    Проблемное обучение. А.М. Матюшкин, Булгаков В.И.

    Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества».

    Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко).

    Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер.

    Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг.

Частно-предметные

    Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон,

    Блоки Дьенеша.

    Круги Эйлера.

    Развивающие игры В. Воскобовича.

    Таксономия Блума.

    Технология развивающих игр Б.П. Никитина.

    Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П.Зайцева.

Основные технологии

Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова , применяется во всех группах нашего сада.

В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал. Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.

Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов. Дети успешно осваивают схемные алгоритмы, легко читают их, с их помощью учатся составлять рассказы, сказки, заполняют классификационные таблицы, кодируют основные моменты содержания информации для дальнейшего воспроизведения. Применяется со 2 младшей группы во всех разделах образовательных областей.

Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер. Почти во всей организованной учебной деятельности, начиная со 2 младшей группы, применяется технология моделированного обучения. Проект «Обучение структурированию информации» помогает педагогам решать эту задачу в системе. К примеру - опора на символическую структуру страны и города поможет увидеть и понять разницу между этими понятиями.

Технология проектного обучения. Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М. Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В течении года реализуются: проект исследовательской деятельности, проект экономического образования, проект «Речевой ручеек», проект «Формула успеха», «Экологический марафон», «Быть здоровым». Все проектные мероприятия проводятся с детьми в игровой форме.

Исследовательский метод обучения Д. Т. Левитеса. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов). Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе и самостоятельной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями. Применяется со 2 младшей группы.

Вспомогательные технологии

Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Направлена на интеллектуальное «умственное развитие» ребенка, формирование его способностей, развитие творческих качеств личности. Развитие различных видов мыслительной деятельности, психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности). Игры-викторины: «Что? Где? Когда?», на тему «Путешествие по Казахстану», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое», КВН «Люби и знай свой город» Творческое рисование: «Куда плывет кораблик», «Оформление книги сказок и историй о Казахстане, Экибастузе», «О чем думает уголь…». Создание коллажей, витражей, разгадывание кроссвордов и ребусов об Экибастузе (придумывание своих). Применяется со 2 младшей группы.

Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества». Нравится и детям и педагогам коллективный способ обучения, где дети имеют возможность на доступном им языке объяснить друг другу материал. КСО формирует коллективное мышление у детей и у нас это получается. Например, дошкольники легко доказывали друг другу, почему одни предметы легче других, пытаясь объяснить противоречия различными способами действия, в конце обсуждая индивидуальные и, коллективные позиции. Применяется в предшкольных группах.

Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко) . Работу в парах воспитатели в нашем детском саду организовывают как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде занятия.При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли педагога), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Применяется со средней группы.

Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер. В практике работы с детьми педагоги ясли-сада часто используют прием составления синквейна. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, педагог отбирает ту информацию, которая соответствует познавательным запросам детей, чтобы приобрести новые знания осознанно.Кластер – графическое изображение, составленное в результате групповой работы. Эта работа позволяет каждому ребенку свободно и открыто осмыслить проблематику ОУД, стимулирует мыслительную деятельность. Используется в предшкольных группах.

Проблемные ситуации в мышлении и обучении. А.М.Матюшкин. Постановка проблемы помогает каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают из факторов выводы, обобщения.При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т.к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом. Используется в предшкольных группах.

Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг. Позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

    В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и картотека игр ТРИЗ.

    Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

    Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая большое количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Применяется со средней группы.

Частно-предметные технологии

Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон. Основное внимание уделяется занятиям, направленным на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. В ходе занятий дети постепенно переходят от предметного моделирования объекта - собственно конструирования - к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т.е. наглядному моделированию и обобщенному пониманию математических отношений. В результате дети: моделируют отношения с помощью диаграмм Эйлера-Венна, решают конструкторские задания комбинаторного типа; решают конструкторские задачи, связанные с отработкой функциональных качеств объектов (устойчивость, скрытые детали постройки, пустоты). Используется в предшкольных группах.

Блоки Дьенеша. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Круги Эйлера. Круги Эйлера используются в детском саду в предшкольных группах, как в организованной учебной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Используется в предшкольных группах.

Развивающие игры В. Воскобовича. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

    «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

    Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

    В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

Используется со средней группы.

Таксономия Блума. Каждый уровень таксономии Блума направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания.

Педагогами используется «Ромашка» вопросов , основанная на таксономии Блума.

Детям нравится формировать вопросы по любой теме, записывая их на лепестки ромашки. Используется в предшкольных группах.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина . Технология развивающих игр состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Используется со 2 младшей группы.

Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П. Зайцева. В работе с детьми используется замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты. Мы убедились на практике, что эта методика доступна для педагогов и очень интересна дошкольникам. Они с большим удовольствием и интересом стали обучаться чтению и счету. Нам близка методика Зайцева еще потому, что она сохраняет здоровье: не нарушаются зрение, осанка, сохраняется двигательная активность в течение всего дня. Используется в предшкольных группах.

Преимущества педагогических технологий:

    в условиях системы организованной учебной деятельности технологии легко вписываются в учебный процесс;

    позволяют достигать поставленные программами воспитания и обучения цели по конкретной образовательной области и учебному разделу;

    обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;

    обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

    обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу;

    это особое внимание к индивидуальности человека, его личности; это чёткая организация на развитие творческой деятельности.

Формы работы:

    вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие гении»;

    вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие исследователи»;

    интеллектуальные марафоны в группе, в параллели;

    интеллектуальные игры, ринги, викторины;

    конференции по защите исследовательских проектов;

    кружки по интересам;

    творческие конкурсы;

    клуб «Магистр»; для детей с интеллектуальной одаренностью;

    клуб «Знак вопроса» для детей групп предшкольной подготовки;

    математические олимпиады.

Проектная деятельность

Годовые проекты

    Проект «Речевой ручеек». Содержание, формы, вся система проекта «Речевой ручеек» построены на включении детей в различные коммуникативные формы общения и направлены на формирование навыков коммуникативного поведения. Детей вовлекают в нетрадиционные для них формы общения (освоение роли диктора, журналиста, изменение статуса: ребенок – педагог), что дает хорошие результаты в группах

    Проект «Экологический марафон». Проект предполагает совместное участие детей и родителей. Мероприятия его вовлекают детей в активную деятельность: экологические листовки, призывы, выставки, организация птичьих столовых, изготовление экологических знаков

    Проект «Исследовательская деятельность», на основе внедрения инновационной практики педагогики, в частности технологии дифференцированного обучения, применение технологии формирования алгоритмического мышления, технологии ТРИЗ, проектного обучения, технологии проблемного обучения и критического мышления (Джуди А. Браус и Дэвид Вуд)

    Проект «Путешествие в мир». Использование возможностей работать в паре, сотрудничестве в малых группах при решении разнообразных проблем, моделирование определенных коммуникативных умений, создание возможности целенаправленного общения со сверстниками формирует умения коллективного мышления.

    Проект «Принцип Домино». Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс на основе алгоритмов, применения им на практике этих знаний.

    Проект «Формула успеха», формы, содержание которого направлены на выявление у детей творческих способностей и их развитие. Содержание входит в сетку регулярных, расписанных по дням недели мероприятий.

    Образовательный проект «Быть здоровым»

Тренинги по обучению структурированию информации

Результаты, к которым мы стремимся:

Активность мышления, формирование мыслительных умений:

Информационные:

    Умение кодировать, структурировать, моделировать информацию, читать схемы.

    Умение решать задачи с недостающими данными.

Логические

    Умение классифицировать по разным признакам.

    Устанавливать логические закономерности.

    Отличать существенные признаки от несущественных.

    Формировать формы мышления – суждение, умозаключение.

Исследовательские

    Навыки исследовательских умений.

Самостоятельное исследование по схеме-алгоритму

    Давать развернутые определения понятиям.

    Видение, формулировка проблемы, выдвижение, проверка гипотез

Системная работа по оптимизации интеллектуальных способностей дошкольников позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности. За последние 3 учебных года сравнительный анализ результатов диагностической методики («Готовность к школьному обучению» - «Прогрессивные матрицы Д. Равена», «Адаптированный вариант теста Векслера») показывает, что увеличивается количество детей с одаренностью - 15%, с высоким уровнем интеллекта – 46%, с возрастной нормой – 49%, дети с низким уровнем – отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств.

Приоритетное направление работы Ломоносовского холдинга - развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью уникальной авторской разработки - Образовательной технологии «ИнтеллекТ»(ОТИ) – научной системы педагогических методов повышения эффективности учебной деятельности за счет:

  • увеличения интереса к учебе;
  • снижения утомляемости;
  • развития интеллектуальных способностей школьников.

ОТИ была разработана задолго до внедрения в России образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), приоритетом которых стало интеллектуальное развитие учащихся, и предвосхитила необходимость именно такого подхода к образовательному процессу. Учителям интересно и легко применять «ИнтеллекТ» на уроках, ведь технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами.

Технология признана здоровьесберегающей – по оценке НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков. При этом она позволяет школьникам усваивать на 25% больше информации.

Что такое «ИнтеллекТ»? Это система упражнений, развивающих память, внимание, мышление, воображение и формирующих предметные понятия (тезаурус) на основе различных учебных предметов 1-8 классов: русского и иностранного языков, математики, естествознания, истории, географии, физики, химии.

Над внедрением ОТИ работает научно-методическая лаборатория Ломоносовской школы. Педагогами и технологами разработано и издано более 300 пособий с развивающими заданиями.

25-летний опыт Ломоносовской школы доказал, что ее ученики легче изучают школьные предметы, демонстрируют более качественные знания и навыки, успешнее сдают ЕГЭ и становятся студентами лучших вузов страны и мира.

«ИнтеллекТ» используется в школах России, Латвии, Украины, Белоруссии, Азербайджана. Наиболее эффективно ОТИ действует там, где она внедрена целостно и применяется на уроках всех базовых предметов.

Учителя ведут диагностическую карту, в которой отражена динамика роста каждого интеллектуального качества учащегося. По ней можно судить об успешности интеллектуального развития ребенка по конкретной учебной дисциплине и планировать индивидуально ориентированное обучение.

На основе ОТИ Ломоносовская школа создала и проводит Международную олимпиаду «ИнтеллекТ», концепция которой – дать возможность показать свой интеллектуальный уровень и почувствовать себя успешными не только отличникам, но и ребятам, которые учатся не так блестяще, но при этом имеют потенциал для развития.

Награды и грамоты ОТИ:

  • Международная премия «Профессия - жизнь» в номинации «Здоровьесберегающие технологии».
  • Грамота Администрации Президента РФ.
  • Почетная грамота Совета Федерации РФ.
  • Грамота Министерства образования РФ.
  • Грамота Департамента образования Москвы.
  • Автору Образовательной технологии «ИнтеллекТ» М.А. Зиганову вручены именные часы от Президента РФ В.В. Путина.

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: 1. способности познавать; 2. обучаться; 3. мыслить логически, систематизировать информацию 4. находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике; многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации; сознание; память.

Вербальный интеллект Включает в себя чтение, письмо, устную речь и общение. Он развивается с помощью изучения нового языка, чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий в интернете и т. д.

Логический интеллект Включает в себя вычислительные навыки, сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики и т. д. Для его развития необходимо решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки. Как стандартные, так и нестандартные.

Пространственный интеллект Включает в себя визуальное восприятие окружающей среды, способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Развивается через рисунок, живопись, скульптуру, тренировку навыков наблюдения, решение лабиринтов и другие пространственные задачи и упражнения, использующие воображение.

Физический интеллект Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, танцев, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.

Музыкальный интеллект Включает в себя понимание музыки и выражение себя с ее помощью, а также ритмику, танец, сочинительство, исполнительство и т. д. Можно развить, слушая разнообразную музыку, обучаясь игре на музыкальных инструментах, занимаясь пением или танцами.

Социальный интеллект Включает в себя способность правильно понимать поведение людей, умение быстро адаптироваться в обществе и навыки построения отношений. Мы можем развивать его на основе совместных игр, групповых проектов и обсуждения, а также драматической деятельности или ролевых игр.

Эмоциональный интеллект Включает в себя понимание эмоций и мыслей, а также способность их контролировать. Чтобы развить его, необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль общения, предпочтения и т. д.

Духовный интеллект Включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели и искать смысл жизни. Развивается путем размышлений, медитации или молитвы.

Творческий интеллект Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, рисование, танец, пение, кулинария, садоводство и т. д.

Существует масса видов деятельности, которые помогают развивать несколько типов интеллекта одновременно. Например, танец развивает социальный, музыкальный, пространственный и физический интеллект, а изучение языков – вербальный, социальный и творческий интеллект. Постоянно работая над собой, вы сможете:

четко и ясно излагать свои мысли; грамотно составлять тексты; легко и уверенно вести дискуссии; иметь отличную память; замечать то, чего не замечают другие; находить решения для проблем, в какой бы сфере вы с ними не столкнулись; легко распознавать обман и попытки манипулировать вами;

опережать конкурентов; безошибочно отличать блестящие идеи от бесперспективных; быстро обучаться новым навыкам; добиваться хороших результатов, прилагая минимум усилия; чувствовать других людей; контролировать ваши эмоции и многое другое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад №12 «Росинка»

Семинар-практикум

«Игры нового поколения

В интеллектуальном развитии дошкольника»

Подготовила и провела:

Казанцевой М.А.

ноябрь, 2016

Семинар-практикум

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Цель семинара:

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии

Применение игровых развивающих технологий (палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса) в учебно- образовательном процессе в группах дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

Обучение педагогов методам применения развивающих игр (ИКТ, лист Мёбиуса).

План

1. Вступительное слово «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».

2. Презентация «Инновационные технологии: палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса развития интеллекта дошкольников».

3. Практическая часть: ИКТ, лист Мёбиуса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема нашей встречи: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».

Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.

П. Я. Гальперин

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Игра имеет особое значение в жизни ребенка.Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни.В игровой деятельности всегда присутствует воображение,а игра и воображение взаимосвязаны.

И сегодня мы уделим внимание развивающей игре " Удивительный лист Мёбиуса".

«Игра- это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский.

«Путешествие по развивающим играм»

Ход:

«Дерево ожидания»

Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру. Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

"Вхождение в игру"

Цель: интеллектуальная разминка.

Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности.

Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)

Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)

Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)

Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).

Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)

Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)

Без какой буквы не существует воздушное пирожное?(безе- без «е»)

Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).

Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)

Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)

Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?(радиус).

Теоретическая часть

Презентация

Практическая часть

1. «Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

На столе лежат следующие предметы и игрушки:

Шляпа

Кошка и мышка

Дом

Ежик и гриб

После презентаций игр обобщение.

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов, дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику рук.

В игре ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв - он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности - рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

2. Мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса"

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Введённый федеральный государственный стандарт определённо изменил роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя . Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Немного истории

Лист Мёбиуса - топологический объект, односторонняя простейшая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса была обнаружена независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858г. Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности, т. к. находясь на поверхности ленты Мёбиуса, можно было бы идти по ней вечно. Сейчас мы это и попробуем.

Опыт № 1.

Возьмем полоску бумаги, перекрутим ее один раз и склеим концы. Это и будет лист Мебиуса. Легко убедиться, что у него одна сторона.

Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и разрежем склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто : из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?

Вывод : получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.

Опыт № 2.

Если разрезать ленту, отпуская от края приблизительно на треть её ширины;

Вывод : то получаются две ленты, одна- короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.

Опыт № 3.

Разрезаем лист Мебиуса на одну четвертую от края.

Вывод : получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой.

Опыт № 4.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами посередине по линии, параллельной краю.

Вывод : получили два кольца с двумя перекрутами, сцепленные друг с другом.

Опыт № 5.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами на одну треть от края.

Вывод : получили один лист Мебиуса и два кольца с двумя перекрутами.

Опыт №6.

Возьмем полоску, перегнутую по длине один раз. Перекрутим ее на полный оборот и склеим концы, накладывая «домиком» один конец на другой. !Теперь разрежем двойной слой склеенной ленты по ее средней линии!

Вывод : получатся три кольца, сцепленные попарно.

3. «Дерево ожидания»

(рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Самоанализ

семинара-практикума для педагогов

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Важные секреты педагогического мастерства».

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Петровский В.А., Сухомлинский В.А и др.).

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлением жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений.

Не все родители понимают самоценности своей семьи и особенности восприятия ее как социального и воспитательного института. Все это наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию.

Сотрудничество воспитателей и родителей, создает благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, интеллекта, приобщение к культуре общения.

Поэтому дошкольное учреждение уделяют этой проблеме большое значение, и ищут новые формы взаимодействия взрослых и детей.

Образ мира ребёнка не совпадает с нашим миром - миром взрослых.

Мир детства светлый и беззаботный. В нём дети много играют, а в игре они развиваются. Истинное воспитание ребёнок получает в семье! А детский сад для детей – это большая игрушка. Как нужно прожить день в детском саду? … Весело, интересно для себя и для других.

Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

С целью актуализации творческого развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя был проведен семинар-практикум с педагогами.

В игре принимали участие воспитатели всех возрастных групп.

Для вовлечения педагогов в коллективную деятельность, развития умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения педагогических ситуаций все педагоги были разделены на две команды.

Для достижения поставленной цели были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Для совершенствования педагогического мастерства педагогов, формирования у педагогов потребности: в творчестве, развития находчивости, сообразительности, логическом мышлении, педагогам были предложены задания: «Дерево ожидания», "Вхождение в игру (разминка)", презентация, «Каша из топора», мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса", опыты № 1-6, «Дерево ожидания (релаксация)».

Вывод: поставленная цель была достигнута, педагоги показали высокий уровень профессиональной подготовленности, работали сплоченно, показали умение работать в команде, аргументировано отстаивали свою точку зрения.

Были решены следующие задачи:

  • совершенствовалась профессиональная компетентность педагогов, в развитии интеллектуальной и творческой активности;
  • педагоги были вовлечены в коллективную деятельность, развивалось умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения предложенных задач.
  • были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Палочки Кьюзинера

Задачи:

  • познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • осваивать прямой и обратный счет.
  • познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  • помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
  • научить делить целое на части и измерять объекты.
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Воскобовича

Цели и задачи технологии.1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Блоки Дьенеша

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.


Ученые не перестают уверять, что мозг является уникальным, но при этом самым загадочным органом человека. Ведь до конца понять, какими способностями он обладает, и каковы его ресурсы, не могут даже самые выдающиеся умы современности. Учитывая количество мифов о мозге, можно сделать вывод, что на сегодняшний день есть лишь один научно доказанный факт: этот орган функционирует не в полную силу, а всего на 4-8%.

Рис. Методы интеллектуального развития

Как же добиться, чтобы мозг заработал лучше и продуктивней? С этой целью специалисты разработали множество методик и упражнений. Ниже будут описаны наиболее эффективные из них.

Смена основной руки

На протяжении суток выполняйте некоторые дела (прием пищи, написание текста вручную, чистка зубов, нарезка овощей) «непривычной» для Вас рукой. То есть левой, если являетесь правшой, либо правой, если Вы являетесь левшой. Именно это позволит . Специалисты уверены, что регулярное выполнение этого упражнения развивает не только интеллект, но и творческие способности, а также пространственное воображение.

Здесь есть главное условие: Вы должны обязательно иметь желание подвергать свой организм физическим нагрузкам. Если спорт доставляет дискомфорт, не вызывая малейшего интереса, лучше заменить данное упражнение другой техникой. Конечно, заниматься спортом без особой охоты тоже полезно. Однако процессы развития интеллектуальных способностей в данном случае будут протекать крайне вяло. Ученые провели эксперимент на хомяках, бегущих внутри колеса. Выяснилось, что, если физические нагрузки вызывают удовлетворение и не заставляют испытывать дискомфорт, это благотворно сказывается на функциях мозга.

Он оказывает положительное воздействие на здоровье в целом, в том числе и на работу мозга. Дело вот в чем: когда человек смеется, в организме происходят процессы выработки эндорфинов («гормонов счастья»). Это положительно сказывается на работе всех органов и систем. Также данные гормоны , они помогают мозгу настраиваться на работу. Чаще смейтесь. Для этого можно просматривать юмористические передачи, читать соответствующую литературу или просто веселиться и шутить в кругу друзей.

Любознательность

Указанную черту характера можно назвать любопытством. Но речь не идет о чрезмерной и неуместной любознательности, например, о непреодолимом желании знать, как живет и сколько зарабатывает сосед. Важно интересоваться новыми для Вас вещами, явлениями. И лучшим методом проявления любознательности учеными признан регулярный вопрос «Почему?», который нужно задавать самому себе. Пусть это войдет в привычку. Ежедневно спрашивайте себя о чем-либо по 8-12 раз и тут же пытайтесь отыскать аргументированный ответ.

Развивая интеллектуальные способности, Вы получите еще один приятный бонус - автоматически приобретете такой навык, как . Обладая им, Вы сможете не только быстро прочитывать тексты, но и лучше воспринимать их смысл, а также запоминать и при необходимости воспроизводить информацию.