Будущее г. Будущее больших городов. Василий бабуров, архитектор-урбанист, ведущий сотрудник лаборатории градостроительных исследований мархи

Введение

Раздел 1. Город будущего – фантастика или прогноз?

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Город, как наиболее древняя и вместе с тем самая современная форма расселения людей – предмет пристального внимания не только архитекторов, историков, географов, экономистов, искусствоведов, но и широкого круга людей различных профессий.

По-видимому, люди научились метить границы территории у животных, так что исследование, освоение и маркировка ландшафта с обозначениями границ угодий предшествовали возникновению первых постоянных поселений.

Городское планирование имеет такую же долгую историю, как и сам город. Так, уже в письменности Древнего Египта город и крепость были обозначены разными иероглифами, что ясно указывает на достаточно углубленное понимание природы города как особой формы концентрации людей на ограниченной территории.

Литература о городе пополняется вот уже две с половиной тысячи лет. Великий врач Гиппократ собрал вместе опыт функционирования греческих городов-полисов, обозначив гигиенические правила ориентации улиц. Гипподаму приписывается изобретение регулярной сетки городских улиц, без изменений дошедшей до нашего времени – достаточно напомнить, что нью-йоркский Манхэттен в полноте сохранил гипподамову схему. Платон пытался описать идеальную модель города, отталкиваясь от общефилософских суждений о природе взаимодействия между людьми, тогда как Аристотель обобщил опыт конституций десятков полисов и обсуждал оптимальную численность свободных горожан. Рим освоил опыт Греков, обобщил его и стандартизировал. Сложились и воспроизводились стандарты обустройства публичных бань, рынков, амфитеатров и театров, и эти стандарты воплощались повсюду, от Нила до Рейна, от Евфрата до Темзы, приноравливаясь к природным условиям. Этот опыт был описан во множестве трудов, включая трактат Фронтина об акведуках и фонтанах и обширную энциклопедию Витрувия. Мастера итальянского Возрождения заново прочли античные тексты и много размышляли о создании идеального города, отнюдь не ограничиваясь при этом вопросами планировки и застройки. Так, у Филарете тщательно описываются не только система улиц и каналов, не только нормы жилых помещений для представителей разных сословий, не только правила организации торговли, но даже расписание занятий и меню для учеников лицея. Литература и живопись существенно опережали практику – люди, которые все еще жили в средневековых домах, читали трактаты и смотрели на фрески с изображением бесконечных колоннад и купольных зданий, которых еще не существовало. История урбанистики и урбанизации доказывает, что от рождения идей до их реализации в ткани городов проходят десятилетия, иной раз многие десятки лет.

Раздел 1. Город будущего – фантастика или прогноз?

«Большую опасность представляют собой Города Будущего, которые каждодневно придумывают градостроители, считающие себя пророками. Подобно Уэллсу, они переносят в будущее условия сегодняшнего дня, только преувеличивая некоторые из этих характерных черт», - писал итальянский архитектор Порчина.

«Основу любого творчества составляет борьба набирающей силу здоровой формы с формой поддельной, подражательной» (А. Мальро). Борьба набирающих сил архитектурных и градостроительных форм с формами поддельными, подражательными не лишена драматизма. Гропиус, Перре, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие создатели современной архитектуры, которым на протяжении всей жизни пришлось вести борьбу с академизмом, на склоне лет стали свидетелями полной победы своих идей. Ле Корбюзье был настолько гениален, что видел своих последователей не среди тех, кто ему подражает, а среди тех, кто борется против подражания Гропиусу, Перре, Ле Корбюзье. Во все времена идеи архитекторов-новаторов наталкиваются на упорное сопротивление. Происходит путаница понятий. Архитектура мечтателей, архитектура фантастов, архитектура будущего – таковы чисто условные ярлыки, которые наклеивают иногда просто наобум на произведения подчас диаметрально противоположных направлений. В одну кучу сваливают беспочвенных фантазеров и мастеров, обладающих даром предвидения.

Весьма беспочвенные фантазии в области архитектуры – явление нередкое. Чаще всего они появляются у живописцев, и это подтверждает история искусства. Например, Иероним Босх и Питер Брейгель наряду с вполне реалистическими изображениями зданий рисовали подчас какие-то сооружения, которые можно было принять за плоды горячечного воображения. Вдохновленные Вавилонской башней, Дезидерио, а затем и Пиранези грезят о грандиозной архитектуре.

Леонардо да Винчи, некогда изобразившего идеальный город, считали утопистом, хотя он сам не сомневался в своей правоте. Архитектурные замыслы Леонардо подхватил и развил через несколько веков в 1914 году его соотечественник Антонио Сант-Элиа. Архитектуру будущего Сант-Элиа также признавали утопичной до тех пор, пока вдруг не обнаружили, что его проекты, в которых был резко изменен масштабный строй города, отвечают настоятельным требованиям нашего недавнего времени. Живописные архитектурные композиции Босха, Брейгеля, Дезидерио, Моро представляли собой чудовищные сочетания реминесценции и гротеска; они пытались соединить невозможные стили в своего рода декорации к театрализованному апофеозу. В основе же архитектурных фантазий Леонардо да Винчи и Леду, например, лежат инженерные замыслы. Это вовсе не фантастические грезы, а фантазии, порожденные предвидением. Дом, который Леду намеревался построить над водопадом, несомненно, был плодом фантастического замысла. Однако двумя веками позже Фрак Ллойд Райт построил в США свой знаменитый дом над водопадом. Подобная преемственность замысла позволяет говорить уже не о фантазии, а о предвидении. Гигантомания, мания величия – так охарактеризовали произведения архитекторов-провидцев. Этих нареканий в свое время не избежали ни Леду, ни Булле. Но разве современный Манхэттен не фантастичнее самых невероятных замыслов Булле? Леду и Булле первыми еще в ХVIII веке вступили на путь технической фантазии. Рене Саржер, французский архитектор и инженер, писал: «Современные фантасты остаются непонятными только тем, кто не представляет себе поистине фантастических возможностей новой техники».

Нельзя обвинять фантастов в утопизме – творческий поиск, ориентированный на будущее, неотделим от утопии, проблему всегда следует рассматривать с более широких и дальновидных позиций. Интересные градостроительные идеи и предложения футурологического направления были предложены архитекторами и конструкторами различных стран в середине прошлого века. Это время – начало современной научно-технической революции – развитие атомной энергетики, освоение космоса, химизация народного хозяйства, внедрение кибернетики и бионики в производство. Все это открывало качественно новый этап в проектировании городов будущего. В эти же годы осознается понятие, названное «демографическим взрывом», что тоже определило поражающее воображение масштаб и перспективу проектирования. Проекты архитекторов-новаторов еще более необычайны, так как полностью отказываются от архитектурного наследия. Пример – города-мосты. И.Фридман разработал проект города-моста, перекинутого через Ла-Манш, по своей смелости превосходящий архитектурные фантазии Филарете или Антуана Карона.

Проекты так называемого пространственного градостроительства, выступая за разумное использование земли, против «расползания» городов, предлагают также удобство пространственных связей между частями города с использованием новых возможностей строительной техники. В городах-конусах, запроектированных Полем Мэймоном, диаметр полой железобетонной опоры равен 20 метрам; она используется для размещения лифтов и коллекторов для всех вертикальных коммуникаций. Тросы, закрепленные к опоре, напоминают огромную паутину. К этим тросам могут быть подвешены любые элементы городской застройки. И.Фридман предлагает проект пространственного города на территории Парижа: новый город поднят в воздух над старыми кварталами Парижа и над Сеной. Разрывы между жилыми домами обеспечивают инсоляцию земной поверхности.

В проекте «города-кратера», архитектор Шанеак создает пространственный город с использованием типовых элементов.

Структурную основу составляют искусственные уровни – площадки и звездообразные бетонные «ежи». Структура заполняется объемными ячейками заводского изготовления свободной формы, которые устанавливаются на несущих конструкциях. Композиция с применением таких жилых единиц в масштабе крупного жилого комплекса не получила бы уравновешенного, статичного построения; она образовала бы живое, постоянно меняющееся сочетание жилых единиц.

Проекты группы «Арчигрэм» развивают идею архитектуры «однократного использования». Все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа. Наиболее короткий срок у жилой ячейки (15-20 лет). Поэтому новые ячейки можно постоянно «подключать» к структуре города.

Проект города «Плаг-ии-сити» («город-розетка», «город-штепсель»). Архитектор Кук предложил решение, где сетчатая крупномодульная структура содержит все необходимые для города связи по горизонтали, вертикали и диагоналям, транспортные, пешеходные и важнейшие виды обслуживания. Элементы города монтируются и заменяются посредством мощных кранов.

В кибернетическом градостроительстве Николая Шеффера город труда и учебы решен в виде высотного объема, а город отдыха и развлечений «распластан» по горизонтали.

Город-воронка Вальтера Йонаса (в виде опрокинутого вершиной вниз конуса или пирамиды) представляет собой как бы искусственную долину; квартиры выходят во внутреннее пространство воронки. Эти воронки, соединенные между собой перемычками в верхней части, образуют город.

Каждая воронка представляет собой самостоятельный квартал. Йонас разработал проект «городской единицы будущего» («Интра-хауз») в форме раскрытой многоярусной воронки с внутренним замкнутым пространством. Задача проекта – возродить городскую коммуну, максимально освободить поверхность земли.

Проект «Подвижного города» Пере-Лаейя представлял собой город, который включал бы в себя постоянную часть и подвижную часть, которая состояла бы из индивидуальных сблокированных ячеек, установленных на рельсах. Передвижение по городу должно было осуществляться с помощью подвесных тротуаров.

Артур Куормби, проектирующий жилые ячейки из пластмасс, придал высокую мобильность пространственной системе ячеек, подвешенных к центральной полой несущей мачте. Эти ячейки могут открепляться от несущей конструкции и по желанию жильца превращаться в индивидуальный дом, установленный на земле, или перевозиться на новое место и прикрепляться к другим несущим конструкциям аналогичного типа. Разработаны проекты городов на сваях и плавучих городов. Ученый Жак-Ив Кусто предложил решение дома под водой.

Новое движение противопоставило идеям «функционального порядка», лежащего в основе мечты Афинской хартии о «лучезарных городах» свое понимание основных условий градостроительства: динамизм эпохи, мобильность элементов и функций города. Их идеи свелись главным образом к разработке полуфантастических проектов и идей городов будущего, основанных на безграничных возможностях техники, а также на собственных представлениях о развитии будущих социальных условий градостроительства. Эстетические же критерии почти невозможно прогнозировать – в отличие от предвидения тенденции технического и социального прогресса. Как правило, попытки представить будущее в его конкретной реальности, не имеют успеха – они кажутся слишком неправдоподобными с позиций сегодняшнего дня и слишком наивными, когда уходят в прошлое. И все-таки представление о будущем необходимо. Высказывая представления о будущем, специалист получает возможность прямо, конкретно и доступно для каждого изложить свое мировоззрение.

Синтез обобщенного представления о будущем предполагает нечто большее, чем сумму специальных знаний, а именно – целостную и динамическую картину. Конечно, такая картина может быть создана лишь ценой определенных условностей и упрощений. Тем не менее, попытки увязать все аспекты прогноза в целостную картину часто могут дать больше, чем самое глубокое исследование одного из них вне связи со всеми другими. Поэтому каждый исследователь имеет право конструировать свой обобщенный образ будущего, вбирающий в себя комплексную оценку тех проблем, которые кажутся ему наиболее актуальными, в их естественном движении и взаимосвязях.

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством

Одна из труднейших проблем градостроительства заключается в том, чтобы создать для человека наиболее благоприятные условия существования. Она затрагивает все стороны жизни человека; с ее решением связано множество самых разнообразных вопросов – хозяйственных, социальных, политических, медицинских, санитарно-гигиенических, биологических и географических. Градостроитель должен быть также знатоком духовной культуры, психологом - «человековедом». Одна из важнейших проблем - соответствие повседневной деятельности человека его идеалам и мировоззрению. Архитектор должен стремиться создать максимально благоприятные условия для жизни человека с учетом его потребностей и запросов.

В наше время прогресс в области науки так стремителен, возможности практической деятельности и развития умственных способностей человека так не ограничены, что нельзя даже предсказать с достаточной уверенностью, куда все это может привести. Трудно предсказать, каковы будут запросы людей в 2500 году, что они сочтут для себя нормой поведения. Мы живем в бурно развивающемся, стремительно меняющемся мире. В то же время некоторые аспекты этого развития серьезно тревожат. Отходы промышленного производства загрязняют воздух и воду, фауну и флору, нарушают устойчивые экологические сообщества в природе, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни людей. Все возрастающий темп жизни, необходимость перерабатывать во много раз увеличивающийся на протяжении жизни одного поколения объем информации, неумолимое внедрение стандарта в потребление и культуру – оплачиваются огромными затратами нервной энергии, и в чем-то обедняют эмоциональную жизнь.

Городское планирование намного превышает сложностью архитектурное проектирование, искусность связывания вместе социального, экономического, географического и пр. достигает полноты результата только тогда, когда город предстает перед нами в полноте своей сущности, воспринимается всеми чувствами. Умение профессионального планирования, вобравшее в себя концентрированное знание, накопленное многими поколениями урбанистов, в конечном счете, воплощается в комфортность бытия и в комфортность видимого образа. И этот образ бесконечно важен, так как он включает в себя обширную гамму элементов – от первого взгляда на город издалека до взгляда на дом через улицу или через струи фонтана на маленькой площади. Город – это еще и нечто иррациональное, каждый город неповторим характером, судьбой, историей.

Человек еще и консервативен по своей природе. Наблюдающийся сначала на Западе, а теперь уже и у нас в последнее время взрыв вещной «ностальгии», интереса к предметам 40-50-летней давности, не представляющих художественной ценности (китч), несомненно, свидетельство тоски по устойчивой вещи прошлого. Раньше этот транссубъектный мир был вполне устойчив – человека окружали вещи, доставшиеся от предыдущего поколения, а новые походили на старые. Форма глиняного горшка практически не изменялась тысячелетиями. Автоматизм восприятия – великий охранительный механизм психики, его нельзя безнаказанно нарушать. Слишком быстро все меняется: одежда, посуда, мебель, интерьер, архитектура. В мире, организованном таким образом, постоянным можно ощущать только свое «я». Все остальное меняет очертания, несется куда-то все стремительнее. Долго ли в такой ситуации можно сохранять твердое ощущение своего «я»? Только осмотрительная постепенность и неторопливая преемственность может сберечь духовное «я» и психическое здоровье человека в этом слишком скоро меняющимся мире. Универсальный, обобщающий рецепт города-мечты выписать практически невозможно

Заключение

Каким будет город к середине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что в отличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Но ответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городского планирования, в том, как модели предметной, физической организации городского пространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими, управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартах поведения – с другой.

За последние полвека количество работ, посвященных урбанистике, различным ее аспектам, не только необычайно разросся, но и продолжает разрастаться. Мнения меняются, мы оставили позади уверенность людей вроде Камилло Зитте, в том, что можно раз и навсегда установить правила создания прекрасного города, а людей, вроде Ле Корбюзье – в том, что воля художника способна построить город заново. Наивысшей сложностью, а потому особым очарованием обладают те ансамбли и города, что нарастают в течение долгого времени, путем прибавления новых элементов так, что новое целое охватывает прежнее целое и включает его в себя. Задача архитектора еще и в том, чтобы суметь подчинить свое решение решению своих предшественников. Культ авторства, авторские амбиции не должны вступать в противоречие с давней культурой выращивания ансамбля.

Людям на переломе ХIХ-ХХ веков казалось, что технический прогресс сам собой решит все проблемы города и горожан. Теперь мы знаем, что этот прогресс, масштаб которого и масштаб последствий которого они не могли себе представить, не только строит и развивает города, ни и омертвляет их. Мы должны увидеть заново эволюцию города как города людей. Тех, кто этот город создает осознанно, и тех, кто пересоздает его ежедневно своим поведением в городской среде.

Использованная литература:

В.Л. Глазычев. Урбанистика. Издательство «Европа», Москва, 2008г.

А.Э. Гутнов, И.Г.Лежава. Будущее города. «Стройиздат», Москва, 1997г.

Мишель Рагон. Города будущего. Издательство «Мир», Москва, 1969г.

Красная книга культуры. Издательство «Искусство», Москва, 1989г.

Посохин М. Город для человека. Издательство «Прогресс», Москва, 1980г.

Хорев Б. Проблемы городов, Москва, 1975г.

Нью-Йорк в 3000 г., "Футурама":.

Ответ на вопрос «как будут выглядеть города будущего, станут ли они нагромождением многокилометровых небоскребов или уйдут в землю» ищут сотни архитекторов, ученых и футурологов. На фоне стремительного роста населения урбанизированных районов Земли, исчерпания ресурсов и экологических проблем город утопично воспринимается настоящей колыбелью жизни, реализующей самые смелы урбанистические идеи и решения.

Сегодня стать виртуальным архитектором может каждый: копии реальных и вымышленных городов возводят в Minecraft, градостроительные симуляторы типа серии Anno предлагают возводить гипертрофированные версии современных мегаполисов хоть на Луне, дизайнеры рисуют концепты поселений, попирающие все современные достижения в области строительства и транспортной логистики.

Однако помимо виртуальных строек в мире создаются около сотни реальных населенных пунктов, претендующих на звание «умного города». В этой статье вместе с проектом Недвижимость Mail.Ru мы расскажем о самых интересных.

Город Сонгдо в 2020 г., концепт.

Город будущего - это город, в котором большинство систем и объектов инфраструктуры управляется компьютерами. В Южной Корее, в городе Сонгдо, уже испытывается прототип единой городской информационной сети, которая соединит в общий кластер все строения. В некую базу данных будет стекаться информация от мириад датчиков и камер. Цель этой системы заключается в контроле и управлении всеми городскими системами, включая транспорт, водоснабжение и т.д. Ведь не секрет, что современные городские службы еще очень далеки от пика своей эффективности. Кроме того, экспериментальная система позаботится и о безопасности жителей. Например, пол в доме престарелых оснастят датчиками, благодаря которым можно будет обнаружить факт падения человека и отправить сигнал тревоги. Или более актуальный пример: общегородская информационная сеть позволит внедрить универсальную карту, которая будет служить ключом от входной двери, банковской картой, проездным билетом и удостоверением личности. Маршруты мусоровозов будут выстраиваться на основании данных о степени наполненности мусорных баков. А уж про управление дорожным движением и говорить нечего, это просто musthave.

Сейчас во многих домах Сонгдо входную дверь можно открыть не ключом, а с помощью смартфона. За несколько кликов можно проконсультироваться с врачом по видеосвязи. Для решения административного вопроса можно связаться с чиновником через приложение. И многое другое.

Сонгдо располагается на искусственном острове в 50 км от столицы Южной Кореи. Строительство города, которое, по сторонним оценкам, обошлось Южной Корее в $35 млрд, ведется уже 15 лет при активной помощи компании Cisco Systems. Город должен быть полностью построен в 2020 г., а его население к этому моменту составит 250 тыс. человек. В 2016 г. с вводом в эксплуатацию около 400 умных зданий Сонгдо сможет претендовать на звание первого умного города в мире.

Вечный вопрос пробок решается радикально: в городе можно обойтись без автомобиля благодаря развитой системе общественного транспорта, а также с помощью реализации технологии телеприсутствия. Добиться этого рассчитывают за счет установки в каждом доме, офисе и общественном учреждении видеосервиса TelePresence, который обеспечит возможность проведения удаленных встреч с помощью систем видеонаблюдения.

Сонгдо - это еще и зеленый город, активно использующий возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую энергию). Мусор же не выбрасывается на свалку, а пропускается через систему переработки. Здесь собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, для туалетов в зданиях и для мытья улиц.

К инициативе корейцев очень внимательно присматриваются во многих странах, поскольку проводимый ими эксперимент может потенциально помочь решить некоторые проблемы большинства крупных городов. Скажем, тот же Нью-Йорк, по сути, превратился в гигантский конгломерат, поглотивший множество мелких городов. 200 км побережья, до самого Ньюарка, представляют собой одну сплошную застройку. Токио уже слился с Йокогамой, попутно поглотив десятки, если не сотни других населенных пунктов, и в этой колоссальной агломерации проживает 38 млн человек. У нас пока таких примеров нет, но Москва уже близка к этому. По сути, она расползается «щупальцами» вдоль основных шоссе, постепенно интегрируя окружающие города. И как прикажете управлять такими сложнейшими образованиями?

Жизнь без октанового числа

Смог в Пекине. Содержащиеся в смоге частицы способны проникать в организм через легкие, накапливаться и оседать в нем.

Принято считать, что основной причиной возникновения смога является автотранспорт. И одной из главных черт городов будущего обычно представляется ужасный воздух. Автотранспорт, конечно, оказывает свое пагубное влияние на воздух. Например, всем известно, сколь ужасен воздух в Пекине, который успел прославиться своим смогом и высочайшим уровнем загрязнения атмосферы. Около 25% вредных веществ поступает в воздух мегаполиса именно от транспорта.

Очевидно, что проблему выхлопов нужно решать - от этого никуда не деться. Выражаться это будет, вероятно, в постепенном отказе от двигателей внутреннего сгорания и переходе на электромобили или иные виды экологически чистого транспорта. В этом смысле интересен пример города Масдар, расположенного в ОАЭ: здесь законодательно запрещено использовать автомобили с ДВС.

Концепт города будущего в ОАЭ.

Масдар - эко-город, на 50% обеспечиваемый возобновляемыми источниками энергии и имеющий устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. Населить город планируют учеными, работающими над высокотехнологичными зелеными проектами и разного рода стартапами.

Улица Масдара, 2016 г.

Бюджет города оценивается в $22 млрд. Проект, запущенный в 2006 г., должен был реализоваться в 2015 г., однако из-за нехватки инвестиций строительство не завершено до сих пор. По новому плану Масдар возведут к 2030 г. Сейчас в городе постоянно проживает около 300 человек, построена основная инфраструктура и действует один магазин.

Грузовой квадракоптер Black Knight Transformer способен доставлять грузы весом до 1,6 т.

Более радикальным решением является полный отказ от использования автомобилей для доставки мелких грузов. Эту задачу можно возложить, например, на грузовые квадрокоптеры. Такие эксперименты ставятся во многих странах, в том числе и в России: некоторое время назад в Сыктывкаре действовала служба доставки пиццы с помощью квадрокоптеров. Правда, мир пока не совсем готов к массовому внедрению квадрокоптеров, но сам факт подобных экспериментов говорит о том, что в будущем микровинтокрылые займут определенные ниши.

Существует еще один способ сделать воздух городов чище - пересадить всех на велосипеды. С точки зрения расходов и оперативности это куда более удобный транспорт, а уж по экологичности с ним может соперничать только ходьба пешком. Конечно, полностью отказаться от общественного транспорта и заставить всех крутить педали не получится. Кроме того, несмотря на благостный пример Европы, где велосипеды превращаются в массовый транспорт, у нас не получится целиком перенять их опыт по целому ряду причин, одна из которых - особенности климата во многих регионах России. Но все же в достаточно теплых широтах это вполне реализуемый сценарий, если озаботиться строительством соответствующей инфраструктуры для велосипедистов и пропагандой этого вида транспорта.

Города с преобладанием велосипедов будут коренным образом отличаться от «классических». Однако более вероятен сценарий перехода на электромобили или на автомобили на топливных элементах. Сегодня мы даже представить не можем город без машин. По оценкам специалистов, скоро во всем мире на дорогах одновременно будут находиться 2 млрд автомобилей. Так что необходимо как можно скорее решить «проблему выхлопных труб».

Этот популярный в нашей стране политический лозунг 1920-х годов как нельзя лучше описывает подход к строительству городов, подразумевающий активнейшее использование зеленых насаждений. Идея не нова - подобные эксперименты ставились еще 100 лет назад, а планы городов-парков футуристы рисовали с XIX в. Но сегодня эта чрезвычайно привлекательная идея разбивается о суровые урбанистические реалии: по мере роста населения земля в городах быстро дорожает, поэтому каждый квадратный метр газона или, упаси господи, парка в центре города является объектом пристального внимания со стороны строителей торговых центров, парковок и офисных комплексов. К сожалению, деньги обычно побеждают.

Тем не менее любой горожанин предпочел бы жить в зеленом городе, а не в каменных джунглях. Одним из способов решения противоречий между интересами бизнеса и людьми является использование так называемых вертикальных ферм. По сути, это обширные строения, состоящие из нескольких ярусов, на которых размещены как парковые зоны, так и гидропонные теплицы для выращивания продуктов питания.

Крупнейшую в мире вертикальную ферму сейчас строят в промышленной зоне Нью-Джерси. На площади 6,5 тыс. м2 ежегодно будут выращивать около 900 т листьев салата. Солнечный свет здесь заменяют специальные экономные LED-лампы, а землю - многоразовая ткань. Ферма использует вполовину меньше удобрений и полностью исключила применение пестицидов.

Интерес к подобной инновации проявляют сегодня, в первую очередь, агропромышленные компании. Естественно, активнее всего экспериментируют в этом направлении в Азии, где о проблеме дефицита земли и перенаселенности знают не понаслышке. Преимущества вертикальных ферм заключаются не только в эффективности использования городских территорий, но и в независимости от климатических условий, что особенно важно для российских реалий. Естественно, подобные объекты должны быть максимально компьютеризированы и автоматизированы. А факт их размещения в городской черте заставляет архитекторов уделять больше внимания гармоничности и уместности внешнего облика.

Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк.

Не овощами едиными жив человек. Существует ряд смелых проектов, предполагающих интегрировать полноценные парковые зоны внутрь офисных и жилых зданий, в том числе небоскребов. А в Сингапуре уже есть отель, на 56-м этаже которого разбили большой парк. Для нас это пока слишком экзотично, а вот опыт Нью-Йорка стоит рассмотреть и, быть может, принять на вооружение: в этом городе замечательный парк разбили на заброшенной городской железнодорожной ветке.

Концепт парка «Зарядье», Москва.

Впрочем, России тоже есть чем гордиться в плане проектов озеленения. Так, «самый дорогой пустырь в стране», расположенный в двух шагах от Кремля, на месте снесенной гостиницы «Россия», сейчас превращается в уникальный парк, разделенный на несколько природно-ландшафтных зон, характерных для нашей страны. На территории парка появится березовая роща, низкорослые и стелющиеся растения тундры, луговые травы, субтропические растения, прибрежный лес и степь. Открытие парка «Зарядье» состоится в сентябре 2017 г.

Гоэлро XXI

Фудзисава, Япония.

Помимо нефти и газа современная цивилизация прочно сидит и на третьей «игле» - электричестве. А всевозможные инновации будущего потребуют еще больше электроэнергии. Так что помимо увлекательной задачи превращения городов в более чистые и комфортные нам предстоит решать вопросы увеличения выработки электричества и повышения энергоэффективности. Один из возможных подходов опробован в Японии: неподалеку от столицы построили экспериментальный городок Фудзисава, в котором тестируются всевозможные технологии. На первый взгляд, ничего примечательного, выглядит как типичный квартальчик американского пригорода, но это впечатление обманчиво.

Во-первых, каждый дом оснащен солнечными панелями и мини-электростанцией, что позволило многократно снизить суммарный расход поставляемой электроэнергии, выбросы углекислого газа снизились на 70%. При отключении внешней подачи электричества городок сможет функционировать еще трое суток благодаря аккумулированной электроэнергии.

Во-вторых, очень широко применяется автоматизация внутри жилищ. Стиральные машины сами выбирают программу стирки, определяют степень загрязнения вещей и необходимое количество порошка в зависимости от загрузки. Если зрители уходят от телевизора, то через некоторое время он самостоятельно выключается. Когда пешеход идет в темное время суток по улице, фонари светят ярче, а потом снова переходят в экономичный режим. К слову, все кабели и коммуникации смонтированы скрыто.

В этом городке также не принято пользоваться автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. При необходимости можно арендовать электромобиль или электровелосипед. Улицы оснащены многочисленными камерами и датчиками, благодаря которым удалось сократить количество полицейских при сохранении уровня безопасности. В текущем году в городе испытают систему самоуправляемых такси. Эксперимент будет проводиться на базе нескольких гибридных минивэнов Toyota Estima.

По данным Всемирной организации здравоохранения, к середине столетия городское население составит 70% популяции - свыше 6 млрд человек. Так что нам в любом случае придется научиться эффективно решать многочисленные проблемы управления огромными городскими агломерациями. Да и «обычные» крупные города только выиграют от внедрения новых технологий, позволяющих сделать жизнь горожан комфортнее и безопаснее.

К счастью, большинство реальных реализуемых проектов не имеют ничего общего с антиутопическими представлениями о мире. Эпоха киберпанка с городами, один вид которых ввергает в сильнейшую депрессию, либо уже закончилась, оставшись на страницах книг и в кинокадрах со спецэффектами, либо отложена на далекое будущее, сценарий развития которого связан с непредсказуемыми событиями.

Все мы любим пофантазировать о будущем. Какой будет наша планета лет через 50? Как изменится климат? Какими станем мы? И, конечно же, одним из неотъемлемых вопросов в этой цепочке является вопрос: а где мы будем жить? Каков он, город будущего?

Этот вопрос не является новым. О нем задумывались ученые, писатели, архитекторы, да и, наверное, каждый из нас. А сейчас давайте познакомимся с некоторыми наиболее интересными проектами города будущего и, конечно же, поделимся впечатлениями.

1. Город без автомобилей

Эта идея далеко не нова. Ведь каждый знает, что автомобили наносят много вреда окружающей среде, однако Китай является первой страной, где возникла идея постройки города, в котором не будет ни одной машины.

Город будет рассчитан на количество жителей около 80 тыс. Все жилые комплексы будут размещаться в центре города, а офисы, сервисные центры, магазины и другие объекты будут застраиваться, начиная от комплекса и дальше к периферии. В городе будет парковая инфраструктура, благодаря которой к его окраинам жители смогут добраться всего за 10-15 минут. Передвижение в таком городе будет осуществляться с помощью велосипеда, или же пешком.

Согласно прогнозам, город, который, между прочим, будет называться Great City, что в переводе означает Великий Город, будет расходовать гораздо меньше воды и электрической энергии. А количество выбросов в нем будет почти на 90% меньше, чем в других городах такого же размера.

2. Город с минимальными выбросами углерода

А вот Арабских Эмиратах пошли еще дальше. Город в Арабских Эмиратах, Масдар, будет не только без vfiby, но в нем также будут отсутствовать небоскребы. А гениальной задумкой является то, что этот город будет полностью обходиться без привычных источников энергии. Вместо этого, потребности жителей города будут обеспечиваться благодаря природным источникам, включая солнечную энергию, а также энергию ветра, игеотермальные источники. В итоге, количество вредных для окружающей среды отходов сократится до минимума.

3. Город-оазис в пустыне

Масдар – не единственный город будущего в ОАЭ. Если Масдар – это проект, которыйбудет создаваться с самого начала, то Дубай – реально существующий город, известный каждому. И теперь специалисты одной из ведущих архитектурных компаний создали проект для уменьшения выброса углерода в атмосферу.
В Дубай планируется постройка 550 зданий различного предназначения (от жилых домов до общественных заведений). А энергия для этих помещений будет вырабатываться с помощью, внимание, 200 квадратных километров солнечных модулей. Также в городе планируется введение транспорта, который не будет засорять окружающую среду.

4. Город с пустыми постройками

Еще одним проектом по «переделке» уже построенного города в экологически чистый, является проект бюро Kjellgren Kaminsky Architecture. Идея проекта состоит в том, чтобы заполнить город Гетеборг, который находится в Швеции, плотными застройками. А для еще большей экономии площади предлагается на крышах домов разместить участки для выращивания овощей, солнечные батареи и ветряные мельницы. Это поможет удовлетворять потребности жителей с минимальными затратами.

5. Вертикальный город

Архитекторы Австралии предложили довольно-таки неординарную разработку. По их задумке, город Мельбурн будет развиваться не горизонтально, а вертикально, причем как вверх, та и вниз. А над самим городом планируют построить прозрачное накрытие, которое будет предназначено для накопления солнечной энергии и выращивания фруктов и овощей. Передвижение в городе будет осуществляться двумя способами: под землей и в воздухе.

6. Пешеходный город

Еще одним городом, который планирует извлечь из пользования автомобили, является Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). В городе наблюдается сокращение количества жителей, и это стало толчком для инвестиций в проект по перестройке города. Согласно проекту, в городе будут созданы прекрасные парковые зоны, а автомобили полностью исключены из пользования. Это сделает город привлекательным как для туристов, так и для постоянных жителей. Реализация проекта обойдется приблизительно в полтора миллиарда долларов.

7. Город с очагом отдыха

Греки также «заразились» идеей прекращения использования автомобилей. Был проведен конкурс на лучший проект по изменению города. Такой проект был найден, и теперь в центре городе планируется создание «зеленого уголка», который будет служить местом отдыха и прогулок пешком. Также, осуществится незначительная перепланировка, в результате чего можно будет передвигаться к разным участкам города пешком.

8. Город-поляна

Следующим «городом будущего» в Китае является Шан-Суи. В городе планируют построить множество небоскребов для большей плотности заселения. Но это еще не все. В самих небоскребах планируют создать различные общественные места и зеленые уголки, где жители небоскреба смогут отдохнуть и отвлечься от каждодневных забот.

Осуществление такого проекта облегчит также передвижение по самому городу. Жители смогут быстро и без труда добраться в различные районы города пешком или на транспорте.

9. 3D-город

Еще одним проектом для уменьшения площади застроек и увеличения плотности заселения есть проектNeoTax. Его суть состоит в том, чтобы строить многоэтажные дома не только вертикально, но и, начиная с определенной высоты, еще и горизонтально. Это поможет сохранить зеленые насаждения и окружающую среду, а также обеспечить жильем большее количество населения при затрате минимальной площади. Такие дома будут внизу строится по принципу традиционных многоэтажек, а выше будут разветвляться в различные стороны. Довольно-таки оригинальный проект.

10. Каменный город

Интересный проект был разработан архитектором из Бельгии Винсентом Каллебо для китайского города Шенчьженя. Бельгиец вдохновился природными нагромождениями камней и предложил постройку домов в виде насаженных один на другого камней.
Это позволит не только сэкономить площадь, а и снизить роль транспорта. Также на каждой «каменной брыле» можно установить солнечный модуль и развести огород.

Как мы увидели, существует много интереснейших проектов «города будущего», некоторые из которых могут уже в ближайшее время воплотиться в жизнь. И, возможно, их масштабная реализация поможет нам сохранить ресурсы Земли и улучшить состояние экологии.

  • Михаил Алексеевский, кандидат филологических наук, руководитель Центра городской антропологии

    Чем больше становится город, тем меньше в нем становится человек. Города продолжают расти, горожан становится все больше, а роль каждого из них — все меньше. Сейчас голос рядового горожанина в гуле огромного города практически неслышен. Но все не так плохо, потому что современные горожане все чаще объединяются в сообщества по интересам, и эти сообщества оказываются в состоянии заметно влиять на городскую повестку, отстаивая свои права и интересы. Так что значение одного горожанина в большом городе неуклонно снижается, а роль городских сообществ становится все более важной.

    Именно на этот вопрос сложнее всего отвечать, если не уточнять масштаб и положение города. У азиатских мегаполисов, российских моногородов и небольших исторических городов Западной Европы набор актуальных проблем будет заметно различаться. Но если все-таки попробовать назвать ключевую проблему современного города в целом, то, на мой взгляд, это будет неблагополучная экологическая ситуация. Едва ли нужно объяснять, почему у многих городов возникают проблемы в этой области. Промышленность, выхлопы автомобилей, засилие асфальта и бетона, нехватка зелени... Долгое время казалось, что эта проблема не имеет решения, и что главное — стремиться замедлить ухудшение ситуации. Современный мировой опыт показывает, что экология города может меняться в лучшую сторону. Однако это дорого, долго и требует больших усилий со стороны всех заинтересованных сил.

    Все футурологи солидарны в том, что в будущем города будут становится все больше и многолюдней. И с этим действительно сложно поспорить, потому что города продолжают аккумулировать разного рода ресурсы: промышленные, финансовые, человеческие. Но лично мне очень нравится гипотеза, что в какой-то момент привлекательность больших городов начнет заметно сокращаться. Они будут расти и дальше, но из-за целого ряда проблем (прежде всего, экологических) жизнь там будет казаться все менее привлекательной. С развитием современных коммуникационных технологий человек теперь все меньше привязан к месту работы, поэтому имеет возможность выбирать, где ему приятнее жить. В этих условиях заметно может вырасти популярность коттеджных поселков и небольших городов, особенно тех, где благополучная экологическая обстановка и комфортная среда.

    Не буду лукавить: я чувствую себя городским человеком, и в целом город для меня более комфортная среда обитания, чем сельская местность. Я вполне могу жить и в деревне, но это скорее история про эскапизм и временный отдых от города. Но я все чаще думаю о том, в каком городе мне было бы комфортнее всего жить. И есть ощущение, что постепенно я тоже все больше симпатий начинаю испытывать к небольшим городам.

    Дмитрий Замятин, главный научный сотрудник, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    Сегодня есть два горожанина — естественно, грубо обобщая. Один: везде торопится, дефицит времени, деловой, встречи, переговоры, не успевает, часто трудоголик, иногда «светская» городская жизнь; он в «гуще городской жизни». Другой: часто рассеян, одинок, бывает, и потерян; постфланёр; дела, в принципе, могут идти и неплохо; город для него — фон иногда необъяснимых, малопонятных событий. Два этих образа могут сочетаться и в одном человеке — в разное время, в различных обстоятельствах. В целом то, что мы сегодня по традиции, по привычке называем городом, уже давно не город в классическом смысле. Я предпочитаю для описания современной ситуации «городской» жизни слово «постгород».

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Главная проблема — разложение, распад классического города предыдущих эпох как места, пространства традиционных коммуникаций «лицом к лицу». Хотя постгород характеризуется взрывным количественным ростом коммуникаций, поддержанным и спровоцированным технологическими прорывами предыдущего столетия, «постгорожане» оказываются в ситуации разрыва традиционных коммуникаций и в зоне возрастания взаимной трансцендентной, метафизической «невидимости». Постгород — это множество параллельных пространств, очень часто метафизически невидимых друг для друга, личностных и групповых. Очевидного решения проблемы пока нет, но ясно, что нужно исследовать постгородские сопространственности, условия их возникновения и взаимодействия — постгеографию города.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Старое деление на города и сельскую местность, по всей видимости, окончательно исчезнет. Возникнут новые формы человеческих поселений, предполагающие иную организацию пространства и коммуникаций. Наряду с жесткими монофункциональными пространственными зонами (транспортные узлы, зоны отдыха, отдельных производств) будут пространства «рассеянные», пластичные, мобильные, динамичные, постоянно меняющие свои формы в зависимости от содержательно-деятельностных ориентиров личностей и сообществ. Коммуникативным двигателем таких изменений будет служить поиск новых сопространственностей (своего рода новая метагеография, или постгеография).

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Город важен как место неожиданной встречи, иногда — как место долгожданного откровения. Как место творчества город часто нестабилен и враждебен. Но в традиционной сельской местности, обломки которой еще сохранились, другие коммуникативные ограничения, связанные с обязательностью соседского общения, сводом жестких локальных правил, которые могут раздражать или мешать. Потенциально я готов переехать, скорее, в псевдосельскую пригородную местность — дачно-коттеджную (там, как и везде, есть также своя коммуникативная специфика).

    Константин Трофименко, директор центра исследования транспортных проблем мегаполиса НИУ ВШЭ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    В настоящий момент одновременно существует несколько типов горожан, сформированных в рамках различных социально-экономических формаций.

    Первый вариант — горожанин «социалистический». Он не верит в то, что может влиять на жизнь и развитие города, в котором живет, он верит, что существует Власть, которая сама разберется, как нужно сделать, и от которой он что-либо потребует только в случае крайнего раздражения ее действиями. Другой тип — горожанин «индивидуалистический». Он блюдет свое личное пространство, а к общественному относится по принципу «кто первый захватил — тот молодец». Наконец, город как буржуазная система, пройдя несколько стадий эволюции, сформировал третий тип горожанина, «жителя бурга», который ответственно относится к личной собственности и по-хозяйски относится к собственности общественной. Это тоже его собственность, которую он также может развивать, соотносить свое видение с видением и интересами других горожан. Эта упрощенная классификация, безусловно, не приговор, один и тот же человек (особенно в современных наших реалиях) может вести себя по-разному в зависимости от внешних обстоятельств. Но тем не менее эти типы в публичных дискуссиях себя отчетливо проявляют. Что же касается роли горожанина, то она определяющая. Город — это и есть его горожане сегодня.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Первое, что нужно отметить, — это то, что процесс урбанизации объективный и добровольный. Никто не заставляет массу людей переселяться в города из деревень и аулов. В крупных городах они находят для себя лучшие условия и, значит, меньше проблем.

    Главная проблема городов — это скученность людей на ограниченной территории. Это проблема, но одновременно это и причина развитости городской инфраструктуры, которая и привлекает людей в города. Именно благодаря высокой концентрации людей в пространстве вы можете найти в шаговой доступности все мыслимые проявления человеческой цивилизации.

    Но скученность людей также порождает и все проблемы города, включая столь любимые мною для решения проблемы транспортные. И первопричина всех этих проблем каждого конкретного города лежит в сфере гуманитарной, она проистекает именно из того, как горожане в этих городах относятся к личному и общественному. Пробки, проблема парковок, соотношение личного и общественного транспорта — это следствие этого отношения. Наши постсоциалистические «города-мутанты», в которых люди живут в капиталистической формации, но при этом в бетонных гнездах и с общей (а по сути — управляемой чиновниками) улицей, превращают эти вопросы в парадоксы. Тем не менее я верю, что этот процесс эволюционный, и с развитием общественных отношений эти вопросы могут быть решены.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Это зависит от общего развития научно-технического прогресса и конкретно от того, какие технологии получат наибольшее развитие в будущем. Вплоть до недавнего момента развитие городов абсолютно зависело от технологий транспорта, а именно от ответов на вопросы, какое количество людей, на каком расстоянии, с какой скоростью и за какую стоимость проезда мы сможем провезти. Сегодня к транспортным технологиям на равных правах добавились IT-технологии.

    Каким будет будущее? Каким угодно. В долгосрочной перспективе все варианты равновероятны. Массовое развитие дешевых скоростных поездов (по типу Китая и Японии) приведет к образованию мега-мегаполисов («мегалополисов»), когда сотни километров урбанизированной территории находятся посреди тысячи километров пустоши. Развитие и массовое внедрение «летающих автомобилей» приведет к дезурбанизации, когда люди будут селиться в радиусе тысячи километров от точек социально-культурного притяжения, ведь до них будет час-полтора дороги. Развитие IT-технологий в духе фильма «Матрица» или романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам», когда люди пребывают в индивидуальных ячейках и всю связь с внешним миром получают в индивидуальных капсулах через виртуальную реальность, — это третий путь. Но все это — дела относительно далекого будущего. В ближайшее время города останутся примерно такими же, как есть сейчас, и мы будем наблюдать на практике реализацию муниципальной программы «Смарт Сити».

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Я абсолютный урбанист. Сельская местность и дикая природа может быть источником отдыха, вдохновенья, но в повседневной жизни мне нужна динамика огромного города. Без этого скучно. Города — это наиболее яркое проявление человеческой культуры. И только в городе, чувствуя его динамику, чувствуя через архитектуру и городской ландшафт преемственность с прежними поколениями горожан, и происходит приобщение к цивилизации в целом.

    Василий Бабуров, архитектор-урбанист, ведущий сотрудник Лаборатории градостроительных исследований МАРХИ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    С одной стороны, горожанин является потребителем благ, производимых городом, а с другой — их создателем. Это константы, сохраняющиеся при смене эпох. Кроме того, в идеале горожанин должен быть не только объектом, но и субъектом управления городом. Но, как показывает опыт, эта задача решается трудно и редко.

    Отличия нашего времени (постиндустриальной эры) от предыдущих эпох выражаются в следующем. Во-первых, жизненных ролей стало гораздо больше, а во-вторых, эти роли перестали быть постоянными (речь идет не только о профессии, но и образе жизни). Жизнь становится все более динамичной, и адаптироваться к ускорению изменений становится все сложнее.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Невозможно выделить одну — их много:

    • атомизация общества, усиливающаяся пропорционально размерам города (особенно это заметно в мегаполисе), которая приводит к полномасштабной аномии.
    • малочисленность собственно горожан (т. е. граждан города) — в отличие от аморфной массы населения, слабо укорененного в среде обитания, ментально отчужденного от нее и относящегося к ней потребительски.
    • увеличение диспропорции между масштабом человека, являющимся константой, и масштабом города, который постоянно растет. Постижение города его обитателями становится все более трудным, людям приходится постоянно приспосабливаться к искусственной среде, меняющейся вне их понимания, «преодолевать» ее, вместо того чтобы получать удовольствие от городской жизни.

    Слабость общественных институтов, отсутствие городского сообщества, являющиеся результатом упомянутых выше факторов, по сути, делают невозможным само существование города, превращая его в «урбанизированное поселение», т. е. симулякр, эрзац.

    Управлять таким суррогатом, конечно, проще, чем полноценным городом, но эффективность подобной модели (прежде всего с точки зрения развития человеческого потенциала) крайне низка. В конечном итоге не только жители, но и страна в целом оказываются в проигрыше.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Города будут развиваться по-разному, в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов и способности городских элит преодолевать их или использовать во благо. Можно ожидать, что большинство городов просто перестанет существовать, слившись друг с другом в единую массу. Но если говорить о желаемом будущем, то развитие городов должно идти по пути:

    • оптимизации пространственной структуры,
    • гуманизации городской среды, в т. ч. интеграции с природной средой,
    • ее «кастомизации» (customization), т. е. «подгонки» в соответствии с нуждами каждого конкретного горожанина.

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Человеческая цивилизация — это прежде всего цивилизация городов. Именно город, а не сельская местность, предоставляет возможность выбора, является средоточием мест приложения труда, разнообразной инфраструктуры, культуры и т. п.

    Маловероятно, что это изменится в обозримом будущем, хотя не стоит недооценивать фактор неожиданных изменений.

    Как потомственному городскому жителю, мне трудно сейчас представить свою жизнь в сельской местности как в профессиональном (ведение сельского хозяйства), так и бытовом плане, имея в виду узкий набор благ, к которым мы привыкли в городе.

    Ольга Карпова, декан факультета управления социокультурными проектами и руководитель магистратуры Urban Studies МВШСЭН

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    Невозможно ответить на этот вопрос всерьез, обойдя вопросы собственности и власти, именно их конфигурация определяет круг субъектов городского развития, будь то античные Афины, средневековая Флоренция или современная Москва. Со второй половины ХХ века круг правящих элит расширяется, прежде всего за счет бизнеса и экспертных профессиональных сообществ.

    Без сомнения, роль отдельного горожанина, небольших городских сообществ существенно выросла в последние годы. Но это касается пока не столько реальных процессов городских изменений, сколько постепенной трансформации управленческого мышления, которое со скрипом, но начинает ориентироваться на горожанина как на «потребителя города», более того, обладающего «правом на город».

    Реальное же, непосредственное участие горожан в процессах городских изменений, возможно, и происходит на уровне соседств и микрорайонов, то есть там, где крепятся их права и ответственность. Сегодня все больше новых практик и сервисов порождается на так называемом низовом уровне, что вселяет надежду на то, что мы постепенно научимся быть ответственными горожанами.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Я бы выделила, помимо классических проблем, низкие стандарты качества жилья и городской среды. При всем разнообразии столичных проектов, направленных на видимые улучшения городской среды, — публичные пространства, велодорожки, парки и пр. — качество городского жилья даже в столице по сути не слишком далеко ушло от стандартов эпохи Хрущева. Со всеми вытекающими коммунальными последствиями и воспроизводством определенного образа жизни.

    Откуда возникла, понятно: до последних лет на рынке жилья спрос превышал предложение, а других серьезных регуляторов, кроме рынка, в этой сфере у нас нет. Нужна осмысленная и долгосрочная стратегия введения стандартов жилья, ориентированных не на принцип «прожиточного минимума», а на современное качество жизни.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Думаю, что в ближайшем будущем тенденция к разрастанию мегаполисов будет усиливаться, со всеми сопутствующими транспортно-логистическими, экологическими и управленческими проблемами. Будет увеличиваться количество и разнообразие удаленных сервисов, равно как и удаленных рабочих мест. Хотелось бы верить, что принципы горизонтального сетевого управления, вовлекающего все более широкие круги горожан, будут все более активно внедряться в управление городами. Это то, что можно спрогнозировать в обозримой перспективе, остальное — дело футурологии.

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Вся современная цивилизация, которую мы знаем, _ это городская цивилизация, и вряд ли что-то изменится в ближайшие сто лет. В России с иной пространственной организацией, нежели в компактной и плотно заселенной Европе, пока нереально активному трудоспособному населению жить в сельской местности, если это не ближайший пригородный пояс. Возможности профессиональной самореализации, качество и разнообразие городской среды и публичных пространств, интенсивность коммуникации, качество досуга и самых разнообразных сервисов пока возможно получить только в городах, причем городах крупных. Никакие современные концепции пригородной жизни не способны даже отчасти этот дефицит восполнить. Поэтому, как бы ни мечталось о буколических картинках жизни на лоне природы, это для меня пока нереалистичный сценарий.

Егорова Анастасия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Эссэ «Будущее моего города – мое будущее»

Родина...Казалось бы, какое обширное, многогранное, необъятное, неисчерпаемое понятие. О ней можно писать, писать и писать, и каждый раз находить что-то новое для себя. И сколько красивых слов посвящено чистой и нежной любви к Родине, Отечеству. На нашей Земле много государств и стран, но одна у человека мать, одна у него и Родина. Ведь у каждого из нас на Земле есть такой уютный светлый уголок, которому душа радуется. Возможно, вы скажете, что их много, я не стану спорить, доказывая своё, ведь сама Россия прекрасна, несмотря на трескучие морозы, метель и пургу. Для всех нас с вами она одна - Россия, но у каждого есть свой родной поселок, родное село, а для меня Родиной является мой город - МОЙ ЯРОСЛАВЛЬ.

Ярославль является одним из древнейших городов России, и, по праву, занимает особое место в истории нашей большой и великой Родины. Пережив разорения и возрождения, он гордо идет вперед, неся свою славную судьбу. Тысячи людей воспевали Ярославль в своих песнях и стихах, прославляли его боевыми и трудовыми подвигами, заставляли гордиться научными и спортивными достижениями. Я искренне верю, что и моё поколение продолжит этот путь, внесет лепту в процветание нашей малой Родины.

Я бы хотела представить к вашему вниманию моё видение тех направлений деятельности, которые могут способствовать дальнейшему процветанию нашего города. Многие из нас планируют связать свое будущее с родным городом, а это значит, что наше будущее, моё будущее во многом зависит от будущего моего города, от тех процессов, которые будут способствовать его развитию. И это, в свою очередь, накладывает на нас огромную ответственность - именно мы, должны взять на себя задачу развития и благополучия нашей малой Родины. Если каждый из нас по крупице, по частичке будет вносить свою лепту, как это делали наши деды и прадеды, то и нам будет что передать будущим поколениям.

На мой взгляд любовь к своему городу, а вместе с ней и ответственность за его судьбу, невозможно прочувствовать, если не знать его историю, его истоков, не испытать гордость за свою малую Родину. Поэтому я считаю, что необходимо ещё более актуализировать участие подрастающего поколения в поисковой работе, в олимпиадах, конференциях, в результате которых мы узнаём о судьбе родного города, его трудовых и боевых буднях, о жизни известных людей, об истории улиц, предприятий, родной школы.

Молодежь уже сегодня волнует получение востребованных профессий, трудоустройство, дальнейшее развитие производства, создание условий для досуга и отдыха. Я думаю, что отток ярославской молодежи в города - мегаполисы (главным образом Москву) должен стимулировать работу органов власти в области молодежной и социальной политики. Необходимо ещё более пристальное внимание уделять профилактике вредных привычек и популяризации ведения здорового образа жизни, физического развития и стремления к физическому самосовершенствованию, отношения к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре. Создание программ, направленных на поддержку молодых, на изменение политики в области трудоустроиства молодежи, позволит сделать Ярославль привлекательны городом для максимальной реализации творческого потенциала молодых, их новаторских идей и устремлений.

Конечно, нужно не забывать и о том, что мы можем сделать для нашего города, а значит и для себя, здесь и сейчас.

Проще всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что мы можем сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других. К сожалению, есть примеры антисоциального поведения и вандализма. Так может поступить только человек, который не ассоциирует себя с городом. Возможно создать организации, сообщества, которые помогали бы верно направить свое творчество, например, рисование на подъездах по просьбе жителей. Еще один из способов облагораживания нашего города это озеленение, субботники, так как забота об окружающей среде является глобальной проблемой не только города, но и всего мира. Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

Наши дети – наше будущее. К сожалению, не все они имеют полноценные семьи, здоровье, счастливое детство. Часто дети лишены почти всего, брошены на обочину жизни нерадивыми родителями, семейными трагедиями, несчастным случаем, равнодушием государства. А ведь помочь совершенно несложно. Для этого существует много способов, даже самый бедный и занятой человек может внести свой вклад в спасение ребёнка. С миру по нитке – бедному рубашка. Многие ошибочно считают, что благотворительная деятельность – удел богатых персон, швыряющих деньгами, «отмывая» грехи. Но волонтерская деятельность особенно популярна у молодёжи, которой перевести на счёт ещё нечего. Волонтёрская служба при разных благотворительных организациях работает непосредственно с детьми. Волонтеры проводят с ними праздники, ведут кружки, просто навещают, дружат, переписываются, делают фотографии и фотоальбомы, присматривают за детьми, словом, делают всё, чтобы маленький человечек почувствовал себя комфортно в дружественной обстановке. Ведь известно, что если больной человек находится в хорошем расположении духа, то и выздоравливает он гораздо быстрее. Волонтёрская помощь – этот тот вид помощи, который не требует ничего, кроме любящего тёплого сердца. Прийти почитать ребёнку сказку, поговорить с ним о жизни, прогуляться в парке, устроить день рождения – такая малость для большого человека и огромная радость для ребёнка. Задумайтесь – и вы могли бы поучаствовать в этом. Когда начинаешь заниматься благородным и общественно полезным делом, то обязательно, рядом появятся единомышленники и соратники.

Активное участие молодых людей в жизни местных сообществ позволит напитать эту жизнь энергией и идеями молодежи, а для нового поколения создаст благоприятную среду саморазвития – личностного, социального и профессионального становления. Для молодых людей важно не абстрагироваться от общегородских проблем и жизни в городе, а, наоборот, высказали свое мнение и свои идеи по поводу улучшения обстановки в Ярославле.

Ярославль – город в котором я родилась, живу и собираюсь жить. Будущее моего города неизменно связано с моим будущим. Мы неразделимы, а значит мы зависим друг от друга. Я люблю его проспекты и переулки, его жителей, я горжусь его историей. Возможно мое имя не впишут красной строкой в летопись ярославской истории, но свою хотя бы малую крупицу в благополучие моего города я обязательно внесу. Всегда надо начинать с себя. Сделать из себя специалиста, заниматься, совершенствоваться, учиться и работать качественно. Все это так просто и банально. Все это мы можем сделать, если возьмем на себя ответственность, осознаем свою роль и перейдем от пустых жалоб и бездействия к полезным действиям. Не кивать на пассивных сограждан, отвечать за себя, заражать других своим примером, оптимизмом, делать все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем месте учебы или рабочем месте, в своей семье. Быть чистым помыслами и честным душою...

Быть достойным тебя, МОЙ ЯРОСЛАВЛЬ!!!